Верую Богу моему, яко тот твой злоскверный хульный язык, аще не покаешися, будет живо червми снедаем и на том прежний завет мой с тобою утверждаю. Сказываеши, будто во исповедании твоем святых отец крепко предержишися; но не довольно ли приведенными писаниями обличаешися, яко не точию святыя отцы – столпы церковныя, но и евангелисты и апостоли баснь у тебе едина, и столько на них смотришь и смотрити можешь, сколько сова на солнце. Едины некакия числа у тебе твердо закреплены, о которых не точию святым отцем, но и апостолом самем Христом любопытствовати отказано; и о таковых числах, якоже ты суемудрствуеши, сам Христос, Премудрость Божия, ипостасная, не устыдеся в Евангелии свидетельствовати, яко кроме Отца небеснаго не точию ангели, но ниже Он сам, Сын сый Отцу единосущный, знает и ведает; о дни же, рече, том или о часе никто же весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец ( Марк. 13, 32 ). О коем Божием таинстве мощно Сыну не знати, иже есть тойже един со Отцем и Святым Духом Бог, иже на ином месте глаголет: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( Матф. 11, 27 )? Знает убо без сумнения о последнем дни, но ради Себе, а не ради нас; того ради к нам в Евангелии глаголет, яко не знает. Ты убо, свиния гадаринская, откуду таковую мудрость почерпл еси, еяже ниже апостоли, ниже ангели знают, и сам Христос в Себе весьма утаевает и устави никоему же созданию сию открывати? Известив евангельским словом, яко не знает, и после воскресения своего, в Деяниях апостольских о всех последних временах и летах тайну твердо закрепив и запечатлив, ко апостолом глагола: несть ваша разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти ( Деян. 1, 7 ). Послал я к тебе книжицу преподобнаго Иосифа волоцкаго ово того ради, дабы ты же таин святых поперестал хулити, ово того ради, дабы такожде оставил еси баснотворное твое о неизвестных числах суемудрие. Виждь бо, что тот преподобный в слове осьмом против новгородцких еретиков пишет, которые еретицы по подобным, якоже ты, числам разсуждающе, баснословили, яко уже время втораго Христова пришествия прииде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Христианин же за симфонией мира ощущает именно живую любовь, любящую Личность. Не просто Закон, не просто Разум, не просто “гравитацию”, но — Личную и любящую Волю. И поэтому он переживает единство Бога и мира даже еще более живо, чем пантеист. Он не просто, подобно пантеисту, переживает причастие мира Горнему Началу, но он еще знает, как Имя этого Начала, знает, Кому можно вымолвить слово благодарности за этот вечер и за будущий рассвет. Вот право, потерянное пантеистами — они не могут воскликнуть: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”. Е. Рерих пишет, что “форма религии не имеет значения, но существенна лишь идея” . Но разве вопрос о том, обладает ли Абсолют разумом, сознанием, отзывчивостью является вопросом чисто формальным, обрядовым? Разве это не вопрос о самой сути Бога? И разве в зависимости от ответа на этот вопрос не будут строиться все иные концепции – как о человеке, так и о мире? Разве “не имеет значения” – хранить в сердце слова ап. Иоанна “Бог есть любовь”, узнавать, что “нет у Него никакого другого дела, кроме одного – спасти человека” (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 87,3), - или же вслед за махатмами считать, что «единое и главное свойство мирового духовного принципа — бессознательного, но вечно деятельного жизнедателя — распространяться и проливать» (отчего в качестве достойного символа этого начала тот же абзац махатмовых писем предлагает фаллос) . Отнюдь не все равно - верить в то, что “Мирами правит жалость, Любовью внушена Вселенной небывалость И жизни новизна” (Б. Пастернак), или утверждать, что свойствами Абсолютности являются “Абсолютное Небытие и Бессознание” , что про Божественную волю “нельзя сказать, что она действует с пониманием” (а и верно – какое же «понимание» у фаллоса!). О разнице между участливым Богом христиан и безразлично-бездумным “высшим” божеством гностиков еще во втором веке сказал св. Ириней Лионский: " Они нашли Бога Эпикурова, который не делает ничего ни себе, ни другим, то есть ни о чем не промышляет " (Против ересей. 3,24,2). Но прошли века – и мы снова слышим от тех, кто полагает христианство слишком старым: Божество – это “Вечное Дыхание, не ведающее самого себя” ; “Неподвижно Бесконечный и абсолютно Безграничный не может ни желать, ни думать, ни действовать” . Теософы дерзают связывать руки Божеству, лишая Его права на действие: “О Божестве невозможно подумать как о выполняющем какие-то действия” . И опять современны слова св. Афанасия Великого: “В этом отношении чудные сии люди приложились уже к манихеям. Ибо и те именуют Бога благого только по имени, и не могут указать ни видимого, ни невидимого Его дела; отрицая же истинного и действительно сущего Бога, Творца неба и земли и всего невидимого, без сомнения, слагают чистую баснь ()” .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В первых проповедях видно еще влияние схоластической школы, но с течением времени искусственность мало-помалу отпадает, хотя нельзя сказать, чтобы он совершенно освободился от крепко усвоенных в школьные годы приемов. Но всюду проглядывает одно желание сделать людей лучше, добрее. Любимая тема проповедника – «любовь выше всего». Как проповедник, св. Димитрий явился верным преемником древних пастырей русской церкви. Политических тем, которых в его время было так много, он почти не касался, хотя при случае и высказывал свои взгляды на то или другое событие. При этом он не стеснялся в своих обличениях. Так, он обличал «гневную ярость», пьянство, неуважение к святым и др. пороки, очевидно имея в виду Петра I и вводимые им обычаи. В одной проповеди 1708 г. он говорил: Бахус «но токмо эллинам, но, якоже вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианом той божишко не нелюбим... Не соблюдать постов – то не грех; день и ночь пьянствовати – то людскость; пребывать в гуляньи – то дружба, а что по смерти о душе сказуют, куда ей идти – баснь то». «Речет Бахус, чревоугодный бог со учеником своим Март. Лютером: надобно в полках не смотрети поста, и в пост ясти мясо, чтобы полковые люди в воинстве были сильны, в бою крепки, не ослабели бы в брани, от поста и воздержания»... В другом случае он говорил, что в наше время «нет Константинов, нет Владимиров, которые любили благолепие дома Господня, а мы о храмех его попечения не единаго прилагаем». Но он далек был от того, чтобы быть противником новых реформ. Им, как доброму на благо отечества начинанию, он сочувствовал вполне. «Хвалю, говорит он, добрый той нынешних времен обычай» отправлять молодых людей для науки за границу, «из-за морей бо умудренные возвращаются.., убо тоя мудрости учитися не довлеет сидя в дому, но и в чужих странах побывати требе». То обстоятельство, что св. Димитрий написал столь обширное специальное сочинение против раскола, объясняется насущными потребностями и неотложными нуждами тогдашнего Ростовского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благословляет Бога, благодаря Его за все те блага, которые Он подает. Что же подает Он? упование, но не то, какое было чрез Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертно, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть. Итак дар есть упование живое, нетленное наследство, не на земле отложенное, как напр. отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным. При этом уповании еще дар — сохранение и соблюдение верных. Потому что Господь и об этом молился, когда сказал: «Отче святый! соблюди их» (Иоан. 17, 11). Силою. Какая же сила? — до явления Господня. Ибо если бы соблюдение не было сильно, то не простерлось бы до такого предела. А когда столько и таких даров, то принимающим их естественно радоваться. Соблюдено на небесех вас ради, 5 иже силою Божиею соблюдени верою, во спасение готовое явитися во время последнее. Если наследство на небесах, то открытие тысячелетнего царства на земле есть баснь. 6 О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: 7 да искушение вашея веры многочестнейше злата гиблюща, огнем же искушена обрящется. Связь речи здесь такая: поскорбев теперь, аще лепо есть, Т. е. если и это нужно (ибо не все святые подвергаются скорбям), в последнее время будете радоваться. Ибо радуйтеся поставлено вместо будущего (времени), или и в настоящем, как ниже объяснено. Как Учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: «в мире будете иметь скорбь» (Иоан. 16, 33), так и апостол к слову о радости прибавил: мало. Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет ныне, и это согласно с своим Предводителем. Ибо и Он говорит: «в мире будете иметь скорбь, но печаль ваша обратится в радость» (Иоан. 16, 20). Или слово ныне должно быть отнесено к радости, поколику ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

О. Павел Пирсинг в своем известном труде 24 пытался показать, что дело Петра могло быть гораздо раньше осуществлено Димитрием Самозванцем с тою разницей, что Россия приняла бы европейскую культуру из рук католицизма, а не протестантизма, как это было при Петре. История рассудила иначе. Католпческие потенции глохли, и свт. Димитрий стал представителем той скрытой затаенной оппозиции, к которой принадлежал Стефан Яворский, а позднее и Феофилакт Лопатинскпй. Католические потенции проявлялись там, где шла борьба с расколом; здесь и свт. Димитрий был нужен Петру. Но лишь только они приходили в соприкосновение с государственной властью, воздвигалась глухая стена. Московия побеждала юго-западную Русь, – ту третью силу, которая вела к истинному западу от косности раскола и помеси протестантского рационализми с азитским утилитаризмом. Свт. Димитрий подражал по форме польским проповедникам, но существо его речей целило в иное, актуальное и живое, бывшее перед его глазами – в иконоборческие и монахоборческие тенденции протестантизма, дававшие ростки на почве Петровской России. Он целую проповедь посвящает противораскольнической апологии четвероконечного креста. Но заканчивается проповедь полемикой с новыми иконокластами. «Нынешних времен некоторые господа стыждаются в домах своих поставляти икону Христову или Богородичну; но уже некия безстыдныя поставляют изображения Венеры, или Дианы, или прочих ветхих кумиров, или и новых, например – Королеву или Гишпанскую, или Англинскук›, или Французскую» 25 . Обычно указывают, что проповедь в 14-ю неделю по Пятидесятнице, произнесенная в 1708 году в Ивановском монастыре, имелда в виду указ об уничтожении поста в войсках. Иродов пир – ее тема. Гости на пиру – Венера, Бахус, Mapc. И ясно сразу – чей это пир. «Не токмо же Еллином, но якоже вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианом той божишко [Бахус] не нелюб, понравился: гораздо бо чревняго угодия яшася, подражающе ученику Бахусову Лютеру. Не соблюдать постов, то не грех: день и нощь пиянствовати, то людскость, пребывати в гулянии, то дружба; а что по смерти о душе сказуют, куды ей идти, баснь то» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что именно разумел под сим святой Павел, святой Тит и критяне знали ясно. Нам же трудно это угадать. Ибо и басней иудейских, и заблуждений человеческих было много. Но потери для нас от сего никакой нет. И те басни иудейские, и те заблуждения человеческие уже миновались, и нечего нам их опасаться. Для нас осталась одна Апостольская заповедь: не внимать ничему чуждому вере. И не ту ли цель имел святой Павел, оставив неопределенным для нас (а не для тех, к кому писал), чему не внимать, чтоб внушить, чтоб мы вообще ничему не внимали, что видим несообразным с верою, как бы оно красно ни казалось? Под баснями иудейскими не следует разуметь постановления законные или строй подзаконной религиозной жизни, но или кривое толкование сих постановлений и их значения, или все, что после придумано к ним самими иудеями. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол иудейскими баснями назвал не закон, но предлагаемое иудеями толкование закона». Блаженный Феофилакт прибавляет к сему: «святые книги Ветхого Завета, добре понимаемые, не суть басни. Как это может быть, когда из них мы научаемся Евангельской истине? Но неправые толкования и прибавления — вот что басни!» Но что же это именно? Были свои кривые толкования и прибавления у всех иудейских сект,— и у ессеев, и у саддукеев, и у фарисеев; были между иудеями и философские мудрователи, и мечтатели — мистики, выдумавшие каббалу. Не басни ли всё это? Были и обще иудейские басни, — например, о Мессии, яко земном царе, и о царстве его, — чувственном и житейском. И между христианами из иудеев долго держалась баснь — о неотложности исполнения законных постановлений (особенно об обрезании, субботе и родах пищи, позволенных и запрещенных) и для всех верующих в Господа Спасителя. — Что из этого всего разумел святой Павел, не видно. Но то несомненно, что в учение суесловцев, соблазнявших критян, иное и из этого входило. Ибо, как видится, то была смесь разнородных учений, в коей имели свою часть и басни иудейские, хоть мы не можем определенно сказать, какие именно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2955...

Остановим теперь внимание на благодатной Марии и праведном Иосифе. Пресв. Дева Мария своими родителями посвящена была Богу в самом раннем детстве, оставлена при храме и там воспитывалась до 14-летнего возраста. В продолжение этого времени родители ее умерли и она осталась сиротою. Как по достижении совершеннолетия долее нельзя было оставлять ее при храме, и по местным Иудейским обычаям надлежало выдать ее в замужество, то начальствующие при храме стали ей искать мужа. Но она всею душою своего возлюбила Бога, Ему с самого детства предала себя и взаимно от Бога ущедренная благодатными дарами – сладостью молитвы и умиления, дала необычайный в то время обет девства. Когда она открыла это своим воспитателям, они, призвав престарелого уже родственника ее – человека праведной жизни – вдовца Иосифа, и объявив ему о данном Мариею обете, убедили его взять ее в свое семейство под видом жены, для чего и обручили их. В доме Иосифа получила она благовестие Архангела Гавриила, что она зачнет и родит Сына, обетованного Мессию, и приняла это благовестие не со слепою, а с разумною верою, когда убедилась из ответов Архангела на свои вопросы, что для Всемогущего Бога нет невозможного – во чреве незнающей мужа, чрез наитие Св. Духа и осенение силою Всевышнего, зародить и возрастить плод, – приняла и с полною преданностью в волю Божию, не рассуждая о том, что подумает о ней Иосиф, и как поступит с нею, когда узнает о ее беременности. Но как Архангел при благовестии упомянул и о зачатии сына родственницею ее – престарелою Елизаветою, которая уже считалась неплодною, то Мария поспешила к ней в нагорную страну, в город Иудин, чтобы в дружеской родственной беседе разделить с нею, волновавшие ее от чудного явления и благовестия, чувства и мысли. Но вместе с тем, естественно, ее смирение и скромность представляли ей всю затруднительность того, как ей сказать Елизавете о таком высоком своем назначении быть матерью ожидаемого Мессии, и как та примет ее рассказ: она жаждет разделить с нею радость свою и излить пред нею наполнявшие ее благоговейные чувства, но, ведь, та может не поверить ей и сочесть все рассказанное за выдуманную баснь, чтобы скрыть стыд проступка. Эти мысли, а от них недоумение и опасения, должны были возрастать с каждым шагом к дому Елизаветы. Вот она уже видит Елизавету и робко ее приветствует, но та в ту же минуту исполняется Духа Святого и отвечает ей громогласным благословением, называя ее благословенною между женами, матерью Господа, блаженною за свою веру, и уверяя, что совершится сказанное ей от Господа. Какою радостью должно было взыграть сердце Марии, слыша все это! И вот из уст ее излилась величественная, благодарственная, хвалебная песнь Богу – украшение нашего богослужения:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если встретишь человека иного, подавленного трудами, прослезись, как Иосиф над Вениамином, сыном старости. Может быть и тебя искушает любостяжательность, как Иосифа госпожа, и тебя влечет за одежду, чтобы пренебрег ты заповедь и возлюбил более эту златолюбицу и миролюбицу, нежели Господне повеление. Когда приходит к тебе помысл, враждующий против оной заповеди, увлекающий целомудренный ум в сребролюбие, принуждающий нерадеть о братолюбии, а удерживающий при первом,- и ты свергни с себя одежды, удались с гневом, блюди верность ко Господу, как Иосиф к Пентефрию. Снабжай скудость хотя один год, как он снабжал семь лет. Не всем жертвуй сластолюбию; дай нечто и душе. Представь, что у тебя две дочери: здешнее благополучие и жизнь на небесах. Если не хочешь всего отдать лучшей, то, по крайней мере, поровну раздели — и невоздержной, и целомудренной. Смотри, чтобы, когда надобно будет тебе предстать ко Христу и явиться пред лицом Судии, не оказалась слишком богатою здешняя жизнь, а обнаженною и одетою в рубище другая — жизнь добродетельная, имеющая вид и название невесты. Поэтому не представь Жениху невесты безобразною и неукрашенною, чтобы Он, воззрев, не отвратил лица, и видя, не возненавидел и не отрекся от союза с нею; но облеки ее в приличное убранство, соблюди благообразною до предназначенного времени брака, чтобы и она с мудрыми девами возжгла светильник, имея неугасимый огонь ведения и не оскудевая елеем заслуг, чтобы самым делом подтвердилось богодухновенное пророчество, чтобы и в душе твоей приличествовало сказанное: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое … и возжелает Царь доброты твоея (Пс. 44, 10-12). Ибо псалмопевец предрек сие о целом, предсказывая красоту целого тела, но в собственном смысле будет сие приличествовать и каждой душе, так как Церковь есть совокупность отдельных лиц. Промышляй о настоящем и о будущем, и не утрать последнего ради гнусной корысти. Оставит тебя тело — отличие твое в настоящей жизни. В явление же ожидаемого и несомненно имеющего прийти Судии, заградишь себе воздаяние почестей и небесную славу и вместо долгой и блаженной жизни отверзнешь неугасимый огонь, геенну, казни и горькие веки мучений. Не думай, что пугаю тебя ложными страшилищами, подобно какой-нибудь матери или кормилице, как они имеют обычай поступать с малолетними детьми и вымышленными рассказами заставляют умолкнуть, когда неутешно и долго плачут. Но это не баснь, а учение, проповеданное неложным гласом. Знай, что по евангельскому проречению, иота едина, или едина черта не прейдет (Мф. 5, 18). И тело, истлевшее во гробе, восстанет, и душа, та самая, которая отлучена смертию, снова будет жить в теле,- и настанет подробное изобличение сделанного в жизни, не по свидетельству других, но по засвидетельствованию самой совести. Каждому же по достоинству воздано будет праведным Судиею. Ему подобает слава, держава и поклонение во веки веков! Аминь.

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Но – мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою своею, Господь возвратил меня в свое отечество. – Прошу тебя, преподобный отец Савва, - принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровью, пленена иноплеменными, враги наши одолели нас и – по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердися над нами и соберет во едино рассеянных и посрамит противников»54). Вулкан по сербской почтительности к отцу явился на встречу мощей св. отца; потом быв свидетелем чудес св. отца, по убеждению преп. Саввы дал клятву не тревожить более брата в законных правах его55). Стефан с своей стороны помог брату выгнать из Хлума западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре56). Брат Вулк скоро умер; удел его Зета предоставлен был Стефаном двоюродному брату Андрею Мирославичу57). Сын Вулкана благочестивый князь Димитрий охотно довольствовался своим уделом, какой назначил дядя; он построил обитель на р. Лиме в Бродареве и приняв иночество с именем Давида по   54) Стефан в житии отца своего, у Шафарика стр. 19. 55) Св. Савва в житии Немани, у Шафарика стр. 13. Дометианово житие св. Саввы. Баснь грека Никиты об отношении Стефана к гречанке Евдокие, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем II, 361. 362. Книга евангельских чтений, писанная при Волке, сын самодержавного Стефана Немани, великом жупане зетском и поморском (Прохорова Древн. тетр. II, стр. 150-152) писана не позже 1208 г. 56) Луккари р. 30. Орбини в Гласнике XII, 404. 405. 417. 418. 57) Гласник XII, 412. 411. смерти чтился сербскою церковию между святыми58). – Так Стефан спокойно рсполагал уделами Сербии, как верховный правитель всей Сербии59). По усмирении домашних врагов Стефану пришлось бороться с сторонними неприятелями. Против него восстали болгарский царь Борис и тесть его латинский император Царяграда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Архитриклин - распорядитель пира. Асмодей, Азмодеос - " губитель " , имя бесовское. Аспид - ядовитая змея. Аспид парящий - летающий ящер. Ассарий - мелкая медная монетка. Астерикс - звездица, поставляемая на дискосе при совершении Литургии. Афарим - соглядатаи; лазутчики. Афедрон - задний проход (Мф. 15, 17). Афинеи - афиняне. Африкия - Африка. Аще - если; хотя; или; ли. Аще убо - поскольку; потому что. Баальник - волшебник. Баба - повивальная женщина. Бабити - помогать при родах. Багряница - ткань темно-красного цвета; порфира, пурпурная одежда высокопоставленных особ. Балия - колдунья; волшебница. Баня пакибытия - таинство св. Крещения. Баснословити - рассказывать небылицы; лгать. Баснь - ложное и бесполезное учение. Бдение - бодрствование; продолжительное ночное богослужение. Бденно - неусыпно, бодрственно. Бденный - неусыпный. Бдети - бодрствовать; не спать. Бедне - трудно; несносно; тяжело. Бесоватися - бесноваться, неистоваться. Бедник - калека; увечный. Бедный - иногда: увечный; калека. Безведрие - ненастье. Безвидный - не имеющий вида, образа. Безвиновный - не имеющий начала или причины для своего бытия. Одно из Божественных определений. Безвозрастное - младенец. Безвременне - некстати; неблаговременно. Безгласие - немота; молчание. Безгодие - бедствие; несчастье; тяжелый период в жизни. Безквасный - пресный; не кислый. Безкнижный - неученый. Безлетно - бесконечно; вечно; прежде всех времен. Безматерен - не имеющий матери. Безмездник - не принимающий мзды, платы. Безмилостивный - не чувствующий или не оказывающий милости, жалости. Безмолвник - пустынножитель; отшельник. Безмолвный - иногда значит: безопасный; спокойный. Безневестный - безбрачный; девственный. Безочство - нахальство; бесстыдство; наглость. Безпрестани - всегда; непрерывно. Безпреткновенный - не имеющий претыкания, соблазна, препятствия. Безпутие - совращение с пути; развращение. Безсквернен - не имеющий скверны или порока. Безсловеснство - скотство; глупость; безумие. Безсловесные - животные, скоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/122/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010