В 1965 г. папой Павлом VI был учрежден Синод епископов, в состав к-рого входят епископы, являющиеся представителями разных регионов мира. Заседания Синода созываются регулярно в установленное время для того, чтобы осуществлять непосредственное единение между первосвященником и епископами, помогать папе своими советами в делах укрепления веры и христ. нравственности, сохранения церковной дисциплины, а также для исследования вопросов, связанных с деятельностью Церкви во всем мире. Синод епископов обсуждает вопросы и выражает свои пожелания, но не имеет права выносить решения, обязательные для исполнения, если такое право не будет в каждом отдельном случае дано Синоду папой. Синод непосредственно подчинен Римскому епископу, к-рый созывает его, определяет место и время проведения, ратифицирует выборы одних членов Синода, назначает других и утверждает круг рассматриваемых вопросов, устанавливает повестку дня и председательствует на заседаниях лично или через своих представителей, закрывает, прерывает или распускает Синод. Неограниченный папский монархизм не позволяет характеризовать устройство католич. Церкви как Е. с. В рамках католицизма Е. с. служила своего рода лозунгом тех церковных деятелей, к-рые в разные эпохи пытались скорректировать распределение властных полномочий внутри католич. Церкви между папой и др. епископами, повысить в ней роль епископата. Подобное движение сложилось в кон. XIV в. как реакция на «великую схизму» - параллельное существование 3 папских престолов: в Риме, Авиньоне и Пизе, следствием чего явилось церковное разделение католич. Европы на 2 церковные фракции. Одним из видных представителей этого направления на рубеже XIV и XV вв. был франц. богослов Н. де Клеманж . Соборами в Пизе, Констанце и Базеле выдвигалась идея, согласно к-рой папе принадлежит в Церкви лишь высшая адм. власть, а законодательной властью должен обладать епископат, осуществляя ее через вселенские Соборы. Участник Базельского и Констанцского Соборов Ж. Жерсон в 1417 г. составил трактат «De potestate ecclesiastica et origine juris» (О церковной власти и происхождении права), в к-ром он писал о том, что высшая власть в Церкви принадлежит вселенскому Собору, что Собор выше папы. Предвосхищая идеи М. Лютера и др. вождей Реформации , Жерсон находил, что чрезмерное расширение папской власти явилось результатом развития человеческого права, а не коренится в божественном праве. Для Жерсона идеалом был церковный строй I тыс. христ. истории. Реформаторское направление, ориентированное на восстановление Е. с. в католич. Церкви, потерпело поражение в противостоянии папистской партии при папе Евгении IV - одним из результатов этого поражения явился протестантизм , оторвавший от католич. Церкви половину Зап. Европы.

http://pravenc.ru/text/190037.html

Было принято решение о созыве в 1409 г. Пизанского собора. Решение о созыве собора было принято не папой или императором, а коллегией кардиналов. Властью собора оба соперника — Бенедикт VII и Григорий XII — были низложены, их постановления были отменены, и Римский престол объявлен вакантным. Укрепление соборной власти продолжилось на Констанцском соборе, созванном в 1414 г. На нем было принято решение, что папы, как и остальное духовные лица, подчиняются ему во всем, даже в вопросах веры. Постановление гласит: " Хотя папа и обладает наибольшими правами в вопросах, касающихся веры, и декреты его касаются всех Церквей …, его суждение не является окончательным и подлежит одобрению Церкви. " Соборное начало церковной жизни еще более усилилось положением о том, что соборы должны созываться регулярно, не реже чем через десять лет. Власть собора начала действовать, избранный им папа Мартин V признал все постановления и принес присягу в своем подчинении соборной власти. Решения Констанцского собора получили дальнейшее развитие на Базельском соборе 1431 г. Папе было запрещено прекращать работу собора, изменять место его проведения, гуситам было разрешено причащение под двумя видами. Папа Евгений IV, воспротивившийся этим решениям, был низложен, в своем письме богословы Парижского университета убеждали отцов собора " противодействовать папе как некогда Павел противодействовал Петру. " Хотя к середине XV столетия папам удалось вновь подчинить Западную Церковь своей власти сознание необходимости внутреннего обновления оставалось, и в этой связи следует упомянуть V Латеранский собор, проходивший с 1512 по 1517 г. На нем вопрос реформирования Римо-Католической Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но использовать эту последнюю возможность не удалось. Деятели реформаторских соборов XV столетия прежде всего ставили перед собой цель превратить Католическую Церковь из абсолютной монархии в монархию ограниченную. Они требовали усиления национальной епископской власти за счет власти Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

53 Св. Августин неоднократно в своих сочинениях указывал, что мнениям отдельных учителей Церкви, не подкрепленным авторитетом Соборов, следовать не обязательно, поскольку даже святым свойственно ошибаться. Поскольку свт. Геннадий здесь обращается ко грекоязычной аудитории, скорее всего он имеет в виду слова Августина из I книги De Trinitate (это сочинение было переведено на греческий Максимом Планудом за полтора века до написания настоящей «Апологии»): «Я не постесняюсь спросить, если где сомневаюсь; и не устыжусь поучиться, если где ошибаюсь. Таким образом, пусть всякий читатель, столь же уверенный, идет со мной дальше; сомневающийся – спрашивает вместе со мной; всякий же, кто обнаруживает свою ошибку, возвращается ко мне; а если мою – то отзывает меня» (Aug. De Trin. I, 4–5; рус. пер.: Августин Блаженный , свт. О Троице I, 4–5. М., 2018. С. 6–7). 54 По всей вероятности, здесь и далее употребление термина «матереубийца» (μητραλοας) применительно к униатам, помимо прямого указания на то, что они борются против собственной Матери – Православной Кафолической Церкви, также содержит аллюзию на прозвище первого униатского патриарха Константинопольского Митрофана, которого православные также называли «матереубийцей» (μητροφονας, созвучно с именем Μητροφνης). 57 В оригинале «πτερος τος δοις λσεται»; греческая поговорка о хищной птице, которую на охоте сбивает оперенная стрела (таким образом «собственные перья» губят птицу). 58 Схоларий по ошибке считает, что Толедские соборы, бывшие в действительности задолго до схизмы, состоялись после нее; Вселенскими же их представители Римской церкви не считали никогда. 59 То есть о вопросе о вселенском авторитете в Церкви и о праве папы в одиночку устанавливать догматическое учение Церкви. 60 Свт. Геннадий говорит о Базельском соборе Римской Католической церкви, созванном в 1431 г. с целью осуществления всесторонней реформы Западной церкви. Собор по преимуществу состоял из сторонников т. н. «соборного движения» (концилиаристов), которые видели путь преодоления обширного кризиса церкви во всеобщей реформе «во главе и членах». Центральным положением этой реформы было ограничение папской власти в пользу «вселенских» (генеральных) соборов Запада, которым, согласно представлениям концилиаристов, должна была принадлежать верховная юрисдикционная и вероучительная власть в церкви. Собор находился в оппозиции по отношению к папе Евгению IV, который отказывался лично принять участие в его работе; папа неоднократно пытался распустить собор, а собор угрожал папе низложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Все христиане и старейшие епископы, патриархи, кардиналы, князья и государи, в знак особенного уважения к папе, должны целовать туфли папы; на туфле папской изображается св. крест. Даже и Св. Таин папа причащается не так, как другие епископы. Не он подходит к святому престолу причащаться, а к нему, сидящему на богатоубранном троне, посреди Церкви, кардинал с коленопреклонением подносит св. чашу. Вот до каких чудовищных крайностей развилось на западе Европы, в средние века, почитание или вернее сказать – боготворение паны. Иные из западных писателей средних веков прямо называли папу Господом Богом (Dominus Deus); иные задавались вопросами такого рода: «кого нужно почитать более: папу или св. ангелов и угодников Божиих», и решали вопрос так, что папу нужно почитать более, чем ангелов и святых людей – как самого Христа, – ибо папа наместник христовой власти… Можно ли на решение папы, если оно покажется несправедливым, апеллировать к Богу, и надеяться, что Бог изменит решение папы? – Нет, ибо у Бога и папы одна мысль, одна воля, одно решение!? С XIV века, когда власть папская стала ослабевать на практике, и папы, во время пребывания в Авиньоне и великого раскола (бывшего в западной Церкви между 1378–1417 гг.) сильно опозорили себя пред общественным мнением – и в среде католических писателей духовных и светских, начали раздаваться голоса против папы. Светские легисты (законники) начали развивать юридическую теорию, что власть государственная имеет такое же непосредственное происхождение от Бога и священное значение, как и папская, и поэтому папы не должны вмешиваться в мирские дела. Либеральные богословы западные стали учить,– что папа есть только старейший епископ христианского мира и власть вселенского собора выше папской власти. А еще более либеральные писатели прямо называли папу антихристом, незаконно предвосхитившим себе божественные права и почести. Соборы: пизский, констанцский и базельский делали попытки к ограничению папской власти. Но папы, еще не получившие себе строгого урока, относилтсь с пренебрежением ко всем неблагоприятным для них теориям и ревностнейшие приверженцы их до самого XVI века продолжали развивать учение о папе в тех крайних, чудовищно нелепых формах, в каких оно выше представлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

А если не признают, то значит противятся Господу, повелевшему всем молиться " Отче наш " ... История также говорит против " непогрешимости " пап. Так, даже св. Апостол Петр трижды отрекался от Христа и он же был изобличен Апостолом Павлом в лицеприятии в своих отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал.2,11). Далее, папа Либерий в IV веке подписал армянский символ веры; папа Зосима в V веке одобрил еретическое учение, отвергавшее первородный грех; папа Вигилий в VI веке был осужден за неправославие на V Вселенском Соборе; папа Григорий, впавший в монофелитство, был осужден в VII веке на шестом Вселенском Соборе, как еретик, а последующие папы подтвердили его осуждение. В недрах самой римской Церкви многие поняли, что папы слишком далеко отошли от православия, каким оно было в век апостольский и в века мужей апостольских и Вселенских Соборов. Соборы Констанцкий и Базельский, бывшие в XV веке, потребовали от пап возвращения к церковному учению и строю первых веков христианства. Также поступили ученые галликанские богословы в XVII веке и в XVIII веке епископы в Германии. Особенно сильный протест в среде Римской Церкви против папских новшеств возник в 1870 г. по поводу Ватиканского Собора, провозгласившего новый догмат о папской непогрешимости. Образовались особые религиозные общества " Старокатоликов " , совершенно отделившиеся от папской римской Церкви и тяготеющие к единению с Восточной Церковью. Таковы итоги папских новшеств в делах веры и церковного строя. Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение падами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I Св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В дискуссиях по вопросу об исхождении Святого Духа обеим сторонам не хватало исторической перспективы, которая теперь дает нам возможность вполне признать действительное существование на Востоке и на Западе двух различных Троичных богословий. Ни та ни другая сторона не была способна подойти к существенным вопросам: законны ли обе традиции и поэтому являются ли они взаимодополняющими, или же они по существу несовместимы? А если обе законны, то правильно ли догматизировать одну из них, как это было сделано во Флоренции? Вопрос, который во Флоренции все же получил свое разрешение, был вопрос о церковном управлении, страстно обсуждавшийся на Западе в контексте «великого раскола» 1378 г. Выход здесь предлагался западным соборным движением: соборы выше папы. Флорентийский собор вынес обратное определение, прибегая к ключевым выражениям в оправдание папской монархии: папа – «преемник Петра», «истинный наместник Христа», «глава Церкви», обладающий полнотой власти (plena potestas) для окормления всемирной Церкви и управления ею. На соборе вопрос первенства Рима и его природы был поднят только в дни, предшествовавшие подписанию итоговых документов. То, что нам известно об обсуждениях последних минут, проходивших в весьма стесненных обстоятельствах, не свидетельствует о том, чтобы греки действительно понимали западную полемику того времени, в которой папа противостоял Базельскому собору. Их позиция была сугубо оборонительной: их волновал вопрос о том, как в наибольшей степени сохранить привычный восточный строй Церкви, основанный на канонах древних Вселенских соборов и пентархии. Они потребовали и добились, чтобы к ясным и четким определениям папской власти были добавлены двусмысленные ссылки на эти почтенные и древние установления. Латинянам и грекам было легко истолковывать эти ссылки по-разному. Во всяком случае, последовавшее за собором беспрецедентное возведение двух восточных митрополитов – Виссариона и Исидора – в римские кардиналы подчеркивало тот факт, что папство, в том виде как оно теперь определялось собором, уже не было папством ранних столетий, а было учреждением, радикально измененным григорианскими реформаторами, декреталистами XIII и канонистами XIV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Разумеется, не располагая текстом обращения Базельского Собора к Свидригайлу от лета 1433 г. (имеется лишь текст его ответа), нельзя исключить, что подобная просьба воздействовать на Константинополь могла исходить от отцов Собора. Настораживает, однако, почему об этом ничего не говорится в ответе великого князя. Что касается папы Евгения IV, то в его буллах ни о каких переговорах с греками вообще не упоминалось и послам «русского» Собора предлагалось прибыть к папе в Италию независимо от каких-либо сношений с Константинополем. Тем более непонятно, зачем Свидригайло поднял в своем ответе тему, отсутствовавшую в папской булле. Чтобы объяснить эти несоответствия, вспомним, что еще при обсуждении обращения Базельского Собора выяснилось нежелание западнорусских епископов заключать сепаратные соглашения и их готовность вести переговоры об унии лишь совместно с представителями Константинополя и другими «русскими» епископами, поэтому стали возможны обращения великого князя и, возможно, его «русских подданных» в Константинополь и другие «русские» земли. Видимо, не случайно в обоих письмах великий князь нашел необходимым отметить, что «русские» «смотрят только на патриарха Константинопольского». В письме папе Римскому не уточнялось, куда будут отправлены послы «русских» подданных Свидригайла. Но в послании отцам Собора сообщалось, что послы будут участвовать в работе Базельского Собора, а не поедут в Италию, как предлагал папа Евгений IV. Это обращение великого князя уместно сопоставить с его же словами о том, как он убеждал греков вступить в контакты с Собором. Еще один довод в пользу того, что в письмах имелись в виду переговоры отцов Собора с представителями всей православной Церкви, а не с одной из ее местных организаций. Стоит также отметить дипломатическую форму, в которую было облечено обещание великого князя: он не замедлит отправить послов, как только убедит «русских» в необходимости этого. Естественно, в ситуации гражданской войны Свидригайло не мог навязывать подданным свою волю, он должен был лишь сообразовываться с их пожеланиями. Великий князь стремился, исходя из своих интересов, охарактеризовать сложившееся положение как можно более деликатно и в возможно более благоприятном для своих адресатов свете. Несмотря на это, очевидно, что собрание представителей светской и духовной знати «русских» земель Великого княжества Литовского фактически отклонило предложение папы Евгения IV и согласилось лишь вести переговоры об унии на Соборе совместно с другими представителями православной Церкви, подтвердив тем самым позицию Западнорусской Церкви, сформулированную ранее митрополитом Григорием Цамблаком.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

649 Кодекс X (Vaticanus Graecus 191) XIII в., представляющий иную рукописную традицию, нежели все остальные рукописи, дает здесь чтение Рудон. 652 Туле – легендарный остров в Северной Европе, различно локализуемый в историографии. Возможно, Птолемей помещает его в северной части Британии (в Шотландии), см.: Кулаковский 1899. С. 11. 653 Эти координаты были опущены в рукописи X, на чтении которой основывался старый перевод. Базельское издание 2006 г. включает ее в текст «Географии». 654 Чтение «Германии» (Γερμανας) приводит кодекс X. Остальные рукописи дают здесь чтение γραμμ, что должно быть переведено: «линией, лежащей и т. д.». 659 Устье Гипаниса (Южного Буга) ошибочно локализовано на полградуса восточнее устья Борисфена (Днепра), а не западнее, как в реальности. 664 Направление перечисления топонимов здесь от Перекопа по северному побережью Азовского моря до устья Дона и далее до его истоков. 668 Почти все эти горы с трудом поддаются отождествлению и связаны, вероятно, с различными отрогами Карпатских гор. 673 Понятия «ниже» и «выше», как правило, совпадают с понятиями «севернее» и «южнее», поскольку как бы считывались с карты мира, на которой север был наверху. 676 В старом переводе «очень многочисленные племена». Перевод «великие народы» лучше отражает греч. θνη γιστα. Ср. также начало следующего параграфа: «Менее значительные племена...». Бросается в глаза многослойность птолемеевой этногеографии: некоторые племена известны из весьма ранних сведений античных авторов (например, гамаксобии), некоторые звучат вполне актуально (аланы, языги, роксоланы), некоторые (такие, как венеды) представляют новое слово в античной этногеографии Восточной Европы. 685 Слова «ниже этих – гелоны, гиппоподы и меланхлены» вставлены в кодекс О (Florentinus Laurentianus XXVIII, 49) XIV в. и некоторые другие поздние рукописи и не включены в Базельское издание 2006 г. 686 Гелоны, меланхлены (если они подлинные) и агафирсы – племена, упомянутые еще Геродотом, т. е. за шесть веков до Птолемея!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новую надежду отстоять свою позицию Ульрих и его сторонники увидели в Базельском Соборе, к-рый уже вскоре после начала заседаний летом 1431 г. стал рассматриваться как оппозиционная папе Римскому Евгению IV церковная инстанция, с решениями к-рой он тем не менее вынужден был считаться. Именно в качестве полномочного представителя и защитника интересов Ульриха фон Мандершайда Н. К. в нач. 1432 г. отправился в Базель; его сопровождал Хельвик Боппардский, также канонист по профессии и клирик Трирского архиепископства, который ранее учился вместе с Н. К. в Падуе. Участие в Базельском Соборе (1432-1437) Николай Кузанский. Карикатура на титульном листе кн.: Kymeus J. Des Babsts Hercules wider die Deudscher. Wittenberg, 1538 Николай Кузанский. Карикатура на титульном листе кн.: Kymeus J. Des Babsts Hercules wider die Deudscher. Wittenberg, 1538 29 февр. 1432 г. Н. К. и Хельвик были приняты как «представители и послы» (nuncii et oratores) У. фон Мандершайда на общей конгрегации (in congregacione generali) участников Базельского Собора. Н. К. сделал краткое сообщение, в к-ром представил дело следующим образом: на вдовствующую кафедру Трира был законно избран Ульрих, а затем папа Римский Мартин V назначил на нее Рабана, которого клир принимать отказался, т. к. «избрание на церковные кафедры относится к божественному праву (de jure divino) и папа не может выступать против такого права». Тем самым уже при представлении дела Н. К. перенес вопрос из строго юридической в церковно-каноническую плоскость, объявив право соборного избрания церковных предстоятелей божественным установлением. Такая линия аргументации нашла отклик у многих участников Базельского Собора, бывших убежденными сторонниками концилиаризма (см. Соборное движение ). Н. К. и Хельвик были «инкорпорированы», т. е. официально признаны полноправными участниками Собора, а представленное ими дело было признано подведомственным Собору (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 50-51. N 102-103). Каждый участник Собора должен был принадлежать к одной из «депутаций», т.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Помимо приверженности польских епископов идеалам «соборного» движения здесь проявлялось действие и некоторых других факторов. Следует иметь в виду, что значительная часть католического духовенства отвергала унию с греками не только потому, что ее заключил низложенный с трона папа без участия Собора, но также и потому, что сами условия этой унии представлялись неприемлемыми. Таких людей было достаточно среди участников Базельского Собора, о чем говорит, например, текст их письма в Польшу, опубликованного Я. Фиялеком . «Что может быть большей тягостью для церкви, чем согласиться с греками, одобрив их веру и обряд, противоположные латинским,— писали авторы письма.— Габриэль (имя папы Евгения IV до вступления на престол.— Б. Ф.),— добавляли они,— не поступил бы так, если бы был католиком». «Хотим узнать у правдивых,— вопрошали они далее,— живут ли все в Греции по-христиански, и особенно у вас, господа, в Польше и в Львове, где живут многие греки, истинно ли т. н. возвращение греков к латинянам». Может показаться странным, что отцы Базельского Собора, отвергавшие идею папского примата, оказались более нетерпимыми по отношению к вере и обряду «Греческой» Церкви, чем папа и его приверженцы. Однако в такой позиции собравшихся в Базеле прелатов была своя логика. Как приверженцы Собора, так и приверженцы папы были по существу в равной мере нетерпимы по отношению к «заблуждениям» «греков», ощущали свое идейное и интеллектуальное превосходство над православным миром. Различие состояло в том, что папа был заинтересован в признании примата православной Церковью и ради этого готов был на ряд уступок по менее важным вопросам, а отцы Собора в этом не были заинтересованы и потому занимали бескомпромиссную позицию. Расхождение между отцами Собора и польским епископатом заключалось лишь в том, что польский епископат относился к отклонениям от привычных обрядов более нетерпимо, чем отцы Собора . Не случайно на синоде в Ленчице в мае 1441 г., где обсуждался вопрос о присоединении польского епископата к Собору, его участники выдвинули требование отменить разрешение, данное Собором чешским гуситам, принимать причастие под обоими видами .

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010