Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПАНИЯ. II Археология Археологические памятники И. составляют существенную часть общей картины древнейшей истории человечества; их изучение началось уже в XIX в. Однако, из-за того что вопросы проведения раскопок в И. и публикации результатов всегда находились в ведении местных властей (они формируют политику в области изучения древностей), археологическая карта И. очень пестрая, отчеты о проведенных исследованиях часто не сохранялись. В археологии И. важную роль играют зарубежные научные ин-ты (Германский археологический ин-т, особенно активно работал в 30-х гг. ХХ в.; франц. академический ин-т «Дом Веласкеса» (Casa de Velázquez) - оба в Мадриде). До 80-х гг. ХХ в. была слабо развита средневековая археология И.: в медиевистике основное внимание уделялось письменным источникам, средневек. археологические памятники не исследовались, публикации по средневек. археологии были случайны, эта отрасль испан. археологии не была представлена на Национальных археологических конгрессах. С 20-х гг. ХХ в. стала развиваться археология вестгот. периода (во многом это было связано с преувеличением роли герм. народов в европ. истории). После второй мировой войны внимание археологов по-прежнему было сосредоточено на изучении погребального обряда, церковной археологии и отчасти ювелирного дела; с кон. XX в. более активно стали исследовать поселения, систему укреплений и керамику, а также развитие местных культур под властью мусульман. В наст. время в средневек. археологии И. выделяют 3 направления: вестготы, Андалус и сев. христ. королевства. В 80-х гг. XX в. импульсом к развитию средневек. археологии послужили распространение новых подходов в медиевистике и исчерпанность ресурсов письменной информации. Во время строительного бума в городах количество средневек. находок увеличилось в неск. десятков раз. В 1982 г. оформилась Испанская ассоциация средневек. археологии (проводятся ежегодные конгрессы средневек. археологии), с 1986 г. издается «Бюллетень средневековой археологии» (Boletín de arqueología medieval). Проводятся конференции по истории керамики, укреплений и гидросооружений, по использованию городского пространства, по освоению горного дела. Ряд ун-тов в И. ведет собственные проекты (напр., «Топонимия, история и археология королевства Гранада» в Гранадском ун-те) или издает журналы (в Барселонском ун-те - «Acta Historica et Archaeologica Mediaevalia», в Кадисском ун-те - «Estudios de historia y de arqueología medievales», в Хаэнском ун-те - «Arqueología y territorio medieval»). Многие города и музеи И. разрабатывают проекты по средневек. археологии (см.: www. arqueologiamedieval.com [Электр. ресурс]). Доримская археология

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВЛАЛИЯ МЕРИДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евлалия Меридская (Eulalia) (+ 304 ), мученица . Память 10 декабря . Почитаемая в Испании , Африке , Италии и Франции дева и мученица. Умучена при Диоклетиане вместе с Иулией в Мериде , что в Эстремадуре, Испания . Двенадцатилетняя девочка-христианка горела желанием защитить Христа от нападок, в качестве которых она воспринимала гонения на христан. Мать Евлалии, зная свою дочь, во время гонений увезла ее в деревню, но девушка ночью убежала, добралась до Мериды, явилась в суд, где шел процесс над верующими и упрекнула судью Дакиана в издевательстве над Истиной. Тот оскорбился и приказал пытать и девочку, требуя у нее отречения от Христа. " Ну, и где же твой Бог, Которого ты призываешь? " - поинтересовался Дакиан у истерзанной Евлалии. " Он рядом со Мною, но нечистота мешает тебе видеть Бога " . Дакиана не тронули эти слова и героизм мученицы. Он был верен своим богам и по своим меркам милосерден - он предложил Евлалии избежать смерти, совершив символически обязательное для всех жертвоприношение: коснуться кончиком пальца соли и ладана. Евлалия плюнула на хлеб, приготовленный для принесения богам, и ударила Дакиана. Автор жизнеописания Евлалии, поэт Пруденций, писавший восемьдесят лет спустя, восхищался этим поступком. Пруденций утверждал, что, когда после мучительных пыток Евлалия скончалась, из ее уст выпорхнул белый голубь и пошел снег, засыпавший всю городскую площадь. По иным сведениям мученица была сожжена в печи. Литература Использованные материалы   Её иногда путают с Евлалией Барселонской Редакция текста от: 23.12.2007 23:48:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8214.html

«Опять статья про Алексиевич ! – возмутится читатель. – Сколько можно уже писать про эту бесталанную русофобку!» Или, если из морального мазохизма этот текст вдруг решит почитать поклонник Алексиевич, то его первой мыслью, соответственно, будет: «Ну когда уже тупым ватникам надоест лить грязь на современного классика, последнюю совесть нации!». Признаюсь и тем и другим – я до вчерашнего дня вообще не собирался что-либо писать про госпожу Алексиевич, потому что на момент вручения ей Нобелевской премии полностью забыл о существовании такого человека. В конце 80-х я, как и большинство интересовавшихся политикой подростков, читал журнал «Огонек» и, безусловно, должен был что-то слышать об этом авторе. Но забыл. И фразу «У войны не женское лицо» привык слышать от Егора Летова, а не видеть на книжной полке. Решение Нобелевского комитета почему-то не вызвало желания ознакомиться с творчеством Алексиевич – так же как с произведениями китайца Мо Яня. И знание о том, что Марио Варгас Льоса или Иосиф Бродский являются нобелевскими лауреатами, не заставляет перечитывать этих авторов чаще или реже. Но, разумеется, все понимают, что к человеку с Нобелевской премией, за какие бы заслуги он ее ни получил, будут прислушиваться больше, чем к гражданину без оной. В конце ноября Алексиевич дала обширное интервью барселонскому таблоиду La Vanguardia. На сайте «Инопресса» были опубликованы выдержки: «Путин создает православный халифат», «Лукашенко – абсолютный монарх», «большевики оставили после себя лужи крови». Ничего нового или необычного. Редакторы «Инопрессы» предусмотрительно вырезали пассаж, где лауреат рассказывает о своей «недавней поездке в Москву». Я, признаться, увидев в «Фейсбуке» перевод , сперва решил, что это фейк, клевета на лауреатку. Нашел первоисточник, сверил текст. Цитирую: « Совсем недавно я была в Москве и решила сходить в храм на службу. Вижу возле собора большое количество полицейских, бойцов подразделений по борьбе с беспорядками, много народу. Думаю, что-то случилось: нападение или еще что-то такое. Но мне говорят: «Нет, сеньора, мы собрались помолиться во славу русского ядерного оружия». Представляете? Помолиться за русское ядерное оружие! Полиция, политики и военные! Это отвратительно!

http://pravoslavie.ru/88713.html

ЛДА Н.Д. Успенский , в русской литературе специально анафоре до сих пор «был посвящён лишь один труд – магистерская диссертация профессора Петербургской духовной академии И.А. Карабинова 4 » 5 , а также большая статья самого Н.Д. Успенского , вышедшая в «Богословских трудах» за 1975 г. 6 Русский перевод некоторых древних литургий (и, следовательно, в их составе – анафор), в том числе литургии ап. Марка, был опубликован в Санкт-Петербурге в 1874–1877 гг. в «Собрании древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: в 5 ч.» 7 (репринт: М., 1997–1999), но этот перевод сделан увидевшего свет ещё в начале XVIII в. латинского издания Э. Ренодота 8 , ныне безнадёжно устаревшего. Кроме того, за годы, прошедшие со времени публикации СДЛ и работ И.А. Карабинова и Н.Д. Успенского , литургическая наука обогатилась новооткрытыми источниками, например анафорой, содержащейся в Барселонском папирусе, а также множеством исследований. Поэтому мы решились собрать вместе выполненные нами русские переводы 9 известных на данный момент александрийских анафор 10 , сопроводив их указаниями на некоторые наиболее важные работы. I. Особенности александрийских анафор Прежде всего следует отметить, что под александрийскими мы понимаем не все вообще анафоры, находившиеся или находящиеся в употреблении Александрийских Церквей 11 (Православной и Коптской) 12 , или содержащиеся в рукописях египетского происхождения, но лишь те из них, которые имеют определённую внутреннюю структуру и специфические содержательные особенности, т. е. такие, какие характерны для александрийского анафорального типа. I. A. Структура Александрийский анафоральный тип характеризуется следующей структурой 13 : 1 . Вступительный диалог предстоятеля и народа. 2 . Praefatio (лат. – Вступление; начальная часть анафоры, содержащая прославление Бога; в Praefatio, как правило, помещается также рассказ о сотворении мира). 3 . [Intercessio] (лат. – Ходатайство; часть анафоры, содержащая прошения о различных нуждах; не все александрийские анафоры помещают Intercessio здесь, перед Sanctus).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Гр. Рамон Беренгер III передал власть над Таррагоной О., к-рый должен был восстановить город, защищать его от мусульман и заселить его окрестности колонистами-христианами (23 янв. 1118 - Cartas de población y franquicia de Cataluña/Ed. J. M. Font Rius. Madrid, 1969. Vol. 1. P. 82-84). Вскоре папа Геласий II поручил О. управлять архиеп-ством Таррагона с сохранением Барселонской кафедры (21 марта 1118 - Jaff é . RPR. N 6636; PL. 163. Col. 489-491). Архиепископ приступил к восстановлению городских укреплений, заботился о заселении Таррагоны: приглашал воинов, горожан, крестьян не только из Каталонии, но и с франц. земель. Испытывая недостаток в средствах, О. обращался за помощью к др. каталон. епископам. Участники Нарбонского Собора (1129) поддержали инициативу О., который основал братство (confratrium) для восстановления Таррагонского архиеп-ства. По решению Собора членами братства стали прелаты, клирики и монахи Нарбонской и Таррагонской провинций, к-рые должны были жертвовать определенные суммы на реконструкцию храмов и организацию обороны от мусульман (фактически речь шла о налоге на духовенство, введенном в пользу О.) ( McCrank. 1978). В 1129 г. О. назначил своим наместником в Таррагоне нормандского авантюриста Робера Бордета (Роберта д " Агило), поручил ему защищать город и привлекать переселенцев-христиан, даровал ему титул «князь Таррагоны» (princeps Tarraconensis - Fl ó rez. 1859. Vol. 25. P. 224-226; см.: McCrank. 1981). Вскоре архиепископ пригласил в Таррагону тамплиеров и вверил им охрану пограничных укреплений. В 1134 г. на собрании прелатов и светских магнатов в Барселоне гр. Рамон Беренгер IV взял тамплиеров под свою защиту и обязался помогать им. Церковная деятельность О. определялась его статусом как архиепископа Таррагоны и папского легата в Испании (легатом его назначил папа Каллист II в 1123 - PL. 163. Col. 1305). Архиепископ часто посещал папский двор и поддерживал понтификов в борьбе за инвеституру . Его дипломатические усилия были направлены на то, чтобы привлечь внимание прелатов и правителей к испан.

http://pravenc.ru/text/2578297.html

Святая мученица Евлалия Барселонская Можно также отметить, что в последние годы, обычно 4 сентября н.ст. (в день памяти мученицы Евлалии Барселонской по православной традиции), в крипте Барселонского кафедрального собора, по согласованию с католическим духовенством, у раки с мощами святой, отдельные священнослужители Русской Православной Церкви иногда проводят литургические службы. Однако всё это мы рассказали не просто так, а с целью обнаружить связь событий последних дней с деяниями прошедших веков. Как известно, 17 августа 2017 году, марроканец – водитель автофургона умышленно и на полной скорости протаранил скопление туристов на пешеходном бульваре Рамбла в Барселоне, а чуть позже другой автофургон совершил наезд на жителей города Камбрильс (120 км от Барселоны). Ответственность за оба теракта взяли на себя исламисты-радикалы. Всего в ходе обоих наездов 15 человек погибло и 130 пострадало (среди них были жители 34 стран, в т.ч. одна россиянка). В ходе оперативно-розыскных мероприятий испанских силовых ведомств пятеро исламских экстремистов были ликвидированы в Камбрильсе; 21 августа 2017 г. на бензозаправке был застрелен Юнис Абу Якуб, совершивший теракт в Барселоне, а 4 экстремиста, входивших в каталонскую ячейку исламистов, были арестованы. «Мы не заявляем о прекращении наших действий, – сообщил на пресс-конференции глава полиции Каталонии. – Да, ядро террористической ячейки из 12 человек уничтожено, но мы продолжаем изучать их связи, как здесь, так и за границей». По состоянию на 26 августа 2017 года следственными органами Испании прорабатываются действия и связи более 800 человек, подозреваемых в исламском экстремизме, в абсолютном большинстве – мигрантов из Магриба или их потомков в первом поколении. Конечно, случившиеся теракты – ужасные злодеяния, однако план террористов, как оказалось, был намного грандиознее. В ходе допросов, проходивших 20–24.08.2017, арестованные исламисты-эмигранты из Марокко (Мухаммед Хоули Кемляль, Дрисса Оу Кабир, Салах Эль-Кериб и Мухаммед Ах-Алья) сообщили, что они готовили намного более масштабные и более «показательные» акции.

http://pravoslavie.ru/106116.html

В 1928 г. Ж. Морин публикует, видимо, последнее своё предположение относительно личности Амвросиаста . Ещё одним претендентом на авторство «Комментариев» становится Нуммиус Эмилий Декстер (Nummius Aemilianus Dexter), сын свт. Патиана Барселонского 34 . На протяжении 80-х гг. XX в. можно отметить в научном сообществе повышенный интерес к теме связи Амвросиаста с иудаизмом. О теории «Исаака еврея» вспоминает А. Полластри (A. Pollastri) 35 . Чуть позже о незаурядном лояльном отношении Амвросиаста к евреям пишет Л. Спеллер (L. Speller) 36 . Коэн (Cohen) также отдаёт должное Амвросиасту в связи с его осведомлённостью в вопросах иудейской традиции 37 . Данные размышления основываются на внутренних свидетельствах. В своих произведениях Амвросиаст показывает редкое для христианина знание иудейских традиций и в некоторых случаях даже проявляет благосклонное отношение к ним 38 . Например, он одобрительно относится к иудейской синагогальной практике, согласно которой места между членами синагоги распределяются согласно их достоинству 39 , хвалит иудейскую практику религиозного обучения детей, которая во времена автора была утрачена в Римской Церкви 40 , знает, что в его время евреи считают своё происхождение по материнской линии 41 и др. Сразу скажем, что данная теория имеет последователей и среди современных учёных. Положительно об иудейском происхождении Амвросиаста отзываются в своих работах Л. Фатика (L. Fatica) 42 , Дж. С. Д. Коэн (J. S. D. Cohen) 43 , Э. С. Джейкобс (A. S. Jacobs) 44 , Т. Денекер (T. Denecker) 45 . Следует согласиться с исследователем М.-П. Бюссьер (M.-P. Bussières), что очередные гипотезы касательно личности Амвросиаста находят сегодня очень мало отклика в научном сообществе 46 . С середины XX столетия учёные в большей степени интересуются содержанием произведений, чем личностью автора. Несмотря на эту общую тенденцию, новые предположения об авторстве «Комментариев» продолжили появляться и в этот период, например в 1967 г. К. Гамбер (К. Gamber) опубликовал идею, что Амвросиастом был свт. Никита Ремесианский 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

К сожалению, содержание его нам неизвестно, так как сохранилось от него до нас только одно заглавие, как мы уже упоминали. Но можно думать, что ревностный сторонник мира и единения Церквей и христиан, св. Ириней убеждал в нем Власта и его последователей не производить раскола в Римской церкви из-за вопроса о времени празднования Пасхи, а может быть, касался также и монтанизма, к которому Власт имел тяготение. Привела ли к каким-либо положительным результатам посылка этого письма, мы не знаем точно. Но судя по тому, что уже Епифаний и Филастрий, писавшие под влиянием Ипполитовой «Синтагмы», как и Псевдо- Тертуллиан , не упоминают о Власте, и Пациан Барселонский знает только его (без последователей), можно заключить, что раскол этот широкого распространения и долголетия не имел. И может быть, в этом немалую роль сыграло настоящее письмо св. Иринея. 9. Пастырско-проповедническая деятельность св. Иринея Евсевий, перечисляя сочинения Иринея, называет, между прочим, «Книгу разных проповедей ( Βιβλον διαλξεων διαφρων)», в которой св. отец, по его словам, упоминает о Послании к Евреям и так называемой книге Премудрости Соломоновой, приводя из них также некоторые изречения. 1256 Слово διαλξεις на языке историка означает то, что мы называем церковными проповедями, т. е. беседы или речи, произносимые перед собранием народа в особых предназначенных для этого местах и время. 1257 Таким образом, в сообщении Евсевия можно видеть указание на проповедническую деятельность св. Иринея. Множественное число ( διαλξεων) и самое заглавие – «Книга разных проповедей» говорят, что мы имеем дело со сборником, содержавшим в себе несколько таких слов. A διαφρων оттеняет, вероятно, разнообразие их по содержанию. Чего касались они в частности, Евсевий не определяет. Но можно думать, что, живя в городе, обитатели которого в большинстве были, еще язычниками, Ириней, прежде всего, обращался к ним с миссионерскими беседами. Подтверждение этому можно видеть 1258 также в предисловии к первой книге Contra haereses, где св. отец говорит о знании им кельтского языка. 1259 Очевидно, ему много приходилось вращаться и часто объясняться на местном наречии, если природный язык его, по собственному замечанию, как бы испортился несколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

—443— архиепископ созывает горожан на общее собрание, чтобы одобрить дар, приносимый их церкви; архиепископ действует здесь «по воле и по просьбе граждан»; в Каркассоне граждане еще в XI в. приносят присягу графу Барселонскому, а потом его сопернику, как люди независимые, как вассалы. Кроме того, города юга в большинстве случаев разделены были между несколькими сеньорами и спорами между последними пользовались для расширения своих привилегий, причем немалое значение играло и золото. Впрочем, и на юге дело не обошлось без восстаний; так, в XII-м веке Тулуза восстала против своего графа Раймонда, в 1143 г. – в Монпеллье изгнан был сеньор, в 1207 – жители Нима ведут борьбу с судьей графа Тулузского. И здесь, как и везде, восстания сопровождались кровопролитием, избиением и другими подобного рода событиями. Самый драматичный случай был в Безье в 1167-м году; здесь произошло следующего рода история: во время похода, предпринятого сеньором этого города, один горожанин его армии поссорился с рыцарем и отнял у него возовую лошадь; сеньор решил отдать его в распоряжение рыцарям, и те расправились с ним по своему: по таинственному сообщению хроникера, они произвели над виновным «правда легкую, но обесчестившую его на всю жизнь экзекуцию». Весь город счел себя обиженным, вступился за виновного, и следствием-то этого явилось восстание. Составился заговор против сеньора, хотя сеньор и готов был уладить дело миром: заговорщики напали на него в церкви Магдалины, куда он явился для объяснений с гражданами, закололи его пред алтарем, изгнали его сына Рожера в городе учреждена была коммуна; однако, чрез два года Рожер возвратился и отомстил за смерть отца поголовным избиением горожан. Впрочем, подобные случаи кровавых драм на юге Франции были исключением; в общем, освобождение городов здесь было делом мира и порядка. Не то мы встречаем на севере Франции; правда, и здесь были случаи мирного освобождения; здесь иногда даже сами сеньоры помогали городам в борьбе за независимость с тою целью, чтобы теснее связать с собой граждан и приобрести в них союзников, но в общей картине истории

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так было и на протяжении всей позднейшей иудейской истории. И если постановлением барселонской еврейской общины от 1305 г. запрещено сынам Израиля чтение всяких книг научного содержания, то единственно для того, чтобы положить конец вредному влиянию греческой мудрости, заражавшей юношество скептицизмом. Опять имеем определение приспособительное, рассчитанное только на подавление зла, чтобы получалось истинно полезное употребление. Соответственно сему и прежние грозные интердикты никогда фактически не осуществлялись на практике, и не мешала нормальному удовлетворению просветительных стремлений. Напротив, последние признавались в такой степени, что раввины не затруднялись формально разрешать женщинам усвоение греческого языка, возбраняя им изучение Торы. Равно и поныне старинные запреты остаются неотмененными, а евреи вовсе не лишаются научного «светского» образования. Это наглядно удостоверяет, что рассматриваемые правила не исключают, безусловно «внешнюю» науку в самом принципе. Разумеется, будет преувеличением окружать Талмуд ореолом просветительного источника и двигателя, 1589 но не следует допускать и обратных преувеличений. Верно не более того, что раввинизм старался парализовать вредные последствия посторонних влияний и тем косвенно одобрял всякое полезное применение, согласное с интересами религиозной чистоты и национальной самобытности. Поэтому неудивительно, если выводится, что после приобретения раввинской мудрости лицам зрелого возраста и окрепших религиозных убеждений свободно разрешались светские знания, которые и вообще были возможны в воспитании при наличности подобных гарантий. Конечно, охранительные тенденции иногда отливались в слишком резкие формы, но эти крайности были случайными наслоениями, исторически вполне естественными. Тут закреплялось только чувство озлобления к притеснителям, когда у человека невольно возникает отвращение ко всему, что напоминает врага. Об этом ясно говорят все приведенные данные, где обсуждаемые репрессии всегда связываются с политическими невзгодами и бедствиями. Затем присоединилось и новое побуждение. Справедливо подчеркивается, что запретительные мероприятия против греческого просвещения особенно утверждаются в I веке по р. Хр. А тогда христианство начало преуспевать в греко-римском мире не без посредства распространенного греческого языка. В этом был повод, что и последний подпал раввинской опале.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010