Правовая система И. сочетает элементы мусульм. и романо-герм. правовых систем. Гражданское право И., как и правовая система в целом, является смешанным. Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные отношения) регулируются мусульм. правом, проч. вопросы в основном решаются в соответствии с франц. моделью романо-герм. правовой традиции. В 1988 г. в результате проведения реформы уголовного права был принят единый кодифицированный Уголовный кодекс, узаконивший применение мусульманско-правовых санкций за все категории правонарушений, предписываемых шариатом. Однако параллельно с этим в И. признан ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. В адм. отношении И. состоит из 31 остана, в т. ч. городов Тегеран и Кум, имеющих статус останов. Они подразделяются на 393 шахрестана, в свою очередь делящиеся на 973 бахша. Наиболее развитыми в хозяйственном отношении останами являются Тегеран, Центральный, Исфахан и Вост. Азербайджан. Останы возглавляют остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Мин-вом внутренних дел и утверждаемые президентом. Религия Большинство населения И. (98%) - мусульмане, из них ок. 89% - шииты, доля суннитов - ок. 9%. Христиане, сосредоточенные преимущественно в городах, составляют ок. 0,5% населения страны. Большая часть из них - нехалкидониты (несториане-ассирийцы, монофизиты-армяне), значительную часть составляют католики восточных обрядов, остальные христиане - крайне малочисленные православные и представители различных протестант. орг-ций. Новые религ. движения представлены адептами Бахаи религии (ок. 0,6% населения И.). Приверженцев др. религий, таких как зороастризм, иудаизм, мандеизм, индуизм, не более 0,1%. Точных статистических данных о числе лиц, не придерживающихся к.-л. верований или являющихся атеистами, нет. Православие Собор свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Архит. Н. Л. Марков. 1945 г. Собор свт. Николая Чудотворца в Тегеране. Архит. Н. Л. Марков. 1945 г. представлено в И. общинами Антиохийской Православной Церкви , подчиненными епископу Багдада. В основном это ассирийцы и арабы, бывш. несториане, проживающие в Тегеране и Абадане. Численность верующих в 2 общинах - ок. 400 чел.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Новые религиозные движения представлены адептами Бахаи религии (19 религ. объединений; 2 культовых сооружения), Общества сознания Кришны (9 религ. объединений), вайшнавизма (3 религ. объединения), церкви объединения (муниты; 2 религ. объединения), сайентологии (3 религ. объединения). По 2 общины имеют церковь Последнего Завета (виссарионовцы) и Христово братство и одну - церковь христ. науки. Религиозное законодательство Согласно Конституции, К. является светским гос-вом (ст. 1). Граждане К. имеют право на свободу совести (ст. 22.1), к-рое «не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (ст. 22.2). Никто не может подвергаться дискриминации по религ. принципу (ст. 14.2), поэтому Конституция К. запрещает создание общественных объединений, «деятельность которых направлена... на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований» (ст. 5.3), а также пропаганду такого рода взглядов (ст. 20.3). Запрещено создание политических партий «на религиозной основе» (ст. 5.4). Гос-во и органы гос. власти не должны контролировать религ. пристрастия граждан, поэтому «каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность» (ст. 19.2). Конституция допускает существование иностранных религ. объединений в К., однако их деятельность, а также «назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики» (ст. 5.5). Гос-во также не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы) и не оказывает религ. объединениям материальной или к.-л. иной, в т. ч. финансовой, поддержки. Право на свободу совести и вероисповедания защищается законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Гражданским кодексом и др. законодательными актами. Принятый в 1992 г. закон «О свободе вероисповедания» носил максимально либеральный характер и не предусматривал обязательной гос. регистрации религ. объединений. Однако ст. 375 Кодекса об административных правонарушениях предусматривала наказание за деятельность религиозных объединений без гос. регистрации. После принятия в 2005 г. законов «О противодействии экстремизму» (18 февр.), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремистской деятельности» (23 февр.) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» (8 июля) появилась возможность подвергать более высоким штрафам незарегистрированные религ. орг-ции.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Римско-католическая Церковь Представлена архиеп-ством Монако, находящимся в прямом подчинении Папскому престолу и включающим 6 приходов (36,4 тыс. чел.). Кафедра - собор Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (также известен как собор свт. Николая - по названию церкви, снесенной в 1874). Архиепископ участвует в работе Епископской конференции Франции, официально не являясь ее членом. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в М. насчитывает ок. 450 прихожан в одной общине, относящейся к диоцезу Гибралтара в Европе. Службы проходят в ц. св. Павла. Кальвинизм представлен Реформатской Церковью Монако (более 1 тыс. чел.), тесно связанной с потомками гугенотов во Франции. До обретения кальвинистами собственного здания их службы проходили в англикан. церкви. Также действуют неск. общин евангеликов , одна из которых возникла в результате вещания протестант. трансмирового радио, начатого из Монте-Карло в 60-х гг. XX в. Иудаизм В Монте-Карло действует синагога. Иудейская община (более 560 чел.) включает гл. обр. выходцев из Великобритании, Франции и Сев. Африки. Лишь малая их часть являются гражданами М. Ислам В М. действует мусульм. община (ок. 150 чел.), члены к-рой, гл. обр. выходцы из Марокко, не являются гражданами М. Культовых построек нет. Новые религиозные движения Представлены последователями Бахаи религии (ок. 70 чел.), впервые появившимися в М. в сер. 50-х гг. XX в. Религиозное законодательство Согласно ст. 9 Конституции М., гос. религией является католицизм. В то же время основной закон провозглашает свободу вероисповедания и никак не ограничивает отправление религ. обрядов (ст. 23). Для строительства или использования здания в культовых целях требуется разрешение Департамента внутренних дел. В школах, больнице и приютах работают католич. клир и члены католич. конгрегаций. Девять католич. праздников являются государственными, в т. ч. день св. Девоты (пам. зап. 27 янв.), считающейся покровительницей М. История Впервые топоним Монако встречается у древнегреч. автора кон. VI - нач. V в. до Р. Х. Гекатея Милетского, который писал о лигурийском г. Монойкос (греч. Μνοικος). Не позднее V в. до Р. Х. массилийские греки основали на территории М. факторию и построили здесь храм Геракла (греки истолковали название «Монойкос» как одно из прозвищ Геракла - «одинокий»). В кон. II в. до Р. Х. город под названием Порт Геркулеса Одинокого (лат. Portus Herculis Monoeci) перешел под власть римлян. Через М. проходила дорога Виа-Юлия-Августа, соединявшая Италию и Галлию. В 476 г. по Р. Х. территория М. вошла в состав королевства вестготов , в 507 г.- остготов, в 552 г.- франков.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

Исповедуют ок. 400 тыс. китайцев. При этом широко распространен синкретизм конфуцианства, даосизма, буддизма и традиц. верований - анимизма, шаманизма, почитания предков и проч. Новые религиозные движения Представлены Бахаи религией , к-рую исповедуют в Сараваке ок. 40 тыс. чел., в основном представителей коренных народов. Традиционные верования По-прежнему широко распространены среди аборигенов Малаккского п-ова (сеноев и семангов), коренных народов Саравака и Сабаха (ибанов, дусунов, кадазанов и др.). Всего насчитывается до 450 тыс. приверженцев традиционных культов, но это число постоянно уменьшается за счет христианского и мусульманского прозелитизма. Межденоминационные организации Христианская федерация Малайзии (создана в 1985; зарегистрирована в 1986) включает 3 основных церковных объединения - Совет Церквей Малайзии (действует с 1948), Национальное евангельское христианское содружество (с 1983) и католич. Епископскую конференцию Малайзии, Сингапура и Брунея (с 1964). Федерация объединяет 90% всех церковных орг-ций в М. и в свою очередь является членом Малайзийского консультативного совета буддизма, христианства, индуизма, сикхизма и даосизма, а также правительственного Комитета по содействию, взаимопониманию и гармонии среди верующих. Совет Церквей Малайзии объединяет основные протестант. деноминации (в т. ч. англикан. диоцезы, Базельскую христианскую Церковь, Евангелическо-лютеранскую Церковь в Малайзии, Лютеранскую Церковь в Малайзии, Пресвитерианскую Церковь в Малайзии, Методистскую Церковь Малайзии, Сирийскую Малабарскую Церковь Мар Фомы и др.) и вост. Церкви (Православную Сирийскую Церковь в Малайзии и Коптскую Церковь). Национальное евангельское христианское содружество объединяет такие протестантские орг-ции, как Евангелическая Церковь Борнео, Ассамблеи Бога, общины баптистов, бретренов и др. Религиозное законодательство Основные положения, касающиеся религии, заложены в Конституции М., где гарантируются права всех национальных общин страны. Ислам является офиц.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

представлена митрополией Либревиль, управляемой с 1998 г. Архиепископом Базилем Мве Энгоне - главой Католической Церкви Габона. Митрополии подчинены 4 еп-ства-суффрагана (Франсвиль, Оем, Порт-Жантиль, Муила) и 1 Апостольская префектура - Макоку. Всего в Г. 54 прихода, управляемые 122 священниками. В стране 39 монахов и 180 монахинь. Общее количество католиков - 840 тыс. чел. (2004). Протестантские церкви, деноминации и секты Евангелическая Церковь Габона, основанная в 1842 г. Американским департаментом верховного комиссариата зарубежных миссий, является наиболее крупной из протестант. церквей Г. Она имеет 500 приходов с общим количеством верующих ок. 150 тыс. чел. (2001). Церковь христианского альянса Габона образовалась в 1956 г. в результате многолетней миссионерской активности Христианского миссионерского альянса (CMA - Christian & Missionary Alliance) на юге Г., насчитывает 40 тыс. верующих в 213 общинах (2001). Евангелическая церковь пятидесятницы, отделившаяся в 1936 г. от Парижского евангелического миссионерского об-ва, имеет 20 приходов с общим количеством верующих 10 тыс. чел. (2001). Адвентисты седьмого дня (АСД) представлены Габонской миссией, подчиненной Миссии Центральноафриканского союза, к-рая входит в состав Дивизиона Зап. и Центр. Африки. Габонская миссия Асд, начавшая деятельность в 1986 г., в 2003 г. имела 11 общин, общее количество верующих - 2423 чел. Новоапостольская Церковь имеет 20 приходов, ок. 2 тыс. верующих. У свидетелей Иеговы 47 общин, число адептов - 2333 чел. Новые религиозные движения Церковь Банзи (движение Бвити) объединяет приверженцев синкретического культа, состоящего из элементов традиц. верований и христ. символики и связанного с употреблением растения ибога, к-рое вызывает галлюцинаторные эффекты, необходимые для установления контакта с миром духов или умерших предков. Численность членов движения Бвити - ок. 120 тыс. чел., однако еще 20 тыс. чел. принадлежат к др. менее известным афрохрист. новым религ. образованиям. Последователи Бахаи религии насчитывают в Г. ок. 400 чел., проживающих в основном в крупных городах. Ок. 2 тыс. чел. сторонников у церкви Христа на Земле прор. Симона Кимбангу (см. ст. Кимбангуизм ), попавшей в Г. благодаря выходцам из Бельгийского Конго (совр. Демократическая Республика Конго) в 1955 г. Ислам

http://pravenc.ru/text/161201.html

Религиозное общество друзей (см. Квакеры ) имеет 45 общин, ок. 8 тыс. верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ) составляют 30 тыс. адептов в 84 общинах. Иеговы Свидетели имеют в Г. 211 общин, куда входят 14,5 тыс. чел. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность их приверженцев - ок. 50 тыс. чел. Ислам исповедуют ок. 8 тыс. чел., в основном эмигранты-арабы. В г. Пуэрто-Кортес существует Исламское общество Гондураса (Comunidad Islámica de Honduras). Новые религиозные движения представлены многочисленными группами последователей африкан. спиритизма, в основном среди темнокожих эмигрантов с о-вов Карибского м., в первую очередь с Ямайки, их общее количество - ок. 70 тыс. чел. Также есть 32 тыс. адептов бахаизма (см. Бахаи религия ). Анимизм иногда включающий элементы христианства, распространен среди коренного индейского населения в труднодоступных лесных районах, в основном в племенах мискито, суму, торрупан и ленка. Число приверженцев - ок. 7 тыс. чел. Распространение христианства Г. был открыт Колумбом во время последнего плавания, в 1502 г. В 1521 г. папа Лев X учредил еп-ство Трухильо. Прибытие в Г. в 1527 г. миссионеров-францисканцев обеспечило основу для распространения христианства. Они основали в Тегусигальпе мон-рь Сан-Диего-де-Алькала, составили грамматику языка майя, собрали первые сведения об истории и о традиц. религии местного населения. В 1525 г. Э. Кортес заложил здесь первые испан. поселения, в 1542 г. территория Г. вошла в Нов. Испанию, а с 1560 г.- в генерал-капитанство Гватемала. Значительная часть индейского населения была истреблена испанцами. Вместе с тем в Г. и др. колонии Центр. Америки было завезено немного африкан. рабов ввиду неразвитости в этом регионе плантационного хозяйства. В 1550 г. на территории Г. появились монахи ордена мерседариев . В 1561 г. резиденция епископа была переведена из Трухильо в Комаягуа. В 1682 г. начала действовать семинария, учрежденная еп. А. Варгасом-и-Абаркой. Под началом еп. Антонио Лопеса де Гваделупе были созданы многочисленные объединения мирян, общины монашеских конгрегаций, больницы и благотворительные об-ва. К нач. XIX в. в Г. существовало 1 еп-ство и ок. 300 церквей.

http://pravenc.ru/text/166125.html

Численность населения К. достигла 5 663 100 чел. (2013). В городах проживает 1 900 200 чел., сельской местности - 3 762 900 чел. Средняя продолжительность жизни составляет 66,1 года для мужчин и 74,1 года для женщин. Коэффициент естественного прироста населения - 21,1. Большую часть населения К. составляют киргизы - 4 099 400 чел. Доля киргизов в общей численности населения возросла с 64,9% в 1999 г. до 72,4% в 2013 г., что объясняется высоким естественным приростом и репатриацией граждан К. из Таджикистана. На 2-м месте по численности узбеки - 816,2 тыс. (14,4% от всего населения), затем русские - 375,4 тыс. (6,6%). Узбеки компактно проживают в Оше, Джалал-Абаде и сельских районах, граничащих с Узбекистаном. В К. проживают также дунгане (63 тыс., 1,1%), уйгуры (51,4 тыс., 0,9%), таджики (49,1 тыс., 0,9%), турки-месхетинцы (40,4 тыс., 0,7%), казахи (33,4 тыс., 0,6%), татары (28,3 тыс., 0,5%), азербайджанцы (18,5 тыс., 0,3%), корейцы (16,8 тыс., 0,3%), украинцы (15,5 тыс., 0,3%), немцы (8,6 тыс., 0,2%) и др. Государственное устройство К.- унитарное гос-во. Конституция К. принята 5 мая 1993 г. (действует в редакции, одобренной на референдуме 21 окт. 2007). Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва - президент, избираемый на 5 лет (с правом одного переизбрания). Президент является высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики гос-ва и т. п. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Жогорку Кенеш), который осуществляет законодательную власть в пределах своих полномочий. Состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по партийным спискам. Высший орган исполнительной власти - правительство, возглавляемое премьер-министром - представителем политической партии, получившей более 50% мандатов депутатов парламента. В К. существует многопартийная политическая система (Мин-вом юстиции зарегистрировано 188 политических партий). Религия Большинство населения К. исповедует ислам - ок. 80%, Православие - 5%. В стране зарегистрировано 2330 религ. орг-ций и объединений (2012). Из них 1943 мусульм. орг-ций, 371 - христианская, 1 иудаистская, 1 буддистская, неск. общин бахаи религии и харизматических церквей. Церковь объединения Мун Сан Мёна и секта Фалунгунь официально запрещены на территории К. Также запрещены движения салафитской направленности: «Жайшуль Махди», «Джун-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир валь-Хиджра», «Хизб ут-Тахрир». Православие

http://pravenc.ru/text/1840153.html

Земля и годы: Из ист. хроники Москвы и Подмосковья. М., 1990; Описание Московской губ.: [публ. ркп. XVIII в.]//Источник. М., 1993. 1. С. 108-127; 2. С. 109-128; 3. С. 112-125; 4. С. 114-121; 5/6. С. 174-184; 1994. 1. С. 122-126; 2. 116-123; 3. С. 112-126; Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1996; Москва, 850 лет: [Градостроительный образ столицы]. М., 1996. Т. 1; 1997. Т. 2; Московский архив: Ист.-краевед. альм. М., 1996. Вып. 1; 2000. Вып. 2; Гербы подмосковных городов. М., 1997; Города Подмосковья в истории рос. предпринимательства и культуры: Докл., сообщ., тез. и 3-й конф.]. Серпухов, 1997-1999; История Москвы с древнейших времен до наших дней. М., 1997-2000. 3 т.; Московская власть: Городские головы, 1782-1997. М., 1997; Романюк С. К. По землям моск. сел и слобод. М., 1998-1999. 2 ч.; Кусов В. С. Земли Моск. губ. в XVIII в. М., 2004. Т. 1-2; Подмосковье: Путев. для паломников: [Карта]. М., 2005; Сорокин В. В. По Москве исторической. М., 2006; Московская энцикл./Ред.: С. О. Шмидт. М., 2007-2014. Т. 1: Лица Москвы. Кн. 1-6; Московская власть: Ист. портреты, 1708-2012 гг.: (Ист.-биогр. справ.). М., 2013; История Моск. края: Проблемы, исслед., новые мат-лы. М., Вып. История Московской обл.: 85 лет. М., 2014. Статистические данные о религиозных организациях Большинство верующих жителей М.- православные. К кон. мая 2017 г. в городе зарегистрированы 775 религ. орг-ций: 306 из них принадлежат Русской Православной Церкви , 20 старообрядческих, межконфессиональный «Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря» (объединяет представителей старообрядческих и православного приходов, расположенных на территории Преображенского кладбища ), община Российской православной церкви (в 2006 откололась от Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) под рук. митр. Виталия (Устинова) ), община РПЦЗ в ведении «митрополита» Агафангела (Пашковского), 2 общины Истинно православной церкви (см. статьи Истинно православные христиане и Катакомбное движение ), община Российской православной автономной церкви («суздальский раскол»), община Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), 6 общин Российской православной кафолической церкви, 2 прихода Русского православного братства (под рук. А. Ф. Сергеева-Зарнадзе), орг-ция под рук. В. Н. Гуменюка (религ. община во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла; в 1993-2000 входила в УПЦ КП); 14 католич. общин, 297 протестант. и неопротестант. орг-ций, 2 общины Армянской Апостольской Церкви , община Ассирийской Церкви Востока, община молокан , 36 мусульм. религ. орг-ций, 48 иудейских, 22 буддийские орг-ции, 5 орг-ций реформированного индуизма, зороастрийская община (см. Зороастризм ), община сикхов, община последователей Бахаи религии , община толстовцев, община Богородичного центра , община во имя св. Георгия «Маяк» (новое религ. движение, именуется также «Церковь Вселенская и торжествующая», «Хранители пламени» и т. д.), орг-ция сайентологов.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Судебная власть включает Верховный суд, окружные суды, суды гражданских исков и др. Правовая система Л. носит смешанный характер, основываясь на амер. варианте англ. общего права, а также частично на африкан. обычном праве, к-рое преобладает в регулировании брачно-семейных, наследственных и иных отношений между гражданами страны. Религия Согласно переписи населения 2008 г., большинство верующих в Л.- христиане (85,5% населения): из них 6% - католики, ок. 79,5% - протестанты, принадлежащие к различным деноминациям, включая Независимые африканские церкви (НАЦ). Мусульмане составляют 12,2% населения. Традиц. племенные культы практикует 0,5% населения; новые религиозные движения представлены Бахаи религией (ок. 0,3% населения); 0,2% жителей Л. являются приверженцами проч. религий (индуизм, буддизм, сикхизм и др.). Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 1,3% населения. Офиц. статистика может сильно отличаться от данных различных религ. орг-ций и независимых статистических источников, в т. ч. ввиду двоеверия (приверженности традиц. племенным культам одновременно с принадлежностью к различным христ. орг-циям). Согласно нек-рым источникам, значительное распространение имеют традиц. африкан. верования, количество их приверженцев составляет более 40% населения (см., напр.: World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World/Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. Vol. 1. P. 451-455). Орг-цией, объединяющей основные христ. деноминации традиц. типа в Л., является Либерийский Совет Церквей, основанный в 1982 г. В него вошли такие организации, как Римско-католическая Церковь, Лютеранская церковь, Епископальная церковь Либерии (ЕЦЛ), Пресвитерия Либерии в Зап. Африке, Ассамблеи мира, Африканская методистская епископальная церковь, Африканская методистская епископальная сионская церковь, Объединенная методистская церковь Либерии, Либерийская баптистская конвенция и ряд др. Нек-рые крайние пятидесятнические орг-ции и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей. Римско-католическая Церковь

http://pravenc.ru/text/2463651.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРУН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 55 , С. 513 опубликовано: 29 января 2024г. ПЕРУН - слав. божество грозы - см. Славянские религии . Рубрики: Религии Древнего мира. Европа. Славянская мифология Ключевые слова: Религиеведение Перун - славянское божество грозы - см. Славянские религии См.также: БАТАКОВ РЕЛИГИЯ домонотеистические верования народа о-ва Суматра БАХАИ РЕЛИГИЯ религ. движение, основ. Бахауллой в Иране в сер. XIX в. БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа БИЧУЮЩИЕСЯ - см. Флагелланты Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2580060.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010