Не в последнюю очередь обращению О. к теме церковного пения способствовала возможность слышать подлинное древнее пение в старообрядческих и единоверческих храмах, получать с помощью представителей этой среды нужные для работы певч. рукописи (хранятся в рукописном собрании О. в РГБ, в копиях - в его фонде в ГЦММК). Среди его единомышленников были настоятель ц. св. Георгия на Всполье прот. Д. Разумовский, опубликовавший неск. работ по истории церковного пения, и пензенский помещик и любитель церковного пения Н. М. Потулов , к-рый под рук. О. и Разумовского работал над многоголосными переложениями древних распевов в т. н. строгом стиле. О. и Разумовский оценивали эти переложения как важный шаг на пути возвращения в церковный обиход подлинного русского пения. В рамках деятельности Общества древнерусского искусства О. вместе с Разумовским составлял планы издания древнерус. певч. памятников (особое внимание было обращено на теоретические сочинения - «Азбуку» старца Александра Мезенца и «Ключ разумения» архим. Тихона Макариевского) и изобрел специальный крюковой типографский шрифт для подобных публикаций. Поскольку синодальные книги с киевской нотацией считались основой для развития традиц. рус. церковного пения, вставал вопрос о пересмотре этих текстов и сличении их с древними крюковыми рукописями, чтобы устранить накопившиеся во время переизданий ошибки и искажения. Этот проект после кончины О. продолжил Разумовский, а позже и С. В. Смоленский . Вместе с Разумовским О. ездил в Троице-Сергиеву лавру, где изучал древние певч. рукописи; он считал, что в лавре должен быть создан центр изучения певч. мастерства, а также образцового совр. церковного пения для распространения его в качестве примера по всей России. Важный аспект деятельности О. составляло противодействие Придворной певческой капелле , отказавшейся дать разрешение на издание переложений Потулова. Директор капеллы Н. И. Бахметев в письме к обер-прокурору Синода от 10 мая 1865 г. утверждал, что «переложение и печатание всего Круга старинного простого церковного пения» может осуществляться только капеллой, что «никакие частные люди не могут ни перелагать простого напева ни печатать его», что и «право обучать пению в церквах простому напеву нотной музыки и сочинять новую может только тот, кто выдержал в капелле экзамен», а не, по выражению Бахметева, «разные самоучки» (цит. по изд.: Разумовский Д. В. Н. М. Потулов и его труды по разработке древнецерковного рус. пения//Древности: Тр. МАО, 1876. Т. 6. Вып. 2. С. 146-147; переизд.: РДМДМ. Т. 3). Вместе с Потуловым О. занялся подсчетом явных искажений напевов в многоголосных изданиях капеллы и критикой самих приемов гармонизаций.

http://pravenc.ru/text/2578213.html

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 97. 41: ркп.; стеклогр. Муз. соч.: «Блажен муж» (бас соло); «Ныне отпущаеши» (баритон соло); «Величания» (альт соло), 16 номеров: На Рождество Пресв. Богородицы, На Воздвижение Честнаго Креста, На Введение Пресв. Богородицы, На Рождество Христово, На Богоявление Господне, На Сретение Господне, В Неделю ваий, На Вознесение Господне, На Св. Троицу, На Преображение Господне, На Успение Пресв. Богородицы, На Рождество Иоанна Предтечи, Свт. Николаю Чудотворцу и др. святителем, Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу и др. преподобным, Св. блгв. кн. Александру Невскому, Сорока севастийским мученикам; «От юности моея» 1//Сборник духовно-музыкальных сочинений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. 15; «Благослови, душе моя, Господа»//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 7-9; «Во царствии Твоем»; «Милость мира» и «Тебе поем» (сопрано соло); «Тебе поем»; «Отче наш» (сопрано соло); «Помилуй мя, Боже» (концерт, тенор соло; 12 янв. 1926); «Разбойника благоразумнаго» 1 (альт соло); «Разбойника благоразумнаго» 2//Сб. СПб.: изд. Киреева, гг.]. Стеклогр.; Поэма для солистов, хора, оркестра и органа «Христос Воскресе» (1921, местонахожд. неизв.). Лит.: А. В. Александров: Нотобиблиогр. справочник/Сост. Ю. А. Александров. М., 1980; Поляновский Г. А. А. В. Александров. М., 19832. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/64472.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЦЕВ Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве. В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона). Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни 8 и 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура/Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.). Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904. Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.]//Хоровое и регентское дело. 1912. 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.]//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75554.html

Л. 92). И. В. Старикова В эпоху партесного пения создавались многоголосные М., представляющие собой как обработки одноголосных распевов, так и произведения концертного характера. В рукописях сохранились М. на 4 голоса царю Алексею Михайловичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоасафу (ГИМ. Син. певч. 1417), царю Феодору Алексеевичу, царице Наталии Кирилловне и патриарху Иоакиму (РГБ ОР. Ф. 37. 383); М. петровской эпохи на 4 голоса (ГЦММК. Ф. 283. 144 («Многолетны благочестивейшаго царя и великаго князя Петра, благоверныя царицы и благороднаго царевича Алексиа...»; см.: Плотникова. 2016. С. 147-148), 540), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 977), на 8 голосов (Там же. 610), на 12 голосов (РГБ. Ф. 354. 158). Два 4-голосных М. содержит певч. сборник на коронацию имп. Екатерины I 7 мая 1724 г. (см.: Плотникова. 2015). В 1-й трети XVIII в. М. могли использоваться вне богослужения, в циклах песнопений, «виватов» и кантов , созданных для петровских триумфов (в т. ч. с текстом «Многа лет»), в частности, произведение, приуроченное к празднествам по случаю Ништадтского мира (1721), когда Петр был провозглашен императором (см.: Финдейзен. 1927. С. 675-685; Русские канты. 2002. С. 2-19). Два варианта «Многа лет» для 12-голосного хора содержатся в сборнике сер. XVIII в. из коллекции Новгородского архиерейского хора (ГИМ. Син. певч. 355). В то же время начали появляться авторские и местные распевы М., текст которых состоит только из повторения (3 раза и более) слов «Многая лета». Авторство одного из таких М. приписывается государеву певчему дьяку Василию Титову (рубеж XVII и XVIII вв.), оно часто исполняется и в наст. время. К периоду классицизма относятся произведения Д. С. Бортнянского («малое» и «большое» М., 1-е получило наибольшее распространение), А. Л. Веделя, С. И. Давыдова. Позднéе музыку для М. писали многие композиторы петербургской (прот. П. Турчанинов , Д. Н. Соловьёв , А. А. Архангельский , М. А. Гольтисон , иером. Нафанаил (Бачкало) , Г. М. Давидовский , С. В. Панченко и др.) и московской (С.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Арх.: РГВИА. Ф. 409. П/с 157-969 (послужной список 1918 г.); ГЦММК. Ф. 292. 240-263: Письма М. А. Остроглазова к В. Д. Рашкову (1905-1916 гг.); РГАЛИ. Ф. 952. Оп. 1. 514: Духовно-муз. соч. Op. 24: Для смеш. хора. 1: «Богородице Дево»; 2: «Достойно есть»: 5-голосное; 3: «Взбранной Воеводе»: Для соло баритона или высокого баса с хором; 4: Тропарь на Рождество Пресв. Богородицы; 5: Тропарь на Введение; 6: Тропарь на Благовещение; 7: Тропарь на Успение; 8: Тропарь в честь иконы Богоматери Черниговской-Ильинской «К Богородице прилежно»; 9: Запричастный Богородичный «Не умолчим никогда, Богородице»; 516. Op. 27: 1: Херувимская на богородичных службах: Для соло сопрано с хором; 2: Херувимская 4); 3: Херувимская 5); 4: Херувимская: Для трио детских или жен. голосов; 5: «Тело Христово приимите»; 6: «Тебе поем»; 7: Блаженны; 8-17: Литургия Преждеосвящ. Даров; 547. Op. 31: Литургия св. Иоанна Златоуста на заупокойных службах [содержит также др. песнопения: Запричастный «Высшую небес»: Соло баса и тенора с хором; «Величит душа моя Господа»: Трио с хором; «Богородице Дево»: Сопрано соло с муж. хором]; 519 Op. 33: В дни междоусобной брани и нашествия иноплеменников. 1: «Господи, воздвигни силу Твою»: Запричастный стих: Соло баса с хором; 2: «Взбранной Воеводе»; 3: Херувимская песнь. 1918. Муз. соч. [Для смеш. хора, если не указано иное]: Op. 6: Панихида. М.; Лпц., Op. 7. 1: «Величит душа моя Господа»: Для контральто и смеш. хора; 2: «Да молчит всякая плоть». М., Op. 18. 1: Херувимская песнь на 1914-ю годину. М., Op. 13: Все ектении. 1-11. М., Op. 23. 1: Пасхальные ирмосы; 2: «Ангел вопияше»: Трио с хором; 3: Богородичные ирмосы; 4: «Величит душа моя Господа» 2): Соло сопрано с хором; 5: Величания Пресв. Богородицы; 6: Ирмосы на парастасе; 7: «Величит душа моя Господа» 3) (на парастасе): Соло альта с хором. М., Op. 25. 1: «Свете тихий» 2: «Воскресение Христово видевше»; 3: «Единородный Сыне»: Для 4 однородных голосов; 4: Тропарь на Рождество Христово; 5: Тропарь на Богоявление Господне; 6: Тропарь на Сретение Господне; 7: Тропарь на Вознесение Господне; 8: Тропарь на Пятидесятницу; 9: Тропарь на Преображение Господне; 10: «Христос воскресе»; 11: «Отче наш»: Семиголосный хор. М., Op. 26. 1: Херувимская песнь на 1917 г.; 2: «Спаси, Господи, и помилуй»: Тропарь-гимн российский 1917 г.; 3: «Слава в вышних Богу» (перед шестопсалмием); 4: «Хвалите имя Господне»; 5: «Тебе поем»; 6: «От юности моея»; 7: «Бог Господь»; 8: «Царю Небесный»: Для 4 однородных голосов; 9: Заключительное «Господи, помилуй» на литургии; 10: «Приидите поклонимся»; 11: Трисвятая песнь; 12: «Ныне отпущаеши». М., Малое славословие//«Хвалите имя Господне»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1995. С. 48-49.

http://pravenc.ru/text/2581667.html

368 Упоминаемые Никольским певчие Синодального хора также были выпускниками духовных семинарий: И. Г. Крылов – Саратовской, А. Засядко – Полтавской. 369 Речь идет о великой княгине Елизавете Федоровне, тезоименитство которой отмечалось 5 сентября. 370 В ГЦММК сохранилось записанное Никольским расписание предметов, которые он посещал в 1894/95 и 1895/96 учебных годах (ф. 294, 379, л. 133–134). 371 Капитолина Ивановна увлекалась гомеопатией и лечила не только Александра Васильевича, но и крестьян села Телегино. 372 Родители А. В. Никольского – протоиерей Василий Александрович Никольский (1841–1904) и его супруга Ирина Яковлевна – жили очень бедно; их материальное положение мало отличалось от положения крестьян. При этом они пытались помогать своему многочисленному потомству (в семье протоиерея Никольского было трое сыновей и четыре дочери). Как вспоминала дочь А. В. Никольского Т. А. Фаворская, «память о своих родителях, по-видимому, не ослабевала в сердце папы до конца дней, что угадывалось в бережном хранении портрета деда в заветном ящике письменного стола, где хранились разные ценности». Однажды А. В. Никольский рассказал детям о причине, приведшей его отца – блестящего выпускника Пензенской духовной семинарии – в деревенское захолустье: «Василий Александрович Никольский после завершения в 1864 году образования сверх высших баллов за знания был аттестован блестящим проповедником, что послужило скорому его назначению дьяконом в церковь Петра и Павла города Пензы. Но успех не долго способствовал ему, столкнув с неудачей, а может быть даже с чужим подвохом. Случилось это так: однажды, готовясь вместе со священником к Евхаристии, они по неловкости плеснули на покров алтарного престола часть вина, что по уставу православия относится к великому греху. А дедушка, не совладав с собой, помянул черта, удвоив тем свою вину, о чем участник неудачи, страхуя себя, поспешил донести в Синод. Последовал перевод деда в глушь Пензенского края, в село Владыкино (за 80 верст от Пензы и в 15 верстах от уездного города Чембара)». В памяти посещавших Владыкино внуков дедушка запечатлелся как книжник и почти святой; снижала образ лишь одна, присущая многим русским людям, слабость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

92 Если первый год после окончания училища Орлов жил на деньги, остававшиеся на счетах его и брата Александра в Синодальной конторе, то в августе 1875 года он вынужден был поступить на службу. Официально на педагогическое поприще Орлов вступил в сентябре 1879 года, заняв место учителя пения в Московском реальном училище на Б. Никитской улице, напротив консерватории. Жил он в это время в номерах Руднева на Тверской. 94 Где и когда состоялось это исполнение, до сих пор остается не выясненным. Еще при жизни Орлова в биографическом очерке о нем, опубликованном в РМГ (1903, 52) за подписью «Л.» (И. Липаев), говорилось об исполнении Литургии в церкви Комиссаровского технического училища (в Благовещенском переулке). В некрологе, появившемся в «Московских церковных ведомостях» (1907, 46–47), указана церковь Б. Вознесения (на Б. Никитской). В сборнике «Памяти В. С. Орлова» данное событие перенесено в церковь Николы в Хлынове (Хлыновский тупик). Думается, последняя версия вызывает наибольшее доверие: типография Мамонтова находилась в Леонтьевском переулке неподалеку от храма Николы в Хлынове, где, по-видимому, и пели любители из типографии под управлением Орлова. Еще труднее определить дату исполнения. Ясно, что она относится к периоду между первым исполнением Литургии, состоявшимся в Киеве 8 апреля 1879 года в университетской церкви (хор университета под управлением Станиславского), и московской премьерой сочинения в экстренном концерте ИРМО 18 декабря 1880 года (хор П. Сахарова под его управлением). Источники говорят, что во время исполнения Литургии Орловым в церкви присутствовал автор и что Орлов в это время еще учился в консерватории. Учитывая сроки всех приездов Чайковского в Москву в 1879 и 1880 годах, представляется, что наиболее удобным во всех отношениях моментом для исполнения Литургии было пребывание композитора в Москве со 2 по 11 апреля 1880 года; воскресенье приходилось на 6 апреля, когда и могло состояться интересующее нас событие. В одном из документов Орлов отмечал: «...Я занимался изучением игры на скрипке всего три года, а между тем знаний, приобретенных в столь, по-видимому, короткий срок, оказалось вполне достаточно для руководства хором фабричных служащих в типографии Мамонтова и для достижения очень хорошего успеха, если судить об успехе по тому сочувственному отзыву, которого удостоился хор от многих преподавателей консерватории» (ГЦММК, ф. 36, 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Обиходе 1700 г. (ГИМ. Син. певч. 375) содержатся 3 многолетия 3- и 4-голосных, Н. пишется на нижней или на 2-й снизу строчке партитуры (Л. 73 об.- 74, 120-120 об., 177 об.- 178). Многоголосное демество диссонантного склада изредка встречается в 4-голосных партесных Обиходах-поголосниках, при этом Н. записывается в кн. «Бас» (ГИМ. Син. певч. 658-г. Л. 10 об.: «Всенощное демественное низ»). Характерно название «Начало Всенощнаго бдения разных роспевов четверогласного пения» в нотном Обиходе московского происхождения, от к-рого сохранилась только партия баса (ГЦММК. Ф. 283. 519. Л. 3). В партесных обработках этой рукописи бас насыщен фигурами эксцелентования, кварто-квинтовыми ходами, а в песнопениях, озаглавленных «демественная настоящая», представляет собой Н. демественного многоголосия (Л. 16 об., 54, 76 об.). Др. нотная партия Н. из несохранившегося комплекта Обихода содержит троестрочную всенощную с задостойниками и демественную литургию (РНБ. О. I. 334) с включением отдельных партесных обработок демественного распева, обозначенных ремаркой «к деместву приклад» (Л. 34). Троестрочие в посл. четв. XVI - нач. XVII в. записывается в неполной форме казанской (путевой) нотацией. Чаще всего фиксируется только основной голос - путь, насыщенный сокращенными графическими формулами попевок и фит путевого осмогласия, о существовании др. голосов можно лишь догадываться по встречающимся в середине песнопений ремаркам: «верх», «низ», «захват», «захват верхом», иногда - «путь» (напр., РГБ. Ф. 354. 140). Известен также ранний пример поголосной неполной записи троестрочия в рукописи 80-90-х гг. XVI в., в к-рой поочередно выписаны путь и Н. великого славословия (РГБ. Ф. 304/I. 427. Л. 694-696 об.). Видимо, поголосная форма записи троестрочия возникла под влиянием ранних форм записи демественного пения. Верх, путь и низ в записи стихиры на Рождество Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумнех престолех» строчного распева. Певч. рукопись «Праздники». 80-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 115. Л.

http://pravenc.ru/text/2565240.html

Крупнейшей фигурой «современного движения» К. считал Кастальского, переложения к-рого открывают «новые широкие горизонты в области обработки старинных церковных напевов» (Русская церковная музыка и ее совр. движение//Моск. вед. 1898. 4. 4 янв. С. 3-4 [под псевд. Старый учитель]). К. подчеркивал «колоссальное значение» Кастальского как композитора, завершающего длительный этап поисков самобытного национального стиля в церковном пении в XIX в., к-рые вели «такие корифеи национального искусства, как Бортнянский, Чайковский, Римский-Корсаков» (Синодальное училище церковного пения//Рус. листок. 1903. 317. 17 нояб.). В разд. «Новейшая церковная музыка в России», включенном в «Очерк по истории русской музыки» (М., 1908), К. называет Кастальского и Гречанинова «главными столпами нового направления в русской церковной музыке» (С. 195). Статьи и рецензии К. вместе с работами Н. Ф. Финдейзена , И. В. Липаева , прот. Михаила Лисицына составили основу муз. критики Нового направления. Арх.: Нюберг-Кашкина С. Н. Воспоминания о Н. Д. Кашкине//ГЦММК. Ф. 35. 118, 301; Кашкина О. К. Воспоминания о Н. Д. Кашкине: Ркп.//Там же. 425. Соч.: Двадцатипятилетие (1865-1890) деятельности П. И. Чайковского//Рус. обозр. 1890. Т. 4. 8. С. 815-832; [Духовный концерт Синодального хора]//Моск. вед. 1896. 348; [Духовный концерт Синодального хора]//Там же. 1897. 63; [По поводу концерта Синодального хора]//Там же. 1897. 350. 20 дек. С. 5; Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в муз. развитии Москвы: (Муз.-ист. очерки). VIII//Там же. 1898. 315. 9 дек. С. 3-4; О церковном пении в России//Там же. 1899. 271. 30 окт.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1899 г.]//Там же. 1899. 352. 22 дек.; [Концерт Синодального хора]//Там же. 1900. 91; [Духовный концерт]//Там же. 1900. 351. 20 дек. С. 5; О самобытности в русской музыке//Рус. обозр. 1901. Вып. 1. С. 16-32; [Концерт Синодального хора 3 нояб. 1902 г.]//Моск. вед. 1902. 305. 5 нояб.; [Концерт Синодального хора 19 дек. 1902 г.]//Там же. 1902. 351. 21 дек.; [Синодальный хор: 2 концерта, посвящ.

http://pravenc.ru/text/1683983.html

Почти все выбранные для публикации письма издаются впервые. Исключение составляет лишь письмо Кастальского к Гроздову от 14 ноября 1917 года, опубликованное в журнале «Православная Русь» (Джорданвилль, 1996, 24, с. 6). Приводим список публикуемых источников с указанием шифров их хранения: 1) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 14 марта 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 555. 2) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 22 марта 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 556. 3) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 27 марта 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 557. 4) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 24 апреля 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 558. 5) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 14 ноября 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 559. 6) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 1 декабря 1917 года. ГЦММК, ф. 370, 560. 7) Письмо А. Д. Кастальского к Б. В. Асафьеву от 18 января 1918 года. РГАЛИ, ф. 2658, on. 1, 581, лл. 15–16 об. 8) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 19 января 1918 года. ГЦММК, ф. 370, 561. 9) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 6 марта 1918 года ГЦММК, ф. 370, 564. 10) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 7 марта 1918 года. ГЦММК, ф. 370, 562. 11) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 20 марта 1918 года. ГЦММК, ф. 370, 570. 12) Письмо А. Д. Кастальского к X. Н. Гроздову от 5 апреля 1918 года ГЦММК, ф. 370, 563. А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского Кастальский скончался 17 декабря 1926 года. Отпевание происходило 20 декабря в храме Бориса и Глеба, что на Арбатской площади 296 . Литургию и отпевание пел хор под управлением Н. М. Данилина в составе тридцати человек. Этот хор вел свое начало от хора церкви Старого Пимена в Пименовском переулке близ Триумфальной площади; его до революции содержал меценат А. П. Каютов. Вся певческая часть литургии этого дня состояла из произведений покойного композитора: «Единородный Сыне» 3, Херувимская знаменная, «Верую» 3, «Милость мира» 1 знаменного роспева, «Достойно есть» роспева царя Феодора, вместо причастного стиха – «Благослови, душе моя, Господа» греческого роспева. На отпевании пели «Со святыми упокой», «Вечную память» и икос «Сам Един».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010