Имя пророка, как мы знаем, было не упот­ребительным в Ветхом Завете. И вот, в стремлении истолковать его, легенда называет пророка сыном Сунамитянки, который был воскрешён пророком Елисеем. Основание находят в словах пророка Елисея, предсказы­вающих матери рождение этого сына: «Через год в это самое время, ты будешь обнимать сына» ( 4Цар. 4:16 ), обнимать – . И вот книга Zohar так объясняет повторение (ре­дупликацию) двух последних коренных имени : «Было два обнимания – – одно его матери, а другое – Елисея, потому что написано: он приложил уста свои к устам дитяти. Это последнее есть Аввакум пророк» 22 . Итак, совпадение в корнях слов: и даёт иудейскому преданию материал для характеристики Авва­кума. От этого совпадения заключать к тожеству лица – сына Сунамитянки c пророком Аввакумом весьма риско­ванно. А если, принять во внимание, что тщательное исследование внешних и внутренних свойств книги позволя­ет считать её произведением 7-го века до Р. X., и никоим образом не ранее, то ясна хронологическая невозможность человека, который жил не ранее 7-го века, отожествлять с современником пророка Елисея, жившего в конце 10-го и в начале 9-го века. Другое предание представляет собою конец книги Даниила в греческом тексте (и у LXX-mu и у Феодотиона – распространённее) в ст. 34–39 14-й главы по нашему счету. Здесь рассказывается, что в то время, когда Даниил был брошен в ров львиный, …был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шёл на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: «отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный». Аввакум сказал. «Господин! Вавилона я (никогда) не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за темя, и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилон над рвом силою духа своего (ν τ οζ το πνεματος ατο). И воззвал Ав­вакум и сказал: «Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе... И встал Даниил и ел, а Ангел Божий мгновенно поставил Аввакума на его место».

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Итак, Господь наш Иисус Христос приходит на Иордан и видит там необыкновенного пророка и подвижника — Иоанна Крестителя, одетого в одежду из верблюжьего волоса и изможденного постом до такой степени, что от слабости он качался на ветру, как тростинка. Сам Спаситель говорил про него: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» ( Мф.11:7 ). И этот изможденный человек, почитаемый всеми за великого святого, говорит Господу, удерживая Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (ст. 14). Как видно из этих слов, Иоанн Креститель осознавал себя грешником и считал, что сам он так же, как и все люди, нуждается в очищении. Он не мнил себя праведником, хотя многие современники признавали его образцом святости и он был словно живая легенда. Каждый, кто видел его, испытывал стыд за свою нерадивую жизнь. Я думаю, что в то время Иоанн Креститель еще не знал, что перед ним Тот Самый обетованный Мессия, Сын Божий, пришедший спасти мир и все человечество. Однако он почувствовал, что к нему пришел Необыкновенный Праведник, не имевший никакого греха, потому что святые люди, исполненные благодати Святого Духа, узнают душу другого человека. Так и Иоанн понял, что перед ним — Единственный Человек, Который не нуждается в Крещении, но, напротив, столь чистый, что, скорее, Он может очистить от грехов его самого. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (ст. 15). Эти слова Господа можно расширить так: «Праведность, — говорит Он, — состоит в том, чтобы и Мне смириться и креститься, подобно грешникам. Я должен исполнить весь закон, а ты должен смириться и возложить свою руку на главу Сына Божия, ибо через это ты проявишь послушание тому откровению, которое ты получил в пустыне, и тогда узнаешь истину Пресвятой Троицы». Иоанн Креститель, хотя и осознавал себя грешником, но, по откровению, бывшему ему в пустыне, должен был проповедовать покаяние и крестить всякого, кто к нему обращался. В этом послушании состояло его истинное смирение. Иисус как бы напомнил ему об откровении в пустыне, и Иоанн, по совести сознавая, что он не должен ни для кого делать исключения, дерзнул допустить Господа ко Крещению. Господь вошел в Иордан, Креститель возложил на Него руку и погрузил Его в воду.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Как и с другими заповедями, у людей всегда есть самые веские и уважительные причины ее нарушить. Никто не говорит – «я убиваю или подстрекаю к убийству просто по злобности своего сердца». Люди, в которых вы сами видите нелюдей и фашистов, всегда видят самые уважительные причины делать то, что они делают. Это в Ваших глазах они – проклятые Богом и людьми злодеи, а в своих – достойные, хотя и несколько трагические фигуры, терпящие опасности и трудности ради Великого Правого Дела. Поэтому давайте обратим внимание на одну истину. Есть то, что имеет значение, и то, что не имеет. Имеет значение то, покоряетесь ли Вы Иисусу Христу как Господу и решаете ли Вы хранить Его заповеди. Если Вы отказываетесь – это тоже имеет значения. «ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней» (Чис.15:31). А вот как Вы рационализируете этот отказ, кого цитируете, какие доводы приводите – это уже не имеет значения. Никакого. У каждого убийцы – тем более, у каждого участника массовых убийств – всегда есть своя система доводов и обоснований, всегда есть своя легенда, в которой его деяния выглядят не просто оправданными, а даже достойными и похвальными, исполнением тяжелого, но славного долга. Не нужно думать, что убийцы «нелюди». Нет, беда в том, что именно люди – причем превращение цивилизованного человека, знающего языки, читавшего всякие хорошие книги, в дикаря с дубиной можно наблюдать в прямой онлайн-трансляции. Если вы думаете, что с Вами так произойти не может, то есть ненулевая вероятность, что это происходит с Вами прямо сейчас. Все люди, которые выбирают путь ненависти и насилия – и оказываются в скоростном лифте в ад – всегда имеют для этого самые уважительные причины, благословение самых важных для них авторитетов, в том числе религиозных, самые священные и несомненные основания. Это ничего – абсолютно ничего – не меняет в том, что они попирают заповеди и отправляются в ад. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22,23).

http://pravmir.ru/mozhno-li-opravdat-ubi...

Как мы слышали в евангельском чтении, одна из этих немногих – Мария, сестра Лазаря (или, в других вариантах, женщина-блудница), которая помазала Господа миром, и когда Иуда сказал, что лучше бы это миро продать и раздать нищим, Господь ответил: Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда ( Ин.12:7–8 ). Сердечное понимание того, что они сопровождают Господа на смерть, было присуще очень немногим людям, даже у апостолов оно было отнято. И череда арестов, поражений за поражениями, включая последнее поражение – позорную крестную смерть – была почти для всех невыносима. Поэтому также этот праздник является одновременно и трагическим недоразумением. И снова мы должны все применять к себе. Многие вчера причащались Святых Христовых Таин, для многих сердце стало Иерусалимом, в который посредством Тела и Крови входит Господь, и нужно внимать себе, своему внутреннему духовному устроению. Ведь когда мы слушаем слова молитвы, которую священник произносит, вынося Святую Чашу «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда», мы их слыша не слышим, потому что с Иудой себя не сравниваем. А напрасно, потому что как только в человеческом сердце возникает корысть любого рода, о чем я недавно говорил, это поворачивает нас против Господа и духовно делает предателями пути, на который мы призваны. И в этом отношении мы сами, хотя внешне будем очень благоговейно, искренно участвовать в предстоящих богослужениях, реально можем оказаться духовно не среди тех, кто прошел Голгофу до конца. И, конечно, богословское, или символическое, значение входа в Иерусалим, как нам объясняют святые отцы, в том состоит, что осленок, на котором восседал Господь, или ослица, символизирует падшую человеческую природу, тварное, да еще и падшее человеческое естество. Как осел – упрямое, гордое, противящееся животное, таково и человеческое естество, которое без нарушения его свободы принял на Себя Господь, чтобы искупить его и спасти. Есть легенда, повествующая о том, что когда Господь, сидящий на ослице, входил в Иерусалим, то ослица размышляла сама в себе таким образом: «Смотри-ка, мне под ноги бросают одежды, меня приветствуют радостными криками, меня встречают финиковыми ветвями, значит, я тоже ничего себе.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Как Талмуд, так и многие толкователи считают составителем книги пророка Самуила . Этот рассказ — не легенда. Кому пришла бы в голову мысль сочинить эпизод из жизни Израиля, в котором нет прославления ни вельможи, ни царского дома, ни геройских поступков. Здесь описывается самая обычная простая жизнь иудейских крестьян, которые попали в тяжелое положение и с которыми происходят различные события, подобные тем, что могли происходить во многих семьях. Можно предположить, что составителем этой книги был тот, кто склонен выбрать то, что миру кажется неразумным и слабым. Он как бы сказал миру: вот где истина — в простых, любящих, добрых сердцах. Достоверность этой книги подтверждается ап. Матфеем, который упоминает Руфь, Вооза, Давида и Иессея (Мф. 1:5). Эта книга по своей значимости — одна из самых важных с точки зрения понимания промыслительного действия Божия, проявления милосердия Божия по отношению не только к Израилю, но ко всем окружающим народам. Именно Он — Господь вдов и сирот — призывает к себе всех, без исключения. Историей двух бедных одиноких женщин начинается история дома Давидова, из которого впоследствии произойдет Мессия, Спаситель Израиля. Кроме того, Господь свидетельствует нам, что Он не связан кровью с определенной расой, что Его милосердие и всемогущество простираются на всех людей. Родословие Спасителя включает в себя и моавитян, что исключает узко племенной, если можно так выразиться, взгляд на Него. И это не случайно.   Книга состоит из трех разделов . Первый  — это избрание веры, второй  — пребывание в вере, третий  — награждение веры. Все три раздела пронизаны мыслью о чистой доброй вере, а общее слово для всей книги — закон ужичества , или выкуп . Ноеминь после смерти мужа решает вернуться в Вифлеем и дает возможность своим невесткам выбрать: либо идти с нею, либо вернуться к своим близким.   «Вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к богам своим , — говорит Ноеминь Руфи, — возвратись и ты вслед за невесткою твоею» . Но Руфь говорит: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду; и где ты будешь жить, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там я умру и погребена буду»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Когда все это было исполнено, отправилась Евдоксия дева, сестра царя, со своими евнухами и девственницами, взойдя на другие три колесницы, которые стратилат приготовил для сестры царя, потому что царь сделал ее царицей и возложил на нее венец царства. Спустя три месяца она прибыла со всеми своими людьми, спросила о доме царя Давида и поселилась в нем с девственницами, которые с ней. Пришли же все комиты, и трибуны, и игемоны, и начальники все, и всякий, находящийся у власти, поклонялся царице и нес ей дары, золото и серебро многочисленное, ибо обильно (было) золото и серебро, которые они принесли ей. Спустя шесть дней после того, как она прибыла в Иерусалим, утром седьмого повелела царица захватить для нее иудеев, которые в Иерусалиме и Сионе. В первый день захватили двенадцать сотен иудеев, утром на другой день – половину десятка тысяч. Она заставила привести к себе их великих первосвященников. Сказала она им: «О великие иудеев, которых не удовлетворила их (собственная) слепота, но вы держите совет о вселенной, чтобы (и) ее сделать слепой. Ибо надлежало (бы) мне содрать с вас кожу, и снять ее с вашей головы, потому что вы бесстыдны! Что же мне сделать со святыней моего Господа Христа, Того, Которого вы распяли, положив во гроб, и Он воскрес в третий день? Где Его Гроб?». Они отвечали, говоря: «Наша госпожа царица, мы не знаем». Она велела, чтобы повесили их за голову. Когда же их повесили, закричал один из них, имя которого Иоиль, книжник и пресвитер их синагоги, говоря: «Возьмите меня к царице, и я скажу ей все, о чем она спрашивает». Когда привели его к ней, со связанными за спиной руками и с большой железной цепью весом около пятидесяти фунтов на шее, он не мог поднять своей головы. Сказал он так: «О царица, живи вечно, ибо я знаю, что ты боишься Бога, поэтому ты ищешь Гроб Христов. Ибо уже триста шестьдесят пять лет (прошло) с того дня, когда Он восстал из мертвых. И вот наши отцы дали эту заповедь, чтобы покрыть Гроб Иисуса. Сжалься над нами, и мы скажем тебе то, о чем ты спрашиваешь». Она приказала, чтобы спустили (и) других (подвешенных). И сняли цепи с шеи Иоиля книжника. Когда же его сердце укрепилось, сказал он ей: «Моя госпожа, царица вселенной, вот родственник Спасителя Иисуса Христа по плоти, из колена Иуды, которому сто пятьдесят лет. Он – пресвитер христиан, имя его Иаков, подобно имени Иакова брата Господа, он скажет тебе все».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Когда услышала (все это) блаженная Илария, она совсем утешилась и помолилась святому Марку, говоря: «Будь мне помощником и направь меня, потому что я – чужестранка и не знаю ни одного человека в этом городе». Когда же завершили богослужение, она направила свой путь к одному благочестивому диакону, имя которого Феодор. Сказала она ему: «Мой брат диакон, я хочу, чтобы ты пошел со мной в Скит, 572 я заплачу тебе, потому что я хочу пойти туда, чтобы помолиться, ибо я пришел из Византия для этого дела, но я не знаю дороги». Ответил ей диакон: «Господин телохранитель, вот (уже) долгое время я хочу пойти в то место и помолиться, но мое нерадение и (всякие) заботы до сего времени препятствовали мне. Наверное, это – указание Бога, что ты пришел, чтобы я шел с тобой. Но сегодня воскресенье, пойдем и поедим вместе, а утром по воле Божьей пойдем». Блаженная сказала ему: «Добро, хорошо слово, которое ты сказал. Возьми этот олокоттин, 573 купи нам необходимое. Остальное же мы потратим на нас в дороге». Диакон исполнил ее желание и взял у нее номисму. 574 Они поели вместе в день тот. Наутро они наняли животных и сели на них. Они прибыли в святилище апы Мены, а после этого прибыли в Скит. Они спросили, где церковь , и им указали ее. И когда сообщили весть пресвитеру святому апе Памбо: «Вот телохранитель из Ракоте прибыл с диаконом, и они желают встретиться с тобой», то он приказал, чтобы ввели их, и помолился с ними, согласно обычаю братьев. И когда они сели, он говорил им полезное для их души. Блаженная же Илария заговорила с апой Памбо пресвитером, говоря: «Я хочу, мой отец, чтобы ты сделал меня монахом и чтобы я остался с тобой». Святой сказал ей: «Мой сын, нельзя тебе оставаться у нас, ибо ты воспитан в телесном довольстве, но, если ты хочешь стать монахом, ступай в Энатон, 575 это место покоя, ибо там много людей, которые стали монахами, будучи весьма богатыми, и они находят себе покой и утешение. Мы же удалены от Египта на сорок миль 576 и не встречаем много людей, только единицы (букв, «кроме как по одному»), которые приходят к нам ради любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Лев Жилле. Святой Албаний и цена ученичества ( Выступление в аббатстве св. Албания 2 июля 1955 г. на ежегодной литургии Содружества) © Lev Gillet. St. Alban and the cost of the discipleship. Sobornost, 1955-56. Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит... самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо, кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек? Лк 14:26-28 Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит... самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо, кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек? Лк 14:26-28 Эти слова Спасителя вполне можно назвать ценой ученичества. Они настолько ясны и вместе с тем настолько полны священным и страшным смыслом, что я не дерзну их толковать. Только ученик, несущий Крест своего Учителя, готовый умереть на нем, может быть в данном случае истолкователем. И такой ученик выходит ныне проповедовать вместо меня — святой, который был первомучеником британским и дал имя этому аббатству, английский патрон нашего Содружества, в честь которого мы ежегодно собираемся здесь — в поисках нового вдохновения. Жизнь святого Албания указывает нам на значимость евангельского выражения: ненавидеть свою жизнь, нести Крест, «вычислять издержки». Мы очень мало знаем о св. Албаний. С довольно большой долей вероятности мы можем сказать, что мученик Албаний пострадал за Христа в городе Веруламий около 304 г. Почитание этого мученика росло очень быстро и распространилось за пределы Британии . Албаний упоминается в 480 г. в житии епископа Германа Оксеррского в Галлии; столетием позже, в 580 г., его прославляет поэт Венанций Фортунат: Albanum egregium fecunda Britannia profert . Его почитали в Англии, Франции и Германии. Распространенное его жизнеописание составил в VIII в. Беда Достопочтенный . Конечно, благочестивая народная легенда об Албании связала с его именем множество рассказов, которые невозможно подтвердить исторически. Однако рисуемый ею образ Албания, трогающий сердца столь многих, дорог для нас. Икона не предполагает сходства; скорее она выражает в линиях и красках, более или менее символически, некоторые действия благодати и движения души. Традиционное представление об Албании — это яркий образ идеального ученика Христова, как его видела совесть британских христиан во время гонений и на заре Средневековья. Именно этот образ сегодня перед нашим умственным взором. О чем он нам говорит?

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Мать Моисея, Иохавед, не в состоянии будучи скрывать Моисея дома, положила его в осмоленный ящик и пустила в реку. Дочь фараона, нашедшая Моисея и взявшая его к себе на воспитание в Яшар называется Батия (Bathia). Приведенный выше рассказ Иосифа Флавия о короне передается в Яшар в следующем виде. Однажды во время стола, за которым сидели фараон, его царица и дочь, державшая на коленях Моисея, и множество знатных вельмож, Моисей вдруг протянул руку к короне фараона, взял её и надел на себя. Пораженный этим, фараон обратился к вельможам и спросил: чего заслуживает Моисей за такую дерзость? Волхв Валаам напомнил фараону виденный им прежде сон, и указывая на то, что Моисей происходит из еврейского рода, посоветовал убить его. Но дочь фараона вступилась за него и по её просьбе, фараон приказал собраться самым опытным судьям своим, чтобы решить, заслуживает ли смерти это дитя за свою смелость. Когда судьи собрались, между ними поместился ангел Божий, принявши на себя вид одного вельможи, и сказал фараону: «дитя еще не в таком возрасте, (Моисею тогда был 3-й год), чтобы могло различать предметы; чтобы убедиться в этом, прикажи принести корзину с драгоценными камнями и сосуд с горячими углями». Когда это было сделано, Моисей протянул было руку к алмазам, но ангел невидимо направил её к горячим углям; Моисей взял уголь в рот и прижег себе язык; это заставило судей признать его невинным. 103 Таким сказанием иудеи объясняют известные слова Моисея к Богу о своем косноязычии: Господи! человек я не речистый и таков был и вчера и третьего дня... я тяжело говорю и косноязычен ( Исх. 4:10 ). В Библии ничего не сказано о жизни Моисея до того времени, когда он, после убиения египтянина, ушел в Мадиам и поселился у Иофора ( Исх. 2:11–15 ). Легенда воспользовалась этим пробелом и наполнила его разными сказаниями. Мы видели, что Иосиф Флавий рассказывает о походе Моисея против эфиопского царя и женитьбе его на дочери этого царя, Фарве. В Яшар это изображается в следующем виде. Живя при дворе фараона, Моисей часто ходил в Гесем, где жили его родственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Мир не борется за него, и он не волнует историю. Единственная историческая сила — это хлеб земной. Хлеб же небесный не вовлекается и не включается в историческое мировое действо. Так что же это такое — этот новый способ удовлетворения жажды? Что это такое — хлеб небесный? Каково его значение и смысл? Имеет ли инквизитор хоть какие-то основания для того, чтобы дар, который Христос принес людям, отодвигать куда-то на окраину их жизни, а в ее центре устанавливать хлеб земной? В христианском Откровении, на котором основывается вся легенда Достоевского, проблема хлеба присутствует постоянно. В самом первом благодатном состоянии человека мы находим символическое «дерево жизни», которое «произрастил Господь Бог» «посреди рая (Быт., 2, 9) и питаясь плодами которого, человек мог бы жить вечно (Быт., 3, 22). Это дерево жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр., 22, 2) вновь появится тогда, когда человек будет находиться в преображенном, окончательно довершенном и очищенном состоянии. Между этими двумя полюсами — между раем и небесами — стоит Христос, обещая хлеб небесный: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей будет жить вовек» (Иоанн, 6, 48-51). Таким образом, хлеб как условие человеческой жизненности неким загадочным способом тесно связан со всем христианским Откровением. Он появляется и в начале человеческого существования (рай), и в его процессе (история), и в его преображенном состоянии (небо). Символические образы Откровения отчетливо говорят нам о том, что человек постоянно нуждается в объективном, рядом с ним находящемся объекте, который он смог бы вобрать в себя и благодаря которому мог бы быть и раскрываться. Это содержание должно быть во всякой форме человеческого существования: будь то невинный первобытный рай, или тяжелой поступью ступающая история, или, наконец, непорочное небо. Первые люди, совершив преступление, утратили непорочную форму существования, тем самым утратив и то изначальное дерево жизни, которое гарантировало им бессмертие. Попав в историю, они обрели только хлеб земной, только материальное содержание, которое, правда, могло поддерживать их плотское существование, но обессмертить это существование оно не могло. Сверхприродное содержание, дающее бессмертие, было уже утрачено. История человечества превратилась в арену постоянно беснующейся смерти. Однако Христос пришел в мир для того, чтобы уничтожить первородный грех и выпрямить искаженную форму человеческого существования. Одной из главных задач Христа было возвращение людям того сверхприродного содержания, которое поддержало бы жизнеспособность их духа и сущностно защитило бы их от смерти. Поэтому проблема хлеба оказалась в центре подвига Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010