В каждой комнате вся мебель заключалась в одном широком и спокойном диване, простиравшемся во всю длину стены. Середину комнаты занимал большой четырехугольный бассейн из белого мрамора; струи свежей, прозрачной воды беспрестанно лились из его трубочек. Разрисованные стекла освещали слабым светом эти комнаты; даже, когда отворяли окна, солнце едва могло проникать сквозь густые ветви розовых, лавровых, жасминных, гранатовых и апельсинных деревьев: их листья покрывали эти окна, будто зелеными решетками. Однажды, во время чрезвычайной жары, случилось мне лежать на моем диване. Сладко наслаждаясь журчанием воды, свежестью прохлады и благоуханием цветов, я погрузился в негу востока и лежал, мечтая, как паша; вдруг является предо мной низенький старик с белой бородой, в длинном платье, в красной шапочке на голове. Его вид, смиренное положение, Азиатский поклон довершили мое очарование, и несколько минут я мог воображать себя настоящим князем мусульманским: мне казалось, что предо мной стоял какой-нибудь ага или бостанджи , ожидая священных приказаний моих». Однако это был не ага и не бостанджи, а просто садовник хана Сагин-Гирея, пришедший к Французскому посланнику с предложением показать ему все, достойное любопытства, в Бахчисарайском дворце. Надо сказать, что этот дворец очень велик, и без проводника в нем можно заблудиться. Там много прекрасного, много примечательного, и среди всего этого — фонтан, так увлекательно воспетый Пушкиным. Однако, говоря о Бахчисарае, мы забыли, что не с него начинается Крым; что он лежит почти на юге полуострова и что, следовательно, не ему должны бы принадлежать первые страницы нашего описания Тавриды. Но не беспокойтесь, милые мои читатели, вы ничего не потеряли: начало, или правильнее сказать, север Крымского полуострова совсем не примечателен ни в историческом плане, ни своей природой: от Кизикерменя, или Бериславля, начинается Ногайская степь — сторона бесплодная, безводная и необитаемая. На ней даже не видно ни одного стада, оживляющего Новороссийскую степь. Только у самого Перекопского перешейка однообразная картина несколько изменяется, и глазам путешественников, утомленным безжизненностью, предстает с правой стороны Черное, с левой стороны Гнилое море, или Сиваш; впереди же ров и вал, простирающийся на семь верст, то есть на всю ширину перешейка. Но это разнообразие длится недолго: за Перекопом — уже в Крыму — та же бесплодная и безлюдная пустыня; на пространстве в 132 верст до Акмечеты, или, как мы называем этот город, Симферополя, нет ничего, кроме гладкой равнины, покрытой засохшей травой. Эта печальная картина делается еще скучнее, потому что никто не ожидает этого в Крыму: все наслышаны о его очаровательных красотах. Но эти красоты появляются только там, где начинаются горные места Тавриды, простирающиеся по всему ее южному берегу: именно здесь ее прелести, именно здесь ее лучшие сокровища.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Приятно было Екатерине за спасение своей жизни благодарить народ, всего лишь три года бывший в ее подданстве. И где же? Во дворце его царей, некогда страшных для России, теперь не существовавших больше! Надо сказать вам, милые мои читатели, что город Бахчисарай был столицей Крыма, когда им владели Татары. Здесь жили их ханы, и великодушная государыня ничего не изменила не только в их дворце, но даже в целом городе. По ее приказанию он не заселялся Русскими и оставался Татарским по своему составу. От этого его Азиатский вид сохранился в нем больше, чем в других городах Крыма. Наследники Екатерины уважали ее волю, и все в Бахчисарае до сих пор выражает его национальный характер. И теперь еще мечети и дворцы, фонтаны и кладбища дышат востоком и своей необычностью привлекают взоры каждого путешественника. Особенно примечательна его главная улица: она настолько узкая, что две кареты, встретившись, едва могут разъехаться на ней, и на протяжении всей своей длины в полторы версты она представляет собой два ряда совершенно открытых, деревянных лавок. Проехав по ней один раз, можно получить точное представление о нравах, промышленности и степени образованности Крымских Татар. В этих лавках представлены все ремесла и искусства, и здесь же проходит почти вся жизнь их обитателей. Здесь можно видеть, как они подковывают своих лошадей, пекут хлебы, готовят кушанье, продают разные товары, одним словом, занимаются всеми своими делами. Все приехавшие с государыней почувствовали себя словно перенесенными в какое-нибудь Азиатское царство, тем более что все они помещены были в великолепном Бахчисарайском дворце, где оставались еще некоторые служители последнего хана. Обо всем этом очень хорошо рассказывает граф Сегюр в своих записках. Думаю, мои читатели будут довольны, если я предложу несколько строк из них. «Их императорские величества занимали комнаты хана. Фиц-Герберт, Кобенцель, принц де Линь и я помещены были в гареме , перед окнами которого зеленели красивые сады, окруженные, в самом деле, очень высокими стенами.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Тихий зимний день в Крыму. Святки. Мороза нет, снега тоже. Обычная крымская зима. Но вот с утра понемногу начинает сыпать снежком. И от этого становится как-то особенно уютно и даже как будто теплее. Меня вызвали на отпевание в отдаленное село Бахчисарайского района. На трассе, по дороге туда, всё как обычно: деловитая суета, отбойники, разметка, знаки… Машины шуршат, сигналят, обгоняют друг друга. Ничего особенного, но, когда сворачиваешь с трассы и едешь по второстепенной дороге, попадаешь в иной, особенный мир. Смирение нагих деревьев с недоуменно торчащими ветвями на фоне серого в разводах неба, и тишина поросших лесом холмов… Я еду и думаю о том, что если бы имел необходимую технику и нужные навыки, то снимал бы «другое кино». Кино, казалось бы, ни о чем, но о том, что составляет саму сердцевину жизни: о благословенной тишине. Я сворачиваю с одной проселочной дороги на другую, еще более отдаленную от городской суеты, скромную и простую, ведущую в село Заветное и дальше – до Самохвалова. По обеим сторонам от меня лежит темная земля пустынных теперь полей с покачивающимся на ветру сухостоем по обочинам, а чуть дальше – мост через Альму, зеркальная гладь реки, отражающая раскидистые тополя и ивы, и чуть правее над рекой – высокий холм, а на нем старинное кладбище. Я всё это снял бы. Безо всякой «идеи». Просто так, потому что во всем этом самом по себе присутствует неизъяснимый, но явственный смысл. Даже не просто снял бы, а снимал бы нарочито долгими планами, никуда не спеша, ничего не доказывая и ни с кем не споря. Я знаю, что на старом кладбище несколько лет назад запретили хоронить, потому что археологи выяснили, что тут еще во II веке до нашей эры было скифское городище, а потом, уже в начале новой эры, здесь располагался римский гарнизон, потом снова сюда вернулись скифы, а уже в III веке их изгнали готы… Непостижимая древность. Середина III века – это времена императора Деция Траяна и первого масштабного гонения на христиан… Еще не родился на свет Константин Великий, и до Первого Вселенского Собора больше 70 лет. А потом уже просто селение было здесь много веков, скорее всего византийское, и название его не сохранилось. Только последнее, татарское уже – Альма-Кермен, то есть Крепость на Альме. И я представляю себе, как здесь всё было столетия назад. Да вот так же по сути и было, вне всякого сомнения. Всё та же река, тополя и ветлы по берегам, крутой холм с белесыми подпалинами осыпей, на нем кладбище, дорога разъезженная, домики под черепичными крышами… Немногое изменилось с тех пор. И вот именно это меня как-то особенно радует. Само отсутствие болезненной страсти к новизне без потребности в духовном, внутреннем обновлении. А зачастую и при очевидной сопутствующей деградации…

http://pravoslavie.ru/136922.html

Фото: Пресс-служба главы Республики Крым Симферополь, 21 мая. Совет министров Республики Крым своим распоряжением передал муфтияту недвижимость, входящую в имущественный комплекс старейшего в России религиозно-культового комплекса «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Об этом сообщает « Российская газета «. Еще в 2015 году прокуратура Крыма установила, что религиозно-культовый комплекс при Украине был незаконно передано «Фонду " Крым " », контролируемому экс-лидером запрещенного в РФ меджлиса Мустафой Джемилевым. Здание медресе было возвращено в ведение Духовного управления мусульман Крыма, а весь имущественный комплекс — в государственную собственность и закреплено за ГБУ «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник». Теперь же все имущество — а это несколько корпусов, столовая, прачечная и котельная — передано в безвозмездное пользование ДУМК. «Российская исламская школа в Крыму возвращается к своим историческим истокам, — прокомментировал документ депутат Госдумы от РК Руслан Бальбек. — Это то, к чему веками стремились выдающиеся крымскотатарские просветители — важность развития " русского мусульманства " неоднократно подчеркивал Исмаил Гаспринский. Президент РФ Владимир Путин также обращал внимание на необходимость возрождения высшего исламского образования в России. Ведь обучаясь богословию у себя на Родине, молодые люди смогут сохранить приверженность традиционному исламу и не попадут под влияние религиозных экстремистских организаций». СПРАВКА Зынджырлы медресе в урочище Салачик около Бахчисарая — одно из известнейших памятников культуры крымских татар. В 1500 году его основал хан Менгли Гирай, развивая образовательные традиции золотоордынского периода. Это старейшее духовное учебное заведение мусульман на территории Крыма, России и Восточной Европы. В «Зынджырлы медресе» воспитывалась духовная элита крымскотатарского народа, получившая известность во всем мусульманском мире. Здесь преподавали логику, арабскую филологию, философию, право, риторику, математику, астрономию и многие другие науки. На территории медресе располагалась мечеть, усыпальница ее строителя и могилы ведущих духовных лиц и светской интеллигенции. В 1870-е годы здесь работал и преподавал русский язык в известный крымскотатарский деятель Исмаил Гаспринский, похоронен на территории комплекса. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2 февр. 1784 г. образована Таврическая обл., в 1796 г. она вошла в состав новообразованной Новороссийской губ., в 1802 г. в результате разделения Новороссийской губ. на 3 части возникла Таврическая губ., в составе к-рой было 7 уездов. Из них 4 (Симферопольский, Феодосийский (до 1787 Левкопольский), Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а 3 - на материке. В 1820 г. Тмутараканский у. отошел Черноморскому казачьему войску, в 1837 г. из Симферопольского у. выделился Ялтинский, в 1842 г. был образован Бердянский у., и такое адм. устройство сохранялось до 1917 г. практически неизменным. Сразу после присоединения К. к России несколько тысяч татар переселились в Румелию и Анатолию, куда отправились также члены правящей семьи Гиреев и мн. представители крымско-татарской знати. В 90-х гг. XVIII в. отток в Османскую империю татар. населения продолжился, в т. ч. в связи с введением в К. в 1796 г. крепостной зависимости. Согласно рескрипту от 18 сент. 1796 г., татары освобождались от рекрутских повинностей и военных постоев, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов, а на татар. помещиков (мурзаков) власти распространили права российского дворянства. После Бахчисарайского восстания 1808 г. и еще ряда случаев массовых волнений татар. населения ок. 300 тыс. чел. в адм. порядке были выселены преимущественно в Анатолийскую и Румелийскую провинции Османской империи. В это же время начинается заселение К. рус. колонистами; первую волну в 80-90-х гг. XVIII в. составили военные и казаки. В Симферопольском у. возникли рус. села Подгородняя, Петровская, Мазанка, Курцы, Мангуш, Зуя, Бия-Сала, В. Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмовка, Елизаветовка; в районе Евпатории - Трех-Абламы и Степановка, в районе Керчи - Петровка и Катерлез. В 10-х гг. XIX в. в К. поселяются немцы-меннониты, а также греки, албанцы, румыны и болгары, бежавшие из Османской империи. Рус. колонизация, активно проходившая в 10-20-х гг. XIX в., несколько ослабла в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Отец Силуан поступил как истинный христианин: он начал свое выступление с того, что попросил прощения у всех присутствующих и персонально у Ильми Умерова за то беспокойство, которое он " вольно или невольно причинил " . Настоятель сказал о своем " глубоком уважении к вере исламской " , напомнил и об отношении к монастырю крымских ханов, которым православный крест не мешал заходить в обитель, и о бахчисарайском городском голове, крымско-татарском просветителе Исмаиле Гаспринском, который вместе с местным мусульманским духовенством встречал русских архиереев хлебом-солью. Отец Силуан объяснил, что существуют правила Вселенских Соборов, которые он не имеет права нарушать так же, как гражданин светского государства не имеет права нарушать Конституцию. И эти правила запрещают наместнику монастыря отдавать то, что на законных основаниях принадлежит не ему лично, не братии, а Всевышнему Богу. Отец Силуан озвучил свои предложения: - во-первых, не устанавливать над святыми вратами православных символов. То есть, это будут просто ворота, без креста; - во-вторых, открыть два дополнительных въезда на территорию Зынджырлы Медресе. Таким образом, тот, кто не желает ходить к своим святыням через монастырские ворота, сможет пойти другим путем; - в-третьих, установить на въезде в заповедник за счет монастыря ворота с мусульманской символикой и памятной табличкой, на которой будет указано, что это подарок обители. При этом все проезды и проходы должны быть в общем пользовании; - в четвертых, отец Силуан предложил лично дважды год - весной и осенью - производить покраску памятника Гаспринскому, установленного на въезде в старый город, обустраивать за счет монастыря территорию вокруг памятника, высаживать там цветы и ухаживать за ними до поздней осени. И, наконец, последнее предложение касалось проведения раз в неделю службы на татарском языке. Речь настоятеля была встречена представителями власти благосклонно. Хотя, конечно, никто не был готов к столь неожиданному повороту событий. - Я, честно признаюсь, такого не ожидал, - сказал председатель Рескома по делам религий Владимир Малиборский. - Выступление было выдержано в очень доброжелательном тоне. Креста на воротах не будет, так что теперь все претензии, касающиеся религиозного фактора, должны быть сняты. Если и дальше будут продолжаться какие-то инсинуации, то это будет вне всякой логики.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/01/...

Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывет на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдаленный стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки. Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки. Э. Л. Безносов Бахчисарайский фонтан Поэма (1821–1823) В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема. Но сама Зарема, бледная и печальная, не слушает похвал и грустит, оттого что ее разлюбил Гирей; он полюбил юную Марию, недавнюю обитательницу гарема, попавшую сюда из родной Польши, где она была украшением родительского дома и завидной невестой для многих богатых вельмож, искавших ее руки. Хлынувшие на Польшу татарские полчища разорили дом Марии-ного отца, а сама она стала невольницей Гирея. В неволе Мария вянет и находит отраду только в молитве перед иконой Пресвятой Девы, у которой горит неугасимая лампада. И даже сам Гирей щадит ее покой и не нарушает ее одиночества. Наступает сладостная крымская ночь, затихает дворец, спит гарем, но не спит лишь одна из жен Гирея. Она встает и крадучись идет мимо спящего евнуха. Вот она отворяет дверь и оказывается в комнате, где пред ликом Пречистой Девы горит лампада и царит ненарушаемая тишина. Что-то давно забытое шевельнулось в груди Заремы. Она видит спящую княжну и опускается перед ней на колени с мольбой. Проснувшаяся Мария вопрошает Зарему, зачем она оказалась здесь поздней гостьей. Зарема рассказывает ей свою печальную историю. Она не помнит, как оказалась во дворце Гирея, но наслаждалась его любовью безраздельно до тех пор, пока в гареме не появилась Мария. Зарема умоляет Марию вернуть ей сердце Гирея, его измена убьет ее. Она угрожает Марии… Излив свои признания, Зарема исчезает, оставив Марию в смущении и в мечтах о смерти, которая ей милее участи наложницы Гирея.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Слава Богу, что мы казаки... " В Симферопольском районе прошел очередной Круг Координационного совета атаманов Крыма 31.03.2008 604 Время на чтение 4 минуты - Слава Богу, что мы казаки.., - звонкие мальчишечьи голоса разрывают утреннюю тишину. Старинный казачий клич раскатистым эхом прокатился над татарским самостроем. В Крымском кадетском корпусе присяга. Церемония проходит с соблюдением всех старинных традиций. На плацу перед учебным корпусом представители духовенства, старейшины, офицеры, родители и приглашенные. Этот день - знаковый в жизни каждого кадета. С сегодняшнего дня они полноправные воины Христовы - защитники православной веры. Один за другим мальчишки прикладываются к иконе и целуют крест. - Клянусь гордо носить звание русского кадета... ...Мой собеседник первый товарищ атамана (заместитель) Всевеликого Войска Донского Петр Барышников. - У нас на Дону больше десяти таких корпусов. Сейчас вот собираемся открыть морскую школу в Таганроге. Есть и специализированные учебные программы для казачьей молодежи. Вообще сейчас государство очень большое внимание уделяет патриотическому воспитанию молодежи. Кто, как ни казаки, первыми вставали на защиту России. Я думаю, в ближайшее время мы встретимся и с начальником корпуса, и с атаманом - поделимся опытом, привезем программы. Может быть, что-то пригодится. Особенно в части духовного воспитания молодежи, истории казачества. Нам, конечно, проще. В России существует закон о поддержке и развитии казачества... - Приехать сюда - была личная инициатива? - Нет... (Барышников хитро улыбается, мол, кто ж тебе скажет... За стратегической информацией о международных контактах крымских казаков сегодня охотятся все украинс кие спецслужбы). Нас пригласили местные казаки. В Крыму уже почти год, как создана посольская станица Всевеликого войска Донского на базе Сурожской казачьей общины. Сейчас вот - зарегистрирована новая общественная организация " Слава и воля " . Она объединяет в основном родовых донских казаков, тех, кто сегодня живет в Крыму. Таганрогский округ еще три года назад подписал договор о побратимстве с Бахчисарайским казачьим куренем. Сейчас вот приехали обсудить дальнейшую программу сотрудничества, скоординировать свои действия. Есть задумки реализовать несколько интересных совместных гуманитарных программ как на территории полуострова, так и у нас в России, и не только... (Барышников снова улыбается...).

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/31/...

Кроме Австрии в польские дела могла вмешаться Турция. Мы видели, с какою радостию императрица узнала о возможности исполнить давнее желание русского правительства, желание иметь консула в Крыму. Легко понять, что необходимость отозвать Никифорова вследствие известного происшествия должна была причинить большое огорчение в Петербурге; и Обрезков получил приказание хлопотать изо всех сил, чтоб позволено было прислать в Крым нового консула. Но все старания были напрасны. Порта представляла, что присутствие русского консула в Крыму невозможно по причине крайнего сопротивления этому бахчисарайского духовенства и Порта не может принудить хана принять консула, потому что хан – самовластный господин во внутренних делах, да если бы и решилась принудить, то пользы от этого не будет, ибо хан и особенно духовенство найдут средства подкопаться и под нового консула, причем могут произойти неприятности для обоих дворов. Панин заметил на донесении Обрезкова об ответе Порты: «Сие последнее от турок примечание имеет, конечно, разумное основание, да и притом видно, что они тут без притворства и без злых намерений добросердечно вверяются представлениям хана крымского. Мне же видится: и теперь, как прежде, нет большой нужды их насильствовать, а надобно настоять, что когда от нас яко от соседственной державы консул не принимается, то уже мы не можем, не сумневаясь об их искренности к себе, видеть, что хан крымский содержит при себе консула французской державы, которая другого интереса, кроме каверз между соседей, там не имеет, о чем к Обрезкову и прежде писано было, но, к удивлению, он не упоминает, учинил ли он из того какое употребление или для чего не учинил». Императрица прибавила: «Прибавьте к сему, что если французского консула терпеть для каверз, то в нашем нужда для опровержения оных, а то поссорят легко, как то видно из ханского рапорта о Моздоке, где, я чаю, никогда столь пушек не бывало, о чем я требовать буду обстоятельного рапорта, и людей столько нет, как надобно для стольких орудий».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Прошел референдум, Крым вошел в состав России . И здесь исключительно благоприятную роль сыграло подписание президентом Владимиром Путиным указа о реабилитации. Очень во многом помог приезд в Крым президента Татарстана Рустама Минниханова, благодаря которому начали быстро восстанавливаться утраченные связи. За каждым российским регионом были закреплены крымские районы. За Татарстаном - Бахчисарайский. Можно много рассказывать о сделанном, добавлю откровенно, что после долгих лет отчуждения, непонимания ситуация все же постепенно, именно постепенно и совсем непросто налаживается. Но я бы хотел остановиться на вопросе, волнующем многих. В России уже давно идет работа по поиску неизвестных героев Великой Отечественной войны. По обнародованию их имен и вручению им, передаче в семьи погибших или умерших ветеранов наград, не врученных ранее. Марат Мансурович, но прошло 69 лет, да и документы о вручении наград крымским татарам, подозреваю, хранились под определенным грифом. Марат Бариев: Сравнительно недавно гриф секретности был снят. И наши поисковики взялись за работу. Задача и благородная, и сложнейшая. Поисковики, многие из них члены Татарской республиканской организации инвалидов войны в Афганистане во главе с Евгением Кабышем, их соратники, во главе с Михаилом Черепановым готовившие в свое время Книгу памяти, с ней справляются. Один из них даже сам получил награду за работу. В архивах предстояло найти имена татар, призванных военкоматом из Бахчисарайского района. И в Центральном архиве Министерства обороны, других хранилищах мы обнаружили немало имен воевавших соотечественников, награжденных за подвиги боевыми наградами. Несколько десятков человек были представлены к званию Героев Советского Союза. И вы нашли официальные документы? Марат Бариев: Пока найдено 9 наградных листов на 8 человек - одного, увы, погибшего, на Героя представляли дважды. Всего же наши поисковики нашли более 90 наградных документов на крымских татар, призванных с территории Крыма, из них 26 погибших отправились на фронт из Бахчисарайского района. Они награждены высокими наградами, некоторые - многократно. Так что многие воевали героически.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010