Чинякова Г.П. (ГТГ) Иллюминированные рукописи XVII - XVIII вв. из собрания ГТГ Островская Т.А. (Музей-заповедник " Коломенское " ) Уникальный памятник деревянной резьбы XVIII в. из собрания музей-заповедник " Коломенское " - фрамуга с изображением деяний и чудес Архангела Михаила и ангелов Савельев Ю.Р. (НИИТАГ) Образы Св. Софии Константинопольской в храмостроении России второй половины XIX - начала ХХ вв. Печенкин И.Е. (МГХПУ им. С.Г. Строганова) Творчество архитектора Сергея Устиновича Соловьева в контексте православного храмостроительства 1900-х гг. Перерыв Начало заседания: 13.00 Богатская И.А. (Музей-заповедник " Московский Кремль " ) Памятники древнерусского зодчества в графической коллекции Ф.Г. Солнцева Новаковская-Бухман С.М. (ГРМ) Ф.Г. Солнцев - первооткрыватель фресок Успенского собора во Владимире Пак В.Ф. (ГМЗ " Ростовский Кремль " ) Иконы (живопись по эмали) Л.В. Смирновой-Ростокинской Юдина Е.А. (ПСТГУ) Портрет монахини Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Судьба обители в начале XX в. Головкова Д.С. (ПСТГУ, ГосНИИР) Некоторые новые открытия кафедры реставрации икон ФЦХ ПСТГУ Ходаков М.А. (ПСТГУ) Канон и стиль: к вопросу о приоритетах в описании иконы протоиерей Николай Озолин (Свято-Сергиевский Богословский институт, Париж) Понятие " неописуемости " в православной иконологии СЕКЦИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.30 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова Заболотная Н.В. (РАМ им. Гнесиных) Тутолмина С.Н. (Санкт-Петербург) Утраченные песнопения древнейшей Триоди. Евдокимова Ю.К. (РАМ им. Гнесиных) Игнатьева А. А. (ПСТГУ, ГЦММК им. Глинки) Обзор певческих рукописей из архивных фондов ГЦММК им. Глинки Перелешина В.Ю. (ПСТГУ) Темпоритм Всенощного бдения в певческом Обиходе второй половины XVII в. Старикова И.В. (МГК им. Чайковского, ПЭ) Певческая терминология старообрядческих Уставов Богомолова М.В. (ПСТГУ, ГИИ) Новый греческий роспев в певческой культуре Руси XVII b. Терентьева П.В. (ГИИ) Пещное действо. Исторический обзор

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАШКЕВИЧ (Паскевич) Василий Алексеевич (1742 или ок. 1749? - 9.03.1797, С.-Петербург), рус. композитор, скрипач, певчий, педагог. Год рождения П. исследователи определяют исходя из возраста, в к-ром музыкант был принят на придворную службу (1742 г.- Рабинович. 1948. С. 61), или руководствуясь указом имп. Екатерины II Алексеевны от апр. 1763 г. (РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 110. Л. 27), согласно к-рому 4 «спавших с голоса» певчих Придворной певческой капеллы (в их числе П.) были определены «музыкантскими учениками» (1749 - Порфирьева. 2000. С. 341). Упоминание Н. Ф. Финдейзена о том, что П. попал в капеллу в 1756 г., т. е. в 7-летнем возрасте, как и мн. другие малолетние певчие ( Финдейзен. 1928. С. 217), согласуется со 2-й датой. По-видимому, мутация у юноши произошла в 13-14 лет и его, как имеющего способности к композиции, оставили при капелле. «Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2) «Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2) В Придворной певческой капелле П. был учителем малолетних певчих, пел во время придворных богослужений как взрослый певчий, писал церковную музыку. Предположение Е. М. Левашёва о том, что П. учился композиции самостоятельно, «через практику», А. Л. Порфирьева считает необоснованным. По мнению Левашёва, учителем П. мог быть В. Манфредини (он был в С.-Петербурге в 1758-1769 придворным капельмейстером, учителем музыки наследника Павла Петровича), Порфирьева допускает также влияние на П. придворного капельмейстера в 1768-1775 гг. Т. Траэтты. В 1773-1774 гг. П. пригласили на должность учителя пения в АХ, где он «делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 555. Л. 1-12; цит по: Левашёв. 1985. С. 47). В 1776 г. он был принят в штат придворного бального оркестра скрипачом (РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 39. Л. 13-24). В 1777 г. музыкант был занят организацией «особых комнатных балов» (Там же. Д. 38. Л. 30).

http://pravenc.ru/text/2579880.html

музыки и вытеснение исконных основ правосл. певческого искусства западноевроп. традициями, происшедшее на закате жанра духовного К. В наст. время музыковеды по справедливости оценили вклад композиторов екатерининского времени в развитие отечественной духовной музыки, и термин «итальянщина» устарел. Концерт «Пособивый Господи». С. А. Дегтярёв. Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач. XIX в. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 918. 18) Концерт «Пособивый Господи». С. А. Дегтярёв. Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач. XIX в. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 918. 18) Западноевропейская композиторская школа, соприкоснувшись с древним правосл. пением, принесла большую пользу церковной музыке и обусловила ее расцвет во времена С. В. Рахманинова и композиторов Нового направления . Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам М. И. Глинки , связала узами законного брака «фугу западную с условиями нашей музыки» (Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову//РА. 1869. 2. Стб. 379). В начале царствования Екатерины II церковная музыка была под властью барокко. Имп. Елизавета Петровна в певческом искусстве придерживалась вкусов юности: в 50-х гг. XVIII в., как и при Петре I, на клиросе звучало партесное кантовое трехголосие, в церкви Зимнего дворца звучали 8-голосные и 12-голосные К. В это время немногие композиторы обращались к церковной музыке: основное внимание сочинители уделяли старым формам с новыми звуковыми эффектами. В конце елизаветинского царствования появился гипертрофированный барочный вариант партесного К. для 48 голосов, в к-ром антифонные переклички шли между 4 двенадцатиголосными хорами. Такой музыкой приветствовали имп. Екатерину II в Ярославле в 1767 г., во время ее путешествия по Волге (сохр. ноты Службы и двух К. кон. XVII - нач. XVIII в.: ГИМ. Син. певч. Д. 27. 852, 853; их обнаружил в нач. ХХ в. С. В. Смоленский ; реконструкция этих К. выполнена Т. Ф. Владышевской ). Можно предположить, что Екатерина II, стремившаяся навести в России во всех сферах жизни и деятельности европ.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

12. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года). Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский. Казань, 1888. 13. Рецензии на спектакли Театра Горевой//Артист, 1889, кн. 2–4; 1890, кн. 5. 14. Воспоминания о протоиерее Д.В. Разумовском профессора Московской консерватории С. Смоленского //Душеполезное чтение, 1890, ч. 1. С. 127–130. Материалы к биографии Разумовского – ОР РНБ, ф. 816 (Финдейзен), оп. 3, ед. хр. 2690. 15. Дополнение к статье свящ. И. Кипрского «Уставное письмо»//Прибавления к «Церковным ведомостям», 1891, 14. С. 459–460. 16. Последние дни жизни и кончина Н.И. Ильминского // Н.И. Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и последних днях его жизни. Казань, 1892. С. 118–131. Автограф (1892) – ГЦММК, ф. 148, ед. хр. 32. 17. О русском церковном пении. В ответ г. Миссаелидесу, протопсалту церкви св. Фотинии в г. Смирне//Прибавления к «Церковным ведомостям», 1893, 9. С. 354–359. То же (вместе со статьей Ю.К. Арнольда) – Joirij d ’ Arnold . Reponse ап R[everend] P[ater] Missael Missaelides. Черновой автограф и рабочие материалы (июль, октябрь 1889) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 18, л. 1–5, 7–15. 18. Обзор Исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году. М., 1895. 19. Памяти Анатолия Александровича Эрарского//РМГ, 1897, 12. Стб. 1653–1670. То же – отдельный оттиск. Автограф (сентябрь 1897) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 23, л. 1–6. 20. О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение). Посвящается памяти профессора Московской консерватории прот. Дм.Вас. Разумовского//РМГ, 1899, 3 (стб. 79–83), 4 (стб. 110–114), 5 (стб. 141–147), 11 (стб. 337–342), 12 (стб. 362–368), 13 (стб. 397–402), 14 (стб. 425–431). То же – отдельный оттиск. 21. Красный звон (из письма С.В. Смоленского [к С.А. Рачинскому], Казань, 26 июня 1896 г.)//Татевский сборник. СПб., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

345 Действительно, в составе Синодального хора был певчий Сперанский – по имени-отчеству Михаил Александрович, прослуживший в хоре 25 лет, с 1864 по 1890 год, за что ему была назначена пенсия. В 1887 году Синодальное училище (по старому образцу, то есть четыре класса) окончил Константин Сперанский, возможно, сын певчего. 347 Никитский девичий монастырь не соприкасался со двором Синодального училища; сразу за монастырем начинался Большой Кисловский переулок, соединявший Большую Никитскую с Воздвиженкой. 348 К. Саврасенков содержал гостиницу на Тверском бульваре, в которой, вероятно, и помещался трактир. 349 Московский беллетрист А. М. Пазухин печатал свои повести и романы в различных периодических изданиях; в это время был сотрудником газеты «Московский листок» и журнала «Развлечение». 351 «Кружка» существовала для накопления «чайных» денег, получаемых взрослыми певчими во время частных служб. Эти деньги делились периодически между всеми участниками хора. 352 Столь суровая кара митрополита не могла распространяться на Вигилева как на лицо светское. Достоверно известно, что Д. Г. Вигилев, оставив службу в Синодальном хоре (то есть в духовном ведомстве), перешел с 1 апреля 1886 года на службу в Виленский учебный округ (ведомство Министерства народного просвещения); за месяц до ухода он брал отпуск в Петербург и другие города – возможно, для приискания места. Есть также сведения, что Вигилева взял в Вильно бывший прокурор Московской Синодальной конторы А. Н. Потемкин. 363 Программа курса церковного пения, разработанного Никольским для студентов Московской консерватории на 1942/43 учебный год, хранится в ГЦММК (ф. 294, 277). 364 В данных письмах композитора упоминаются его дочери Людмила Никольская (Люся) и Татьяна Фаворская, внуки Галина и Роман, а также погибший на войне зять Глеб Фаворский. 366 Речь идет о поступившем в один год с Никольским в Синодальный хор учителе церковного пения Полтавского духовного училища Александре Орловском. 367 В 1894/95 учебном году в Синодальное училище поступили на службу: профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов (музыкальные формы, контрапункт свободного стиля), преподаватель Московской консерватории Н. Н. Соколовский (скрипка) и профессор Филармонического училища С. Н. Кругликов (гармония).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

278 В первой книге «Мелоса» была опубликована статья Асафьева «Впечатления и мысли», в которой несколько страниц было посвящено последним работам Кастальского – реквиему «Братское поминовение» и панихиде «Вечная память героям» (Мелос. Книги о музыке. Книга первая. Пг., 1917, с. 78–100). 279 Речь идет о современнике Кастальского, ярославском священнике В. Н. Зиновьеве, музыкальные композиции которого, выполненные в ремесленно-эклектической манере, приобрели большую популярность на клиросах. Не исключено, что выбор для исполнения сочинения Зиновьева объясняется личным знакомством с ним святителя Тихона, который в 1907–1914 годах возглавлял Ярославскую епархию. 280 Песнопения Кастальского «Из патриаршего и архиерейского облачения» («От восток солнца», «Достойно» входное, «Тон деспотии», «Вошел еси во церковь », «Исполла эти деспота») до сих пор не опубликованы. (Черновая авторская рукопись находится: ГЦММК, ф. 12, 467, 469.) Сохранился также рукописный список 20-х годов, принадлежавший московскому регенту Н. Н. Драчеву и свидетельствующий о том, что «Облачение» исполнялось в храме Спаса на Б. Спасской улице, разрушенном в 30-е годы. 281 В начале 1918 года композитор ожидал выхода из печати расширенной (семнадцатичастной) редакции реквиема «Братское поминовение». 282 Предполагавший исполнить «Братское поминовение» в Москве дирижер театра Зимина Е. Е. Плотников в 1918 году эмигрировал. 283 «Работой по музыкально-русской демократии», «демократическими песенными тетрадями», «основами», «введением» Кастальский называет в разных письмах свои исследования по русскому музыкальному фольклору. 284 Согласно документальному архиву Синодального училища, за пение в Алексеевском монастыре 21 января 1918 года Синодальный хор получил 1000 рублей. Такая же сумма была выплачена ему и за пение на венчании Ляминой. За участие во всенощной и литургии в церкви Богоявления в Елохове «синодалы» получили 3000 рублей, из которых 1627 рублей было решено передать участвовавшим в службе малолетним певчим (РГАЛИ, ф. 661, оп. 1, 102, л. 214). Следует отметить, что в начале 1918 года остатки Синодального хора, называемые в прессе «патриаршим хором», участвовали лишь в единичных службах, совершавшихся патриархом. Возможно, пение «синодалов» обходилось церковным властям слишком дорого, чтобы чаще прибегать к их услугам. Кроме того, художественная манера пения Синодального хора и его репертуар, очевидно, не находили себе приверженцев среди патриаршего окружения, обсуждавшего создание хора из дьяконов и псаломщиков и восстановление на патриарших богослужениях более древнего и строго церковного пения (Московские церковные ведомости, 1918, 11, стб. 4). В результате за патриаршими службами пели хоры тех храмов, где проходило богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОПЕКАЛОВСКИЙ РАСПЕВ Традиция пения, связанная с Опекаловым Вознесенским муж. мон-рем Старицкого у. Тверской губ. Точное время создания О. р. определить сложно. Ремарками «опекаловский», «опекалов», «апекалово» в певч. рукописях с сер. XVII в. сопровождаются 3 песнопения: надгробное Трисвятое (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 125(165). Л. 37 об.- 39, 20-е гг. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 534. Л. 90, 2-я четв. XVIII в.; Б-ка Ржевской старообр. общины Тверской обл. 402. Л. 195-196 об., 80-х гг. XIX в.; ГЦММК. Ф. 283. 189, 2-я пол. XIX в.), стихира «Приидите, ублажим Иосифа» (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 111, сер. XVII в.; РНБ. Тит. 3362. Л. 178-185; РГАДА. Ф. 188. 1683, сер. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 127. Л. 415 об.-418, кон. XVII в.) и «Достойно есть» (РНБ. Кир.-Бел. 677/934. Л. 122-122 об.; 663/902, обе рукописи - кон. XVII в.). В нек-рых ранних рукописях надгробное Трисвятое О. р. помещено без ремарок (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 517-520, 1645-1648 гг.; ГАТвО. Ф. 1409. 1044. Л. 396 об.- 398 об., 1652 г.). Д. А. Григорьев обнаружил, что распев Трисвятого, надписанного «Путь столповой. Новгородской. Волынка именуема» (БАН. Друж. 748. Л. 31 об.), совпадает с О. р. Надписание «волынка» имеет также демественное Трисвятое (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33-33 об., нач. XVII в.), мелодия к-рого отличается от О. р. Возможно, указание «волынка» для опекаловского Трисвятого является ошибкой переписчика. В некоторых источниках упоминается также херувимская «опекаловского напева», якобы утерянная, однако более тщательное исследование показало, что такого песнопения не существовало. Прот. Д. В. Разумовский , Н. Ф. Финдейзен , Н. Д. Успенский считали ремарку «опекалов» указанием на имя распевщика сер. XVI в., совр. исследователи (И. Ф. Безуглова, Н. П. Парфентьев, Г. А. Пожидаева) связывают эту ремарку с Опекаловым монастырем как с местом бытования и, возможно, происхождения распева, не исключая, однако, что опекаловские песнопения могли быть авторскими.

http://pravenc.ru/text/2581429.html

Общение с Одоевским в 1866-1869 гг. определило новое направление в деятельности К.- обращение к народной песне и к церковному пению. Одоевский ввел К. в состав Об-ва древнерус. искусства при Румянцевском музее. Начав вместе с Одоевским, Ю. Н. Мельгуновым и др. записывать русские народные песни, впосл. К. занялся собиранием церковных напевов (черновики сохр. в фонде К. в ГЦММК). Деятельность учрежденного в 1880 г. в Москве при непосредственном участии К. Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) пробудила интерес у музыкантов и исполнителей к памятникам древнерус. церковного пения, опубликованным в изданиях московской Синодальной типографии (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные ). Композиторы, состоявшие в ОЛЦП, вели поиски новых приемов гармонизации древних распевов параллельно с изучением и записями живой традиции исполнения певческого обихода Московской епархии. Мельгунов, В. Ф. Комаров и К. записали церковные песнопения напева московского Большого Успенского собора, к-рые исполнил сакелларий Петр Виноградов (опубл. в 1882). Они же подготовили к изданию 3 части одноголосного «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии»: «Всенощное бдение» (1881), «Ирмосы» (1882) и «Триодь Постную» (1883). Обработки Комарова, А. Г. Полуэктова , К. и П. Р. Вейхенталя вошли в сб. «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» (М., 1887. Вып. 1). Переложения К. так и остались пробами пера, в них было мало русского, живого, индивидуального начала. В биографических источниках упоминаются также его хоры «Архангельский глас» и «Ныне силы небесныя». Последние 4 года К. заведовал обучением церковному пению в сельских школах Московского у. и губ., проводил занятия с детьми, составил руководство, включающее обиходные гласовые напевы и песнопения литургии. Он выступал за простое церковное пение, построенное на гласовых моделях, за сохранение общего национального колорита. По воспоминаниям свящ. И. И. Фуделя , отпевание К. было совершено в сельской церкви, «заупокойную литургию пел хор детей простым обычным напевом».

http://pravenc.ru/text/1683987.html

монастыря (Москва), Национальный Свиридовский фонд (Москва, С.-Петербург), «Новая книга» (Москва), Ново-Голутвин монастырь (Коломна), Новокузнецкое ДУ (Новосибирск), «Новый город» (С.-Петербург), «Паломник» (Москва), Кашинское благочиние (Тверь), «Правило веры» (Москва), Православное братство трезвости «Отрада и Утешение» (Москва), «Просвещение» (Москва), «Профиздат» (Москва), ТОО «Рарогъ» (Москва), Российское музыкальное издательство (Москва), «Савож» (С.-Петербург), Свято-Троицкая Сергиева лавра (Москва), «Святитель Киприан» (Москва), «Северный олень» (С.-Петербург), «Советский композитор» (Москва, отделение в С.-Петербурге), Фонд культуры (Тверь, Челябинск), Центр народного творчества и культурно-просветительной работы (Центр НТ и КПР) (Ленинград). Большая часть изданных духовно-муз. сочинений хранится в крупнейших нотных фондах страны - РГБ, РНБ, Нотно-муз. библиотеки МГК им. П. И. Чайковского, ГЦММК им. М. И. Глинки и др. Анализ нотных изданий, монографических исследований и библиографических источников выявляет более 3 тыс. названий нотных изданий духовно-муз. сочинений кон. XVIII - нач. XXI в. На основании тех же источников А. А. Семенюк были составлены «Список издательств и издателей кон. XVIII - нач. XXI в.» из 200 названий изд-в, типографий, магазинов и т. д. и 178 имен издателей, литографов, граверов и др., связанных с нотоизданием и/или продажей духовно-муз. сочинений, и «Список композиторов кон. XVIII - нач. XXI в.», обращавшихся к сочинению духовной музыки (850 имен; не опубл.). А. А. Семенюк Издательство Московской Патриархии (ранее Издательский отдел МП) занимается выпуском нотной продукции с 1950 г. Первым нотным изданием стала «Церковная служба на Успение Божией Матери». С. З. Трубачёв (впосл. диакон) подготовил нотные примеры в «Православном богослужебном сборнике» (1976) и нотные приложения к богослужебным книгам (совместно с архим. Матфеем (Мормылём) ): Триоди Постной (1974, 19922. В 2 ч.), Триоди Цветной (1975, 19922), Октоиху (1981. [Ч. 3] - неизменяемые песнопения вечерни и утрени и гласовые песнопения воскресных служб традиционных распевов - монодийные и гармонизации), Ирмологию (1982.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Памятники рус. церковнопевческого искусства публиковались также в составе научных изданий (см.: Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1965. М.: Музыка, 19712; он же. Образцы древнерусского певческого искусства. Л.: Музыка, 1968, 19712, 19853; он же. Русский хоровой концерт кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Л.: Музыка, 1976; Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед.: М. В. Бражников. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3) и др.). С кон. 80-х гг. у существующих и вновь основанных фирм появилась возможность печатать церковную музыку, к наст. времени духовная музыка издается и переиздается без ограничений. В числе крупнейших издательств, публикующих произведения духовной музыки, есть как основанные в советский период («Музыка», «Советский композитор», Изд-во Московской Патриархии), так и новые, в т. ч. специализирующиеся на церковной музыке («Живоносный Источник», «Книжица», «Благовест», Крутицкое Патриаршее подворье и др.). Основными центрами публикации произведений церковной музыки остаются Москва и С.-Петербург, в которых расположено большинство изд-в, типографий, магазинов, печатающих и распространяющих издания духовной музыки - 106 и 94 соответственно. Примерно 2/3 изданий духовно-муз. сочинений составляют переиздания произведений композиторов XVIII - нач. XX в. Выпускаются духовные произведения современных отечественных композиторов - Г. В. Свиридова , Е. К. Голубева, Н. Н. Сидельникова, Ю. М. Буцко, С. Б. Толстокулакова и др., составляются новые тематические сборники. В 70-х гг. XX в.- 2007 г. в «Нотной летописи» описано 45 издающих орг-ций, публиковавших духовно-муз. сочинения: «Благовест» (Москва), Братство во имя Всемилостивого Спаса (Москва), «Владос» (Москва), Вознесенский собор (Тверь), Всероссийское музыкальное об-во (Москва), ГЦММК им. М. И. Глинки (Москва), «Дека» (Москва), «Диоптра» (С.-Петербург), «Живоносный Источник» (Москва), Изд-во МГУ (Москва), Изд-во Московской Патриархии (Москва), Изд-во Троице-Сергиевой лавры (Загорск/Сергиев Посад), «Интерпресс» (Москва), «Кифара» (Москва), Книжное изд-во (Ставрополь), «Композитор» (Москва), Крутицкое Патриаршее подворье (Москва), «Лествица» (Москва), Мастерские Валаамского мон-ря (С.-Петербург), МДАиС (Сергиев Посад), «Мир Софии» (Москва), Московский военный округ (Москва), «Myзiчha Украина» (Киев), «Музыка» (Москва; отд-ние в Ленинграде/С.-Петербурге), Музыкальное изд-во Данилова ставропигиального муж.

http://pravenc.ru/text/293876.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010