Период Каролингского возрождения (кон. VIII - сер. IX в.) характеризуется расцветом лат. компилятивной экзегетики, начало к-рой положили Беда Достопочтенный († 735), Алкуин († 804) и Рабан Мавр. Во мн. крупных мон-рях империи (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.) были учреждены школы, ставшие центрами изучения и комментирования Библии, основанного на толковании древних экзегетов. Хотя создававшиеся в этих школах компилятивные комментарии нельзя считать К. в собственном смысле слова, они во многом способствовали распространению этого жанра в XI-XIII вв., послужив источником для общепринятых глосс. Наиболее плодовитой была лит. деятельность Рабана Мавра, к-рый составил толкования почти на все книги Библии. В них он приводит дословные цитаты из лат. и неск. греч. экзегетов, сопровождаемые собственными толкованиями (см. обзор источников: Hrabani Mauri Opera exegetica: Repertorium fontium. Turnhout, 2006. 3 vol.). В этот же период продолжается начатая в VII в. традиция составления сборников толкований одного автора. Напр., Флору Лионскому († ок. 860) принадлежит ряд сборников толкований на отдельные стихи Посланий ап. Павла. Каждый из них включает извлечения из разных трудов к.-л. одного авторитетного экзегета: блж. Августина (Divi Augustini Expositio in omnes beati Pauli epistolas, per Venerabilem Bedam/[Ed.] G. Boussard. Parisiis, 1499 [под именем Беды Достопочтенного]), блж. Иеронима (не издан; см.: Fransen P. I. Description de la collection hiéronymienne de Florus de Lyon sur l " Apôtre//RBen. 1984. Vol. 94. P. 195-228), свт. Григория Великого (не издан; см.: Fransen P. I. Description de la collection grégorienne de Florus de Lyon sur l " Apôtre//RBen. 1988. Vol. 98. P. 278-317). Сохранился также сборник, объединяющий коллекции фрагментов 12 авторов, следующие автономными группами одна за другой: сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Илария Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского, свт. Пациана Барселонского, Феофила Александрийского, свт. Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, свт. Льва Великого, свт. Кирилла Александрийского, Фульгенция Руспийского, свт. Павлина Ноланского и свт. Авита Вьеннского ( Flori Lugdunensis Collectio ex dictis XII Patrum/Ed. P. I. Fransen e. a. Turnhout, 2002-2007. T. 1-3. (CCCM; 193, 193A, 193B)).

http://pravenc.ru/text/катены.html

Но викарии, понятно, не были высшими носителями полномочий в той или другой церкви; они были лишь поставлены во главе местного епископата, осуществляя в силу своего викариатского достоинства лишь примасские права. И главным органом власти в церквах, в пределах их независимости, были не папские викарии, а соборы местного епископата. Это ясно можно видеть уже из папских посланий к самим же викариям и церквам. В своих посланиях папы дают понять, что дела церквей должны решаться соборами местного епископата 1553 , что викарии должны ежегодно созывать соборы 1554 , и на них обязаны являться все местные епископы 1555 ; в некоторых же случаях, для решения тех или других дел, папы специально побуждали епископов составлять соборы 1556 . История сохранила нам сведения о многих поместных соборах западных церквей от описываемого периода времени 1557 . На этих соборах рассматривались и решались разнообразные дела церковной жизни – дела касательно учения, законодательства, управления, суда. Разумеется, не все дела местных церквей должны были и могли получать окончательное завершение в их пределах. Свои решения по важнейшим делам соборы представляли на рассмотрение и утверждение центра – римского престола 1558 . Известно например, что к папе Бонифацию обращался коринфский собор от 419 года за утверждением своего решения об избрании архиепископа 1559 что обращался к папе арльский собор 468 года, созванный по делу поставления вьенским митрополитом епископа для города Деа (Die), который был подчинён митрополиту арльскому 1560 , что папские епископы просили папу утвердить их соборное решение относительно барселонского епископа Иринея 1561 и проч 1562 . Но и римский епископ в описываемый период времени рассматривал, утверждал или кассировал решения соборов западных церквей 1563 и вообще решал дела патриархата не единолично, а также вместе с соборами епископов. История непререкаемо подтверждает это и свидетельствует о множестве соборов, бывших в описываемое время при кафедре римского епископа 1564 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Что сказать о римлянках? Музы занимали их, но не вдохновили. В христианской Италии многие женщины славились красноречием и ученостью. Проба Фалкония, благородная римлянка, которую хвалили Иероним и Августин и благодарил Златоуст, написала книгу о вещах божественных. Модеста ди-Поццо ди-Порци сочиняла стихи. Кассандра Фидели писала на греческом, латинском и итальянском языках, занималась любомудрием и богословием, и вызывала ученых на торжественные прения. Изотта Ногаролла из Вероны ораторствовала. Сарроччио неаполитанка писала поэму о Скандерберге, громившем турков. Виктория Колонна римлянка была ученая и поэтка. Но ни одна итальянка не описала доблестей и добродетелей женских в лицах. В Испании Изабелла де-Розера проповедовала в Барселонской церкви, обращала евреев в христианство и изъясняла сочинения Иоанна Скотта в присутствии кардиналов и епископов. Изабелла де-Кордова имела степень доктора богословия, латинской, греческой и еврейской словесности. Екатерина Рибера сочиняла духовные стихотворения. Алоизия Толедская писала на языках латинском, еврейском, арабском и сирском. А о дарованиях и добродетелях женских ни одного сказания! Из альбионских женщин три сестры Сеймур сочиняли стихи на латинском языке: Жанна Грей пред кончиною своею читала рассуждение Платона о бессмертии души в подлиннике; две Маргариты и Мария Стюарты, все три царицы очень искренно описывали лишь обольстительные слабости. Умные и очаровательные галлочки, начиная от Клементии, прозванной перлом восточным, и красавицы в самом гробе, до госпож Сталь и Жорж Занд, пели и читали свои стихи, писали романы и нечто о философии, и только. А вы, белые дщери Германии! Простите меня. Право, не знаю, что вы сочиняли. Но верно и вам так же, как альбионкам, галлочкам и нашим милым славицам не приходило на мысль повествование о добродетелях и доблестях вашего пола. О, матери всех живущих! Божии души! Желал бы я прочесть это повествование и даже сам давно готовлю кисть, чтобы изобразить ваши доблести в лицах, но боюсь, как бы она не изменила мне. Живописать словом духовные красоты жен и дев кто из мущин сможет? Для такой изящной работы нужны вдохновение и глагол пророчицы Девворы, благословенной матери Самуила Анны и Пресвятой Девы Марии. Эдессянка

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Хотя сочинения Вигилянция не сохранились, мы имеем представление о них благодаря тем сведениям, которые приводит блаж. Иероним. Из них мы узнаем, что в 404 г. Вигилянций, находясь под впечатлением от совершенного им путешествия на христианский Восток, выступил с резкой критикой монашества и тесно связанных с ним пышности культа, почитания мощей, паломничества и сборов на монастыри. В своем трактате «Против Вигилянция», написанном, по признанию блаж. Иеронима, всего за одну ночь, он, едко высмеивая низкое происхождение, имя и личные качества своего противника, выступил с подробной защитой монашества, монастырей и сложившейся в Церкви практики почитания мучеников, их мощей, обращения с молитвами к святым, зажжения светильников при дневных богослужениях и совершения всенощных бдений 296 . Вскоре диакон Сисинний, спешно возвращавшийся на Запад, отвез трактат блаж. Иеронима пресвитеру Рипарию; однако какого-либо существенного влияния на общественное положение Вигилянция это не оказало: по сообщению Геннадия Марсельского, вскоре он получил приход в Барселонской епархии и продолжал с прежним религиозным рвением проповедовать свое учение и писать различные сочинения 297 . Между тем Вифлеемский пресвитер, закончив свои переводы Ветхого Завета, продолжил начатую пятнадцать лет назад работу по составлению толкований на пророческие книги: к уже имевшимся толкованиям на книги семи малых пророков теперь, в 406 г., он добавил толкования на оставшиеся книги пророков Захарии, Малахии, Осии, Иоиля и Амоса 298 . После этого он приступил к толкованию книг великих пророков и в 407 г. составил «Толкование на книгу пророка Даниила», а затем, в 408–410 гг., – огромное «Толкование на книгу пророка Исаии» 299 . Труды блаж. Иеронима прерывались его частыми, но непродолжительными болезнями, которыми, по его убеждению, Господь напоминал ему о его преклонных летах и приближавшейся кончине, словно бы откладываемой до завершения его работы над пророческими книгами 300 . Приступив в 410 г. к составлению «Толкования на книгу пророка Иезекииля», блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Уже Г. Дикс считал, что эта особенность – след первоначальной христианской традиции толкования видения пророка Исаии (и, соответственно, смысла Pre-Sanctus и Sanctus), и указывал на два места из сочинения Оригена «О началах» (I. 3, 4 239 и IV. 3, 14 240 ), где тот объясняет, что под «херувимом» и «серафимом» в Ис. 6:2 следует понимать Сына и Святого Духа, закрывающих Лик Отца 241 . Хотя некоторые исследователи (например, Б. Спинкс) высказывали сомнения в правильности такой интерпретации, она остаётся вполне возможной (и даже вероятной) 242 . V. Аналогично анафоре ап. Марка, Post-Sanctus практически невозможно отделить от Epiclesis I (в отличие от, например, анафоры Барселонского папируса). Больше того, анафора ап. Марка, её коптская версия в литургии свт. Кирилла и анафора Евхология Сарапиона настолько близки друг к другу именно в Pre-Sanctus, Sanctus, Post-Sanctus и Epiclesis I, что общая их зависимость от одного источника здесь несомненна 243 . В Epiclesis I анафоры Евхология Сарапиона содержится прошение о том, чтобы Господь наполнил Евхаристическую жертву Своими «силой и причастием». VI. Institutio имеет сложную структуру и состоит из: А. слов над хлебом: 1) указания на его приношение, 2) установительных слов Господа на Тайной вечере, 3) повторного указания на приношение хлеба; B. молитвы о собрании Церкви воедино, впервые встречающейся уже в IX главе «Дидахэ» 244 ; С. слов над чашей: 1) указания на её приношение, 2) установительных слов Господа, 3) повторного указания на приношение чаши. Кроме анафоры Евхология Сарапиона и близкой к ней анафоры папируса из Дейр-Балайзах, молитва из «Дидахэ» о собрании Церкви воедино приводится ещё только в одной анафоре – в анафоре 25-й главы VII книги «Апостольских постановлений» 245 . На основании общего сходства Institutio анафор VII книги «Апостольских постановлений» и Евхология Сарапиона ещё Л. Буйе предположил, что вторая восходит к первой 246 ; Э. Маида пересмотрел точку зрения Буйе и предположил, что скорее обе анафоры восходят к одному «палеоанафоральному» источнику 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Однако благодаря работам Э. Килмартина 252 , Й. Бетца 253 , Р. Тафта 254 , М. Джонсона мнение Б. Ботта можно считать полностью опровергнутым. На основании целого ряда высказываний отцов и учителей Церкви II–III вв. (таких, как мч. Иустин Философ 255 , сщмч. Ириней Лионский 256 , Климент Александрийский 257 , Ориген 258 ), которые можно понять в смысле свидетельств о существовании Логос-эпиклезы, М. Джонсон заключает, что Логос-эпиклеза, возможно, вообще более древняя форма эпиклезы 259 . IX. После Epiclesis II помещено Intercessio II, состоящее из прошений о церковном народе, об усопших, о принёсших приношения. Таким образом, в анафоре присутствуют два Intercessio 260 . X. Анафору заключает славословие в традиционной александрийской форме. В то время как нет никаких сомнений в том, что анафоры литургии ап. Марка и Барселонского папируса употреблялись на практике, анафора Евхология Сарапиона, скорее, кажется богословско-литературным опытом; возможно, в её основе лежит использовавшийся в богослужении текст, подвергшийся достаточно серьёзной правке. Перевод 261 : Достойно и праведно есть Тебя, нетварного 262 Отца единородного Иисуса Христа, восхвалять, воспевать, славословить. Восхваляем Тебя, нетварный Боже, неисследованный, неизреченный, непостижимый 263 всем тварным ипостасям 264 . Восхваляем Тебя, Кого знает Сын единородный, о Ком чрез Него 265 говорилось и объяснялось и [Кто чрез Него сделался] познанным тварной природе. Восхваляем Тебя, знающего Сына и открывающего святым 266 те славы, которые о Нём 267 , познаваемого Рождённым Твоим Словом и видимого, и объяснённого святым. Восхваляем Тебя, Отец невидимый, податель бессмертия. Ты – источник жизни, источник света, источник всякой благодати и всякой истины 268 , человеколюбец и нищелюбец, [со] всеми примирившийся и всех к Себе 269 через явление возлюбленного Твоего Сына влекущий. Молимся, сотвори нас живыми людьми, дай нам дух света, да знаем Тебя, истинного, и посланного Тобою Иисуса Христа 270 . Дай нам Духа Святого, да возможем изречь и поведать несказанные Твои тайны 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Православие в неправославном мире Запад. На «западном направлении» минувший год был особенно плодотворен. В Риме построен и освящен русский православный храм великомученицы Екатерины. Открылся русский православный храм во втором по величине городе Бельгии Льеже. Этот храм стал самым большим в Брюссельско-Бельгийской епархии Русской Православной Церкви. Католическая архиепископия в Милане передала русскому православному приходу молитвенное здание для богослужений. В Исландии власти выделили землю для строительстве русского православного храма в г. Рейкьявике. В кафедральном соборе г. Барселоны (Испания) впервые состоялось православное богослужение – молебен перед мощами мученицы Евлалии Барселонской. В Берлине будет создан «российский район» с православным собором. На площади 150 000 м 2 будет построен русский православный храм и крупный торговый центр «Московский дом». Новый собор сможет одновременно принять до тысячи верующих. В составе Берлинско-Германской епархии был образован новый приход в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Кайзерслаутерне (Германия). В составе Корсунской епархии были образованы три прихода: приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Пескара (Италия), Иоанно-Предтеченский приход в г. Перпиньян (Франция), приход в честь Вознесения Господня в г. Беналмадене (Испания). В г. Мар-Дель-Плата (Аргентина) началось строительство русского православного храма в честь царственных мучеников. Появились новые книги о православном наследии разных народов на английском языке: «Жития болгарских святых» и «Житие, завещание и служба святому Иоанну Рыльскому», а в издательстве St. Herman Press (Платина, штат Калифорния) вышла в свет книга протоиерея Захарии Мачитадзе «Жития грузинских святых». Также осуществлено миссионерское издание о Православной Церкви на испанском языке – опубликован испанский перевод книги епископа Каллиста (Уэра) «Православная Церковь». Введение к изданию написал митрополит Буэнос-Айресский и Южной Америки Тарасий. В американском городе Клинтон (штат Массачусетс) бизнесмен Гордон Лэнктон открыл единственный в США музей русских икон. Его любовь к иконам позволила ему собрать самую большую коллекцию в Северной Америке, и теперь он решил познакомить с миром русской иконы и своих сограждан.

http://pravoslavie.ru/700.html

Важность арианской проблемы видна из других событий. Первым из них стало мученичество св. Викентия, аббата монастыря св. Клавдия (см. выше 300 г.) в Леоне, 11 марта 630 г. Два дня спустя были убиты и другие братья монастыря вместе с настоятелем обители и всей общины св. Рамиром. В 633 году св. Север, епископ Барселонский, был также жестоко замучен все еще державшимися арианства визиготами, которые умертвили его, вбивая гвозди в голову. Его мученический подвиг за Христа прославляется 6 ноября. Св. Элладий, епископ Толедский с 615 г., будучи еще мирянином, служил при дворе визиготов, где он был министром. Но он так любил монашество, что оставил свое положение ради жизни в Агалийском монастыре близ Толедо, и позднее стал его аббатом (игуменом), а позднее архиепископом родного города. Он почил в 632 г. и память его празднуется 18 февраля. По всей вероятности, в тот же год преставился младший брат свт. Леандра, св. Фульгенций, епископ Эсихи в Андалузии, также бывший великим светильником Испанской Церкви (память 16 января). В то же время почил св. Реноват (память 31 марта), обратившийся из арианства, который стал аббатом Каулианского монастыря (современная территория Португалии), а затем был епископом Мериды на протяжении 22 лет. Следующей в этом славном списке идет прп. Флорентина (память 20 июня), сестра свв. Леандра и Фульгенция. Она стала монахиней и аббатисой (игуменией) монастыря в Андалузии, для которого св. Леандр написал дошедшие до нас правила монашеской жизни, трогательно изложенные в форме письма. Она преставилась в 636 г. Наконец мы подошли к величайшей личности этого Золотого VII века, самому почитаемому из этой святой семьи, свт. Исидору (память 4 апреля), архиепископу Севильскому (560-636). Он воспитывался и получал образование от своего старшего брата св. Леандра, вслед за которым он вступил на Севильскую кафедру в 600 г. Он боролся с арианством, председательствовал на многочисленных Соборах, основывал школы, укреплял монашескую жизнь и завершил формирование Мозарабского чина Божественной литургии. Он воплотил свои энциклопедические знания в дошедших до нас сочинениях по богословию, Священному Писанию, географии, истории, астрономии, в составленных им житиях святых. При жизни его почитали как чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjatye-...

В то же время, как мы помним, и в Десяти Заповедях Ветхого Завета, и в Благой Вести Нового Завета Господь Бог христиан никого не обманывает и не хитрит, Он постоянен и неизменен. Больше того, Он запрещает всяческую ложь и обман ( ибо всякая ложь не от Истины (1 Ин. 2, 21), никогда не вводит людей в грех и в заблуждение и призывает всех быть «чистыми сердцем». Бог христиан далёк от всякого обмана и поэтому прямо говорит: Я есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). Итак, мы надеемся, что многие из наших читателей присоединятся к верующим христианам от Испании до России, которые считают, что не просто гуси святой Эулалии, но пламенные молитвы пребывающей на Небесах самой юной девы – заступницы Барселоны и прямая воля Господня в очередной раз всё же сохранили столицу Каталонии от разрушения, а тысячи жителей и туристов этого гостеприимного города – от неожиданной и страшной смерти… скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 4 сентября 2020, 15:48 Спасибо,Михаил! Богатый материал и прекрасно подан+++ М 4 сентября 2019, 23:33 Спасибо!!!!!!! anastasia 17 сентября 2017, 17:29 " Кстати, отметим, что почему-то в православной традиции святую Евлалию именуют мученицей, но, видимо, это случайное недоразумение, ибо она претерпела множество мучений, так и не отрекшись от Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, и ей, конечно, больше подходит чин великомученицы. " Чин великомученика/цы дается не за кол-во перенесенных страданий, а за количество людей, которых святые обратили ко Христу. На пример, вмц. Екатерина: орудие пыток разрушилось, как только они начались, а затем ей усекли голову. А например, мч. Анастасия Римская перенесла страшнейшие страдания, тем не менее, мы ее почитаем как мученицу. иером.Софроний 11 сентября 2017, 05:30 Спасибо Вам Михаил за замечательную статью. Andrey 10 сентября 2017, 17:26 Молебен у мощей мученицы Евлалии Барселонской 4 сентября 2017 года http://m.vk.com/ortodoxcat р.Б. Сергий 6 сентября 2017, 23:26 Святая великомученица Евлалия, моли Бога обо мне, грешном!

http://pravoslavie.ru/106116.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Избранные испанские святые. Икона, автор свящ. Андрей Давыдов (энкаустика, XXI в.). Слева направо: свт. Исидор Севильский, мц. Хуста (Иуста) Севильская, ап. Иаков Зеведеев, мц. Евлалия Барселонская, свт. Осия Кордувийский, мц. Руфина Севильская, свт. Леандр Севильский Список иллюстраций Новая иллюстрация Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @17470@ Подпись к иллюстрации: Избранные испанские святые. Икона, автор свящ. Андрей Давыдов (энкаустика, XXI в.). Слева направо: свт. Исидор Севильский, мц. Хуста (Иуста) Севильская, ап. Иаков Зеведеев, мц. Евлалия Барселонская, свт. Осия Кордувийский, мц. Руфина Севильская, свт. Леандр Севильский Размер файла: 172.63 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 01.01.2019 22:34:07 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/17470.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010