Я.Б. Жолобов, директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, председатель суда в отставке, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей»; Ю.В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева; А.А. Хохлов, кандидат исторических наук, доцент кафедры антропологии и этнографии Казанского федерального университета. Впервые в работе Барсовского общества участвовал представитель Управления делами Московской Патриархии священник Николай Головинов, отвечающий за обеспечение деятельности Высшего общецерковного суда. Модератором мероприятия выступил секретарь Барсовского общества Д В. Волужков, в своем вступительном слове отметивший, что нынешний круглый стол является своего рода лептой, которую Общество хочет внести в изучение проблематики современного церковного судопроизводства и в теоретическое церковноправовое исследование феномена полноты епископской власти. Было также отмечено, что уникальной особенностью научного мероприятия можно признать одновременное в нем участие двух судей: церковного — митрополита Исидора — и светского — Я.Б. Жолобова, председателя суда в отставке, что дало основания предполагать особую глубину, полноту и актуальность результатов работы круглого стола. Митрополит Исидор представил сообщение «Взгляд архиерея XXI века на проблематику ошибки духовного суда». Владыка Исидор подчеркнул, что в своем сообщении он будет следовать принципу историзма. Приведя рассуждения выдающихся ученых-канонистов XIX века епископа Иоанна (Соколова) и Т.В. Барсова, докладчик отметил, что возможность ошибки церковного суда, или «неправильности», по терминологии епископа Иоанна, признавалась как в Древней Церкви, так и накануне и после александровской судебной реформы. В заключение архиерей поставил вопрос о правомерности самого принципа следования церковного суда за светским, призвав участников круглого стола обратить на это особое внимание.

http://radonezh.ru/2022/03/18/v-sankt-pe...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В СПбДА прошла научная конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия» 25 октября 2022 – 25 октября 2022 События 21 октября 2022 года в дистанционном формате впервые состоялась научная конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия». Организаторами мероприятия выступили Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви ( Барсовское общество ) и проектная группа  «Право и искусство» , департамент теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва). Участники научного мероприятия обсудили аспекты взаимодействия и взаимовлияния церковного права и культуры через призму исторического и современного социокультурного контекста осмысления практики применения церковно-правовых норм. Работу конференции открыл секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д. В. Волужков . Дмитрий Владимирович, отметив, что в рамках деятельности Общества разрабатывается новое исследовательское направление «Церковное право и культура», подчеркнул, что настоящая конференция является логичным следствием работы форсайт-сессии, состоявшейся в рамках круглого стола по теме «Церковное право и культура: введение в проблематику» 10 июня с. г. Также Д. В. Волужков отметил роль доцента кафедры церковной истории СПбДА Андрея Владимировича Берёзкина, который первым на мероприятиях Барсовского общества 2018–2019 гг. обратил внимание на важность изучения памятников изобразительного искусства и художественной литературы как особых источников познания церковного права.

http://bogoslov.ru/event/6175946

Архив Пн В Московской духовной академии прошли III Юстиниановские чтения 30 ноября 2022 г. 13:57 27-28 ноября 2022 года кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии провела III Всероссийскую ежегодную научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения», посвященную вопросам канонического права и литургики. Чтения в этом году были посвящены памяти профессора и почетного доктора Московской духовной академии, известного русского канониста Сергея Викторовича Троицкого (1878-1972). 27 ноября, в день 50-летия его кончины и в день памяти святого царя Юстиниана Великого, в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение») участниками чтений была совершена панихида по приснопоминаемому профессору. Юстиниановские чтения открылись докладом заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова «Государственный фактор в вопросе предоставления автокефалии». В докладе был особо подчеркнут вклад профессора С.В. Троицкого в формирование актуального представления о содержании понятия «автокефалия», а также рассмотрены современные прецеденты, когда государственные структуры изменяли канонический статус церковной организации (на примере Латвийской Республики). Доктор богословия, ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов в рамках разговора о научном наследии профессора С.В. Троицкого в области церковного права проанализировал его труд 1932 года «Размежевание или раскол?» в актуальном церковном контексте. В работе Юстиниановских чтений впервые приняли участие представители Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии . Секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков в своем выступлении подчеркнул, что Барсовское общество является первым научным обществом, созданным в Санкт-Петербургской духовной академии для систематического изучения науки церковного (канонического) права. Несмотря на то, что до революции и после возрождения в 1946 году в Московской духовной академии существовали кафедры церковного законоведения и канонического права, именно специализированного научного сообщества никогда не существовало. В настоящее время Барсовское общество имеет четыре основных направления исследовательской деятельности: «Церковное право и Древняя Русь» (координатор — доктор исторических наук П.И. Гайденко), «Церковное право: теория и история» (координатор — доктор юридических наук Ю.В. Оспенников), «Церковный суд: история и современность» (координатор — доктор юридических наук А.А. Дорская) и направление «Церковное право и культура», координатором которого выступает кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества Ю.В. Ерохина.

http://patriarchia.ru/db/text/5981812.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 12 Дек 2023 Фото: spbda.ru 8 декабря 2023 года в СПбДА прошли VII Барсовские чтения — ежегодная научно- богословская конференция по церковному праву, организатором которой является Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви (Барсовское общество). На пленарном заседании были представлены издания Барсовского общества 2024 года. С рассказом о них выступил секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д. В. Волужков. Первой выйдет в свет хрестоматия «Церковный суд над архиереями в новейший период Русской Церкви (конец XX — начало XXI вв.)», составленная действительным членом Барсовского общества Алексеем Викторовичем Ведяевым. Им в ходе написания раздела о современных церковных судах для монографии «“К покаянию и исправлению”: суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви» было собрано значительное количество церковно-нормативного материала. Первоначально предполагалось включить его в монографию в качестве еще одного приложения, однако оказалось, что объем материала слишком большой для этого. Поэтому появилась идея издать этот церковно-нормативный материал в виде отдельной хрестоматии, которая стала бы органическим продолжением монографии. Рукопись хрестоматии уже находится в Издательстве СПбДА, работа над ней начнется в конце января 2024 года. Следующим изданием станет монография «Канонические ответы митрополита Иоанна II (†1089): опыт комментария», подготовленная проректором по научно- богословской работе СПбДА протоиереем Константином Костроминым и действительным членом Барсовского общества П. И. Гайденко. Канонические ответы митрополита Иоанна II — один из древнейших памятников русского канонического права. Подобно Вопрошанию Кирика Новгородца Канонические ответы вполне могут рассматриваться не только в качестве источника русского церковного права, но и в качестве своего рода «энциклопедии» христианской жизни на Руси конца XI века. Памятник неоднократно привлекал к себе внимание исследователей. Однако за всю историю своего бытования он так и не получил расширенного комментария. Задуманная монография — первый опыт широкого комментария норм, закреплённых в рассматриваемом сборнике. Работа будет интересной для историков русского церковного и гражданского права, историков Церкви и Древней Руси, исторических антропологов, и может быть использована при проведении занятий по истории Русской Церкви, а также канонического/церковного права.

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburgs...

Публикуемый нами рассказ о жене Нира Софониме, матери Мелхиседека, встречается в древнерусских рукописях редко. Вся история приурочена ко времени накануне всемирного потопа; Нир назван братом Ноя, а Мелхиседек пока еще младенец, будущая роль которого известна из предсказаний Бога и архангела Гавриила. Если Ной – хорошо известный библейский персонаж, то ни брата его Нира, ни жены Нира Софонимы Библия не упоминает. С библейским Мелхиседеком младенец апокрифа связан только своей будущей миссией – быть главой иереям. Текст апокрифа известен в нескольких списках. Древнейший – в Барсовской Палее начала XV в. (ГИМ, собр. Барсова, 619, л. 2). Но в Барсовской Палее сохранилась только заключительная часть апокрифа, начиная со слов: «...глава еромъ людья единовластие служаща ти, Господи. И бысть егда сконча отрокъ 40 дний в кров Ниров...» Затем по времени идут списки – Библиотека РАН, 45.13.4, XVI в., л. 365–366 об.; РНБ, собр. Кирилло-Белозерское, 27/1104, XVII в., л. 232 об.–238 об. (К–Б); РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, 793 (1639), XVI в., лл. 401–402 (ТСЛ). В рукописях ГИМ, Библиотеки РАН и РНБ представлена Пространная редакция памятника, в рукописи РГБ – Краткая. Текст списков РНБ и РГБ (К–Б и ТСЛ) опубликован: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т. 1. С. 26–31. В настоящем издании текст публикуется по списку Библиотека РАН, 45.13.4. О ЖЕНЕ НИРА Была бесплодна жена Нира Софонима и не родила Ниру наследника. И вот состарилась Софонима, и близился день ее смерти, когда почувствовала она дитя в чреве своем, – а Нир не входил к ней со дня, как поставил его Господь иереем перед людьми. Испугалась Софонима и таилась все дни, и никто из людей и не узнал этого. И сталось же в день родов – вспомнил о жене своей Нир и призвал ее к себе в покои побеседовать с нею. И пошла Софонима к мужу, тая дитя в чреве, и тогда наступило время родин. И увидел ее Нир, и устыдился безмерно такого позора, и сказал ей: «Что же ты это сотворила, жена, и осрамила меня перед людьми? И теперь иди от меня, – иди туда, где зачала позор чрева твоего, да не оскверню рук моих о тебя и не согрешу перед Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вышла в свет монография «”К покаянию и исправлению”: суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви» 12 декабря 2023 – 12 декабря 2023 События 8 декабря на пленарном заседании VII Барсовских чтений в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась презентация монографии «”К покаянию и исправлению”: суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви», подготовленной в рамках деятельности Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви. В презентации приняли участие авторы монографии, действительные члены Барсовского общества к. б. А. В. Ведяев, д. и. н. П. И. Гайденко, д. ю. н. Ю. В. Оспенников. К сожалению, четвёртый автор монографии, к. и. н. И. А. Устинова, по уважительным причинам не смогла присутствовать на мероприятии. Секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д. В. Волужков рассказал о предыстории создания монографии. Идея подготовки и издания коллективной монографии появилась по итогам доклада А. В. Ведяева от 13 декабря 2021 г. на V Барсовских чтениях. Сам же Алексей Викторович стал автором третьей, самой объёмной главы — «“Призвав его к покаянию и деятельному исправлению”: церковный суд над архиереями в новейший период (конец XX — начало XXI вв.)». Павел Иванович Гайденко взялся за написание главы «“Чудо сотвори Бог и святая Богородица”: наказания и расправы над древнерусскими архиереями XI — первой трети XIV вв.», а Ирина Александровна Устинова — «“Пред великим собором винился… и бил челом много… и прощения просил”: церковный суд над высшими иерархами в период патриаршества (конец XVI — начало XVIII вв.)». Труд написать введение и заключение к работе взял на себя Юрий Владимирович Оспенников.

http://bogoslov.ru/event/6194252

Видео доклада «Правовое обоснование возвращения внутреннего убранства усыпальниц (на примере храмов Александро-Невской лавры)» Бохонский Дмитрий Олегович — помощник ректора Санкт-Петербургской духовной академии по реставрации, начальник научного отдела ООО «СтройПроект», один из авторов концепции развития комплекса зданий Санкт-Петербургской духовной академии. Докладчик подчеркнул, что возрождение храмов Александро-Невской лавры подняло целый ряд вопросов в сфере сохранения и реставрации захоронений, скрытых при использовании церковных зданий под различные нужды в советский период. Особо в докладе было отмечено восстановление захоронения Т. В. Барсова. Видео доклада «Несколько замечаний к проблеме эстетики церковного суда (домонгольская Русь)» Гайденко Павел Иванович — доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционного совета журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях», действительный член Барсовского общества. Докладчик затронул тему, связанную с проблематикой церковного суда, представив оригинальное видение наименее изученных и разработанных вопросов об эстетике и символике церковного суда в домонгольской Руси. Видео доклада «Церковноправовая наука и культура научного творчества в России» Дорская Александра Андреевна — доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (г. Санкт-Петербург), действительный член Барсовского общества. Доклад представлен в виде десяти программных тезисов, в которых полно и ясно изложены ориентиры церковно-правовой науки и отмечены особенности научного творчества в России.  После перерыва работа конференции продолжилась в формате панельной дискуссии, проводившейся параллельно по двум темам. Д. В. Волужков выступил модератором по теме «Право и церковь в зеркале нормативности» , начав обсуждение с обозначения актуальности вопросов, рассматриваемых в рамках панельной дискуссии и передав слово первому выступающему.

http://bogoslov.ru/event/6175946

III Юстиниановские чтения прошли в Московской духовной академии 01.12.2022 13:52:59 МОСКВА 27-28 ноября 2022 года кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии провела III Всероссийскую ежегодную научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения», посвященную вопросам канонического права и литургики. Чтения в этом году были посвящены памяти профессора и почетного доктора Московской духовной академии, известного русского канониста Сергея Викторовича Троицкого (1878-1972). 27 ноября, в день 50-летия его кончины и в день памяти святого царя Юстиниана Великого, в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение») участниками чтений была совершена панихида по приснопоминаемому профессору. Юстиниановские чтения открылись докладом заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова «Государственный фактор в вопросе предоставления автокефалии». В докладе был особо подчеркнут вклад профессора С.В. Троицкого в формирование актуального представления о содержании понятия «автокефалия», а также рассмотрены современные прецеденты, когда государственные структуры изменяли канонический статус церковной организации (на примере Латвийской Республики). Доктор богословия, ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов в рамках разговора о научном наследии профессора С.В. Троицкого в области церковного права проанализировал его труд 1932 года «Размежевание или раскол?» в актуальном церковном контексте. В работе Юстиниановских чтений впервые приняли участие представители Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии. Секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков в своем выступлении подчеркнул, что Барсовское общество является первым научным обществом, созданным в Санкт-Петербургской духовной академии для систематического изучения науки церковного (канонического) права. Несмотря на то, что до революции и после возрождения в 1946 году в Московской духовной академии существовали кафедры церковного законоведения и канонического права, именно специализированного научного сообщества никогда не существовало. В настоящее время Барсовское общество имеет четыре основных направления исследовательской деятельности: «Церковное право и Древняя Русь» (координатор — доктор исторических наук П.И. Гайденко), «Церковное право: теория и история» (координатор — доктор юридических наук Ю.В. Оспенников), «Церковный суд: история и современность» (координатор — доктор юридических наук А.А. Дорская) и направление «Церковное право и культура», координатором которого выступает кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества Ю.В. Ерохина.

http://radonezh.ru/2022/12/01/iii-yustin...

Так, еще в начале XX в. в монастыре Зографу хранился отрывок из пергаменной древнерусской рукописи Студийского устава, содержащей регламентации из дисциплинарной части для Филиппова поста. М. Лисицын , располагавший фотографией одного из листов, датировал его XIII в. и считал, что он «представляет буквальное сходство» с Син. 330. После Первой мировой войны отрывок исчез, однако благодаря выдающемуся русскому литургисту А.А. Дмитриевскому мы обязаны сохранению текста отрывка: Зографский фрагмент, состоящий из двух листов рукописи с текстом дисциплинарной части Студийского устава Алексеевской редакции, до пропажи был полностью переписан для Дмитриевского, и сейчас копия начала XX в. хранится в архиве ученого в РНБ. Кроме того, М. Лисицын в своей монографии опубликовал фотографию одного листа. Поэтому мы имеем возможность судить как о редакции текста, так и о почерке Зографского фрагмента. Несколько лет назад нам удалось отождествить еще один отрывок, принадлежащий той же рукописи, что и Зографский фрагмент. Это один пергаменный лист, хранящийся в ГИМ (собрание Барсова, 1153). Он содержит фрагмент текста с богослужебными указаниями из Канонаря Студийского устава в редакции Константинопольского патриарха Алексея от утрени Цветной недели до утрени Великого Понедельника. После тщательного палеографического и кодикологического анализа мы пришли к выводу, что Барсовский и Зографский фрагменты принадлежат одной рукописи: совпадают особенности начертания букв, размеры и число столбцов, число строк, судьба отрывков после расплетения кодекса – оба они служили защитными листами или обложками для других рукописей. По имеющимся у нас данным можно уверенно реконструировать как облик самого кодекса, так и особенности редакции содержащегося в нем Студийского устава. Нахождение Зографского отрывка на Афоне свидетельствует о бытовании там всего кодекса, но не говорит о том, когда он там появился. На Барсовском же отрывке (нижнее поле листа 1 об.) есть помета XVI в., написанная наполовину греческими, наполовину славянскими буквами: κουμου нес. Она свидетельствует о том, что уже в XVI в. рукопись находилась в греко-славянской среде, которую в нашем случае можно уверенно трактовать как славянский монастырь на Афоне. Кроме того, там же находится и запись на русском языке высококаллиграфичной скорописью XVI в.: † мл(с)тии?(м) бжим(м) i w вла(д)вои(с) да(ст-?). Ее, вероятно, можно рассматривать как своеобразную пробу пера, подготовку к написанию важного документа, и эта гипотеза также хорошо вписывается в наше предположение о нахождении в это время рукописи на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошел " круглый стол " , посвященный Михаилу Сперанскому марта 2022 " Круглый стол " , посвященный 250-летию со дня рождения Михаила Сперанского (1772-1839), состоялся 25 марта в СПбДА . Он был организован Историческим обществом и Обществом изучения церковного права имени Тимофея Барсова ( " Барсовским обществом " ). Перед заседанием ректор академии епископ Петергофский Силуан совершил заупокойную литию у могилы Михаила Сперанского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . " Благодарю вас за молитвы, которые мы вознесли на месте упокоения реформатора и законотворца - графа Михаила Сперанского, - сказал владыка после богослужения. - Он близок сотрудникам, преподавателям и воспитанникам академии, так как сам вышел из ее стен. За время обучения Михаил Михайлович приобрел необходимые для государственной службы знания и затем приумножил их своими трудами. Мы можем взирать на плоды этих трудов, ведь памятником его реформы духовного образования служит историческое здание духовной школы " . Директор издательства СПбДА, секретарь Барсовского общества Дмитрий Волужков вручил руководителю Исторического общества Дмитрию Карпуку календарь, изданный к юбилею Михаила Сперанского в Северо-Западном филиале Российского государственного университета правосудия. " Отрадно, что сегодня у нас есть возможность вспомнить выдающегося выпускника духовной академии, государственного деятеля - Михаила Михайловича Сперанского, - сказал доцент СПбДА, создатель и руководитель Исторического общества, главный редактор журнала " Вестник Исторического общества " Дмитрий Карпук. - Его личность является ключевой для понимания эпохи императора Александра I. Изучая его деятельность, мы погружаемся в одну из сложных, противоречивых и интересных эпох Российской империи. В то время Церковь столкнулась с множеством проблем и вызовов, некоторые из них актуальны и сегодня " . Студент IV курса бакалавриата СПбДА, член Исторического общества Павел Лихолай выступил с сообщением " Михаил Сперанский: жизнь и деятельность. К 250-летию со дня рождения " . Он привел подробную биографическую справку, в которой выделил годы обучения будущего государственного деятеля в духовных школах.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010