Кастальского к X. Н. Гроздову от 12 октября 1911 года. ГЦММК, ф. 370, 614, л. 12–12 об.) 186 В сохранившемся фрагменте автографа статьи дана несколько иная характеристика Данилина: «С назначением меня на должность директора Синодального училища (в 1910 году) заведование хором перешло в руки выдающегося регента, свободного художника Московского Филармонического училища Н. М. Данилина, ранее окончившего Синодальное училище» (ГЦММК, ф. 12, 439). 187 Упомянутые концерты состоялись 26 ноября 1910 года в зале училища, 16 и 21 декабря того же года – в Большом зале консерватории. 188 Всенощная ор. 44 В. И. Ребикова была написана в 1911 году. Ее возникновению предшествовало письмо Кастальского, который писал Ребикову 6 октября 1910 года: «Рахманинов написал целую Литургию, – мы ее учим – это событие в музыкальном мире. Да и вещь в общем весьма симпатичная, хотя стиль и пестроватый... Знаете, было бы очень недурно, если бы и наши новаторы вроде Ребикова, Скрябина и прочих изобразили бы что-нибудь сногсшибательное на церковный текст – воевать, так воевать. Нет, серьезно, вы попробуйте» (ГЦММК, ф. 68, 276, л. 2). Результат был действительно «сногсшибательным»: в стремлении воссоздать «подлинное» древнехристианское пение Ребиков довел принцип стилизации до абсурда. Почти все сочинение написано параллельными созвучиями, в каждой части своими – октавами, секстаккордами и даже квартами и квинтами. Выдержанные в «ориентальных» ладах сольные эпизоды также весьма оригинальны. Так, песнь Симеона Богоприимца предназначена для «старческого тембра», приветствие Архангела Гавриила Богоматери «Богородице Дево, радуйся» – для «молодого тембра» и т. п. 189 Первая часть Обихода церковного пения под редакцией А. Кастальского – Всенощное бдение – была опубликована в литографии В. Гроссе в Москве в 1912 году; вторая часть – Литургия, архиерейское служение, молебны, панихида, отпевание, праздничные прокимны и антифоны – в 1914 году. 190 О гастролях Синодального хора 1911 года см. в заграничных письмах Кастальского и Н. Н. Сокольского, опубликованных в настоящей книге. 191 Концерт Синодального хора в зале петербургского Дворянского собрания состоялся 10 марта 1911 года. В его первом отделении исполнялись шесть номеров из Литургии Рахманинова, второе отделение было посвящено сочинениям Кастальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

C кон. XVII в. в партесных гармонизациях «Н. о.» чаще всего использовался киевский распев ; они создавались преимущественно для 4 голосов (дискант, альт, тенор, бас). В Обиходах кон. XVII - 1-й трети XVIII в. «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения: ГИМ. Син. певч. 342 (киевского распева), 486 (2 песнопения, 1-е - «киевскаго напеву», из Богословской ц. при костромском Ипатиевском мон-ре), 658 (из новгородского Знаменского собора), 757 (из Ниловой пуст.); ГИМ. Епарх. певч. 5; ГЦММК. Ф. 283. 527 (из Переславского духовного правления). В рукописи РГБ. Ф. 218. 343 рубежа XVII и XVIII вв. 4-голосное «Н. о.», записанное казанской нотацией , является обработкой напева в партесном стиле. В это же время «Н. о.» киевского распева появляется в одноголосных нотолинейных Обиходах, хотя встречается довольно редко (ГИМ. Син. певч. 547. Л. 14). Кроме того, «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения на 6 голосов (ГИМ. Син. певч. 248), на 8 голосов (Там же. 1048 - из ярославской Сретенской ц.; 1067 - из ярославской Петропавловской ц. на берегу Волги; 1097 - из Мологского Афанасиевского мон-ря; 1288 - из кинешемского Успенского собора; ГЦММК. Ф. 283. 481-483 - из «ярославской градской Предтечевской церкви»); в 2-хорных песнопениях обычно отсутствует первоисточник, они являются свободными композициями. Среди «Н. о.» в стиле партесного концерта (с контрастом гомофонной и имитационной фактуры, ансамблей и хорового tutti, 2-дольных и 3-дольных метров и т. п.) выделяются немногочисленные авторские композиции, принадлежащие выдающимся мастерам эпохи рус. барокко. Это сочинения: Н. П. Дилецкого - Вечерня на 4 голоса (ГПНТБ СО РАН. Тих. 503; БАН. Осн. 16.9.25), Вечерня на 8 голосов (РГБ. Ф. 272. 333 5)); В. Титова - Вечерня на 3 голоса (ГИМ. Син. певч. 1312), Вечерня на 8 голосов (Там же. 610; РГБ. Ф. 272. 333), Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Епарх. певч. 1-и. Л. 1); ростовского протодиак. Андрея Гаврилова - Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 355; ГЦММК. Ф. 283. 575-576).

http://pravenc.ru/text/2578003.html

1-я рукопись - ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 15 - содержит многолетие патриарху Ермогену , что в совокупности с водяными знаками позволяет датировать ее 1606-1612 гг. Рукопись имеет заголовок: «Книга, глаголемая демественник, творение преп[одобного] от[ца] Романа, певца кондакареви». В приведенном заголовке традиция демественного пения впервые связывается с именем прп. Романа Сладкопевца и с жанром кондака , который составляет значительную часть содержания древнерус. Кондакарей . Вероятно, создатель рукописи хотел отразить в заголовке известные ему параллели между кондакарным пением и демественным. Эти параллели можно усмотреть как в мелизматической природе демества, в наличии словообрывов, аненаек , хабув (редких в знаменном распеве, но постоянно встречающихся в кондакарных записях), так и в структурной общности указанных книг, начальные части к-рых отведены записям кондаков, после них следуют песнопения др. типов (взаимосвязь кондакарного пения с демественным пока совершенно не изучена). 2-я рукопись - РГБ. Ф. 37. 364 - датируется 1645-1652 гг. на основании многолетий царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу , ее самоназвание - «Книга демественник, сиречь четверогласного пения». В рукописи ГЦММК. Ф. 283. 15 в поголосной записи даны партии демества , низа , верха и пути ; в рукописи РГБ. Ф. 37. 364 - только партия низа. Т. о., Д. отражает многоголосную традицию пения. В конце обеих книг имеется чин пещного действа , в к-ром участвовали государевы и патриаршие певчие дьяки. Обе книги могли быть написаны в Москве кем-то из певчих дьяков, поскольку в книгах отражена традиция высокой певч. культуры. Рукописи 1-го этапа, озаглавленные «Д.», отличаются по содержанию и представляют 2 редакции этой певч. книги. В состав рукописи Д. ГЦММК. Ф. 283. 15 входят избранные кондаки, неск. пасхальных песнопений, избранные песнопения всенощного бдения (вечерни и утрени); Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста (в к-рой отсутствуют песнопения евхаристического канона); последование песнопений пещного действа.

http://pravenc.ru/text/171654.html

В Москве состоится конференция " Церковь и музеи: использование исторически ценных колоколов " Москва, 8 февраля 2006 г . Московский Колокольный центр и Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки приглашают всех желающих принять участие в международной научно-практической конференции " Церковь и музеи: использование исторически ценных колоколов " , посвященной 1575-летию со дня блаженной кончины святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского, с которым связывают начало распространения колоколов во всем христианском мире. Конференция проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В конференции планируется участие представителей епархиальных управлений, храмов и монастырей Русской Православной Церкви, музейных работников и частных коллекционеров, сообщает оргкомитет конференции. Сроки проведения конференции – 17-20 мая 2006 года. Тематика коференции: Учет, хранение и использование колоколов в выставочной работе; Колокола в научно-исследовательской работе (вопросы атрибуции, определения исторической ценности, диагностика состояния и т.д.); Реставрация и ремонт колоколов; Использование исторически ценных колоколов в церковном звоне. План работы конференции: 17 мая (среда) – ГЦММК им. Глинки 10:00 открытие конференции, 10:30 – 13:00 и 14:00 – 17:00 пленарное заседание; 18 мая (четверг) – ГЦММК им. Глинки 10:00 – 13:00 и 14:00 – 17:00 пленарное заседание; 19 мая (пятница) – храм Свт. Николая в Заяицком 10:00 – 13:00 пленарное заседание, 14:00 - посещение Музея православного звона и выставки средств диагностики и изучения колоколов; 20 мая (суббота) – посещение колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Заявки на участие и темы докладов принимаются до 1 мая. Регламент выступлений – до 20 минут. По результатам конференции будет опубликован сборник материалов, для чего в оргкомитет необходимо представить доклады (объем – до 1 п.л.) на электронном носителе до 1 июня 2006. Проезд и проживание участников - за свой счет. Ответственные от оргкомитета: От Колокольного Центра – директор Шариков Виктор Григорьевич. Адрес Центра: 113035, Москва, Раушская наб., дом 26/1, храм Свт. Николая в Заяицком (метро " Новокузнецкая " или " Третьяковская " ) Тел.раб. (495)957-27-10, тел./факс.дом. (495)438-29-53, моб. 8-903-768-45-65 E-mail: bells-centre@yandex.ru, сайт Центра: http://www.bilo.ru От ГЦММК им. М.И. Глинки – зав. отделом музыкальных инструментов Милешина Нина Владимировна, тел. раб. (495)739-62-26 Адрес музея: 125047, Москва, ул. Фадеева, 4 (метро " Маяковская " ). 8 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16200.html

375. Л. 88; 444. Л. 66; 785-а. Л. 22 об.; ГЦММК. Ф. 283. 540, партия дисканта, л. 45) или «малая киевская» (ГЦММК. Ф. 283. 993/9. Л. 6), «киевскаго напълу» (РГБ ОР. Ф. 37. 383. Л. 23), можно встретить и «Достойно есть» («киевская» - ГИМ. Син. певч. 444. Л. 79; «киевской» - ГЦММК. Ф. 283. 540. Л. 70). По мнению И. В. Герасимовой, ремарка «киевская» у херувимской в сборнике РНБ. Сол. 1194/1338, 1320, 1351, 1354 относится к болгарскому напеву ( Герасимова. 2013. С. 143), поскольку эта ремарка «в русской певческой традиции вбирала в себя широкий круг привезенных в страну локальных белорусско-украинских и инонациональных напевов» (Там же. С. 150). Редкий образец использования К. р. в Трезвонах - «Стихиры Казанской Богородице киевского согласия» (ГИМ. Син. певч. 790-а. Л. 71 об.). Арх.: МГК им. П. И. Чайковского. ОРИР Науч. б-ки им. С. И. Танеева: X-40995: Войденов В. П. «Блажен муж». [М., 2-я пол. XIX в.]. Ркп.; X-41130: Кастальский А. Д. [Подобная стихира] на 6 сентября Рождеству Пресв. Богородицы: На хвалитех, глас 1 «О дивнаго чудесе»// Он же. Подобны. М., 1910. Отт. с рукописного экз. Изд.: Одноголосие: Ирмологион, сиречь песнослов. Львов, 1709; Обиход церк. нотного пения разных распевов: [киев. нотация]. М., 1772. ч.]; Переизд. с изм.: Обиход нотного пения употребительных церк. распевов. М., 1909. Ч. 1: Всенощное бдение. 1–6, 8–11, 13–15, 17–19, 21, 24, 25, 29; Ч. 2: Божественная литургия. 1, 4, 6–8, 9–13, 15–17, 20, 22, 24, 25, 28; «Да молчит»: (Из Львовского Ирмолога 1701 г.)//Церковные песнопения для хорового исполнения/Ред.: В. Г. Петрушевский. К., 1907. Вып. 1. С. 7; Круг церк. песнопений обычного напева Моск. епархии: [киев. нотация]. М., 1915. Ч. 4: Божественная литургия. 1, 3, 5–7, 10–23, 26–36, 37–44, 45, 47, 49–53, 55–57, 59–60, 64, 69–71, 74, 79, 83; Успенский Н. Д. Образцы древнерус. певч. искусства: Муз. мат_л с ист._теорет. коммент. и ил. Л., 19712; Тончева Е. Манастирът Голям Скит-школа на «болгарский роспев»: Скитски «болгарски» Ирмолози от XVII–XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОРИЦЫН [Нарицын] Петр, рус. духовный композитор 1-й пол.- сер. XVIII в. Автор партесных обработок песнопений литургии знаменного, греческого и др. распевов для 4-голосного хора (дискант, альт, тенор, бас). Биографические сведения о Н. не найдены. Н. Ф. Финдейзен назвал Н. духовным композитором кон. XVII в. ( Финдейзен. 1928. С. 331). Н. В. Гурьева предположила, что Н. и государев певчий дьяк Петр Покровец - одно и то же лицо, хотя нет никаких данных о том, что Н. жил в это время, был государевым певчим в 1654-1693 гг., а также о том, что Петр Покровец был автором к.-л. песнопений ( Гурьева. 2000. С. 11). Обработки Н. имели достаточно широкое распространение в России, они сохранились в рукописных сборниках (преимущественно в Обиходах ), происходящих из московских церквей Петра и Павла у Яузских ворот (ГИМ. Син. певч. 1099, подписан синодальным певчим Феодором Петровым), Симеона Столпника за Яузой (ГИМ. Епарх. певч. 4), из угличского во имя святителя Алексия, митрополита Московского, мужского монастыря (ГЦММК. Ф. 283. 496, партия дисканта), Архангельска (РНБ. Ф. 1260. Q. 75), тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983 (у Финдейзена ошибочно указан 3933)), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря (РНБ. Солов. 1194/1338, 1194/1320, 1194/1351, 1194/1353), Успенского собора г. Кинешмы (ГИМ. Син. певч. 1286), Спасской ц. с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ. (РНБ. Ф. 1260. Q. 17, партия дисканта), соликамского во имя Святой Троицы мужского монастыря (ГИМ. Син. певч. 789, партия альта; 791, партия тенора), Пыскорского Спасо-Преображенского мон-ря (Соликамский у. Пермской губ.) (ГЦММК. Ф. 283. 508, партия баса), Киево-Печерской лавры (НБУВ ИР. 42 п/XVIII-21, партии дисканта, тенора и баса). Н. мог быть певчим или уставщиком одного из этих певч. центров. Большинство певческих рукописей с произведениями Н. было создано в 30-50-х гг. XVIII в. Обиход из угличского Алексиевского монастыря создан в 1734 г. (Л. 1 об.), а наиболее поздний список произведений Н. из коллекции Николая и Петра Ивашёвых (ГИМ. Епарх. певч. 9) датируется 1786 г. ( Плотникова. 2017. С. 435-450).

http://pravenc.ru/text/2577963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕНСКИЙ А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва . В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой . Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, С. И. Танеева . Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын , признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов. Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь 2. М., 1897; Херувимская песнь 3. М., 1903. Лит.: Лисицын М. А. , прот. А. Аренский как духовный композитор//РМГ. 1898. 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905//П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75894.html

При хоровом исполнении партесных композиций должно непременно выделять один такт от другого, акцентируя первую ноту каждого такта. Необходимо, чтобы на каждый такт падала известная, определенная доля времени, то есть если первый такт был пет в течение четырех секунд, то и на второй должно употребить эту же долю времени. Произвольно же ускорять одни такты, удлинять другие – значит давать уху одни только аккорды, лишая его так называемых ритмических впечатлений, тогда как эти последние увеличивают сладость музыки. Синодальный хор именно так и поет партесные пиесы. Например, при пении «Тебе Бога хвалим» Бортнянского (фа-мажор) так и слышалось: раз, два, три, раз, два, три... Такое требование вытекает из значения тактовых делений в музыке. Комментарии «Заметки» являются частью неопубликованной авторской рукописи, хранящейся в ГЦММК (ф. 294, 379, л. 17–41 об.). Она включает в себя также конспекты лекций по истории церковного пения, теории музыки, сольфеджио и контрапункту, которые Никольский слушал в Синодальном училище в 1894– 1897 годах. Отражающие первые впечатления Никольского от пения Синодального хора за службами и спевками, заметки лежат у истоков написанного им в 1895–1896 годах пособия для регентов церковных хоров «Опыт методики хорового пения» (ГЦММК, ф. 294, 381). 1. Здание Синодального училища на Большой Никитской. 1901 2. С. В. Смоленский в рукописной певческой библиотеке Синодального училища. Вторая половина 1890-х 3. Страница из второго тома «Воспоминаний» С. В. Смоленского. Автограф 4. Концертный зам Синодального училища 5. В. С. Орлов 1880-е 6. Большой Успенский собор. Внутренний вид. Фото И. Барщевского. 1889г 7. Протодиакон К. В. Розов. Фото М. Грибова. Вторая половина 1900-х 8. Священники и диаконы Большого Успенского собора. 1901 г. Сидят: С. Голубев , Н. Пшеничников, В. Марков , В. Субботин, И. Воздвиженский Стоят: С. Ермонский, В. Некрасов, А. Шеховцев, Н. Зайцев, С. Цветков, Г. Демокритов, К. Пискунов 9. Князь А. А. Ширинский-Шихматов. Фото Г. Трунова. Начало 1900-х

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИДОВСКИЙ Григорий Митрофанович (6.01.1866, c. Мельня Кролевецкого у. Черниговской губ.- 13.04.1952, Полтава), хоровой дирижер, регент, певец, композитор. Сын приходского священника. Начальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, впосл. оркестровым дирижером, скрипачом. В 1887 г. окончил Черниговскую ДС, затем служил в Лодзи в акцизном ведомстве. В 1891-1897 гг. обучался в С.-Петербургской консерватории на капельмейстерском отд-нии; теоретические предметы преподавали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов. В 1902 г. окончил вокальный фак-т по классу проф. Е. И. Иванова-Смоленского со статусом свободного художника, магистра музыки и пения. Хоровым пением овладел опытным путем. Г. М. Давидовский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. (ГЦММК) Г. М. Давидовский. Фотография. 1-я пол. ХХ в. (ГЦММК) Д. создал 35 хоровых коллективов. Первый хор был сформирован в 1888 г. в с. Мельня из 25 крестьян. В С.-Петербурге руководил многочисленными певч. коллективами: в 1892-1896 гг.- хором Александровского чугунолитейного завода (33 чел.), параллельно - хором фабрик за Невской заставой (600 чел.); в 1899-1902 гг.- хором рабочих при Народном доме гр. С. В. Паниной (60 чел.). По просьбе Русского муз. об-ва создал хор из учащихся С.-Петербургской консерватории, основной задачей к-рого было пение в домовой церкви на богослужениях. Хор выступил также с неск. концертами в 1899 и 1900 гг. Одновременно организовал «украинский» хор студентов различных учебных заведений С.-Петербурга, а также певчих Придворной певч. капеллы и церковных хоров (120 чел.). В 1902 г. участвовал с ним во встрече франц. эскадры. В том же году был направлен во Францию для создания «русско-украинской» капеллы из французов и итальянцев. Работал в качестве дирижера хоров в С.-Петербурге (с 1903), Баку (1905-1906), Ростове-на-Дону (1908-1918), Москве (1938-1941), Харькове, Полтаве (1944). C хором Всесоюзного радиокомитета выезжал в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Китай, Венгрию, Сербию, Чехию и Финляндию. Дал более 3 тыс. концертов и оперных спектаклей.

http://pravenc.ru/text/168572.html

В пределах одного списка И. редко встречаются разные версии распева одних и тех же ирмосов, среди исключений - 2 распева ирмоса 6-й песни 8-го гласа «Из чрева адова вопля моего» (РНБ. Солов. 277/295. Л. 153 и 153 об., нач. XVII в.), где 2-й распев сопровождается ремаркой «мастерской». Иногда в И. показываются разводы фит и отдельных знаков. В XVII в. появляются многоголосные И. для строчного пения . От XVIII-XIX вв. сохранились монодийные И. знаменного распева (напр., РНБ. Q.I.1051, кон. XVII - нач. XVIII в.; 1044, 50-60-е гг. XVIII в.; РНБ. Тит. 1736, 1738, оба - XVIII в.; 1545, 1812 г.; РНБ. Q.35, 1734 г.) и единичные И. греческого распева (РНБ. Тит. 3564, XVIII в.) (см.: Захарьина. 2003. С. 58, 60, 64, 69). Известен список 4-голосного партесного знаменного И. XVIII в. (БАН. 16.15.13) (см.: Захарьина. 2003. С. 58, 60, 64, 69, 121). Прибавления к И. Ирмологий. Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. 169. Л. 1 об.– 2) Ирмологий. Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. 169. Л. 1 об.– 2) Раздел «розники» (начало: «Месяца Декабря. В 21-й день. В навечерие Рождества Христова») содержит ирмосы канонов и трипеснцев, исполняющихся на повечерии предпразднеств Рождества Христова и Богоявления. Все они являются парафразами аналогичных ирмосов И. и относятся только к 6-му гласу. Почти всегда «розники» идут непосредственно за И. и лишь в крайне редких случаях выписываются отдельно (РНБ. Кир.-Бел. 662/919, сер. XVI в.) или даже вообще без И. (РНБ. Солов. 621/663, кон. XVII в.). Ирмосы в розниках в отличие от основного корпуса ирмосов следуют порядку канонов. В них сохраняется структура трипеснца (ирмосы всех 3 песней выписаны последовательно) и полного канона (ирмосы всех 9 песней, кроме 2-й, также выписаны последовательно). Мн. ирмосы указанных повечерий повторяют ирмосы, включенные в основную часть И., в этом случае в розниках они представлены в виде ненотированного инципита. Каждому инципиту предшествует указание, в каком разделе И. он расположен. В отдельных случаях в состав И. включены ирмосы канона св. равноап. кнг. Ольге 5-го гласа (созданного, вероятно, Григорием Черноризцем из Киево-Печерского монастыря на рубеже XI и XII вв.). Иногда эти ирмосы входят в корпус И. с соответствующими ремарками (РНБ. Кир.-Бел. 681/938), иногда выписываются в виде самостоятельного цикла после основного корпуса ирмосов (РНБ. Солов. 619/655, нач. XVIII в.). Цикл может иметь название «Княгини Ольги, бабы великаго князя Владимира» (РГБ. Ф. 299. 154, 1647 г.). Содержание ирмосов в каноне кнг. Ольге соответствует общему содержанию песней нотированного И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010