Религиозные памятники в Швейцарии очень замечательны, и все они обязаны своим бытием католичеству. Какие великолепные соборы в каждом кантоне, и теперь в кантонах протестантских они в совершенном запустении! полы изломаны, надписи затерты, картины в небрежении, статуи обезображены: это сделано в беспокойные времена реформации. Этого мало: в мою бытность в Женеве в соборе устраивали скамьи, хоры и т. п. для публичного заседания по случаю принятия конституции. Вот какое назначение получили теперь храмы Божии! Вот какие соборы и советы заняли место в дому Божием! В Базеле делают не лучше, дают в церкви концерты! Самая примечательная из протестантских соборных церквей в Базеле: она построена в XII веке, хранит в себе прах Еразма Ротердамского, Иоанна Эколампадия – этих оракулов и преобразователей Базеля. W " За алтарем еще существует зала, в которой Западные Епископы держали Собор Базельский, замечательный низложением папы Евгения IV и возведением на престол Феликса; этот собор много содействовал успехам реформации, поколебав безусловное повиновение папе. В Базельской библиотеке я видел автографы Лютера, Меланхтона, Еразма Ротердамского, – это собрание их писем. Неизъяснимое чувство родилось во мне при взгляде на почерк преобразователей, неправильный, неразборчивый, небрежный: но сколько перемен произвели эти перья! Между прочим, на древних образах и свящ. статуях в церквях Швейцарии я заметил, что благословляющая рука Спасителя изображена в том виде, как рисуют и слагают в церкви православной; почему же католики и протестанты не верны своей древности? Католическая церкви представляют совсем другое зрелище – тишину, великолепие, драгоценность: особенно это можно сказать о соборной церкви в Фрибурге и Иезуитской в Люцерне. Странно только обыкновение – выставлять мощи совершенно открыто в виде скелетов в прозрачных и странных одеждах. В Фрибурге я осмотрел Иезуитский пансион, в котором воспитываются молодые люди всех наций, есть, слышал я и русских два воспитанника – Бутурлин и еще кто-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

113 Шульте справедливо указывает, что ссылка на Florentinum (Флорентийский собор (лат.) – Прим,ред.) в c.IV, как и цитата из его постановления, сделаны тенденциозно, с опущением конца, где имеется ссылка на все соборы. «Греки разумели под ними только ими принятые Вселенские Соборы т.н. униаты только 8; ни на одном из них от Никейского 325г. до 4 Константинопольского 869г. не признавался римский епископ ни единственным, ни непогрешимым учителем веры и нравов; столь же мало это имело место и на 4 Латеранских 1123, 1139, 1179, 1215 и на двух Лионских 1245 и 1274 и Венском 1311. Напротив, Констанцский Собор на 5-м своем заседании 6.04.1415г. догматически определил: папа подобно всякому другому подвластен общему собору. Это 5-е Констанцское заседание принадлежит, несомненно, к признанной п. Мартином V части Собора. Таким образом, ни один из И признанных в самом Риме до Флорентийского Собора или, опуская Констанцский (Базельский не идет в счет), из 16 Вселенских Соборов не постановлял то, для подтверждения чего в с. IV приводится Florentinum. Впрочем, то, что говорит Флорентийский Собор, himmelweit (как до небес – Прим. ред) далеко от ватиканской дефиниции, так что даже оппозиция на Ватиканском Соборе склонялась к повторению Флорентийского определения. Сверх всего, Florentinum устарело или разъяснено через Tridentinum (Тридентский собор (лат.) – Прим. ред.) (1. С.307). 114 См. Scheeben Handb. d. kath. Dogm. IV. Bd. I Abth., von. L. Atzberger. Freiburg; Br. 1898, C.443–444. Ср. здесь характеристику полноты папской власти: С.438–439. 116 Scheeben, 1.с., 244. Ср. Th.H.Simar. Lehrbuch der Dogmatik, 4 Auff. 1899, I, 40; II, 754–756; Pohle, 1.c. 248. H.Schell. Die kathol. Dogmatik. Paderborn. 1892. Bd. Ill, 1,410–422. 119 В схеме 15 июля было вычеркнуто cum caeteris («с другими» (лат.) – Прим. ред) (что могло быть истолковано в «галликанском» духе), чем усилен элемент папской непогрешительности независимо от епископата, и вставлены слова «поп autem ex consensu Ecclesiae» («но не по согласию Церкви» (лат.) – Прим. ред.) – ключевая позиция догмата. Затем в абзаце IV гл. Hoc igitur поставлены слова nunquam deficientis вместо non deficientis («никогда не лишенного» вместо «не лишенного» (лат.) – Прим. ред.), чем были отвергнуты всем историкам известные заблуждения прежних пап. (Schulte, 1. С.289).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Григорий XI умирает в Риме в 1378 году, и коллегия кардиналов, состоящая преимущественно из французов, предполагает избрать нового папу из числа кардиналов-французов, но жители Рима, предвидя это, принимают против этого крутые меры: вооруженные толпы окружили конклав и с криком и угрозами потребовали избрания итальянца. Был избран Урбан VI, человек ученый, ревностный в вере, крутой воли и неподкупной нравственности. Он сразу прибег к крутым мерам против предосудительного образа жизни самих кардиналов. Кардиналы-французы вскоре покинули Рим и, объявив избрание Урбана вынужденным и, ввиду внешнего на них при избрании этого папы давления, неканоничным, избрали в Авиньоне нового папу Климента VII. Таким образом, с 1378 года началось в Римской Церкви двоевластие, продолжавшееся четыре десятилетия. Единство Церкви – это главный член веры, это первое условие бытия Церкви; и живой образ единств представлялся христианам Запада в личности папы. А тут – двое пап! Который же из них «Петров наместник» и «викарий Христов»? Оба папы, и Римский и Авиньонский, доказывали каждый законность своего избрания, наполняя Европу взаимными страшными обвинениями и бранью. Верующий народ чувствовал себя оскорбленным в своих верованиях. Легко понять возбуждение и сомнения верных сынов Церкви, оказавшихся свидетелями искажения самого назначения Церкви и порчи нравов высшего духовенства. Народный голос обратился к мужам науки и к университетам, к светилам церковным. Среди богословов и прелатов Римской Церкви созрела мысль о необходимости: а) прекращения раскола и б) церковных реформ. При содействии государей, бывших также ревнителями реформ, были созваны в 1409 году – Пизанский, в 1414–1418 годах – Констанский и в 1431–1443 – Базельский Соборы. Интригами и закулисными влияниями папам удалось в ничто обратить добрые намерения ревнителей восстановления авторитета, порядка и чистоты Церкви: Соборы не дали ожидаемых результатов. А так как папы не хотели признать необходимости реформ, попытки проведения их приняли на себя правительства и даже частные лица, такие как Джон Виклеф (1324–1384) в Англии, Иоанн Гус (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

§ 43. Важнейший предмет, о котором рассуждали в сие время на Соборах, было единение Церкви Восточной с Западною. Таковы Соборы в Константинополе при императоре Иоанне и Мануиле Комнинах (в 12-м в.), и таков же Собор в Иерусалиме (1443 г. в.), на котором отвергнуто было единение Флорентийское. Важнейшие Соборы на Западе, имевшие целью соединение Церквей, были Лионский II (1274 г.) и Флорентийский (1438). Сверх сих, на Западе почитаются Вселенскими Соборами четыре Латеранские (1123, 1139, 1179 и 1215), составленные против некоторых злоупотреблений, вредных для Церкви: Лионский I (1245), отлучивший императора Фридерика II от Церкви; Виенский (во Франции 1311 г.), который имел целью улучшение клира и уничтожение ордена Тамплиеров; Собор Пизский (1409), низложивший двух, и Собор Константский, отрешивший трех пап. Два последние старались о преобразовании Церкви. Для сей же цели папа Мартин V (1423) созвал Собор в Павии, а Евгений IV (1431 г.) в Базеле. Но когда Евгений увидел действия Собора, противные его видам, то составил новый Собор в Фарраре, а наконец, усилив его греками, перенес во Флоренцию. Впрочем ни Собор Базельский, желавший ограничить вселенскую власть пап, ни папа, простиравший власть свою и на Церковь Восточную, не достигли вполне своей цели. – Последний Собор, признаваемый на западе Вселенским, был Тридентский (от 1542 до 1564 продолжавшийся). На нем изложено яснее учение Церкви Римской и довершено отлучение от нее протестантов 193 . Из Российских Соборов примечательны: три Киевские, один для постановления митрополита Илариона (1051 г.), другой для посвящения митрополита Климента (1147 г.), третий на еретика Мартина (1157 г.); Владимирский (после 1274 г.) и Московский (1347 г.) о церковных делах; Московские же: 1441 г. против отступника митрополита Исидора, 1491 г. против жида Захария, 1554 г. против последователей литовского аптекаря, который отвергал Божество Иисуса Христа, церковные правила и почитание святых, и 1572 г., дозволивший царю Иоанну Васильевичу четвертый брак (это случилось в то время, когда у нас митрополита не было 194 ). Духовное просвещение в Греции и в России

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

79 Шульте справедливо указывает, что ссылка на Florentinum в с. IV, как и цитата из его постановления, сделаны тенденциозно, с опущением конца, где имеется ссылка на все соборы. «Греки разумели под ними только ими принятые вселенские соборы т. н. униаты только 8; ни на одном из них от Никейского 325 г. до 4 Константинопольского 869 г. не признавался римский епископ ни единственным, ни непогрешимым учителем веры и нравов; столь же мало это имело место и на 4 латеранских 1123,1139,1179, 1215 и на двух лионских 1245 и 1274 и Венском 1311. Напротив, Констанцкий собор в 5 своем заседании 6. IV. 1415 г. догматически определил: папа подобно всякому другому подвластен общему собору. Это 5-ое Констанцкое заседание принадлежит несомненно к признанной п. Мартином V части собора. Т. о. ни один из 11 признанных в самом Риме до Флорентийского собора или, опуская Констанцкий (Базельский не идет в счет), из 16 вселенских соборов не постановлял то, для подтверждения чего в с IV приводится Florentinum. Впрочем, то, что говорит Флорентийский собор, himmelweit далеко от ватиканской дефиниции, так что даже оппозиция на ватиканском соборе склонялась к повторению Флорентийского определения. Сверх всего, Florentinum устарело или разъяснено чрез Tridentinum (1. с. 307). 80 См. Scheeben – Handb. d. kath. Dogm. IV. Bd. I Abth., von. L. Atzberger. Freiburg; Br. 1898, стр. 443–4. Ср. здесь характеристику полноты папской власти 438–9. 82 Ibid., 244. Ср. Th. H. Simar. Lehrbuch der Dogmatik, 4 Auff. 1899, I, 40; II, 754–6; Pohle, I.c. 248. H. Schell. Die kathol. Dogmatik. Paderborn. 1892. Bd. III, 1, 410–22. 85 В схеме 15 июля было вычеркнуто cum caeteris (что могло быть истолковано в «галликанском» духе), чем усилен элемент папской непогрешительности независимо от епископата, и вставлены слова «non autem ex consensu Ecclesiae» – ключевая позиция догмата. Затем в абзаце IV rл.Hocigimur поставлены слова: nunquam deficientis, вместо non deficientis, чем были отвергнуты всем историкам известные заблуждения прежних пап. (Schulte, 1. с. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

15. Лионский Собор (1274) и реакция православных. Православные Соборы в Константинополе в 1283 и 1284 гг. Различие между исхождением Духа Святого лишь от Отца и превечным проявлением “через Сына в Духе Святом”. 16. Переезд Киевского митрополита в Москву. Свт. Алексий, (митрополит — Пер.) Московский, и преп. Сергий Радонежский. 17. Монахи-исихасты и их духовное делание. Св. Григорий Синаит. Конфликт с византийскими рационалистами на тему о “фавор­ском свете”. 18. Томизм и вопрос о нетварной благодати. Великие соборы в Константинополе в XIV в. Роль свт. Григория Паламы. 19. “Великий западный раскол” и его экклезиологические последствия. Парижский университет. Виклиф. Ян Гус. Базельский Собор. Прагматическая санкция Карла VII. 20. Флорентийский Собор. Св. Марк Эфесский. “Уния”, отвергнутая Востоком. Реакция Москвы. 21. Конец Византийской Империи. Трудности начальной поры московской автокефалии. Величие и опасности политико-религиоз­ной идеи “Москва — Третий Рим”. История Церкви г од третий: середина XV в. — конец XVIII в. 1. Русская автокефалия и ее “двусмысленности”. “Теория трех империй” (“Трех Римов” — Пер.) в России и новое политическое и религиозное сознание. 2. Положение в Византийской Церкви после захвата страны турками. Положение Церкви под римо-католическим господством — в Южной России. Разделение Русской митрополии (1458). 3. Идея “Третьего Рима” и хилиастический дух Москвы. Ересь “жидовствующих”. 4. “Местные традиции” Московии, отрезанной от православного Востока и открытой для латинского влияния. Создание некой русской “христианской цивилизации” и положение Церкви по отношению к государству. 5. Распри из-за монастырских владений: “иосифляне” и “нестя­жатели”. Преп. Нил Сорский — деятельное отречение от мира. Преп. Иосиф Волоцкий — социальная роль Церкви. 6. Православная Византия в XVI в.: св. Максим Святогорец. Исправление книг. Встреча традиции вселенской с традицией московской. 7. “Стоглав” и кодификация “русской традиции”. Макарий, митрополит Московский (1546–1564). Иван Грозный и его концепция светской власти. Мученичество свт. Филиппа Московского.

http://pravmir.ru/programmy-kursov-dogma...

Между тем, по заведенному уже порядку, в XV и XVI веках на западе, и после Базельского собора, продолжали собираться новые соборы, будто бы для преобразования церкви. Но эти соборы или не имели никакого значения, или были орудиями папской партии. На соборах в Мантуе в 1459 г. (при Пие II) и на двух Латеранских соборах в 1512 и 1517 годах (при Юлие Н и Льве X) папам удалось еще более возвысить авторитет своей власти, отменив все ограничения по этому предмету, сделанная на Соборах костницком и базельском, как на соборах еретических. V. Состояние папства и всей западной церкви в конце xv и начале xvi столетия – пред реформациею Одержав видимый перевес над стремлениями либеральной церковной партии и не видя ни в чем ограничения своему произволу, папство к XVI веку стало все более и более предаваться произволу и нравственной распущенности. Под конец XV и в начале XVI столетия мы видим на римском престоле пап, занимающихся исключительно политическими интригами и светскими развлечениями и не обращающих никакого внимания на дела Церкви, людей открыто проводивших безнравственную жизнь или тщеславившихся вольнодумством и кощунством, изобретающих только постоянно новые способы к тому, чтобы грабить церкви и народ 24 . Приготовление нового крестового похода против турков утвердившихся в Европе (1453 г.), который впрочем никогда не был приведен в исполнение, – построение новой великолепной церкви св. Петра в Риме, щедрое покровительство изящным искусствам, которым папский двор в то время любил тщеславиться, роскошнейшая жизнь пап и других многочисленных сановников римской Церкви, ведение политических интриг и частых войн, содержание папских сыновей, дочерей и многочисленных родственников, которые открыто наделялись огромнейшими богатствами на счет церкви, содержание многочисленных незаконных детей итальянского монашества и духовенства и другие расходы заставляли пап непрестанно изобретать новые источники церковных сборов. По всем землям западной Европы (и особенно по Германии), постоянно рассылались сборщики денег в пользу Рима, от которых народ и правительства нередко должны были защищаться вооруженною силой. И в этих сборах продавалась за деньги вера, совесть и всякая святыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Конечно, оппозиция отдельных лиц, целых соборов и стран не развенчала папства и не сдвинула папской системы с её средневековых основ. Умы, в течение нескольких столетий подавляемые папством, оказались неспособными отречься от него. Наряду с противниками папского абсолютизма везде и всегда находились ревностные его приверженцы в роде Торквемады, Антония Розелла, Александра Елпидиуса. И в то время как противники были разделяемы национальным соперничеством, вследствие чего и великие реформационные соборы в действительности оказались бессильными для нанесения папству смертельного удара, защитники легко могли сплотиться около папского трона. Уже контр-базельский собор, собор ферраро-флорентийский, поддержанный искавшими политической помощи у Запада греками и перебежчиками из Базеля, сильно поднимает пошатнувшийся папский авторитет, употребляя относительно папской власти такие выражения, которые папистам не трудно было истолковать в смысле признания папского абсолютизма. В декрете флорентийского собора, между прочим, объявлялось – «определяем, что апостольский престол и римский первосвященник обладают приматством над целым миром, что римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, что он есть истинный викарий Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан что он получил от Господа нашего Иисуса Христа в лице блаженного Петра полную власть пасти, господствовать и управлять вселенскою церковью» 1721 ... Далее, пятый латеранский собор 1722 , на котором, правда, присутствовало всего около 50 епископов и притом итальянских, но который тем не менее был объявлен папами вселенским, в качестве догмата провозглашает такое положение: «папа имеет полный авторитет и неограниченную власть над соборами, он может по своему изволению созывать их, закрывать и распускать» 1723 . Вместе с тем путём выгодных конкордатов с Германией и Францией папам удастся ограничить (в 1448 г.) решения майнцкого рейхстага 1724 и устранить (в 1517 г.) буржскую прагматическую санкцию 1725 . На тридентском же соборе епископат разных стран католичества, устрашённый реформацией, по-видимому совсем забывает идеи XV века. Собор передаёт свои декреты на папское утверждение 1726 и решительно признаёт папское верховенство, объявляя, что «summus pontifex simpliciter et absolute est supra ecclesiam universam et supra consilium generale» 1727 . Затем в XIX столетии папство снова пролагает путь для могучего влияния на католический мир, утраченного во многих государствах в XVII, XVIII и начале XIX вв.; после первой французской революции приводит в послушание себе романские, а после революции 1848 года – германские народности 1728 . Во второй половине этого столетия ему удаётся даже сделать окончательное завершение к своей системе. На Ватиканском соборе (1870 г.) папа провозглашается непогрешимым).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Однако в 1434 г. русский митрополит Герасим, поставленный в предшествующем году Константинопольским патриархом и вернувшийся в Смоленск (до поставления он был здесь епископом), поддержал инициативу Свидригайлы и отправил посольство к папе Евгению IV, которое заверило его в готовности Герасима заключить унию. Папа ответил письмом 20 октября 1434 г., потребовав созыва поместного собора православного русско-литовского духовенства, который принял бы формальное решение об унии, после чего предлагал заключить ее в Риме. Отвечал ли митрополит папе, неизвестно. Вскоре Герасим, обвиненный в поддержке врагов Свидригайлы, был арестован и предан сожжению. На этом оборвались, очевидно, переговоры об унии с представителями духовенства. 101 Однако этот вопрос не выходил из круга внимания Базельского собора. Председатель собора кардинал Джулиано Чезарини выступил в июле 1434 г. с большой речью на эту тему, закончив её призывом преодолеть разногласия и добиться заключения унии. 102 О том же писал и папа Евгений IV в послании собору от 20 октября того же года. 103 Затем в течение трех лет шли переговоры между Базелем и Римом с одной стороны и Константинополем с другой о подготовке совместного собора с участием как латинского, так и греческого духовенства. 104 После долгих переговоров по ряду вопросов, в частности, и по вопросу о месте, в котором собрался бы такой совместный собор, было достигнуто предварительное согласование различных точек зрения. Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445 гг.). Собор открылся 8 января 1438 г. в Ферраре, а с 26 февраля следующего года он продолжил свою деятельность во Флоренции, куда был перенесен под предлогом эпидемии чумы, разразившейся в Ферраре. На этом соборе обсуждалась и, как казалось, была решена давняя проблема Римско-Католической Церкви: соединение Восточной й Западной Церквей. Не в первый раз поместные соборы Римско-Католической Церкви утверждали унию. Она была провозглашена уже на I Лионском соборе в 1245 г. и на ΙΙ Лионском соборе в 1274 г. Известно, насколько нереальными оказались эти решения. Но и на этот раз уния не стала более жизненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Поэтому перманентное чудо существования vicarius Christi предполагало бы и наличие его личного бессмертия. Иначе в догматическом учении о папе надо решительно сбавить тон и понимать его лишь как патриарха, но тогда, конечно, рушится и вся ватиканская твердыня. Во всяком случае, повторяем, уже смерть папы, прерывающая папство, есть догматический факт, о котором еще не сказала веского слова католическая доктрина. Но в еще большей мере догматическим фактом, подлежащим учету в проблематике папства, являются преднамеренные и искусственные перерывы в папском преемстве, объясняющееся желанием курии похозяйничать без vicarius Christi. 47 Где остается в это время непогрешимость и полнота церковной власти? Если ответить, что у церкви, то это и значит, что церковь может обходиться без папы, хотя и «вдовствуя», как епархия без епископа. А отсюда с полной ясностью, казалось бы, вытекает, что не церковь является функцией папства, но папство является функцией церкви, которая и сама может при известных условиях восполнять отсутствие папы. Но этот же вопрос, только отраженно и прикровенно возникающий по поводу смерти папы, открыто встает при наличии церковной смуты и схизмы, возникающей при появлении нескольких пап, что не раз бывало в истории. И церковь сама чрез свой высший орган – собор тогда распоряжалась папами, судила их, одних низлагала, других возводила. Примат собора над папой, который догматически провозглашали Констанцкий и Базельский соборы, ранее этого догматического провозглашения ими фактически осуществлялся. Ими же фактически отвергалось положение о неподсудности папы какому бы то ни было церковному суду, по которому, prima sedes a nemine iudicatur. Папы были судимы и низлагаемы собором, и против этого не возражала ни церковь , ни папа Мартин V, поставленный Констанцким собором, ни его преемники. Возражение означало бы для них оспаривание и своей собственной правомерности и сознание себя самих узурпаторами. Повторяю, эти факты имеют догматическое значение, и если католики любят говорить о том, что Промысел Божий охранил римскую кафедру от догматических заблуждений, то в данном случае, с таким же основанием можно утверждать, что Провидением попущены факты, догматическое значение коих в том, чтобы оградить римский престол от ложных притязаний, поставить догматические вехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010