Согласно современному чину, после молитвы «Божественная благодать...» архиерей трижды благословляет ставленника, возлагает на его голову руку и тайно (то есть негромко, без возглашения) читает две молитвы: «Господи Боже наш...» и «Боже Спасе наш...». Во время чтения этих молитв протодиакон негромко читает особую мирную ектению 243 . Чин хиротонии, по патриаршим Евхологиям, содержит такой же порядок, однако, кроме этого, включает в себя требование о том, что ставленник должен перед чтением молитв преклонить правое колено. Согласно нашему Чиновнику, ставленник преклоняет правое колено перед молитвой «Божественная благодать...». Однако это возглашение, как уже было сказано, не считалось в древности тайносовершительной молитвой, и потому рукополагаемый преклонял правое колено непосредственно перед молитвами «Господи Боже наш...» и «Боже Спасе наш...», которые составляли основную часть Таинства. Интересно, что чёткое указание на преклонение только правого колена содержат Гроттаферрата Г.в.1 и Коален 213,то есть памятники XI века, тогда как в кодексе VIII века, в Барберини 336, помещено неопределённое выражение γονυκλιτε χειροτονομενος, которое означает, что ставленник ( χειροτονομενος) совершает коленопреклонение, так как слово γονυκλιτε является производной формой (настоящее время, изъявительное наклонение, действительный залог, 3-е лицо, единственное число) глагола γονυκλιτω, имеющего значение «становиться на колени, преклонять колена» 244 . Следовательно, в Барберини 336 не уточняется, одно или два колена преклоняет ставленник. На этом основании М. Арранц высказывает предположение, что в VIII веке, в эпоху Барберини 336, «диакон ещё преклонял оба колена, как более нормальное стояние, чем на одном» 245 . Однако против этого мнения можно выставить свидетельство святого Дионисия, автора корпуса «Ареопагитикум», который говорит о том, что уже в его время, то есть в V веке, имело место преклонение одного колена при хиротонии во диакона 246 . Конечно, нельзя совершенно исключать возможность того, что преклонение ставленником обоих коленей было особенностью константинопольской практики (не будем забывать, что в тот период на православном Востоке не было единого устава). Однако более вероятно, что в тексте Евхология Барберини 336 просто опущено точное указание о преклонении одного колена; возможно, в этом указании просто не было необходимости, так как традиция преклонения одного колена при рукоположении диакона была известна всем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассмотрим сначала чинопоследование хиротонии во диакона. Метод нашей работы будет следующий: так как современный чин несколько пространнее аналогичного древнего чина, то мы будем указывать основные элементы современного чина хиротонии во диакона и отмечать, имеются ли аналогичные элементы в древних чинах. Если окажется, что какая-либо часть современного чинопоследования отсутствует в древних Евхологиях, то постараемся выяснить, когда и как она вошла в чин хиротонии. В первую очередь обращает на себя внимание то, что, согласно современному греческому Евхологию и славянскому Чиновнику, совершать хиротонию может любой архиерей 218 . Но среди рассматриваемых нами Евхологиев такая точка зрения представлена только в Коалене 213, тогда как в двух других ЕвхологияхБарберини 336 и Гроттаферрата Г.в.1 – сказано, что рукоположение совершает архиепископ 219 . Однако из этого различия не следует делать вывод, будто в Барберини 336 и Гроттаферрате Г.в.1 отрицается право совершать рукоположение у епископа, не имеющего сана митрополита или архиепископа. Скорее всего, эту особенность двух патриарших Евхологиев можно объяснить тем, что кодексы Барберини 336 и Гроттаферрата Г.в.1 были изготовлены в Константинополе и предназначены для использования только в этом городе. А так как в Константинополе все хиротонии совершал архиепископ, то и в текст чинопоследования вместо ρχιερες было вставлено слово ρχιεπσκοπος. Как в VIII веке, так и в последующее время хиротония во диакона совершалась после евхаристического канона, так как диакон не является совершителем Таинств (в отличие от архиерея и пресвитера). Современный чин хиротонии во диакона начинается после возгласа «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» тем, что иподиаконы выводят ставленника на середину храма и берут его за руки. Затем ставленник и иподиаконы совершают поклонение (преклоняют головы) в сторону востока (алтаря) и один из иподиаконов возглашает: «Повели». После этого ставленник и иподиаконы оборачиваются к народу и совершают поклонение в сторону запада, в это время другой иподиакон возглашает «Повелите». Затем ставленника подводят к Царским вратам и протодиакон говорит: «Повели, Преосвященнейший Владыко» 220 . Однако все эти возгласы и действия отсутствуют в древних патриарших Евхологиях; нет указаний на них и в современном греческом Евхологии, хотя они входят в современную греческую практику 221 . А. Неселовский, объясняя появление возгласов «Повели», «Повелите» и «Повели, Преосвященнейший Владыко», пишет, что эти возгласы заимствованы из византийского придворного церемониала, в котором они имели значение «приглашения входить, выходить, совершать, вообще говоря, какие-либо уставом предписанные действия» 222 . Из придворного церемониала эти возгласы впоследствии перешли в чин патриаршей службы, затем – в чин архиерейской хиротонии и, наконец, вошли в чины хиротоний во пресвитера и диакона 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Порфирьевском Импер. публ. библиотеки IX-X в., Севастьяновском Рум. музея X-XI в. и Криптоферратском XIII в., молитвы, входящие в состав этой статьи в том же почти порядки присоединены к обычным молитвам утреннего богослужения без общего заглавия. По Барберинову списку они напечатаны Гоаром (Eucol. p. 55,56) вместе с краткими уставными замечаниями, содержащимися в заглавии первой молитвы. Молитва эта в Барбериновом Евхологие озаглавливается по гречески так: e„sTdou met тХ κα Eta met to to κα llou poio ntoj τν peЪcemai Р Непосредственно за этим следует молитва: EЩlTghson κα νν KЪriemoЭj doulouj sou moЭj – Благослови Господи рабы своя ныне оглашенные. (В славянском переводе помещенном ниже, молитва эта помещена после устава и молитвы отпустной). Греческий текст заглавия находит себе соответствие в начале славянского перевода: «бывшу бо входу» и проч. (см. ниже), хотя не совершенно полное. За молитвою оглашенных в Барбериновом Евхологие следуют: pist n ргитн – KЪrie KЪrie s» ™st„ – Молитва верных первая. Господи, Господи твой есть день... pist n T diamTxei sou KЪrie -Молитва верных вторая. Оуставлением твоим Господи пребывает день.., goun pTlusij. A uo meu, mno men..., в славянском переводе (указанная выше и стоящая прежде всех) Молитва еже есть отпусная. Хвалим и поем.... Далее: Ka… το diakoTnou Taj kefalaj m n t Kur…w kl…nate ™peШcemai Р KЪrie gie Р ™n Шfhlo j – Господи снятый, иже в вышних живый. Таким образом из греческих источников видно, что указанные молитвы, как принадлежность утреннего богослужения, существовали уже в VIII в. Но что касается имеющегося в славянском переводе устава, ограничивающая) употребление их, то в Барбериновом Евхологии; такого устава нет. Устав этот явился, очевидно, значительно позднее. В кратком виде он встречается в Криптоферраттском Евхологии XIII в. Там сказано: ti το rqrou kamhcoЪmenoi llote g…nontai e„ tib proke…mena 122 . Это только начало славянского устава: «Ведомо же буди я ко за утрении оглашении никогда же иногда бывают, развее внегда певаеми бывают прокимени».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Все эти перечисленные нами элементы современного чинопоследования отсутствуют в патриарших Евхологиях, за исключением молитвы «Божественная благодать...». При анализе чина диаконской хиротонии мы уже указали, что возгласы «Повели», «Повелите», а также троекратное обхождение престола вошли в чин хиротонии не ранее XIV–XV веков. Что же касается возглашения «Божественная благодать...», то оно присутствовало уже в чине VIII века (Евхологий Барберини 336) и с него начинался чин хиротонии во всех Евхологиях VIII–XII веков, однако тогда данное возглашение ещё не имело значения тайносовершительной молитвы (об этом мы говорили при рассмотрении чина диаконской хиротонии). За возглашением «Божественная благодать...», согласно современному Чиновнику и патриаршим Евхологиям, следует чтение архиереем молитв «Боже безначальный и бесконечный...» и «Боже, великий в силе и неисследный в разуме...». При этом в патриарших Евхологиях указано, что ставленник преклонял оба колена именно перед чтением данных молитв, а не перед возглашением «Божественная благодать...» 291 . Тексты молитв во всех чинопоследованиях в целом идентичны, за исключением незначительных особенностей, которые касаются только греческого текста молитв и не влияют на их смысл. Так, например, в кодексе Гроттаферрата Г.в.1 в 8-й строке молитвы «Боже безначальный...» использовано слово μωμτ 292 , которое является формой дательного падежа прилагательного μωμτος (имеет значение «непорочный, безукоризненный»). Это же слово стоит и в тексте Барберини 336 293 . Однако в Коален 213 и в современном греческом Евхологии в данном месте находится не точно такое слово, а его синоним – μμπτ 294 . Возьмём пример из второй молитвы («Боже, великий в силе...»). В кодексе Гроттаферрата Г.в.1 в 10-й строке этой молитвы стоит слово παραστναι 295 , которое представляет собой инфинитив аориста от глагола παρστημι (имеет значение «предстоять»). Также παραστναι находится и в соответствующем месте Барберини 336 296 . Однако в Коален 213 и в современном греческом Евхологии в этом месте стоит слово παρεστναι 297 , которое является уже другой формой того же глагола παρστημι – инфинитивом перфекта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наш Εχολογιον, если он будет удостоен просвещённого внимания гг. членов Совета Академии и затем напечатан, уже сам по себе составит весьма важное научное приобретение. Обнимая памятники православного богослужения во всей его совокупности за столь длинный период, наш Εχολοιγον будет громадным подспорьем в деле начавшейся разработки вашей науки в пределах нашего отечества. Все собранные нами данные православного богослужения отличаются бесспорным интересом и новизной, но не все имеют одинаковую научную важность. Некоторые из этих данных, по своему научному интересу, заслуживают особенного внимания и достойны упоминания в данном случае. В области целого евхология нельзя пройти молчанием здесь, например, евхологий VIII–IX в. Синайской библиотеки 957, как имеющий самое близкое отношение к известному уже в науке Εχολογιον’у того же времени по списку Барбериновскому (Codex Barberinus S-Marci), изданному Гоаром вполне (Εχολ. Lut. 1647 ап.) и Сваинсоном лишь чины литургий (The greck Liturgies Lond. 1884 г.) и во многом дополняющий упомянутые издания; рукопись X века той же библиотеки 958 за полноту и интерес содержащихся в ней чинов древнейшей богослужебной практики, вышедших совершенно из употребления и потому в других рукописях несколько позднего происхождения, XIII, XIV и т. д. веков не встречающихся и бомбицинный евхологий того же монастыря 973 с определённой датой 1153 года. Последний евхологий, являясь весьма приятным исключением в ряду своих собратий всех известных библиотек 35 и имея неоспоримо важное значение своей датой для прочных научных выводов нашей науки, представляет в то же время научный интерес обилием молитв на различные случаи, между которыми много молитв апокрифического содержания и появлением в столь раннее время весьма сложных чинов и последований с молитвами нередко тоже апокрифического характера. Необходимо здесь указать ещё на бомбицинный евхологий каирской патриаршей библиотеки XIV в. 104 и на рукопись синайской библиотеки XV века 1006, как замечательнейшие сборники чинов и последований, практиковавшихся исключительно только в церкви александрийской, на пергаментную рукопись XIV века бывшей библиотеки монастыря Саввы Освященного (ныне патриаршей иерусалимской) 362 вместе с рукописью каирской патриаршей библиотеки 1407 года 371, как на источники практики великой константинопольской церкви и, наконец, на Архиерейский служебник 1660 года патриаршей иерусалимской библиотеки 151 вместе с упомянутым уже выше сборником 1665 г. свято-гробской константинопольской библиотеки, как на памятники бывшей практики церкви иерусалимской. Нельзя здесь не отметить пергаментный евхологий синайской библиотеки 1426 года 968, который, кроме своего материала и замечательно изящного письма, не лишён и литургического значения по полноте своих чинов, нередко потом повторяемых в других синайских рукописях позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На первый вопрос, о степени распространенности таких чинов, ничего, нельзя сказать определенного. Мы имеем всего лишь один опыт построения чина св. елея вне связи с суточным богослужением. Можно думать, что такие чины не были распространены; по крайней мере, так можно полагать ввиду отсутствия их влияния на последующей истории чина елеосвящения, т.е. при решении второго из поставленных выше вопросов. Чины елеосвящения 14–15 веков, уже с современной схемой и в значительной степени составом этого чина, тем и другим указывают на тесную связь с чинами елеосвящения предшествовавшего периода, разрабатывавшимися в связи со службами суточного круга. И не видно, чтобы имели применение чины елеосвящения, подобные чину Порфирьева евхология, стоящие в какой-либо генетической связи с ним. Чин елеосвящения по рукописи Парижской Национальной библиотеки 213, 1027 г. 259 Переходя к рассмотрению истории чина елеосвящения, разрабатывавшегося в связи со службами суточного круга, должны отметить, что мы имеем два наиболее ранних списка этого периода, во многих отношениях характерных. Формально, в хронологическом отношении первенство принадлежит последованию елеосвящения Барберинова евхология из 9 века. Но чин св. елея, содержащийся в рукописи Парижской Национальной библиотеки, датированной 1027 годом, своим составом и характером заставляет отдать предпочтение ему в отношении древности перед чином Барберинова евхология. Прежде всего на древность основной схемы его указывает уже сам состав главных частей последования – освящения елея и помазания им больного. На ту и другую часть здесь полагается еще по одной молитве. Это обстоятельство особенно должно свидетельствовать о древнем характере той и другой части, так как к 9 веку ясно высказывается стремление на каждого пресвитера положить по особой молитве при совершении каждой из главных частей последования. Затем, на древний характер в основных чертах приведенного чина указывает и то обстоятельство, что из повседневных служб здесь связывается тесно с совершением таинства одна лишь литургия. А это могло быть свойственно елеосвящению до 9 века, так как начиная с этого времени к елеосвящению тесно примыкают и другие службы суточного круга. Ввиду всего этого будет вполне уместным считать основную схему и состав последования св. елея по рукописи Парижской Национальной библиотеки одним из наиболее древних опытов построения чина елеосвящения на основе седмеричной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

73 (273), л. 1, этот чин прямо озаглавлен, как κολουθα ες ασοφρον μοναχν 80 ; но по своей общей конструкции, а также и по тому еще, что в XI–XII веке, с рукописи которого скопирована, вероятно, рукопись XV века, последование на рясофор не может быть столь распространенным и сложным, каким оно представляется в обоих Евхологиях XI–XII и XV вв. – этот чин, точно так же, как и рассмотренный уже нами чин в Синайском Евхологии 961, должен быть признан за одну из редакций древнейшего чина пострижения в монашество, приближающуюся к описанию обряда пострижения в Ареопагитиках. Конечно, эта редакция приняла некоторые изменения, в виду одновременная существования с нею других подобных чинов монашеского пострижения. Этим последним обстоятельством и надо объяснить особенности в возлагаемых на новопостриженного монашеских одеждах, как со стороны их внешнего вида, так и числа. XIV Присяжный литургист, вероятно, удивлен, почему до сих пор мы оперируем все с более, сравнительно, поздними по написанию литургическими памятниками и оставляем без обследования тот отдел знаменитого Барбериновского Евхология св. Марка, от VIII–IX века, где содержится κολσυθα γουν διακονικ κα εχα το γγελικο σχματος τν νδρν, с. 468 и дал. 81 . В ответ на такое возможное недоумение со стороны читателя-специалиста мы должны будем сказать, что, по времени происхождения, названное последование в Барбериновском Евхологии не принадлежит к тому типу чинов пострижения в монашество, которые возглавляются чином, записанным в Ареопагитиках. Оно относится к чинам более позднего времени. Отыскивая следы древнейшей богослужебной практики при пострижении в монашество, мы брали нечто и из Барбериновского Евхология. К указанному выше псевдо-Дионисьеву μοναχικ πκλησις’у мы отнесли ту молитву π το λαμβνειν μλλοντος σχμα μονχο, которая записана в Евхологии под цифрою ρλε» и начинается словами: Κριε Θες μν ξους σο εναι νομοθετσας τος τ βιωτικ πντα καταλιπντας... (сс. 354–356). Но κολουθα γουν διακονικ κα εχα το γγελικο σχματος τν νορν отдалено от псевдо-Дионисьева чина пострижения в монашество значительным промежутком времени.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так как эти же молитвы служили и для помазания больного елеем, то и здесь они не во всем составе оказались подходящими. Именно, как на освящение елея оказались отвечающими своему назначению первые четыре молитвы, так на помазание елеем, наоборот, подходящими более были последние три молитвы, бывшие из числа молитв, прочитывавшихся над самим больным. Однако подобранные молитвы читаются в первоначальной еще редакции. Исключение составляет четвертая молитва, уже составная и принятая в этом виде в современном круге молитв. Потому речь о ней еще будет у нас. Первая и седьмая молитвы приняты были и в чине св. елея по рукописи Парижской Национальной библиотеки, и о них речь уже была. Пятая и шестая молитвы, видимо, вышли из употребления раньше, чем они нашли применение в других чинах елеосвящения. Вторая и третья молитвы, лежащие в основе последующих молитв в чине елеосвящения, заслуживают большего внимания. Вторая молитва Третья молитва Молим Тебя, Господи, сотвори этот елей помазующимся во имя Твое в исцеление и в уврачевание души и тела, в очищение и в отгнание всякого страдания и всяких болезней и немощей, и всяких скверн телесных и душевных, чтобы и в этом прославилось пресвятое имя Твое Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Призри, Господи, из святого жилища Твоего и освяти елей этот, посети раба Твоего милостию и щедротами и даруй ему совершенное здравие и целость, избавляя его от всяких болезней и немощей душевных и телесных, и да будет елей этот в уврачевание всякого недуга. Легко видеть, что та и другая молитва имеют между собою сродство и по содержанию и по оборотам речи. Теперь, если мы отметим, что обе молитвы, в свою очередь, близки в указанных отношениях к молитве на освящение елея: Господи, милостию и щедротами Твоими, приводимой уже в самых ранних рукописных списках, – то можем принять со значительною вероятностью генетическую зависимость от этой молитвы той и другой из вышеприведенных молитв. Обращаясь к содержанию утрени и литургии, можем видеть, что указания Барберинова евхология здесь очень скудны. Так, из Барберинова евхология можно видеть только некоторые составные элементы утрени и то из первой ее части. По отношению же ко второй половине утрени в нем указывается только порядок следования составных частей с такими глухими замечаниями «и поется канон», не отмечая, какой канон здесь следовало петь. Но и в этом отношении замечания Барберинова евхология отрывочны. Подобным же образом в Барбериновом евхологии излагается и литургия. Отсюда делать какие-либо выводы о той и другой службе не представляется возможным. Чин елеосвящения по рукописи Синайской библиотеки 1153 г. 270

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Так как мы не уверены, что в Барберини сохранились ли все детали, когда его переписывали в Италии, вероятно, для итальянского храма или для владельца менее заинтересованного в столичной точности, мы будем отныне приводить рубрики по рукописям большинства, хотя они менее древние, но будем указывать каждый раз на варианты Барберини. Мы сохраним нашу нумерацию молитв II-oй главы: арабские цифры между квадратными скобками для молитв ныне существующих, римские цифры для тех, которых больше нет в Служебнике. Мы не будем больше возвращаться к молитвам, которые во II-ou главе находились как [XV], [XVI] и [XVII] и которые не принадлежат древнему Патриаршему Евхологию, но зато мы прибавим другие молитвы, о которых тогда даже не упоминали: молитвы литийного шествия, после Вечерни в сосудохранилище и в крестильницу. Правда, эти молитвы должны быть относительно поздние, так как они не находятся во всех евхологиях, а только в Гроттаферрата Г β I и в Коален 213 (оба константинопольские), в Синай 956, в Ватикан 1970 и в Синод, слав. 675/371. Эти молитвы составят третью часть Вечерни, присоединяясь к двум вышеуказанным (стр. 258). Н. Успенский 546 сравнивает эту (третью) часть Вечерни с шествием на Голгофу, которое имело место в IV веке, в Иерусалиме, после Вечерни. Мы вполне разделяем это мнение. II. – МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИ ПАТРИАРШЕГО ЕВХОЛОГИЯ (БЕЗ ЗАГЛАВИЯ) 547 1. Молитва 1-го антифона Светильничного ( το λυχνικο) [Барберини 336: 1 -ая молитва Вечерни – или из вечерних – ( τν σπερινν)] (Гоар 35/28) 548 : Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе... (1-ая в Служебнике; см. Гл. II, с. 35 и 34 ). Молитва 2-го антифона [Барб.: 2-ая вечерняя молитва](Гоар 35/28): Господи, да не яростию Твоею обличиши нас... (2-ая в Служебнике; см. с. 36 и 34). Молитва 3-го антифона [Барб.: 3-ья вечерняя молитва] (Гоар 36/28): Господи Боже наш, помяни нас грешных... (3-ья в Служебнике; см. с. 36 и 34 ). Молитва 4-го антифона [Барб.: 4-ая молитва Вечерни] (Гоар 36/29): Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010