К злоупотреблениям, вызывавшим жалобы, присоединился еще «великий раскол». Католический мир распался, и вместо одного папы явилось несколько пап-соперников. Французские короли находили полезным для целей их политики, чтобы папы жили в Авиньоне. В других странах, особенно в Германии, не выносили зависимости папы от французского короля, который обращал авторитет папский в орудие своей политики. Поэтому, когда, после 70-летнего пребывания пап в Авиньоне (которое современники сравнивали с 70 л. пленением евреев в Вавилоне), Германия, поддерживаемая Италией, пожелала иметь папу в Риме, Франция, поддерживаемая Испанией, стояла за авиньонского папу. Католический мир раскололся, и вместо одного папы, главы единой духовной монархии, выступили папы-соперники. В то же время распущенная жизнь духовенства не только вызывала соблазн во всех благочестивых людях, но и возбудила сильные еретические движения вальдонсов и альбинойцев, производившие глубокое потрясение в католической церкви. К XV-мy везде раздавался клич: нужна реформация церкви во главе и в членах (reformatio ecclesiae in capite et membris). Отсюда объясняется возникновение епископального направления, или епископальной теории. § 21. Епископальная теория и реформационные соборы. Что касается практических результатов епископальной теории и реформационных соборов, то во Франции реформационные декреты базельского собора были подтверждены прагматической санкцией короля Карла VII в 1438 г. и составили основной закон галликанской церкви. На основании этого закона и в связи с историей предшествующих отношений Франции к Риму, галликанская, т. е. католическая церковь французского народа, поставила себя в сравнительно независимое положение по отношению к римскому епископу. Это сравнительно-независимое положение выразилось в т. н. вольностях галликанской церкви (libertes de l " eglise gallicane). Вольностями галликанской церкви гарантировалась национальная свобода представлением французскому королю права созвания соборов, церковного законодательства и высшей правительственной власти вообще, а также ограничением папского влияния посредством воспрещения въезда во Францию папских легатов, поставления папских булл под королевский placet, кассирования королевским правительством приговоров духовного суда (recursus ab abusu, appellatio tanquam ab abusu, l " appel comme d " abus).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

22); Римский первосвященник, законно поставленный, несомненно становится святым по заслугам святого Петра (п. 23). Приписав себе таким образом неограниченную власть «на земле и небе», Григорий VII объявил своим пасомым: «В силу этой власти я запрещаю именем Всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа королю Генриху, сыну императора Генриха, управлять Германской и Итальянской империей... Я разрешаю всех христиан от клятвы верности, которую они ему принесли или принесут в будущем, и запрещаю им признавать его в дальнейшем королем». Как видим, папа извращает здесь богословский смысл права ключей и использует это право как средство политической борьбы. Так же поступают и многие его преемники. Непослушание папе приравнивалось к отпадению от христианства или идолослужению. Происхождение государства греховно, и государственная власть ведет начало от установивших ее по наущению диавола преступников. Признавая тем не менее божественность как «священнической», так и «царской» власти, Григорий VII считает необходимым их единение, причем ставит первую выше второй, как Церковь выше государства. Христос сделал Петра князем над царствами мира (princeps super regna mundi), и эту власть Петр передал папам. Отсюда – претензии папы на подчинение Риму ряда европейских государств и на верховную власть над другими государями. Конечным идеалом папы Григория VII является, таким образом, теократия. Столь же энергично папа Григорий VII пытался действовать в делах распространения влияния папизма на Востоке. К этому времени относится идея возглавляемого папой Крестового похода (1074) с целью завоевания «Гроба Господня». Так складывались основы превращения Римско-католической церкви в мощную абсолютную монархию. Рим с самого начала направляет свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в средние века подчинила папскому престолу всю Западную Европу. Ритуализм, клерикализм, непреклонная власть церковной иерархии сформировались в этой школе искусств управлять людьми. Только созванные на положении Вселенских Соборы Пизанский (1409), Констанцский (1414–1418) и Базельский (1431 – 1438) отвергли монархический примат Рима и подчинили его в делах веры Соборам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

В результате в Германии борьба против папства и монашества велась смелее, чем в Италии, а религиозность немецких гуманистов сделала их союзниками Реформации и предшественниками деизма. Учение Лютера вызвало раскол в среде немецких гуманистов: одни безусловно его приняли (Меланхтон), другие находили его слишком радикальным (Эразм), третьи – недостаточно решительным и последовательным (У. фон Гуттен). Кроме того, Реформация шире и глубже захватила немецкое общество и повлекла за собою ожесточенную политическую и социальную борьбу. В этой связи история немецкого гуманизма сливается с историей Реформации. В других странах гуманистическое движение имело меньшее значение. Во Франции до конца XV в. не было крупных фигур гуманистического направления; позже следы гуманистических идей обнаруживаются в искусстве, литературе и науке, причем поздние французские гуманисты (отец и сын Скалигеры, филолог Исаак де Казобон, филолог и историк Клод Сомэз) тесно связаны с национальными идеями и церковным движением (Ж. Жерсон, Пьер д’Альи, Николя де Клеманж). В Англии вплоть до времени Елизаветы гуманизм развивался в тени Реформации и весьма слабо. В Испании новое движение, захватив поначалу литературу, заглохло на фоне католического фундаментализма, а в Венгрии и Польше, несмотря на свой привнесенный извне характер, гуманизм породил самостоятельное научное движение. 5. Церковь и Возрождение Церковь и папство должны были определить свою позицию по отношению к новым явлениям. «Реформаторские соборы» в Пизе, Констанце и Базеле, созванные в условиях раскола, которые ставили перед собой две задачи: прекратить раскол и провести дисциплинарную реформу в церкви, успешно справились с первой из поименованных задач, однако в осуществлении второй добились лишь незначительных успехов. Они продемонстрировали верховную власть общецерковных соборов в делах христианского мира и самим своим существованием утвердили теорию концилиаризма – превосходства Вселенских соборов над властью папы. Мы не стали бы в данном случае употреблять, как это иногда делают, обобщающий термин «соборное движение» – поскольку любое социальное движение требует не только единства идеологических оснований, но и устойчивого континуитета организационно-институционального оформления, которого в межсоборное время не наблюдалось. He было, кстати сказать, и идеологического единства – одновременный Базельскому Ферраро-Флорентийский собор, признаваемый католической церковью Вселенским, был созван и работал в противовес идеологии «концилиаристских» соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

собора (в этом подлоге однажды уже обличены были папские легаты на IV всел. соборе в 451 г., где и была показана подложность этого текста). В своей аргументации Иоанн ссылался еще и на заведомо подложное свидетельство Donatio Constantini, неподлинность которого была показана еще ранее исследованиями Лаврентия Баллы и Николая Кузанского. (Hefele VII, 733). Формула, по-видимому, мало обсуждалась в деталях, но спорили по поводу одной существенной прибавки, которой требовали латины, но не приняли греки, именно о признании папской власти на основании sacra scriptura et dicta sanctorum, причем в качестве этих dicta руководящее значение получили бы отдельные выражения в самом преувеличенном истолковании. В конце концов удержалось определение: καδ ν τρπον – quemadmodum (etiam) in gestis conciliorum et in sacris canonibus, составляющее, ключевую позицию всего определения и представляющее несомненную двусмысленность и каучуковую формулу. Если придать ей ограничительный характер и понять в том смысле, что примат папы признается только в пределах вселенских соборов (которых греки тогда, как и теперь, знают лишь 7) и их канонов, тогда это определение подтверждает правильность отношения к папе как первоепископу со стороны православного востока, но, разумеется, заранее отвергает всякое расширение в сторону ватиканского догмата. Если же устранить этот ограничительный смысл (что и делается в латинском переводе, словечком etiam), 62 которому нет соответствия в греческом тексте), тогда, наоборот, всел. собором и канонам приписывается такое признание папизма, которое не соответствует истории, но постулируется новейшей католической догматикой. Так или иначе, но если сопоставить с этим одновременно бывшие Базельский и Констанцкий соборы, то разногласие по этому вопросу в недрах самого католического мира и тогда окажется не меньше, чем оно было и на Ватиканском соборе, но тогда оно выражалось свободно, а здесь было задушено. Любопытно и еще одно обстоятельство: провозглашая папство, флорентийское постановление молчанием обходит тот вопрос, который являлся именно наиболее боевым и острым: об отношении папы к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В том же декрете учение о папской непогрешимости называется «преданием, дошедшим от начала Христовой веры”. Что предание об этом предмете существовало в церкви латинской, – это правда. Но образование церкви латинской относится не ранее, как к веку. С этого времени началось ее обособление от церкви вселенской и развитие на основах чисто латинских. В церкви же вселенской не существовало и не могло существовать предания о непогрешимости папы. Да и в церкви латинской, по крайней мере до половины в. папы не считали себя непогрешимыми. Не признавали папской непогрешимости целые соборы западной церкви, напр. констанцский и базельский 841 ). Огромная богословская школа т. н. галликанская решительно отвергала непогрешимость 842 ). Даже и тогда, когда папство готовилось к провозглашению своей непогрешимости и вопрос был предметом горячих обсуждений, все спорившие по поводу догмата одинаково сходились и настаивали, что провозглашение папской непогрешимости будет новшеством. Да и доселе ватиканский догмат называется не иначе, как догматом новым. История папства решительно опровергает учение о папской непогрешимости. «Не обольщайте себя”, говорил на ватиканском соборе членам его знаменитый и редкий р.-католический иерарх – И. Ю. Штрасмайер 843 ). «Если вы подпишете догмат папской непогрешимости, то наши враги-протестанты тем смелее войдут в протест, что имеют на своей стороне историю, тогда как мы имеем против них только наше собственное отрицание. Что мы скажем им, когда они выставят пред нами всех римских епископов – до его святейшества Пия IX? Папа Вигилий (538 г.) купил папство у Велизария, полководца императора Юстиниана. Конечно, верно и то, что он нарушил свое обещание и ничего не заплатил за него. Согласно ли с постановлениями апостольскими покупать тиару? Второй халкидонский собор положительно запретил это. В одном из постановлений мы читаем следующее: «епископ, получающий свой сан за деньги, да лишится оного и да отлучится». Папа Евгений III (1145 г.) подражал Вигилию. Св. Бернард, блестящая звезда своего века, порицал папу следующими словами: «можешь ли ты показать мне в этом великом городе какое-либо лицо, признающее тебя за папу, если только оно не было подкуплено золотом и серебром»? Достопочтеннейшие братья! Будет ли вдохновенен Св. Духом тот папа, который производит куплю при вратах храма? Имеет ли он какое-либо право учить церковь непогрешимо? Вы очень хорошо знаете историю Формоза, чтобы прибавлять к ней что-либо. Папа Стефан приказал вырыть его тело, одеть в папское облачение, персты, которые он слагал для благословения, отсечь: – и потом бросили его в Тибр, объявивши клятвопреступником и беззаконным. За это он был впоследствии заключен в темницу, отравлен и удавлен. Но смотрите, как велось дело впоследствии. Роман, преемник Стефана, и после него Иоанн X восстановили память Формоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

Касательно католичества у нас, русских, можно сказать, существуют одни предрассудки и коротенькие смешки. Новая наша полемика против него есть только серьезная форма развития этих же смешков. «Там все поглотил папа: начала соборности там не существует вопреки нам , у которых начало соборности сохранено». Так писали не только славянофилы, полемисты ex professo 679 , но мне пришлось формулу эту услышать в аудитории Московского университета от такого знатока истории и убежденного западника, как В. И. Герье. Между тем кто же не знает, что именно Западная-то Церковь и собиралась всегда на соборы в затруднительных случаях: Клермонский, Флорентийский, Базельский, Констандский, Латеранский, Ватиканский? И здесь «соборовавшие» представители духовной и светской властей были так независимы от личности пап, что порою папе приходилось бежать с собора. Это была революция, так сказать, введенная в душу Церкви, как ее принцип, как liberum veto в конституции Польши. И папство не только не погибло от этих революционных в себе принципов, но через них увеличился блеск и объем католицизма, а от него все это, т.е. блеск и сила, перешли на папство. Второе столь же частое обвинение католичества заключается в том, что они «не позвали нас» на эти свои совещания. Тут сказывается обида «дальнего родственника», которого обошли приглашением на именины; обида, всегда особенно язвящая и никогда не прощаемая. Но дело в том, что первое время нас звали туда, но мы сами не пошли по чванству, по узкому провинциализму своей мысли, из страха провраться и загородить околесицу перед лицом целого мира. Известны споры Грозного с Поссевином, где он огорошил «западника» вопросом, для чего они бреют подбородок; и еще другой случай, где невежливо отвечавшему кардиналу Великий князь Московский велел прибить шляпу гвоздем к голове. Таким «богословам» с гвоздями и интересом к подбородку было трудно выступить перед лицом мира. И вот обидчивый «дальний родственник» протестует: зачем же они собирались и советовались, когда «нас там не было» (взгляд Хомякова). Но ведь надо же было католикам что-нибудь ответить на критику Лютера и Кальвина; надо было исправить неясности в доктрине и злоупотребления в практике, которые вызвали ополчение Реформации. И они собрались на Тридентский собор. Ибо решительно невозможно было, напр., на сомнения Лютера о спасении верою или добрыми делами ответить постановлениями Никейского собора. Как Никейский собор собрался и вынужден был собраться ввиду критики и сомнений Ария, так Тридентский собор собрался и не мог не собраться ввиду критики и сомнений Лютера, – не меньшей, чем у Ария, силы и искренности. Ведь это у нас только перед лицом купцов, обмеривающих покупателя в товаре, для вразумления их читаются громовые проповеди Иоанна Златоустог о, поносившего развратный Константинополь за пороки роскоши и разврата. Такого неумного расхождения вопроса и ответа, нужды и удовлетворения на Западе не допускается, не допускалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Августина, Фульгенция и других, но все эти свидетельства говорят лишь о духовно – нравственной высоте Девы Марии, но не о ее непорочном зачатии. Вообще же церковное Предание ясно свидетельствует о том, что указанный догмат находится в полном противоречии с воззрениями отцев, учителей и богословов не только восточной, но и даже западной церкви. Из последних достаточно указать на Бернарда Клервосского, Фому Аквината, Бонавентуру, Петра Ломбарда и даже целые соборы: Констанцский, Базельский и Тридентский. Вполне естественно поэтому то, что и православные богословы произносят тот же приговор относительно аргументации римских католиков в пользу учения о непорочном зачатии Девы Марии, какого придерживаются и богословы американской церкви. По мнению напр. прот. Лебедева, написавшего специальный трактат, посвященный разработке указанного догмата, должно быть признано „вне всякого сомнения то, что ни в свящ. Писании, ни в свящ. Предании нет свидетельств о непорочном зачатии Св. Девы, как существующем факте, как действительном явлении»..., что „древняя церковь не знала этого догмата, западная не знала до XII века, а восточная не знает его и доселе» 181 … Отрицая догмат непорочного зачатия Пресв. Девы Марии, представители американско-епископальной церкви однако же, как мы уже видели, утверждают по отношению к Св. Деве высокое ублажание, признавая ее Богородицею и Приснодевою. Тоже самое находим и в православной церкви, признающей, что „Пресвятая Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому чтущей ее превыше херувимов и серафимов». И православная церковь признает, что Богородица „пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и потому нарицается Приснодевою»... 182 И православная церковь поэтому признает, что „братья Господа», о которых говорит Новозаветное Откровение, были лишь усыновленными детьми Пресвятой Девы Марии 183 . Нельзя не отнестись с сочувствием далее к учению представителей американско-епископальной церкви и об искуплении грешного человечества, совершенном Иисусом Христом, или оправдании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

2010 г. Возведение в достоинства К.-пресвитеров и К.-диаконов традиционно совершалось папой на тайной консистории, где собирались все К., находившиеся в Риме. После аллокуции папа зачитывал список кандидатур на возведение в кардинальское достоинство и задавал ритуальный вопрос о согласии коллегии: «Quid vobis videtur?» (Что вы думаете?). Затем папа читал особую молитву «сотворения» К.: «Itaque auctoritate Omnipotentis Dei, Sanctorum Apostolorum Petri et Pauli ac Nostra creamus et publicamus Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinales: Ex Ordine Presbyterorum: (N.) Ex Ordine Diaconorum: (N.) Cum dispensationibus, derogationibus, et clausulis necessariis et opportunis. In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti. Amen» (Итак, властью Всемогущего Бога, святых апостолов Петра и Павла и Нашей, сотворяем и объявляем кардиналами Святой Римской Церкви в чине пресвитеров: (имярек), в чине диаконов: (имярек). Предоставляя для сего диспенсации, дерогации и прочее требуемое и необходимое. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., «в кардиналы возводятся по декрету Римского понтифика, оглашаемому перед коллегией кардиналов; по оглашении декрета им вменяются обязанности и предоставляются права, определенные законом» (CIC. 351 § 2). В апостольской конституции папы Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» особо отмечено, что «любой кардинал Святой Римской Церкви, сотворенный и объявленный перед консисторией, в силу этого сотворения и объявления получает право избирать понтифика, даже если данному кардиналу еще не были вручены биретта и перстень и он не принес присяги» (AAS. 1996. Р. 322). Ритуальный вопрос о согласии коллегии на назначение новых кардиналов «Quid vobis videtur?» появился в эпоху борьбы с Соборным движением, когда проходили Констанцский (1414-1418), Базельский (1431-1449) и Ферраро-Флорентийский (1438-1445) Соборы. Согласно нормам, предписанным Констанцским и Базельским Соборами, при назначении новых К. решение папы было ограничено мнением коллегии К., к-рая могла не дать согласия на пополнение ее новыми членами (декрет Базельского Собора «De numero et qualitate cardinalium» от 26 марта 1436 определил, что назначение новых К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Унив. П. В. И. Добротворский: – для богословов новейшей протестантской генерации в Германии не существует никаких обязательных символов, рационализм безраздельно господствует в богословской науке. Их ученые богословы предоставляют человеку право иметь религию, какую он захочет, или никакой. Эти богословы неудержимо стремятся к разложению и разрушению всего, что оставалось положительно христианского в протестантском вероучении. Направление новейшего протестантства – по словам того же писателя-Богослова – есть отрицательное диссолюционное (см. Кн. П. Добротворского: Критич. метод в исследовании о кн. Свящ. Писан. Москва. 1883 г. стран. 32–34). 4. Общий взгляд на реформацию, Лютером и первыми его сообщниками произведенную Что преобразование было необходимо для Западной Церкви, которая – по отпадении своем от Православно Кафолической Церкви Восточной – уклонилась во многие заблуждения, в этом сознавались даже самые римские Епископы. Нравственность духовенства римско-католического – по свидетельству самых римско-католических писателей – была весьма испорчена. Невежество клира равнялось его порочности. В управлении церковном было много злоупотреблений 19 . Испорченность духовенства и злоупотребления в церковном управлении породили на Западе сильное желание преобразовать церковь римско-католическую. Начиная с одиннадцатого века и до самого времени Лютера все лучшие на западе умы громко вопияли о необходимости церковной реформы. Папы: Григорий VII и Иннокентий III напрягали все усилие своего авторитета к тому, чтобы как-нибудь залечить раны римской церкви. Необходимость церковной реформы высказывалось целыми соборами, которые и пытались осуществить желание преобразования церкви. К этому стремились соборы Пизский – в 1409 г. Констанский – в 1414–1418 г. и Базельский в 1431–1443 г. К сожалению, цель соборов этих не была достигнута по причине противодействия со стороны самих же римских Иерархов. Но, говоря вообще, Римско-католическая церковь , пораженная многими недугами, в минуты просветления своего сознания всегда живо чувствовала опасность своего положения и настоятельно предъявляла желание преобразовать себя – как выражались тогда – в главе своей (Папе) и в членах силою Истины Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010