23 июня — день рождения Т.В. Барсова, поэтому Барсовское общество уже традиционно в этот день проводит свое научное мероприятие. Также традиционно организатором и модератором круглого стола в этот день выступил кандидат исторических наук, доктор юридических наук действительный член Барсовского общества Ю.В. Оспенников. Работу круглого стола открыл проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории СПбДА протоиерей Константин Костромин, пожелавший в своем приветственном слове успешной и плодотворной работы всем участникам мероприятия. Затем Ю.В. Оспенников произнес краткое вступительное слово, напомнив присутствующим, что начиная с данного круглого стола, Барсовское общество переходит на новую форму проведения подобных мероприятий — доклад либо доклады не зачитываются (поскольку ранее текст доклада организатора был разослан всем участникам), а сразу же начинается дискуссия и заслушиваются краткие сообщения. Далее круглый стол продолжил свою работу в предложенном формате. В основу обсуждения были положены следующие тезисы доклада: принципы есть лишь форма для содержания (общественных отношений); состязательный процесс уступает место обвинительному: исключение существенных признаков; в чьих интересах функционирует церковный суд; принципы состязательности и обвинительности и их существенные элементы в современном церковном суде; элементы состязательности и обвинительности в Положении о церковном суде от 2008 года. С краткими сообщениями по повестке дня выступили П.И. Гайденко, А.Ю. Митрофанов, А.А. Хохлов, Д.В. Волужков. В обсуждении вопросов приняли участие священник Владислав Баган, А.А. Дорская, Ю.В. Ерохина, Т.А. Долгополова, А.В. Ведяев, С.Ф. Веремеев, И.А. Шершнева-Цитульская, А.В. Дашко, А.А. Тарнакин, Н.А. Тарнакин. По итогам дискуссии ее участникам было предложено сформулировать выводы, в которых отразить в том числе способы расширения или ограничения элементов состязательности и обвинительности в деятельности церковного суда. В завершение Д.В. Волужков сообщил, что материалы круглого стола, включая доклад Ю.В. Оспенникова, сообщения и реплики участников, будут опубликованы в третьем за 2023 год номере журнала «Христианское чтение», входящем в перечень ВАК.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6038323...

В архиве Троицкого сохранилась часть переписки с И. С. Бердниковым , профессором канонического права Казанской Духовной академии. В письме от 26 июня 1889 г. он просит Троицкого помочь ему с выпиской греческих газет; от А. С. Павлова Бердникову известно, что при газете ’Αλθεια – официальном органе Константинопольского патриархата – печатаются акты патриархата. Далее в письмах Бердникова идет речь об одном интересном каноническом вопросе, а именно о восприемниках в современной Греческой церкви. «Мне в общих чертах известно, что у греков действительно и обычаи допускают не только пару, но и многих восприемников. Но мне неизвестно, поминаются ли на молитвах многие восприемники и записываются ли в метрики». Он обращается к Троицкому с просьбой выяснить это у духовенства Греческой церкви в Петербурге. Второй вопрос, который задает Бердников своему корреспонденту, касается перевода 211-й статьи греческого Номоканона и определения значения слов в контексте этой статьи. Троицкий подробно ответил на это письмо, и его ответ породил у Бердникова очередной список вопросов, которые он задает 8 ноября 1891 г., а именно: всегда ли требуется (у современных греков), чтобы была пара восприемников, и когда начался этот обычай; действительно ли оба восприемника держат крещаемого младенца; действительно ли поминаются в молитвах оба восприемника в двойственном числе; существует ли препятствие к браку между ними; правда ли, что восприемники называются νδργυνον. В заключение Бердников пишет, что ему едва ли придется печатно воспользоваться этими сведениями в ближайшее время, так как А. С. Павлов , на заметку которого он собирался отвечать, сам не хотел появления ответа на нее. Ответ Троицкого на это письмо последовал 5 декабря. 58 Переписка Бердникова с Троицким по вопросу о восприемниках возникла в связи с полемикой между И. С. Бердниковым и А. С. Павловы м. 59 Богатая информация содержится в 33 письмах А. С. Павлова (1878–1889 гг.). В письме от 12 ноября 1878 г. идет речь об обмене дубликатами греческих книг из библиотек обоих ученых. Здесь же с иронией обсуждается диссертация Т. В. Барсова , профессора канонического права в Петербургской Духовной академии: 60 «Итак, Барсовский патриарх потерпел καθαρεσιν? За ним были, конечно, разные грешки не только исторические, но и канонические, однако ж, по моему мнению, не такие, которые бы не допускали некоторой οκονομας или dispensationis. Большой ли, например, грех , что мой питерский однокашник не умеет отличить Эклоги от Эпанагоги? Мало ли книг на свете? всех не пересчитаешь! Но скверно, если канонист так заявляет о своем незнакомстве с Эклогами и Эпанагогами, что отсюда видно и полнейшее незнание нашей Кормчей: такой грех не отпустится ни в сии век, ни в будущий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общецерковный суд решил признать несостоятельным утверждение, содержащееся в апелляционном заявлении протоиерея Игоря Прекупа, о том, что под действие 39-го правила Святых Апостол подпадают лишь те поступки клириков, которые касаются управления церковным имуществом. Судом было особо отмечено, что толкования указанного правила Зонарой и Аристином, равно как и сам текст правила, позволяют понимать его как относящееся ко всем тем действиям клириков, которые они совершают по полномочию от епископа, в частности в области церковного управления и суда, пастырства и проповеди, совершения богослужений. Одновременно отметить, что данная трактовка является ограничительной и не позволяет рассматривать в рамках действия 39-го правила Святых Апостол те поступки клириков, которые не относятся к указанной деятельности. На том же заседании было принято особо знаменательное решение, касающееся одной из самых известных канонических норм: «Признать справедливым утверждение, содержащееся в апелляционном заявлении протоиерея Игоря Прекупа, о том, что выражение «досадить», употребленное в 55-м правиле Святых Апостол следует понимать не в современном значении «причинить досаду», но в значении «оскорбить», «хулить», «клеветать», «браниться»» . Обсуждение на семинарских занятиях указанной судебной практики поможет учащимся увидеть практическое значение канонических норм и научиться правилам их корректного толкования. Ближайшими задачами улучшения ситуации с преподаванием канонического права видится создание профессиональных сообществ специалистов по каноническому праву и смежным дисциплинам. Уже сегодня такими сообществами выступают «Барсовское общество» в Санкт-Петербургской духовной академии и площадка «Юстиниановских чтений» в Московской духовной академии. Однако для полноценной работы в области церковно-правовых дисциплин требуется создание подобных организаций на общецерковном уровне, что позволило бы концентрировать научные и педагогические усилия всех духовных школ Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6171354

В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий “культура — антикультура”» Ю.В. Ерохина проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества П.И. Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв. В докладе было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших в последние годы внимание ученых в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси. В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Первый проректор семинарии доцент кафедры литургико-канонических дисциплин иерей Никита Кузнецов представил доклад «Теологическая теория права в современном правопонимании». Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви. На чтениях был также представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв “на сон грядущим” в Русской Церкви (по источникам XIII-XVIII вв.)». В докладе рассматриваются несколько значимых этапов становления традиции этих молитв — от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.

http://azbyka.ru/news/v-mda-proshla-iii-...

А. Казаковой о публицистическом характере памятника и позволяет развить и уточнить этот вывод. Обработка подлинных протоколов соборов под пером автора «Прения митрополита Даниила с Максимом Греком » сказалась, в частности, и во включении в текст этого памятника отнюдь не всех материалов процессов, особенно по собору 1525 г. Независимо от того, насколько справедливо сделанное нами выше гипотетическое предположелие о возможности конструирования рассказа нашего памятника о соборе 1525 г. из одних лишь протоколов собора 1531 г. и писем 1525 г., следует в любом случае признать, что текст Погодинского и Барсовского списков имел лишь один механический пропуск, обрыв – тот самый, которым кончался ранее известный текст памятника/мы не имеем здесь в виду, естественно, мелких описок/. Все остальные «пропуски и обрывы» текста не дефекты,  исказившие первоначальный текст «Прения», а, наоборот, характерные особенности первоначального текста. Письмо митрополита Макария Иоасафу от 6 ноября 1548 г., несомненно, доказывает это для материалов собора 1525 г. В 1548 г. материалы в составе памятника уже имели известный нам неполный вид. Другой отличительной чертой этого произведения XVI в. является чрезвычайная слитность материалов процессов 1525 и 1531 гг. в единый «судный список» с одним приговором. Слитность является не случайной неточностью памятника, а его характерной особенностью, которая к тому же в более древнем Сибирском списке выражена ярче, чем в списках XVII-XVIII вв. Данная особенность памятника делает крайне затруднительными и ненадежными попытки разделения обвинений, выдвинутых против Максима Грека в 1525 и в 1531 гг. на основании сведений объединенного «судного списка». Особенно ярко слитность проявляется в едином приговоре, завершающем изложение событий, происходивших на обоих соборах. Неожиданность и неоправданность резкого перехода к приговору 1525 г. как итогу разбирательства 1531 г., абсурдное смешение в рамках одного документа разных решений обоих соборов показывают, насколько тесно и нелогично переплелись здесь материалы 1525 и 1531 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

На заседании впервые членами Барсовского общества были избраны митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, протоиерей Александр Задорнов, протоиерей Алексий Балакай, священник Владислав Баган, А.А. Дорская, П.И. Гайденко, А.Ю. Митрофанов, Ю.В. Оспенников, Ю.В. Ерохина, А.В. Ведяев. Д.В. Волужков утвержден секретарем Барсовского общества. Далее последовало обсуждение ближайших мероприятий и изданий Общества. С предложением о проведении 14-15 марта 2022 года в рамках Всероссийской с международным участием научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» круглого стола Барсовского общества выступил Д.В. Волужков. Докладчик отметил, что целью данного мероприятия будет углубленное рассмотрение одной из актуальных церковно-правовых проблем. Время и тема круглого стола уточняются. Ю.В. Оспенников выступил с сообщением о продолжении проекта, начатого круглым столом «Проблемы церковного права: современные подходы юридической науки», состоявшегося 26 ноября 2021 года. Как отмечалось и в новости об этом мероприятии, и на итоговом заседании Барсовского общества 25 декабря 2021 года, на первом круглом столе «была рассмотрена лишь малая часть запланированных к обсуждению проблем, поскольку едва ли не по каждому вопросу открывалась отдельная весьма подробная и масштабная ветка дискуссии». Соответственно, следующий круглый стол, посвященный теме «Принципы светского и церковного права: проблемные поля», планируется провести в начале лета 2022 года. На нем подробно будут рассмотрены такие вопросы, как взаимоотношение общеправовых и отраслевых принципов, материальные основания принципов права, их идеологическое значение и изменчивость. П.И. Гайденко выступил с сообщением о подготовке круглого стола «Церковное право и историческая наука», проведение которого намечено на 1 апреля с.г. Павел Иванович отметил, что на возглавляемое им мероприятие приглашены как историки, ранее уже выступавшие на Барсовских чтениях (М.А. Бабкин, С.О. Шаляпин, А.А. Хохлов и др.), так и новые участники, которые, как предполагается, в дальнейшем станут соработниками Барсовского общества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Следующим выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии А.В.Ведяев, который прочитал доклад «Суд над архиереями в новейшей практике Русской Православной Церкви». В своем исследовании автор представил статистику прещений, наложенных на архиереев Русской Православной Церкви в ее новейшей истории (среди рассматриваемых — бывший митрополит Филарет (Денисенко), епископы Игнатий (Бузин) и Игнатий (Тарасов)). При этом докладчик отметил, что осуждение епископов в указанный период времени происходило на основании различных внутрицерковных документов. Также, по словам ученого, в указанный период времени наблюдается смещение обвинений из области церковных расколов в сферу личной нравственности.  Завершил пленарное заседание доклад на тему «Стереотипизация Русской Православной Церкви в фейковых новостях в условиях пандемии COVID-19: вызовы и механизмы противодействия с помощью норм светского и церковного права», который представила кандидат юридических наук, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ю.В. Ерохина. Юлия Владимировна рассмотрела один из аспектов взаимоотношений Русской Православной Церкви с Российской Федерацией, в частности, практику взаимодействия церковного и светского суда в деле противодействия фейковым новостям о церковных организациях, которые стали заполнять информационное пространство в период пандемии SARS-CoV-2. Автор проанализировала правовые предписания и механизмы борьбы с фейковыми новостями о Русской Православной Церкви, опираясь на примеры судебной практики. Доклады сопровождались оживленными дискуссиями, во время которых участники конференции обсудили вопросы правомочности решений о лишении подсудимых монашеского сана, непреложности монашеских обетов и благодати («печати») священства. Далее работу конференции продолжили четыре секции: «Преподавание церковного права», «Церковное право и Древняя Русь», «Церковное право и византинистика», «Церковное право и культура».

http://patriarchia.ru/db/text/5871941.ht...

Е.К. Братчикова. Выговская редакция Сказания о иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской (список из собрания В.Г. Дружинина ) В Рукописном отделе БАН хранятся два лицевых списка Сказания о иконе Богоматери Тихвинской: один – в собрании В. Г. Дружинина , другой – в коллекции А. Е. Бурцева. Дружинин и Бурцев – известные коллекционеры иллюстрированных рукописных книг поздней традиции. Документально подтверждено, что Дружинин специализировался на собирании старообрядческих рукописей, отдавая предпочтение спискам мастеров Выго-Лексинского монастыря 233 . Бурцев же в своей деятельности руководствовался принципом подборки парадно украшенных рукописных книг, поэтому вычленение из его коллекции старообрядческих, в том числе и сделанных на Выгу, – предмет атрибуционной работы. Список «Сказания» из собрания Дружинина, вне всяких сомнений, старообрядческий 234 . Принадлежность же Бурцевского списка к кругу старообрядческих вызывает ряд вопросов 235 . Тем не менее именно он и аналогичные ему списки, позволяют точно сформулировать отличия между существующими традициями рукописного лицевого «Сказания» и проследить их развитие во времени. Лицевой список из собрания Бурцева создан не ранее второй четверти XVIII в., о чем свидетельствует бумага с филигранями, датируемыми в пределах 1738–1746 гг., а также его стилистические особенности. Рукопись на 226 листах большего формата, иллюстрированная 95-ю миниатюрами. Например, лицевое Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери из собрания Е.В. Барсова (ГИМ, Барс. 905), датируемое серединой XVIII в., состоит из 200 листов и содержит 97 миниатюр 236 . Созданная в 80-е гг. XVIII в. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской (РНБ, ОЛДП, Е38) написана на 374 листах и украшена 124 миниатюрами 237 . Несмотря на различия, незначительные между Бурцевским и Барсовским списками и более существенные в сравнении их со списком из собрания ОЛДП, все они восходят к одной и той же текстовой редакции и развивают одну и ту же лицевую традицию «Сказания», разработанную еще в древнерусский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

За образом царевича Камбиса в действительности скрывался знаменитый сасанидский шах Бахрам V Гур (420/421–438/439), много воевавший против Восточной Римской империи в эпоху Феодосия II. Именно в начале 420х гг. появляются специфические золотые солиды императрицы Пульхерии с «длинным крестом» (Long-Cross Solidi), которые следует интерпретировать как идеологическое свидетельство борьбы римлян за крест против персов и гуннов . Известный барельеф из слоновой кости, хранящийся в ризнице Трирского собора и изображающий Пульхерию, встречающую процессию с мощами архидиак. Стефана, возможно, был изготовлен как иллюстрация триумфа христианства и знак божественного покровительства, оказываемого первомучеником императрице и Восточной Римской империи в период войны за христианскую веру . Военная кампания, инициированная против Бахрама Пульхерией, была оправдана защитой гонимых персидских христиан и потому с точки зрения слушателей оперы соответствовала аналогичной политике Петра Великого в отношении Персии и Османской империи. Трагическая история любви Бахрама Гура и его наложницы, арабской лютнистки Азадэ, растоптанной по приказу шаха копытами верблюда, хорошо известна как благодаря памятникам сасанидской торевтики, так и благодаря «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси (940–1020). Но либреттист Джузеппе Бонекки стремился изобразить Афинаиду как идеал добродетельной жены, которая отвергает перса-язычника и оказывается выше подозрений своего мужа Феодосия II. В предисловии к спектаклю Бонекки, в частности, писал: «Признаюся, что под именем Евдоксии скрывается мое почтение. Стихи мои нечто величайшее представляют. Когда бессмертную ея славу, геройские и тон украшающие добродетели прославляю; то в устах Евдоксию, а в сердце ЕЛИСАВЕТУ имею» (Eudossa, 1753, 70). Однако Елизавету ли? История добродетельной Афинаиды, отвергающей любовь язычника и оказывающейся выше подозрений мужа, к царствующей императрице имела мало отношения. В 1751 г. эта история скорее могла интерпретироваться придворными зрителями как намек на принцессу Софию Августу Фредерику, ставшую великой княгиней Екатериной Алексеевной и женой наследника престола, великого князя Петра Федоровича (Catherine II, 1859, 2–6, 193).

http://bogoslov.ru/article/6192912

Преподаватель Санкт-Петербургской академии С.Ю. Крицкая представила доклад «Codex Theodosianus и Edictum Theodorichi о церковном праве» (в соавторстве с Ю.В. Субботиным, Санкт-Петербургский государственный университет), в котором проследила историческое формирование областей, которые регулирует церковное право: сначала это были судебные процессы над духовенством, которые постепенно выводились из области гражданского права; после чего в область церковного права стал переходить брак и бракоразводные процессы. На основании анализа кодексов был сделан вывод, что римское гражданское право оказало сильное влияние на формирование церковных канонов. Последний доклад на тему «Суд о фунте человеческого мяса: коллизия римского и канонического права» сделал преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Березкин. Он проанализировал коллизию, которая описана У. Шекспиром в «Венецианском купце», когда, следуя предписаниям договора, у должника было необходимо вырезать фунт мяса. С точки зрения гражданского права, это действие должно было совершиться без каких-либо препятствий, но тут же в силу вступало церковное право, которое запрещало пролитие крови. А.В. Березкин также представил литературный обзор научных трудов, которые по-разному объясняют то, как такая ситуация могла возникнуть и различные способы ее решения. В завершение протоиерей Константин Костромин поблагодарил участников мероприятия и обсудил с ними перспективы издания сборника Барсовских чтений и проведения аналогичного мероприятия в следующем году. Общество изучения церковного права имени Т.В. Барсова («Барсовское общество») представляет собой научно-просветительский проект, способствующий развитию науки церковного права. «Барсовское общество» создано в январе 2019 года. Носит имя Тимофея Васильевича Барсова (1836-1904), доктора канонического права, члена Комитета по преобразованию судной части духовного ведомства (1870), заслуженного ординарного профессора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5549803...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010