И ответ этот был бы, безусловно, искренним. Однако мало было построить Храм — нужно было еще изготовить различные храмовые аксессуары для богослужения. Причем аксессуары эти должны были поражать воображение не меньше, чем внутренняя отделка Храма; каждый из них должен был представлять собой подлинное произведение искусства. Но мастеров, способных работать с металлом на таком уровне, у Соломона опять-таки не было. И ему снова пришлось обращаться за помощью к своему другу и союзнику царю Хираму. «И послал царь Соломон, и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы…» ( 3Цар. 7:13-14 ). Так в Библии впервые возникает фигура не царя, а мастера Хирама — культовая фигура в идеологии и мифологеме масонства. Как известно, масонская легенда представляет Хирама Абифа, как его называют представители этого тайного общества, главным архитектором Храма, руководителем его строительства и, одновременно, мастером, который собственными руками сделал многие сакральные аксессуары, предназначавшиеся для храмовой службы. Хирам Абиф, соперничавший с Соломоном в мудрости и знании тайн мироздания, продолжает эта легенда, был убит тремя своими учениками. Это предание о Хираме и его убийстве лежит в основе ритуала посвящения в масоны. Однако ни текст первоисточников, ни устные еврейские предания не дают никаких оснований для такого мифотворчества. Третья книга Царств, как мы видели, говорит о Хираме как об искусном скульпторе и литейщике, умеющем делать «всякие вещи из меди» — и не более того. Некоторые комментаторы акцентируют внимание читателей на словах «из меди». Значит, делают они вывод, многочисленные работы с золотом выполнял какой-то другой мастер. Правда, Вторая книга Паралипоменон представляет дело несколько иначе. Согласно его автору, царь Хирам сам, по собственной инициативе, направил к Соломону своего тезку, который умел работать не только с медью, но и почти со всеми известными в то время материалами:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

Иисус говорил, что все это напоминает Ему детскую песенку: Мы играли вам на свирели, а вы не плясали, мы пели вам печальные песни, а вы не били себя в грудь. В самом деле: «Пришел Иоанн, и не ест, и не пьет, и говорят: “в нем бес”; пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: “вот человек, любящий есть и пить вино, друг мытарей и грешников» 193 . Однако, повторяем, далеко не все фарисеи были ограниченными и узкими начетчиками. И среди них находилось немало людей живой и искренней веры, и среди них поднимались голоса протеста против ханжества и лицемерия 194 . Поэтому первая проповедь Христа в Иерусалиме произвела на некоторых законников глубокое впечатление. Во главе фарисеев стоял в то время внук Гиллеля Гамалиил. Из Деяний известно, что он проявил большую терпимость к новому учению, а многие фарисеи, воспитанные им, влились впоследствии в новозаветную Церковь . Сложилась даже легенда, что в конце жизни Гамалиил стал христианином и принял мученическую смерть. Эта легенда, безусловно, вымысел, но само ее появление не случайно 195 . У раввинов была поговорка: “Слова человека, в котором есть страх Божий, будут услышаны” 196 . Исцеления, совершенные Иисусом, заставили наиболее честных из фарисеев задуматься. От их лица к Нему пришел для беседы Никодим , член Совета старейшин. Но он предпочел встретиться с Иисусом ночью, чтобы не вызвать насмешек у более строгих собратьев 197 . - Равви! – сказал он, войдя в дом. – Мы знаем, что Ты от Бога пришел Учителем, ибо никто не творит те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним. - Истинно, истинно говорю тебе, – ответил Иисус, – если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия (то есть мало признать Иисуса – нужен духовный переворот, изменяющий жизнь). - Как может человек родиться, будучи стар? – не понял Никодим. – Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться? - Если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Ирод убил множество народа. Это был человек чрезвычайно жестокий и чрезвычайно подозрительный. Я недавно столкнулся с такими утверждениями, что вот знаете, про такого злого человека, наверное, будут складывать легенды, которые преувеличивают его злодеяния, и, наверное, к этому относится легенда об убитых младенцах. На самом деле довольно странная логика, потому что если убийство младенцев превосходно вписывается в то, что мы знаем о характере Ирода — то, что он был, во-первых, чудовищно жестокий человек, абсолютно «без тормозов»; а во-вторых, он был болезненно подозрительный — это не значит, что всё это легенда. Но мы видим, как здесь волхвы сначала толкнулись к Ироду, потом Ирод их послал разведать о Младенце — они приходят к Младенцу, тут Ангел Господень предупреждает Иосифа, и очевидно, это достаточно сразу всё происходит. Иосиф бежит в Египет ночью, то есть это некое внезапное бегство, которое происходит практически сразу же после посещения волхвов. Посещают одни в доме, говорится точно: «войдя в дом». Читаем повествование о Рождестве у Луки: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. То есть мы видим, что здесь Рождество происходит в яслях, потому что не было им места в гостинице — так традиционно изображается в вертепе. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем. И мы читаем, как Господа Иисуса встречает Симеон, и он произносит свое «Ныне отпущаеши» — то, что потом стало церковным гимном, очень часто который поется в Церкви. И на это нам говорят: тут, по крайней мере, два противоречия. У Матфея мы читаем, что Младенец Иисус находится в доме, волхвы приходят поклониться в дом; у Луки мы читаем, что Господь Иисус родился в яслях — не было места им в гостинице, и мы читаем, что после этого совершается обрезание Господне, после этого они идут в храм, где в храме Господа Иисуса посвящают Богу.

http://azbyka.ru/protivorechiya-biblii

Но тщетно стали бы мы искать на это ответа в богословии, его нет и не было в течение веков. Событием этим овладела благочестивая легенда о Св. Граале, которою отозвался на него религиозный гений западного христианства, преимущественно Англии. Ей именно усвоила легенда честь принятия в свою землю святой чаши, в которую, согласно преданию, излилась честная Кровь, излившаяся из ребра Иисусова. В эту чашу собрал ее у Креста, согласно преданию, св. Иосиф Аримафейский. Восточное христианство до сих пор оставляет также без истолкования эту черту повествования о смерти Спасителя, которая, конечно, по меньшей мере, так же важна и драгоценна, как и все остальные. Правда, упоминание о нем введено в евхаристическую символику, именно: в последовании проскомидии эти евангельские слова произносятся при «прободении» Агнца копием, что сопровождается вливанием вина в евхаристическую чашу. Однако очевидно, что эта символика берет событие лишь с внешней стороны, само же по себе оно евхаристического значения не имеет и с Тайной Вечерей не связано. Спрашивается, что же содержится в автентичном (автентичный (устар.) — аутентичный. — Прим. ред. ) истолковании рассматриваемого события, в истинности которого с такой исключительной настойчивостью заверяет Евангелист на основании приводимых им двух ветхозаветных текстов. Первый из них, из 12-й главы Исход, целиком относящийся к установлениям относительно пасхального агнца, очевидно, имеет подтвердить жертвенный характер смерти Христовой как Агнца Божия: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грех мира» (пасхальный гимн). В символике же несокрушения костей здесь можно прозревать и указание на то, что каждый состав, определяющий собой строение тела, сохраняется нерушимым, даже когда съедается мясо. Агнец-Христос пребывает в каком-то особом смысле в среде народа Своего. Другой же текст относится к мессианскому пророчеству об Израиле и его прославлении, именно царственному величию дома Давида и его служению: Дом Давидов будет как Бог, как Ангел Господень пред ними. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенц е (Зах 12:8, 10). Общий контекст, из которого берется пророчество, относится к земному царству Израиля, дома Давидова, который как бы воплощается в одном лице, и таковым для Евангелиста является Христос.

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Также это слово означает и «разврат», развратные действия какие-то. Или заигрывание мужа с собственной женою (см.: Быт 26:8 ). Поэтому нам трудно понять, бил ли он Исаака или нецеломудренно вел себя в его присутствии, но из контекста мы можем предположить, что верна одна легенда. Контекст мы увидим далее, а легенда, вот какая. Измаил, который был искусный стрелок из лука (см.: Быт 21:20 ), использовал маленького Исаака как мишень: заставлял его бегать за стрелами и постреливал в его сторону, рядышком с ним, над головою. И Сарра пришла в ужас, когда это увидела. Она увидела и испугалась! Далее мы увидим косвенное подтверждение этой легенде (см.: Быт. 21:16 ). Сарра начинает искать защиты у Авраама: « И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком » ( Быт. 21:10 ). Вот здесь пропадает имя Агари, и сын ее не называется Измаилом. Но что более важно для нас в 12-м стихе: Бог не называет Агарь по имени и Измаила не называет по имени! Потеря имени в тексте означает гнев Божий. Сарра говорит Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» ( Быт. 21:10 ). И вот за то, что она себя так ведет – вы помните, что когда-то она прогнала беременную Агарь, а здесь она уже изгоняет Агарь с ее сыном! – последовало наказание Божие: с тех пор арабы будут гонять евреев, всегда будут над ними превозноситься и теснить их! И есть пророчество, что восстанут они – будет как бы арабское восстание – и накажут тех, кто господствовал над ними (см.: Быт. 27:40 ). « И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила] » ( Быт. 21:11 ). Аврааму неприятно то, что Сарра требует, чтобы он прогнал Агарь и его первенца, его сына. Ему это неприятно. Я знаю одну семью в Москве: у одного молодого христианина второй брак, и его вторая жена запрещала и запрещает ему видеться с сыном от первой жены. И когда я это узнал, я очень испугался за ребенка, который родился от второго брака у этого человека, потому что он мне родственник. И ребенок от второй жены заболел, у него возникли проблемы со здоровьем, сахарный диабет. А от первой жены – здоровенький, крепенький бегает, сообразительный такой, смышленый.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. Шестая чаша вызывает иссушение реки Евфрат, открывшее восточным ордам возможность разрушительного похода на запад. В Ветхом Завете иссушение вод часто служит знаком силы Божьей. Так было на Чермном море, когда «гнал Господь море… и сделал море сушею» ( Исх.14:21 ). Так же было и с рекою Иордан, когда народ переходил реку под руководством Иисуса Навина: «Все сыны Израилевы переходили по суше» ( Нав.3:17 ). В Книге пророка Иеремии Бог в гневе своем угрожает: «И осушу море его, и иссушу каналы его» ( Иер.51:36 ). «И иссякнут все глубины реки», – говорит пророк Захария ( Зах.10:11 ). Возможно, что здесь Иоанн вспоминает другое знаменитое историческое событие. Греческий историк Геродот сообщает, что персидский царь Кир взял Вавилон, осушив Евфрат, который протекал как раз через центр города. Кир тайно отвел воды реки в озеро. Русло Евфрата, проходившее через центр города, стало сухой дорогой, и по этой дороге персы вошли в Вавилон и взяли город 53 . Во времена, когда была написана книга Апокалипсис, самым грозным врагом Рима было Парфянское царство, располагавшееся за Евфратом, который был традиционной границей Римской империи. Парфянская конница была самым страшным родом войск тогдашнего мира. Мысль о том, что парфянская конница может перейти через Евфрат, вселяла страх и ужас. Кроме того, как уже обсуждалось в связи с главой 13, в то время бытовала легенда о том, что император Нерон не погиб, но бежал к парфянам. Оттуда, из Парфии, ожидали возвращения «Нерона воскресшего», который в Апокалипсисе символизирует самого антихриста. Вторжение антихриста ожидалось из-за Евфрата. б) Шестая чаша гнева ( Откр.16:13–16 ) 13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: 14 это – бесовские душ, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

13:34 ). В Ветхом Завете уже имелась заповедь о любви к ближнему: «…люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ). Но сказанная Господом заповедь действительно новая, потому что в корне меняет сущность того, как должно любить: не «как самого себя», но «как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А это значит — любить больше, чем самого себя, лучше сказать — вместо самого себя. Бог призывает человека уподобиться Ему в любви, и через это уподобление человек достигает единства с Богом. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Можно сказать, что высшее богоподобие человека заключается отнюдь не в том, что у него есть разум, воля, сознание и т.п., а в том, что человек способен любить так, как любит Бог. Человек может быть разумным, волевым, сознательным, но если он теряет способность жертвовать собой ради ближнего — он утрачивает образ Божий в себе и перестает быть истинным человеком. Не даром и апостол Иоанн Богослов говорит: «…не любящий брата пребывает в смерти.» ( 1Ин.3:14 ) «Бог есть любовь», и человек, чтобы обрести единство с Богом, призван стать такой же любовью. 9. Агасфер «Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь». А. П. Чехов В средние века в христианском мире получила широкое распространение легенда о некотором еврее из Иерусалима, который грубыми словами оскорбил Христа, несшего Крест на Голгофу, а по некоторым версиям — оттолкнул или даже ударил Спасителя, когда Тот в изнеможении не в силах был продолжать путь. В наказание этот еврей по своим же словам был осуждён на скитание по земле до Второго при шествия и вечное презрение со стороны людей. Этот человек назывался в Англии Картафилусом, в Италии — Боттадио (или Бутадеус, т.е. ударивший Бога), во Франции и Бельгии — Исааком Лакедемом, а в бретонских легендах — Будедео (толкнувший Бога). В одной из немецких народных книг его называют Агасфером. Это имя получило наибольшее распространение, позже появилось и другое наименование — Вечный Жид.

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

163 Легенды о святых приводят много примеров, когда животные слушались голоса благочестивых людей; жизнь св. Франциска дает очень много случаев этого рода. Св. Сергий Радонежский заклял змей в местах, где пас скот. Св. Серафим Саровский кормил из своих рук хищного медведя 164 Цитируется по Вульгате пророчество Исаии; в русском синодальном переводе: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис. 65,25 ). 165 Мартын Поляк в своей хронике (издана в Анвере в 1574 г.) приводит все необычайные обстоятельства бегства в Египет; он говорит, что драконов, вышедших из пещеры, было два; что лев, утратив всю свою свирепость, сопровождал беглецов до середины городов египетских; он не забывает и чуда склонившегося дерева. Созомен также рассказывает о нем в V книге своей Истории. По одной испанской легенде, деревом завладел демон, чтобы получать поклонение от народа; когда Иисус Христос приблизился, нечистый дух был изгнан и брошен в бездну; тогда дерево склонилось, чтобы принести благодарность Господу. В «Письмах об Исландии» Мармье есть следующая северная легенда: однажды Христос, окруженный облаками своей славы, проходил священные леса древних германцев, и все деревья склонялись перед Ним, чтобы воздать почесть Его Божественности. Один тополь в своей высокомерной гордыне остался прямым, и Христос сказал ему: «За то, что ты не хотел склониться передо Мной, ты будешь вечно нагибаться от утреннего и вечернего ветра». (Примеч. пер.) 167 Иногда есть указание на количество идолов: 355, 340 и 365; судя по числам, за ними стоят календарные подсчеты. Ср. об аналогичном событии Евангелие младенчества, гл. 10–12. 168 Пророчество пророка Исаии о Египте; в русском синодальном переводе: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Ис.19, 1 ). 169 С этой главы идет уже второй апокриф, составляющий как бы вторую часть и озаглавленный «О чудесах детства Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

188 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 8-13). 189 «О духовном сословии часто говорят пренебрежительно, и это давняя традиция. Но каковы бы ни были недостатки его, в этой среде так обыкновенно встречаются люди праведные, люди поистине Божьи, и это гораздо удивительней… Обыкновенный русский священник — не проповедник, не миссионер, но он человек, как правило, незамутненной, неколебимой веры. Конечно, он не всегда умеет жить по ней, но ему самому в ней как-то привольно, в ней ему хорошо, и вот к этой щедрой, раздольной „естественности“ своей веры он — не навязчиво, ненароком — умеет приобщить и других. У него нет особых трудностей с „демифологизацией“, и его не точит сомнение в полезности его жизненного дела. Скорее уж следовало бы упрекнуть его в избытке благодушия перед лицом наседающего атеистического мира. За его плечами стоит полнокровный, глубоко укоренившийся в душе литургический опыт, и о него разбиваются многие беды и житейские неурядицы. И мало кто из людей так конкретно чувствует свою пригодность, свою необходимость другим, ближним, и это чувство как нельзя более характерно именно для сегодняшнего дня и для наших условий» ( Зелинский В . Приходящие в Церковь. — Париж, 1983, сс. 120–121). 190 Розанов В. В . Личность отца Иоанна Кронштадтского.//Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. — М., 1996, с. 533. 191 Цит.: Henri de Lubac . Paradoxes. — Paris, 1959, p. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

30). Такова хрия г. Розанова . Хрия есть такое ученическое упражнение, которое необходимо предполагает совершенно пассивное отношение автора к теме. Последняя ему дана, как положение, его критике не подлежащее; задача ученика —461— доказать его истинность и возможное дело, что учитель, оставшись доволен выполненною задачей, на следующий же день даст тему для новой хрии, по содержанию прямо противоположную: ученик обязан с такой же ревностью стараться доказывать и эту тему. Такая умственная гимнастика при злоупотреблении или неопытности учителя может привести к весьма зловредным последствиям – приучить к софистике. Но в руках опытного преподавателя такая гимнастика приведёт к несомненно доброй цели – она разовьёт навык к критике доказательств и к осмотрительности в выборе напр. фактов или примеров представляемых в качестве аргументов. Представим теперь на минуту, что и г. Розанов не сам сочинил тему, а получил её в готовом виде; на долю его выпало только сочинить приступ и подобрать доказательства. Что же? Как он исполнил эту ученическую работу? Какова его хрия? Как мы знаем, исходной точкой его приступа служит положение: Иродова легенда – (или исторический факт) – уникум: для неё нет повторений в истории. Вот базис всего приступа и всего каламбура. Каково это положение (тезис)? В книге Исход I, 16 читаем: „И сказал (фараон) им (повивальным бабкам): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если (будет) дочь, то пусть живёт“. Исх.1:22 : „Тогда фараон всему народу повелел, говоря: всякого новорождённого (у евреев) сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. Исх.11:4–6 : „И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду по среди Египта. И умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не было и какого не будет более“. Этого указания достаточно для того, чтобы разлетелась вся хрия Розанова: учитель его несомненно поставил бы ему 1 или и кроме того за незнание священной истории сделал бы надлежащее отеческое внушение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010