Пожарам подвергался и Бабаевский монастырь, в котором все строения, за исключением соборной церкви, в старину были деревянными и только в начале XIX столетия заменены на каменные. Известно также, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Угрешскому монастырю, основанному Великим Князем Димитрием Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского, а некоторые относят этот факт к концу XIV века, утверждая, что монастырь основан по соизволению самого Великого Князя Димитрия Иоанновича и по благословению Святителя Алексия, Митрополита всея России, на что, будто бы, по устному преданию, были и грамоты, истребленные в XVI веке бывшими двумя пожарами. Никольский Бабаевский монастырь, по уставу своему, есть общежительный, а по иерархическому значению–заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверская Икона Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца. При последней иконе имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в серебряной раке. Икона Святителя была обретена на Бабайках, т.е. на веслах, которые были сложены на берегу Волги и Солоницы. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими. По определению Свят. Синода, состоявшемуся в 1823 году, Бабаевскому монастырю. предоставлено иметь 30 монашествующих и столько же послушников. Указом же Свят. Синода от 14 окт. 1865 года, за 2576, предоставлено нештатным монастырям принимать столько братии, сколько обитель может содержать. В 1866 году, т. е. при Владыке Игнатии, братство монастыря, с приобучающимися к монашеской жизни и еще не принадлежащими к духовному званию, состояло почти из ста человек; в числе их имелись увечные старцы и малолетние сироты. Последние обучались чтению, чистописанию, Закону Божию и начальным правилам арифметики. Церквей в монастыре три: 1) теплая церковь во имя Святителя Николая, поместительная и весьма удобная; в ней отправляется Богослужение зимой и летом; 2) церковь во имя. св. Иоанна Златоустог о и преподобного Сергия Радонежского, называемая больничной, потому что при ней имеются четыре келии, в которых помещаются больные и дряхлые иноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Живя с 1861 г. на покое в уединении Николо-Бабаевского монастыря, свт. Игнатий сам лично пересмотрел и подготовил к печати свои сочинения в составе четырех томов, которые вышли в свет в 1865–1867 гг. Пятый том «Отечник», подготовленный также самим святителем, вышел из печати в 1870 г. уже после его смерти. Труды по изданию этого собрания сочинений и предшествующих публикаций в журнале «Домашняя беседа» и вышедших отдельными изданиями в Санкт-Петербурге в начале 1860-х годов, принял на себя брат святителя П. А. Брянчанинов, посвятивший последние 30 лет жизни собиранию материалов и изданию его трудов. Первоначально издателем их был И. И. Глазунов, посмертные издания сочинений перешли к И. Л. Тузову по соглашению с наследниками святителя, им были изданы 2-е и 3-е собрания сочинений в 1886 и 1905 гг. В 1917 г. журнал «Русский паломник» объявил о подготовке к печати нового собрания сочинений в связи с пятидесятилетием со дня смерти святителя, но само издание уже не могло быть осуществлено. В России только в 1993 г. вышло первое послереволюционное репринтное собрание сочинений в семи томах, подготовленное издательством Московского Донского монастыря. В 1996–2001 гг. вышло репринтное издание в издательстве Московского Сретенского монастыря, в 2001 г. – в московских издательствах «Благовест» и «Лепта». В настоящее время, с 2001 г. московским издательством «Паломникъ» предпринято первое комментированное издание полного собрания творений святителя, в четвертый том которого входят настоящие материалы к библиографии. Что касается публикаций в периодической печати и сборниках, то поток их, начиная с 1988 г., стремительно увеличивается. Составитель будет признателен за любые дополнительные сведения о публикациях по теме указателя. Замечания и пожелания просьба присылать по адресу: 191069 Россия, Санкт-Петербург, Садовая ул., 18. Российская национальная библиотека. Заместителю директора по научной работе или непосредственно составителю: e-mail: litref@servicenlr.ru (Татьяне Николаевне Семеновой). Святитель Игнатий (Д. А. Брянчанинов) (1807–1867) Творения

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Во время исполнения поручения Синода архимандрита Игнатия назначили благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии, благодаря чему он приобрел еще большее влияние на решение дел на Валааме. Высокие церковные власти отнеслись к его деятельности с доверием, что выразилось в принятии синодального определения, которым поручалось архимандриту Игнатию рекомендовать кандидата, способного и достойного быть настоятелем Валаамского монастыря. Таким кандидатом был назван о. Дамаскин, единственный, по словам архимандрита Игнатия, «…довольно искусный монах во всем Валааме» [ 989 ]. Избрание и назначение отца Дамаскина настоятелем монастыря совершилось в короткие сроки. Покинув Валаам в ноябре 1838 года простым монахом, он возвратился в родную обитель в марте 1839 года игуменом. «Постепенно, но неуклонно и неустанно начал о. Дамаскин восстанавливать прежнее внутреннее благоустройство… и достиг своей цели, привел обитель в самое цветущее состояние. Братство ее возросло, нравственные силы ее развились, во внутреннюю жизнь ее вдохнут был Божественный огонь истинного подвижничества. Самое святое имя ее было прославлено до конца земли» [ 990 ]. Игумен Дамаскин управлял Валаамским монастырем 42 года. Он преставился 23 января 1881 года старого стиля. Публикуемый массив писем охватывает период с ноября 1838 года по апрель 1867 года. Хронологически он делится на три группы, соответствующие этапам биографии святителя Игнатия. Письма: а) «Петербургского периода» (1838–1857), б) «Кавказского периода» (1857–1861) и в) «Бабаевского периода» (1861–1867). По преобладанию той или иной тематики, письма можно условно классифицировать как «личные» и «служебные». К первым относятся, в основном, письма «Петербургского периода», времени, когда взаимоотношения о. Игнатия и о. Дамаскина определялись их служебным положением, иерархической подчиненностью настоятеля Валаамского монастыря архимандриту Игнатию, благочинному монастырей Санкт-Петербургской епархии. Этика служебных отношений, вопросы практической необходимости диктовали форму и содержание писем. В них нет никаких подробностей личной, внеслужебной жизни Святителя. Все они посвящены решению вопросов, возникавших в ходе управления Валаамским братством. Вместе с тем, по своему характеру письма проникнуты душевным расположением и участием к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря [ 991 ]. Понимая, с какими трудностями пришлось столкнуться игумену Дамаскину, архимандрит Игнатий советует как поступать, утешает в скорбях и подкрепляет ободряющим словом. Обладая большим опытом в управлении монастырем [ 992 ] он учит о. Дамаскина премудростям настоятельской должности, а иногда и отчитывает за допущенные ошибки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В числе прочих книг углядел я письменный свиток Феодора Студита — это такая редкость, которую в первом монастыре встречаю» (ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Жизнеописание… С. 86). В описи святоотеческих книг библиотеки Валаамского монастыря указаны указаны «Феодора Студийского игумена и исповедника слова огласительные» — в 1/4 д. л., две книги (Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Изд. Валаамского монастыря; 1889. С. 205). 1068.  …литографированный рисунок Скитской, вновь устроивающейся церкви. — Скорее всего речь идет о рисунке архитектора А. М. Горностаева «Скит Всех Святых», вид с северо-запада, 1848 г. 1069.  Келлии, где я останавливаюсь… — См. примеч. к письму от 19 июля 1861 г. 1070. …в гостинице, которая была бы вне монастыря. — До постройки новой гостиницы (см. примеч. к письму от 12 января 1857 г.), богомольцы останавливались в части южного корпуса внешнего каре, т. е. на территории монастыря. 1071.  Бабаевский монастырь… — Летом 1847 г. архимандрит Игнатий получил отпуск по болезни. Одиннадцать месяцев он провел в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии (см. примеч. к письму от 16 ноября 1861 г.). 1072.  Брат Авраамий — Сведения не обнаружены. 1073. Лк. 21. 19. 1074.  …г-н Πочт-директор Федор Иванович Прянишников… — Действительный тайный советник. За успешные реформы по почтовому ведомству был награжден орденами Станислава 2-й степени и Анны 2-й степени. С 1841 г. занимал должность директора Почтового департамента. В 1854 г. назначен членом Государственного Совета. Прославился своей благотворительностью. Известен как выдающийся библиофил. Секретарь масонской ложи «Умирающий сфинкс» († 1867). 1075.  …вольноотпущенного… — Крепостной, получивший свободу. 1076.  Сергей Степанов — Сведения не обнаружены. 1077.  Монах Ефимий Головко — Отставной сенатский регистратор Емелиан Головко. Поступил в Валаамский монастырь в 1842 г., определен в послушники — в 1845-м. Пострижен в монашество в 1848 г. Со времени определения в послушники и до 1852 г. исправлял должность письмоводителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Николо-Бабаевский монастырь расположен на правом берегу реки Волги при впадении в нее небольшой речки Солонины, которая отделяет Костромской монастырский берег от границы Ярославской губернии. За обеими реками в этой смежной губернии монастырь владеет небольшими сенокосными лугами. Жители Ярославля издавна расположены к Николо-Бабаевскому монастырю и с особенным благоговением и верой чтут имеющуюся в нем святыню – чудотворную икону Святителя Николая. По-видимому выгодное положение обители, стоящей на полпути между двумя губернскими городами Ярославлем и Костромой и при одном из первых водных сообщений, должно намекать на материальное благосостояние ее, но на самом деле было не то: пришельцы с Кавказа застали этот общежительный монастырь всего с 60 рублями наличных денег, при двух тысячах рублей долгу, притом пред самым вступлением в зиму, без всякого запаса хлеба и заготовки дров; хлебопашеством в монастыре вовсе не занимались. Благоустроению обители много помогло то обстоятельство, что, еще до приезда Преосвященного Игнатия, бывший настоятель ее игумен Парфений, по собственному желанию и просьбе, был перемещен епархиальным начальством в Надеевскую пустынь той же Костромской епархии, и должность его была сряду занята игуменом Иустином; благочинным монастыря был назначен иеромонах Каллист, а иеромонах Феофан сделан вторым духовником. Чин богослужения, порядки келейного жительства, братская трапеза и жилища, – все было поведено к улучшению. Заведено правильное хлебопашество на земле, принадлежащей монастырю, около 80 десятин, частью болотной, частью наносно-песчаной, для чего была произведена разбивка полей, прорыты канавы для осушки болот и через них болотная вода спущена в Волгу. Начата перестройка келлий, назначенных для самого епископа, капитальное исправление корпуса братских келлий и настоятельских. Корпус этот, с одной стороны обращенный к Волге, – двухэтажный, с другой, внутрь монастыря, – одноэтажный; его нашли нужным сшить поперечными железными полосами, так как он от сырости места и от неравномерной осадки значительно истрескался в этом направлении. Гостиница для приезжающих, расположенная у самой ограды монастыря, была вся переделана внутри и прилично меблирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отпечатанные проекты и особое мнение членов бывшей Коммиссии долг имею представить Вашему Высокопреосвященству, препровождая их чрез синодальную канцелярию. Одобренный Синодом проект и объяснительную к нему записку постараюсь также доставить, по напечатании и новом рассмотрении их Св. Синодом. Труды бывшего под Вашим председательством комитета по пересмотру богослужебных книг рассмотрены Св. Синодом в особых заседаниях, и приняты с некоторыми, впрочем, изменениями, существенных между которыми нет. Нового по Синоду ничего не знаю, к тому же теперь великопостное и каникулярное время». 21­ ч. преосвященный епископ Геннадий обратился ко мне с письмом следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый архипастырь и Отец. С святою Четыредесятницею приветствую всеусердно. И с сердечною преданностию представляю три ответа и два прошения, для свободнейшего рассмотрения Вами, до непосредственного соглашения завтра 22 февраля в 5 часов вечера, если Вам угодно будет принять меня, о чем благоволите сказать мне. С совершенным почтением и преданностию имею долг и приятнейшую честь быть, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего архипастыря и отца, всеусерднейшим послушником»... При письме этом преосвященый прислал мне: 1) Препровожденную к нему, по его требованию, Настоятелем Николаевского Бабаевского монастыря, Костромской епархии, архимандритом Иустином 327 «Записку об управлении епископом Игнатием Брянчаниновым Николаевским Бабаевским монастырем 328 . 2) Особое официальное письмо за 221 следующего содержания: «Ваше Высокопреосвящество, Милостивейший Архипастырь и Отец. Тверский Успенский Желтиков монастырь определением Святейшего Синода вверен управлению моему, без указания особенных прав, без выделения из власти Тверского Архипастыря. Принимая в пример порядок управления некоторыми монастырями при подобном положении, в полной преданности Вашему Высокопреосвященству, долг имею почтительнейше выразить свое предположение, что, пока не выяснится определение Святейшего Синода, мне необходимо управлять Желтиковым монастырем при ведении Вашем, чрез Тверскую Консисторию, в пределах Устава Духовных Консисторий, обязательного всем монастырям. По предварительном непосредственном соглашении моем с Вашим Высокопресвященством в более важных предметах, по указаниям моим Казначею монастыря, все монастырские дела производятся Тверскою Духовною Консисториею, которая исправляет оные законным обрядом и свои распоряжения с указами адресует на имя Правления Тверского Успенского Желтикова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Брянчанинова от 27 сентября 1862 года за 537). С удалением на покой старшего брата Епископа Игнатия, Петр Александрович стал усиленно стремиться к оставлению гражданской службы для послушания монастырского и, по увольнении в отставку в июне 1862 года, поселился в Николо-Бабаевском монастыре в положении послушника. В мае 1887 года выдано было из Костромской Духовной Консистории «Проживающему в Николо-Бабаевском монастыре, на правах богомольца, бывшему Ставропольскому Гражданскому Губернатору, действительному статскому советнику Петру Александровичу Брянчанинову свидетельство в том, что ему, г-ну Брянчанинову, во внимание к его долговременному проживанию в помянутом монастыре, по благословению Преосвященнейшего Александра, Епископа Костромского и Галичского, разрешено носить рясу и клобук, без перемены звания, с сохраненьем того звания и тех прав, кои усвоены ему по происхождению и по Государственной службе. (Свидетельство Костромской Духовной Консистории от 18 мая 1887 года за 3765) Свидетельство Консистории удостоверяет беспрепятственность отлучек П.А. Брянчанинова из монастыря и право ношения монашеского одеяния вне монастыря. Перед смертью П.А. Брянчанинов был пострижен в монашество и с именем монаха Павла скончался 25 июня 1891 года 82-х лет от роду и похоронен на кладбище Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии, который всем своим благоустройством обязан святой ревности и попечительности братьев подвижников Епископа Игнатия и. П.А. Брянчаниновых. 6 До августа месяца 1861 года, по случаю совместного пребывания в Ставрополе, переписка, если и случалась, то весьма, весьма редко и притом житейская, ограничивавшаяся дневными случайными потребностями. В последних числах июля месяца Преосвященный Игнатий просил письмом на имя Государя о Всемилостивейшем увольнении его на покой. В это время я был в отпуску, что было причиной восстановления переписки. Примечание Петра Александровича. 7 Не знаю, о ком хотел сказать Пр. Игнатий, не назвав цензора, передавшего ему тайное распоряжение, но знаю верно, что Варшавский Архиепископ Иоанникий, бывший некогда также цензором, то же самое передавал С.П.-бургской купеческой жене Татьяне Семеновне Митрополовой (Никифоровой).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Марта в 20 день Борис Тимофеевич Овцын дал по отце своем Тимофее спорочек алтабасен, и в нем сделано три патрахели, да трое поручей, да уларь, да стихарь подольней в кружево. Того же дни Васильева христьянка Полозова деревни Соколья вдова Феодосья Никовлева дочь с детьми с Федором, да с Афонасием дала по родителех (Л. 69) в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа десять четей ржи в костромскую меру. Марта в 21 день государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский. Апреля в 3 день по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ведро вина церковнаго. Майя в 28 день архиепископ Тверской и Кашин (Л. 69 об.) ский Арсений дал на потир покровец тканный золотной камке, Спасов образ обложен отласом цветным; да к тому же покровцу зделано на дискос покровец воздух, камка золотная на червчатой земле, обложен ым кушаком золотным, кресты камка лазорева. Да архиепископ дал книгу Минею Общую печатную, в десть по старце Филарете. Июля 20 государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарской дал патрахель, бархат цветной и шелки червчатый, да желтый, да лазорев, а на ней 15 пуговиц серебряных золоченных да 12 кисток розных шелков. (Л. 70) Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря слуга Черкас Григорьев сын Бабаевского дал ширинку, шита золотом и серебром, шелки зверьки и птички, на держьках шелк червчат, тиренская. По приказу Рождествена монастыря архимандрита Исайи дан в дом Святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа образ Пречистыя Богородицы Владимирские с Предвечным Младенцем, обложен серебром басмами, золочен струбами, венец и каруна сканные с камением, приклад два креста резных с камешки да сорок четыре золотых московских. (Л. 70 об.) Лета 7122 году сентября в 17 день Устинья Исаковская жена Шахова дала по сыне своем по Петре образ во облацех Спас да моление Зосимы и Саватея, Соловецкие чюдотворцы, обложен серебром басмами, золочен, венци и цаты резные золоченыя ж; да десять четвертей ржи, да десять четвертей овса, да скатерку шитую четырех аршин.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Самуил, епископ Костромской и Галичский (Запольский-Платонов Степан Васильевич) Родился в 1772 году в селе Заполье Владимирской губернии в семье священника. 23 февраля 1800 года, по окончании курса Троице-Сергиевой духовной семинарии, назначен учителем семинарии. 16 декабря 1803 года пострижен в монашество. 1 апреля 1807 года назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и учителем философии. С 10 августа 1809 года – ректор духовной семинарии и учитель богословия. С 20 февраля 1810 года – наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Спасо-Вифанского монастыря. 11 сентября 1814 года переведен ректором Тверской духовной семинарии. С 15 сентября того же года – архимандрит Калязинского Макариева-Троицкого монастыря и присутствующий духовной консистории. 19 августа 1817 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. В 1825 году управлял делами Нижегородской епархии. 6 апреля 1830 года, по болезни, уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Скончался 16 апреля 1831 года в Николо-Бабаевском монастыре. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 225. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 225. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 451, 850. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М„ 1888. – С. 64. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207. Письма Московского митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). – М., 1882. – С. 413–415, 416–418. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. 1. – С. 211, 291 и пр. 1; 391 и пр. 2. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь. 1888. ч. 1. – С. 35, прим. 1. Исторический вестник. – СПб., 1883, февраль. – С. 283. Русский архив. – М., 1899. кн. 2, 6. – С. 211. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 180. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сын псаломщика Костромской епархии. В 1872 г. окончил Костромскую духовную семинарию. В 1873 г. служил на приходах Костромской епархии. С 1910 г. священник Спасо-Подвязной церкви г. Костромы. Член Костромской духовной консистории с 1910 г. С ноября 1911 г. послушник, постриженник, настоятель Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии. С 1913 г. игумен, с 1915 г. настоятель Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Судьба после закрытия монастыря в 1919 г. неизвестна. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович ; 1848–1918), священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Член Собора по должности как митрополит Киевский и Галицкий и как член Предсоборного Совета, почетный Председатель Собора до 21 ноября (4 декабря) 1917 г. (дня настолования Патриарха Тихона), председатель Отдела о церковной дисциплине, возглавил чин настолования (интронизации) нареченного Патриарха Московского и всея России – митрополита Московского и Коломенского Тихона. В 1874 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1888 г. хиротонисан во епископа. С 1898 г. митрополит Московский и Коломенский. С 1912 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, священноархимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Первенствующий член Святейшего Синода. В 1915 г. удостоен степени доктора богословия. С 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий, с оставлением Первенствующим Членом Святейшего Синода. Убит в Киеве. Архиерейским Собором 1992 г. причислен к лику святых. Волков Дмитрий Иванович (1862–1941), купец I гильдии, торговец г. Талдома Тверской губернии. Член Собора по избранию как мирянин от Тверской епархии. Сложил полномочия члена Собора. Родился в крестьянской семье. Получил домашнее образование, основал собственное дело по торговле обувью и кожевенными изделиями. Почетный гражданин г. Талдома, земский деятель, защищавший интересы крестьян, принимал деятельное участие в благоустройстве г. Талдома. Жертвовал крупные суммы на храм Архангела Михаила в Талдоме и на церковь Александра Невского в с. Великий Двор. Когда началась Первая мировая война, отдал под лазарет новый дом, который построил для своих детей. В 1918 г. переехал в Москву. В 1930-е гг. сослан в Калинин, после окончания ссылки вернулся в Москву, работал в артели «Красный обувщик». Скончался в декабре 1941 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010