Основные части карты были обнаружены диак. К. Кикилидисом в 1896 г. во время проведения работ по облицовке пола нового правосл. храма. Кикилидис сделал неск. пометок и зарисовал карту, к-рая была опубликована францисканским изд-вом в Иерусалиме в 1897 г. Когда новость об открытии стала достоянием общественности, Иерусалимский патриарх Герасим отправил в М. исследователя Г. Арванитаки, чтобы сделать точную копию карты. Значительный вклад в изучение мозаики внесли П. Пальмер и Г. Гюте, к-рые в 1902 г. сделали ее цветную копию и опубликовали ее в Лейпциге в 1906 г. Следующее эпиграфическое исследование и фиксация новых открытий стали возможными лишь в 1965 г., во время реставрации карты. Точная датировка создания карты не определена. В соответствии с тем, что изображенная на ней Новая базилика Пресв. Богородицы в Иерусалиме была построена в 543 г. (см. ст. Иерусалим ), считается, что карта была создана после этой даты. В южной части М. исследователи идентифицировали крупную постройку, к-рая на основании ее размеров предположительно была определена как кафедральная городская церковь. Раскопки храма проводились в 1968, 1973 и 1979-1981 гг. Первое известное христианское строение этого комплекса - небольшой баптистерий, поставленный, вероятно, на месте набатейского мавзолея при еп. Кире (нач. VI в.), открытый под основанием более позднего баптистерия. В 1968 г. поблизости был обнаружен порог центрального дверного проема большой базилики и стало ясно, что баптистерий был частью крупного церковного комплекса. Рядом с порогом найдена мозаика с изображениями морских чудовищ и рамы из аканфовых медальонов с включенными в них лицами неких мифологических существ. В 1973 г. была раскрыта вост. часть главного нефа церкви, к-рая также была украшена мозаикой с изображениями агнца и птицы в виноградных лозах. Основные части постройки сформировались во 2-й пол. VI в.: она представляла собой 3-нефную базилику с апсидой и 2 пастофориями, с нартексом и атриумом с западной стороны (общие размеры 40×25 м). Согласно одной из посвятительных надписей, в 562 г., при еп. Иоанне, к базилике с юго-запада был сооружен придел мч. Феодора. Согласно др. надписи, при еп. Сергии, в 575/6 г. к северу от придела мч. Феодора был пристроен открытый двор над подземной арочной цистерной; пол двора покрыт простой белой мозаикой. Различные перестройки и доделки продолжались до сер. VII в.; одна из реконструкций была проведена в 603 г. при участии еп. Леонтия. Весь комплекс был особенным образом ориентирован на проведение таинства Крещения. На это указывает необычная ориентация придела мч. Феодора на запад. В посвятительных надписях цитируются библейские строки, в которых упоминается об освящении воды (Пс 77. 10; 2 Цар 2. 21). Среди мозаичных изображений важное место занимают 4 райские реки, к-рые начинаются от углов зала: Гихон, Фисон, Евфрат и Тигр. Значительная часть мозаичных изображений пострадала, вероятно, в VIII в. Церковь Пресв. Девы Марии и «зал Ипполита»

http://pravenc.ru/text/2561204.html

Якову I . В 1616 г. Гельвес скончался в тюрьме, но Б. не прекратили своего существования. Общие Б. Последователи Смита и Гельвеса стали называться впосл. общими Б., т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало 5 баптист. общин, в 1644 г.- 47. Между 1640 и 1660 гг. Б. в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие Б. официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г. До 1689 г. Б. подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII-XVIII вв. среди общих Б. широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 г. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, к-рая была известна в Англии с нач. XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане ) лит-ре, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих Б. стали унитариями (см. унитарианство ). В 1802 г. Генеральная ассамблея общих Б. разделилась на тех, кто присоединился к частным Б., и тех, кто перешел к унитариям. Не примкнувшие ни к тем, ни к др. основали в 1816 г. миссионерское об-во. К кон. XIX в. противоречия в учении общих и частных Б. сгладились, и в 1891 г. они объединились. Подавляющее большинство совр. Б. называют себя частными, или партикулярными, ведут свое происхождение от диссентеров (индепендентов) - последовательных кальвинистов, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим (англ. gathered church - собранная церковь), а не отдельным человеком или гос-вом. Тот, кто осознает себя истинным, возрожденным христианином, должен искать своих единоверцев и составить особую церковь, не ограниченную географическими рамками (напр., приходами). Индепенденты хотя и были убеждены, что христ.

http://pravenc.ru/text/77510.html

2. С. 27-34), «Перлы раскольнической литературы об антихристе» (1903. 19. С. 25-28) и «Перлы раскольнической литературы о патриархе Никоне» (1904. 15. С. 35-38) свящ. Ф. Троицкого; «Из жизни Бухтарминского раскола» (1904. 2. С. 23-29; 3. С. 16-22) миссионера И. А. Ливанова и мн. др.; также была опубликована историософская ст. «Чем вызван раскол в Русской Церкви?» прот. А. Соловьёва (1911. 22. С. 24-32; 23. С. 18-26). Многочисленные материалы о сектантах (в основном о молоканах и баптистах, хлыстах и иоаннитах), в т. ч. описания собеседований и диспутов, имели ярко выраженный полемический характер: «Русское сектантство и меры к ослаблению его» свящ. Михаила Тифлова (1899. 7-12), «Баптизм в Павлоградском приходе» (1907. 15. С. 21-30) свящ. Иоанна Оксиюка; «Сектантство Атбасарского уезда» (1908. 8/9. С. 50-61) и «Беседа о крещении младенцев» (1910. 14. С. 24-37; 15. С. 24-37) Д. А. Несмеянова; «Старообрядцы и баптизм» (1910. 13. С. 24-29), «Около баптистов» (1910. 13. С. 29-38), «Замыслы баптистов» (1910. 15. С. 38-42) свящ. И. Фокина; «Пропаганда на законном основании (страница из недавнего прошлого)» свящ. Пантелеимона Папшева (1916. 52. С. 12-23). Из статей на церковно-общественные темы особенно интересны «Как народ относится к Церковному Собору» свящ. Димитрия Волосатовского (1907. 21. С. 23-27), «Клевета на людей веры и Церкви» свящ. И. Фокина (1910. 4. С. 36-40). Среди публикаций на патриотические темы - заметки еп. Гавриила (Голосова) «К сведению духовенства Омской епархии» (1907. 8-15. Прил.), цикл статей «Обращение к патриотам земли Русской» (1907-1910) и «Заметки о ненормальной общественно-государственной жизни в нашем Отечестве со времени издания закона о свободах» (1910. 22. С. 33-40; 23. С. 35-43; 24. С. 28-36), «К вопросу о пастырской борьбе с социализмом» свящ. И. Хохановского (1913. 3. С. 7-17). На педагогические темы было опубликовано множество статей К. В. Ельницкого, в т. ч. «Нравственные обязанности человека» (1904. 1. С. 13-21), «Общие дидактические соображения» (1905.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

(в 1989 действовали 9 зарегистрированных и 11 незарегистрированных общин лютеран). Лютеранство в крае появилось в XVIII в. с приездом немцев, работавших инженерами и чиновниками в горнодобывающей промышленности, до 1917 г. в Барнауле была 1 лютеран. церковь. В советское время существовали незарегистрированные лютеран. общины в Барнауле и Алейске, селах Маралиха и Самарка, пос. Малиновое Озеро. Объединения евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты общие ) существуют в Барнауле - 3, в Бийске, Камне-на-Оби, Новоалтайске, пос. Тальменка, в селах Шелаболиха, Мамонтово и Среднесибирский. В Барнауле действуют общины пятидесятников под названиями «Церковь христиан веры евангельской Святой Троицы» и «Алтайская христ. благотворительная миссия «Благая весть»». Адвентисты седьмого дня имеют общины в Барнауле, Бийске и Новоалтайске. Новые религ. движения в А. к., как и в др. регионах Сибири, очень активны. Под общим названием «Церковь полного Евангелия» действуют секты «Свет пробуждения», «Свет мира», «Слово истины», «Благословение», «Благая весть». Таких общин в Барнауле - 2 и по одной в Бийске, Белокурихе, с. Троицкое. Общины секты «Церковь Христа» (см. Международные церкви Христа ) действуют в Барнауле и Бийске, секта «Христианский центр «Новая жизнь»» - в Барнауле, секта «Христианский центр «Свет мира»» - в Рубцовске. Общины Иеговы свидетелей есть в Барнауле, Бийске, Алейске, Рубцовске, Славгороде, Заринске и пос. Алтайский. В 2000 г. в Барнауле образован филиал церкви Христа святых последних дней ( мормонов ). Ислам. В А. к. нет зарегистрированных мусульм. общин, но существует общественное мусульм. движение, насчитывающее ок. 20 тыс. чел. (в основном татар). В 2000 г. в Барнауле велось строительство мечети. С нач. 80-х гг. XX в. религ. жизнь мусульм. общины в А. к. объединяет об-во «Магди». Ислам исповедуют члены афган. общины Алтая, увеличившейся после гос. переворота в Кабуле в 1992 г. и к кон. XX в. составлявшей ок. 200 чел., наиболее активная часть афганцев на Алтае - пуштуны. Лит.: Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев XVIII в. Новосиб., 1974; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX вв.). Барнаул, 1997; Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2000. прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115126.html

Вопр. Пожалуйста, сообщите, каким именем вы именуетесь? Что у вас за деноминация? Отв. Мы категорически не являемся очередной сектой и не признаем никакого сектантского имени , а вместе с Павлом верим ( 1Кор. 3:1–4 ), что если кто–либо говорит «я Павлов» и «я Аполлосов», или «я баптист», или «я методист» и т.д., то этим он проявляет свои плотские наклонности , и, следовательно, сопротивляется Духу Христа. Разве Павел или Аполлос умерли за нас? Если да, то давайте назовемся их именами. Крестились ли мы в методистов, пресвитерианцев, баптистов или иные церкви и деноминации? Если да, то мы действительно являемся членами этих церквей, и должны носить их имя. Но если мы крестились в одно тело ( церковь ), единственным Главой которого является Иисус, тогда мы отдельные члены его тела, и единственным подобающим для нас именем было бы его имя, – по Писанию, « церковь Христова», «христиане», «церковь первенцев», и другие подобные общие названия. Еще раз мы подчеркнем: для христианского единения мы приняли только библейское основание. У нас нет символа веры (ограды), который бы связывал нас вместе или ограничивал бы наше общение с другими. Единственным стандартом нашим является Библия, единственным символом веры – ее учения . Мы понимаем, что истины из Писания открываются постепенно, а посему мы готовы изменить наш символ веры (наши убеждения, верования) сообразно с усилением света из нашего Стандарта . Мы дружески расположены ко всем христианам, в которых можем увидеть Дух Христов, а в особенности к тем, кто считает своим стандартом одну только Библию. Посему, с нашей точки зрения, для того, чтобы называться христианами, не требуется, чтобы все имели такое же понимание, как и мы. Мы отдаем себе отчет в том, что рост в благодати и знании – процесс постепенный . Мы также не видим причин полагать, что только стражи Сиона смогут «своими глазами видеть» ( Ис. 52:8 ), до тех пор, пока не придет совершенное, а «то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор. 13:10 ). Если бы все христиане освободились от составленных ранее символов веры и изучали бы Слово Бога без предубеждений, свойственных их деноминациям, то наступило бы подлинное христианское братство и единство в истине и знании . Освободившиеся бы тогда от оков члены тела действительно бы водились Духом своего Главы, а сектантская гордость бы ушла в небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Неудобные вопросы чаще всего касаются взаимоотношений Церкви и общества. Поводом становятся, например, чьи-то скандальные действия или высказывания. Сейчас такая эпоха, когда любое слово может стать достоянием прессы, и не только само это слово, но и его интерпретации. И мало кто из вопрошающих вникает в богословие – большинству интересны скандалы и поверхность событий. Если же мы будем вникать в глубину, нам придется говорить о самих себе и оценивать себя, а этого многие стараются избегать. Миссионер – тот, кто пытается найти эту глубину в собеседнике. Есть ли в наше время какие-то особенности миссии среди сектантов? – Секты бывают разные. Есть традиционные объединения, такие, как баптисты, с ними мы можем вести диалог, в том числе и богословский. Есть тоталитарные организации, некоторые из них при этом не позиционируют себя как религиозные, например, сайентология. С ними диалог выстроить невозможно. Бывает, что к нам обращаются родственники адептов таких сект, и общаться приходится индивидуально с каждым человеком. Надо понимать, что именно человека держит в секте. Иногда это нечто вроде влюбленности в отношения, которые он наблюдает внутри этой организации, иногда – видимость элитарности или особых знаний. Однако есть и общие черты: всякая тоталитарная секта действует на четырех уровнях: личностном, семейном, общественном и государственном, и антисектантская работа по существу – это защита личности, семьи, общества. Но мы можем только свидетельствовать об опасности и убеждать людей (это не всегда получается). Церковь – не силовая структура. Мы говорим: «Будьте осторожны, эта организация известна тем-то и тем-то, в ней таким-то образом нарушаются права личности, разрушаются семьи, происходят такие-то антиобщественные и антигосударственные явления». Наш отдел выпускает листовки, рассказывающие о наиболее распространенных на нашей территории культах, изредка мы выступаем в СМИ, проводим экспертизы. Вот человек готов уйти из организации, в отношения внутри которой он был влюблен. Куда его приведет православный миссионер?

http://pravoslavie.ru/105027.html

Общие вопросы Симфония на Ветхий и Новый Завет. Спб. 1900. Барятинская. Симфония на Новый Завет. Михайловский, прот. Библейский богословский Словарь. Св. Иоанна Златоуста беседы на книги св. Писания Нового Завета на русском языке. Еп. Михаил. Толковое Евангелие и Апостол (Четвероевангелие. Деяния Апостолов и Соборные послания) 1–5 кн. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Деяний Ап. и Апокалипсиса, 1–9 кн. Духоборчество, молоканство, штунда и пр. секты Свящ. А. Рождественский . Южно-русский штундизм. Спб. 2 р. А. Ушинский. О причинах появления рационалистических учений штунды и некоторых др. подобных сект и о мерах против их распространения. Киев. 1 р. И. Ольшевский. Обличение штунды (в библейских текстах). Киев. 1 р. Ольшевский свящ. Борьба со штундой. Полтава. 1901. Стрельбицкий И. свящ. Краткий очерк штундизма, свод текстов, направленных к его обличению. Одесса. 1 р. 20 к. Дородницын А. Баптисты. Богородицкий И. О важнейших истинах христианской православной Церкви, против сектантов штундистов. Киев. 75 к. Троицкий И. свящ. Штундизм; разбор учения его. 1 руб. Смоленский. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов: духоборов, молокан и штундистов. Воронеж. 1898. 2 р. 50 к. Опойченко И. прот. Изобличение штундистской ереси на основании священ. Писаний, св. предания и исторических памятников. Николаев. 1 р 20 коп. Свящ. Быстров. Беседы о разных истинах православной веры против молокан, штундистов и пр. Пенза. 85 к. Тифлов, свящ. О некоторых вопросах веры, прорекаемых молоканами. Павел А. Краткие беседы с именуемыми духовными христианами. Русанов, прот. О православной вере. 1–2 брош. Иустин Е. Догматы веры по Степану Яворскому (12 брош.). Сергий Е. Православное учение о почитании свят. икон. – Крест Господень. Боголюбов Д. Беседы со штундо-баптистами о христианской святости, по руководству преп. Иоанна Кассиана . Тихвинский П. свящ. Разговор православного с штундистом об истинной вере, на основании свящ. Писания. Изд. 2-е. Симферополь. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Поскольку религиозная Реформация XVI в. была представлена у восточнослав. народов довольно ограниченно, то сектантские движения 2-й пол. XVII-XIX вв., внимательно изученные К.,- христовщина, духовное христианство, молоканство, духоборчество, штундизм, баптизм и др.- трактуются исследователем как «второе издание» реформационных движений в России. К. не только дал анализ их учений, социальной базы и исторической роли, в частности роли «обводного канала» капиталистического развития, но и выстроил генеалогию этих движений, показав некоторые общие закономерности их эволюции. Характеризуя старообрядчество , К. подчеркивал, что раскол XVII в. носил прежде всего религиозный, а не только социально-экономический характер, как пытались представить советские исследователи. Однако приверженность старообрядцев к внешней стороне религии, их готовность «умереть за аз» не исчерпывают всего духовного содержания движения. К. считает возможным говорить о паулинистских мотивах в проповеди раннего староверия, а такие мотивы, как известно, были одной из составляющих реформационной проповеди в Европе. С др. стороны, исследования К. по истории религ. сектантства показывают, что, не будучи порождением старообрядчества, сектантство имело точки соприкосновения с ним, а внутри староверия складывались по сути протестант. толки, напр., бегуны и беспоповцы, у к-рых К. отмечал определенное сходство с баптистами и меннонитами. К. открыл новое направление в изучении рус. духовной культуры - народную социальную утопию, которой посвятил монументальное исследование («Народная социальная утопия в России». 1977, 1978. 2 кн.). В монографии речь идет об идеалах справедливости (притча о Правде и Кривде, легенда о царе-избавителе), о социальных идеалах русских мыслителей XVI в.- Ф. И. Карпова, прп. Максима Грека , Ермолая (Еразма), И. С. Пересветова, Ф. Косого, о социально-утопических представлениях участников крестьянских войн и их современников (Квирин Кульман, Евфимий), наконец, об утопических проектах и попытках их реализации в массовых народных движениях антифеодального и антицерковного протеста в XIX в.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

— Ага, и бабушка жила на пятом этаже, а лифта не было! — И она очень медленно, еле шла, и шоферу надоело ждать нас, и он уехал! — А мы с Вероникой были в больничной сменке, у нее – пляжные сланцы, у меня – босоножки. И пальто поверх белых халатов! — А на улице поздняя осень! — И ни копейки денег! — Как же вы добирались, бедненькие? — Так и добирались. Люди, конечно, косились. Особенно на пляжные сланцы Вероники. Новая мода. Эксклюзив. От Славы Зайцева! — Вот и поехали на трамвае от Зайцева настоящими зайцами. Ничего, добрались до больницы, где проходили практику. И в Кащенко нас по пути не забрали… …- А помните, как на ДОМе (духовные основы милосердия) о.Аркадию задали в записке вопрос “Кем лучше умереть: баптистом или иеговистом?” — Да-да-да! Батюшка очень смеялся. Причем, человек-то имел в виду совсем другое,   просто не так сформулировал. — А помните, девочки… Помним, все помним. И всегда будем помнить. Такое невозможно забыть. Общие молитвы, совместные Литургии, будни и праздники училища, паломнические поездки, походы в лес, в театр, практика в Склифе, Бакулевском, институте Педиатрии… И чистая, крепкая, самозабвенная, настоящая дружба, и действительно желающие добра, люди вокруг. То благодатное время прошло и никогда бы мы не смогли удержать его и вернуть. Тогда,   давно, в другой училищной жизни нам было радостно и хорошо всем вместе.   У нас не было ничего, кроме дружбы: ни денег, ни запросов, ни претензий на что-то…Мы были очень просто одеты: ходили в скромных, видавших виды, юбках; Вероника сама вязала себе жилетки и свитера; Оля как-то заявилась на физкультуру в Нескучный сад в ужасно смешном сером балахоне с рюшами и капюшоном с помпоном (кто-то ей его пожертвовал).А я не могла бегать от хохота, и называла её «совой Гарри Поттера»… …А вчера мы обсуждали предстоящую свадьбу Вероники, поездку Риты в Израиль, шикарное   Олино платье на выпускной в мединститут и вспоминали прошлое. — Девочки, ведь не было ничего и ничего и не хотелось! Мы и так были счастливы!

http://pravmir.ru/kak-malo-nado-dlya-sch...

– Как современные исследователи трактуют понятие «тоталитарная секта»? – Наряду с церковным подходом к сектантству в России появилась занесенная из светского западного антикультового движения теория тоталитарного сектантства, которая претендует на богословскую и церковную, но при этом полностью игнорируется святоотеческий подход к сектантству как несовременный и устаревший. Считается, что тоталитарные секты не религиозны по своей природе, но используют религиозную риторику для сокрытия своих криминальных целей, что они представляют собой мафиозные структуры, которые путем психотехнологий делают людей сектантами помимо их воли и без их согласия, выкачивают из них деньги и хотят захватить власть. Теория тоталитарного сектантства появилась во второй половине XX века и к этой категории причисляет практически все группы, которые прежде именовались просто сектами, за исключением баптистов. Главная идея этой теории – «промывания мозгов» – эмпирически не подтверждается, и, следовательно, она неадекватно описывает природу сектантства. Кроме того, рассматривая секты как нерелигиозные группы, она переводит полемику с ними из богословской в психологическую, медицинскую и правовую плоскость, тогда как свидетельство о Христе, наряду с богословским опровержением заблуждений о Его деле, и спасение людей составляют единственное предназначение Церкви. – Как бы вы охарактеризовали общие, основные методы работы сектантов? Какие психологические приемы они используют? Почему человек бросает семью, работу, отдает имущество и следует за лжеучителем? – Главным виновником сектантства Христос называет диавола, изобретающего лжеучения для погибели людей, а в апостольских посланиях детализируются условия, способствующие распространению этих заблуждений: ревность не по разуму о своем спасении, гордость, высокомерие, духовная прелесть, увлечение лженаукой и лжефилософией, порабощенность плотским похотям и страстям, нравственная распущенность. Весьма образно о развитии ересей высказался блаженный Феодорит Киррский. Он говорит, что диавол избирает людей, достойных его энергии, надевает на них в виде личины наименование христиан и через них, как бы медом помазав край чаши, преподносит людям яд лжи. Причины происхождения сектантства, по мнению русских миссионеров, коренятся не в каких-либо внешних – исторических, культурных, социальных или бытовых – условиях жизни человека, не вне его, но в самом человеке.

http://pravoslavie.ru/34709.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010