Чрезвычайно опечалился я, прочитавши анафематства, которые ты послал к нам с приказанием опровергнуть их письменно и обнажить пред всеми еретический смысл их. Опечалился я от того, что муж, которому поручено пасти, и вверено такое стадо, и повелено врачевать немощных овец, не только сам болен и весьма сильно, но и старается заразить болезнью и овец, и хуже диких зверей терзает своих овец. Эти похищают и терзают овец заблудших и отделенных от стада; а он, находясь в средине его и считаясь пастырем и хранителем, вносит скрытое заблуждение в тех, которые повинуются ему. Ибо когда (кто) открыто сражается, можно и уберечься; а если под видом дружбы приготовляет коварство, то находит неприготовленным того, против кого сражается, и удобно наносит ему вред. Поэтому сражающиеся скрытно вреднее, нежели те, которые сражаются открыто. Меня особенно сокрушает то, что под именем и под ведом благочестия, и состоя в достоинстве пастыря, он изрыгает еретические и хульные слова, и возобновляет уничтоженное прежде, пустое и вместе нечестивое учение Аполлинария; а сверх того он не только уважает это (учение), но и дерзает анафематствовать тех, которые не хотят соглашаться с ним, если впрочем это действительно его произведения, а не кто-нибудь из врагов истины, поднимая пламень на высоту, сложил от его имени и бросил на средину, подобно яблоку раздора, о котором сложена баснь. Итак он ли это или другой кто, только под его именем, сложил их, я, при пособии света всесвятого Духа, рассматривая еретическое злословие, по мере данной мне силы, обличил его, сколько можно было, противопоставил евангельское и апостольское учение, показал нелепость его мнения и сделал ясным, сколько оно несогласно с божественными догматами, сличая главы с словами божественного Духа и показывая, сколько они чужды и несогласны с божественными. А против дерзости проклятия скажу только, что Павел, великогласнейший проповедник истины, дерзающий и против ангелов, анафематствовал тех, которые повреждают евангельское и апостольское учение, а не тех, которые пребывают в преданных богословствующими мужами определениях ( οροις); потому что таковых оградил и благословениями, говоря: «елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Исраили Божии» ( Гал. 6, 16 ). Итак пусть собирает отец таких слов от апостольского проклятия плоды трудов своих и снопы еретических семян; мы же останемся при учении святых отцов. Присоединил я к своему посланию и сделанные возражения, чтобы ты прочитавши увидел, сильно ли разрушили мы еретические предложения. На каждое из анафематств, отдельно взятое, я сделал возражение, чтобы для читателей удобнее было разумение и яснее обличение таких мнений. Кирилла, архиепископа александрийского, 12 глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория, как правые

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И у вас так называемый Прометей творит (πλττει) человека, ничего вовсе не стыдясь, а Зевс творит женщину, которую препоясала Афина, и вы хвалите эту баснь и дело прославляете, не усматривая в том гнусности, не помышляя о страстях, не толкуя о сокровенных частях; потому что гораздо постыднее (если только тут действительно есть что постыдное) творить члены и покрывать их некоторыми покровами, нежели пройти чрез них ради домостроительства и спасения. Потому что как строящий дом и отказывающийся жить в нем сам себя обвиняет и неотменно осуждает, что созидая ничего не считал повинным стыду, а по окончании оклеветал дело своих трудов, считая свое произведение не стоящим (недостойным) житья: так и Бог , сотворивший человека, явился бы несправедливым, если бы стыдился обитать в нем и, сотворивши отражение собственной славы, дал повод считать его постыдным». 55 О соединении двух естеств во Христе говорит в таких выражениях, как бы ересь, известная под именем Несториевой, уже и тогда возникала в некоторых умах и возбуждала против себя ревнителей истины. «Разбойника не как человек, но как Бог , им признанный (πιστευθες), по его вере вводит в преблаженный рай, неизреченно им от начала насажденный. Потому что не подобно-ли баснотворцам каким выдумывают, глотая слова сумасбродных старух, отрыгая вонь своего чрева, подражая неистовству бешеных собак, сочиняя мнение подобно христоборцам – эти общники и соучастники иудейского неистовства, которые разделением речи уродуют смысл и хорошо написанное худо читают, когда выговаривают «истинно говорю тебе ныне», и потов отделяют «будешь со мною в раю» вместо «ныне же, говорю тебе, будешь со мною в раю ( Лк. 23:43 ), как будто обещание разбойнику отлагается на будущее время? И кто примет такое чудовищное разумение? Кто, имея крепкий ум и здравый смысл, согласится с учением людей, открывших в мире вольную продажу (καπηλεον) гнилых речей? Это – речи псов дерущихся, это шелест аспидов ядовитых, это шипение змиев вкрадчивых, – направленное к тому, чтобы мудрованиями (софизмами) похитить истину (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Натолковали мне в Тамбове, что катаракт не делает боли, а зреет спокойно и что боль в глазу есть указание на воду. Мой глаз все был спокоен, и я был покоен. Но вот начала по временам показываться ломота, а в среду вечером и весь четверток она была почти без перерыва. Хоть она не сильная была, но все же нельзя сказать, что глаз был спокоен. Вот это меня и встревожило. Ну-ка не катаракт у меня, а вода? Пропустишь время, — пропал глаз. Надо бежать в Москву. Но, слава Богу! В пятницу глаз успокоился; успокоился и я, приписывая бывшую ломоту какой-либо случайности. Всяко однако ж не излишним считаю пояснить, какого рода бывают боли в глазу, когда в нем образуется вода. Как вы испытали это при боли вашего глаза, то и обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою — напишите Господа ради, какого рода бывали у вас боли в глазу, разумею чувства больности… жгло, скребло, ломило и подобное. У меня по часту бывает чувство сухости глаза. Но посмотришь в зеркало, он кажется весь влажным, слезящим. Расскажите пожалуйста историю вашего глаза — не осложнения, а вольности.    В понедельник на страстной я послал вам книги и письма. Получили ль?    Благослови вас Господи всяким благословением, и матушку, и деток.    Прошу ваших молитв.     Ваш богомолец Е. Феофан. 15 апреля 1879 г. Письмо 232. О том же    Ваше Высокоблагословение, Достопочтеннейишй отец протоиерей! Милость Божия буди с вами!    Что если это последовало от гнева на молчание мое? Это ужасно беспокоит меня».    — По делом. И прибавить еще надо — столько же, пол столько и четверть столько.    Я уже собирался жалобу писать Моршанскому благочинному, но, зная, какая у вас с ним стачка, остановился.    Се — баснь! Дело же было так. Все собирался; но тут же приходили вопросцы: да, полно, ехать ли. Дальше, да дальше и наконец решено не ехать.    Новой ревизии подвергнуть глаз побуждало меня наипаче то, что, когда станешь смотреть на бумагу, или книгу одним правым глазом, то на них падает желтый оттенок. Ну, подумалось, желтая вода! И начал суетиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Заблуждение Гностиков, но крайней мере Александрийских, получило свое образование под влиянием Александрийской Философии. Чтобы убедиться всем, стоит только слегка сравнить заблуждение Василида, Валентина и Офитов с учением Неоплатонизма о происхождении зла и о других предметах Веры 204 . Самая ересь Ария и по содержанию 205 и по способу защищения ее 206 носит на себе ясную печать Неоплатонизма, поставлявшего Бога Единого на высоте и под ним Ум и Душу, – божества, но не богов в смысле собственном. Другие из Св. Отцев писали краткие Богословско–философские сочинения, в виде рассуждений о предметах общих у Христианского Богословия с Философиею, дабы, утвердив правильные понятие о Боге, мире и человеке, предохранить Христиан от влияния на их умы заблуждений современной Философии. Таковы, например, краткие рассуждения Св. Григория Богослова , известные под именем таинственных песнопений: 1 ) о Началах, 2) о Сыне, 3) о Духе, 4) о Мире, 5) о Промысле, 6) об Умных сущностях, 7) о Душе. И язык сих рассуждений и их философское направление и ясные указания на учение, свойственное Неоплатонической Философии,– все сие показывает, что они имели своим назначением, с одной стороны, распространять правильные Богословско–философские понятия о сих предметах, а с другой – разгонять мрак Еллинского заблуждения, их покрывавший. Так в 3–м песнопении, о Св . Духе, Св. Григорий, обличив Ариан, направляет свои обличение против Еллинского многобожия и против возражений Еллинских философов, укорявших Христиан трехбожием 209 . Слово 4–е, о мире, Св. Григорий начинает прямо опровержением учений Неоплатоников о совечности материи и формы, заимствованных ими у Платона. «Един Бог , а что представляли Еллинские мудрецы о материи и форме, будто оне собезначальны, то это есть ни на чем неоснованная баснь». Доказывая эту мысль, Св. Григорий продолжает: «Уступи же, любитель безначалия, уступи Богу нечто большее нашего смысла. Помыслил много–художный родитель всяческих – Божий Ум, и произошла материя, облеченная в формы: потому что он не похож на живописца, в котором видимый пред очами образ возбудил нечто подобное сему образу, чего не мог начертать один ум» 210 . Далее, обличая Манихеев, Св.Григорий опять имеет в виду заблуждение Неоплатонической философии, которая приписывала верховному Богу сотворение лишь существ духовных и душ, и относила творение существ материальных и тел к богам низшим 211 . В слове о Промысле, Св. Григорий обличает заблуждение Философии, поставлявшей мир в зависимости от звезд и от многих начал необходимости, и выясняет затем Христианское учение о Промысле 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Потому не будем жаловаться на то, что он отнят у нас; но поелику прежде жили с ним вместе, будем благодарить за сие Сочетавшего. Ибо потеря мужа для тебя есть нечто общее с другими женами, но, думаю, что ни одна из жен не может в равной мере похвалиться супружеством. Ибо действительно Творец наш создал мужа сего как образчик для человеческой природы; почему к нему были обращены все взоры: его дела прославили все; живописцы и ваятели не в состоянии были изобразить его, как должно; а историописатели, повествуя о военных его подвигах, кажутся невероятными, как рассказывающие баснь. Почему многие не соглашались верить молве, которой принесена эта плачевная весть, и вовсе не допускали, что умер Аринфеи. Впрочем, он потерпел то же, что последует и с небом, и с солнцем, и с землею. Он отходит от нас, положив славный конец жизни, не старостию согбенный, ничего не уступив из своей знаменитости; как велик был в настоящей жизни, так велик и в будущей; от настоящей блистательности не понес никакой утраты в ожидаемой славе, потому что пред самым исшествием из жизни всю душевную скверну омыл «банею пакибытия» (Тит. 3:5). И поелику в этом сама ты была его попечительницею и содейственницею, то почерпни в сем величайшее для тебя утешение и от настоящего обратись душою к попечению о будущем, чтобы и тебе сподобиться за добрые дела получить одинаковое с ним место упокоения. Пощади престарелую матерь, пощади юную дочь, для которых одна ты осталась утешением. Будь примером мужества для прочих жен; итак, умерь горесть, чтобы и тебе изгонять печали из сердца, и чтобы печаль не поглотила тебя. При всяком случае имей в виду великую награду терпения, какую Господь наш Иисус Христос обетовал в воздаяние за содеянное в жизни. 292 (300). Утешительное (Утешает отца, огорченного смертию сына, который обучался в училище) Поелику Господь поставил нас для христиан на втором месте после отцов, поручив нам образование в благочестии детей, в Него уверовавших, то постигшую тебя скорбь о блаженном сыне твоем признал я собственною своею скорбию и восстенал о безвременной разлуке с ним, всего более соболезнуя о тебе и рассуждая, как тяжела будет болезнь сия для отца по естеству, когда столько было сердечной печали и в нас, которые стали близкими ему по заповеди! О нем самом не должно ни чувствовать, ни говорить ничего скорбного, но жалки те, которые обманулись в надеждах своих на него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Многие из сих словес Священного Писания : един биен будет много, другий же биен будет мало, ( Лк.12:47–48 ) заключают, что казнь грешников конец иметь будет. Сие же не о продолжении или скончании времени, но о различии мук глаголется. Когда бо Господь глаголет, яко грешные пойдут в муку вечную, праведные же в жизнь вечную; ( Мф.25:46 ), а иногда повелевает грешным, идти в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его; некогда же и геенну огненную наименуя, прилагает сие: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает; ( Мк.9:44 ), паки когда и чрез Пророка о многих глаголет, что червь их не скончается, и огнь их на угаснет: когда (говорю) таковая и сим подобная на многих местах Священного Писания обретаются, то сие есть едино от козней диавольских, то есть, что некоторые от человек, аки бы забывая множайшия изречения Господни, дабы с большим дерзновением грешить, конец мучения для себя вымышляют. Если будет когда-либо конец вечные муки, то следует быть и вечного живота скончанию. Когда же о вечной жизни помыслити сего не хощем, то каковым образом мучению вечному приписывати сие возможно? поскольку речение сие, вечный, к обеим равно прилагается: идут бо, рече, сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. ( Мф.25:46 ). Подобно и сии словеса: биен будет мало, и биен будет много, ( Лк.12:47–48 ) не конец, а различие мук означают. Когда Бог, праведный Судия есть, не токмо благим, но и злым, воздающий комуждо по делом его, то следует иному огня неугасимого быти достойну, и сего или легчайшего или зельнее палящего; другому же червия неумирающего, сего же паки, или меньшую, или жесточайшую скорбь причиняющего по достоинствам каждого; иному паки геенны достойным сотвориться, различные мучения имущей, и иному тьмы кромешные, где един в плаче токмо, другой же и с скрежетом зубов тяжчайших ради болезней пребывать будет. Также и кромешная тьма явно показует, что есть некая и внутренняя: и из сих словес, во дне ада, ( Притч.9:18 .) в притчах глаголемых, явствует, что суть некии хотя такожде во аде, но не во дне ада, чтоб легчайшее чувствовать мучение. Впрочем, не мню, чтоб я для тебя вымышлял какие-либо ложные страшилища, как некоторые матери обыкновенно поступают с младенцами неутешно и без всякой вины плачущими, и вымышленными какими ни есть повестьми их кроткими соделывают. Нет! Сие не баснь, но вселепые словеса, давно уже гласом Божиим предвозвещенные, и ты веруй, что будет некогда подробное содеянных нами в жизни сей испытание. Ты оскорбил брата твоего, того же и сам ожидай. Похитил имение у нижших себе, бил убогих, посрамил укорением, оклеветал, солгал, чужым бракам наветовал, клятву преступил, пределы отцев пременил, на стяжание сирых наступил, вдовиц оскорбил, настоящую сладость благам обещанным предпочел; ожидай возмерения сих: что каждый сеет, то и пожнет. ( Гал.6:7 ) Ежели же что благое ты сделал, то и за сие подобным образом ожидай воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Но, если око наше еще слабо, чтобы в полноте наслаждаться светом, которым воскресший Господь отверзает умы: обратим на минуту взоры на противоположную оному тьму, чтобы тем паче возлюбить «чудный» поистине «свет», в который мы призываемся. Посмотрите, как в то самое время, когда вера в Воскресшаго отверзает ум Апостолов, неверие в Воскресшаго заключает ум Иудеев во тьму осязаемую, до невероятности грубую. Что думают, что говорят они о воскресении Господа? «Промчеся слово сие во иудеех даже до сего дне» ( Матф. 28:15 ). Какое слово? – слово, которому их Архиереи со старцами научили воинов, стражей гроба Господня: «ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящим» ( Матф. 28:13 ). Итак сие-то слово промчалось между Иудеями, и они ему поверили? Возможно ли? Как можно было украсть Его, когда вы окружили гроб Его воинами? Они спали, говорят Иудеи. Военные стражи спали! Так, по мнению Иудеев. Неужели все до одного? Так. Неужели ни один не проснулся, когда для взятия тела необходимо было отвалить камень «велий зело» ( Мк.16:4 ), для чего потребно было несколько человек, и что не могло быть без шума? Ни один не проснулся. Но кто же свидетельствует о том, что тело украдено? Те же стражи. Как? те же стражи, которые спали и не проснулись, свидетельствуют о том, что произошло во время сна их, и чего они не слыхали? Кто может иметь дерзость разглашать такую баснь? Неверующие Иудеи. Кто может иметь безумие верить ей? Неверующие. Спросим еще, как могло статься, чтобы ученики Иисуса, которые, при первом виде предстоящей Ему опасности, обратились в бегство, – как могло статься, чтобы они решились на дерзкое и безполезное предприятие, – украсть тело умершаго Учителя своего из гроба запечатаннаго и окруженнаго стражею, по повелению правительства? Неверие не разсуждает; оно мчит по всему свету слова, которыя ему нравятся потому только, что дышат неверием. Но если сделалось известно, что сделано похищение из-за стражи, из-под печати правительства, и похитители известны: то преданы ли суду стражи и похитители? Отнюдь нет. Военный начальник стражей не заботится, стражи безпечальны, мнимые похитители не менее осьми дней остаются в Иерусалиме, и никто из строгих до сего времени начальников Иудейских не требует их к суду за столь важное похищение. Возможно ли, чтоб и после сего баснь о похищении тела Иисусова еще носилась между Иудеями, как нечто достойное выслушания? Возможно, потому что закоснелый в неверии ум, как нощная птица, видит только во тьме неверия, любит только свои грезы, и убегает от света истины, который жжет ему глаза. «Промчеся слово сие во Иудеех даже до сего дне».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бяше ли убо на крест подножие, или ни, не извещает того Писание святое, ни толковники Божественного Писания. Видети же есть между сосудами преподобного Антония Римлянина, на Святом потире крест Христов изображен без подножия, четвероконечен, и титлу Христову имущь на хартии, а не на дщице написану 496 . Не прекословим мы творимому и пишемому на кресте подножию, токмо то извещаем, яко в древних святых книгах несть о том воспоминания и подлинной ведомости. Кольми паче баснь есть то, еже в раскольническом свитке обретох писано сице: О подножии креста зри в Алфавитах вопрос: Что ради пишут у креста Христова десную подножия Христова страну подъемлющуюся гор, а шуюю понизшуюся долу? Толк: Зане же на кресте стоя Христос, главу приклони на десно, да приклонить языки веровати и поклонитися ему; десную же ногу облегчи того ради, да облегчатся греси верующим в него, и во второе пришествие возмутся горе в сретение его; а шуюю того ради отягчи, подножию долу понизшуся, да неверующии в него отягчатся и снидут во ад. До зде то умствование. Рекл бых, яко умствование то несть противно церкви Христовой, несть противно вере Святой: но понеже слышу людей простых, верующих басни той, аки самой Евангельской истине; церковь же непорочная, сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приимати, но на самом Писании Божественном утверждаться, и толкования истинного великих вселенной учителей (а не простых бающих мужиков) слушать. Того ради, ово ревнуя по церковной истине, ово же должность архиерейскую храня, оному неистинному умствованию не внимаю. Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обыкновению крестоделателей и крестоиисателей, яко церкви непротивному, не прекословлю, снисхожду: толкования же о косости подножия, в свитке раскольническом писаного, понеже то в древних Святых отцах и толкователях не обретается, не приемлю. Зде приступим к розыску преждереченных предложений, положенных противу хул раскольнических, глаголющих, яко четвероконечный крест в Ветхом Завете бяше сень креста осмоконечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но все, которые без него приступали к крещению в пришествие великих апостолов, по их рукоположению принимали Святого Духа. Поелику Филипп, будучи диаконом, не имел власти на рукоположение, чтобы крещенным преподавать Святого Духа; то Симон, не имея ни сердца, ни помысла правого, но одержимый каким-то «корыстолюбием и любостяжательностью, и никак не оставляя дурного своего предначинания, апостолу Петру принес деньги, чтобы он дал ему власть возложением рук сообщать многим, хотя бы за малость, и за сообщение другим Духа собрать множество денег и обогатиться.    Итак, Симон, имея разумение, расстроенное демонской прелестью магии, и сделавшись мечтательным, будучи всегда готов своим чародейством показывать варварские дела своей демонской злобы, исшедши на среду и, через прикровение именем Христовым, как бы мед примешивая к чемерице, уловленным в злотворное его заблуждение подав отраву, достоинством имени Христова причинил смерть поверившим. Будучи же по природе похотлив и по причине своих обещаний уязвляемый стыдом, обманщик сей в обольщаемых им старался вселить дурную мысль. Ибо, нашедши себе какую-то женщину — побродягу, по имени Елену, по происхождению тирянку, водит ее с собою, не показывая вида, что имеет с нею связь; но втайне срамно живя с этой женщиной, обманщик рассказывал ученикам своим некую забавную баснь, именно же, называя себя великой Божией силой, — осмеливается утверждать, что сия блудная сожительница есть Дух Святой, и ради ее то, говорил он о себе самом, сошел и он. Но на каждом небе, продолжал он, преображался я по образу Того, Кто на этом небе, чтобы утаиться мне от ангельских сил, — и низойти к Мысли, которая есть эта, так называемая, и Дух Святой и Пруник, и при посредстве которой сотворил я ангелов, ангелы же сотворили мир и людей. Она же есть та древняя Елена, из-за которой трояне и эллины вступали в брань. И сказывал на это какую-то басню, что сходящая свыше сила сама себя преображала; стихотворцы же говорили о сем иносказательно. Ибо силою свыше, которую называют Пруник и которая в других ересях называется Варвиро или Варвило, являемая красота ее привела их в воспламенение и тем послала на расхищение князей, творивших сей мир. Сами ангелы вступили за нее в войну; она же нисколько не пострадала, страстью же, какую возбудила в них к себе, довела до того, что производят они взаимное убийство себя самих. И, удерживая ее, чтобы не могла взойти в высоту, каждый пребывал с нею в каждом принимаемом ею на себя теле женского и женственного вида, между тем как она переливается из тел женских в разные тела и естества человеческого и животных и другие, чтобы они тем самым, в чем оказывают свое действие, убивая и будучи убиваемы, сим пролитием крови производили умаление себя самих, а она, собирая силы, могла потом опять взойти на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господствующие грехи: прелюбодеяние, пьянство и как следствие этих грехов, человекоубийство, были замечены и описаны греческим философом Диогеном 266 . Проповедник, описывая пир Ирода, удачно показывает эти три силы греха на примере персидского царя Дария, который, прельстившись красотой Апамины, дочери Вартака, допускает ее до себя и рабски служит ей ( 2Ездр. 4:29 ), будучи сам властелином многих народов. «Паки смотрю на пир Иродов, вижу подле Венеры сидящего Бахуса, иже в еллинех бе бог чревоугодия, бог объядения и пианства, о коем и Апостол воспомяну: имже бог чрево и славы их в студе, иже земная мудрствуют ( Флм. 3:19 )… но яко же вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианом той божишко не нелюб, понравился… подражающе ученику Бахусову Лютеру. Не соблюдать постов, то не грех: день и нощь пиянствовати, то людскость, пребывать в гулянии, то дружба; а что по смерти, о душе, сказуют, куда ей идти, баснь то… Речет Бахус чревоугодный бог с учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста, и в пост ясти мясо, чтоб полковые люди в воинстве были сильны, в бою крепки, не ослабели б в брани от поста и воздержания… Лжеши убо… чужд еси пира Христова» 267 . Огромные расходы на содержание армии и флота, вызванные войной со шведами, заставили Петра I передать управление церковными имениями в руки особого приказа, состоявшего из светских чиновников. После 1700 года казна объявила своими оброчными статьями пчельники, рыбные ловли, соляные варницы, мельницы и даже бани. Митрополит Нижегородский Исаия видел в Шведской войне наказание Божие за новые порядки, открыто и резко восставал против приказа. Не сочувствовал подобным мероприятиям и свят. Димитрий. Письма его к Фиологу и Стефану Яворскому полны изображениями тяжелого духовного состояния, вызываемого суровыми мерами Петра I по отношению к правам Церкви. В одном письме 1708 года он говорит: «извне брань, внутри страхи: толико беззаконий, толико обид, толико opressiones вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010