Из трав растет: бадьяк, барлак, белена, верблюдка, катран, ковыль, курай, мальва, метлица, мята, овсюк, папоротник, пырей. По горам около Старого Крыма находят много лекарственных растений; а в Сиваше растет масса водорослей, богатых содержанием йода и брома, но из них не делают никакого употребления. Из каменных пород и минералов известны: Бутовый известняк – в окрестностях Симферополя, Евпатории, Севастополя и других местах: он мягок и отделывается топором и пилою; и ныне, как и прежде, употребляется для построек. Меловых гор и известковых скал, большею частью отвесных, много между Качею и Бельбеком. Крымский мрамор, диорит и порфир – на южном берегу. Глина красная – в Феодосийском уезде, также в Карасубазаре: из нее делается кирпич и черепица, а прежде делались из нее большие и крепкие сосуды с тонкими стенками. Глина белая и других цветов – во многих местах. Глина серая, под названием кефе-кил, употребляется вместо мыла: она хрупка и растворяется в воде; добывается в разных местах: у речки Саблы, у подошвы отвесной меловой горы Ак-кая, близ Карасубазара, в Инкерманской долине и пр.; продается в лавках по дешевой цене 93 . Каменный уголь – в разных местах. Так наприм., в 15 верстах от Симферополя, в имении Исляма мурзы Ширинского, есть уголь черный, блестящий и ярко горящий; в бахчисарайском лесничестве, в 20 верстах от станции Алма – уголь легкий, твердый, горящий длинным пламенем. Толщина пласта от 1 до 4 ½ саженей. Ряды пластов каменного угля находятся в окрестностях Балаклавы, также в горном хребте Апалахе, при деревне Дерменкой, близ Алушты, в Гурзуфской даче, близ Ялты, Феодосии, Старого Крыма, местечка Судака, под самым Симферополем, в имениях Зотова, Взметнева и пр. 94 Драгоценных металлов в Крыму нет, но в Алупке, Судакских горах и окрестностях Керчи находят железо, а в окрестностях Севастополя и Старого Крыма – железистый колчедан. 95 Вода Внутренних вод считается в Таврической губернии 21358 кв. верст. Есть в ней вода соленая и пресная. Соленую воду составляют моря с их заливами и проливами и соленые озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Музеи Крыма оспорят решение суда 14 декабря. ПРАВМИР. Окружной суд Амстердама вынес вердикт о передаче Украине коллекции скифского золота, а не возвращать его в музеи Крыма. В постановлении суда отмечается, что Крым, не являясь суверенным государством, не может требовать ценности, представляющие культурное наследие, передает «Интерфакс». Ранее четыре крымских музея подали иск к музею Алларда Пирсона в Амстердаме с требованием вернуть из Нидерландов в Крым коллекцию скифского золота, состоящую из двух тысяч предметов. Четыре музея: Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический», направили в феврале 2014 года в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым — золотой остров в Черном море». Также в составе выставки были экспонаты из музея в Киеве. В экспозиции собраны археологические находки, в частности, более 500 экспонатов — артефакты из скифского золота (церемониальный шлем, драгоценные камни, мечи, панцири, домашняя утварь древних греков и скифов), скифское навершие шатра в виде грифона, скифский бронзовый котел и конные украшения, сосуды в виде овец из Нейзацкого некрополя. После закрытия выставки в августе 2014 года экспонаты из киевского музея были возвращены на Украину. Однако возник вопрос — кому возвращать крымские экспонаты (Нидерланды не признают присоединение Крымского полуострова к России). Музей Алларда Пирсона заявил о намерении передать экспонаты на основании решения суда, во избежание дальнейших претензий какой-либо из сторон. Теперь суд решил, что экспонаты крымских музеев из коллекции «Крым — золотой остров в Черном море» вернут Украине. В течение трех месяцев, пока не пройдет срок апелляции, экспонаты будут находиться в музее Аллард Пирсон. В пресс-службе Минкульта РФ назвали решение суда «крайне негативным прецедентом». «Данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию», — заявили в пресс-службе ведомства, добавив, что суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят.

http://pravmir.ru/amsterdamskiy-sud-resh...

Угроза со стороны германских хозяев подействовала. Киев поспешно вывел свои войска. Вы спросите: так кто же на самом деле освободил Крым от большевиков? Ответ прост: освободили его немецкие и австро-венгерские войска, которые 1 мая 1918 года завершили оккупацию всего полуострова. Всего один день - 29 апреля 1918 года - на некоторых кораблях севастопольской эскадры висели флаги УНР. Но 30 апреля почти все они были спущены, и вечером того же дня часть эскадры во главе с командующим Черноморским флотом ушла в Новороссийск под красными флагами. Смешны в наши дни заявления украинских «историков» о том, что на сторону УНР в то время перешли якобы все корабли Черноморского флота. Дело в том, что командование флота пыталось не допустить явного захвата немцами российских кораблей, а потому на последних временно и подняли флаги УНР - союзника Германии. К тому же по условиям Брестского мирного договора с советской Россией большинство российских кораблей формально не являлись военной добычей Германии. Их должны были разоружить и интернировать до окончания Первой мировой войны. После ухода части кораблей из Севастополя там остались в основном старые корабли. Немцы сняли с них орудия и почти все оборудование, но сами корабли оставались все же в Севастополе. А уже позже Антанта передала их белогвардейцам. При немцах в Крыму было свое краевое правительство, которое фактически подчинялось лишь германской оккупационной власти. ГРАБИТЕЛИ В ПОГОНАХ А что делали в Крыму освободители от большевиков? Они начали изымать запасы хлеба и другого продовольствия со складов и мельниц. Забиралось все, что можно было забрать. Отправлялось в Германию имущество бывших дворцов императорской фамилии и музейные ценности, в том числе Бахчисарайского ханского дворца. Ежедневно в Германию отправлялись железнодорожные составы, нагруженные оборудованием портов и крымских предприятий, а также другим имуществом. На них немецкие солдаты ежедневно могли отправлять своим родственникам маленькие посылки из Крыма. А с Украины тем временем вывозили в Германию даже чернозем.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/10/kie...

Глава Музеев Кремля назвала обоснованным решение суда по «скифскому золоту» 14 декабря, 2016. Новостная служба Она напомнила, что музейный фонд — это собственность государства, а не имущество отдельно взятого музея 14 декабря. ПРАВМИР. Решение суда Амстердама по «скифскому золоту» обосновано, поскольку предметы принадлежали Украине, сказала журналистам директор Музеев Кремля Елена Гагарина. «Очень важно понимать, что весь музейный фонд — это собственность государства, а не имущество отдельно взятого музея или иного учреждения культуры. В данном случае, когда предметы были вывезены с территории Украины и принадлежали Украине как государству, это решение представляется мне вполне обоснованным», — заявила Елена Гагарина (цитата по «Интерфаксу»). По ее словам, все вопросы музейных экспонатов о принадлежности конкретному музею должны решаться уже после того, как предметы вернутся владельцу. «Существуют нормы международного законодательства, которыми Музеи Московского Кремля, как и другие музеи, руководствуются в своей международной выставочной деятельности. Разрешение на вывоз любого предмета за границу выдает министерство культуры РФ на основании государственных гарантий, которые предоставляет принимающая сторона», — сказала Елена Гагарина. Председатель Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, в свою очередь, выразил мнение , что вещи из крымских музеев должны храниться там, где были найдены — в Крыму. «Это достаточно печальная история, которая свидетельствует о том, что права культуры и вопросы права не всегда совпадают. Очень жаль, что принято такое решение, оно имеет свои основания», — сказал Пиотровский. Четыре музея: Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и Национальный заповедник «Херсонес Таврический», направили в феврале 2014 года в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым — золотой остров в Черном море». Также в составе выставки были экспонаты из музея в Киеве.

http://pravmir.ru/glava-muzeev-kremlya-n...

В 1997–2000 годы – член политического консультативного Совета при Президенте Российской Федерации, заместитель руководителя палаты внешне-политической деятельности государства. В 2003 году стал ректором Института теологии и религиоведения в Махачкале, затем ректор Северокавказского центра исламского образования и науки. Был убит террористами 7 июня 2011 года вместе с племянником Залимханом Мусаевым. Посмертно награжден Орденом Мужества. Саитвалиев Руслан, муфтий Таврического муфтията Руслан Нариманович Саитвалиев родился в 1977 году в городе Янгиюль Узбекской СССР. По национальности крымский татарин. Руслан Саитвалиев вернулся в Крым 1989 году и поселился в селе Танковое Бахчисарайского района. Постепенно стал изучать ислам. 2005 году получил диплом Киевского Исламского университета со степенью «имам-хатыб». В 2007 году впервые совершил хадж. В 2008 году стал одним из организаторов хадж-миссии мусульман Крыма, в этом же году был избран на пост имама бахчисарайской мусульманской общиной. В 2010 году был избран на пост заместителя председателя Духовного центра мусульман Крыма Во время проведения референдума в Крыму в 2014 году сыграл важнейшую роль в поддержании мира на полуострове, повсеместно призывая крымских татар сохранять спокойствие и не поддаваться различным провокациям. В 2014 году был избран муфтием Таврического муфтията. В 2015 году утвержден религиозным экспертом в составе Департамента политических исследований и межэтнических отношений Севастопольской Академии наук. Сайдашев Ришат, экс-председатель ДУМ Забайкальского края, имам-хатыб. Ришат Рашидович Сайдашев родился 12 мая 1985 года в Омске. По национальности татарин. В 2003 году окончил Омскую общеобразовательную школу 130, параллельно учился в соборной мечети города. Окончив школу, поступил в медресе в Москве, после года обучения по направлению от образовательного учреждения поехал в Турцию, где четыре года обучался на курсах по изучению Корана. По возвращении защитил диплом в Российском исламском университете Р. Фахретдина в городе Уфе. После возвращения из Турции был направлен в город Чебоксары на практику в соборную мечеть, где проработал два года. Занимал должности имам-наиба и заместителя муфтия по связи с УФСИН. Преподавал в воскресной школе, читал лекции студентам и военнослужащим.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Для Голицына появление войск Речи Посполитой под Веной не было неожиданным. С начала 1683 г., еще до выступления Кара-Мустафы в поход, русская дипломатия упорно толкала короля и сейм к военному союзу с императором. Сейм решил помочь Империи; Вена была спасена. В 1684 г. к антитурецкому союзу примкнула Венецианская республика. Под номинальным главенством Римского папы Иннокентия XI образовалась Священная лига. Ее участники обязались всеми силами стремиться к привлечению в военный союз Российского государства. Опытные дипломаты устремились в Москву, чтобы добиться того объединения сил против мусульманской агрессии, которое не удалось России в 1670-х гг. Особенно активно действовали послы Империи. За посылку казаков с несколькими полками пехоты против крымского хана они прельщали Голицына всеми выгодами полноправного члена Лиги. Канцлеру было ясно, что столь скромные запросы послов имеют целью изъять из его арсенала козырную карту — Бахчисарайский мир. При этом Голицын знал, что Империя, вышедшая из войны с Францией и ее союзниками с убыточным Нимвенгенским миром (1679), жаждала реванша на Рейне, где обстановка как раз накалилась в связи с выступлением Франции против Испанских Нидерландов. Князь обошел ловушку, объявив о заинтересованности России в широкомасштабном наступлении на общего врага христиан. Но это невозможно, пока ее границам угрожает Речь Посполитая: победа под Веной вскружила голову Яну Собескому, и 39 посольских съездов с его комиссарами в начале 1684 г. прошли впустую. Казалось, никакие силы не заставят короля и сейм отказаться от возмездия за потери на Украине и несоблюдение Россией статьи Андрусовского мира, по которой Киев следовало вернуть Польше. Тогда имперские дипломаты предложили включить в договор о военном союзе Москвы и Вены пункт, направленный против притязаний Речи Посполитой. Заполучив роль третейского судьи между Россией и Польшей, Габсбурги обеспечивали себе господствующее положение в Лиге и максимальные выгоды при заключении мира с Турцией и Крымом, Голицын легко парировал этот выпад, напомнив о невыполнении Империей аналогичного пункта договора 1679 г. относительно Швеции. В расстройстве чувств имперские послы потеряли осторожность, предложив России ради общих планов все же помириться с Польшей, вернув ей Киев.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего «Онегина», и вы, конечно, узнали некоторых лиц. Вы обещаете перевод в стихах моего («Бахчисарайского фонтана»). Уверен, что он вам удастся, как всё, что выходит из-под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаетесь, самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю. По-моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо, при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы. Прощайте, я еще не отчаялся скоро увидеть вас в нашей столице, ибо знаю, как вы легки на подъем. Весь ваш А. Пушкин. (Франц.) 744 Я не колеблюсь написать то, что могу заявить словесно. Я вызвал г-на Ж. Геккерена на дуэль, и он принял вызов, не входя ни в какие объяснения. И я же прошу теперь господ свидетелей этого дела соблаговолить считать этот вызов как бы не имевшим места, узнав из толков в обществе, что г-н Жорж Геккерен решил объявить о своем намерении жениться на мадемуазель Гончаровой после дуэли. У меня нет никаких оснований приписывать его решение соображениям, недостойным благородного человека. Прошу вас, граф, воспользоваться этим письмом так, как вы сочтете уместным. Примите уверение в моем совершенном уважении. А. Пушкин. 17 ноября 1836. (Франц.) 746 Барон, Прежде всего позвольте мне подвести итог всему тому, что произошло недавно. — Поведение вашего сына было мне полностью известно уже давно и не могло быть для меня безразличным; но так как оно не выходило из границ светских приличий и так как я притом знал, насколько в этом отношении жена моя заслуживает мое доверие и мое уважение, я довольствовался ролью наблюдателя, с тем чтобы вмешаться, когда сочту это своевременным. Я хорошо знал, что красивая внешность, несчастная страсть и двухлетнее постоянство всегда в конце концов производят некоторое впечатление на сердце молодой женщины и что тогда муж, если только он не дурак, совершенно естественно делается поверенным своей жены и господином ее поведения.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

дес.) значительный контингент евреев. 15 июня 1926 г. Президиум ЦИК СССР утвердил постановление, в к-ром одобрялся план привлечь в течение 10 лет 100 тыс. евр. семей к сельскохозяйственному труду в К. 30 июля 1926 г. Президиум принял новый закон о переводе севернокрымских земельных угодий в фонд Всесоюзного комитета по переселению. Это решение спровоцировало конфликт с советским руководством К., возглавляемым татар. лидерами. В свою очередь они выдвинули план переселения в К. 200 тыс. татар из Румынии и 200 тыс. татар из Болгарии, к-рые выехали с полуострова в XIX - нач. ХХ в., а также план переселения на юж. берег К. малоземельных крымско-татар. крестьян из сев. районов полуострова. Несмотря на отказ Москвы поддержать это предложение, татар. руководители К. начали реализацию этих планов (в 1926-1928 они были сняты с должностей и репрессированы). В кон. 20-х гг. XX в. развернулась кампания по борьбе с татар. национализмом и крымским контрреволюционным движением. В то же время политика коренизации, в т. ч. и татаризации, не была свернута. Так, в 1930 г. были образованы первые национальные районы К.: крымско-татарские Алуштинский, Балаклавский, Бахчисарайский, Судакский, Ялтинский, Фрайдорфский евр. р-н, Биюк-Онларский нем. р-н, Ишуньский (позднее Красноперекопский) укр. р-н. В 1935 г. образованы Куйбышевский (Албатский) крымско-татар., Лариндорфский евр. и Тельманский нем. национальные районы. Также в 1935 г. Симферополь, Севастополь, Керчь и Феодосия стали городами республиканского подчинения. К началу Великой Отечественной войны все районы потеряли национальный статус (в 1938 - немецкие, в 1939 - еврейские, затем все остальные). В 1938-1939 гг. в К. в ходе репрессий против граждан иностранного происхождения наиболее пострадала польск. община К. (ок. 5 тыс. чел.). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. К. стал местом ожесточенных сражений с немецко-фашистскими захватчиками. 18 авг. 1941 г. в условиях наступления нем. войск была депортирована в Ср. Азию вся нем.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Даже на памяти старожилов окрестности Симферополя и Севастополя были покрыты густым лесом. По Высочайшему повеленью от 23 августа 1876 г. дозволено в частных и общественных лесах уездов: Симферопольского, Ялтинского и Феодосийского вырубать лесу не более 3% со всей лесной площади 86 . Но не смотря на то, лес рубят беспощадно и оставляют его только там, где достать нельзя, наприм. на высоких и крутых горах, и рубят не столько для построек, сколько для топлива, хотя топлива в недрах крымской земли очень много. Таким образом леса с каждым годом редеют, а от истребления лесов многие речки совсем высохли, некоторые плодородные долины превратились в пустынные равнины, птицы улетели, звери разбежались. Но крымская природа необыкновенно щедра: не смотря на самовольные порубки леса, не смотря на безжалостные хищения людские, – в Крыму все еще много лесов – в Феодосийском, Ялтинском и отчасти Симферопольском уездах. В Феодосийском уезде только горы Феодосии обнажены, да все пространство от Феодосии до Керчи не имеет леса. Но и на горах Феодосии с 1876 г. начали сеять дуб, сосну и акацию, и для этой цели ассигновано правительством 35000 р. на 12 лет 87 ; от Феодосии до Балаклавы – лесное пространство. Много леса около Старого Крыма по горе Агармышу и по другим меньшим горам, между селами: Кишлавою, Топлу и Судаком, в Кизильташе, около Отузской долины, по дороге от Чатырдага к Космодамиановской киновии, которая вся окружена огромным, дремучим лесом, и в окрестностях Чатырдага, на пространстве между Ускютом и Карасубазаром, и особенно много леса на южном берегу, по склонам Яйлы, около Алушты, Ялты, Аутки, Орианды, Алупки. В некоторых местах даже скалы из голых, безземельных трещин выпускают огромные деревья 88 . Площадь казенных лесов в уездах: Симферопольском, Феодосийском и Ялтинском занимает 71476 десятин, а площадь частных лесов в тех же уездах еще не приведена в точную известность 89 . Казенные дачи – в 4 лесничествах: 1) южнобережском: биюк-ламбатская, дегенрменкойская, лименская, гурзуфская, мисхорокуреизская, семеизская, ай-василь-дерекойская; 2) Феодосийском: искутская, александровская, бакаташская, ай-лянминская, бурундукская, камышлинская, деветашская, осмачинско-старокрымская, судакская, таракташская, козская, отузско-шах-мурзинская и ортолано-судакская; 3) бахчисарайском: мангушская, бияссальская, кабазинская, айтодорская, атлаузская, тиберти-сююрташская, коушская и коушско-пикинская; 4) бешуйском: бешуйская, аянская, тавельская и шумская 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Православные верующие Крыма намерены отстаивать свое право на строительство храма 24 июля 2006 г. 19:52 В селе Голубинка Бахчисарайского района найдены остатки древнего византийского храма, возведение которого датируется XIV-XV веком. Православные верующие полуострова выразили намерение отстроить святыню, что не понравилось представителям крымских татар. Как сообщает корреспондент ИА Regnum, в заявлении крымско-татарского общества «Азизлер» от 18 июля сказано: «Крымские татары являются коренным народом Крыма. Все племена и народности, которые проживали с самых древних веков, в свое время участвовали в формировании современного крымско-татарского народа. Все, что было создано их руками и трудом является культурным достоянием нашего народа». Следуя этой логике, остатки византийского храма в селе Голубинка, найденные на месте строительства православного храма, также являются достоянием крымско-татарского народа. «Мы категорически возражаем, и будем возражать впредь строительству современного храма православного общества, — сообщил корреспонденту ИА Regnum исполнительный председатель общества «Азизлер» Идрис Асанин. — Если же они нахально будут его строить, то он будет называться нахально построенным храмом, что будет оставлять за нами право его ломать. Уничтожение его будет для нас священным. Пускай вам это не кажется грубым», — заявил руководитель общества «Азизлер». Однако лидер молодежного объединения «Прорыв» и заместитель председателя Союза православных граждан Украины Алексей Добычин сообщил корреспонденту ИА Regnum, что с такой постановкой вопроса крымская молодежь не согласна и готова отстоять свою святыню. «Этот церковный холм, как его называли наши предки, сегодня может стать очередной горячей точкой в Крыму из-за противостояния славян и крымских татар, — говорит Добычин. — Для подтверждения своего права на строительство здесь храма православная община инициировала проведение археологических раскопок. Были выявлены около двух десятков могил и остатки храма. Храм, безусловно, христианский. По своей конструкции и устройству он датируется XIV-XV веками. Погребения, безусловно, христианского обряда, так как в них были обнаружены нательные христианские крестики. А нам известно, что на территории храма могли хоронить только особо почитаемых христиан. Мы, христиане, почитаем мощи таких христиан и преклоняемся перед ними. Уходить с этого места принципиально невозможно, так как для нас это духовная святыня, символ единения русского православия с греческим. В этом селе у православных нет своего храма, поэтому восстановление здесь древнего христианского храма будет очень кстати», — заявил лидер крымской молодежи. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/128270.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010