Тем не менее необходимо учитывать, что в сир. традиции свт. Василию усваивается не только одна из многочисленных сир. анафор, но и др. чины, напр. чин Крещения (сир. текст: Assemani J. A. Codex Liturgicus Ecclesiae universae. R., 1750. T. 3. P. 199-237; о недавно обнаруженном греч. соответствии см.: Желтов М., свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греч. рукописи Sinait. ΝΕ ΜΓ 93//ВЦИ. 2014. Вып. 1/2(33/34). С. 116-126). Вопрос о том, на что указывает атрибуция свт. Василию целого литургического корпуса в сирийской и частично греч. и копт. традициях - на связь этого корпуса с определенным церковным центром или на что-то иное,- пока остается открытым. Рукописи и издания византийской Л. В. В. Древнейший греческий текст визант. Л. В. В. содержится в наиболее ранних сохранившихся греч. рукописях Евхология: Vat. Barber. gr. 336, кон. VIII в. (т. н. Барберини Евхологий ; изд. Л. В. В. по этой рукописи: L " Eucologio Barberini gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. R., 20002. P. 57-71. (BEL. S; 80)); Crypt. Γ. β. IV, X в., Γ. β. VI, кон. X в. (см.: Jacob. 1979/1990), и Γ. β. VII, XI в. (изд. Л. В. В. по этой рукописи: Passarelli G. L " Eucologio cryptense Γ. β. VII (sec. X). Θεσ., 1982. P. 156-166. (Ανλεκτα Βλατδων; 36)); РНБ. Греч. 226, X в. (т. н. Порфирия Успенского Евхологий ; см.: Jacob. 1965); РГБ. Греч. 474, X или XI в. (т. н. Севастьянова Евхологий ; изд. Л. В. В. по этой рукописи: Koster S. J. Das Euchologion Sevastianov 474 (X Jhdt.) der Staatsbibliothek in Moskau: Excerpta ex dissertatione ad doctoratum. R., 1996. § 1-29; разночтения Л. В. В. по 2 последним рукописям приводятся в работе: Орлов. 1909) и др. В важнейшей работе по истории рукописной традиции визант. евхаристических литургий - диссертации А. Жакоба, не издававшейся в виде монографии,- приведен большой список рукописей Л. В. В. и др. визант. литургий, содержащий свыше 200 позиций, расположенных в хронологическом порядке и сопровождаемых библиографическими указаниями ( Jacob. 1968. P. 507-588). Но реальное число сохранившихся рукописей значительно больше с учетом поздних (с XV в.) списков, а также новых синайских находок. Кроме греческих рукописей значение имеют ранние переводы Л. В. В. на др. языки: грузинский, славянский, арабский и даже латынь ( Strittmatter. 1941; Jacob. 1967). Полного перечня всех этих источников не существует.

http://pravenc.ru/text/2110607.html

После Барбериновского Евхология св. Марка, с древнейшими предуготовительными к великой схиме постригальными монашескими чинами знакомят нас следующие литургические памятники: а) известные уже нам по предыдущей части исследования Евхологии: X–XI в. Московского Румянцевского Музея 474, лл. 141–44, и б) 1027 г. Парижской Национальной (Coislin) библ. 213, лл. 164 об.–167 554 , в) Σχηματολογιον Θεοδρου μολογητο, γουμνου τν Στουδου, по ркп. XV в. Афоно-Пантелеимоновского русского монастыря л. 2 555 , и г) вышеупомянутый Сборник, принадлежащий проф. А. А. Дмитриевскому и в той части, где содержится, между прочим, Τξις π πρσχημα μοναχο, л. 83 и об., относящейся к XI–XII веку 556 . Рассмотрим чины первой или малой схимы, содержащиеся в перечисленных памятниках. В Евхологии 474 мы имеем чин, озаглавленный: κολουθα το πρτου σχματος. Чин начинается с указания, в каком порядке подходит к св. престолу желающий принять первую схиму. Он является, прежде всего, в диаконник, затем проходит отсюда в главный алтарь и творит здесь метание пред св. престолом, на котором положено святое Евангелие. Замечание чина в Евхологии 474 о порядке прихода к св. престолу желающего воспринять первую схиму интересно в том отношении, что показывает и как бы даже сразу подчеркивает различие в достоинстве между будущим малосхимником и великосхимником. Первый подходит к св. престолу из диаконика, т. е. – чрез боковые алтарные двери, а второй – приступает к св. престолу чрез главная алтарные врата... После того, как пришедший на постриг сотворит метание пред престолом и встанет, священник обращается к нему со словами: «Благословенное и духовное мое чадо! Для чего ты пришел в эту святую обитель и к нам – людям самым убогим и грешным»? – Постригающийся отвечает: «Я пришел сюда, решив сделаться монахом». – «Это намерение явилось у тебя, воистину, от Бога», говорит священник в ответ на признание постригающегося и добавляет: «О, если бы ты, неизменно проявляя постоянство и твердость, удостоился исполнить то, что пообещал Богу»!...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

За оглашением, в Евхологиях 967, 73(274) и 568 положены, по обычаю, молитвы. Ряд этих молитв начинается молитвою πανοικτρμων ον Θες... Молитвы располагаются в таком порядке: 967: 73 (274): πανοικτρμων ον Θες... ν Δσποτα παντοκρτωρ... γιε Κριε τν δυνμεων... Κριε, Κριε· ο τθημι μν χερα... πονοικτρμων ον Θες.. Опускает. Опускает. π τ νματ σου... Как 967 и 73. Как 967. π τ νματ σου... γιε Κριε των δυνμεων... При чтении молитвы ν Δσποτα παντοκρτωρ, принимающий: схиму, по Евхологию 967, преклоняет колена. При чтении молитв: Κριε, Κριε· ο τθημι... и π τ νματ σου... священник возлагает руку на главу принимающего схиму. Молитва при возложении руки Κριε, Κριε· ο τθημι μν χερα... в Евхологии 967 заставляет вспомнить такую же молитву в чине великой схимы первой рассмотренной нами студийской редакции чина великой схимы, а молитва πι τ νματ σου... в Евхологиях 73 (274) и 568 напоминает о таковой же молитве в Барбериновском Евхологии св. Марка 431 . Пострижние принимающего схиму происходить в алтаре. По Евхологию 73 (274), после пострижения священником сейчас же следует и облачение постриженного в схимнические одежды. Пострижение принимающего схиму братией в 73 (274) не указывается. XXXIV Пред облачением, священник обращается к диаконам и повелевает им принести из алтаря великосхимнические одежды, а затем и возложит их на новопостриженного инока: νγκατε τν στολν τν πρτην κα νδσατε ατν, κα ζσατε τν σφν ατο ζνην δερματνην, να τν νκρωσιν το ησο ν τ σματι περιφρ· σφαλσασθε δε κα τος πδας ατο, να μ γυμν τ πτερν προσεγγση τ δρκοντι. Такое замечание находится, впрочем, в одном Евхологии 967, при чем даже и из этого памятника не видно, чтобы инока облачали на самом деле диаконы 432 . Изнесенные диаконами из θαλασσδιον’а св. трапезы и принесенные к месту облачения великосхимнические одежды, прежде возложения на новопостриженного инока, благословляются священником, который читает при этом особую молитву: Δσποτα Κριε Θες μν, ελγησον τ περιβλαια τατα δι τς σς χριτος... Это – опять таки особенность одного Евхология 967.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По прочтении евангелия, начинается пение антифонов. Постриженный брат входит в храм и постепенно приближается к солее. Священник благословляет принесенные сюда для нового инока монашеские одежды и читает при этом молитву Δσποτα Κριε Θες μν, ελγησον τ περιβλαιβ τατα... Затем возлагает одежды на нового инока и произносит: δελφς μν δενα νδεται τν τς δικαιοσνης χιτνα το τιμου προσχματος, ες τ νομα, κ. τ. λ. – λαμβνει τ παλλον το μοναδικο σχματος ες στολν φθαρσας, κ. τ. λ. – λαβε τ πρσχημα το μοναδικο σχματος, κ. τ. λ. При облачении, монахи поют тропарь Ενδσασθε χιτνα τς σωτριας..., а по облачении священник читает молитву γιε, γαθ, γαθο Πατρς ιε, τν περηφαναν κκπτων... Эта молитва, находящаяся и в Барбериновском Евхологии св. Марка в последовании ангельской схимы, обнаруживает, с одной стороны, зависимость чина, первого пострижения по Евхологию 967, в отношении содержания, от чина ангельской схимы, а с другой стороны – указывает на Барбериновский Евхологий, как на источник, откуда могло быть не только почерпнуто содержание, но могли быть заимствованы даже и формы словесного выражения для молитвы γιε, γαθ, γαθο Πατρς ιε... в Евхологии 967. По прочтении священником последней молитвы, происходит обряд лобзания, при котором положено пение тропаря γαλλισθω ψυχ μου..., с стихом Ατη μρα,.., и богородичных Μεγλων χαρισμτων... Возлагался ли на постриженного инока кукуль, и если возлагался, то в какой момент, – ничего этого из нашего памятника не видно, Литургия продолжается с сугубой ектеньи. После литургии братия с возженными свечами и с пением тропаря Кριε, Κριε, πβλλεψον... ведет в трапезу новопостриженного монаха. XXI С изложенным чином в Евхологии 967 имеет сходство, – особенно в песенной части, – κολουθα το ποστολικο по тому же памятнику. Заглавие чина возбуждает недоумение и вызывает вопрос, что обозначает собою слово το ποστολικο. За что считать его, – за существительное ли, или же за прилагательное, при котором опущено какое то известное писателю и читателям существительное слово? – Если το ποστολικο признать за существительное, то в латинском языке параллельным ему термином будет apostolicum. Под именем же apostolicum в Западной Церкви разумелось особое покрывало у посвященных Богу дев, которое иначе называлось еще flammeum virginale 629 . В греческих чинах пострижения, в монашество также находится указание на τ ποστολικν, В κολουθα το μεγλου κα γγελικο σχματος по Евхологию ΧV в. Иерусалимской патриаршей библ. 73 630 , указывается το ποστολικν, под каковым, скорее всего, следует разуметь кукуль монашествующих – этот духовный шлем спасения, к которому монашествующие приурочивают известные слова апостола Павла в послании к Ефесянам: шлем спасения восприимите, VI,17.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но существует еще огромное разнообразие решений в способе размещения молитв по отношению к началу κολουθα-последования. D)=Эта группа рукописей очень интересна для истории богослужения. Здесь молитвы были размещены внутри κολουθα – последования монастырского, и им предшествовали ектении. Нынешний Евхологий, относящийся в сушности к типу С), как мы сказали, содержит и располагает еще ектении и возгласы молитв, согласно одной рукописи этой группы D). Но трудно найти две рукописи этой группы, дающие одинаковое распределение молитв внутри службы. Это хорошо показывает, насколько велики были трудности при желании приспособить соборный Евхологий к монастырской службе. Ни одна из рукописей группы D), которые нам известны, не была напечатана. Это, дейсвительно, мертвая ветвь в развитии Евхология. Внутри этих главных четырех групп мы введем еще три второстепенные группы. Они характеризуются: a. =отсутствием евангельской молитвы b.=положением молитвы после это предполагает чтение Евангелия после Слава в вышних, как это имело место в соборах; c. =положением на теперешнем месте, т.е, после молитвы Мы придаем столь большое значение евангельской молитве, как критерию классификации, потому что ее введение в Утреню и место, на которое она была введена (указывая, очевидно, на место самого Евангелия), являются более надежными точками отправления, чем рубрики самих молитв, часто к тому же неполных или отсутствующих. А) КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЕВХОЛОГИЙ: « Εyxai Εωθιναι» Рукописи Аа): без евангельской молитвы 1 . Барберини 336 (VIII-IX вв., из Южной Италии) (Веч. А; Полунощн.) 193 : Таблица III Схема молитв зари: =1-ая молитва ωθιν (на заре) =2-ая » « =3-ья » » =4-ая » « =5-ая » » =6-ая » « =7-ая » » =8-ая » " =9-ая « » к Пс.50 =10-ая « » к Хвалите ( Пс.148–149–150 ). Слава в вышних, трисвятое 194 , вход, прокимен, ектения, «ектения» оглашенных 195 . [XII]=молитва оглашенных. [XII]=молитва оглашенных. [XIII]=1-ая молитва верных. [XIV]=2-ая молитва верных. =молитва-аполусис (отпуст). =(главопреклонная) без заглавия, после призыва диакона преклонить главы. 2 . Гроттаферрата Г β VII ( ΙΧ– Χ вв.) (Веч. С): а. отсутствует упоминание трисвятого и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как я показал в своей докторской диссертации, пока не опубликованной, в обрядах, принадлежащих со всей определенностью Константинополю – таких, как освящение храма, освящение мира и, прежде всего, коронация императора, – присутствуют следы двойной правки. Таким образом, очень вероятно, что процесс пересмотра литургических текстов начался в самом Константинополе после VIII века 534 . Поэтому более уместно говорить о двух различных редакциях одного и того же Константинопольского Евхология. Для более точной хронологии мы можем указать 843 год как terminus ante quem, потому что после утверждения иконопочитания не только в литургических текстах, но и в других элементах богослужения – в гимнографии, иконографии, рукописях, архитектуре, планировке и использовании литургического пространства, в мистагогическом толковании богослужения, везде, – произошла настоящая реформа, если называть вещи своими именами 535 . Вот почему мы можем обозначить две правки Евхология как до- и послеиконоборческую. Явление дупликации Скопировав чин венчания в его классической константинопольской редакции, состоящей из одной ектении и трех молитв, переписчик Евхология Барберини добавил еще одну брачную молитву (εχ λλη ες γμους) 536 . Очевидно, что здесь мы имеем дело с действительно альтернативной молитвой, не имеющей параллели в последующей константинопольской традиции и остающейся «закрытой» евхологической структурой. Возможно, эта молитва – из местного Евхология; впрочем, исследование Джузеппе Балданцы по праву относит эту молитву к александрийской традиции 537 . Описанное явление можно определить как «евхологическую дупликацию», состоящую в умножении молитв, предназначенных для одной и той же цели. Другой пример, из того же Евхология Барберини: мы видим среди молитв об усопших короткий текст (§ 267), включенный в рукопись в качестве альтернативы константинопольским молитвам и последовательно обозначенный как εχ λλη π τελευτσαντος. Здесь эта редкая молитва вновь не находит параллелей в евхологических сборниках столицы, но мы обнаруживаем ее в рукописи Sinait. gr. 963, скопированной в XII веке на Ближнем Востоке – возможно, на самой горе Синай – и содержащей погребальный обряд 538 . Явление субституции

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Последование святой и ангельской великой схимы, ατο γινομνου τν Στουδου, включив в состав свой такие элементы, которые содержались в чине монашеского пострижения искони 117 , с времен псевдо-Дионисия, как: обеты отречения от греховного мира и сочетания Христу, священническое поучение, пострижения, облачение, лобызание и, вероятно, приобщение св. Таин (хотя записи об этом последнем нет в Студийском чине), – приняло в свой состав и обряд снятия кукуля с новопостриженного великосхимника (т. н. апокукулизму 118 ), окружив этот обряд подобающей молитвенной обстановкой. В чин апокукулизмы по Схиматологию преп. Феодора Студита входят три молитвы. Одна из них: Δσποτα Κριε Θες μν, τν ν σκσει βιωσντων... взята в Студийский чин из древнейшего последования на апокукулизму, записанного в Барбериновском Евхологии св. Марка. Две другие молитвы: Πολυλεε Θε, μακρθυμε Κριε, δωρησμενος τ δολ σου δι τς ναλψεως το γγελικο σχματος... и молитва: Τν τ πριν κεφαλ..., по исключении из неё добавления: γαθ, φιλνθρωπε κρι, κ. τ. λ. 119 , содержится и в современном нам чине апокукулизмы, удержавшись в нем от таких древнейших времен, как век X–XI, к которому принадлежит, напр., Румянцевский Евхологий 474, где обе эти молитвы нашли себе место 120 . XXIV К сказанному остается добавить, что в чинах пострижений по Схиматологии Феодора Студита мы имеем дело с широко развитой песенной стороной богослужения. Несомненно, пение тропарей при обряде пострижения в монашество составляет обычай весьма древний. На него указывает уже Барбериновский Евхологий св. Марка, где пред последованием малой или первой схимы читается замечание: Μετ τν κατ συνθειαν κολουθαν τν τροπαρων ξρχεται ερες, κ. τ. λ. 121 . По указанию Барбериновского Евхология, последование тропарей в век Евхология (VIII–IX) было последованием обычным при пострижении в монашество. К сожалению, из этих тропярей Барбериновский Евхологий указывает только один: νοικται θρα τς μετανοας... и указывает, кажется, только потому, что с этим тропарем совпадает момент входа постригающего в алтарь, Этот момент составителю последования надо было отменить по соображениям чисто типикарного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

I категория соответствует периоду с VIII-ro по XII век: со времени иконоборчества до падения Константинополя в 1204. II и III категории принадлежат периоду X-XIV вв.: они совпадают с эпохой расцвета и распространения Студийского Устава, происходящего, конечно, из Палестины, но приспособленного к народным и монашеским традициям византийской империи. IV категория, начинаясь в неопределенной эпохе между XII и XIV веками, совпадает с появлением иси- хастического движения и с распространением Иерусалимского Устава, в более чистом монашеском виде, чем был у Студитов. Мы уже сказали, что IV категория зависит от «Диатаксис» Патриарха Филофея, великого защитника Паламизма. Мало-помалу Часослов заменяет в соборах Песненное последование, в то же время как новый «Иерусалимский» Типикон, чисто савваитский, заменяет древний (Иерусалимский) Типикон Студитов. Этот переход может рассматриваться как победой пустынного монашества над другим типом – городским или даже мирским. Этот переход от одного Тиникона к другому наблюдается у славян одним или двумя веками позже 535 . Из всех рукописей I категории, три, по нашему мнению, показывают лучше всего традицию и одновременно развитие практики Константинополя, а именно: Барберини 336, Коален 213 и Гроттаферрата Г β I. Об этой нашей предпосылке мы писали недавно по поводу становления чинов Крещения и Покаяния в Византийском Евхологии 536 . Барберини 336 537 происходит из южной Италии, но списан с константинопольского оригинала, вероятнее всего существующего еще до эпохи иконоборчества и носящего следы творчества св. Германа патриарха († 730 г.?). Коален 213 538 списан в Константинополе в 1027 г. для священника Стратигия, служащего в соборе Св. Софии. Гроттаф. Г β Ι 539 , ΧΙ– ΧΙΙ века, происходит из Крита, но передает нам патриаршие обряды столицы. Этот последний евхологий, по нашему мнению, представляет собой вершину становления патриарших обрядов – золотая эпоха, прерванная нападением франков и никогда больше не возобновившаяся. По возвращению патриарха в Константинополь после оккупации, службы будут совершаться по Иерусалимскому Типикону, едва смягченному благодаря «Диатаксис».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Считается, что именно эти молитвы антифонов на песненном последовании составляют большинство молитв, вошедших впоследствии в начало современных служб вечерни и утрени. Об этом свидетельствуют надписания – «молитва антифона 1-го» (εχ ντιφνου α´) и т. д., имевшиеся у них как в древних (например, Εχολγιον). 957 Синайской библиотеки IX–X вв. 471 ), так и в более поздних евхологиях (Εχολγ). 450 Тифлисского церковного музея XVI в. 472 ). Однако эти же рукописи утренним молитвам (εχα ωθινα) дают уже обычный порядковый номер, тогда как на песненном последовании утреня, так же как и вечерня, начиналась с антифонов. Впрочем, некоторые древние памятники и относительно молитв вечерни ограничивались лишь указанием их порядкового номера, например Барберини VIII–IX веков 473 . Пожалуй, единственный древний пример надписания священнических молитв и вечерни, и утрени с номерами антифонов – Εχολγ). ркп. 962 Синайской библиотеки XI–XII веков 474 . Это ещё раз свидетельствует о наличии разных богослужебных традиций, иногда совершенно противоречащих друг другу, а иногда переплетающихся причудливым узором. Определить авторство, равно как и время появления пресвитерских молитв вечерни и утрени, не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых источников. Самая ранняя рукопись, содержащая эти молитвы, – упомянутая Барберини, датируемая VIII–IX веками. Единственное же интересное упоминание об авторстве даёт нам Εχολγ). ркп. 149 Афоно-Пантократоровской библиотеки XV века 475 . В этом памятнике на день памяти великого святого (τρα κολουθα ες τ μγαν τν ορταζομνων γων) полагается чтение священником трёх особенных молитв, составленных Константинопольским патриархом Германом: 1 . Ο κατ καιρν τς μρας τ θεωρ τς ν τ κτσει μεγαλουργας ντρυφσαντες Κριε) («Наслаждающиеся, Господи, во время дня смотрением величия Твоего творения...»). 2 . Σ τ διον κα νσπερον φς Θες μν) («Тебе Присносущнаго и Невечерняго Света, Боже наш.»). 3 . τν απνον κα κατπαυστον δοξολογαν π τν ν ορανος σμτων κα νοερν γων δυνμεων δεχμενος, Θες) («Боже, приемляй неусыпающее и непрестанное славословие на небесех от бестелесных и духовных святых сил...»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, в ранний период церковной истории мирную ектению мог говорить любой диакон, как это засвидетельствовано в Барберини 336 (ες τν διακνων – «один из диаконов») 269 . Более поздние кодексы (Гроттаферрата Г.в.1 и Коален 213) содержат указание, что произнесение мирной ектении является прерогативой архидиакона 270 . Современный Чиновник предписывает творить ектению протодиакону 271 , следуя, таким образом, поздней традиции. После чтения молитв и ектении происходит облачение ставленника, которое современный Чиновник предписывает совершать следующим образом. Сначала архиерей возлагает на левое плечо ставленника орарь, возглашая: «Аксиос», что означает «достоин». После этого «Аксиос» поют по три раза прежде священнослужители в алтаре, затем оба лика. Также пением «Аксиос» сопровождается следующее за этим облачение ставленника в поручи и вручение ему рипиды 272 . В древних чинах VIII–XI веков говорится только о возложении ораря и вручении рипиды; при этом Барберини 336 и Гротта- феррата Г.в.1 добавляют, что перед возложением ораря со ставленника снимают фелонь 273 . Однако в этих чинах отсутствует облачение в поручи и пение «Аксиос». При этом про облачение в поручи не говорится не только в патриарших Евхологиях, но в старопечатном русском Потребнике 274 , а также в современном греческом Евхологии 275 . Как писал авторитетный русский литургист А. Дмитриевский , «поручи, по греческим чинам, составляют богослужебную принадлежность и даже отличие лишь протодиакона и архидиакона, но не даются простому диакону» 276 . Так что обычай вручать поручи ставленнику является особенностью русского чина, и он появился довольно поздно, только во 2-й половине XVII века 277 . Что же касается пения «Аксиос», то впервые этот возглас появился в чине хиротонии лишь в XV веке 278 , причём святой Симеон Солунский говорит о пении «Аксиос» только при возложении ораря. Как считает А. Неселовский, это появление возгласа «Аксиос» в чинах хиротоний является заимствованием или из чинов хиротесий, или из александрийской практики 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010