В 1948 г. были нормализованы отношения между Сербской Патриархией и Румынской, которая извинилась за свое участие в хиротонии епископа неканоничной Хорватской Православной Церкви. В это время, согласно югославской переписи 1948 г., в области Банат проживало 60 тыс. православных румын, объединенных в 40 приходов. В расположенной на территории Румынии части Банатской епархии Сербской Православной Церкви имелось несколько десятков сербских общин с 50-60 тыс. прихожанам. [lxvi] В июне 1950 г. Патриарх Юстиниан второй раз посетил СССР, приняв участие в день Святой Троицы в церковных торжествах, происходивших в Троице-Сергиевой Лавре, и в том же году два представителя Румынской Церкви приезжали в Москву за благовонным веществом для изготовления Святого Мира. 23 июля 1951 г. Румынский Патриарх в числе собравшихся в Троице-Сергиевой Лавре предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей обратился к христианам всего мира с призывом умножить свои усилия в деле защиты мира и осудил действия агрессивных государств во главе с США в связи с Корейской войной. [lxvii] В сентябре 1954 г. Богословские институты в Бухаресте и Сибиу вручили митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) ученую степень доктора богословия. 5/18 июля 1955 г., в день памяти основателя Троице-Сергиевой Лавры прп. Сергия Радонежского, Патриарх Юстиниан в сопровождении епископов и пресвитеров Румынской Церкви участвовал в церковных торжествах в Лавре. В свою очередь, в октябре 1955 г. делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) принимала участие в торжествах по поводу 70-летия автокефалии, 30-летия Патриаршества Румынской Церкви и прославления новоканонизированных румынских святых. В декабре 1955 г. посетивший Румынию по приглашению Клужского протестантского богословского института митрополит Николай (Ярушевич) вновь встречался с Патриархом Юстинианом. [lxviii] Активные контакты Румынской и Русской Церквей продолжались и в дальнейшем.

http://bogoslov.ru/article/656598

Между иерархами Сербской Церкви возникло противостояние по поводу визита Папы Римского в Сербию 27 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Греческие и сербские аналитики отмечают, что среди иерархов Сербской Церкви существует скрытое противостояние по поводу визита римского папы Бенедикта XVI в Сербию, который понтифик предварительно планирует совершить в 2013 г., чтобы отметить 1700-летие принятия Миланского эдикта. Белград. 27 апреля. ПРАВМИР — Греческие и сербские аналитики отмечают, что среди иерархов Сербской Церкви существует скрытое противостояние по поводу визита Папы Бенедикта XVI в Сербию, который понтифик предварительно планирует совершить в 2013 г., чтобы отметить 1700-летие принятия Миланского эдикта. В мае этого года Архиерейский Собор Сербской Церкви в числе прочих вопросов должен будет определиться и со своей позицией относительно этого готовящегося визита. По сведениям греческого информационного агентства Romfea.gr, иерархи Сербской Церкви разделились во мнениях относительно полезности папского визита для сербского Православия. Решительно против визита визита Римского Папы выступают митрополит Дабро-Боснийский Николай и епископы Баня-Лукский Ефрем, Банатский Никанор и Зворницко-Тузлинский Василий. За папский визит и вообще за широкий диалог с Римско-Католической Церковью стоят Патриарх Ириней, а также епископы Ириней Бачский и Афанасий (бывший еп. Захумско-Герцеговинский). Ввиду сложившейся ситуации, принять единое решение на предстоящем Архиерейском Соборе по вопросу визита Папы будет весьма непросто. По словам сербского аналитика, на Собор может оказать влияние и позиция Русской Православной Церкви, которая выступает против папского визита в Сербию. По материалам агентства romfea.gr Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/mezhdu-ierarxami-serbs...

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий отправился в Верхотурье Екатеринбург, 6 февраля 2004 г. 5 февраля на Урал с паломническим визитом прибыл член Священного Синода Сербской Православной Церкви Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Сербская Православная Церковь - одна из братских поместных церквей Вселенского Православия. Первое массовое крещение сербов произошло в 610-м году, почти за четыреста лет до крещения Руси. В настоящее время в Сербской Церкви насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около1900 священников, и более 1200 монашествующих Митрополит Амфилохий родился на праздник Рождества Христова, 7 января 1938 года. Закончил Белградскую духовную семинарию. Затем поступил на Богословский факультет. Параллельно изучал классическую филологию на философском факультете. Последипломное обучение проходил в Берне и Риме. Затем продолжил учебу в Греции, где прожил семь лет. Здесь же он принял монашеский постриг и был рукоположен в священнический сан. Во время учебы в Греции на Богословском факультете Афинского университета защитил докторскую диссертацию. После года, проведенного на Святой горе Афон, иеромонах Амфилохий становится профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Вернувшись в Югославию, в 1976 году, назначается доцентом, а затем профессором на кафедре Православной педагогики Богословского факультета в Белграде. В мае 1985 года был возведен во епископа Банатского, а 30 декабря 1991-го - на кафедру Черногорско-Приморской митрополии. Митрополит Амфилохий владеет греческим, русским, итальянским, немецким и французским языками, является автором целого ряда богословских работ, занимается переводческой деятельностью. Владыка состоит членом Союза писателей Сербии и Черногории и является активным общественным деятелем своей страны. Первый из пяти дней пребывания Сербского иерарха на Уральской земле начался с посещения монастыря в честь Всемилостивого Спаса на Елизавете. Здесь покоятся честные мощи преподобного Василиска Сибирского и пребывает часть мощей Праведного Симеона.

http://pravoslavie.ru/8879.html

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена. Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года в день памяти владыки Николая. После заупокойной литургии, которую служили местный епископ Шабацко-Вальевский Иоанн (Велимирович) и епископ Вршацко-Банатский Амфилохий (Радович) был пропет тропарь святителю Николаю. К этому дню сестры монастыря Челие написали его икону. 3 мая 1991 года освободившаяся от ярма безбожия Сербия вернула себе как святыню мощи святого Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество, и этот день был также внесен в церковный календарь. Мощи святителя покоятся в храме его родного села Лелич . Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви. Молитвы Тропарь, глас 8 Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему. Кондак, глас 3 Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

http://drevo-info.ru/articles/3185.html

Из тех же времен и характеристика Сербии как одного большого монастыря, которую дал Григорий Цамблак, а она особенно важна потому, что указывает на значение монастырей и монашества для сербского Православия и сербской духовной жизни. Об этом тоже можно было бы говорить пространнее, но на данный момент подчеркнем лишь значение того продолжительного и в течение веков непрерывного опыта влияния на сербов Афонской Святой Горы, особенно сербского монастыря Хиландар, который был и остается питомником сербской духовности вплоть до наших дней (сейчас у сербов вновь оживились и участились паломничества в Хиландар и на Святую Гору, равно как и в Иерусалим и на Святую Землю, где сербы веками имели свои монастыри, а из монастыря Святого Саввы Освященного перенимали иерусалимскую духовность и богослужебную традицию). То же самое можно сказать о прочном влиянии сербских монастырей в отечестве (Жича, Студеница, Печ, Дечаны, Милешево, Тврдош, Раваница, Крка, Крушедол, Лепавина, Морача, Острог и др.), так что прав Владыка Николай, когда говорит, что “сербское Православие невозможно представить без монастырей, ибо в них сербский народ испокон веков учился правилу веры и образу кротости”. Поэтому не удивительно, что большинство сербских святых были монахами – как в давние времена (начиная со Святого Саввы, Святого Симеона, Святого Гавриила Лесновского, Иоанникия Девичского и иных), так и позднее (Святой Стефан Пиперский, Василий Острожский, Рафаил Банатский, игумен Паисий и диакон Аввакум и другие). Эта сербская верность и родственность восточному Православию, как своей Церкви и своим монастырям, была и поныне есть и у самого простого человека-серба, который “беднее всех, но и тверже всех в вере”, как говорил далматинец Пилипенда (герой писателя Симы Матавуля): “Помоги, святое и прекрасное мое Православие! Мне бы о тебе позаботиться, насколько могу. Когда околею, по мне все же зазвонит мой колокол и проводит меня мой (православный) священник”. ВЕРНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЮ И ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ Особый вид и вершина сербской верности Православию, т.е.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Церковь святого Иоанна Богослова (Бела-Црква) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Иоанна Богослова в Бела-Црква — православный храм Банатской епархии Сербской Православной Церкви в Воеводине. Также известная как Русская церковь. Содержание История [ править править код ] После Октябрьской революции около 75 тысяч русских эмигрантов нашли убежище в Королевстве Югославия, и город Бела-Црква (Белая Церковь) на востоке Сербии стал одним из крупнейших центров русской эмиграции. В межвоенный период в нем жило множество русских белоэмигрантов, здесь размещались: Крымский кадетский корпус, Донской Мариинский институт и детский приют под покровительством княгини Елены Петровны, сестры Короля Югославии, вдовы расстрелянного большевиками великого князя Иоанна Константиновича. Несколько лет работало в Белой Церкви также Николаевское кавалерийское училище. Как вспоминал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) : «Русские ходили по городу в своих военных одеждах; институтки гуляли парами, в белых пелеринках, и кадеты проходили по городу строем с оркестром, игравшим марши… Белая Церковь была чертой под Белой Россией». В Крымском корпусе и Донском институте действовали собственные домовые храмы. Русская колония городка молилась на ул. Гете, 80, в зале, где в начале 1920-х была устроена Георгиевская церковь. В ней часто служил замечательный архипастырь епископ Вениамин (Федченков) , живший в Шабацком монастыре . Он пригласил в Белую Церковь молодого монаха Иоанна (кн. Шаховского) , рукоположил его в священники, назначил настоятелем приходского храма и наставником в Пастырской школе. «В алтаре прислуживала престарелая, преданная Церкви раба Божия Евдокия . По праздникам прислуживали в алтаре кадеты, сыновья старосты, полковника и преподавателя русской литературы П. С. Савченко». Иеромонах Иоанн открыл в приходе небольшое издательство «Борьба за Церковь», которое выпускало духовно-миссионерские листки и брошюры. Он же стал инициатором постройки на пожертвования отдельного храма святого апостола Иоанна Богослова. «Жена одного из … русских офицеров, Г.И. Балицкая, с подписным от Церкви листом, пошла пешком по стране, по сербским деревням, со сбором на этот храм. Таков был ее подвиг».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

Их православная греческая вера в продолжение целых восьми веков, именно до конца прошедшего столетия (до 1791 г.), не была в указанных землях религией законно признанной и свободной (recepta), а только терпимой (tolerata) 239 , и терпимой не более как настолько, насколько это могло быть угодно правительству в каждое данное время 240 . Как людей, содержащих веру бесправную, их заставляли и принуждали платить десятину в пользу господствующего сначала католического, а потом кальвинского духовенства 241 ; как представители веры бесправной, их священники, быв лишены преимуществ своего церковного сана, обязаны были платить всякие государственные подати, а если служили в приходах, находившихся на землях помещиков, то, кроме того, и всякие оброки сим последним 242 . Не отличалось особенной терпимостью католическое правительство венгерских королей; но уже с совершенной нетерпимостью действовало потом кальвино-протестантское правительство трансильванских князей (принявших кальвинизм вместе с большинством мадьяров Трансильвании в noлobuhe XVI b.), которые дошли до того, что подчинили православного митрополита своему кальвинскому суперинтенденту и которые сочиняли и навязывали православным своего рода особенное, близкое к кальвинизму, православие (см. ниже), и при которых можно было выпросить дозволение построить или перестроить церковь только под условием, чтобы православная община обязалась не только платить десятину кальвинскому пастору, что она делала и без того, но также участвовать в содержании кальвинского школьного учителя и в поддержании кальвинских – пасторского дома, церкви и школы 243 . Вообще румыны трансильвано-банатские и венгерские в продолжение целых восьми веков должны были исповедовать православную веру при условиях едва ли даже не более тяжких, чем при каких содержали и содержат ее греки и славяне турецкие. Но несмотря на это, за исключением аристократии или дворянства, которое вело себя совершенно так, как наше дворянство юго-западной Руси под владением Польши, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Женский монастырь Месич Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Месич (серб. Манастир — женский монастырь Банатской епархии Сербской Православной Церкви в селе Месич общины Вршац Южно-Банатского округа Воеводины. Памятник культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Существует три легенды об основании монастыря. Согласно первой из них, обитель была основана в 1033 году учениками святых Кирилла и Мефодия . Согласно другой, монастырь основал в 1225 году хиландарский монах Арсений (Богданович), назначенный игуменом этого монастыря святым Саввой Сербским . Последняя гласит, что обитель основана деспотом Иоанном Бранковичем в конце XV века. Первым письменным упоминанием этого монастыря является катастих Печской патриархии за 1600-1666 года. В монастыре Месич находилась резиденция епископа Вршацкого Спиридона (Штибицы). В 1716 году турки разрушили монастырь и убили его насельников. После заключения Пожаревацкого мирного договора в 1718 году в Месич пришёл крушедольский иеромонах Моисей (Стефанович) и ещё несколько братьев. Ему удалось заручиться поддержкой российской императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей выделять монастырю 300 рублей в год. Также он привёз из России множество книг, икон и богослужебной утвари. В 1738 во время очередной австро-турецкой войны монастырь снова был разрушен, но уже в 1743 году он восстановлен игуменом Моисеем (Стефановичем). Тогда же монастырский храм был расписан художниками Петаром, Андреем и Йованом. С 1777 года настоятель монастыря носил титул архимандрита, что свидетельствует о важности монастыря. Первым архимандритом был Иоанн (Фелдвери-Йованович) с 1777 по 1785 год. В 1788 году монастырь был опять разрушен турками. Братия во главе с архимандритом Моисеем (Валевичем) и помощью епископа Иосифа (Йовановича-Шакабенты) приступила к восстановлению обители в 1792 году, но уже в 1793 году архимандрит Моисей умер. Восстановление монастыря было закончено в 1798 году. С 1840 по 1846 год был построен новый братский корпус. В 1892 году монастырь пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Церковь святого Феодора Вршацкого (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Феодора Вршацкого в Вршаце — православный храм Банатской епархии Сербской Православной Церкви Содержание История [ править править код ] Строительство храма началось в 1997 году: 2 ноября был освящен фундамент и привезен закладной камень из Сербской Лавры Хиландар на Афоне. 12 октября 2003 г. построенный храм был торжественно освящен епископом Жичским Хризостомом и епископ Захумско-Герцеговинский Григорией. Тогда же орденом Святого Саввы второй степени был награжден ктитор храма г-н Родолюб Драшкович. Роспись храма началась в 2002 году и продолжалась с перерывами около 9 месяцев. Фрески выполнили художники Жичской школы под руководством диакона Миодрага Томича. Иконостас был изготовлен из массива дуба по образцу иконостаса храма святого Димитрия в Салониках . Иконы в иконостасе – работа диакона Миодрага Томича и его учеников. Хоры устроены по образцу Хиландарской Лавры. За период с 2004 года по сегодняшний день были построены параклис, дом причта, фонтан, расписан склеп-усыпальница основателя храма (роспись выполнила Ружица Тодорович из Вршаца). Святыни [ править править код ] 10 октября 2012 г. храму святого Феодора Вршацкого была передана в дар копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, написанная в монастыре Хиландар . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Вршачки Брег, Vršac, Сербия Проезд: Вршац – небольшой город в границе с Румынией, расположен в 80 километрах от Белграда. Из Белграда в Вршац можно добраться на автобусе или автомобиле. Ежедневно до Вршаца отправляются несколько автобусных рейсов (актуальное расписание и стоимость билетов нужно уточнять на автостанции). Также в Сербии можно арендовать авто. Паломнику [ править править код ] Другие достопримечательности Вршаца: старинный собор Святого Николая Чудотворца (Саборна Црква) и Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске храм Успения Пресвятой Богородицы 18 века, монастырь Месич в одноименном селе близ Вршаца. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

В случае, если они этого не сделают, против них будет начат церковно-судебный процесс. «Все решения относящиеся к автономной Охридской Архиепископии, - подчеркивается в официальном сообщении, - приняты в духе православной экклесиологии, векового канонического порядка Церкви и братской любви, с великим уважением к национальным чувствам македонского народа и к государству Македонии». В связи c антиканоническим вмешательством болгарских раскольничьих епископов в жизнь Сербской Православной Церкви, в первую очередь Черногорско-Приморской митрополии, и поддержкой с их стороны черногорских раскольников, возглавляемых изверженным из сана бывшим клириком Константинопольского Патриархата Мирашем Дедеичем, Собор решил обратиться к Болгарской Православной Церкви и остальным Поместным Церквам с предложением о созыве всеправославного собора, с целью принятия соответствующих решений по этому вопросу, согласно канонам Церкви. Особое внимание в работе Собора было уделено вопросу духовного образования и катихизации в школах. Сербские архиереи призвали министерство просвещения республики Сербии начать общественное обсуждение по вопросу объявленной реформы государственного образования. Было принято решение о преобразовании двухгодичного Богословско-катехизаторского института в четырехлетний курс Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде . Одновременно на самом факультете основано еще пять курсов и одобрен новый план и программа обучения. Для «изучения вопроса реституции церковного имущества», Собор основал особый Правовой совет при Священном Синоде, «который в сотрудничестве с органами государственного объединения Сербии и Черногории должен подготовить соответственный закон для исправления великой несправедливости совершенной как в отношении Церкви так и в отношении многочисленных граждан насильственной национализацией и экспроприацией имущества», осуществленных новыми коммунистическими властями после Второй мировой войны. На Соборе произошли и некоторые административные перестановки. Была удовлетворена просьба находящегося на покое епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия (Евтича) об освобождении его от должности местоблюстителя Жичской епархии. Епископом Жичским избран епископ Банатский Хризостом, а на Банатскую кафедру назначен епископ Австралийско-Новозеландский Никанор. На Австралийско-Новозеландскую кафедру отправится архимандрит Милутин (Кнежевич), настоятель монастыря Каоне.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010