Закрыть Иосиф де Рибас Необыкновенная жизнь и загадки биографии основателя Одессы 15.09.2022 937 Время на чтение 16 минут Памятник Екатерине Великой в Одессе. Прямо под Иператрицей - Иосиф де Рибас. Фото автора. 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года вышел рескрипт императрицы Екатерины Великой, положивший начало основанию и устроению славного города Одессы: «Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить там военную гавань купно с купеческой пристанью…». А непосредственным исполнителем воли императрицы по строительству нового города и порта явился вице-адмирал Российского флота Иосиф Михайлович де Рибас, человек интереснейшей и во многом загадочной судьбы. Юность неаполитанца Адмирал Иосиф де Рибас. Художник И.-Б. Лампи-старший. 1796 год Дон Хосе де Рибас-и-Бойонс, испанский дворянин и русский офицер, без сомнения принадлежал к типу тех знаменитых европейских авантюристов XVIII века, к которым относились граф Калиостро, Джакомо Казанова, граф Сен-Жермен и Морис Беневский. В то же время, этот ловкий человек достаточно сомнительного происхождения, без сомнения является выдающимся государственным деятелем и строителем Российской империи, чей вклад в строительство этого государства и завоевания его авторитета на международной арене бесспорен. В историю этот удивительный человек вошел, прежде всего, как основатель города Одессы – южных морских ворот России и как деятельный участник Русско-турецких войн, в частности знаменательного штурма Измаила, за что он удостоился от самого великого А.В. Суворова прозвания «дунайского героя». Будущий адмирал родился в Неаполе, в семье испанского выходца Мигеля де Рибаса из знатного каталонского рода, служившего неаполитанского королю Фердинанду и Маргарет Планкетт из «благородной ирландской фамилии Дункан». Загадки личности де Рибаса начинаются уже с момента его рождения - точная дата его появления на свет так и осталась тайной. По одним данным он родился 6(17) июня 1749 года, по другим в 1750, а по третьим – 13(24) сентября 1751-го. В самом имени основателя Одессы тоже кроется загадка. Откуда, например, у него взялась французская дворянская приставка «де»? Ведь по отцу он был каталонец, по матери вроде как ирландец, родился в Италии и всю юность провел в Ливорно. Возможно, ответ на эти вопросы кроется где-то в неаполитанских или барселонских архивах?

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/15/...

Разговор с Бунюэлем Не забывайте, что я – кинорежиссер, и кое-что понимаю в массовых коммуникациях. К тому же в любом народе всегда есть немало тех, кого не нужно оболванивать по причине того, что они и так болваны. 1 февраля, 2014 Не забывайте, что я – кинорежиссер, и кое-что понимаю в массовых коммуникациях. К тому же в любом народе всегда есть немало тех, кого не нужно оболванивать по причине того, что они и так болваны. Бунюэль, чудный и странный Бунюэль, чей «Млечный путь» достоин факультативного показа в семинариях в курсе христианской истории, сказал однажды: «Несмотря на всю свою ненависть к газетам, я хотел бы вставать из гроба каждые десять лет, подходить к киоску и покупать несколько газет. Я не прошу ничего больше. С газетами под мышкой, бледный, прижимаясь к стенам, я возвращался бы на кладбище и там читал бы о несчастьях мира. После чего, умиротворенный, я засыпал бы снова под надежным покровом своего могильного камня». Если бы Всемогущий, вопреки официальному бунюэлевскому атеизму (в чем я лично несколько сомневаюсь), позволил ему этот каприз; если бы очередные десять лет истекли буквально в эти дни, я был бы рад представить бледного маэстро, прижимающегося к стенам и бредущего к своему могильному камню. Во всех газетах мира, среди информации о том, как страдают люди, он прочел бы сегодня и о моем городе – о Киеве. И New York Times, и Guardian, и Daily Mail показали бы ему фотографии баррикад, предоставили бы аналитику из разряда кофейной гущи и прогнозы ближайшего будущего. Там еще было бы всего вдоволь. Были бы сюжеты об обнищании Британского королевского дома, о Сноудене, о смелых речах Обамы, о Сирии. Вот из Испании, где он родился, сообщают на полном серьезе, что в барселонском музее эротики выставят Дали (с ним Бунюэль придумал «Андалузского пса»). А в Мексике, тоже не чужой для режиссера (там снят «Симеон Столпник»), говорят, поймали наркобарона по кличке «Дядя», а еще больше сотни людей умерло от гриппа. Мир продолжает жить и страдать. Это правда. Но сегодня из информации о страданиях мира Бунюэль бы узнал имя страны, о которой не писали газеты во времена расцвета его творчества. Не было тогда такой самостоятельной страны.

http://pravmir.ru/razgovor-s-bunyuelem/

была захвачена войсками арагонского кор. Педро III. Как и папа Мартин IV, Г. был сторонником восстановления прав Анжуйской династии, в поддержку к-рой он издал 2 буллы (17 сент. 1285), касавшиеся взаимоотношений между светской и церковной властями в Сицилийском королевстве и управления его континентальной частью. Для оказания военной поддержки Анжуйской династии Г. подтвердил распоряжение папы Мартина IV о сборе десятины в течение 3 лет на всей территории Италии, а также на Сардинии и Корсике. С кончиной кор. Карла I Анжуйского (6 янв. 1285) под предлогом того, что в плену у арагонцев находился его наследник Карл II (с 1284), папа объявил об управлении континентальной частью Сицилийского королевства и отлучил от Церкви младшего сына Педро III Иакова, провозглашенного в апр. 1286 г. королем Сицилии. 4 марта 1287 г. Г. объявил недействительным Барселонское соглашение (27 февр. 1287), по к-рому Карл II Анжуйский отказывался от прав на островную часть Сицилийского королевства в обмен на свое освобождение. Как и его предшественники, Г. пытался решить вопрос об имп. коронации герм. кор. Рудольфа I, направив к нему в мае 1286 г. легатом a latere кард. Джованни Боккамацца и определив дату коронации - 2 февр. 1287 г. Однако из-за отсутствия средств герм. король в Рим не приехал. Г. обратился к нем. епископату с просьбой оплатить поездку Рудольфа на коронацию, но курфюрсты, не желая усиления власти короля, на Соборе в Вюрцбурге (март 1287) отказали папе в этой просьбе. Г. оказывал поддержку и предоставлял значительные привилегии нищенствующим монашеским орденам доминиканцев, францисканцев и кармелитов, уставы к-рых, принятые при папе Гонории III, были окончательно им утверждены в нояб. 1285 г. 11 марта 1286 г. Г. подтвердил осуждение активно действовавшей на территории Сев. Италии секты апостоликов и отлучил от Церкви ее основателя бывш. францисканского мон. Герардо Сегарелли. По инициативе Г. в Парижском ун-те была учреждена кафедра вост. языков, одной из задач к-рой была подготовка миссионеров, способных проповедовать христианство среди мусульман и христиан-некатоликов.

http://pravenc.ru/text/166151.html

В конце VIII в. — в самом начале IX в. франки предпринимают еще несколько экспедиций за Пиренеи, в связи с тем, что арабская конкиста не прекращается. Эти походы были уже более удачны, чем поход 778 г. Карлу Великому удалось завоевать область на территории современной Испании, лежащую между Пиренеями и рекой Эбро. На этой территории Карл I создает Испанскую марку, которая служит пограничным форпостом для защиты Франкской империи от арабских вторжений. На территории марки позднее оформится Барселонское графство. Один из сыновей Карла I становится королем Аквитании. Большую часть своих завоеваний Карл I проводит на востоке, в Центральной Европе. Особенно долго и упорно он воюет с саксами (772-804). Присоединение Саксонии имело для Карла I большое значение — приобретение новых земель, крепостных крестьян (саксы в это время в своей массе были свободными крестьянами), выход на Балтийское море и балтийскую торговлю. Впервые Карл I покорил саксов в 70-х годах VIII в. На съезде в Падерборне в 777 г. вожди саксонских племен приносят присягу на верность королю франков. На этом съезде Карл ставит саксонским вождям условие: отныне они и все их племена должны отказаться от язычества и принять христианскую веру. В Саксонию прибывает франкское духовенство. По всей Саксонии строятся церкви, создаются монастыри. С этого времени саксы облагаются новым налогом — церковной десятиной. Свободное саксонское крестьянство закрепощается. С конца 70-х гг. VIII в. в Саксонии начинаются восстания против франков. Карл Великий жестоко подавлял восстания саксов. Тысячи восставших были казнены, но даже после этого свободолюбивые саксы не утратили стремления к независимости. Волнения продолжались. Тогда Карл I идет по другому пути: он щедро подкупает саксонскую знать. В 785 г. один из главных вождей восставших, саксонский герцог Видукинд, изменяет восставшим и переходит на сторону Карла I. В XX в. фашистская историография возведет Видукинда в ранг национального героя Германии. Последнее восстание саксов произошло в нач. IX в. Основными его силами были рядовые саксы. Восстание закончилось неудачей.

http://sedmitza.ru/lib/text/441052/

В XVI-XVII вв. отношения Г. с католич. Церковью складывались под влиянием Реформации . Религ. искания нем. реформаторов скорее всего не интересовали ни Карла, к-рый родился, вырос и большую часть жизни провел за пределами Германии, ни его младшего брата Фердинанда (1503-1564; с 1521 наместник в Германии, с 1556, коронован в 1558, имп. Фердинанд I). Г. остались верны католич. Церкви, приложив усилия к тому, чтобы восстановить ее позиции и авторитет. Карл V был увлечен идеей создания универсальной монархии (monarchia universalis) - системы власти, к-рая позволила бы преодолеть раздробленность Европы, полагая, что политическое господство единого монарха обеспечит мир внутри христ. сообщества и мобилизацию сил для борьбы с османской угрозой. Противоречия между интересами Г. и Франции, их борьба за доминирование в Европе привели к Итальянским войнам (1494-1559). Вместе с тем в религ. политике Карла V прослеживается стремление к подчинению Церкви монарху и меньшей ее зависимости от Рима. Карл V стремился к централизации составных частей империи и, вероятно, к установлению в Германии национальной Церкви на манер Франции (см. ст. Галликанизм ). Впервые столкнувшись с учением М. Лютера на Вормсском рейхстаге (1521) и принимая решение о запрещении нового учения и преследовании его адептов, император рассчитывал на поддержку папы Льва Х . Однако на территории Римско-Германской империи, в т. ч. и в Австрии, Вормсский эдикт, как правило, не выполнялся. В 1523 г. эрцгерц. Фердинанд издал указ против последователей Лютера и одновременно поручил Венскому еп. Иоганну Ревеллису возглавить судебную курию против еретиков. Одна из статей Мадридского мира с Францией (1526) предусматривала совместные действия франц. короля и императора по искоренению лютеранства . Но Франция, папа Климент VII , Англия, Венеция, Флоренция и Милан, опасавшиеся усиления императора, объединились в Коньякскую лигу (1526-1529) и не позволили приступить к реализации проекта. На Шпайерском рейхстаге (1526), наоборот, было принято решение о возможности свободно выбирать веру до решений буд. Собора. В 1527 г. император взял реванш, допустив, несмотря на формальное осуждение, захват и разграбление Рима наемными войсками (Sacco di Roma), заняв большую часть папских владений и нанеся поражение франц. войскам у Неаполя (1528). Были заключены мирные договоры с папой Римским (Барселонский мир, май 1529) и франц. кор. Франциском I (Камбре, авг. 1529), где также декларировались намерения совместной и решительной борьбы с ересью. Вернувшись в Германию, Карл V издал эдикт против лютеран, игнорируя компромисс, достигнутый в 1526 г. На Шпайерском рейхстаге (1529) лютеране заявили протест против попыток навязать им позиции католич. большинства рейхстага и отказались подчиниться императору; он был готов прибегнуть к силе. Но этому помешала осада турками Вены (1529).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Запрещение, сформулированное в этом правиле, связано с самой целью рукоположения, смысл которого заключается в соблюдении исполнения церковного служения. Посвящать в духовный сан и игнорировать эту цель было немыслимым. Кроме того, нельзя быть клириком «вообще»: пресвитер, диакон или церковнослужитель обязательно принадлежат к определенной местной Церкви и находятся под властью епископа, который осуществляет руководство над ней. Сам факт необходимости издания подобного постановления показывает, насколько было утеряно у некоторых епископов понимание неотъемлемой связи между принятием духовного сана и вполне определенным служением в какой-либо Церкви. Само представление о служении в Церкви первых трех веков христианства не давало возможности помыслить о возможности «абсолютных» рукоположений, однако позднейшее развитие не могло не оказать влияния на практику. Иногда священство рассматривали скорее как честь, а не как служение. Нам доподлинно известны случаи, когда совершались рукоположения без точного назначения в том смысле, в каком оно предусматривается правилом: св. Павлин Ноланский в 394 г. принял пресвитерское рукоположение от епископа Барселонского при условии, что он не получит никакого особого назначения, как он сам о том ясно заявил 1147 . Несколько ранее блж. Иероним согласился принять священство, видимо, на тех же условиях 1148 . Кроме того, особенно часто рукополагали в такое «почетное» священство известных подвижников. Каниве считает, и не без основания, что это правило было издано со специальной целью упорядочить поставления монахов 1149 . Действительно, помимо упомянутого выше рукоположения блж. Иеронима , странными кажутся и поставления некоторых иноков, если рассматривать их с этой точки зрения. Так, отшельник Акепсима принял пресвитерское рукоположение, которое предлагалось ему как отличие за его добродетель, только потому, что он знал – жить ему осталось всего несколько дней 1150 . Поставление другого подвижника, Македония, совершенное без его ведома и против его воли, также не соответствовало никакой пастырской необходимости 1151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Города южной Франции, подобно городам Италии, никогда не испытывали на себе в такой мере феодального ига, как это досталось на долю северных городов. Здесь жители издавна принимали участие в городском управлении, призывались сеньорами к содействию в случае важных решений. Так, например, в Марселе в 962 г. граф Безон заключает договор с аббатством «с согласия знатных Арля»; в Ниме в 1080 г. архиепископ созывает горожан на общее собрание, чтобы одобрить дар, приносимый их Церкви; архиепископ действует здесь «по воле и по просьбе граждан»; в Каркассоне граждане еще в XI в. приносят присягу графу Барселонскому, а потом его сопернику, как люди независимые, как вассалы. Кроме того, города юга в большинстве случаев разделены были между несколькими сеньорами и спорами между последними пользовались для расширения своих привилегий, причем немалое значение играло и золото. Впрочем, и на юге дело не обошлось без восстаний; так, в XII в. Тулуза восстала против своего графа Раймонда, в 1143 г. в Монпелье был изгнан сеньор, в 1207 г. жители Нима ведут борьбу с судьей графа Тулузского. И здесь, как и везде, восстания сопровождались кровопролитием, избиением и другими подобного рода событиями. Самый драматичный случай был в Безье в 1167 г.; здесь произошла следующего рода история: во время похода, предпринятого сеньором этого города, один горожанин его армии поссорился с рыцарем и отнял у него возовую лошадь; сеньор решил отдать его в распоряжение рыцарям, и те расправились с ним по–своему: по таинственному сообщению хрониста, они произвели над виновным «правда, легкую, но обесчестившую его на всю жизнь экзекуцию». Весь город счел себя обиженным, вступился за виноватого, и следствием этого явилось восстание. Составился заговор против сеньора, хотя сеньор и готов был уладить дело миром; заговорщики напали на него в церкви Марии Магдалины, куда он явился для объяснений с гражданами, закололи его перед алтарем, изгнали его сына Рожера, а в городе учреждена была коммуна; однако через два года Рожер возвратился и отомстил за смерть отца поголовным избиением горожан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

– выполни». Бес. 1. на 37 псал. сл. пост, апост. 2. 48. Тертул. de pudicitia с. 19. По словам Сократа (5, 19) и Созомена (7, 16), во время Декиева гонения учрежден πρεσβυτερ επι της μετνοιας-пресвитер духовник по тому случаю, что некоторые стыдились публично исповедовать священнику грехи отпадения своего от веры. След. легкие грехи и прежде открываемы были на частной исповеди; след. теперь позволено и тяжкие грехи исповедовать пред духовником. Учреждение сие сделано вместе и в облегчение епископа и пресвитеров. По открывшимся неудобствам, при п.. Нектарии звание общего духовника отменено было в Константинополе. Августин Hom. 16. de verbis Domini с. 8. гл. 5. р. 444. Иероним пишет, что публично исповедовать грехи надобно только те, которые относятся к общественным правилам и подают собою худой пример для других, а не тайные грехи, которые должно исповедовать пред одними священниками». Regulae monach с. 9, см. Златоуста бес. 20 на быт. 111. 12 стр. 289. Льва 1. ер· ad Episc. Campan, р. 1431. Василия в. в канон, посл, к Амфилохию пр. 34. от. на вопр. 229. 443 См. зам. 19 Амвросий : Ius hoc absolvendi solis promissum est sacerdotibus. De poenitentia lib. 1. c. 2. hb. 2 c. 2. 445 Читай книгу св. Златоуста о свящ. Он же говорит: «не о продолжении времени заботься, а об исправлении души, если известно, что сокрушился или исправился: все сделано». Бес. 16 на 2 п. Кор. ст. 644. 446 Пост. апостол. 8. 3. Иероним vidimus peccatorem ad vocem Episcopi vel presbyteri per poenitentiam consurgentem. Comm. in c. 12. Eccesiast. r. 3 p. 489. Лев 1 . Multum utile ac necessarium est, ut peccatorum reatus ante ultimum diem sacerdotis supplicatione solvatur. Epist. 107. ad Iabaia c. 3. сл. ep. 168. Древние греческие образцы разрешений у Гоара, Evchol. p. 540. 666., у Шмита: de eccl. Graec, statu. p. 122. formula absoluendi deprecatoria, у Канизия lection. antig. Гл. 2. p. 2. p. 122. 448 Пациан еп. барселонский скон. 380 г. in tract. de baptismo (Bibl. Patr. ecl. a la Bigne t. 1. p. 326). Здесь manus impositio atque verba Anmismimis-buдuмыe действия предстоятеля таинственно разрешающаго грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

была различной. В 1829 г. все религиозные сообщества, включая орден М., были изгнаны из Гватемалы. Хотя в 1844 г. орденская пров. Гватемала была формально восстановлена, большинство конвентов вернуть не удалось. После передачи части территории Санто-Доминго Франции было ликвидировано неск. мон-рей, число М. значительно сократилось. В результате к 1848 г. в провинции действовала 1 обитель в Пуэрто-Принсипе (франц. Порт-о-Пренс), после смерти 7 монахов она была расформирована. В Перу в результате раздела территории в 1822-1824 гг. сохранились лишь конвенты, находившиеся на землях, подчиненных королю. Впосл. в ходе либеральных реформ 30-х гг. XIX в. был закрыт ряд малочисленных конвентов, введены ограничения в приеме новых членов в орден. В Чили также сократилась численность ордена, кроме того, было прервано общение монахов с магистром ордена. В аргентинской пров. Тукуман в 20-х гг. XIX в. были приняты меры по ограничению автономии М., что привело к значительному сокращению числа членов ордена. В Мексике после принятия конституции 1857 г. и религ. законов 1859 г. начались массовое закрытие мон-рей и конфискация имущества католич. орденов. В 1861 г. М. лишились зданий церквей и большинства конвентов. Эквадорские М. избежали преследований. Деятельность по выкупу пленных и обращенных в рабство постепенно сокращалась: последними ее прекратили сардинские М. в 20-х гг. XIX в. Впосл. в связи с обнищанием ордена М. были вынуждены обращаться к Папскому престолу с просьбой оставлять собранную милостыню на собственные нужды. К XX в. обеты, связанные с изначальным предназначением М., осмыслялись максимально широко: помощь должна была оказываться всем нуждающимся. Основными занятиями М. становятся проповедь, образовательная деятельность, работа в приютах, помощь больным и нуждающимся, а также заключенным; эти направления деятельности утверждены на неск. провинциальных капитулах. С подобными целями в рамках ордена основываются новые конгрегации: барселонские М.-миссионеры (1860), сестры Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Вице-король, полагая, что это какое-нибудь новое приключение, подстроенное доном Антоньо Морено или же еще кем-либо из барселонских дворян, вместе с доном Антоньо и множеством других кавальеро поспешил на набережную и прибыл туда как раз в ту минуту, когда Дон Кихот поворачивал Росинанта, чтобы взять разбег. Увидев, что всадники вот-вот налетят друг на друга, вице-король стал между ними и спросил, что за причина столь внезапной битвы. Рыцарь Белой Луны ответил, что спор у них зашел о том, кто первая красавица в мире, и, вкратце повторив все то, о чем он уже говорил Дон Кихоту, перечислил условия поединка, принятые обеими сторонами. Вице-король приблизился к дону Антоньо и тихо спросил, знает ли он, кто таков Рыцарь Белой Луны, и не намерен ли он подшутить над Дон Кихотом. Дон Антоньо ему ответил, что рыцаря он не знает и не знает также, в шутку или по-настоящему вызывает он Дон Кихота на поединок. Ответ дона Антоньо привел вице-короля в замешательство, и он заколебался: позволить или воспретить единоборство; и все же он не мог допустить мысли, что это не шуточный поединок, а потому отъехал в сторону и сказал: — Сеньоры кавальеро! Коль скоро у каждого из вас нет иного выхода, кроме как признать правоту своего противника или же умереть, между тем сеньор Дон Кихот продолжает стоять на своем, а ваша милость, Рыцарь Белой Луны, на своем, то начинайте с Богом. Рыцарь Белой Луны в изысканных и остроумных выражениях поблагодарил вице-короля за то, что он им позволил сразиться, и с такою же речью обратился к вице-королю Дон Кихот; затем, всецело отдавшись под покровительство сил небесных, а равно и под покровительство Дульсинеи (как это он имел обыкновение делать перед началом всякого боя), Дон Кихот снова взял небольшой разбег, ибо заметил, что его противник также берет разгон, после чего без трубного звука и без какого-либо другого сигнала к бою рыцари одновременно поворотили коней и ринулись навстречу друг другу, но конь Рыцаря Белой Луны оказался проворнее и успел пробежать две трети разделявшего их расстояния, и тут Рыцарь Белой Луны, не пуская в ход копья (которое он, видимо, нарочно поднял вверх), с такой бешеной силой налетел на Дон Кихота, что тот вместе с Росинантом рискованное совершил падение.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010