497. Кириллу. На слова: камень, его же небрегоша зиждущии (Пс.117:22). Как какой-нибудь краеугольный камень делается связью двух стен, приводя ту и другую в неразрывное единение, так и домостроительство Владыки нашего во плоти, соединив два народа во вселенной и сочетав их в одно тело и в один дух, бысть во главу угла, сохранив незыблемость сего единения. 498. Феону. Против любви к пышности у монахов. Соревнуй Елиссеевой бедности. Елиссей довольствовался горницею и свещником (4Цар.4:10), что давало разуметь его возвышенную и просвещенную деятельность. Но не извращай истинного делания, пристращаясь, подобно Фараону, к величественным постройкам и делая пристрастными к ним монашествующих. 499. Архию. На македониян, или духоборцев. Если Господь исполнил Свое обетование, по прошествии немногих дней после вознесения Своего облекши учеников силою свыше (Лк.24:49), и закон Духа жизни о Христе Иисусе освободил нас есть от закона греховнаго и смерти (Рим.8:2), то суетно злоумие сатаны Монтана, смежившего очи пред истиною столь очевидною и сложившего баснь, будто бы для поверивших ему будет нечто большее сего посвящения. 500. Ему же. На македониян, или духоборцев. Божественный и достопокланяемый Дух снизшел на священных учеников Христа в десятый день по вознесении и в пятидесятый по воскресении, как возвестил Господь во время восхождения на небеса, обетовав совершить сие не по мнозех днех (Деян.1:5), и богомудрый Лука описал это по исполнении. Но злочестивый Монтан, по прошествии многих лет, стал ложно утверждать, что сие не было совершено, клевеща, будто бы и Господь сказал неправду, и ученики обманулись в исполнении обетования, и будто вместо них некие другие не по праву приняли возвещенное, и когда одни боролись с опасностями, тогда другие воспользовались наградами за победу. Но тогда каким же Духом ученики Христовы творили чудеса или обучали язычников благочестию? 501-600 501. Пресвитеру Феогносту. Что значит сказанное: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму (Ис.40:2)? Наставники, старающиеся вести жизнь, приличную учителям, не только должны блюсти себя не подлежащими упрекам, но да украшаются и божественными преимуществами. Ибо первое требуется от всякого, а последнее - от достигших верха добродетели, которые, если и ничего не говорят, то самым безмолвием, взывающим громче слова, образуют учеников, не слух их услаждая, но просвещая души. Полагающие, что от учителя не требуется ничего, кроме слов, утруждают слух и производят смех; а сияющие делами, хотя и в молчании подвизаются, назидают души взирающих на них. Сие-то и означают слова, смысл которых стремился ты узнать: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму. Ибо много таких, которые наскучивают словами, но мало таких, которые бы наставляли делами и которым особенно надлежало бы священствовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

Он не оставлял проповеди и впоследствии, и наибольшее число поучений относится к последим годам его жизни в Москве и Ростове. Первые проповеди Димитрия (их сохранилось всего менее) еще носят на себе в полной мере печать его риторической школы: они составлены именно по тем правилам, какие преподавал упомянутый нами раньше «Ключ разумения» – с искусственным построением, риторическим развитием темы, с аллегорией и символическими толкованиями, нередко натянутыми, с примерами из библейской и светской истории и т.п. С течением времени эта искусственная манера начинает отпадать, хотя никогда не исчезла вполне, как слишком укоренившаяся привычка; все больше получает места прямое поучение, простое толкование христианской нравственности; примеры берутся из действительной жизни; старый риторический оборот получает окраску некоторого юмора, в котором едва ли не сказывается именно малорусс. В проповедях Димитрия нет такого близкого отношения к политической современности как у Феофана Прокоповича или Стефана Яворского ; но он и не уклонялся при случае высказать свои взгляды по поводу совершавшихся событий. Более или менее прямо относятся к Петру проповеди, обличающие «гневную ярость», пьянство и иные пороки, неуважение к святыне; другие несомненно имеют в виду вводимые им обычаи и распоряжения, например, указ о разрешении постав войсках. В проповеди, произнесенной в 1708 году в Москве, представлен пир Ирода. На первых местах сидят три лица: Венус (Венера), Бахус и Арей (Марс); Венус привыкла царствовать, она владеет и самими царями. Что касается до Бахуса, то, говорит проповедник, – «не токмо еллином, но, якоже вижду, и нашим глаголющимся быти православным христианом, той божишко не нелюб, понравился… Не соблюдать постов, – то не грех; день и нощ пиянствовати то людскость; пребывать в гулянии – то дружба, а что по смерти о душе сказуют, куды ей идти, баснь то». «Речет Бахус чревоугодный бог с учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста, и в пост ясти мясо, чтоб полковые люди в воинстве были сильны, в бою крепки, не ослабели бы в брани от поста и воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же сия видев же и слышав недоумеяшеся что сотворити, надеяся якоже глаголаше на покаяние и исповедь, яже сотворил есть; но не возможе избавитися бесовского обличения. Едва убо позде некогда прииде в помышление, якоже глаголаше о нем же слыша от старца лепо быти глаголющу, по видению иже предреченный мних виде ко иереом исповеди творити. Сия убо якоже речеся во уме приим брат, и вину бесовского безстудного предстояния сию а не ину вину вменив, абие якоже имяше призывает инока иерея, и купно внегда исповедатися, без вести быша абие нечистии беси, как ктому не видети их от часа оного: такоже и болезни пременися. Священник же и прочии старцы приидоша в недоумение о написании клятвы. Призвавше же предреченного старца иже ко иереом исповедатися сказа лепо быти, и яже о вещи поведаша вся. Он же отвещав рече, как коварство бяше бесовское, как да брат клятвы баснь (т. е. обличения) убоявся, возвращся паки погрузится во гресе. Но вседержитель Бог хотяй всем спастися и в разум истинный приити, не остави брата впасти в руце нечистых. Ныне убо есть молитва в молитвеннице разрешающая таковая, и да речет ю священник иже во узах сущим. И как сотвори священник по словеси старца, предреченый брат лето едино пожив времени преидушу, паки в той же час и день, в онь же яве как разболелся бе, в покаянии Христовою благодатию скончася. И сия убо отче мой показуем, и с Божественными писаньми, как к священником лепо есть исповеди творити, тии убо имут власть вязати же и решати: и обаче не от себе, якоже непщуют, но по Божественных писаниших, а не по своих похотех, ельма ниже тем последует Божественная благодать. 324 Слыши убо, владыко мой, вещь, бывшую во днех наших, извествующу о таковых не точию словом, но и делом: Наш пресвитер, пришедый от острова кипрского, егоже и ты на лице видел еси, поведа ми нечто таково, как жена некая волхвовании и чародеянии упражняющися, и от некоего иного умолена бывши еже сотворити свою хитрость о некоем, за еже привлещи его к того воле. На зло же упражняющаяся она абие посла два беса к нему же, хотяше действовати: тии же скверни беси шедше паки возвратишася безделии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

(Одис. кн. IX.) Дикие люди сии, занятые единственно ловитвой, видимы бывали толпами на берегу моря, всегда вооруженные огромными луками, равными их росту, который был необыкновенный 13 . На верхней конечности сих луков просверливали они круглое отверстие, сквозь которое наблюдали свою добычу, спрятавшись за скалами или деревьями, – и вот начало басни об однооких Циклопах. Чтобы дать понятие о грозной славе Сицилии в отдаленных веках, я приведу из Эврипида, разговор занесенного бурей на ее берег, Улисса, с Силеном, находившимся в плену у Полифема. Улисс. Как называется страна сия и кто ее обитатели? Силен. Ты находишься в области Этны, высочайшей горы Сикилии. Улисс. Но я не вижу ни стен, ни башен городов? Силен. Он не существует, и горы сии, о чужеземец, лишены обитателей. Улисс. Обладает ли кто сей землей? Живут ли здесь какие звери? Силен. Здесь бездомные Киклопы. Улисс. Повинуются ли они кому или сами собой управляются? Силен. Они суть бродящие пастыри и своевольны. Улисс. Сеют ли они дар Цереры, или чем иным питаются? Силен. Они насыщаются млеком и сыром, и кормом своих стад. Улисс. Не извлекают ли они питья из гроздий винограда? Силен. Нет, земля их бесплодна. Улисс. Но гостеприимны ли они и сострадательны ли к странникам? Силен. Они говорят, что нет ничего слаще мяса чужеземца. Улисс. Что ты вещаешь? Неужели они пожирают человеков? Силен. Никакой пришелец не возвращался отсюда Живым. – Вот в каком виде, Древние представляли себе Сицилию. Они полагали ее преддверием ада; но, в последствии, некоторые странствователи, победив первые впечатления страха, производимые горящей Этной, увидели необычайное плодородие сей земли и нашед случайно растущие сами по себе колосья, столь обрадованы были важным открытием хлеба, что признали Цереру за покровительствующее божество острова, и от сего произошла баснь, что сия богиня в первый раз показала образ свой человекам в Сицилии 14 и что Юпитер дал эту страну в приданое ее дочери, Прозерпине, при браке сей последней с Плутоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Обличая тот же порок, и Исаия говорит: «кормчемницы твои мешают вино с водою» (Ис. 1:22). Хотя это сказано о вине, впрочем, не погрешит, кто отнесет сие и к учению. Не так, говорит, поступаем мы; но во что уверовали сами, то же предлагаем и другим, и преподаем учение чистое, без всякой примеси. Почему и присовокупил еще: «но яко от чистоты, но яко от Бога, пред Богом, во Христе глаголем», то есть не с тем проповедуем, чтоб обманывать вас, как бы свое дарствуя вам что-нибудь, или от себя что-нибудь привнося и примешивая, — «но яко от Бога», то есть не говорим, будто мы от себя что-нибудь дарствуем вам, но утверждаем, что мы все получили от Бога; ибо выражение: «яко от Бога» значит ничем не хвалиться, как своим, но все приписывать Богу. «Во Христе глаголем», то есть все говорим не от нашей мудрости, но просвещаемые силою Христовою». И Феодорит в этом месте указывает главною ту мысль, что Апостолы слово благовестия передавали как оно есть, в его природной чистоте: «Апостол дает знать, что сам он предлагает учения, внушаемые благодатию Божиею, а противники корчемствуют словом Божиим, обращая его в баснь тем, что собственные свои мысли примешивают к благодати, как делают мешающие чистое вино с водою».    Приведем мнения и других наших толковников на некоторые речения: «но яко от чистоты», — εξ ειλικρινειας, — от искренности, без лукавства, — «от чистого и бесхитростного сердца (с детскою простотою)» (Феофилакт). «Но яко от Бога», — «как от Бога приняли и Богом научены» (Экумений), — так и говорим. «Пред Богом», — «сказал это Апостол, чтобы показать прямоту и благодерзновенность своего сердца. Наше сердце, говорит, в этом деле столько чисто, что мы дерзаем представлять его оку и суду Божию» (Феофилакт). «Во Христе», — «то есть говорим оглашаемые и научаемые Христом. Вот какую истинность и чистоту, по свидетельству Апостола, имеет преданное нам слово благовестия!» (Экумений).    Таким образом, если действенно и победоносно наше слово благовестия, все то принадлежит самому благовестию и силе Божией, ему сопутствующей, а не нам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Nudaque simplicitas, purpureusque pudor 38 ... Вот её девиз. Посмотрите ж теперь на плескающихся, посреди сих нимф, детей; всякий из них мог бы занять место в Корреджиевой картине?.. Источник сей всё ещё называется именем Аретузы; но где его великолепие? где его алтари? – Дно его умащено было разноцветными мозаиками на далёкое пространство, которое заняло теперь море; остатки сих мозаиков были ещё видны, как мне сказывали, лет десять тому назад; теперь показывают одни основания стен храма. История Аретузы исполнена сверхъестественного. Тимей, Помпоний-Мела, Павзаний и даже самый Плиний Натуралист, утверждают истину подземного сообщения Алфея с Аретузою. Один только Страбон отвергает это; я не говорю уже о Поэтах; без сомнения, они не в числе неверующих. Виргилий говорит очень ясно: ...Alpheum fama est huc Elidis amnem Occultas egisse vias subter mare; qui nunc Ore Arethusa, tuo Siculis confunditur undis (Virg. Aen. L. III.) или: Sic tibi cum fluctus subter labére Sicanos, Doris amara suam non intermisceat undam. (Id. Bucol. X, 4.) Ибо Поэты увеличили чудесность сообщения Алфея с Аретузою, сказав, что сей первый протекает чрез всё Эгейское море и, не принимая в себя горечи морской воды, повергается в лоно своей Нимфы. И как не поверить в том лире, подобной Овидиевой или Виргилиевой? В доказательство сообщения Алфея с Аретузою, Древние утверждали, что однажды, в Элиде, брошенный в волны Алфея бокал, был найден в Сицилии, в водах Аретузы, и что, когда в Олимпии совершались жертвоприношения на берегах Алфея, то кровь животных выплывала на водах его Нимфы!!! Мне сказывали однако, что неподалёку от стены, заграждающей источник Аретузы от моря, виден бьющий из глубины оного ключ полупресной воды, и что сие просто называют – l’occhio della Zilica: если это правда, то прелестная мечта Виргилия получает некоторый вид истины. Нельзя оспоривать подземные сообщения вод; недра земли суть целый мир, ещё нам неизвестный; феномены его столь же непостижимы, как многие из видимых нами. Но баснь Алфея, проходящего чрез всё Эгейское море, не смешиваясь с его волнами, осталась так, как она есть, баснею; хотя есть несколько подобный тому случай в Палестине, где река Иордан проходит видимо для глаз, чрез всё Тивериадское озеро и впадает в Мёртвое море (т. е. течение реки обозначается полосою совершенно другого цвета, какой имеет озёрная вода). Тоже самое можно заметить на Женевском озере, сквозь которое протекает таким образом Рона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

3 . Афеисм, от системы Аристотелевой происходящий, уничтожается потомуж, что выше сего против догматского Афеисма предложено есть, а кроме того и потому, понеже в материи первой, которые безначальное бытие и самое по существу нужное, признает Аристотель, не обретается того, чтоб могло быти подобное формам [якоже философы умствуют] существенным, которые в самой вещи суть; ибо теми формами совершается первая материя, по свидетельству генеральному всех философов: форма дает существо вещи; то только нужда признать оных форме творение, то есть, яко они из ничего в бытие произведены. Да первая ж материя без движения была недвижима, движение же без движущего никоею мерою не может быти. Напоследок ежели оные формы от материи первой не произошли, то много паче душа человеческая, яко умная и бестелесная, от телесной вещи произыши не могла. И тако принужден Аристотель признать творение временное, от чего предвечное миробытие само собою уничтожается. 4 . Стоический Афеисм разрушается сам от своего противоречия ; когда бо рассудим силу и самую натуру Божества, которая, яко некончаемую совершенства своего знаменующая добродетель, безмерно отстоит от всяких скудостей и несовершенств, яковые имеют в себе всякие твари; и когдаж Бог к материи и к непременным фашам, то есть к неразрешимому всех вещей из случаев совокуплению, прицепляется, или свойственнее рещи, покоряется: то тем самым видимо и его познается несовершенство и бессилие, что само себе противно есть. 5 . Епикуров и Стратоников Афеисм, атомов, то есть самых малейших телесных частиц случайному стечению, бытие мира сего причитающий, опровергается темиж доводами, которыми второй догматический и третий Аристотелев. Ибо самая суетная баснь есть мнении о помянутых атомах, будто оные безначальное свое имели бытие существенно нужное; но еще суетнейшая есть из случайного тех атомов стечения толикое мира сего величество составившееся призна- ваши. Стечение бо атомов не что иное есть, токмо движение, а движение безо движущего како может быти ? Случайное же стечение благочинию и приличию не только не есть свойственное, но и весьма противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Против любви к пышности у монахов Соревнуй Елиссеевой бедности. Елиссей довольствовался горницею и свещником ( 4Цар.4:10 ), что давало разуметь его возвышенную и просвещенную деятельность. Но не извращай истинного делания, пристращаясь, подобно Фараону, к величественным постройкам и делая пристрастными к ним монашествующих. 499. Архию На македониян, или духоборцев Если Господь исполнил Свое обетование, по прошествии немногих дней после вознесения Своего облекши учеников силою свыше ( Лк.24:49 ), и закон Духа жизни о Христе Иисусе освободил нас есть от закона греховнаго и смерти ( Рим.8:2 ), то суетно злоумие сатаны Монтана, смежившего очи пред истиною столь очевидною и сложившего баснь, будто бы для поверивших ему будет нечто большее сего посвящения. 500. Ему же На македониян, или духоборцев Божественный и достопокланяемый Дух снизшел на священных учеников Христа в десятый день по вознесении и в пятидесятый по воскресении, как возвестил Господь во время восхождения на небеса, обетовав совершить сие не по мнозех днех ( Деян.1:5 ), и богомудрый Лука описал это по исполнении. Но злочестивый Монтан, по прошествии многих лет, стал ложно утверждать, что сие не было совершено, клевеща, будто бы и Господь сказал неправду, и ученики обманулись в исполнении обетования, и будто вместо них некие другие не по праву приняли возвещенное, и когда одни боролись с опасностями, тогда другие воспользовались наградами за победу. Но тогда каким же Духом ученики Христовы творили чудеса или обучали язычников благочестию?   501. Пресвитеру Феогносту Что значит сказанное: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму ( Ис.40:2 )? Наставники, старающиеся вести жизнь, приличную учителям, не только должны блюсти себя не подлежащими упрекам, но да украшаются и божественными преимуществами. Ибо первое требуется от всякого, а последнее – от достигших верха добродетели, которые, если и ничего не говорят, то самым безмолвием, взывающим громче слова, образуют учеников, не слух их услаждая, но просвещая души. Полагающие, что от учителя не требуется ничего, кроме слов, утруждают слух и производят смех; а сияющие делами, хотя и в молчании подвизаются, назидают души взирающих на них. Сие-то и означают слова, смысл которых стремился ты узнать: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму. Ибо много таких, которые наскучивают словами, но мало таких, которые бы наставляли делами и которым особенно надлежало бы священствовать. 502. Пресвитеру Евстафию

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Зачем на дружбу клеветать? Как горлик от зимы суровой Душа сжимается моя! Не стало братства, ни услуги, Застыли ближние и други, Везде неумолимый — я! Под обветшалой ризой славы, Дая страстям прощальный пир, Так дотлеваешь ты, лукавый, И суетный и грешный мир! Как устарелый сын разврата, Вошще свежишь свои красы И соблазняешь звоном злата… Бегут судьбы твоей часы… .….….….….….….….….…… .….….….….….….….….…… Раздвинулись, как мраки ночи, Как горы, тяжкие года: Что чует дух, что видят очи? Порыв души моей куда? — Отколе мне так сладко веет? Где та святая сторона, Где все так жизнию светлеет, Где вечный житель — тишина? Я вас зову, я вас лобзаю, Я вижу вас грядущи дни! Я так вас сердцем обнимаю Как путник дальние огни, Когда в ночи и без дороги… Где делись прежние тревоги? Где мир с безумной суетой? Все усмирились, все покойны, Сладкоглаголивы и стройны, Как струны лиры золотой… Там нет ни счета, ни раздела, Нет двух, ни трех — везде одно! Там нет для счастия предела Там счастье не на срок дано… Повей, повей, страна отрады! Больное сердце заживи! Твой сладкий воздух из любви! Я вижу Божии ограды! Семья людей опять с Отцем! Как баснь, забыты кровь и бои, Страстей душевные разбои, И стал для мира — мир венцем! Вездесущность Бога «Камо пойду от Духа твоего?» ( Пс. 138:7 ) Уйду я, Боже! от Тебя: Твой крепкий Дух меня смущает, Твой взгляд сквозь душу пролетает, Но где укрою я себя? Я в беспредельности зфира; Летел с небес на небеса: Твои повсюду чудеса, И нет нигде пределов мира… Я твердь и звезды вопрошал: Кто правит светлым вашим хором? И горний мир мне отвечал: «Незримый Бог нас водит взором!» И, убоявшись высоты, Я полетел до мест родимых; Но, в круге звезд Тобой водимых Явился в дивной славе Ты! Как искры гасли и сверкали У ног Твоих тьмы тем светил: И в тишине святой стояли Твои полки небесных сил… Я в ад низринулся стрелою: Там смерть пасет свои стада В полях покрытых вечной мглою. Там вечный пламень, как вода, Бежит кипучими реками; Там слышен древний, тяжкий стон Непрерываемый веками;

http://azbyka.ru/fiction/opyty-svjashhen...

Глагол внимати – προσχειν 795 , означающий держаться кого, чего-либо, быть преданным кому, чему-либо, указывает на то, что критяне сильно были преданы басням и заповедям людей, отвращающихся от истины. Что же это были за „басни и заповеди людей“ – μθοι κα ντολα νθρ πων? – Классики греческие 796 слово μθος – баснь – употребляют в значении вымысла, сказания, предания, сказки, повести 797 , у Апостола же, как показывает связь речи и употребление этого выражения в других посланиях 798 , под „мифами“ разумеются такие вымыслы и басни, которые не имеют никакого основания и противоположны истинному учению и благочестию 799 . Содержанием своим они, как видно, касались области вероучения, заключали в себе теоретическую сторону его. Так как в первом послании к Тимофею „мифы“ стоят в связи с „родословиями бесконечными“ 800 , и так как там против этих заблуждений противополагается то же средство, что и здесь, „здравие в вере“ 801 , то естественно предположить, что „мифы“ с „генеалогиями“ принадлежали к одному разряду заблуждений, т. е. мифы, по своему содержанию, близко подходили к генеалогиям, или были то же самое, что генеалогии. В первом послании к Тимофею мифы носят название „скверных“, „бабьих“ и проч. „басен“ 802 , а здесь они называются „иудейскими“. Название их „бабьими“, „скверными“ и проч. указывает на пустоту их содержания, а название „иудейскими“, равно как и следующие слова: заповеди человек... дают право заключать, что они коренились главным образом в иудействе, придуманы и обработаны иудеями и ими пущены в ход. Что касается теперь выражения: заповеди человек.... то это были предписания лжеучителей, относящиеся к нравственной области учения. Эти заповеди называются „заповедями человек“ в противоположность заповедям Божиим; затем, „человек отвращающихся от истины“, потому что они основывались не на нравственном учении Христовом, а на произволе людей, чуждых истины Христовой. Относились эти заповеди к различению чистого и нечистого, как видно из дальнейшего 15 стиха, – к запрещению пищи, как видно из послания к Колоссянам 803 , – к воздержанию от брака, как видно из послания к Тимофею 804 . Но, как справедливо замечает де Ветте, „это были не просто Моисеевы запрещения относительно употребления известного рода пищи, но традиционные прибавления и приложения к ним собственного измышления лжеучителей“ 805 . Как в области веры еретики делали прибавления, противные христианской истине, так они старались пополнить и нравственное учение своими заповедями. Но своими прибавлениями только искажали истинное учение христианское и причиняли вред истинному здравию в вере. Таким образом выражения: басни и заповеди человек указывают на религиозно-нравственную болезнь, которой страдали критские христиане и которую нужно было удалить от них, подобно тому, как врач отнимает от тела больные части, разрушающие организм, чтобы они достигли здравия в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010