Т. о., основываясь на анализе рукописных памятников 1-го этапа, можно установить наличие в них термина «З.» и его разновидностей преимущественно в записях путевой монодии. Редкие случаи использования анализируемого термина в деместве объясняются тем, что в рукописях 1-го этапа демественные песнопения встречаются единично. Обычно это 1 или 2 песнопения в составе рукописи, фиксированной путевой нотацией. Исключением является упомянутый выше Демественник (ГЦММК. Ф. 283. 15), целиком составленный из песнопений многоголосного демества. Второй этап Начало 2-го этапа бытования термина характеризуется более частым использованием термина «З.» в основном в партитурных записях строчного пения, появление к-рых датируется 20-ми гг. XVII в. Частота употребления термина «З.», так же как и на 1-м этапе, увеличивается к концу этапа (кон. XVII в.), но масштабы изменений не совпадают. В рукописях посл. четв. XVII в. термин «З.» встречается практически постоянно. При этом его использование одинаково характерно для песнопений строчного и демественного многоголосия. Это свидетельствует не только о закреплении термина в писцово-певческой практике, но и об особом его культивировании в многоголосной певческой ткани. Наряду с использованием термина в многоголосных записях он продолжает эпизодически встречаться в монодийных песнопениях пути и демества. Эта форма бытования термина наследует традицию предшествующего этапа и для 2-го этапа является сопутствующей, отражая особый традиционализм и консерватизм, присущие древнерус. пению, когда старые формы записи продолжали употреблять параллельно с новыми, более совершенными. За исключением наиболее краткой формы термина (, ), все выявленные в рукописях 1-го этапа разновидности присутствуют и в памятниках 2-го этапа. К ним добавляются более полные формы написания с употреблением гласных букв. Приоритет остался за вертикальным расположением букв, образующих ту или иную разновидность термина,- . Реже встречается горизонтальная форма написания, наиболее полные разновидности к-рой выявлены в рукописи посл. четв. XVII в. (РГБ. Ф. 218. 343. Л. 325, 325 об.): , , . С помощью этой рукописи устанавливается совр. для XVII в. прочтение термина - «захват верхом». Следует отметить, что в строчном пении термин «З.» употребляется преимущественно с термином «верх». В демественном многоголосии помимо «захвата верхом» достаточно часто встречается «захват демеством». Случай использования термина «З.» с указанием «низ» в рукописи РГБ. Ф. 37. 142 (Л. 163) приводит А. В. Конотоп, отмечая, что такая комбинация терминов встречается редко ( Конотоп. С. 40). Исключительность приведенной Конотопом разновидности термина позволяет предполагать нетипичность, а возможно и ошибочность ее написания.

http://pravenc.ru/text/182721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Варламов. Гравюра. XIX в. (ГЦММК) Александр Егорович (15.11.1801, Москва - 15.10. 1848, С.-Петербург), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер. В историю рус. музыки вошел как мастер романса (создал ок. 200 романсов и песен). Благодаря красивому голосу, хорошим муз. данным был взят певчим в Придворную певческую капеллу . По нек-рым данным, муз. образованием В. занимался Д. С. Бортнянский , к-рого В. в предисловии к «Полной школе пения» (М., 1840) назвал своим знаменитым учителем. В 1819-1823 гг. В.- учитель певчих в рус. посольской церкви в Голландии (в Гааге и Брюсселе), где одновременно сам изучал теорию музыки. 24 янв. 1829 г. вновь был определен в число придворных певчих, затем стал учителем сольного и хорового пения. В 1830 и 1831 гг. В. направлялся по Высочайшему повелению в Москву для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению. Уволен из Придворной певческой капеллы 22 дек. 1831 г. по собственному прошению. С сер. 20-х по нач. 40-х гг. В. с успехом выступал как дирижер хора и симфонического оркестра, включал в программы концертов хоровые сочинения Бортнянского, «Stabat mater» Дж. Б. Перголези и др. В Москве В. пел в муж. хоре, состоявшем из театральных певцов в ц. Николы Явленного на Арбате (возможно, он также руководил этим хором). «Херувимские песни» являются первыми дошедшими до нас сочинениями В. Две из них были поднесены композитором имп. Николаю I в 1828 г. (тогда же, вероятно, была создана и 3-я), после чего В. был принят в капеллу. Муз. язык этих песнопений тесно связан со светскими жанрами (менуэтом, маршем), с романсовым творчеством автора. В гармонии свободно используются диссонансы и хроматизмы, применяются имитации. Нумерация «Херувимских», принятая в прижизненных изданиях (Москва, Ю. Грессер), впосл. (в изд. Юргенсона и др.) была изменена. Арх.: РГИА. Ф. 472. Оп. 5/839. 33: Дело о поднесении государю-императору чиновником 14-го класса Варламовым двух Херувимских песней своего сочинения и об определении его в придворные большие певчие; РГИА. Ф. 472. Оп. 6/840. 28: Дело об отправлении в Москву певчего Варламова и псаломщика Котовского для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению и для показания порядка в церковном служении.

http://pravenc.ru/text/154257.html

мотета - классического духовного концерта (по мнению Е. М. Левашёва). На муз. композиции Г. ориентировались рус. композиторы того времени. О творческих контактах Г. и М. С. Березовского никаких сведений не сохранилось, но их церковные концерты имеют схожие структуру и приемы развития тематизма. В них утверждается 4-5-частный цикл, опирающийся не на риторические закономерности построения текстов (как в барочных партесных концертах), а на муз. логику развития по тому же типу, что и в сонатно-симфонических произведениях. Начиная с этого времени авторы выбирают в качестве лит. основы концертов тексты Псалтири, иногда соединяя строки из разных псалмов, и распределяют их соответственно характеру музыки частей. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций в первых частях до развернутых фуг с кульминационной стреттой в финалах. Духовно-муз. творчество Г. и Березовского является 1-м этапом развития классицистического духовного концерта в России (60-70-е гг. XVIII в.). «Литургия» Г. ставит перед исследователями проблему авторства. Имеется прижизненная рукописная копия партии тенора, к-рая датируется 1772 г. (певч. книга ранее принадлежала ярославскому мон-рю и записана квадратной нотацией). Из 6 песнопений («Слава Отцу и Сыну», «Иже херувимы», «Верую», «Милость мира», «Достойно есть», «Отче наш») только относительно 1-го можно утверждать авторство Г., оно было издано в нач. XIX в. по инициативе Бортнянского. Остальные песнопения рукописи известны как сочинения Березовского. По преданию, «Литургия» Березовского была сочинена в Италии и прислана с отчетом в Россию (1769-1773). Точно установить автора этих песнопений в наст. время невозможно. В разных источниках упоминается ряд сочинений Г., в наст. время не найденных: задостойники на Вознесение Господне, Преображение Господне, концерты «Вси языцы восплещите», «На Тя, Господи, уповах», «Придите пресветлое Христово», «Милость мира», «Иже херувимы». Арх.: РГАДА. Разр. 14. Оп. 1. Д. 31; ГЦММК.

http://pravenc.ru/text/161597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛЕВ Дмитрий Григорьевич (1831 - сер. 1900-х, Вильна), регент, учитель пения, автор духовно-муз. произведений. Сын священника. С детских лет пел в церковном хоре. Учился в Рязанской ДС (1846-1852). Во время учебы в МДА (1852-1856) пел и управлял академическим хором. В 1856-1861 гг. служил в канцелярии московского гражданского губернатора, также организовал хор чернорабочих в одной из московских церквей. В сент. 1874 г. был назначен регентом Синодального хора. В янв. 1875 г. представил директору Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметеву свои сочинения и выдержал экзамен по теории музыки и нотному пению для получения аттестата на звание регента 2-го разряда. С 1 апр. 1886 г. перешел на службу в Виленский учебный округ (Мин-во народного просвещения). Под управлением В. Синодальный хор дал 2 духовных концерта: 11 марта 1876 г. (в пользу вдов и сирот Синодального хора) и 14 февр. 1882 г. в зале Благородного собрания. В 1-м концерте прозвучали сочинения и переложения В. «Свете тихий», «Царю небесный» и «Достойно есть». Эти сочинения и «Литургия св. Василия Великого» (отдельные песнопения к-рой исполнялись в 90-х гг. Русским хоровым об-вом) не найдены. Не сохранилась и тетрадь с произведениями В., переданная его сыном в Москву после смерти В. Имеющиеся в рукописях духовные песнопения В. показывают, что он владел техникой хорового письма, в т. ч. 2-хорного, что ставит его произведения выше т. н. «регентской литературы». Гармония и фактура его сочинений и переложения «Достойно и праведно есть» характерны для церковной музыки 2-й пол. XIX в. т. н. петербургского периода (по классификации И. А. Гарднера). Соч.: «Слава в вышних Богу» (2-хорное)//ГЦММК. Ф. 283. 118. Л. 39 об.- 44; «Ангел вопияше»//Там же. 120. Л. 50 об.- 52 об.; «Достойно и праведно есть» (киевского распева, на Литургии св. Василия Великого)//Отд. ред. изд. и ркп. Науч.-муз. б-ки МГК; «Не умолчим никогда, Богородице»//ГИМ. Син. певч. 1061: Собр. автографов духовно-муз. соч. XIX-XX вв./Сост. С. В. Смоленский. Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 9. Ч. 3. 110: Личное дело Д. Г. Вигилева (1874-1886). Лит.: Рус. духовная музыка в док-тах и мат-лах/Сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 1998. С. 377-386; 2002. Т. 2. С. 115, 364, 962-964; Т. 3: Церк. пение пореформенной России. С. 196-201. А. А. Наумов, Н. ЮПлотникова Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений

http://pravenc.ru/text/158384.html

Как отдельные песнопения, так и моножанровые циклы песнопений литургии Н. имеют указания на его авторство в разной форме (имя, фамилия, инициалы, определения «творение», «приклад» (переложение), «роспев» и т. п.). Блаженны 8 гласов обозначены как «Приклад Петра Норицына» (ГИМ. Син. певч. 789. Л. 7 об., 14, 20 и др.), «Творения Нарицына» (ГИМ. Епарх. певч. 9-г. Л. 24 об.), «знаменны Норицына» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 10 об.), «Осмогласник Норицына роспев» (Там же. 1099-б. Л. 10 об.), «Норицына роспев знаменны» (Там же. 1099-в. Л. 10 об.), «Норицына роспев» (Там же. 1099-г. Л. 11 об.). Херувимская имеет надписания: «С «Тебе одеющагося» Норицына» (Там же. 1099-а. Л. 21), «Знаменна Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 44-46). «Достойно есть» сопровождается указаниями: «Норицына роспев» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 40 об.), «Норицына» (Там же. 1286), греческого распева «Т[ворение] П[етра] Н[орицына]» (РНБ. Ф. 1260. Q. 75. Л. 75, теноровый ключ), «греческое: Т П Н» (РНБ. Солов. 1194/1351. Л. 34 об.), «Знаменна Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 89-90 об.), «Греческа Норицына» (Там же. Л. 90 об.- 91 об.). Задостойники греческого распева обозначены: «Норицына», «греческия» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 53), «приклад Петра Норицына» (ГЦММК. Ф. 283. 496. Л. 85), «Нарицына» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983. Л. 126), «Задостойники rpeчeckiя жь тшаниемъ трудами Петра Норицына» (РНБ. Ф. 1260. Q. 17), «автора Петра Норицына» (ГИМ. Епарх. певч. 4. Л. 126), «положения Нарицына» (Там же. 9-г. Л. 36). Причастны надписаны: «Норицына разныя греческия» (ГИМ. Син. певч. 1099-а. Л. 85), «Радуйтеся, праведнии» с пометкой «златой», «Т П Н» (РНБ. Ф. 1260. Q. 75. Л. 68), с пометкой «златой» в комплекте рукописей из Соловецкого мон-ря (опубл.: Успенский. 1971). Только в одной рукописи имеется пометка «ПН» (т. е. Петра Норицына) для задостойников знаменного распева (ГИМ. Епарх. певч. 4. Л. 141), этот цикл входит в состав сб. ГИМ. Син. певч. 1099 с пометкой «знаменныя», но без указания авторства.

http://pravenc.ru/text/2577963.html

Известны также демественные М. «сановным людем» («...господина дома сего... с женою и с чады и с домочадцы...») и игумену «с братиею» (ГИМ. Син. певч. 165. Л. 110 об., 111, XVII в.; см. расшифровки: Пожидаева. 1999). Набор монодийных М. царю (с перечислением мн. титулов), «царицам и великим княгиням», царевичу, правосл. патриархам, местному епископу и архимандриту содержится в соловецком певч. сборнике петровского времени (ГЦММК. Ф. 283. 237. Л. 208 об.- 209 об.). В западнорус. нотолинейных Ирмологионах XVI-XVIII вв. встречаются монодийные М. архиерею с греческим текстом, записанным кириллицей: «        » (ЛНБ. МВ. 50. Л. 119 об., кон. XVI - нач. XVII в.; Bucur. Bibl. Nat. Slav. 10846. Fol. 199, 1675-1676 гг.; 10845. Fol. 229, 1684 г.) и «  » греческого распева (СПбДА. 223-Р. Л. 284, 1671 г.). Следующий этап в муз. развитии М.- появление его в многоголосном варианте («триличное согласие»; см. Строчное пение ). Известно М. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, изложенное в виде 3 партий - пути , верха и демества (РНБ. Солов. 690/763. Л. 276-277, 70-е гг. XVI в.; на л. 277-277 об. содержатся 3 одноголосные «Ис полла эти деспота» митрополиту и архиепископам Новгородскому и Казанскому; см.: Успенский. 1971. Илл. XXIXa, XXIXб; с. 280-281 (коммент.)). В рукописи РГБ. Ф. 354. 140 имеется подобное песнопение в честь царя, а также 3-голосное «Ис пола ити деспота» архиеп. Казанскому и Свияжскому (Л. 334-335, 355). Все 3 голосовые партии совпадают, представляют единый распев. Троестрочные М. помещали также в Обиходах (напр.: ГИМ. Муз. 1845. Л. 27-27 об., 3-я четв. XVII в.). Рукописи XVI в. впервые содержат М. в изложении демественной нотацией , В состав более позднего списка (ГИМ. Син. певч. 375/Л. 120-120 об., 1700 г.) входит демественное 4-голосное М. имп. Петру I (расшифровки см. в изд.: Успенский. 1971. С. 277-279 (начало); Беляев. 1997. С. 154-157 (полностью)). Многоголосное исполнение этого песнопения позднее стало устойчивой традицией в крупных хоровых коллективах (напр., в придворных). Так, в рукописях из б-ки государевых певчих дьяков имеется «Многолетие большое, верхом» (РГАДА. Ф. 188. 1702. Л. 1), посвященное царю Борису Феодоровичу Годунову (1598-1605). Об интереснейших вариантах М. говорит наличие партий «путь против демества» к песнопениям «триличного» и «четвероличного согласия» (М. к пещному действу, «меньшое царю и прочим», «светительское, глаголемое тройное») в сборнике из собрания царских певцов (Там же. 1696. Л. 26 об.- 27 об.).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

С XII в. А. стали разделять на 2 части, соответствующие подвижному и неподвижному кругам богослужебного года,- темпорал (temporale) и санкторал (sanctorale). В состав темпорала также входили (за исключением цистерцианской, доминиканской и нек-рых приходских традиций) неподвижные праздники, приходящиеся на Рождественскую неделю. Чаще всего создавались 2-томные (темпорал и санкторал) и многотомные (по периодам литургического года) А., что объясняется, вероятно, соображениями удобства. В московских собраниях хранятся 3 полных А. дотридентского периода: 2 польск. францисканских А. (ГИМ. Собр. П. И. Щукина. 567, 1459-1482; ГИМ. Син. 186, 1482-1484), содержащие темпорал и санкторал на весь год, и нем. А. (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 3, 1441-1459), происходящий из картезианского мон-ря Блаженной Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск, Польша), содержащий службы на все дни недели, инвитатории, краткие респонсории, пасхальные аллилуия-антифоны, антифоны на воскресенье «Septuagesima» и Великий четверг, commune sanctorum, календарь, гимнарий, а также нек-рые чтения и молитвы, помещаемые обычно в Бревиарии. В С.-Петербурге имеется итал. доминиканская рукопись сер. XV-XVI вв. с дополнением XVII в. (РНБ. Lat. F. v. I. 132), представляющая собой А.-санкторал, в к-рый вставлен обширный секвенциарий (раздел, содержащий секвенции ) (В. Карцовник). Ист.: Amalarus Simphosius. Liber de ordine antiphonarii//PL. 105. Col. 1243-1316; Becker G. Catalogi bibliothecarum antiqui. Bonn, 1885. § 4. N 21; § 11. N 238; Lehman P. Die Bistümer Konstanz und Chur//Mittelalterliche Bibliothekskathaloge Deutschlands und der Schweiz. Münch., 1918. Bd. 1; Agobardus Lugdunensis. De correctione antiphonarii// idem. Opera omnia. Turnhout, 1981. P. 337-351. (CCCM; 52). Изд.: Dold A. Ein neues Winitharfragment mit liturgischen Texten//Texte und Arbeiten. 1940. Bd. 31; Huglo M. Die Adventsgesänge nach dem Fragmenten von Lucca//Kirchenjahrbuch. 1951. Bd. 35; Le manuscrit du Mont-Renaud. Solesmes, 1955. (Paléographie mus.; 16); Brou L. L " antiphonaire de Compiègne//Études grégoriennes. 1961. T. 4; Hesbert R.-J. Antiphonale missarum sextuplex. Brux., 1935. R., 1967r; idem. Un curieux antiphonaire palimpseste de l " office//RBen. 1954. Vol. 64; idem. Corpus antiphonalium officii. R., 1963-1979. 6 vol.; Froger J. Antiphonaire de Hartker. Bern, 1970. (Paléographie mus. 2e sér., Monumentale; 1).

http://pravenc.ru/text/115826.html

В О. содержится значительное количество песнопений иных стилей. С появлением данной певч. книги именно в нее включают песнопения путевого распева (2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы на всенощном бдении, 18-я кафизма на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров, «Достойно есть», «О Тебе радуется» и задостойники на Божественной литургии, «Приидите, ублажим Иосифа» и «Да молчит» в Великую субботу). В О. имеются также песнопения демественного распева (см. Демественное пение ) («На реце», «Светися», «И нам дарова», «Христос воскресе», многолетие, «Со святыми»), большого знаменного распева («Господь воцарися», задостойники, «Приидите, последнее целование»). «Иностилевые» песнопения могут быть как дополнительными по отношению к знаменным, так и основными (напр., путевое «Достойно есть» появляется раньше, чем напев 6-го гласа знаменного распева). Кроме того, известны рукописи, содержащие те песнопения, что и О., но исключительно путевого (напр.: «Обиход путен» - ГИМ. Щук. 767, 1602 г.) или демественного распевов. В последнем случае такие рукописи имеют собственное название - Демественник (напр.: ГЦММК. Ф. 283. 15, 1606-1612 гг.). Демественник представляет собой особый тип певч. книги, функционально отличаясь от О.: он содержит не самые употребительные, «обиходные» песнопения, а «элитарные», исполнявшиеся только высокопрофессиональными хорами государевых певчих дьяков и архиерейских певчих . Также выявлены списки троестрочного (многоголосного) О. (РГБ. Ф. 37. 149, XVII в.; Ф. 310. 165, сер.- 3-я четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 1188, 1673-1676 гг.; 1192; РНБ. Q.I.875, кон. XVII в.). Полностью отражая тенденцию к многораспевности, игравшую в развитии древнерусского церковнопевческого искусства XVI-XVII вв. весьма важную роль, О. вобрал в себя различные локальные певческие версии и редакции песнопений («кирилловское», «троицкое», «усольское», «путь монастырской», «опекаловское» и др.; см. также в статьях Местные распевы , Монастырские распевы ). Во 2-й пол. XVII в. и позднее количество представленных в О. певч. стилей возрастает за счет включения южнорусских распевов: греческого, киевского и болгарского, а также авторских и местных распевов («жуковского роспева», «герасимовское» (см. Герасимовский напев ), «симоновское», «чудовское» и др.).

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Каблукову): ОР РНБ, ф. 816, ап. 3, ед. хр. 2655; автограф для того же состава (28 апреля 1908): ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2656. 10. «Хвалите имя Господне» древнего роспева//Хоровое и регентское дело, 1910, 7/8. Приложение. Литографии 1. «Тебе поем» 2. Догматик 5-го гласа знаменного роспева 3. Херувимская 2 для смешанного хора (1898) 4. «Не имамы иныя помощи» 5. «Милость мира» на литургии Василия Великого 6. «О Тебе радуется» 7. «Со святыми упокой» и «Вечная память» 425 Пасхалов приехал в Казань в 1873 году. До этого, после окончания гимназии в родном Саратове, он учился в Москве у А.И. Виллуана, затем в течение нескольких лет посещал вольнослушателем Парижскую консерваторию, потом занимался в Московской консерватории, вернулся в Саратов, в 1871–1872 годах снова жил в Москве. 426 Это письмо Стасова было позже полностью опубликовано в РМГ (1911, 14, в подборке писем Стасова и к Стасову). Пребывание Пасхалова в Петербурге и его знакомство с членами «Могучей кучки» отражено также в письме М.П. Мусоргского к Стасову от 12–13 сентября 1872 года и в «Летописи моей музыкальной жизни» Н.А. Римского-Корсакова. Признавая несомненный талант Пасхалова, Мусоргский, как и Стасов, высоко оценил его инструментальную пьесу «Свадебное шествие» (в письме приводится записанная на слух тема) и весьма скептически отозвался о знаменитой «Песне о рубашке». Римский-Корсаков высказывается о визите Пасхалова в Петербург в более суровых тонах: «Пасхалов, приехавший из Москвы в качестве вновь объявившегося таланта, играл нам отрывки из своей оперы «Большой выход у сатаны», а также какую-то якобы оркестровую фантазию плясового характера. Все это было незрело и в сущности мало обещало. Пасхалов вскоре скрылся с горизонта; он начал пить, сочинял какие-то пошлые романсы из-за денег и преждевременно погиб, не оставив после себя ничего замечательного по части сочинений» (Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955. С. 78). 427 Автографы всех упомянутых Смоленским произведений Пасхалова, в том числе и «книжки», хранятся ныне в ГЦММК имени М.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После окончания института Шишлов уехал из Москвы в Воронеж, где и стал работать по своей новой профессии 468 . Больше я его уже не видел. И еще одного баса я припоминаю – Курского. Он был небольшого роста, с высокой, певческой грудью, сильным и красивым голосом. Человек энергичный, быстрый, он говорил четко и убежденно, глядя прямо в глаза собеседнику. И, наконец, я хорошо помню еще одного баса, с которым я и после встречался, но уже на оперной сцене. Фамилия его была Бочкарев, а на сцене он выступал под псевдонимом Вологодский. Он всегда ходил с закинутой назад головой, не спеша и так шагал, что правая стопа становилась не прямо, а вправо, а левая – влево, и в этом было что-то горделивое: в Синодальном хоре стали величать его Графом. Были и еще хорошие голоса и интересные типы и среди басов, и среди теноров, но воскресить все это сейчас в памяти невозможно. Относительно же себя могу сообщить лишь одну забавную подробность: я был самым молодым среди мужчин-певцов, и мальчики прозвали меня Иваном Царевичем. Комментарии Автограф настоящих воспоминаний датирован 24 июля 1973 года. Рукопись, находящаяся у составителей сборника, при подготовке к изданию подверглась редактированию. Александр Петрович Смирнов Летом 1909 года Александр Константинович Смирнов, воспитатель в Придворной певческой капелле, обратился к директору Синодального училища А. Д. Кастальскому с ходатайством о приеме в число воспитанников своего восьмилетнего племянника Саши, жившего в Москве (это подтверждают несколько строк из письма Кастальского к X. Н. Гроздову от 20 августа 1909 года – ГЦММК, ф. 370, 504). В том году среди поступавших мальчиков был большой конкурс, но в конце концов Саша Смирнов оказался в училище. Окончить учение он не смог: события 1917 года застали его при переходе из певческого в регентское отделение, занятия же в Хоровой академии были прерваны призывом в армию. Впоследствии ему пришлось поменять профессию. Но случилось так, что именно Александр Петрович Смирнов стал преданным летописцем своей школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010