Красный Маяк Бахчисарайского района. В древнем Мангупе было еще несколько монастырей, их археологические останки обнаружены и изучены учеными. Как мы писали в самом начале книги, насельники крымского полуострова стремились к тому, чтобы он стал святым, — ставили повсюду Божьи храмы, часовни и кресты. Опять вернусь к личным воспоминаниям почти сорокалетней давности. Из Мангупа мы, юные археологи, в тот же день отправились в паломничество по другим пещерным городам. Бог дал пережить неповторимое чувство пер- возданности творения во время этого многокилометрового путешествия. Скалы, дороги и горы вокруг были пустынны, звенящая тишина сопутствовала нам в переходах от одной малой церкви, устроенной прямо внутри сорвавшейся с вершин гор огромной глыбы, к другой. Особо сильное впечатление произвел «храм трех всадников» — так он называется по фреске на стене, которая изображает трех всадников, поражающих змея. Сейчас храм действует, хотя трудно представить, как там могут поместиться молящиеся — такой он маленький внутри. Древний храм стоит у южных врат огромного пещерного города, который называется Эски- Кермен («Старая крепость»). Это настоящее царство пещер, и попасть в него очень легко — нет крутого подъема, недаром в камне прорезана глубокая колея от проезжавших тут столетие за столетием груженых телег и других «средств передвижения». В Эски-Кермен сохранились самые разнообразные помещения: жилые и хозяйственные пещеры, оборонительные башни и казематы, зернохранилища, очаги, колодцы, лестницы, световые окна. И конечно — храмы, часовни, захоронения. Пещеры в крепости Эски-Кермен разнообразны, есть двух, трех- и даже четырехъярусные. Нет точных сведений не только о времени появления пещерного города, но и о составе его населения, потому что разные народы приходили друг другу на смену в этой местности так часто, как мало где на земле. То же можно сказать и о других, в радиусе нескольких километров расположенных пещерных городах — Тепе-Кермен, Бакла, Качи-Кальон, Чуфупг-Кале.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

В средневековом городище Эски-Кермен в Крыму обнаружили христианский храм 21 августа, 2019. Новостная служба 21 августа. ПРАВМИР. В Крыму археологи обнаружили древний христианский храм. Руины храма обнаружили на территории городища Эски-Кермен на юго-западе Крыма, сообщает РИА Новости. Директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко отметил, что находка позволяет по-другому взглянуть на планировку городища средневизантийского времени, начиная со второй половины X века, и вообще конкретизировать представления о застройке подобных городов. Эски-Кермен — средневековый город-крепость, который был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Он находится в юго-западной части полуострова, недалеко от Бахчисарая и руин средневекового города Мангуп-Кале. Территория Эски-Кермен занимала площадь 8,5 га. Название городища переводится с крымско-татарского как «старая крепость». Сейчас это один из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, который входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 июня, 2013 16 ноября, 2018 28 февраля, 2019 26 октября, 2023 28 апреля, 2021 18 февраля, 2021 3 сентября, 2020 29 августа, 2019 31 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-srednevekovom-gorodi...

Ф. Р-3909. Оп. 1. Д. 204. Л. 10). В 2003-2006 гг. муфтият К. отстранил от должности 20 имамов, в основном - выпускников Азовского медресе (в пос. Азовское), они были замечены в тесных связях с ваххабитами или с международным религ.-политическим движением «Хизб-ут-Тахрир» (часто называемое «хизбами»; признано в РФ террористической орг-цией), целью которого является создание ислам. гос-ва (халифата), а пропагандистская деятельность направлена на призыв мусульман к строгому следованию законам своей религии, а немусульман - к принятию ислама. В 2005 г. в Алуште и Судаке произошли первые столкновения за контроль над мечетями между сторонниками ДУМК и «Хизб-ут-Тахрир». В 2005-2008 гг. «Хизб-ут-Тахрир» принимала меры к легитимации своей деятельности в К. через регистрацию подконтрольных ей мусульм. общин и т. о. расширила сферу деятельности на Бахчисарайский, Симферопольский и Красногвардейский р-ны, а также на некоторые населенные пункты юж. берега К., в частности на города Ялту, Алушту и Судак. 2 июля 2007 г. была зарегистрирована община «Давет» в Железнодорожном р-не Симферополя, руководитель к-рой Руслан Рамазанов выступил с открытой поддержкой идеологии «Хизб-ут-Тахрир». На 2006 г. ДУМК подчинялись ок. 320 религ. орг-ций, а 33 - являлись независимыми. Впоследствии большая часть «независимых общин» перешла к «хизбам» и ваххабитам (салафитам). В то же время в Евпатории, на месте крымскотатар. поселка Исмаил-Бей (ныне микрорайон Евпатории) еще в кон. 90-х гг. сложился анклав, во главе к-рого встал имам местной общины «Авдет-джами» - Ридван Велиев, выпускник Киевского исламского ун-та и глава крымского представительства ДУМ Украины, находившийся до 2010 г. в подчинении муфтия Украины шейха Ахмеда Тамима. Члены общины активно развивали духовное наследие суфизма и способствовали возрождению азизов (или зияратов), построенных в честь пребывания или захоронения там т. н. эвлиев («мусульманских святых», см. ст. Вали ). Именно из них сформировалось объединение общин, оппозиционное как ДУМК, так и ислам. радикалам, о создании которого было объявлено в 2009 г. на съезде в Евпатории. 14 дек. 2010 г. это объединение официально зарегистрировалось в Департаменте религий Украины как централизованная орг-ция Духовный центр мусульман Крыма (Крымский муфтият) во главе с муфтием Велиевым.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Крымские татары протестуют против восстановления православного храма в Бахчисарайском районе 19 июля 2006 г. 17:32 Крымско-татарское общество «Азизлер» 18 июля сделало заявление о своих претензиях к восстановлению православного храма в селе Голубинка Бахчисарайского района. Как сообщает ИА Regnum, в заявлении в частности сказано: «Крымские татары являются коренным народом Крыма. Все племена и народности, которые проживали с самых древних веков, в свое время участвовали в формировании современного крымско-татарского народа. Все, что было создано их руками и трудом является культурным достоянием нашего народа». Следуя этой логике, остатки византийского храма в селе Голубинка, найденные на месте строительства православного храма так же являются достоянием крымско-татарского народа. «Мы категорически возражаем, и будем возражать впредь против строительства современного храма православного общества, — сообщил исполнительный председатель общества «Азизлер» Идрис Асанин. — Если же они нахально будут его строить, то он будет называться нахально построенным храмом, что будет оставлять за нами право его ломать. Уничтожение его будет для нас священным. Пускай вам это не кажется грубым», — заявил руководитель общества «Азизлер». Однако лидер молодежного объединения «Прорыв» и заместитель председателя Союза православных граждан Украины Алексей Добычин сообщил, что с такой постановкой вопроса крымская молодежь не согласна и готова отстоять свою святыню. «Этот церковный холм, как его называли наши предки, сегодня может стать очередной горячей точкой в Крыму из-за противостояния славян и крымских татар, — говорит Добычин. — Для подтверждения своего права на строительство здесь храма православная община инициировала проведение археологических раскопок. Были выявлены около двух десятков могил и остатки храма. Храм, безусловно, христианский. По своей конструкции и устройству он датируется XIV-XV веками. Погребения, безусловно, христианского обряда, так как в них были обнаружены нательные христианские крестики. А нам известно, что на территории храма могли хоронить, только особо почитаемых христиан. Мы, христиане, почитаем мощи таких христиан и преклоняемся перед ними. Уходить с этого места принципиально невозможно, так как для нас это духовная святыня как символ единения русского православия с греческим. В этом селе у православных нет своего храма, поэтому восстановление здесь древнего христианского храма будет очень кстати. Мы прекрасно понимаем, что последние акции по Крыму с участием до тысячи голов крымских татар, были, прежде всего, демонстрацией для славян своей силы. Однако это не остановит крымскую молодежь, и за свои святыни мы постоим не хуже наших славных предков. Мы готовы встать на защиту своего Отечества и веры православной. Крым — колыбель Русского Православия и стоять на ее страже — наш христианский долг», — заявил лидер крымской молодежи. ИА Regnum/«Благовест-инфо»/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/127042.htm...

– Ты это часто говоришь – восхищает, восхищение. – Жизнь и должна быть восхищением… Солнце склонилось, густо лилось в открытые окна по крашеному полу, зеркальный отблеск играл на потолке. Подоконники горели все ярче, на них радостными кучками кипели мухи. Мухи кусали ее голые прохладные плечи. На подоконник вдруг садился воробей, зорко и бойко оглядывался и, вспорхнув, опять исчезал в светлой зелени сада, уже прозрачно сквозившей на предвечернем солнце. – Ну, скажи еще что-нибудь, – говорила она. – Скажи, а в Крым мы когда-нибудь поедем? Если бы ты знал, как я мечтаю! Ты б мог написать какую-нибудь повесть, – мне кажется, ты написал бы замечательно, – и вот у нас были бы деньги, мы бы взяли отпуск… Отчего ты бросил писать? Ты какой-то мот, расточитель своих способностей! – Были такие казаки, которые назывались «бродники», – от слова бродить. Вот, верно, и я бродник. «Одному Бог дает полати, другому мосты да гати». Лучше всего у Гоголя его записная книжка: «Степная чайка с хохлом в виде скобки поднимается с дороги… Рубеж во всю дорогу, зеленый, с растущими на нем бодяками, и ничего за ним, кроме безграничной равнины… Подсолнечники над плетнями и рвами, и соломенный навес чисто вымазанной хаты, и миловидное, красным ободком окруженное окошко… Ты, древний корень Руси, где сердечней чувство и нежней славянская природа!» Она внимательно слушала. Потом вдруг спрашивала: – А скажи, зачем ты прочел мне это место из Гете? Вот, как он уезжал от Фредерики и вдруг мысленно увидал какого-то всадника, ехавшего куда-то в сером камзоле, обшитом золотыми галунами. Как это там сказано? – «Этот всадник был я сам. На мне был серый камзол, обшитый золотыми галунами, какого я никогда не носил». – Ну да, и это как-то чудесно и страшно. И потом ты сказал, что у всякого в молодости есть в мечтах свой желанный камзол… Почему он ее бросил? – Он говорил, что им всегда руководил его «демон». – Да, и ты меня скоро разлюбишь. Ну, скажи правду – о чем ты больше всего мечтаешь? – О чем я мечтаю? Быть каким-нибудь древним крымским ханом, жить с тобой в Бахчисарайском дворце… Бахчисарай весь в каменистом, страшно жарком ущелье, а во дворце вечная тень, прохлада, фонтаны, за окнами шелковичные деревья…

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Исторические сведения о набегах татар Пушкин заимствовал из книги, которую он в письме В. Ф. Раевскому называет «Histoire de Crimée» и которая могла быть или книгой Сестренцевича «Histoire de la Tauride» (1800), или, вероятнее, книгой Кастельно «Essai sur l " histoire ancienne et moderne de la Nouvelle Russie» (1820), содержащей историю Крыма и обзор его современного состояния. Пушкин пренебрег исторической достоверностью в своей поэме. Он назвал хана родовым именем всех крымских ханов. В одном черновом наброске к поэме хан назван Дивлет-Гиреем. По-видимому, Пушкин имел в виду Девлет-Гирея, совершившего поход на Москву в 1571 г. В поэме время действия неопределимо. «Козни Генуи лукавой» не могли происходить позднее середины XV века, но тогда столица ханов была не в Бахчисарае, а в Солхате (Старом Крыму). Гораздо точнее Пушкин в описании крымской природы и дворца. Во всех прижизненных изданиях в печати были пропущены десять стихов («Все думы сердца к ней летят – Свое безумство разглашать?»), которые Пушкин называл «любовным бредом». Вызваны эти стихи тем, что создание «Бахчисарайского фонтана» связано с биографическим эпизодом в жизни Пушкина, так называемой «утаенной любовью», пережитой им в Крыму. См. письма Пушкина к Бестужеву от 8 февраля 1824, от 29 июня 1824, брату Л. С. Пушкину от 25 августа 1823 и П. А. Вяземскому от 4 ноября 1824. Свою оценку поэмы Пушкин дал в статье 1830 г. «Опровержение на критики» (т. VII). Там, между прочим, Пушкин отмечает, что поэма «отзывается чтением Байрона». Действительно, можно заметить ряд второстепенных деталей в описании восточного быта, заимствованных из «Абидосской невесты» Байрона. Вслед за Байроном Пушкин допустил в рукописи грубую ошибку, которую успел исправить до выхода книги в свет по указанию Дашкова. В посланной Вяземскому рукописи были стихи: Давно кизлярами немыми В пучину вод опущена. Между тем стражей гарема зовут «кызларбаши» (или «кызларагаси»), а слово «кизляр», употребленное Байроном в значении гаремных смотрителей, есть прочтенное на английский лад (kislar) турецкое «кызлар», что значит «девушки».

http://predanie.ru/book/221006-poemy/

Ч. 3: Южная и Западная линия обороны//X. сб. – 1959. – Вып.5. – С. 113–114; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – Харьков, 2000 – С. 501–502. 15 Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма: Автореф. дисс .... докт. ист. наук/ИИМК РАН. – СПб., 1998. – С. 16–22; 66, с.35, 37; Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 111–124, 143–144. 16 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae, 1964. – Vol.4. – Peri ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7. 16; ср.: Сазанов А. В. Города и поселения Северного Причерноморья... – С. 35; Айбабин А. И. Этническая история... – С. 111–119, 143–146. 18 Белый А. В., Душевский В. П. Древний источник водоснабжения в районе Кыз-Кермена//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып.1. – С. 367; Белый А. В., Душевский В. П., Мажуко А. С. Девичья крепость. – Симферополь, 1999. – С. 14–27. 19 Ср.: Бородин О. Р. Византийская Италия в VI–VIII веках. – Барнаул, 1991. – С. 109; Гоголев Д. А. Города и крепости Византии в VII – первой половине IX в.: эволюция и функции. – С. 25. 20 Бертье-Делагард А. Л. Каламита и Феодоро//ИТУАК. – 1918. – 55. – С. 37–40; 76, С. 208–209; 25, с.195–197; 75, с.45; ср.: Кирилко В. Б. Византийская архитектура Мангупа//Археология Крыма. – Симферополь, 1997. – Т. 1. – 1. – С. 89–97; Романчук А. И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 222–228; Завдська I.A. Християнство в pahhьobiзahmiйcьkoмy Xepcoheci (за культовими памятками): Автореф. дис. ... канд. icm. наук/Ihcmumym сходознавства НАНУ. – К., 2000. – С. 8–9. 21 Бармина Н. И. Вопросы и ответы: опыт источниковедческого анализа//Кумуляция и трансляция византийской культуры. Материалы XI Научных Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003. – С. 10–13; Бармина Н. И. Контуры перемен: мангупский памятник в контексте истории крымского средневековья//АДСВ. – Екатеринбург, 2002. – Вып.34. – С. 24, 26; Бармина Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нынешние греки Таврической губернии в большинстве – потомки архипелагских греков, переселившихся сюда по следующему поводу. В конце 1768 г. возникла война между Россией и Турцией. По сношении (22 января 1769 г.) графа П. Панина († 1789 г.) с начальником греческих легионов Стефаном Мавромихали, греки, жившие на разных островах Архипелага, составили особое войско из 8 батальонов, которое и поступило на службу в Русский флот, под начальство графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского († 1808 г.) и в 1769–73 годах принимали деятельное участие почти во всех сражениях русских с турками. По заключении Кучук-кайнарджийского мира (10 июля 1774 г.), Императрица Екатерина предложила этим архипелагским грекам, называвшимся тогда Албанским войском, за их услуги поселиться на выгодных условиях в Керчи и Еникале, уступленных России Турцией. Они поселились, и в 1779 г. из них сформирован был греческий полк, который впоследствии, по присоединении Крыма к России (1783 г.), перемещен был из Керчи и Еникале в Балаклаву, и ему вверена была охрана береговой линии Черного моря от Балаклавы до Феодосии. 355 Между тем вскоре после Кучук-кайнарджийского мира, греки, притесняемые в Крыму турками и татарами, по совету Игнатия, митрополита готфийского и кефайского, 16 июля 1778 г. отправили из Бахчисарая на Высочайшее имя прошение о принятии их в подданство России и отводе им мест и угодий под заселение. Императрица не только согласилась на исполнение их просьбы, назначив для поселения их Азовскую (ныне Екатеринославскую) губернию 356 , но и повелела освободить переселенцев от податей на 10 лет, а от рекрутской повинности навсегда, для бедных построить дома на средства казны и пр. Переселение греков началось в 1778 г. и окончилось в 1779 г. Переселилось греков в Азовскую губернию около 20000 и несколько тысяч армян. 357 Переселившиеся греки построили город и 20 новых селений. Город они назвали Мариуполем (Мариинский город) в честь иконы Божией Матери, которую они взяли с собою из Бахчисарайского Успенского скита, и в память своего селения Марианны, бывшего около того же скита, а некоторым новым селениям своим дали Крымские названия: Керменчик, Карань, Эски-Крым, Салгир, Мангуши и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В гражданской войне, в которой Выговского поддерживала польская корона, а за спиной «пророссийских террористов» - то есть, полковников Ивана Богуна, Ивана Сирко, Якима Сомко, - соответственно, стояла Россия, победу одержали наши. Выговский был вынужден сложить гетманскую булаву. Но смута в Гетманщине продолжилась. Воспользовавшись этим, Польша не уступала Москве её завоеваний. Следствием этого была вторая польская война. 13 января 1667 года заключён был мир в деревне Андрусов. Царь Алексей Михайлович по этому миру приобрёл Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и, кроме того, Киев на два года. Правобережная Украина , согласно договору, была подчинена Речи Посполитой. В 1676 - 1681 годы, уже при сыне Алексея Михайловича - Фёдоре, велась война против Османской империи и союзного с ней Крымского ханства - вызванная агрессивной политикой Порты на Украине. По Бахчисарайскому миру Турция признала за Россией Левобережную Украину и, наконец, Киев. В 1793 году в результате второго раздела Польши, согласно манифесту Екатерины II от 27 марта, Правобережная Украина вошла в состав Российской империи. Подбиваем итоги. Вся история длилась - 145 лет. Нормально? Киев, если отсчитывать от начала войны Богдана Хмельницкого, добирался (окончательно возвращался) в состав России 33 года. Вот так бывало. Россия, к счастью, живёт дольше, чем мы, и дыхание её - иное, нам непонятное, и для нас почти неприметное. Хотя хоть что-то мы хотели бы увидеть собственными глазами. Но, с другой стороны, разве мы не видели? На нашем веку уже бывали чудеса. Остальные придётся заслужить, добыть, в крайнем случае - ждать их и верить в них. Они неизбежны. Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом После нового правила старые кондиционеры обяжут снять везде

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/16/4_g...

Викарий Симферопольской епархии епископ Бахчисарайский Каллиник рассказал о том, какую помощь оказывает Симферопольская епархия беженцам. «Симферопольская и Крымская епархия с самого начала конфликта подключилась к оказанию помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям Донецкой, Херсонской, Запорожской областей и жителям Мариуполя. На сегодняшний день отправлено более 150 тонн гуманитарной помощи, которую получили свыше 25 тысяч человек. Уже сейчас направлен следующий конвой с гуманитарной помощью, около 20 тонн», — отметил епископ Каллиник. Он отметил, что среди проблем беженцев в Крыму — отсутствие возможности обменять гривны на рубли, сложность с получением прописки, трудоустройством, оформлением детей в детские сады. В Херсонской и Запорожской областях людям нужны продукты, вода, средства гигиены, лекарства. «Особенно остро стоит вопрос с рецептурными препаратами, которые жизненно необходимы людям», — отметил представитель Симферопольской епархии. Он добавил, что в особом внимании нуждаются пожилые люди, которые в силу здоровья и возраста не могут решиться на эвакуацию, а также тяжелобольные дети и дети с паллиативным статусом. Епископ Калинник предложил рассмотреть возможность денежной помощи со стороны государства тем людям, которые готовы принять у себя беженцев. «Также необходимо максимально не только упростить процедуру оформления документов для беженцев, но и сделать все этапы получения пострадавшими людьми документов бесплатными. Составить понятную дорожную карту получения документов в кратчайшие сроки, поскольку это влияет на финансовое положение беженцев и на возможность их трудоустройства», — подчеркнул викарий Симферопольской епархии. В Херсонской и Запорожской области епископ Калинник предложил создать гуманитарные центры помощи. Также в ходе заседания директор общественно-церковного приюта для бездомных «Теплый прием» Илья Кусков обратил внимание участников круглого стола на проблемы бездомных людей. «На данный момент в стране действует 280 государственных центров социальной реабилитации общей коечной вместимостью в 8,5 тысяч мест. Это совсем немного, учитывая, что на улицах городов, по подсчетам экспертов, проживают десятки тысяч бездомных. Часть бездомных вообще не видна для государственной системы реабилитации. Это лица без гражданства, граждане других стран, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и беженцы. Сегодня именно православные организации уже принимают бездомных беженцев с Украины, и пытаются решить их миграционные и социальные проблемы. Среди таких организаций — приют " Теплый прием " », — отметил Илья Кусков.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5926967...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010