От булл, бреве и правил апостольской канцелярии отличаются literae apostolicae simplices (простые апостолические документы), издаваемые от имени папы учреждениями курии. С XVI столетия публикация папских законов через прибитие к дверям Ватиканской и Латеранской базилик их текстов считается состоявшейся urbi et orbi (городу и миру), если в самих законах нет на этот счёт оговорок. В новое время все папские акты, разумеется, стали публиковать в официальных печатных изданиях. В настоящее время новые постановления папского престола и курии помещаются и выходят в информационных бюллетенях «Akta Apostolicae Sedis» (Акты Апостолического Престола), которые выходят в Ватикане каждые двадцать дней. Постановления Вселенских Соборов, как семи древних, признаваемых Православной Церковью, так и последующих тринадцати Западных Соборов, в Католической Церкви тоже рассматриваются как одна из особо торжественных форм папского законодательства. В западных сборниках законодательные акты Соборов помещаются под именами тех пап, при которых эти Соборы состоялись. Помимо так называемого VIII Вселенского Собора, созванного в Константинополе в 869 году, Римская Церковь насчитывает ещё несколько Вселенских Соборов: четыре Латеранских (1122, 1139, 1179, 1215 гг.); два Лионских (1245 и 1274 гг.) – на втором Лионском Соборе состоялась неудачная уния с Восточной Церковью: она была отторгнута православными; Виенский (1311 г.); реформационные Соборы XV века: Констанцский (1414 – 1418 гг.), Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признаёт Вселенским, Ферраро-Флорентийский (1439 г.) – для некоторых канонистов Запада – продолжение Базельского (этот Собор вошёл в историю в связи с новой неудачной унией); V Латеранский (1516 – 1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к Вселенским; Тридентский (1545 – 1563 гг.); I Ватиканский (1869 – 1870 гг.) и II Ватиканский Собор (1959 – 1865 гг.). На реформационных Соборах XV века, созванных после раскола Западной Церкви, когда объявилось двое, а потом и трое пап, причём все они признавались в тех или иных европейских государствах, проявилось стремление епископата подчинить пап авторитету Соборов. Согласно сформулированной в ту эпоху епископальной доктрине, папа является главой исполнительной власти в Церкви – главой управления (caput ministeriale). Но высшая власть (законодательная власть) в ней принадлежит Соборам вселенского епископата. Особенно решительно против папского всевластия выступил Базельский Собор. Однако, папе Евгению IV, низложенному этим Собором, удалось объявить Базельский Собор закрытым и созвать новый Собор в Ферраре. Постановления Базельского Собора были отменены, сам Собор перестал на Западе считаться Вселенским, а что касается Констанцского Собора, то из его постановлений Рим принимает лишь те, которые были утверждены избранным на Соборе папой Мартином V.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поучительно наблюдать степень папистического гипноза в католической догматике: для нее в такой мере решающее значение получил штемпель папской апробации, что утрачивается уже интерес к самому первоисточнику утверждаемых положений, к Собору. Оказывается, что Собор, состоящий из явных еретиков в одном отношении, является утверждением правоверия в другом – из одного источника текут здоровые и отравленные воды. Или же Собор просто превращается в папскую канцелярию заготовления проектов по догматической части. III Это колебание и противоречивость сказывается еще с большей ясностью на истории Собора Базельского, с которым в течение десятилетий происходит настоящая борьба со стороны папы, склоняющаяся то в ту, то в другую сторону. Базельский Собор после победы папства естественно вовсе выключен из числа Вселенских Соборов, признаваемых Западной Церковью (хотя на нем, между прочим, был выражен католический догмат непорочного зачатия Богоматери, провозглашенный в 1854 году папой Пием IX). Для нас интересно и значительно не это его позднейшее отвержение, но продолжительные колебания в отношении к нему, которые были бы невозможны, если бы Церковь содержала тогда догмат о папской непогрешимости. Напротив, Базельский Собор твердо стоял на почве догматического определения Констанцского Собора и несколько раз его подтверждал. Базельский Собор, открывшийся 23 июля 1431 года вскоре после избрания (по смерти Мартина V) на папский престол Евгения IV, сразу впал в конфликт с папой, желавшим распустить его, чтобы собрать новый (Соборы должны были теперь, согласно постановлению Констанцского Собора, собираться периодически, через 10 лет) в Болонье, в пределах Италии. На это Собор ответил постановлением, отрицающим за папой право на роспуск Собора (а, следовательно, и plena potestas (полная власть (лат.) – Прим. ред.). Через некоторое время папа пошел на уступки непокорному Собору и предложил ему через епископа Тарентского (речь которого на Соборе была возвеличением папского примата и plena potestas) пойти на компромисс и перенести Собор или ограничить его компетенцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУЛЛА Бýлла [лат. bulla - пузырь, шарик, печать], в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать. В первую очередь, Б. называется открытое торжественное папское послание (littera solemnis), скрепленное свинцовой печатью и посвященное особо важным вопросам, затрагивающим всю католич. Церковь, монашеский орден, определенное гос-во или епархию. Печать Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI Папские буллы Стефана II, Льва Х и Пия XI В ср. века свинец был обычным материалом для печатей духовных и светских владык. Свинцовой печатью (bulla plumbea) скреплялись различные типы папских посланий на папирусе, а затем на пергаменте, самые ранние из к-рых относятся к VI в. Из др. металлов для печатей в папской канцелярии применялось золото (очень редко), в позднее средневековье наряду с Б. получили распространение восковые печати с т. н. кольцом рыбака. Папская Б.- круглая по форме, диаметром ок. 4 см, толщиной ок. 0,5 см. Она крепилась на документе на конопляной или шелковой нити. Оттиски папской печати ставятся на обе стороны Б. На ранних печатях на одной стороне стояло имя, на др.- титул папы в родительном падеже (напр., Hadriani/Papae). Приблизительно с XII в. на одной стороне появилось изображение голов апостолов Петра и Павла с надписью S. РА S. РЕ (Sanctus Paulus, Sanctus Petrus), т. н. печать апостолов. На др. стороне помещалась именная печать, имя папы, разделенное на 2 или 3 строчки (напр., Pius/Papa/II). После смерти папы именная печать уничтожалась, а апостольская переходила его преемнику. До своей коронации новый папа издавал послания лишь с односторонней Б., т. н. неполной Б. (bulla dimidia), на к-рую ставился лишь оттиск апостольской печати, в тексте делалось соответствующее упоминание об этом. Свои собственные Б. ввели Констанцский и Базельский Соборы , претендовавшие на место, равное папскому в делах католич. Церкви. Их именной печатью была надпись «Sacrosancta Synodus Constanciensis» (Священный Констанцский Собор) или «Sacrosancta Synodus Basiliensis» (Священный Базельский Собор), для оборотной стороны Констанцский Собор использовал папскую апостольскую печать, Базельский - печать с изображением сошествия Св. Духа на участников Собора.

http://pravenc.ru/text/153635.html

Пока велись эти переговоры, папа Мартин умер, и Римскую кафедру занял папа Евгений IV. Между тем стал собираться Базельский Собор, который 27 августа 1431 г. приступил к своим деяниям. Как мы видели, Констанцский Собор своими постановлениями до некоторой степени воскресил в Римской Церкви древний церковный строй и правильное воззрение на Вселенские Соборы, поэтому и Базельский Собор как продолжатель данного дела тотчас же после открытия соборных деяний приступил к церковным реформам. Но реформаторские стремления были не по душе папе Евгению, и последний издал буллу о роспуске Базельского Собора и о созыве другого в Болонье. Собор отверг эту буллу и, воспользовавшись постановлением Констанцского Собора, объявил себя продолжением этого Собора, имеющим в качестве Вселенского непосредственную власть от Бога и поэтому стоящим выше папы. Основываясь на этом, Собор несколько раз приглашал папу Евгения явиться лично на Собор, а когда тот вместо себя прислал своих поверенных с неудовлетворительными объяснениями, Собор даже хотел приступить к отрешению его от престола, но пока назначил для его явки двухмесячный срок и во избежание каких-либо соблазнов определил: «Так как в Символе Веры исповедуется только одна Соборная Церковь, то и один только Вселенский Собор может представлять ее; итак, не может быть иного где-либо Вселенского Собора, кроме сего Базельского, во все продолжение оного, как правильно созванного властью двух Соборов Лионского и Констанцского и двумя папами Мартином V и Евгением IV. Посему всякое иное собрание, хотя украшенное именем Вселенского Собора, будет не что иное, как сборище раскольников, а не Кафолической Церкви, и Собор под страхом церковного отлучения и отречения запрещает всякому лицу, какого бы он ни был достоинства, императору, королям или папе делать самовольно собрания под именем Вселенского Собора» (Флери. Кн. СП, гл. 42). Своими постановлениями Базельский Собор отверг и принцип непогрешимости папы. «Если бы Церковь могла погрешать (когда достоверно известно, что папа может впасть в заблуждение), — говорит одно из этих постановлений, — тогда и папа, и целое тело (Церкви) состояло бы в заблуждении, вся Церковь погрешала бы, чего быть не может. Ибо опыт доказывает, и мы часто испытываем и читаем, что папа, хотя и глава и главнейшая часть (тела Церкви), заблуждался, но чтобы остальные члены тела при заблуждении папы тоже заблуждались, никогда не читали. Посему остальное целое тело осуждало и подвергало запрещению или низлагало папу как по отношению к вере, так и правам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Основные церковно-политические сочинения . Николай Кузанский. «О всеобщем согласии». Рукопись. 1-я пол. XV в. (Monac. 6605. Fol. 306r) Николай Кузанский. «О всеобщем согласии». Рукопись. 1-я пол. XV в. (Monac. 6605. Fol. 306r) I. О высшей власти и каноническом авторитете в Церкви. 1. «О большем авторитете священных Соборов по сравнению с авторитетом папы» (De majoritate auctoritatis sacrorum conciliorum supra auctoritatem papae; опубл.: Cusanus-Texte. 1977. Ser. 2. Bd. 2. S. 42-87; Nicholas of Cusa. Writings on Church and Reform. 2008. P. 86-135; рус. пер. отсутствует), историко-каноническое сочинение, создано в апр. или мае 1433 г. в Базеле. В трактате предлагается обоснование концилиаристской позиции участников Базельского Собора, к-рую в этот период разделял Н. К. Задачей концилиаристов было доказать, что буллы папы Римского Евгения IV о роспуске Базельского Собора не должны исполняться, т. к., издав их, папа превысил свои полномочия. В основе аргументации Н. К. в трактате лежит церковно-исторический подход: для доказательства каждого из пунктов своих рассуждений он приводит подтверждение из церковной истории, канонов или деяний Вселенских Соборов 1-го тысячелетия. В качестве исходного пункта рассуждения Н. К. вводит понятие «совершенного вселенского Собора» (universale perfectum concilium). Такие Соборы созывались императором и на них была представлена вся полнота христ. Церкви в лице представителей сначала 3, а затем 5 патриарших престолов, одним из к-рых являлся Римский; решения этих Соборов безошибочны, окончательны и никем не могут быть пересмотрены. Согласно Н. К., всего было 8 таких вселенских Соборов: признаваемые правосл. и католич. Церквами 7 Вселенских Соборов и К-польский Собор 869-870 гг., к-рый не признается правосл. Церковью, а в католич. Церкви считается VIII вселенским. Помимо «совершенных» вселенских Соборов, в каждом Патриархате и в каждой провинции могли проводиться собственные вселенские (universale) Соборы, принимавшие решения, обязательные для этой Церкви.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

74 Практическая реализация требований соборного движения была предпринята на церковных соборах XV в.: Пизанском (1409), Констанцском (14141418), на соборе в Павии-Сиене (1423) и Базельско-Флорентийском (14311449; заседания этого собора проходили в Ферраре (1438), во Флоренции (14391433), Риме (14431445). Констанцский и Базельско-Флорентийский соборы считаются соответственно XVI и XVII Вселенскими соборами католической церкви. 75 Первая волна, реализовавшаяся в клюнийском движении, была реакцией на обмирщение папства в период с 882 по 1046 гг; Целью клюнийского движения стало стремление вернуть монашество старого (традиционного) типа к первоначальной форме жизни и аскетического идеала. Кроме того, оно стало инструментом папской политики, опорой Рима в борьбе с центробежными устремлениями местного духовенства и со светской властью. 76 Первоначально члены ордена, основанного в 1098 г. бенедиктинцем Робертом Молезмским, назывались цистерцианцами (по названию французского местечка Сито близ Дижона). После реорганизации, проведенной Бернаром Клервоским, возглавившим орден в 1115 г., за цистерцианцами закрепилось второе название – бернардинцы. Архитектура бернардинских аббатств была единообразна и аскетична. В их церквах были запрещены живопись, орнамент, цветное стекло, скульптура, драгоценные камни все то, что, согласно установкам Бернара, могло услаждать взор и отвлекать умы от Божественного промысла. Украшать допускалось городские соборы, в которых искусство художника выполняло декоративную и воспитательную функции, вызывая чувство благоговения и просвещая мирян. 77 Франциск Ассизский (1181/821226) уже при жизни почитался святым, был канонизирован папой Григорием IX в 1228 г. Среди католических святых наиболее почитаем, с 1939 г. считается покровителем Италии. Фактически Франциском Ассизским были основаны 3 ордена: миноритов, женский орден св. Клары и полумирской орден терциариев («кающиеся братья и сестры»). 79 С 20-х гг. в. доминиканцы начали занимать епископские кафедры и богословские кафедры в западноевропейских университетах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Базельский собор был открыт в 1431 г., под председательством кардинала Джулиано Чезарини, назначенного папою Мартином V в легаты апостольского престола. Со всех сторон Западной Европы стекались на этот собор отличнейшие сановники тамошней церкви, мужи, наиболее славившиеся ученостью и красноречием, с горячей ревностью к вере, но, с тем вместе, слишком ожесточенные против злоупотреблений папского самовластия, слишком чувствовавшие необходимость радикальной реформы. Демократический дух собрания обнаружился с самого начала его действий. Собор для предварительных работ избрал из среды своей четыре депутатства, каждое для приготовительного совещания по назначенной ему части из общего круга предложенных занятий, и в эти депутатства избраны были члены, в равном количестве от всех наций, не по титулам и иерархическим степеням, а единственно по личным достоинствам. Папа Евгений IV, вступивший на престол после Мартина V за несколько месяцев до открытия собора, тотчас почувствовал угрожающую ему опасность. Вопреки желанию папы, собор сам, своею властью, от имени церкви, примирился с гусситами, дозволив им, вопреки Констанцскому собору, употребление чаши в причащении. В ряду заседаний, продолжавшихся до 1437 года, постепенно стеснялась власть пап канонами, один другого строже. В 1438 г. собор наложил каноническое запрещение на Евгения IV за ослушание. Но нашлись члены, которых так устрашило это, что они немедленно отторглись от собора и поспешили на новый собор, открытый Евгением в Ферраре. Несмотря на то, Базельский собор, в котором оставалось еще до 400 сановников преимущественно германской и французской церквей, удержался. В 1439 г. он отрешил совершенно папу Евгения IV от первосвященнического престола, как еретика, святокупца, клятвопреступника и врага церкви, и на место его избрал отшельничествующего герцога савойского Амедея, под именем Феликса V. Заседания продолжались еще и потом. Но авторитет собора, не поддерживаемый нисколько слабым антипапою, ослабевал беспрестанно. По оставлении Базеля, собор кое-как влачил свое существование в Лозанне до 1449 г., когда, наконец, по смерти Евгения IV, Феликс V был принужден отречься добровольно от своего папства, и жалкая тень собора, так величественно открытого за 18 лет, была окончательно уничтожена новым папою Николаем V. В летописях Западной церкви собор этот представляет необыкновенное явление оппозиции, пытавшейся произвести реформу с сохранением католического единства, из недр самой иерархии. Хотя многие его постановления приняты в конкордаты, заключенные Римским двором с германскою и французскою церквами, однако он считается в числе Вселенских Соборов только до тех пор, пока не был распущен буллою Евгения IV; тем более что во время его дальнейшего продолжения собран был новый собор – Ферраро-Флорентинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ряд общих соборов западной церкви начинает Латеранский собор 1123 г, за ним следуют: Латеранский II (1139), III (1179), IV (1215) Лионский I (1245), II (1274) Венский (1311), реформационные соборы XV в. – Пизанский (1409), Констанский (1414–1418) и Базельский (1431–1443) и собор Флорентийский (1439). Положение этих соборов до Венского включительно было проникнуто мыслью о папском самовластии, служившей основой средневекового церковного устройства. Соборы эти собирались только с целью утвердить своим согласием предначертания папы. Соответственно такому значению постановление этих соборов, они помещались в собраниях правил от имени папы, а не собора. Другою мыслью были проникнуты реформаторские соборы XV в.; они высказывали положение, что высший авторитет в церкви должен принадлежать общим соборам, а Базельский собор низложил самого папу и издал несколько постановлений, ограничивающих власть римского епископа. Результатом этих постановлений для Франции была м. пр. практическая санкция Карла VII (1437 г.), ставшая основным законом для Галликанской церкви. Но постановления реформаторских соборов XV в. не долго имели силу; в XVI в. папы снова заняли прежнее положение в церкви. Этому способствовало между прочим появление немецкой реформации. По поводу реформации созван был папой Евгением IV собор в Триденте в 1542 г., который закончил свои заседания в 1563 г. На этом соборе произнесено отлучение на реформаторов и их учение, пересмотрено и подтверждено догматическое учение католической церкви, а с другой стороны возобновлены, изменены и дополнены канонические нормы. Постановления касающиеся ц. дисциплины изложены особо в Decretum de reformatione. Особенного внимания заслуживают постановления о брачном праве, изложенный в XXIV Sessio собора. Постановления собора были представлены на утверждение папе, и этим опять восстановлено его прежнее положение, поколебленное соборами XV в. Последний западный собор, превосходящий своею важностью все предшествовавшие соборы западные, есть недавний Ватиканский собор, созванный папской буллой 29 июня 1869 г. Aaterni Partis Unigetus Filius. На этом соборе сделано постановление о непогрешимости папских постановлений и решений издаваемых им ex efficio или ex cathegra.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

– На западе отчасти институт синодальных судов, явившийся в связи с епископской, или, по поручению епископа, архидиаконской визитацией, отчасти обширность епископских диэцезов привели к образованию местной инстанции в архидиаконских округах или архидиаконатах, как подразделениях диэцеза: эта инстанция уничтожена Тридентским собором, со времени которого низшей или первой ординарной инстанцией церковного суда служит епископ 433 . Вторую инстанцию составляет митрополит, к которому поступают апелляционные жалобы по делам, рушенным епископами в первой инстанции; дела самих епископов рассматриваются папой. Что же касается дел, решаемых в первой инстанции митрополитами, как имеющими под своим управлением собственный епископский диатез, то апелляционная по этим делам инстанция, отличная от суда первой инстанции, устанавливается митрополитом же, или епископский суд другого диэцеза уполномочивается папой быть апелляционной инстанцией по делам архиепископского диэцеза 434 . Высшая судебная власть принадлежит папе; но так как осуществление этой власти в средние века было сопряжено с большими злоупотреблениями, именно с обходы всяких инстанции и с непосредственным обращением в Рим по всяким делам, даже поступавшим уже на рассмотрение низших инстанций и не решенных этими последними, то реформационные соборы XV в. старались положить конец этим злоупотреблениям, в особенности Базельский собор, который определил, чтобы апелляционные жалобы всегда подавались в порядке инстанций и непременно на окончательные приговоры и рассматривались не в Риме, а туземными учреждениями, делегируемыми к тому папой (judices in partibus). Ha этой же точке зрения стоял и Тридентский собор, определивший, чтобы провинциальные и епархиальные соборы указывали папе на тех лиц, которые могут быть им делегируемы к решению апелляционных дел (judices synodales). Так как, однако, названные соборы в действительности не составляются, то указание или предложение папе лиц, могущих быть делегатами по осуществлению высшей судебной власти папы, делается, вместо собора, епископом с советом капитула (judices prosynodales).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Процесс рецепции Вселенских Соборов не завершился внутри мирового христианства вплоть до настоящего времени. Ассирийская Церковь Востока принимает только два Вселенских Собора, «дохалкидонские» Церкви – только три. В Римско-католической Церкви, напротив, Вселенскими считаются также Константинопольский Собор 869–870 годов, Латеранские Соборы 1123,1139, 1179 и 1215 годов, Лионские Соборы 1245 и 1274 годов, Вьенский Собор 1311 года, Констанцский Собор 1414–1418 годов, Базельский Собор 1431 года, Ферраро-Флорентийский Собор 1439 года, Латеранский Собор 1512–1516 годов, Тридентский Собор 1545–1563 годов, Ватиканские Соборы 1869–1870 и 1962–1965 годов: итого 22 Собора. Вопрос об отношении к Вселенским Соборам стоит на повестке дня современного межхристианского диалога. Однако для Православной Церкви именно семь Вселенских Соборов IV-VIII веков остаются тем фундаментом, на котором по сей день зиждется ее богословие, каноническая традиция, литургический строй. Богословская литература эпохи Вселенских соборов Эпоха Вселенских Соборов стала самой продуктивной в истории христианской Церкви на Востоке с точки зрения богословского творчества. Именно в эту эпоху жили те отцы Церкви, которые в православной традиции почитаются в качестве «вселенских учителей и святителей» и творцов догматического богословия. Наиболее авторитетными богословами эпохи Вселенских Соборов являются святители Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Кирилл Александрийский , блаженный Феодорит Кирский , преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин ; особняком стоит автор сочинений, сохранившихся под именем Дионисия Ареопагита . Святитель Афанасий Александрийский присутствовал на I Вселенском Соборе в качестве диакона, сопровождая своего епископа – Александра Александрийского . После смерти Александра Афанасий стал его преемником и возглавлял Александрийскую кафедру на протяжении почти полувека (с четырьмя перерывами). Афанасий является автором большого количества сочинений догматического, аскетического и нравственного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010