Но есть и то, что Вас смущает: “Сам Иисус, согласно Евангелию, в разных случаях говорил о своей божественности по-разному («Я сказал: вы – боги»; «Кто видел меня – видел Отца»; «Я и Отец – одно»; «Отец мой больше меня») – и уж наверное ему виднее… Однако Вселенские соборы, осчастливив нас точными сведениями о структуре Бога, навели порядок и здесь и установили, что Иисус обладал двумя нераздельными и неслиянными природами и волями”. Насколько я понял, Вы находите неубедительными постановления Соборов о личности и деяниях Христа: “Вопрос (к тому, кто станет мне возражать) – как бы Вы отнеслись к решениям об эпохе царя Алексея Михайловича, принятым пленумом ЦК КПСС по указанию Сталина?” Я обращусь к предложенному Вами сравнению. Допустим, никакого Сталина, способного принуждать историков к определенным воззрениям, давно уже нет; историю эпохи царя Алексея Михайловича рассматривает множество ученых и их коллективов из разных стран, не имеющих никакого общего руководства и нередко ведущих острую полемику друг с другом. Возможно, если мы обнаружим, что между абсолютным большинством исследователей той эпохи есть согласие в отношении некоторых ключевых фактов, мы согласимся считать эти факты хорошо обоснованными. Если, скажем, все историки, рассматривая дошедшие до нас свидетельства, сходятся на том, что в царствование этого государя была проведена военная реформа, значит, по всей видимости, она действительно имела место. Новозаветные свидетельства о Христе исследуются аналогичным образом — у Православных, Католиков, Лютеран, Баптистов, Реформатов и других общин, признающих Новый Завет, нет общего руководства, которое могло бы навязать всем общие взгляды. Тем не менее, между всеми этими группами существует поразительно обширная область согласия — так, например, общей для всех них является вера в Боговоплощение и Троицу. Если абсолютно не связанные административно и подчас ведущие между собой энергичную полемику группы исследователей Писания вычитывают из этого Писания одни и те же догматы, этому есть только одно объяснение — они там действительно есть. Общины, отрицающие Троицу — такие как Свидетели Иеговы — обычно опираются на какой-то внебилейский авторитет (у СИ это т.наз. “Руководящая Корпорация”), и носят, по отношению к христианскому миру в целом, скорее маргинальный характер — как последователи Академика Фоменко к исторической науке.

http://pravmir.ru/pismo-trete-o-lazare-i...

состоялось перемещение митрополита Владимира в Петроград…    И здесь он стоял на своем посту несокрушимым. Твердою рукою он оберегал Церковь от лжеверия и лжебратства, отсекая от нее и явных сектантов: баптистов, пашковцев и прочих, и тайных: разных «братцев» — чуриковцев, «киселевцев», «охтенцев» и им подобных… Самое высокое мирское заступничество за этих сектантов, не раз властно и грозно, устно и письменно представавшее пред Архипастырем, не могло свернуть его с подлинно церковного к ним отношения, при котором милость и любовь сочетавались с ревностью по Доме Божием и не превращались в бесчинство и потакательство еретикам. Помню, как митрополит Владимир воспылал святым гневом на шумевшего в «Гражданине» великосветского князя Мещерского, который, под давлением Распутина, дерзко выступил на защиту Чурикова… Моя отповедь князю: «Любовь не бесчинствует»,— доставила утешение Старцу-Архипастырю, который особенно бдительно следил за кознями против Церкви и домогательствам в ее недрах Распутина. Само выступление князя Мещерского против митрополита Владимира в связи с «чуриковщиной» было просто услугою князя Распутину, которому незадолго пред сим митрополит Владимир отказал в «особом приеме».    Четыре раза Распутин являлся к митрополиту Владимиру на общие приемы, и все домогался, чтобы Архипастырь принял его «особо, вечерком, по важному делу…», но всегда из уст Архипастыря Распутин слышал суровый отказ: «Я с вами секретов иметь не желаю, а если дела у вас есть ко мне как к Архипастырю, то можете здесь же (на общем для всех приеме) о них говорить»… Разгневанный Распутин уходил… Несколько раз он приезжал к митрополиту Владимиру во внеприемное время, просил принять его, но митрополит Владимир всегда через келейника отказывал. «Попомнит он меня»,— проронил однажды после такого отказа Распутин, спускаясь бегом по лестнице из покоев Архипастыря. Когда митрополиту Владимиру доложили об этой угрозе, он отвечал: «Знаю; что ж, на все Воля Божья!.. А я иначе поступать не могу»… Люди «века сего», из разных слоев и салонов — духовных и великосветских, «дружески» советовали митрополиту Владимиру «принять старца и установить контакт с ним», чтобы «избежать неприятностей»; но всем этим советникам и советчицам митрополит Владимир так же «дружески», с присущею ему скорбно-брезгливой улыбкой, отвечал: «Нет, стар я для кривляний совестью,— лучше уж на покой уйду»…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3470...

Вполне можно посодействовать пожилым людям, которым не рекомендовано посещать людные места, ходить в те же магазины. Это касается родственников, соседей, прихожан своего храма. Домовая церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы. Фото: Станислав Марченко — Как люди ведут себя по отношению к друг другу у вас в приходе? — У нас, слава Богу, еще ни один человек не заболел. Приход небольшой, несколько сотен человек, но очень стабильный. Есть солидарность, все всех знают. Люди дружат, есть мощные горизонтальные связи, общие трапезы каждое воскресение. У многодетных — дети в воскресной школе, родители преподают, праздники вместе проводят.  Мне было интересно с самого начала создавать такую среду христианского общения и взаимопомощи. Когда я начинал свою деятельность как священник, я это ставил вполне осознанной задачей.  В 80-е годы я делал первые шаги в Церкви и случайно в другом городе остановился у знакомых — попал в среду баптистов. Это был первый опыт знакомства с ними. В воскресение после моления к ним домой приехала куча народу. Там были и родители, и молодые семьи с маленькими детьми. Нам было лет по 25 тогда. Я был поражен тем, что это собрание людей очень органично. Люди разных возрастов, разного социального положения, культуры, но они все вместе, хорошо общаются между собой.  Я не понимал, что их объединяет? Потом уже осознал, что это и называется христианская община, где люди соединены вокруг Христа, вокруг своей веры. Христос объединяет их в одно целое, а не те обычные признаки, которые собирали людей в моем предыдущем опыте. Дальше я нашел такую общину в Ленинграде. Мы собирались, читали Евангелие. Для меня это был базовый опыт церковной жизни. Когда я стал священником и мы искали храм, мне совершенно неинтересно было получить большой городской храм, я хотел какой-нибудь дом, чтобы в нем организовать жизнь людей. Так и получилось.  У нас тут, в общем-то, достаточно разнообразно: детский приют, радиостанция «Град Петров», братство, существующее с начала 90-х годов — первое благотворительное братство в городе, сестричество… Все это началось здесь. Поэтому для меня и моих прихожан такая общинность и взаимная поддержка — естественный образ жизни.

http://pravmir.ru/mesyacz-poterpi-potom-...

Турбо с женой и детьми Действительная жизнь в этих общинах начинается тогда, когда приходы протягивают руку тем, кто живет рядом с ними, или хотя бы принимают их. Но, несмотря на наши благие намерения, это движение навстречу может привести как к положительному, так и отрицательному результату. Я думаю, важно разделять социальную работу и миссионерство, хотя не все это понимают. Дело в том, что, вопреки общепринятому представлению, не всегда меньшинства бедные и обездоленные. Если какой-нибудь приход среднего класса «перешагивает» через среднего же класса негритянскую общину по соседству, чтобы найти бедную негритянскую общину в соседнем городе, то это одно уже создает проблему. Приходу следовало бы вместо жертвы физическим хлебом пожертвовать хлебом духовным. А православная социальная служба «FOCUS» – прекрасный пример того, как можно пойти навстречу отдельному человеку, не задевая его достоинства, и при этом не обязательно всем приходом. Мы должны уметь обращаться к людям так, чтобы не страдало их достоинство, но порой то, как мы организуем наши усилия, выдает наше невежество. Один из способов избежать этой ловушки – взаимодействовать с испаноязычными и афроамериканскими сообществами, поддерживая церковные связи с деноминациями пятидесятников, римо-католиков и баптистов. Нам следует налаживать взаимоотношения с этими организациями, но не через литургическое общение, а дружески и через общие интересы. Нам не нужно вступать в местную ячейку Всемирного совета церквей, но следует признать тех, кто тоже трудится ради Христа в тех же сообществах. Выказывайте уважение, где это нужно. Если мотивы взаимодействия с общиной именно таковы, то жаждущие духовной глубины в конечном счете увидят, чт о  Православная Церковь имеет им предложить. А мы должны заботиться в первую очередь не о том, чтобы получить больше новообращенных, а о том, чтобы давать полноту веры и спасения. Еще один способ подхода к людям, не задевая их достоинства, – это делать наши мероприятия открытыми для общин «меньшинств» – и, по моему мнению, это идеальный способ. Вы собираетесь проводить фестиваль в греческом, антиохийском или русском приходе? Рекламируйте его не только в местных греческих, ближневосточных и русских ресторанах. Размещайте объявления не только на автобусных остановках района, где живут ваши прихожане. И пусть ваши прихожане пригласят на это мероприятие своих друзей и знакомых. Самое главное: не смотрите на эти мероприятия только как на способ собирания денег. Посмотрите на них в свете Царства Небесного. Посмотрите на них как на способ позвать людей и показать им веру. Организуйте, чтобы самые знающие и дружелюбные прихожане как следует встретили гостей, покажите им церковь и ответьте на их вопросы. Подготовьте людей.

http://pravmir.ru/zarazitelnaya-otkrytos...

Михаил Чистотин, пресвитер церкви евангельских христиан-баптистов, бакалавр богословия. Мнение священника РПЦ Эта книга немного не вписывается в контекст времени, когда " каждый кулик свое болото хвалит " , когда в политической, национальной, духовной сферах жизни общества идет борьба, в которой отстоять свою правоту важнее Истины. С другой стороны, эта книга очень актуальна, потому что она, на мой взгляд, выполняет миротворческую миссию. Примирить людей, находящихся в разных конфессиях, примирить хотя бы на бытовом уровне: вот, к чему, по всей видимости, стремится автор. " Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими " (Мф. 5:9). Книга исповедальна, но ощутимо в ней и проповедническое начало, потому что предназначена она, прежде всего, для евангельских христиан-баптистов, то есть для тех, с кем у автора было и в чем-то остается единодушие. Они теперь ходят в разные храмы, но по-прежнему веруют в единого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Автор рассказывает о том, что с ним произошло. Он делится с читателем своими открытиями. На своем жизненном пути он приходит к осознанию предвзятости своих суждений. В нашем мире сегодня проблема взаимопонимания одна из самых острых. Мы часто не понимаем даже близких людей: родители не понимают детей, супруги друг друга. Немалую роль в этом играют стереотипы мышления. Осознать иллюзорность, зашоренность своих взглядов очень непросто. Человек устроен так, что ему трудно расставаться со своими предубеждениями, даже если они навязаны ему извне. Но, чтобы совершенствоваться, он должен знакомиться с другими точками зрения и, при необходимости, переосмыслять свою. Стереотипы это бег по кругу, отсутствие развития. Эпоха атеизма даром не прошла. Еще долго мы будем пожинать его плоды. Хотя уже более десяти лет мы живем в условиях религиозной свободы, но мы видим также, как с бешеной скоростью начал строиться " новый Вавилон " . Многие люди, потерявшись в этой " свободе без совести " , стали искать твердую почву под ногами. Для молодежи этой почвой нередко оказывается протестантизм западная модель понимания того, что есть христианство. Автор настоящей книги упоминает о, так называемом, русском баптизме. Чем-то он отличается от американского, европейского баптизма. Автор пытается провести мысль, что у русских баптистов есть какие-то общие грани с русской культурой, а значит, и с православием. Например, для автора и во время его пребывания в баптизме иконы имели какую-то ценность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Cramer J. А. Сатепае Patrum Graecorum in Novum Testamentum, I-VIII. Oxonii, 1844 (=Hildesheim, 1967). Сборник толкований греческих отцов на Новый Завет, или «катены» – цепь отрывков из святоотеческих толкований. Интересен тем, что включает цитаты таких церковных авторов, сочинения которых утрачены или мало известны. Иероним, блж. Сочинения. Т. 12. Кн. 1: Толкование Послания апостола Павла к евреям. СПб., 1906. Феофан Затворник , свт. Толкования на Послание апостола Павла к евреям. Репринт. М.: Правило веры, 1998. С. 451–478. Включает в себя пространное введение к Посланию и комментарий Послания к евреям 1. 1–3. Исследования, комментарии Никанор (Каменский) , еп. Экзегетико-критическое исследование Послания ап. Павла к евреям. Казань, 1903. Воронцов Е. А. Язык и стиль в Послании к евреям. М., 1907. Ириней (Клементьевский) , архим. Послание ап. Павла к евреям. М., 1990. Баркли У. Толкование Послания апостола Павла к евреям. USA. Всемирный союз баптистов, 1981. Прокопчук А., свящ. Богословие Послания к евреям. М.: Храм Трех святителей на Кулишках, 2008. План Евр Христос выше пророков и ангелов (гл. 1, 2) Христос выше Моисея (3. 1 – 4. 13) Христос выше Аарона (4. 14 – 7. 28) Жертва Христова выше левитских жертвоприношений (8. 1 – 10.18) Призыв укрепляться в вере (10. 19 – 12. 29) Заключение (гл. 13) Семинар 24. Общие сведения о Послании к евреям. Богословие Послания Домашнее задание Найти у еп. Кассиана все места Послания к евреям, указывающие на обстоятельства и цель его написания. Об авторстве Послания к евреям прочитать в Творениях прп. Ефрема Сирина (Творения. Т. VII. М. 1995. Толкование на Послание к евреям. С. 253–257). Ознакомиться с мнением Оригена об авторстве Послания к евреям (см.: Евсевий. Церковная История. VI. 25: 11–14; полный текст приведен в Приложении). Об адресатах Послания к евреям прочитать у блж. Феофилакта. Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 903–904 (или любое другое издание). План семинара Адресаты и повод, время и место написания Послания к евреям

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

б). «Открытыя, проникнутыя духом пастырской кротости и растворяемые христианскою любовию собеседования с заблуждающимися и отделившимися от святой церкви о предметах веры, нравственности и церковнаго чина; при обстоятельствах же, делающих пастырския собеседования с заблуждающимися невозможными или неудобными, надлежит вести поучительныя беседы с православными прихожанами, направленыя к разъяснению тех именно истин святой веры, правил христианской жизни, обрядов и таинств православной церкви, которые составляют предмет разномыслия и лжеучений отделяющихся от святой церкви» с. 1073–1074]. в). Устройство внебогослужебных бесед и назиданий по вопросам истин христианской веры и правил нравственной жизни. При этом использовать святую историю, жития святых и события из жизни Церкви. Рекомендуется такие беседы сопровождать и оканчивать «общим пением молитв» и достойными песнопениями с. 1074]. г). Учреждение для детей церковно-приходских школ и школ грамоты, делающих детей «более способными к усвоению духа православной церкви» и благотворно действующими на родителей с. 1074]. д). «Распространение в народе книг, брошюр и листовок с кратким, но основательным раскрытием заблуждений … с ясным и вразумительным изложением учения православной церкви…» с. 1074]. е). Выбор и подготовка из прихожан людей, способных вести собеседования, содействия таковым наставлениями и указаниями, снабжение их необходимой литературой. Благословение наиболее достойных мирян к самостоятельной миссионерской деятельности. Устроение школ для подготовки к миссионерской деятельности наиболее подготовленных и способных крестьян. (В качестве образца предложена школа прот. Стефана Кашменского 7 ) с. 1074–1075]. ж). Необходимо наблюдение священно- и церковно- служителей за книгоношами, которые нередко «прикуплены» сектантами (молокане, баптисты, штундисты и др.) и распространяют их учения. О выявленных случаях доносить епархиальному начальству для принятия надлежащих мер. 9). Миссионеры и священники должны быть едины в действиях и оказывать друг другу братскую помощь, предупреждать любые личные и общие недоразумения с. 1075].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Настоящая статья является первой в цикле публикаций, в которых будет рассмотрен вопрос крещения в неопротестантизме и отношения к нему со стороны Православной Церкви. В ней рассматривается определение крещения в указанных ересях, формулы, используемые ими при крещении, а также обоснование единократного погружения при его совершении. Прежде чем приступить к исследованию вопроса о том, как Православная Церковь должна относиться к этому крещению, следует сделать два предварительных методологических замечания. Первое – вопрос крещения в неопротестантских ересях разработан недостаточно даже в баптизме, получившем от него свое наименование, а сам способ крещения стал, как выражаются светские исследователи, их «торговым знаком» 9 . Некоторые баптистские теологи отмечают, что «есть некоторая ирония в том, что баптисты, вопреки своему названию, исторически имели и продолжают иметь слабое богословское обоснование водного крещения» 10 . Второе – лжеучения, вышедшие из конгрегационалистской среды, придерживаются идеи автономии общины в вопросах вероучения 11 и предполагают многообразие практик до такой степени, что иногда отрицают принципы, считающиеся основанием их веры (об этом более подробно будет сказано, когда будет затронут вопрос самокрещения и нескольких крещений в одной и том же лжеучении), тем не менее в ряде вопросов они следуют общим положениям, отраженным в их вероизложениях. Эти исповедания веры, по признанию, например, баптистов, способствуют сохранению единства внутри общины и объединяют общины единоверцев, а также служат критерием оценки пасторов и верующих и «способствуют формированию чувства исторической преемственности» 12 . При внешнем многообразии эти вероизложения ( символы веры ) позволяют выделить общие идеи и понять, что же составляет ядро лжеучения, а что его периферию. Кроме того, наряду с вероизложениями в баптизме сложилось свое предание 13 , наличие которого они признают и которое выражает суть их вероучения и унифицирует практики: «К сожалению, сегодня мы, евангельские христиане-баптисты, уже слишком подавлены традицией, своими собственными богословскими формулами: крещальными, евхаристийными, венчальными, погребальными, освящальными и т. п.» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Однако вполне корректно употребляемый термин «инославие» уже на протяжении целого ряда столетий более уместен именно потому, что в нем отсутствует оценочность. Это термин, который обозначает констатацию меры наших различий. И за человеком остается право самому судить о степени наших расхождений. — Можно разделять богословский уровень отношений с инославными и повседневный, этический уровень общения? — Мы не должны разделять заблуждения заблуждающегося, в области вероучения не может быть никаких дипломатических компромиссов. Движение к единству — это не дипломатическая договоренность: не следует делать такой экуменический компот, где каждый поступится стоянием в истине. Но понимание, что такого рода компромиссы недопустимы, не должно вести к нетерпимости по отношению к представителю других конфессий. Так же, как и в отношении любого другого греха, мы должны сочетать твердость в исповедании Православия с мягкостью в обращении с конкретным человеком. Нам следует не столько уличать заблуждения, сколько искать общий аксиоматический фундамент. Мы должны пытаться показать, как из принятия общих для нас аксиом именно Православие делает наиболее глубокие, тождественные апостольскому учению выводы, хранит то изначальное предание, которое Спаситель назвал непреодолимым вратами ада. Иначе говоря, мы должны стремиться хранить мир и христианскую любовь по отношению ко всем, не отступаясь от принципов веры. Конечно, всегда надо учитывать конкретные обстоятельства. Например, Церковь допускает межконфессиональные браки с теми христианами, крещение которых мы признаем действительным. Но представить брак семинариста и убежденной баптистки довольно затруднительно, потому что возникает вопрос, какой же будет их дальнейшая семейная жизнь? Существует множество ситуаций, в своей же книге я излагаю общие принципы отношения к инославным, которыми можно руководствоваться в каждом конкретном случае. — Во второй части книги Вы говорите об экуменизме. Что такое экуменизм? — Под экуменизмом понимают возникшее в начале XX века движение ряда протестантских общин, целью которого было достижение единства всех христиан, взаимообщение в таинствах. В этом смысле экуменизм отличался от всех до того существовавших межконфессиональных объединений, которые предполагали диалог между двумя Церквами или между двумя сообществами: православных и лютеран или англикан и старокатоликов, методистов и баптистов. Крупнейшая экуменическая организация, возникшая в 1948 году, Всемирный совет церквей, предполагает именно многосторонний диалог. Это своего рода религиозный ООН.

http://patriarchia.ru/db/text/1771201.ht...

Они не являются одной Церковью не только с Православием, но и сами с собой (одна деноминация с другой), ибо обычно не посещают собраний друг друга и, тем более, не участвуют в других церквах в их хлебопреломлении 689 . Весьма поразительно то, что бесконечные протестантские разделения спокойно появляются и существуют на фоне ясных библейских предостережений и предсказаний о появлении раскольниках: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим.16:17–18 ), а также: «...в последнее время появятся наглые ругатели... это люди , отделяющие себя ( от единства веры ), душевные, не имеющие духа» ( Иуд.18–19 ). Протестанты со всей очевидностью принадлежат к таким раскольникам, ибо они, как никто прежде в истории, произвели бесчисленные разделения и продолжают их производить непрестанно. Так, в одной только Америке, на 1900 год, когда делений протестантизма было намного меньше, чем сейчас, одних лишь баптистов насчитывалось 14 направлений – правильные баптисты, баптисты шести положений, баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, общие баптисты, отделенные баптисты, соединенные баптисты, баптистская церковь Христова, первоначальные баптисты, древние баптисты, баптисты двух начал в душе и т.д. Также и методисты в Америке, как сообщает прот. Митрофан, «разбиты на 20 обществ с самыми причудливыми названиями» [ 1 ] , как разбиты на много течений и другие главные ветви протестантизма. Кроме того, есть множество протестантских общин, которые живут своей совершенно отдельной от всех религиозной жизнью и не принадлежат ни к какой деноминации. В общем же по подсчетам специалистов «в мире насчитывается около 22.000 различных протестантских конфессий, вероисповеданий, сект и т.п.» . Причём, если католики являются первой стадией отделения от Церкви, а лютеране – второй, то многие протестанты, постоянно отделяясь друг от друга, являются кто третьей, кто четвёртой, кто пятой и т.д. стадией. На этом фоне становится весьма актуальным вопрос, кто же из всего этого множества протестантов, отвергающих друг друга и не сообщающихся друг с другом в хлебопреломлении, является истинной Церковью, столпом и утверждением истины? Но многие, читающие Библию, несмотря на заповеди Апостолов остерегаться производящих разделения и отделяющих себя от единства веры и удаляться от них, примыкают к таковым раскольникам, чем являют своё неверие в Единую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010