После поражения Японии во второй мировой войне поддержка миссионеров была сведена к минимуму и буддизм в П. практически перестали исповедовать. В 1992 г. был закрыт построенный в 1907 г. храм Сото-сю. В последние десятилетия интерес к буддизму возрождается. В П. существуют 22 буддистские группы и ассоциации: 12 тибетских, 8 дзэн, 1 Дзёдо-синсю, 1 тхеравада. Индуизм Исповедуют ок. 500 выходцев из Индии, впервые прибывших в П. в нач. 60-х гг. XX в. Новые религиозные движения Первая община приверженцев Бахаи религии появилась в 1930 г., после приезда миссионеров из США. В 1961 г. было избрано Национальное духовное собрание Перу. К тому времени бахаизм приняли нек-рые индейцы кечуа, а также представители народов, проживавших близ Арекипы. В 1963 г. в стране насчитывалось 8 местных духовных собраний. В 2005 г. число приверженцев бахаи в стране составляло 41 912 чел. Также действуют Международное об-во сознания Кришны, неск. масонских лож и проч. зап. эзотерические орг-ции. Адепты неоязыческого культа викка впервые появились в П. в 2001 г. Традиционные верования Характерной чертой духовной жизни перуанских индейцев является религ. синкретизм. Несмотря на то что абсолютное большинство называют себя католиками, в сельских районах П. и в городах, где сильно влияние традиц. культуры кечуа и аймара, почитают Пачамаму - богиню земли и плодородия, одно из главных жен. божеств в мифологии кечуа. Согласно традиц. представлениям аймара, существует 3 духовных мира: Арахпача - верхний мир, или небо; Акапача - земной мир, где обитают аймара и их духи-покровители (малькус - духи-защитники, живущие на заснеженных вершинах гор, Амару - змея, олицетворяющая собой духов рек и оросительных каналов, и Пачамама); Манкепача - мир подземелья, где обитают злые духи. Живущие в джунглях индейцы исповедуют политеистический анимизм (см. также ст. Кечуа религия ). Религиозное законодательство В конституции закреплено право на свободу вероисповедания (ст. 2, п. 3). Запрещена дискриминация по религ. мотивам (ст.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Адепты культа проповедуют, что «Бахаи» является независимой религией, а не сектой какой-либо другой веры. На самом же деле бахаизм – мессианское ответвление ислама шиитского толка. Провозглашает принципы и основы Нового мирового Порядка – якобы Царства Божьего, обещанного Зороастром, Моисеем, Христом, Мухаммедом. Как утверждают последователи этой религии, бахаизм является самой молодой из самостоятельных мировых религий. Бахаисты считают, что основатель этой религии Баха-Улла (1817–1892) продолжает ряд Посланников Бога: Авраама, Моисея, Зороастра, Будды, Христа, Мухаммеда. Основная мысль учения бахаизма заключается в том, что человечество едино и настало время объединения всех людей планеты во всемирное общество. Баха-Улла писал: «О, противоборствующие народы и племена земные! Обратите лица свои к единению, и да озарит вас сияние света его. Соберитесь же воедино и ради Господа решитесь искоренить то, что служит причиной раздоров меж вами. Не может быть и тени сомнения в том, что народы мира всех рас и религий черпают вдохновение из одного Божественного источника и подвластны единому Господу» 737 . Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства: · признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира; · самостоятельный поиск истины каждым верующим; · отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых и др.); · признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием; · значимость и необходимость всеобщего образования; · осуществление равноправия мужчин и женщин; · устранение крайних форм бедности и богатства; · установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости; · необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам; · всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга 738 . Учение бахаи отбрасывает традиционные представления о Боге и считает всякие попытки описать Его бесполезными. Считается, что «Бог непознаваем и непостижим, он выше попыток человека определить Его телесное существование, Его приход и восхождение, исход и возвращение» 739 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

представлен в Л. незначительным количеством приверженцев, в основном мигрантов из Юж. или Центр. Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан), занимающихся в Африке торговлей. Первые мусульмане приехали в Л. в 1972 г. из Дурбана (ЮАР) и основали мечеть в Бутха-Бутхе; значительное увеличение притока мусульман началось с 90-х гг. XX в. В наст. время ислам распространен гл. обр. в столице Масеру, а также в округах Бутха-Бутхе, Лерибе, Береа на севере страны. По данным на 2013 г., в Л. насчитывалось ок. 3 тыс. мусульман, преимущественно суннитов. В Л. присутствуют представители псевдоисламской секты Ахмадья (350 чел.). Традиционные африканские верования характерны для населения гл. обр. периферийных районов, мало затронутых процессами урбанизации. Большинство данных культов сочетают веру в Бога-Творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом или культом предков. В значительной степени распространены знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Во мн. племенах приверженность местным традиционным верованиям сочетается с введением в их религ. учения норм христианства и с исполнением нек-рых христ. обрядов. Данные верования оказывают значительное влияние и на христ. организации, в первую очередь на НАЦ. Ввиду двоеверия точный статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов затруднен (по различным данным, от 160 до 200 тыс. чел.). Новые религиозные движения представлены последователями Бахаи религии , численность к-рых за последние десятилетия быстро растет. Верховной орг-цией бахаистов в стране является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Лесото (National Spiritual Assembly of the Bahá " ís of Lesotho), основанная в 1953 г. Общее количество адептов бахаизма достигает 20 тыс. чел. Религиозное законодательство Основным документом, регламентирующим положение религии в Л., является Конституция 1993 г., к-рая декларирует равенство и основные права и свободы человека независимо от религ. убеждений, национальной или культурной принадлежности, политических или иных взглядов (статьи 4, 26). Основной закон запрещает дискриминацию по религ. мотивам (ст. 18) и гарантирует право на свободу совести, мысли и вероисповедания, включая возможность менять свои религиозные убеждения; гражданин Л. вправе как в частной, так и в общественной сфере проявлять свою веру и пропагандировать религ. убеждения, взгляды и практику (ст. 13, п. 1). Закрепляется право религ. общин предоставлять религ. образование своим членам и пользоваться недвижимостью для образовательной деятельности (ст. 13, п. 2). При этом запрещается насильно привлекать граждан к получению религиозного образования или участию в религ. церемониях или обрядах (ст. 13, п. 3). Конституция гарантирует гражданам право свободно объединяться для создания любых сообществ и групп, в т. ч. исходя из религ. и культурных целей; привлечение граждан к подобным объединениям без их согласия запрещается (ст. 16). История

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Например, бахаи в дореволюционный период не именовались сектантами и российское государство покровительствовало этому движению в Персии и Османской империи через свои дипломатические представительства. После 1917 г. бахаи стали преследоваться в СССР и сейчас именуются сектой. 44 «В нем термин «новые религиозные движения», широко применяемый зарубежным религиоведением, фактически признается неприемлемым, поскольку он закавычивается и предваряется словами «так называемые», имеющими явный негативный оттенок» (Кантеров. 2006a. С. 23). 46 Термин культ используется в трех смыслах, но наиболее распространенным является понимание культа как начальной фазы зарождения новой религии. Различие между культом и сектой Р. Старк и В. Бейнбридж видят в следующем: «поскольку секты – это раскольнические группы, они выставляют себя миру как что-то старое. Они откалываются от родительского тела не как строители новой веры, а как переустроители старой, от которой отклонилось «родительское» тело. Секты считают себя выразителями аутентичной, очищенной, обновленной версии той же веры… Культ, местный или привнесенный, – это что-то в корне новое по отношению к другим религиозным организациям данного общества. Местный культ, независимо от того насколько он содержит в себе обычную религиозную культуру, добавляет к ней новое откровение или видение, выдвигающее что-то отличное, новое и «продвинутое». Привнесенные (импортированные) культы обычно имеют мало общего с существующими в данном религиозном обществе верованиями; они могут быть старыми в каких-либо других обществах, но они новы и отличны в том обществе, куда они прибыли» (Пуха. 1999. С. 43). 48 Мартинович. 2015. С. 79: «В настоящее время отсутствует единая общепризнанная система определения ключевых понятий нетрадиционной религиозности»; Кантеров. 2006b. С. 706–707. 52 Обзор наиболее значимых подходов к новизне НРД: Григорьева. 1999; Балагушкин, Шохин. 2006. С. 63; Мартинович. 2015: «Современные секты и культы могут претендовать, лишь на сильную переработку учения и практики какой-либо из древних религиозных или оккультно-мистических традиций» (Мартинович. 2015. С. 371), утверждение о «структурной новизне» обладающей более «совершенными способами воздействия на сознание и подсознание индивида, а также новыми методами работы с внешним миром» также не выдерживает критики (Там же. С. 375–376), наоборот, можно говорить об ослаблении современными НРД «способности контролировать своих последователей и воздействовать на них» (Там же. С. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Б. р. в России В 1852 г. российское правительство, единственное в мире, в лице своих дипломатов ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда тот был заточен в тюрьму, и предложило ему убежище. Посмертный портрет Баба был выполнен художником, приведенным для этой цели российским консулом в г. Тебризе. Рус. был первым европ. языком, на к-рый была переведена Китаб-и-Акдас (1899). Рус. востоковеды и дипломаты XIX - нач. ХХ в. были в числе первых, кто изучал Б. р. (напр., Казем-бек А. Баб и бабиды. СПб., 1865; Розен В. Р. Первый сборник посланий Бабида Бехауллаха. СПб., 1908). Первая в мире община бахаитов за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в нач. 80-х гг. XIX в. (существовала до 1938). Там же в 1918 г. был построен первый бахаитский храм (здание храма простояло до 1963), общины бахаитов вновь появились в 1990 г. и в наст. время действуют на всем постсоветском пространстве. Численность бахаитов составляет ок. 6 млн чел. с центрами более чем в 200 странах мира. Крупнейшие общины находятся в Индии - свыше 1 млн и Иране - свыше 300 тыс. В России общины бахаитов находятся в основном в крупных городах - Москве, С.-Петербурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Хабаровске, Якутске, Чите, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, точная их численность неизвестна. Ист.: Китаб-е Акдес: «Священнейшая книга» современных бабидов/Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманского//Зап. АН по ист.-филол. отд-нию. СПб., 1899. Т. 3; Абдул-Баха. Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. М., 1992; он же. Парижские беседы: Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 г. СПб., 1999. Лит.: Уманец С. Современный бабизм. Тифлис, 1904; Бертельс Е. Э. Бехаит об истории бехаизма//Восток. М.; Л., 1925. Кн. 5. C. 202-207; Эсслемонт. Дж. Э. Баха-улла и новая эра/Пер. с англ. проф. Д. В. Пивоварова. Екатеринбург, 1991; Хэтчер У. С. , Мартин Дж. Д. Новая мировая религия/Пер. с англ. С. Сухарева. СПб., 1995; Герлиц П. Религия Бахаи//Религии современности: История и вера. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77700.html

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, известный под именем «Баб» (по арабски «Врата») 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого народами мира». Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. 9 июля 1850 г. он был расстрелян в Тебризе. Был казнен тогда и целый ряд его последователей. Однако смерть Баба лишь придала уверенности его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что со временем появится «Обещанный», который объединит всех людей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога 743 , 744 . Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817–1892), которого посвященные чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признан как пророк, продолжающий ряд посланников Бога, как избранник Бога и «Обещанный у всех народов» 745 , 746 . В 1863 г. в Багдаде Баха-Улла провозгласил себя «Тем, о Ком пророчествовал Баб». Бахаисты также подверглись преследованиям, и более девяти тысяч их было убито в 1850-х годах. Однако путем эмиграции в Америку в лице сына Баха-Уллы бахаизм получил второе рождение. В 1852 г. царское правительство России предложило убежище Баха-Улле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль. Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи – беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи 747 . Большую роль в проповеди бахаизма сыграл старший сын Баха- Уллы Аббас Эфенди (1844–1921), принявший имя Абдул-Баха («слуга Бахи»). Отправившись в путешествие по Европе и Америке (1911–1913) и широко проповедуя учение Баха-Уллы, Абдул-Баха способствовал распространению новой религии 748 . Впоследствии Баха-Улла объявил его своим преемником и толкователем учения 749 . Организация аккредитована при Экономическом и Социальном Совете и Международном Детском Фонде ООН в качестве международной неправительственной организации с консультативным статусом 750 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Говоря о «братстве религий», с прискорбием приходится признать, что апологеты этой идеи заканчивают свои проповеди о религиозном единстве банальным самовосхвалением и отрицанием тех же традиционных религий, к братству с которыми призывали. Это интересно отметить еще и потому, что обычно именно христиан они обвиняют в нетерпимости и нежелании признать за другими религиями право на истинность. Но разве мы не находим претензии на исключительность в мунизме, саибабизме, оккультизме и т.д.? Например, Сан Мен Мун писал: «случилось так, что Истинные Родители родились в Корее и говорят на корейском языке. Если вы не хотите учить корейский язык ступайте и поищите каких-нибудь англо-говорящих Истинных Родителей. К несчастью, таких нет. Бог избрал только одних Истинных Родителей, так, что у вас нет выбора (выделено нами. – В.П.)» 51 . При этом муниты отрицают возможность спасения кого-либо вне их организации: «Факт остается фактом: до Благословения 52 вы еще не рождены для вечной жизни» 53 . Муниты считают христианство предтечей Церкви Объединения, которая, по их мнению, должна вытеснить христианство и занять его место 54 . То же о своей организации утверждает Саи Баба: «Индуизм – единственная религия, которая заняла ведущее место с самых ранних времен и прочно себя утвердила. … В индуизме, больше чем в какой-либо другой религии, взращивалось чувство любви, равенства и благодарности» 55 . Подобные идеи можно найти и в бахаизме: «Основатель Веры БахаиБахаулла (1817–1892), Чье имя в переводе с арабского означает «Слава Божия». Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи – бахаи – считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей» 56 . О главной же священной книге бахаизма, Китаб-и-Агдас, Шоги Эфенди пишет: «…Книга эта – эта сокровищница, хранящая в себе бесценные жемчужины Его Откровения, выделяется благодаря провозглашенным в ней принципам, учрежденным в ней административным институтам и тем полномочиям, которыми в ней наделен законный Преемник ее Творца,– как единственная и не имеющая себе равных среди Священных Писаний мира.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Термин новые религии, весьма неопределен, и в него вкладывают порою разное значение. «Новизну» религий можно понимать как указание на позднее в сравнении с мировыми религиями время их возникновения. Под новизной можно понимать время их появления в России, а не только время их возникновения 392 и, наконец, специфику новых религий связывают с их вероучением. Согласно другому подходу, новые религии – это секты, которые, адаптировались «к существующему социально-политическому строю, умиротворили свой религиозный протест. Речь идет, если так можно выразиться, о налаживании контактов бывшей альтернативной религии и нонконформистской секты с существующим демократическим строем». 393 На социологическом языке подобные изменения религии называют сменой характеризующего ее культурологического типа (т. е. изменением взаимоотношений с общественной системой и оценки мира в целом). 394 К ним относят: кришнаитов, теософов, антропософов, бахаи, мормонов, Миссию Рамакришны, язычество древних славян, язычество приволжских народов. 1.2.11. Восточные религии. Нередко новые религии называют восточными, исходя из того, что они принесены в западные страны проповедниками восточных религий или основаны на восточных религиозных традициях или отдельных ее элементах. 1.2.12. Харизматические культы. Наряду с термином НРД для названия сект предлагается использовать термин харизматические культы. Этот термин изначально применяли к группам, возникшим в 1970-е гг. на Западе. Одно из определений культа изложено в книге Л. Н. Митрохина «Религиозные культы в США». Оно во многом выражает позицию антикультового движения, так как написано на его языке. Согласно этой теории, харизматические культы обладают следующими признаками. «1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно бога и реальности. 2 . Лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». 3 . Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Они имеют общие для всех основные истины; но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них» 14 . Те же идеи мы находим в неоиндуизме: «Семена всех религий заложены в Санатана Дхарме 15 (Вечные Истины) Веданты» 16 ; «Санатана дхарма является матерью всех религий, сводов этических норм и дхарм всего мира. …Санатана Дхарма является местом, где сходятся все пути» 17 ; «Он (Саи Баба. – В.П.) проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии» 18 . Разделяют эту точку зрения и бахаисты: «Бахаи считают, что существует одна вечная и постоянно прогрессирующая религия — вера в единого Бога, знание божественных истин и законов, постепенно раскрываемое Богом перед человечеством по мере его развития. Каждое откровение посланников Бога (таких как Авраам, Моисей, Зороастр, Кришна, Будда, Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла) является развитием предыдущего и закладывает основу для последующего проявления Божественного знания. Итак, различные религии являются последовательными главами книги религии, написанной Творцом. Внешняя их форма меняется, но внутренняя духовная суть остается неизменной, только полнее раскрывается в каждом откровении» 19 . Как видим, несмотря на некоторые отличия, все вышеперечисленные духовные учения едины в одном: есть некая глобальная «истина»,  некая суперрелигия,  проявлением которой являются все религии. Но у подобного подхода есть слабые места. Он автоматически подразумевает относительную истинность любой мировой религии и «нетрадиционного религиозного движения». Но если истинность всех религий относительна, то тогда возникает справедливый вопрос: в чем на Земле воплощены абсолютные духовные ценности? Если нет религиозного учения, в полноте открывающего истину, то хотелось бы узнать: с каким  реальным духовным эталоном апологеты «братства религий» сравнивают содержание того или иного религиозного учения, чтобы оценить степень его истинности? Они декларируют существование «всемирной религии», но в чем и кем она выражается во всей полноте? Ведь сверхрелигия, – это то, к чему стремятся, но, следуя логике сторонников «братства религий», во всей полноте она себя не проявляет 20 .

http://azbyka.ru/mif-o-bratstve-religij-...

Распространены среди части кит. общины. В нач. XXI в. в М. насчитывалось ок. 600 тыс. сторонников конфуцианства и ок. 120 тыс. приверженцев кит. народных верований. Традиционные верования По-прежнему характерны для горных народов; они сохраняют культ предков и веру в одушевленные природные явления. Их верования оказывают большое влияние на буддизм, христианство и др. религии в М. Среди бирманцев распространено домашнее почитание деревянных статуэток, в к-рых, как считается, обитают духи-наты. Традиц. верования сохраняют значение среди каренов, 80% которых не являются христианами, остальные 20% - христиане, в значительной степени склонные к религиозному синкретизму. Многие из них приняли христианство гл. обр. потому, что, согласно древнему каренскому преданию, «Золотая Книга» верховного бога каренов Ивы (Ювы) должна быть возвращена им «Белым человеком». Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , сторонники к-рой в М. в нач. XXI в. насчитывали ок. 55 тыс. чел. Межденоминационные организации В 1914 г. в составе Национального Христианского Совета Индии был учрежден Региональный Совет Бирмы, к-рый в 1949 г. стал самостоятельным Христианским Советом Бирмы. В 1972 г. переименован в Бирманский Совет Церквей, в 1989 г.- в Мьянманский Совет Церквей. Является членом Всемирного Совета Церквей , объединяет более 30 региональных советов Церквей в М. Религиозное законодательство Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Согласно Конституции 2008 г., любые формы дискриминации по религ. принадлежности запрещены (ст. 348). Союз М. сохраняет право на введение законов «в целях процветания и реформ», несмотря на гарантированную «свободу религиозных практик» (ст. 360). Союз М. признает особое положение буддизма как религии большей части граждан страны (ст. 361), а также христианство, ислам, индуизм, анимизм в качестве религий, существующих в Союзе М. на момент вступления в силу действующей Конституции (ст. 362). Союз М. может содействовать к.-л. религиям и защищать их по своему усмотрению (ст. 363). Ст. 364 гласит: «Использование религии в политических целях запрещено. Любое действие, способствующее чувствам ненависти, враждебности или разногласия между расовыми или религиозными общинами или сектами, противоречит данной Конституции. Может быть принят закон, наказывающий такую деятельность». Союз М. обязуется оказывать поддержку высокообразованным гражданам независимо от расы, религии и пола, сообразно их квалификации (ст. 368).

http://pravenc.ru/text/2564540.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010