Когда-то баптисты пренебрегли авторитетом Церкви и посчитали, что лучше знают, как надо верить и жить. Потом отделенные также не посчитались с нашим авторитетом. Потом вышли от баптистов пятидесятники, харизматы, «Свет Евангелия»; потом образовали союз автономных церквей. Недавно, вот на этой неделе, когда пишутся эти строки, вышла из союза баптистов еще одна церковь в г. Макеевке, и некоторыми пасторами, как стало мне известно, готовится другой выход из братства нескольких церквей. Эти разделения будут все расти и расти. Мы настаиваем, что живем только по Писанию. Почему же мы не слушаем Ап. Павла и не остерегаемся произведших разделения? Протестантизм - это, по сути, развитие греха папы римского. Когда-то он возгордился и подумал, что он не нуждается в других и ему одному открыта истина. Лютер лишь возразил: «А почему это одному папе римскому? Всем нам открыта полнота истины». И результатом этого стали эти бесконечные деления. Никто не нуждается в других, каждый самодостаточен и каждый строит свою церковь, как хочет и как понимает; он - местный папа римский, ему самому открыта истина. В Церкви же такое невозможно. В Ней истина открыта не каждому в отдельности, а всей Церкви как единому телу; вся Церковь обладает истиной как целое, а не каждый в отдельности. Вы посмотрите, к чему привела эта идея о всеобщем священстве - к бесчисленным разделениям. В одной только Америке на 1900 год, когда делений еще было намного меньше, чем сейчас, уже насчитывалось 14 «сортов» только баптистов, не говоря о других течениях: Правильные Баптисты, Баптисты Шести положений, Баптисты седьмого дня, Баптисты свободной воли, Общие Баптисты, Отделенные Баптисты, Соединенные Баптисты, Баптистская Церковь Христова, Первоначальные Баптисты, Древние Баптисты, Баптисты двух начал в душе и т.д. 125 . По подсчету же одного протестантского историка сегодня «в мире насчитывается около 22000 различных протестантских конфессий, вероисповеданий, сект и т.п.» 126 . Кто же, интересно, из всех есть «столп и утверждение истины»? Хотя, главное не это даже, а то, что разделения - это результат гордости человека, неспособности его признать авторитет Церкви Божией и подчиниться ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Этот сумасброд–анабаптист забыл, что Павел Ап. в словах к Коринфянам имеет в виду не проституток, а благочестивых мужей и жен, состоящих в церковном браке. Таких христиан – супругов Апостол не к разврату располагает, а к тому самоотверженному настроению, при котором каждый из них с телом своим существовал бы не для себя, а для спасения от греха своей духовной половины – мужа или жены. Поэтому Павел Ап. осуждает тех постников, которые, под видом соблюдения телесной чистоты, совершенно уклоняются от брачных плотских сношений, и тем дают повод распутствовать немощным супругам... Иные ученики Шторка, будто бы под действием Духа и на основании Слова Божия ( 1Кор. 7:29 ), требовали смешения полов – греха содомского... И чем показали, что, цепляясь за букву библейскую, при грешном и низменном настроении, человек способен оправдать всякую мерзость, о которой в Слове Божием с похвалой, конечно, речи быть не может. А потому такой способ обращения со Священным Писанием, какой практиковался у анабаптистов, породил отчаянное бесстыдство в народе. В Цюрихе, напр., говорит историк, «дочери знатных семейств стали оскорбляться предложениями развратников; жены весьма, почтенных граждан сделались предметом похоти со стороны прелюбодеев». Такие безобразия распущенных анабаптистов породили отвращение к ним в народе. И вот Цюрихский Сенат, 7 марта 1526 года, издал постановление, чтобы сектантов анабаптистов, захваченных на молитвенных собраниях, власти топили... как бешеных собак. А Германский Сейм в Шпейре, в 1529 году, постановил наказывать смертью последователей секты анабаптистов. Такой гнев народный, такие строгости со стороны власти вынудили этих сектантов реформироваться и скрываться от посторонних наблюдений... Но христиане православные обязаны твердо запомнить, что не от Апостольских Церквей, а именно от анабаптистов ведет свой корень всякий баптизм и, в частности, русский. Начало обновленному или просто баптизму за границей положил проповедник Джон Смит. В 1606 году он бежал из Англии в Голландию и здесь основал небольшую общину своих последователей – прозванных «пуританами» или чистыми. В скором времени он познакомился с меннонитами–сектантами и принял их вероучение. Важнейшие пункты этой веры сводились к отрицанию крещения детей, присяги и военной службы. Однако Смит не стал простым и рядовым меннонитом, а задумал основать свою новую « церковь ». Для начала ее он сам крестил себя чрез обливание, а потом таким же образом крестил членов новой своей общины. В 1611 году Джон Смит возвратился в Англию и здесь организовал также небольшие общины своих учеников. На первых порах члены этих общин, подобно меннонитам, отвергали присягу и воинскую повинность, но позже допустили то и другое. Так в Англии получили начало «общие» или «генеральные» баптисты, а в 1663 г. образовались между ними баптисты «частные» или партикулярные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Баптистское богословие различает в крещении главным образом три основных элемента: покаяние, обещание Богу, свидетельство о своей вере. Всё это, присутствует и в православном учении о крещении, но для нас это служебные моменты, необходимые для принятия особого дара. Главное же в крещении – тот дар Святого Духа, о котором говорит ап. Пётр ( Деян. 2:38 ). Для протестантов условия принятия дара, подаваемого в крещении, культивируются в его смысл. Остальное отрицается. Таким образом, по православному мнению крещение у протестантов остаётся бездарным. Богу трудно преподать дар там, где его совсем не ждут. Итак, рассмотрим необходимые элементы крещения общие для христианских конфессий, но составляющие его суть в баптизме. Предварительный вывод из вышесказанного: протестантское крещение лишено специфики. В нём и сами протестанты не видят ничего особенного. Далее мы в этом убедимся, читая их собственные утверждения. Всё, что протестанты говорят о символике крещения, православные признают уж 2000 лет. Разница меж нами, как и в других случаях, пролегает в том, что они в крещении отрицают, а не в том, что они о нём утверждают. Лучше всего ознакомиться с баптистским отношением к крещению со слов самих баптистов. Слово предоставляется наиболее авторитетным источникам: “Крещение символизирует покаяние и прощение грехов ( Деян. 2:38; 22:16 ), – пишет Ч. Райри, – соединение со Христом ( Рим. 6:1-10 ), начало пути ученика Христа ( Мф. 28:19 ). Крещение знаменует начало христианской жизни (хотя само по себе оно не производит ни прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше)”. 234 Итак, крещение в понимании баптистов это богатство символов и абсолютное отсутствие существенной (действенной) части самого акта крещения. “Водное крещение и вечеря Господня… не являются таинствами, но установлениями. Они сами по себе не сообщают благодати. Они суть внешние символы”. Это сами баптисты называют своими основными принципами. 235 Баптисты, видимо, стесняются называть обрядами те свои действия, которые они не считают таинствами.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Вероучение и церковная практика конфессий русского протестантизма имеет общие черты: все они признают абсолютным авторитетом Библию, причем, как правило, применяется ее буквальное толкование. Условием духовного спасения человека считается его личное сознательное обращение к Богу. Крещение является свидетельством живой веры в Иисуса Христа и совершается в сознательном возрасте (что характерно не для всех протестантов). Правда, на раннем этапе истории часть евангельских христиан признавала действительным детское крещение в Православной церкви. Штундисты тоже поначалу формально не выходили из православия. Однако впоследствии во всех конфессиях русского протестантизма утвердилась практика крещения взрослых после их покаяния – даже если ребенок рос в христианской семье и с детства был верующим. Важность сознательного крещения особенно подчеркивают баптисты. Они же наиболее строго и последовательно соблюдают принятую форму крещения – полное погружение в воду (гр. Baptizo – погружаю в воду). В евангелических, пятидесятнических, мессианских 418 общинах иногда допускается крещение через обливание – если обряд с погружением невозможен по обстоятельствам или по состоянию здоровья крещаемого. Все конфессии русского протестантизма сохранили институт общины, а в социальном смысле им свойственно противопоставление себя окружающему «миру» (эта ситуация стала меняться в последние 1015 лет). Наряду с общими чертами, каждая из конфессий русского протестантизма имеет свои характерные особенности. Так, в основе пятидесятнического учения лежит вера в то, что христианин после крещения Духом Святым может получить особые дары (пророчество, исцеление, «языки» и др.). Основным признаком крещения Духом Святым пятидесятники считают глоссолалию, или т. н. «говорение на языках», чего не признают баптисты, адвентисты и большинство евангельских христиан. Адвентисты седьмого дня уделяют особое внимание учению о близком пришествии Иисуса Христа (лат. Adventus – пришествие), соблюдают 10 заповедей Моисея, включая заповедь о субботе. Большим авторитетом у них пользуются книги Елены Уайт, обладавшей, по их мнению, пророческим даром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Православный: Это надо отдельно обсуждать. Баптист: Я не про иконы, я про общие принципы. Православный: Священные иконы, не подходят как пример, потому что показываются в Священным Писание (Ковчег Завета и так далее). Давайте более подходящий пример. Баптистский пастор: Например про послание к Тимофею – Един Бог , Един и Посредник... указано, что человек не может быть посредником… В Священном Предании написано, что посредниками могут быть святые отцы. Православный: Нигде, никогда в посредником не выступает святой отец. Святой отец – это тот же самый брат во Христе. Говоря прямо баптистским, протестантским языком, святой отец – это тот же брат во Христе, к которому мы обращаемся с молитвой, чтобы он походатайствовал за нас. У вас же есть молитвенная группа в Вайбере? Баптист: Да. Православный: Вроде можно сказать, зачем мне кто-то нужен, чтобы за меня молился, если я могу лично обратиться ко Христу? Но вы просите походатайствать у своих братьев. Пишите: «Братья, помолитесь, я сейчас сдаю экзамен. Или я еду, очень скользкая дорога», и прочее. То есть, вы просите ходатайства. Для нас святые люди – это также живые. Так как написано, что «Бог есть Бог не мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ). Они, если здесь молились за нас, уделяли огромное время, расточали свое время, любили Христа, то там у них нет никаких бытовых забот. Они целыми днями что делают? Они просто общаются с Богом и молятся за нас. То, что святые умершие люди молятся и слышат людей, об этом сказано в Откровении, я могу вам цитаты привести. То есть, мы просто просим этих людей, к примеру, Николая Чудотворца, условно говоря: «Ты находишься гораздо ближе к Богу, походатайствуй за меня». Баптистский пастор: То есть, вы просите этих святых, чтобы они за вас молились? Православный: Конечно. Баптистский пастор: А к Богородице вы обращаетесь: «Пресвятая Дева, спаси нас!» Разве она может спасать? Православный: -А человек может спасти? Баптистский пастор: Нет. Православный: А в Библии как сказано? Баптистский пастор: Ни один человек не может спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Третий момент. Следствием Голгофской Жертвы Христа стало полное примирение Творца и творения. И именно в такой последовательности. Рассматривая слова апостола Павла: Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его ( Рим.5:9–10 ),– баптисты приходят к выводу, что святой апостол имеет в виду, что именно Бог испытывает чувство вражды к человеку из-за грехов последнего. Справедливости ради стоит сказать, что данная точка зрения не является общепринятой: в данном вопросе жёсткой дискуссии баптистам помогает избежать общее восприятие примирения – как процесса, инициатором которого стал Бог . «Именно Бог, печалясь о роде человеческом, предлагает людям мир; именно Он сделал все необходимое для того, чтобы примирить человека с Собой» 354 . Четвёртый момент, необходимый для понимания баптистского учения о спасении, относится к вопросу об усвоении (распространении) плодов Искупления. В этом вопросе богословского единства у баптистов нет – так называемые «общие баптисты» противостоят баптистам «частным». Первые, находясь под влиянием арминианского богословия (Якоб Арминий годы], голландский богослов), утверждают, что каждый человек имеет возможность получить дар Божьей Благодати, необходимой для обретения спасительной веры. Человек, обладая свободной волей, может этот дар принять или отвергнуть. Их оппоненты склоняются к кальвинизму (Жан Кальвин годы], французский теолог) и соответственно считают, что плоды Подвига Христова могут распространяться только на тех, кто ко спасению предопределён. Переходя к изложению непосредственно баптистского учения о спасении, необходимо сказать, что основным положением данного учения является доктрина о так называемом «личном спасении по вере». Основной текст, на который баптисты опираются в разработке названной доктрины, – Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Здесь необходимо отметить, что баптизм, являясь протестантской деноминацией, не признает учения о благодати как о Божественной энергии, понимая её как «незаслуженное благоволение» или «милость Божью» 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14, 22; The Book of Homilies, 1571). Не признавалось также молитвенное обращение к заступничеству и посредничеству святых. Однако в практике «Высокой Церкви» с XIX в. под воздействием Оксфордского движения возродилось почитание некоторых святых и допускается помещение в храмах икон. «Тридцать девять статей» содержат ряд архаичных положений, сформулированных в ходе утратившей в настоящее время свою остроту полемики с Римом о способности Римско-католической Церкви заблуждаться как в практике, так и в вопросах веры (ст. 19), об ошибочности католического учения о чистилище и индульгенциях (ст. 22), о том, что Вселенские Соборы должны созываться по воле светских правителей (ст. 21) или же для борьбы со средневековыми ересями (например, пелагианством — ст. 9) и радикальными протестантскими сектами (баптистами и анабаптистами — ст. 27). Архаичность «Тридцати девяти статей» и сам характер этого документа, который освещал лишь наиболее важные в XVI в. богословские проблемы, крайняя лаконичность его формулировок, отсутствие разделов, касающихся эсхатологии, а также сколько-нибудь систематического изложения этической и социальной доктрины Церкви, осознавались англиканским духовенством. Потребность в дальнейшем развитии и уточнении доктринальных положений диктовалась наличием в Церкви Англии различных направлений — высокого, низкого, широкого, евангелического. В связи с этим в 1922 г. была учреждена особая Комиссия по доктрине, которая после шестнадцати лет работы представила конвокациям отчет «Доктрина в Церкви Англии» (Doctrine in the Church of England, 1938). Документ, состоявший из трех разделов — «Доктрина Бога и искупления», «Церковь и таинства» и «Эсхатология», не был одобрен конвокациями духовенства и не получил официального статуса, но тем не менее деятельность Комиссии считается важным этапом в развитии теологии англиканства. Официальные вероисповедные документы не отражают всего многообразия англиканской теологической мысли, однако Англиканская Церковь осознанно уклоняется от более точной формулировки своей доктрины, в особенности в этических и социальных вопросах, представляя взгляды ее иерархов и ведущих богословов как частные мнения, имеющие авторитет лишь в силу того, что они отражают общие тенденции в англиканстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

15) В храме Св. Софии в Солуне, VII в., после Цареградской Софии, в куполе Вознесение Христово, расположенное также соответственно требованиям архитектурным. Вверху возносящийся Спаситель (теперь видны только ноги), на спусках 12 Апостолов и Богородица между двумя Ангелами, как принято в нашей иконописи. 16) В базилике Св. Лаврентия за городскими стенами в Риме, 577–590 г., замечательно изображение восседающего на земном шаре Спасителя, который благословляет – соединив большой перст с мизинцем и безыменным, и распростерши указательный и средний – один из древнейших образцов сложения перстов, принятого Русскими раскольниками. Так же сложены персты благословляющей десницы Спасителя на мозаике в храме Св. Феодора в Риме, 772–795 г. 17) В вышеупомянутой капелле Св. Венанция при баптистерии Иоанна Латеранского, 639– 642 г., для истории русских иконописных преданий заслуживает особенного внимания изображение стоящей Богородицы, с молитвенно подъятыми руками. С этим изображением представляет замечательное сходство по своей позе мозаическое изображение Богородицы в нашем Киево-Софийском соборе на Нерушимой стене; XI в. Древнейший перевод такого же изображения встречается на греческом барельефе VI в. в храме Богоматери в Равенне (Sta Maria-in-Porto) (см. снимок под 5 на Рис. 15). 18) В храме Св. Стефана (S. Stefano Rotondo) в Риме, 642–649 г., мозаика, замечательная для истории креста, на своде алтаря, посвященного Св. Приму и Фелициану. В средине между этими святыми изображен водруженный в землю четырехконечный крест, украшенный драгоценными каменьями. а на верхней конечности его в медальоне изображение Спасителя по грудь (см. снимок под 6 на Рис. 15). 19) В храме Св. Нерея и Ахилла в Риме, 795–816 г., мозаика представляет дальнейшее развитие в представлении Преображения против Равеннской начала VI-ro в., в храме Св. Аполлинария, но все еще не достигшее установленной нормы, принятой нашей иконописью. Это изображение распределено по арке, отлогая округлость которой соответствует Фаворской горе. Посреди в ореоле Христос в полный рост, по сторонам Моисей и Илия, а трое Апостолов расположены позади Моисея и Илии, с одной стороны один, а с другой двое; они падают на колени, прикрывая лицо одеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

15 мая 1525 года под Франкенгауфеном Мюнцер был взят в плен и 30 мая казнен. В 1533 году, под предводительством кровожадного, развратного и беспредельно властолюбивого преемника Мюнцера, известного Иоанна Лейденского (Иоанна Бокгольда) анабаптисты предприняли в вестфальском городе Мюнстере новое истребление «нечестивых», не щадя ни больных, ни детей, ни стариков, ни старух, сожгли книги и картины, разгромили церкви, предварительно принесши в жертву на алтарь множество кошек, собак и крыс. Только Симонид Меннон, управлявший анабаптистами во второй половине 16 века, сумел отвлечь их от кровавой политики и ограничить учение Мюнцера лишь религиозно-нравственным характером. Но такое учение не встретило сочувствия среди анабаптистов, увлекавшихся более политикою, чем религиею, и число их значительно уменьшилось, вследствие чего анабаптисты, последовавшие за Менноном, и стали уже называться меннонитами. В 17-м веке движение анабаптистическое, но уже под именем баптизма, возрождается в Англии на почве интепендентства. Во главе его стоял Джон Смит. Но среди англичан оно не могло найти себе сочувствия, а потому многие из его последователей переселились в Америку, под руководством Роджера Вилиамса. Последний нашел себе ревностных сотрудников в лице баптистических проповедников – Джона-Буньяна, Кича, Киффина и Коллиза, которые старались распространять учение Мюнцера, как оно было реформировано Менноном, среди европейских переселенцев-католиков и протестантов. В XVIII веке американский баптизм испытал значительное изменение и в своей системе, и в своей тактике. Баптистические проповедники учредили – «проповеднический союз», с целию распространения христианства вообще (христианизирование или даже евангелизирование), без догматов и обрядов, без общеобязательных символов, среди американских негров. Правда, сам баптизм распался чрез это на множество толков (частные баптисты, общие баптисты, субботники, баптисты шести принципов, камбелиты, погружатели, баптисты униаты, необаптисты, голданиты, баптисты седьмого дня и др.); но за то союз этот встретил в обществе и материальную поддержку у богатых фермеров и золотопромышленников.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

19), об ошибочности католич. учения о чистилище и индульгенциях (ст. 22), о том, что Всел. Соборы должны созываться по воле светских правителей (ст. 21) или же для борьбы со средневек. ересями (напр., пелагианством - ст. 9) и радикальными протестант. сектами (баптистами и анабаптистами - ст. 27). Архаичность «Тридцати девяти статей» и сам характер этого документа, к-рый освещал лишь наиболее важные в XVI в. богословские проблемы, крайняя лаконичность его формулировок, отсутствие разделов, касающихся эсхатологии, а также сколько-нибудь систематического изложения этической и социальной доктрины Церкви, осознавались англикан. духовенством. Потребность в дальнейшем развитии и уточнении доктринальных положений диктовалась наличием в Церкви Англии различных направлений - высокого, низкого, широкого, евангелического. В связи с этим в 1922 г. была учреждена особая Комиссия по доктрине, к-рая после 16 лет работы представила конвокациям отчет «Доктрина в Церкви Англии» (Doctrine in the Church of England, 1938).. Документ, состоявший из 3 разделов - «Доктрина Бога и искупления», «Церковь и таинства» и «Эсхатология»,- не был одобрен конвокациями духовенства и не получил офиц. статуса, но тем не менее деятельность Комиссии считается важным этапом в развитии теологии англиканства. Офиц. вероисповедные документы не отражают всего многообразия англикан. теологической мысли, однако А. Ц. осознанно уклоняется от более точной формулировки своей доктрины, в особенности в этических и социальных вопросах, представляя взгляды ее иерархов и ведущих богословов как частные мнения, имеющие авторитет лишь в силу того, что они отражают общие тенденции в А. Ц. Такого рода неофиц. заявления по отдельным вопросам вероучения и насущным проблемам совр. действительности нередко делаются в рамках Англиканского содружества при встречах англикан. епископата во время Ламбетских конференций . Богослужение Богослужебные книги Основной богослужебной книгой А. Ц. долгое время была Книга общих молитв (Book of Common Prayer, или BCP) 1662 г.

http://pravenc.ru/text/115120.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010