The Trier Ivory, “Adventus” Ceremonial, and the Relics of St. Stephen. Dumbarton Oaks Papers. 1979. Vol. 33. P. 113, 115–133. Курукин И. В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия. М.: Квадрига, 2010. C. 50–114. Diehl Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle. Paris: Ernest Leroux, 1901. P. 41. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб.: Норинт, 1998. C. 292–300; Бильбасов В. А. История Екатерины второй. Берлин, 1900. Т. II.76, 130. Описание коронации ея величества императрицы и самодержицы всероссийской Анны Иоанновны. М.: Тип. Сената, 1730. C. 24. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое литературное обозрение, 2002. C. 72–73; Бильбасов В. А. История Екатерины второй. Берлин, 1900. Т. II. C. 381–382. Speck P. Eine Gedächntisfeier am Grabe des Maurikios. Die Historiai des Theophylaktos Simokates: der Auftrag; der Fertigstellung; der Grundgedanke//Varia IV. Beiträge von Sofia Kotzabassi und Paul Speck. Ποικλα Βυζαντνα 12. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1993. S. 175–254. Speck P. Die Interpretation des Bellum Avaricum und der Kater Μεχλεμπ: Der Protest des Patriarchen Sergios gegen die Heirat des Herakleios mit Martina//Varia II. Beiträge von Albrecht Berger, Lucy-Anne Hunt, Ralph-Johannes Lilie, Claudia Ludwig und Paul Speck. Ποικλα Βυζαντνα 6. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1987. S. 374–375. Speck P. Kaiser Konstantin VI. Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzantinischer Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. München, 1978. Bd. I. II. S. 281–299. Gregorii II Romani Pontificis Epistulae et Canones/Par Jacques-Paul Migne. Patrologia Latina Vol. 89. Paris, 1863. Col. 521; Speck P. Kaiser Leon III., Die Geschichtswerke des Nikephoros und des Theophanes und der Liber Pontificalis, T. II.: Eine Neue Erkenntnis Kaiser Leons III, T. III.: Die Aπστασις Ρμης και ταλας und der Liber Pontificalis, Ποικλα Βυζαντνα 20. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 2003. S. 553–571.   Источник: Митрофанов А. Ю. Императрица Екатерина II как пример женского служения Церкви. Комментарий к статье Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)»//Христианское чтение. 2023. 2. С. 134–142. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6192912

В. Оспенникова, однажды уже была успешно разрешена анхальт-цербстской принцессой, ставшей российской императрицей.   Источники и литература Источники   Литература   Оспенников Ю. В. Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)//Христианское чтение. 2023. 1. С. 192. Там же. Thompson M. R. Mary of Magdala: Apostle and Leader. N. Y., 1995. P. 1–145; Justino R. K. Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel? 1998. P. 1–14. Афиногенов Д. Е. Немыслимая норма или мыслимая ненормальность? Женское священство в Византии IX в.//Власть, право, норма: светское и сакральное в античном и средневековом мире. Вып. 2/Под ред. Н. А. Селунской. М., 2003. С. 233–250. Ludwig C. Kaiser Herakleios, Georgios Pisides und die Perserkriege//Varia III. Beiträge von Wolfram Brandes, Sophia Kotzabassi, Claudia Ludwig und Paul Speck. Ποικλα Βυζαντνα 11. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1991. S. 73–128. Speck P. Kaiser Konstantin VI. Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzantinischer Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. München, 1978. Bd. I. II. S. 53–103, 423–492. Skoulatos B. Les personnages byzantins de l’Alexiade: Analyse prosopographique et synthèse. Louvain-la-Neuve and Louvain: Bureau du Recueil Collège Érasme and Éditions Nauwelaerts, 1980. P. 20–24. Мусин А. Е. Corpus fratrum или «союз архонтов»? Историко-археологический комментарий к моделям власти в Восточной Европе конца XI века//Stratum plus. 2018. 5. С. 183–206. Новикова А. Д. Политическая стратегия Екатерины II в символике придворных праздников//Russian Colonial Studies. 2020. 1 (5). C. 15–34. Holum K. G. Theodosian Empresses. Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkley, Los Angeles, London, University of California Press, 1989. P. 217–228. Holum K. G. Pulcheria’s Crusade A. D. 421–422 and the Ideology of Imperial Victory//Greek-Roman and Byzantine studies. 1977. No. 18. P. 153–172. Holum K. G., Vikan G.

http://bogoslov.ru/article/6192912

Заявка участника и тезисы присылаются двумя файлами — «Фамилия. Заявка», «Фамилия. Тезисы». Образец заявки Фамилия, имя, отчество (полностью) Тема доклада Форма участия (очная, дистанционная) Место работы (полное название учреждения, без сокращений) Должность, ученая степень, ученое звание Почтовый адрес (с индексом) Телефон мобильный E-mail Требования к тезисам: Заголовок тезисов оформляется следующим образом (все пункты обязательны): •          Название доклада (строчными полужирными буквами) •          Инициалы и фамилия (фамилии) автора (авторов), контактный адрес электронной почты •          Название учреждения (без сокращений) •          Ключевые слова и словосочетания (не более шести) Тезисы могут быть представлены на русском или английском языках. Тезисы объемом 250–300 слов (включая заголовок тезисов) присылаются в электронном (Word) виде: шрифт Times New Roman, размер 12 pt, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, текст без жестких переносов и без сжатия. Для текстовых выделений используются курсив и полужирный шрифт. В тезисах не должно быть ссылок на литературу. Вся информация о конференции — на официальном сайте Барсовского общества ( http://izdat-spbda.ru/barsovskoe-obshchestvo ) По всем вопросам, связанным с проведением конференции, просьба обращаться: Ерохина Юлия Владимировна Кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ( yulia-erohina@yandex.ru ) Волужков Дмитрий Владимирович Секретарь Барсовского общества ( barsov.society@gmail.com )   Источник: Санкт-Петербургская духовная академия Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/event/6175125

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол «Точки соприкосновения церковного права, истории Церкви и религиоведения» 16 марта 2021 г. 14:32 13 марта 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») прошел круглый стол «Точки соприкосновения церковного права, истории Церкви и религиоведения». Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке за чаепитием, выступили проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор издательства академии, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. В работе круглого стола также приняли участие доктор юридических наук, профессор Ю.В. Оспенников, удаленно в заседании участвовали доцент Санкт-Петербургской духовной академии С.Ю. Крицкая, соучредитель «Барсовского общества» доктор исторических наук А.Ю. Митрофанов, преподаватель Самарской духовной семинарии А.В. Ведяев, проректор по воспитательной работе Якутской духовной семинарии иеромонах Тихон (Воробьев), студенты и аспиранты Санкт-Петербургской духовной академии и других учебных заведений. Перед началом мероприятия к его участникам обратился протоиерей Константин Костромин. Он приветствовал собравшихся, огласил рабочий регламент и предложил темы для дискуссий. На обсуждение были вынесены следующие вопросы: Первым выступил доцент кафедры антропологии и этнографии Института международных отношений Казанского федерального университета кандидат исторических наук А.А. Хохлов с докладом «Церковное право в правовой системе современного российского общества». В своем сообщении он рассказал о практическом аспекте применения церковно-правовых норм в жизни современного общества, особое внимание он уделил Семейному кодексу. Далее состоялось обсуждение первого вопроса повестки дня — насколько перспективным является появление церковно-правовой науки, независимой от истории Церкви. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что совершенно отделить церковно-правовую науку от истории Церкви невозможно, так как история Церкви предоставляет контекст того или иного канонического правила, даже если само оно уже давно не применяется на практике. То, что существует конкретное правило, и то, что в определенных исторических обстоятельствах оно было принято, выражает реакцию Церкви на проблемы различных эпох. Однако, по мнению участников обсуждения, здесь важно избежать другой крайности — апелляции только к древним канонам: современной церковно-правовой науке необходимо обратиться к опыту светского права, которое сильно эволюционировало по отношению к лежащему в его основе римскому праву. Это помогло бы грамотно формировать реакцию на современные события, не имеющие аналогов в древности, и не искать решения современных проблем в древних канонах.

http://patriarchia.ru/db/text/5788639.ht...

При участии Санкт-Петербургской духовной академии состоялась онлайн-конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия» 25 октября 2022 г. 17:06 21 октября 2022 года в дистанционном формате состоялась научная конференция «Церковное право и культура: грани взаимодействия». Организаторами мероприятия выступили Общество изучения церковного права имени Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии (Барсовское общество) и Проектная группа «Право и искусство» факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва). Участники научного форума обсудили аспекты взаимодействия и взаимного влияния церковного права и культуры через призму исторического и современного социокультурного контекста осмысления практики применения церковноправовых норм. Работу конференции открыл секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков. Он отметил, что в рамках деятельности Общества разрабатывается новое исследовательское направление «Церковное право и культура», а также подчеркнул, что настоящая конференция является логичным следствием работы форсайт-сессии, состоявшейся 10 июня с.г. в рамках круглого стола «Церковное право и культура: введение в проблематику». Д.В. Волужков подчеркнул роль доцента кафедры церковной истории СПбДА А.В. Березкина, который первым на мероприятиях Барсовского общества 2018-2019 гг. обратил внимание на важность изучения памятников изобразительного искусства и художественной литературы как особых источников познания церковного права. Затем к участникам конференции с приветственным словом обратился проректор по научно-богословской работе, доцент кафедры церковной истории СПбДА кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Константин Костромин. «Церковное право и культура как постановка проблемы представляет собой тем больший интерес, что эта тема не представлена широко в отечественном научном дискурсе. Это действительно ноу-хау... Хотелось бы пожелать, чтобы данное мероприятие не стало разовым», — отметил отец Константин.

http://patriarchia.ru/db/text/5971149.ht...

Модератором наиболее наполненной сообщениями секции «Преподавание церковного права» выступил доктор юридических наук Ю.В.Оспенников. Данное направление Барсовских чтений стало площадкой для обсуждения развития церковно-правовой науки в светских и духовных учебных заведениях в Российской империи и необходимости присутствия данных дисциплин в системе современного образования. Блок докладов исследователи посвятили церковно-практическим вопросам, среди которых рассмотрели правила богослужебного и литургического благочестия, возможности женщины вступать во второй брак при живом муже и наличии канцелярской тайны в деятельности современного церковного суда. В секции «Церковное право и византинистика» доктор исторических наук, научный сотрудник кафедры церковной истории СПбДА А.Ю. Митрофанов рассказал о феномене военной узурпации власти в эпоху императора Диоклетиана, которая также была связана с сакрализацией им собственной узурпации. По словам автора, исследование данного явления позволяет лучше понять влияние политической идеологии Диоклетиана как на дальнейшее развитие позднеримской и византийской политической системы, так и на появление феномена «византийского самозванчества». Также участники научного мероприятия в рамках деятельности секции «Церковное право и культура» познакомились с описанием права в «Венецианском купце» Шекспира, рассмотрев эволюцию образа Шейлока в идейных спорах XXI-XX веков и попытки интерпретации поведения Шейлока в аргументации идеи борьбы за право Рудольфа фон Йеринга. 14 декабря V Барсовские чтения продолжили свою работу. На секции «Церковное право и Древняя Русь», модератором которой выступил доктор исторических наук П.И. Гайденко, исследователи обсудили вопросы участия князей в практике апелляции в церковных судах домонгольской Руси, проблему церковной юрисдикции над русскими князьями в контексте отношений с Византией в XI — середине XV вв. и рассмотрели жалованные грамоты русских князей на предмет влияния на них ордынской юридической системы.

http://patriarchia.ru/db/text/5871941.ht...

Модератором дистанционной секции «Актуальные проблемы теории и практики церковного права в России» стал проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. В рамках данного блока IV Барсовских чтений участники конференции обсудили тему пересечения светского и церковного права в условиях современной религиозной ситуации, а также состав церковного правонарушения согласно современным документам Русской Православной Церкви. Ряд докладов осветили вопросы изучения в Казанской и Санкт-Петербургской духовных академиях Русской Православной Церкви церковно-правовых дисциплин как сложившегося в истории христианства корпуса кодифицированного права, регулирующего каноническую жизнь Церкви и ее отношений с государством. Представленные на конференции доклады вызвали активное обсуждение у участников чтений. Впервые за время проведения Барсовских чтений по результатам обсуждения участники конференции выпустили совместную резолюцию: «Церковное право является важным элементом церковной жизни и его значение постепенно растет как в межправославных отношениях, так и во внутрицерковных реалиях. Церковное право может и должно рассматриваться как часть правовой традиции России, которое основывается не на государственной юрисдикции, а на стремлении к справедливости, использованию правовых механизмов и Божественном авторитете. Эти утверждения должны иметь практическую реализацию через: 1. Расширение правовой подготовки обучающихся высших духовных учебных заведений посредством введения пропедевтического (общеправового) курса, предваряющего собственно церковное право; 2. Проведение при СПбДА/МДА или совместного проекта двух академий курсов повышения квалификации судей церковных судов первой и, возможно, второй инстанции. 3. Первоочередной задачей является проведение всестороннего (в том числе общеправового) повышения квалификации преподавателей церковного права духовных учебных заведений». Со списками участников секционных заседаний, темами и тезисами докладов можно ознакомиться  по ссылке .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5732537...

Архив Пн Издательство Санкт-Петербургской духовной академии выпустило в свет книгу « " К покаянию и исправлению " : суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви» 7 ноября 2023 г. 14:42 Издательство Санкт-Петербургской духовной академии выпустило в свет новую книгу «“К покаянию и исправлению " : суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви». Монография подготовлена в рамках деятельности Общества изучения церковного права имени Т.В. Барсова СПбДА (Барсовское общество). Авторы книги — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН И.А. Устинова, а также действительные члены Барсовского общества: кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, доцент Самарской духовной семинарии А.В. Ведяев; доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, профессор кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана П.И. Гайденко; кандидат исторических наук, доктор юридических наук, профессор кафедры философии и истории Херсонского государственного педагогического университета Ю.В. Оспенников. В книге систематизирован и обобщен значительный объем фактического материала по трем периодам эволюции церковного права и церковного суда: XI — первая треть XIV вв., конец XVI — начало XVIII вв. и конец XX — начало XXI вв. В монографии описаны конкретные виды наказаний, применявшихся к архиереям в рамках рассматриваемых периодов. В книге также отражены вопросы, включающие установление оснований для судебных разбирательств, приводится комплексный анализ судебных решений в отношении архиереев — соответствие каноническим основаниям, тенденциям развития права и последствия этих решений. Издание рекомендовано преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, исследователям церковного права, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблематикой церковного судопроизводства Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6075109.ht...

Вопрос о подлинных причинах осуждения Грека на обоих соборах является спорным, поскольку они прямо могли и не называться, ибо предание их гласности «для правительственных кругов являлось нежелательным…» (65, 183). Кроме «порчи» священных книг ему приписывают: противодействие разводу и второму браку Василия III, который, несмотря на общее осуждение, все же женился на молодой Елене Глинской (А. Курбский); «самостоятельную линию поведения» как по этому вопросу, так и по русско–турецким отношениям (А. А. Зимин); тайные сно/цения с турецким послом Скиндером, греком по происхождению, и предательство интересов России (Б. И. Дунаев); закулисные политические действия как греческого агента, настойчиво реализовывавшего программу, «четко профилированную Константинополем» (И. Б. Греков). По мнению Н. " А. Казаковой, обстоятельно исследовавшей сохранившиеся материалы, главной причиной осуждения Максима являются «его выступления против вотчинных прав монастырей и независимости русской церкви» (64, 154). В 1968 г. на Алтае Н. Н. Покровским найден список судного дела Максима Грека, который является более ранним и более полным, чем известные Погодинский и Барсовский. Содержащиеся в нем данные документально удостоверяют «несостоятельность версии о тайных сношениях Максима Грека с. правительством султанской Турции…» (95, 5). Однако и этот список не дает ответа на все вопросы. Суд над афонцем представлял политический процесс, который был специально организован и тенденциозно освещен, что особенно характерно для средневековья, «когда суд, будучи не состязательным, а инквизиционным, имел лишь одну задачу —доказательство виновности подсудимого» (65, 193). Судьба Максима интересует Герберштейна, но скупость официальных данных, порождавшая различные олухи, приводит к тому, что он дает весьма приблизительную версию: «В Москве мы узнали, что константинопольский патриарх, по просьбе самого владыки Московского, прислал некоего монаха, по имени Максимилиана, чтобы он по здравом обсуждении привел в порядок все книги, правила и отдельные уставы, относящиеся до веры… Максимилиан исполнил это и, заметив много весьма тяжких заблуждений, объявил лично государю, что тот является совершенным схизматиком, так как не следует ни римскому, ни греческому закону… он, говорят, исчез, и, по мнению многих, его утопили» (37, 65).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

Также гостей и участников конференции поприветствовал проректор академии по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин, который объявил регламент научного мероприятия и пожелал коллегам плодотворной работы. Открылась конференция пленарным заседанием. Первым с докладом «Практика применения церковной епитимьи к мирянам в Русской Православной Церкви: современные попытки законодательного регулирования» выступил кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Александр Задорнов. Автор обратил внимание участников конференции на то, что в Православной Церкви давно отмечается расхождение между инструктивными указаниями по применению канонических норм о наложении прещений на кающихся и действительной практикой таких прещений. Также отец Александр рассказал о той работе, которая сейчас проводится в рамках деятельности синодальных комиссий по урегулированию данного вопроса. Затем выступил доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета П.И. Гайденко, который поделился своими научными наработками по теме «Апелляция в церковном суде: к проблеме каноничности и законности существующих норм». Павел Иванович обратил внимание исследователей на то, что даже при достаточной разработанности предусмотренных Положением о церковном суде от 2008 года процедур пересмотра и обжалования, данные правила вызывают ряд вопросов, к которым относятся невозможность оспаривать решения церковных судов в судах Российской Федерации и необходимость обращения на суд Вселенского Патриарха, как к высшей судебной инстанции.  Далее доклад «Статус судебной экспертизы в современном церковном судопроизводстве Русской Православной Церкви» сделал кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета, эксперт «Центра судебных экспертиз» Б.И. Чибисов. Автор предложил обсудить проблемы, возникающие при назначении церковным судом экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний. Ученый обратил внимание на наличие непроясненных вопросов в церковном судопроизводстве: отсутствие классификации экспертиз и их методик, совмещение статуса судьи и эксперта и различное понимание правовых категорий сегодня и во времена формирования церковного права.

http://patriarchia.ru/db/text/5871941.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010