Пн У пройшов круглий присвячений принципам та в церковному 25 червня 2023 р. 14:18 23 июня 2023 года в Санкт-Петербургской духовной академии в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Принципы состязательности и обвинительности в церковном судопроизводстве: сочетание элементов, тенденции, перспективы». Мероприятие было организовано Обществом изучения церковного права имени Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии (Барсовское общество). Перед началом мероприятия в академическом храме апостола Иоанна Богослова заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов совершил литию по Т.В. Барсову (1836-1904), доктору канонического права, заслуженному ординарному профессору СПбДА. Протоиерей Георгий Митрофанов обратился к верующим с напутствием, в котором, в частности, сказал: «Перед нами судьба русского православного христианина, который смог за свою сравнительно недолгую жизнь — он прожил 67 лет — пройти путь от сына провинциального причетника из Смоленской губернии до европейски образованного профессора, правоведа-канониста, до выдающегося церковно-государственного деятеля. И дело даже не в том, что Тимофей Васильевич Барсов стал заслуженным ординарным профессором и тайным советником, а в том, что он продемонстрировал — как очень многие его собратья по духовному сословию — своей жизнью, судьбой человека, родившегося в провинции и поднявшегося до высот тогдашней христианской и академической культуры, отзывчивой к запросам современного общества, неравнодушное отношение к тем реформам, которые проходили и в царствование Александра II, и в дальнейшем. Барсов считал, что церковное право не должно быть глухо к проблемам современной жизни, государственно и общественной. Он считал, что оно, церковное право, должно, так или иначе отзываясь на эти явления, пытаться христианизировать и государственную, и общественную жизнь. Тимофей Васильевич показал, что синодальная система — не во всем безупречная, не во всем каноничная — может работать на преображение и страны, и Церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6038323...

Ульянов О.Г. Leonardi Academia: о творческой эволюции Леонардо в свете «Antiquarie prospetiche Romane» и новых данных//Научная конференция Комиссии по культуре Возрождения Научного совета РАН «История мировой культуры» и МГУ «Эстетика Ренессанса: теория и практика». М. 2019. Ульянов О.Г. Церковное право в Древней Руси в домонгольский период (о праве апелляции епископов)//Церковный суд в России. История и современность. Научно-богословская конференция СПбДА по церковному праву III «Барсовские чтения». СПб, 2019. Ульянов О.Г. Подлинный и мнимый лик Софии (софиология отца Георгия Флоровского и отца Сергия Булгакова)//Международная научно-богословская конференция МДА памяти протоиерея Георгия Флоровского (1893-1979). Сергиев Посад, 2019. Ульянов О.Г. Пространственная семантика византийских и древнерусских памятников изобразительного искусства//Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. М., 2019. С. 649-661. Ульянов О.Г. Кто автор концепции о «Третьем Риме»: кардинал Виссарион Никейский или старец Филофей?//Научно-исследовательский семинар «Люди и тексты». Центр истории исторического знания ИВИ РАН. М., 26.02.2020 г. Ульянов О.Г. Грамота константинопольского патриарха Феолипта I великому князю Василию III 1516 г.: проблемы научной реконструкции//VII научные чтения «Документальный источник в историческом исследовании и в исследовании по истории науки: опыт использования, современные проблемы и задачи (К 100-летию со дня рождения А.А. Зимина)». М., 2020. Ульянов О.Г. Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. 1 (12). С. 70-80. Ульянов О.Г. Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации)//Международная научно-богословская конференция «Православное богословие: традиции и современность» (при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и Фонда Президентских грантов). МПДА, 2020. Ульянов О.Г. Notitiae episcopatuum как источник в рамках проблемы учреждения Киевской «Colloquium Mediaevale: та й доби» Горського). Киев, 2020.

http://bogoslov.ru/person/616055

На рубеже XV-XVI вв. были установлены официальные контакты Афона с Русской митрополией, участились приезды в Москву афонских монахов. Возможно, что оставленные на наших листках пробы пера могли быть подготовкой к написанию документов, связанных именно с афоно-русскими контактами. Для нас очевидно, что рассматриваемая рукопись (будем называть ее Афонский кодекс) попала на Афон гораздо раньше, чем в XVI в., когда она, возможно, была уже расплетена. Несомненно, она должна быть связана с тем периодом, когда Студийский устав был актуален для монашеского общежития. Мы вправе предполагать, что рукопись появилась в единственной русской обители – монастыре Св. Пантелеимона – вскоре после ее создания во 2-й половине XII в. (в начале XIII в., как показывает Хиландарский типикон 1199 г., были актуальны уже другие редакции устава), или была написана специально для Афона, или даже была продукцией самих афонских монахов. Судя по сохранившемуся Барсовскому фрагменту, реконструируемый нами утраченный Афонский кодекс был написан на достаточно тонком пергамене хорошей выделки. Почерк профессиональный, однако каллиграфичным его назвать нельзя. Палеографические приметы позволяют датировать рукопись 2-й половиной XII в. (началом XIII в. – ?). Об этом же периоде свидетельствуют и лингвистические данные: регулярное, но иногда ошибочное обозначение редуцированных гласных в сочетании с употреблением нестяженных форм прилагательных и причастий лингвисты обычно датируют 2-й половиной XII в. Язык сохранившихся фрагментов – церковнославянский древнерусского извода – не содержит диалектизмов, позволяющих уточнить место создания рукописи. Однако наши наблюдения над почерками ранних русских рукописей позволяют отнести Афонский устав к южнорусской книгописной школе. По типу почерка и отдельным начертаниям к Афонскому кодексу чрезвычайно близки Бычковская псалтырь конца XI (начала XII–?) в. и Юрьевское евангелие (1119–1128). Почерки всех трех кодексов характеризуют продукцию южнорусской школы монастырских скрипториев, вероятнее всего, киевских. Не случайно, что одна из этих рукописей оказалась в монастыре на Синае, другая – в монастыре на Афоне, третья – в княжеском монастыре в Новгороде. Текстология Афонского кодекса также свидетельствует в пользу его создания на Руси, а не на Афоне. Во-первых, с логической и канонической точки зрения вполне естественно сделать список с уже переведенного и одобренного высшими церковными иерархами текста, который появился в Киеве намного раньше, чем на Святой Горе. Во-вторых, в рукописи имеется правка, делающая пост еще более строгим: в указании о разрешении в 3-ю неделю Великого поста рыбы слово «рыба» выскоблено и заменено на «масло». Такая же правка сделана и для праздника св. Алексея. Это, скорее, свидетельствует о том, что список был написан в месте, где правила для поста были менее строги, чем на Афоне. В противном случае более строгая норма была бы внесена в текст уже при переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января СПбДА приглашает принять участие в конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» 12 августа 2022 – 12 августа 2022 События Научная конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия» пройдёт 20–21 октября 2022 года. Организаторы ·      Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви (Барсовское общество) (г. Санкт-Петербург) ·      Проектная группа «Право и искусство» факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) Место проведения: Санкт-Петербургская духовная академия (Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 7 лит. Г, историческое здание академии) Формат проведения: очно-дистанционный Желающие принять участие в конференции должны отправить заявку участника и тезисы доклада до 25 сентября 2022 года на почту:  barsov.society@gmail.com О конференции На конференции предполагается обсудить развитие процессов взаимодействия и взаимовлияния церковного (канонического) права и культуры через призму современного и исторического социокультурного контекста осмысления практики применения церковно-правовых норм. Церковное право имеет весьма долгую историю развития и отражает церковные, социальные, экономические, культурные и иные изменения. Изучение истории и современного состояния церковного права требует не только юридической и исторической подготовки, но и понимания современных богословских концепций и социальных отношений.

http://bogoslov.ru/event/6175125

Во время работы секции «Церковное искусство» исследователи познакомились со способами выражения различных богословских идей через изобразительное искусство. В частности, они рассмотрели памятники древнерусской живописи и иконописи, хранящиеся в Государственном Русском музее, в том числе изображения древнерусских монастырей в прорисях. При этом был учтен опыт проведения цифровой реконструкции на примере иконы Божией Матери «Умиление (Старорусская)» начала XIII века из собрания Русского музея. Также участники дискуссии исследовали источники и вымыслы, связанные со временем явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, ранние списки и повторения этого образа. Вела секцию старший преподаватель иконописного отделения факультета церковных искусств СПбДА Н.М. Турцова. После секционных заседаний в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол, посвященный 170-летию со дня присуждения епископу Иоанну (Соколову; 1818-1869) степени доктора богословия за исследование «Опыт церковного законоведения». Организатором встречи выступило Общество изучения церковного права имени Т.В. Барсова. (Барсовское общество). Секретарь Общества Д.В. Волужков модерировал мероприятие, во время которого исследователи рассмотрели различные вопросы теории церковного права в свете канонических воззрений епископа Иоанна (Соколова). Перед началом круглого стола ректор епископ Петергофский Силуан совершил литию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершилась конференция посещением Благовещенского храма Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и Древлехранилища Санкт-Петербургской епархии . По завершении научного форума все авторы докладов получили электронные сертификаты участников конференции. Материалы конференции будут изданы в журнале «Актуальные вопросы церковной науки». Полный список участников и темы докладов Видеозаписи докладов По материалам пресс-службы СПбДА Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/6063962.ht...

П. Д. Садыков . Древнерусские богородичные сказания как исторический источник. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ А. Ю. Митрофанов. Императрица Мартина в походах Ираклия: к проблеме генезиса идеи крестовых походов. МАТЕРИАЛЫ VI БАРСОВСКИХ ЧТЕНИЙ Ю. В. Оспенников. Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества). А. В. Ведяев. Осуждение Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол священников. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО И КУЛЬТУРА: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» А. А. Хохлов. Специфика епархиального судопроизводства второй половины XIX в. на примере одного из дел. Религиозная философия А. Н. Круглов. О понятии просвещения в русской философии XVIII beka. Н. К. Сюндюков. «Убыстрённый мир» как способ снятия «неподвижности взгляда»: ещё несколько слов о «реализме в высшем смысле». Р. Р. Вахитов, А. Е. Родионова. Библейские метафоры и символы в евразийских статьях П. Н. Савицкого 1921–1922 гг. История России и Русской Церкви M. K. Юрасов. К вопросу о первых очагах распространения христианства у восточных славян. М. С. Пыкина . Ярлык, пожалованный «Мамаевою дядиною мыслию» московскому кандидату в митрополиты. Л. А. Герд. На пути в Иерусалим: епископ Кирилл (Наумов) в Константинополе и Сирии в 1858 г. С. Ф. Шатилов. Миссионерская деятельность епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии Василия (Бирюкова) в Западной Сибири. Протоиерей Вадим Ершов. Деятельность Общесеминарского союза в годы Первой русской революции 1905–1907 гг. на примере Пензенской духовной семинарии. Церковно-государственные отношения в советский период Иеромонах Никодим (Хмыров). О притязаниях советской власти на церкви при российских посольствах (На примере церкви свт. Николая Чудотворца в Софии, 1934 г.). Г. В. Бартенев. Управление укрупнённой епархией в период гонений на Церковь на примере архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа (Ставицкого) 1943–1953 гг. Митрополит Исидор (Тупикин). Проблематика современной историографии взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в период «хрущёвских гонений» (1958–1964).

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Барсовское общество Санкт-Петербургской духовной академии вошло в Ассоциацию историков права 31 марта 2023 г. 16:43 28 марта 2023 года президиум Общероссийской общественной организации «Ассоциация историков права» рассмотрел письмо Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии  (Барсовское общество) о вхождении в Ассоциацию в качестве коллективного члена. Президиум единогласно проголосовал за принятие Общества в Ассоциацию. Письмо с уведомлением о включении секретарю Барсовского общества Д.В. Волужкову 31 марта направил председатель президиума Ассоциации Д.А. Пашенцев. Общероссииская общественная организация «Ассоциация историков права» является добровольным общественным объединением специалистов и организации в области истории права и государства, а также истории учении о праве и государстве и философии права. Главнои целью деятельности Ассоциации является координация усилии специалистов в области истории права и государства и представителеи других отраслеи юридическои науки, направленная на обобщение опыта, организацию научных мероприятии и координацию научных исследовании, содеиствие развитию творческои профессиональнои деятельности, осуществление правового и патриотического воспитания молодежи. Общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова СПбДА представляет собой научно-просветительский проект, способствующий развитию науки церковного права. Общество создано в январе 2019 года. Действительным членом Барсовского общества является Александра Андреевна Дорская — заместитель председателя Ассоциации историков права . Издательство СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Разделы портала «Азбука веры» 1 Фев 2024 Состоялась конференция «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских вузах» В Избранное Фото: izdat-spbda.ru 30 января 2024 года в СПбДА состоялась конференция «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских вузах», посвященная 5летию Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви (Барсовского общества). Перед началом работы конференции проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин совершил молебен в академическом храме св. ап. Иоанна Богослова. Затем в профессорской Академии состоялась торжественная часть мероприятия, посвященная 5летию Барсовского общества. Подробно. Источник: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии   Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/sostojalas-konfere...

И ускори Гаврилъ и слте нощию, и Ниръ бяше спя на одр своемъ нощию. И явися ему Гаврил, глагола к нему: «Сице глаголеть Господь к Нирови: пусти отрока ко мн, иже ти поручих». И не позна Ниръ глаголющаго къ нему, и мятешеся сердце его: «Егда, рече, увдающи людие отроча, возмуть и и убиют его, зане лукаво бысть сердце людско пред лицем Господнимъ». И отвща Гаврилу и рече: «Нсть у мене отрока, и не позна я глаголющаго ко мн». И отвщав к нему Гаврилъ: «Не бойся, Нире, аз есми архаггелъ Гаврил, посла мя Господь. И се поимаю отрока твоего днесь, и иду с нимъ, и положу и в Раи едемьстем». И помяну Ниръ сонъ пръвый, вровавъ и отвщавъ Гаврилу: «Благословенъ Господь, пославый тя днесь ко мн. И нын благослови раба твоего Нира, и поими отрока, и сотвори ему, елико же глаголано к тоб». И взя Гаврил отрока Мелхиседека в нощь ту на крил свои и положи в Раи едемъстм. И вста Ниръ заутра, и иде в кровъ, и не обрте отрока. И бысть радость и скорбь Нирови зло, зане имяше отрока в сына мсто. Богу нашему слава всегда – и нын, и присно и в вкы вкомъ. Аминь. 114 Архаггелъ Гаврилъ – архангел Гавриил (евр. муж Божий), один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Завете приносит вести и толкует видения. Так, он предсказывает свяшеннику Захарии рождение у него сына Иоанна Крестителя, а деве Марии – Иисуса ( Лк. 1, 13:31 ); пророку Даниилу объясняет его видения ( Дан. 8, 16; 9:21 ). В подобной же роли выступает архангел Гавриил и в апокрифе о Мелхиседеке; в Барсовской Палее, К–Б и ТСЛ вместо него фигурирует архангел Михаил. 116 Ной – библейский персонаж, сын Ламеха, внук Мафусаила, отец Сима, Хама и Иафета. Праведный Ной и его семья спаслись от потопа в ковчеге, который Ной построил по приказу Бога. Потомки его населили землю ( Быт. 5, 29–32; 6–10 ). 118 И се безакониа по всей земли во дни Нировы... се аз мышлю вскор низъпустти погубление велико на землю. – Описана ситуация, приуроченная в Библии ко времени Ноя, когда Бог решил истребить на земле род человеческий за грехи ( Быт. 6, 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010