Выразителями протестующего общественного мнения были и некоторые Соборы, например Пизанский (1409), Констанцский (1417), Базельский (1431) и др. На них делались попытки искоренить нестроения церковной жизни, перестроить церковный порядок, снова вызвать к жизни первохристианский дух в Римско-католической Церкви. Однако попытки эти были безрезультатны, и в XVI в. совершилось крупнейшее на Западе разделение христианского мира. Многочисленные злоупотребления папской власти, неправильности в каноническом строе Римско-католической Церкви, усвоение римскому первосвященнику права на светскую власть и другие нарушения традиционной церковной жизни и веры явились причинами этого явления. Протестанты говорили, что Римско-католическая Церковь уже осуществила свою историческую цель, что она сослужила уже свою службу, подготовила и воспитала новое сознание народов, которые достигли своей зрелости. Римско-католическая Церковь сделалась для них не только ненужной, но и невыносимой, ибо они считали, что в деле религии нужно предоставлять всем полную свободу. Разделение происходило очень бурно: за какие-нибудь сто лет оно отторгло от Римско-католической Церкви около 90 миллионов верующих, которые были охвачены одной целью — реформировать Церковь в ее главе и в членах, в управлении и в устройстве. Это привело к тому, что вместо образования одной очищенной от римско-католических погрешностей Церкви Реформация дала миру десятки и сотни новых христианских Церквей, обществ и деноминаций, часто враждовавших между собой и обличавших друг друга. В борьбе против злоупотреблений Рима протестантизм поднял знамя свободы и независимости. При этом складывались особые формы религиозного сознания. В Германии, Швейцарии, Англии появились новые течения. Лютер, Цвингли и Кальвин, Генрих VIII возглавили их, каждый в своей стране. Названных лиц, однако, нельзя рассматривать как новаторов, оторванных от своей эпохи, от национально-общественных форм жизни. Эти вожди Реформации отражали современную им жизнь, настроения широких масс верующих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

1:8—10).  Все мы много согрешаем ,— пишет св. Апостол Иаков (Посл. 3:2). Сам Христос дал нам молитву «Отче наш», в ней мы молимся:  и прости нам грехи наши  (Лк. 11:4). Что же папы признают для себя обязательным чтение этой Господней молитвы? Если признают, то и папы грешны. А если не признают, то значит противятся Господу, повелевшему всем молиться «Отче наш " … История также говорит против «непогрешимости» пап. Так, даже св. Апостол Петр трижды отрекался о; Христа и он же был изобличен Апостолом Павлом в лицеприятии в своих отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал. 2:11). Далее, папа Либерий в IV веке подписал армянский символ веры; папа Зосима в V веке одобрил еретическое учение, отвергавшее первородный грех; папа Вигилий в VI веке был осужден за неправославие на 5-м Вселенском Соборе; папа Григорий, впавший в монофелитство, был осужден в VII веке на шестом Вселенском Соборе, как еретик, а последующие папы подтвердили его осуждение. В недрах самой римской Церкви многие поняли, что папы слишком далеко отошли от православия, каким оно было в век апостольский и в века мужей апостольских и Вселенских Соборов. Соборы Констанцский и Базельский, бывшие в XV веке, потребовали от пап возвращения к церковному учению и строю первых веков христианства. Также поступили ученые галликанские богословы в XVII веке и в XVIII веке епископы в Германии. Особенно сильный протест в среде Римской Церкви против папских новшеств возник в 1870 г. по поводу Ватиканского Собора, провозгласившего новый догмат о папской непогрешимости. Образовались особые религиозные общества «старокатоликов», совершенно отделившиеся от папской римской Церкви и тяготеющие к единению с Восточной Церковью. Таковы итоги папских новшеств в делах веры и церковного строя. Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3470...

366 Оно господствует в Австрии, Баварии, Бразилии, Гогенцоллерн-Гехингене, Гогенцоллерн-Зигмарингене, Испании, герцогстве Лукском, герцогстве Модена, Реджио и Мирандоле, королевстве обеих Сицилий, Церковной области, Парне, Пиаченце и Гвасталле, Португалии, Саксонии, Сардинии, Тоскане, Франции и Мексике. В. П. П. Свящ.-церк. географ. стр. 194. Спб. 1848 г. 367 Папа на языке латин значит – отец всех верующих во Христа Спасителя; а в древности имя сие давалось всякому епископу, как отцу своей паствы. Бингам. Древност. церковн. т. 1, стр. 76–78, изд. 1724 г. 368 Известно, что римский епископ не согласился принять третьего правила второго вселенского собора, коим возвышен престол нового Рима. Барон. Церковн. летоп. под 381 г. 369 В шестом веке. Название вселенский в первый раз дано было патриарху Иоанну II на соборе, бывшем в Константинополе в 512 году. Преемникам Иоанна: Епифанию (520 г.), Анфиму (535 г.) и Мине (537 г.) название сие давал в своих повелениях к ним император Юстиниан; а последний из них полупил оное снова от собора константинопольского в 538 году. В 586 же году на соборе, по делу Григория, епископа антиохийского, и пресвитера Иоанна, за константинопольскими патриархами навсегда уже утверждено оно, доставшись на тот раз Иоанну IV постнику. Историч. список. патриарх. церкв. константинопольской: христ. чтен. 1843 г. ч. 1, стр. 410–411. 373 Разумеем соборы: пизский (1409 г.), константский (1414 г.) и базельский (1431 г.). Иннокент. там же, стр. 401–403. 374 Acta et decreta concilii tridentini, созванного Павлом III в 1545 году в Триденте, на границах Германии, потом в 1547 году переведенного в Болонию, а отсюда, по настоянию Карла V, снова возвращенного Юлием III в Тридент и оконченного здесь при Пие IV, в 1564 году. На нем присутствовали: послы епископа римского, императора германского, королей западных и протестантов, с 267 епископами, из коих 187 было италийских. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 463. Москва, 1842 г. 375 Они издаются обыкновенно при деяниях и определениях собора тридентинского, под заглавием: Varia ad concilium tridentinum spectantia.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Лионский II, под председательством папы Григория X, в 1274 г. Здесь присутствовало 15 кардиналов, 500 епископов, 70 аббатов в 1000 докторов. Собор имел важную цель соединения Восточной Церкви с Западною, вследствие предложения императора Михаила VIII Палеолога, искавшего узаконить свои права на похищенный престол властью папы. Прибавление «Filioque» внесено тогда в символ по соборному определению. Виенский, созванный в Виене, в 1311 г., папою Климентом V, перенесшим резиденцию римского двора в Авиньон. Душой этого собора был Филипп Красивый, король французский, в руках которого папа был послушным орудием. Он лично присутствовал здесь; также Эдуард II, король английский, и Яков II, король арагонский, находились при нескольких заседаниях, которые продолжались, по одним, 4 года, по другим, только 7 месяцев. Главным действием собора было истребление ордена тамплиеров, по настоянию Филиппа. Сверх того, произнесено осуждение на дух реформации, обнаруживаемый так называемыми бегуарами, бегуинами и лольярами, остатками вальденсов и альбигойцев – предшественниками протестантизма. Этим собором учреждены кафедры восточных языков в университетах. На соборе присутствовало 300 епископов, с титулованными патриархами Антиохии в Александрии. Констанцский, открытый в 1414 г. в Констанце, на Баденском озере, по усиленному настоянию императора Сигизмунда, для прекращения так называемого «Великого раскола» или «Схизмы» в Западной церкви. В то время в Европе находилось вдруг трое пап, которые взаимно проклинали друг друга. Состоявшийся собор объявил себя совершенно независимым ни от одного из трех пап и уничтожил схизму. Кроме того, в фанатическом усердии к сохранению единства церкви он оставил по себе кровавый след в истории, осудив на сожжение знаменитого Иоанна Гусса и ученика его Иеронима Пражского. Но главною целью собора было преобразование самой церкви в её иерархической организации: пользуясь своею независимостью, собор намеревался поставить пределы самовластию пап и вопиющему святокупству Рима. Между тем, по настоянию кардиналов, было приступлено к выбору папы. Общий конклав провозгласил (в 1417 г.) папою Мартина V. Новый папа, как скоро был избран, тотчас вступил во все прежние права пап и властью своей распустил собор (в 1418 г.). Все, что могла выхлопотать оппозиция, состояло в обязанности, принятой папою, созвать через 5 лет новый Вселенский Собор для преобразования церкви. Вследствие этого, Мартин V назначил для 1423 г. местом собрания сначала Павию, потом Сиену; но собор на этот раз не состоялся по причине малочисленности епископов, не желавших ехать в Италию, где папа имел бы их в своих руках. Вследствие этого созван был собор Базельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Базельские триеры вернулись из Константинополя без всякого результата, и делегация сообщила участникам Собора, как всё было на самом деле. А участники Собора воспользовались своими полномочиями и низложили Папу Евгения как отступившего от соборного принципа. Собор обвинил Папу во множестве непотребных дел. Папа отказался что-либо сказать в свою защиту и был низложен и осуждён. Вместо него возвели в папское достоинство некоего Феликса. В третьем, последнем акте низложения Папа Евгений уже был наименован Гавриилом, то есть именем, которое он носил до возведения в папское достоинство. Он был объявлен учинителем раздоров, врагом мира и единства Церкви, симонийцем, клятвопреступником, нераскаянным грешником, схизматиком, еретиком, упорствующим в своих прегрешениях, растратчиком церковного имущества и церковных привилегий, растленным слугой Верховного Понтифика, недостойным при этом никакого титула, степени, чести или достоинства. А собрание во Флоренции было названо «раскольническим собором» 19 . То есть отколовшимся от истинного Собора, на который и были направлены посольства с договорённостями. Так Папа Евгений, предпринимая траты с высоты своей кафедры, был низложен собственным Собором в Базеле. На Соборе присутствовало семьсот епископов и Император Священной Римской Империи Германской нации Сигизмунд. Из всего сказанного ясно, что главной причиной созыва лжесобора во Флоренции был страх, овладевший и Императором Константинопольским, и Епископом Римским, а вовсе не ревность о Боге. Ибо первый хотел предотвратить нависшую над его державой опасность, а второй страшился Базельского Собора. Ведь Базельский Собор восстал сильнее, чем все прежние Соборы на Западе, против абсолютной и непогрешимой власти Папы. Так что Император и Папа созвали Собор во Флоренции, думая не о единении Церквей, но о помощи каждому против его врагов 20 . Глава II История отделения Латинской Церкви от Православной Восточной Церкви при Святейших Патриархах Константинопольских Игнатии и Фотии и Папах Римских Николае I и Адриане II

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

В конце 1435 — начале 1436 г. в Константинополь на поставление в митрополиты снова отправился Иона. Его сопровождал великокняжеский боярин Полуект Море. Но и на этот раз Ионе не повезло. До его приезда туда, очевидно в середине 1436 г., митрополитом в Москву патриархия утвердила грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека, проявлявшего несомненный интерес к античной литературе. Будучи по образованию и убеждениям гуманистом, Исидор любил стихи Гомера, трагедии Софокла и речи Цицерона. 2 апреля 1437 г. Исидор прибыл в Москву. Назначение Исидора имело особое значение. Положение Византийской империи в это время было плачевным. Власть императора распространялась только на Константинополь с небольшой округой. Стремясь добиться от европейских держав помощи в борьбе с турками, византийские императоры вступили в переговоры с римским папой о соединении церквей (унии), чтобы положить конец церковно-политическому разъединению Востока и Запада и такой ценой спасти остатки мировой державы. В сближении с Западом заинтересована была и часть византийской интеллигенции, затронутая гуманистическими веяниями. Их противники, составлявшие православную партию, опирались на византийское монашество. Но им сочувствовало и большинство населения Империи, ненавидевшее латинян. Трудное время переживала тогда и римская курия. Надеясь положить предел властолюбивым тенденциям папской власти, высшие церковные иерархи собирали соборы (именовавшие себя вселенскими), на которых провозглашали реформы, имевшие целью ограничить папский произвол. Так, в 1431—1449 гг. заседал Базельский собор, находившийся в конфронтации с папой Евгением IV (1431—1448 гг.). В такой обстановке Евгений IV охотно откликнулся на предложение византийского императора Иоанна о соединении церквей, рассчитывая, что осуществление церковной унии укрепит папский престиж. Назначение Исидора в Москву имело своей основной целью обеспечить принятие предполагавшейся унии влиятельной в православном мире русской церковью. В то время между Константинополем и Москвой сохранялись дружественные отношения. Еще в 1411 г. княжна Анна (дочь Василия I) была выдана замуж за греческою царевича Иоанна Мануиловича (будущего императора).

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Однако реформационные соборы XV в. Пизанский 1409 г., Констанцский (1414–1 1418) и Базельский (1431–1443) не привели к желанным результатам, и папство своей более умелой политикой успело ослабить силу и значение постановлений этих. соборов рядом конкордатов, в свою пользу заключенных с Францией в 1516 г. между Львом X и Франциском I 134 , с Германскими князьми 5 феврали 1447 г. и с Фридрихом III Императором Германским 17 февраля 1448 г. Впоследствии, вызванный религиозной Реформацией в Германии Тридентский собор (1545–1563) и Контрреформация конца XVI в. значительно возвысили престиж папства, но его политическое положение уже резко изменилось в пользу суверенитета государства, формулированного политической литературой, начиная с Бодена 135 . Чтобы как-нибудь сохранить приоритет папы и согласовать его с государством нового типа столпы католицизма иезуиты Беллярмин (1541–1621) 136 и Суарец (1548–1617) 137 средневековое учение о potestas directa папы над мирскими делами видоизменили в potestas indirecta, по которой папы, не обладая светской властью, имеют все-таки право надзора и исправления относительно мер правительства, препятствующих религии и Церкви. Таким образом надеялись практически сохранить супериоритет папства и его законодательства, а именно удержать принуждение в делах веры, судебную и податную привилегии духовенства, преобладающее значение церковного права и возможность аннулирования папой светских законов. Однако усиление значения государства неизменно продолжалось повсюду, не смотря на новые теоретические пути и искуссную политику Рима. Папству суждено было окончательно утратить господство над temporalia, мирскими делами, и его движущую силу, ius canonicum, достигшее вершины своего развития при Бенедикте XIV 138 , превратить из духовного мирового права в право католической Церкви – ius ecclesiasticum catholicum. Однако каноническое право 139 не только лишилось своего значения в нормировании светской, общественной и государственной жизни, но происшедшими переменами было значительно ограничено в своем действии, даже и в церковной сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(отражающие позицию Н. К. документы см.: ActaCus. Bd. 1. S. 470-487. N 598-599), однако никаких принципиальных решений во время этих имперских собраний принято не было. На рейхстаг, проходивший осенью 1446 г. во Франкфурте, папа Римский Евгений IV направил расширенную делегацию, наделив ее участников статусом легатов a latere и практически безграничными полномочиями по распоряжению в пределах Германии бенефициями и церковными льготами (см.: Ibid. S. 507-510. N 654-668; S. 519. N 687; S. 521-523. N 700-701). В состав делегации помимо Н. К. и Х. Карвахаля входили Йоханн VIII фон Хайнсберг, еп. Льежа (1419-1455), и Томмазо Парентучелли, еп. Болоньи, впосл. ставший папой Римским с именем Николай V (1447-1455). В ходе переговоров с герм. кор. Фридрихом IV, курфюрстами и князьями папские посланники смогли убедить их в готовности папы Римского Евгения IV пойти на значительные уступки. Следствием этого стали проходившие в кон. 1446 - нач. 1447 г. переговоры между королем, курфюрстами и папой Римским, завершившиеся решениями, которые обе стороны воспринимали как собственную победу. Папа Римский Евгений IV добился признания его законным главой Церкви и осуждения деятельности Базельского Собора; хотя он согласился с тем, что вселенские Соборы обладают высшей властью в Церкви, и одобрил концилиаристские декреты Констанцского Собора, он сделал это в неопределенных выражениях и с оговорками, допускавшими пересмотр отношения к этим декретам; еще менее определенным было обещание созвать в будущем вселенский Собор, дата проведения к-рого не была назначена. Имперская сторона получила многочисленные церковные льготы, уменьшавшие финансовую и политическую зависимость герм. Церкви от Рима. Окончательное утверждение достигнутые договоренности получили в папских буллах, изданных в февр. 1477 г., в конкордатах с князьями империи, а также в Венском конкордате 1448 г., подписанном герм. кор. Фридрихом IV и новым папой Римским Николаем V. Хотя Н. К. уже не принимал непосредственного участия в составлении и согласовании этих документов, современники высоко оценивали значение его дипломатической работы, заложившей основу для мирных договоров между князьями Свящ.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

О его существовании говорят и соборы XIII века: Дургамский и Экзетерский 182 . Но при существовании в XIII столетии древней практики причащения все более и более начинает распространяться и новый обычай причащения мирян под одним лишь видом хлеба. Фома Аквинат, относившийся к этому новому обычаю более или менее сочувственно, замечает, что он был распространен уже «во многих церквах» 183 . He менее ясно о новой практике говорит и Бонавентура. Ратуя за совершенное лишение мирян чаши, он утверждал, что действие причащения под одним видом хлеба то же самое, что и действие причащения под обоими видами 184 . На распространенность новой практики указывает и одно из постановлений (1261 г.) генерального капитула ордена цистерцианцев 185 . «Монахи, говорится здесь, и бельцы (Laienbrüder) и монахи ордена не должны вкушать из чаши: это право принадлежит только пресвитеру». В конце XIII века communio sub una делается всеобщим обычаем, так что писатель XIV века Дунс Скот считает его уже за нечто давно-известное 186 . В XV столетии собор Констанцский (1415 г.) окончательно узаконяет новую практику 187 ; то же подтверждает и собор Базельский 188 (1431) г.); a Тридентский собор 189 включил его в число канонов церковных. Мы рассмотрели древнехристианскую практику причащения (в собственном смысле) церковного. Но помимо этого вида причащения, в древней Церкви широко было распространено причащение домашнее. К рассмотрению этой частной, домашней практики причащения мы теперь и приступим. Целый ряд исторических свидетельств говорит нам прежде всего о том, что в древней Церкви, по окончании евхаристического богослужения, св. дары отсылались к тем из верующих, которые, по уважительным причинам, не могли присутствовать в молитвенных собраниях. По словам Гарнака, «основание этого обычая лежало 190 в той идее общества, которою древняя Церковь прониклась и одушевлялась во всей своей жизнедеятельности, и которая свое конкретное выражение, свою таинственную печать находила в приобщении евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

55 Собственно, оно сводилось практически к факту наличия арабского перевода флорентийских определений (см.: Nasrallah J. Chronologie des patriarche melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968. P. 31, 48). 56 Jugie M. La lettre de Georges Amiroutzes au duc de Nauplie Demetrius sur le Concile de Florence//Byzantion. 1939. Vol. 14. 1. P. 85–86. 59 «Неодолимость перед вратами ада – нечестием и ересями – Христос дает Церкви, а не Петру. Потому-то и мы невозможность в чем-либо ошибаться, как некий исключительный дар, ограничиваем одними Соборами, причем лишь теми, которые представляют всю Церковь » (Idem. De processione Spiritus Sancti 1.2.5//Ibid. P., 1929. Vol. 2. P. 62). 60 Ср. зачин декретов Базельского собора: «Святейший Базельский Вселенский Собор, законным образом собранный в Духе Святом и представляющий Вселенскую Церковь – на вечное памятование...» (Iohannes de Segovia. Historia gestorum generalis synodi Basiliensis III, 35//Monumenta conciliorum generalium saeculi decimi quinti. Wien; Basel, 1873. T. 2. P. 234). 61 Gennadius Scholarius. Manifestum ad cives constantinopolitanos//Œuvres completes. Vol. 3. P. 173. 62 Изд.: πσημα Κεμενα το Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως: Τ σωζμενα π τν περοδο 1454–1498/Παζη-ποστολοπολου Μ., ποστολπουλος Δ. Γ., κδ. θνα, 2011. Σ. 184–189. 63 Даже паламитские Константинопольские Соборы 1341, 1347, 1351 и 1368 гг., несмотря на их несомненно догматический статус и вселенский авторитет, в византийский период формально не назывались «Вселенскими» систематически (одно из редких исключений – «Краткое повествование о Святых и Вселенских Соборах» митр. Нила Родосского; Nilus Rhodius. Narratio brevis de Sanctis et Oecumenicis synodis//Ρλλη Γ. Α., Ποτλ Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852. T. 1. P. 394–395). 64 «Въ лто 6992 бысть соборъ въ Константинополи, въ пречестнмъ храм пресвятые Богородицы зовомыя Паммакаристъ, отъ четырехъ вселенскихъ святйшихъ и блаженнйшихъ кръ Симеона Константинопольскаго, и кръ папы и и кръ Дороеа и кръ на и иже во зл бывшаго собора…» и далее (см.: Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1853. Т. 5. С. 499).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010