О произнесении молитвы Ефрема Сирина в связи с поклонами как по перенесении Даров, так и после «Да исправится» ни греческие евхологионы, ни славянские и доступные нам в переводе грузинские, как и «Чин Божественныя литургия Преждеосвященных», хранят молчание. О возношении Даров («Преждеосвященная Святая святым») в древнейших евхологионахБарбериновском 336 и родственных ему Синайских 958, 962 и Севастьянов-ском 374) ничего не говорится, но это не означает несуществования самого священнодействия возношения. Возношение хлеба и преломление хлеба – два действия Господа, о которых говорят евангелисты не только в связи с установлением Им таинства Евхаристии, но и в сообщениях о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек ( Мф. 14, 19–21 ; Мк. 6, 41–44 ; Лк. 9, 16 ) и семью хлебами четырех тысяч человек ( Мф. 15, 36–38 ; Мк. 8, 6  9). Отсюда эти действия вошли в Евхаристию как завершающие евхаристические молитвы, что видно из V тайноводственного слова: «После сего иерей говорит: „Святая святым». Святая – предлежащие дары, приявшие на себя наитие Святого Духа, а святые – вы, сподобившиеся Духа Святого. Посему Святые приличествуют святым. Потом вы говорите: „Един Свят, един Господь Иисус Христос ». Ибо действительно Он один Свят, свят по естеству, а мы, хотя и святы, но не по естеству, а по причастию, подвигам и молитве» 251 . За этим следовало преломление освященного хлеба (factio). Поскольку возношение и преломление освященного хлеба являлось завершением освятительных молитв, возможно, что на литургии Преждеосвященных оно не совершалось и произносилось лишь «Преждеосвященная Святая святым» как призыв к приятию святого причастия. Этим можно объяснить то, что в ранних евхологионах молитва возношения «Вонми, Господи» отсутствует (хотя она уже существовала в литургии Василия Великого и упоминается в житии его, приписываемом св. Амфилохию Иконийскому 252 ) и возношение Даров не полагается. «Егда же имать вознести святый хлеб, не открывает святая, но еще покровеным сущим Божественным Даром, вносит священник руку свою со страхом многим, и прикасается Божественному хлебу со благоговением и страхом», – сказано по этому поводу в «Чине Божественныя литургии Преждеосвященных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

27 Объяснения этих трав можно видеть в археологическом словаре, напечатанном в «Древностях“. Труды М. Арх. общ. М. 1885, т. X, стр. 212–215. 44 Покойный знаменитый археолог, кавалер де-Росси с несомненностью устанавливает тот любопытный для литургистов факт, что в VII веке молитва: «Боже духов“, с весьма незначительными и, можно сказать, несущественными вариантами. встречается уже, в качестве епитафий, в надгробных памятниках южного Египта. Образчиком таких епитафий он считает найденную надгробную надпись близ Каира, исследованную профессором христианской епиграфики и археологии, Едмундом Лебланом, ошибочно относившим эту молитву – надпись к 344 году (И. В. Помяловский. По поводу одной греческой христианской надписи, найденной недавно в Египте стр. 2–5). В литур гических памятниках эта молитва со своим настоящим значением становится известна нам из евхологии VIII-IX в. св. Марка Барберинонской библиотеки (J. Bunsen. Hippolitus und seino Zeit. Band. 11. Leipz. 1853. s. 537) и из евхологии 1027 года ркп. Парижск. национ. библ. ( А. Дмитриевский . Описание литургич. ркп., хранящ. в библ. нрав. Востока, т. II Ευχολγια, стр. 1012). Это последнее обстоятельство нисколько, однако же, не дает нам права вместе с проф. И. В. Помяловским, только на основании существующих вариантов в эпитафиях, предполагать, что «формула надписей древней формулы евхологична (По поводу одной греческой христианской надписи, найденной недавно в Египте, стр. 11). Несомненно, составитель епитафий брал надпись из богослужебной трактовки или из евхология, а не наоборот. Что же касается вариантов в данной заупокойной молитве, то их нужно относить, или на долю существующего разнообразия в самом тексте ее, употребляемом в различных церквах, или же на долю той свободы, с которою обращался составитель епитафии, при ее начертании на надгробной плите. Источником вариантов в данной молитве можно считать и те заупокойные молитвы, какие мы находим в указанных литургических памятниках (Εχολγ. Goar., р. 437, 434; А. Дмитриевский Ευχολγια, стр. 1112–1113).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Надписание молитвы: μετ το οχματος – после облачения – указывает на место молитвы в конце чина. XVI В течение каждого из последующих за постригом восьми дней в монастырском храме совершаются, – по Барбериновскому Евхологию св. Марка, – богослужения с чтениями на литургии определенных мест из апостола и евангелия. Постриженный в монашество неопустительно присутствует за этими службами и, подобно принявшему крещение, не снимает в это время с головы кукуль. На восьмой день полагается ποχουκολισις – особый церковный чин на снятие кукуля. Чин состоит: 1) из молитвы, имеющей надписание: Εχ τς πολαεως и начинающейся словами: Δσποτα Κριε Θες τν πατρων μν, τν ν σκσει βιωσντων..., в которой испрашивается у Бога сохранить в чистоте до конца жизни и украсить добродетелями принявшего схиму, – затем, 2) из особого иерейского поучения, – 3) из приглашения иереем присутствующих помолиться о новом брате-иноке и о его спасении и, наконец, – 4) из самого обряда снятия иереем кукуля с головы великосхимника при произнесении слов: Ες τ νομα Πατρς κα το Υο κα το γου Πνεματος νν κα ε κα ες τος ανας 92 . XVII Вот состав чинов пострижения в монашество по Барбериновскому Евхологию св. Марка. Преимущественно покаянным характером отличается здесь последование малой или первой схимы. Через все это последование красной нитью проходить мольба о прощении грехов, содеянных братом в мирской жизни и об удалении от него соблазнов в начинающейся для него новой жизни, жизни покаянной. В последовании великой схимы доминирует уже другая идея, идея совершеннейшей жизни, на стезю которой подвижник твердо стал и неуклонно идет вперед, все более укрепляясь в добре и чрез то все ближе подходя к конечной цели подвигов – к спасению. Таким образом, первое из двух последований Барбериновского Евхология можно рассматривать, как благословение Церкви на начало монашеских подвигов, которое вызывается у человека раскаянием в грехах прошлой жизни и отмечается твердою решимостью уйти от соблазнов греховного мира, порвать с ним всякую связь и начать новую жизнь, а второе – как благословение Церкви на жизнь совершеннейшую, на жизнь в подвигах созидания и утверждения в себе христианских добродетелей: веры, надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот это то обстоятельство, т. е. усложненность чинов ες μοναχος σταυροφρους позднейшими прибавлениями, и не позволяет согласиться с автором заголовка в чине по Евхологию 568, будто этот чин ες σταυροφρον μοναχν принадлежит творчеству св. Евфимия Великого и св. Саввы Освященного. Без сомнения, в Евхологии 568 и в параллельных ему Евхологиях (274). 975, 978 и 985 мы имеем весьма древний чин пострижения в монашество, чин, в основе своей превосходящий, пожалуй, древность чина пострижения, записанного на сс. 466–488 Барбериновского Евхология св. Марка, и ближе, чем этот последний, стоящий к практике пострижения времен Ареопагитик. Но, все-таки, это не чин времен св. Евфимия Великого и св. Саввы Освященного, а тем более не чин св. Антония Великого , при котором вступавшие в подвижническую жизнь еще не обращались к Церкви за нарочитым ею благословением 643 . Однако, что же представляет собою этот чин ες σταυροφρον μοναχν, и почему постригающийся в монашество по этому чину называется монахом-крестоносцем? Начнем с содержания чина. Оно не сложно. Желающего носить крест (τν σταυρν), – читаем в Евхологии 568, – монахи приводят в диаконик. Приводимый к постригу раздет. На нем одна только сорочка (ποκμισον). Когда подойдет он к паратрапезе, на которой полагаются ножницы и крест, священник благословляет начало чина. Читается Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, а затем – тропарь и кондак дня. Священник после этого трижды знаменует главу новопросвещаемого брата и читает молитвы: Κριε Θες μν, ξους σου εναι νομεθετσας... и Εχαριστομν σοι, Κριε Θες μν, κατ τ πολ λες σου υσμενος... По прочтении молитв, священник надевает на брата верхнюю одежду темного цвета, соответствующую хитону, но названную в рассматриваемом памятнике стихарем (νδει ατν στιχριν μαρον), и произносит при этом обычные слова: δελφς μν, δενα, νδετει χιτνα τς φθαρσας, επωμεν κα πρ ατο Κριε λησον γ». Далее совершается обряд пострижения волос. Принимающий монашество вручает ножницы священнику, который берет ножницы, возглашает Ευλογητς Θες, θλων πντας νθρπου; σωθναι, κ. τ. λ., и трижды постригает власы на главе брата. К моменту пострижения волос паш памятник приурочивает и наречение имени новому монаху, которое объявляется всем, когда священник возглашает δελφς μν, δενα, κερεται τν κμην τς κεφαλς, κ. τ. λ. Постригши власы, священник возлагает на голову нового монаха малый кукуль (μικρν κουχολιον) и препоясывает чресла его кожаным поясом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Другая характерная черта чина Барберинова евхология – это осложнение его помимо литургии и другими службами суточного круга. Естественно, что это присоединение суточных служб совершалось постепенно и началось, как показывает приведенный чин, с утрени, или «всенощного», как она называется в евхологии. Уже сам характер таинства, как благодатного средства врачевания больных, в немалой мере способствовал усилению моления о больном путём присоединения все большего количества служб из повседневного круга к литургий. С утрени же этот процесс начался по естественным причинам. С течением времени утреня стала подготовительной службой для совершения Литургии. Между тем, на утрени к тому времени, когда совершение таинства стало соединяться со службами суточного круга, уже было в обычае освящение елея для верующих. Правда, это освящение совершалось в известных лишь случаях, но для нас важен в данном случае сам факт существования его. Он, по нашему мнению, всего удовлетворительнее объясняет освящение елея больных в связи с утреней. Мы уже видели, что и в древнехристианской церкви было в обычае общее освящение елея, как для сакраментального употребления, так и для нужд верующих. Затем, видели и то, что елей больных был в то же время и елеем оглашенных. Все это показывает нам, что различие здесь было не в способе освящения елея, а в способе употребления его. Освященный елей получал сакраментальное назначение в зависимости от употребления его в таинстве св. елея. Вполне вероятно, что и здесь мы имеем дело с подобным же явлением общего освящения елея, т.е. освящение елея на утрени для верующих, помазывавшихся этим веществом и вкушавших его, стало служить, когда чин таинства св. елея объединился со службами суточного круга, освящением и елея больных. А затем освящение елея больных могло выделиться от этого общего освящения и принять самостоятельное значение сакраментального освящения елея на утрени. Вполне вероятно, что с таким самостоятельным освящением елея больных на утрени мы и имеем дело в Барбериновом евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Каких-либо других сведений о том, как совершалась диаконская хиротония до V в., в сохранившихся источниках не встречается. Самые ранние подробности чина находятся в сочинении V в. «О церковной иерархии» псевдо-Дионисия 8 : поставляемый приводился к «божественному жертвеннику», т. е. престолу, и преклонял «со стороны его» одно колено, епископ, крестообразно благословив ставленника, возлагал ему на голову правую руку, посвящая его «совершительными для чина служителей призываниями» 9 . После «священного возглашения» новопоставленного лобызали епископ и все присутствующие священнослужители. Все действия, описанные у псевдо-Дионисия, встречаются и в памятниках последующих столетий. Так, в рукописи конца VIII – начала XI вв. – Барбериновском Евхологии 10 сообщается, что рукополагаемый приводился в алтарь к архиерею и после молитвы «Божественная благодать…» 11 преклонял одно колено у престола, епископ трижды благословлял его и, возложив руку на голову, читал молитву «Господи Боже наш, предзнанием Твоим…» 12 , далее следовала мирная ектения со специальными прошениями, во время которой архиерей читал вторую молитву 13 «Боже Спасе наш, нетленным Твоим гласом…» 14 . С новопоставленного снимали фелонь чтеца и облачали в орарь, ему давалось целование и вручалась рипида, с которой он вставал у престола и веял над святыми Дарами. После причащения священнослужителей новому диакону вручалась Чаша, которую он выносил для причащения народа. Видно, что, по сравнению с редакцией V в., чин осложнился новыми действиями: это чтение двух молитв и ектении, а также возложение на новопоставленного диакона ораря и вручение ему рипиды. В следующем важном памятнике уже XI в. – Криптоферратском Евхологии этот чин диаконской хиротонии изложен без каких-либо изменений, за исключением одной маленькой, но важной детали. Здесь определенно указывается, что ставленник у престола преклоняет правое колено, в то время как все памятники до этого времени выражались неопределенно, не указывая, какое именно колено преклоняет поставляемый.

http://azbyka.ru/istoriya-chinoposledova...

(см. в редакции VIII) 275 . Внесение первой из этих новых молитв мотивировалось едва ли не тем, что в древнейших греческих исповедных чинах она имела место, обыкновенно, в ряду разрешительных молитв. Внесение второй не обусловливалось ли тем наблюдением западных издателей греческого евхология, что хотя у греков их времени издаваемый чин и имел место в печатном евхологии, однако, – на практике греки пользовались другим (разумеем, современным русским), в котором первенствующее значение занимала именно эта молитва . На таком же соображении могла быть внесена сюда и последняя молитва 276 . Таковы историко-библиографические сведения о современном греческом исповедном чине. Из общего анализа их прежде всего следует, что рассматриваемый чин со стороны его происхождения, не может относиться к глубокой древности. Правда, Морин утверждает, что в цитированной рукописи Барбериновской библиотеки он списан с древнейшего греческого кодекса и греческим же диаконом – Фомою Basilisc’oм Но такое замечание Морина крайне неопределенно; во всяком случае этот древнейший кодекс был не ранее приблизительно XIV в. Говорим так на том соображении, что вопросная статья в этом чине именно того типа, который в особенности практиковался в XIV–XV вв.; к тому же расстановка всех молитв здесь такова, которая была совершенно чужда древне-греческому исповедному чину вообще. Составленный не рано, этот чин, затем, до внесения его в печатный евхологий, был в употреблении, незначительном до nec plus ultra. Если бы на этот раз было противоположное, то быть не может, чтобы до нас сохранился только единственный список этого чина и притом сохранился как-то случайно, в частной библиотеке и без древнего его оригинала. Крайне мало употребительный на практике до издания его в печатном евхологии 1692 г., рассматриваемый чин, далее, и после этого, важного в истории его, момента не имел никакого практического значения до самого начала XIX в. Справедливость этого само собою вытекает из выше представленного обозрения исторической судьбы чина исповеди, принятого в современном русском требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Примечание. Древнейший список канона за болящего находится в пергаминной рукописи Софийской библиотеки XIII в. 1052, л. 211. IX. Погребение священников и архиереев в XV – XVII в. Чин погребения относится к числу таких, происхождение которых относится к первой христианской древности. История его, поэтому очень длинна, а состав очень сложен и разнообразен. В настоящее время чин погребения в православной церкви распадается на несколько видов: погребение мирян, погребение монахов, погребение священников, погребение младенцев. Хотя современный вид тех особенностей, которыми отличаются друг от друга все эти чины, выработан сравнительно недавно, но основа их очень древняя. В частности, что касается чина погребены священников, то современная его форма не старее XVII в. Это не значит, однако ж, что в древности погребение священников ничем не отличалось от погребения других лиц. Первый намек на существование некоторых особенностей в погребении священников встречается в сочинении «О церковной иерархии», известном под именем Дионисия ареопагита – сочинении, которое ни в каком случае не могло явиться позднее V-VI в. В этом сочинении говорится, что тела умерших лиц священного сана полагаются пред жертвенником το qe…ou тогда как тела монахов полагаются далее, а мирян еще далее 172 . Эта особенность в положении места, которое занимало тело священника в церкви, когда его приносили сюда для отпевания, могло естественным образом вызывать некоторые особенности и в самом отпевании. Особенности этого рода, хотя и не большие, по всей вероятности существовали уже и в то время. По всей вероятности они состояли в том, что над лицами священного сана читались особые молитвы. Такие особые молитвы мы встречаем уже в самых древнейших греческих Евхологиях, какие сохранились до нашего времени. Так в знаменитом Барбериновом Евхологии VIII в. есть особая молитва на погребете архиереев – e„j ™piskTpouj. – KЪrie Ihso Р το Qeo , Р το kTsmou… 173 В Криптоферратском Вессарионовском Евхологии есть две молитвы над скончавшимся священником – ™pi teleut " santoj первая: EЩcarismo men soi KЪrie Р QeXj n – и ныне входящая в состав священнического погребения; вторая главопреклонная: KЪrie, KЪrie, Р Qeoj n, Р ™n t sof…a so ™k g j… 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Состав всенощнаго бдения обрисовывается в 967 так. Приидите поклонимся, Живый в помощи Вышняго, Аллилуия, глас 4; Смиренную мою душу, Помилуй мя, Боже, Стихиры, глас 2, προσμια τε κ το ξλου: Πστει προσερχμενος... χων τν πηγν... Τεχος περβσομαι... 73 (274) присоединяет к этим стихирам: Δξα, χ. β». Τν πεπραγμνων μοι δεινν... Κα νν, θεοτοκον Τν πσαν λπδα μου... Канон, глас 4: Θαλσσης τ ρυθραον... Θαλσσης βιωτικς τν κλδωνα... Σμερον βαπτζεται τος δκρυσιν... γνεαν, γκρτειαν, ταπενωσιν... Ексапостиларий: πολωλτα πρβατα λθεν, ζητν... XXVIII О блаженных и антифонах на литургии по Евхологиям 73 (274) и 568 мы говорили уже, когда сравнивали блаженны и антифоны по нескольким памятникам чинопоследования великой схимы в студийской редакции Сравнение убедило нас в близком сходстве блаженнов и антифонов, по составу, с Евхологием 213 и Евхологием 133 370 . Что касается до Евхология 967, то его блаженны также совпадают с блаженными в 213 и 133. Но антифоны представляют некоторое отличие от антифонов 213. Именно: ντφ. α», χ. δ». θελον δκρυσιν ξαλεψαι... στ. ς γαπητ τ σκηνματ σου 371 ,.. ν τ πγ τ μυστικ... Δξα κα νν· (Богородичен не указан). ντφ. β», χ. δ». Ζλη μαρτημτων... στ. λησν με, Θες... Μ ποστρψης με π το προσπου 372 ... Δξα κα νν· ξ χρντων λαγνων... ντφ. γ», χ. δ». Πο στν το κσμου προσπθεια... στ. Δετε, τκνα, κοσατ μου... Δετε πντες ο κοπιντες... στ. πλανθην, ς πρβατν... Πρβατν εμ... στ. Δετε προσκυνσωμεν... Τροπριον χ. δ». Κριε, Κριε· πβλεψε... Δξα κα νν, Οεοτοκον " Ο δι σ θεοπτωρ 373 ... XXIX По окончании пения антифонов, когда принимающий постриг приблизится к царским вратам алтаря и припадет к ним, по 967 произносится ектенья с нарочитыми прошениями о принимающем постриг. Перед прошением ектении: ντιλαβο, σσον... священник читает молитву: Κριε Θες μν, λπς κα καταφυγ πντων τν λπιζντων... Положение ектеньи в начале чина пострижения и тесно связанная с ектенью священническая молитва весьма напоминают порядок, записанный в Барбериновском Евхологии св. Марка. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в рассматриваемом пункте чина великой схимы по Евхологию 967 мы имеем остаток глубокой литургической древности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

встречается в восточно-сир. источниках, а 3-я содержится и в мелькитском Евхологии, где для рукоположения во Д. также приводится 3 молитвы (1-я известна также по нек-рым копт. и маронитским памятникам; 2-я совпадает с молитвой древней груз. традиции; 3-я - та же молитва, что стоит 1-й в визант. чине рукоположения во Д.). Чины поставления в Д. у сиро-яковитов, маронитов, коптов близки между собой (см.: Bradshaw. 1990. P. 143-145, 178-180, 191-194, 243); особняком стоит арм. обряд (Ibid. P. 127-129; Gugerotti. 2001), а также восточно-сир. ( Bradshaw. 1990. P. 157-160), где рукоположение во Д. в отличие от всех др. традиций может совершаться отдельно от литургии. Самые ранние подробности чина хиротонии во Д. встречаются в «Ареопагитиках», где говорится, что посвящаемый в Д. преклоняет одно колено (в отличие от посвящаемого в священники, преклоняющего оба колена) возле престола, после возложения руки и молитвы осеняется крестообразно, публично провозглашается Д. и получает целование от всех присутствующих священнослужителей (Areop. EH. 5. 2). В византийской традиции Д. может быть рукоположен за любой полной литургией после окончания чтения анафоры - евхаристической молитвы (после ее заключительного благословения и перед просительной ектенией); такое положение чина объясняется тем, что Д. не участвует в освящении Даров, но участвует в причащении священнослужителей и др. священнодействиях. Хиротония Д. в отличие от пресвитерской и епископской возможна также на литургии Преждеосвященных Даров (перед просительной ектенией этой литургии). Ранний визант. вариант чина хиротонии представлен в древнейших сохранившихся Евхологиях. Так, в Барберини Евхологии кон. VIII в. (Vat. Barb. 336. Fol. 166-169) сообщается, что рукополагаемый приводится в алтарь к архиерею и после прочтения формулы Η Θεα χρις (     - древняя офиц. формула документа о состоявшейся хиротонии; см. о ней: Botte. 1957; Пентковский. 2002. С. 127-130) преклоняет одно колено у св. престола; епископ трижды осеняет его голову крестным знамением, возлагает руку и читает молитву: Κριε Θες μν, τ προγνσει τ σ (          ); далее следует мирная ектения с особыми прошениями, во время к-рой архиерей читает 2-ю молитву: Ο Θες Σωτρ μν, τ φθρτ φων (        [  ]    ); после чего с новопоставленного Д.

http://pravenc.ru/text/171911.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010