453 Однажды келейник Василий, обращавшийся с ним с детской простотой, спросил его: причащаются ли души в царствии небесном. Старец отвечал: «не любопытствуй», но затем, возведя руки, сказал, что ему известно только, что они в священном исступлении так предстоят Богу. Часто говорил Владыка Васе, что ему трудно низводить ум к земным занятиям. Он уклонялся от общения со всеми и видимо уже не жил на земле. 454 Незадолго перед кончиной Преосвященный писал одному духовному лицу, между прочим, следующее: прошу Ваших молитв в подкрепление моих немощей, по причине которых уже не живу обычной жизнью, но той, которую Писание назвало: «труд и болезнь». 455 Представляется интересным отметить порядок дневных занятий Преосвященного во время пребывания его в Бабаевском монастыре. По частой болезненности своей, не имея определенного времени для вставания, он, однако же, любил вставать по возможности рано и посвящать утро молению; в семь часов умывался и пил чай; перед чаем он ежедневно употреблял Богоявленскую воду. Сряду после чая занимался, нередко, даже лежа, чтением утренних молитв, Евангелия или Псалтири до Поздней обедни; затем занимался в кабинете письмом или чтением. Если бывали посетители, то принимал их после обедни; обедал после 12 часов и после краткого отдыха опять занимался до вечернего чая, который кушал в 3-м часу. Остальное время дня продолжал заниматься в кабинете или принимал учеников своих для духовного их назидания. В 8 часов затворялся в своей келье. Молитвы и моления совершал стоя, сидя или лежа, смотря по состоянию сил и здоровья, но совершал иногда в продолжение всей ночи, до утра. Сна принимал вообще весьма мало. 456 Пока келейник приготовлял чай, Преосвященный занялся перепиской и исправлением оконченного сочинения своего «Судьбы Божии»,–написанные им несколько строк относились к рассуждению о существе человека, о смерти и жизни его. Замечательно, что в этом рассуждении он вставил накануне своей смерти: «я подвергаюсь совершенному иссякновению жизненной силы в теле моем: я умираю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В крайнем случае, ближайшими собственниками имущества Николо-Бабаевского монастыря могли бы считаться жители окрестных деревень – Басова, Шишелова, Огаркова, пос. Большие Соли Костромского уезда и Турова, Кресуева и Костина Ярославского уезда. Но жители этих деревень признают для себя недопустительным нравственно отнятие у Николо-Бабаевского монастыря вышепоименованного имущества и весьма недовольны действиями Совета крестьянских депутатов Климовской волости, направленными к учету и отобранию имущества Николо-Бабаевского монастыря. Большинство этих жителей решило не отбирать у нашего монастыря имущество, но Совет крестьянских депутатов Климовской волости, опираясь на вооруженную силу Красной гвардии, отверг решение большинства и ныне приступает к отобранию у монастыря пристани, гостиницы, скота и скотного двора и вообще всего земледельческого инвентаря. Мы представили членам исполнительного комитета Климовской волости вышеизложенные соображения о способе происхождения имущества Николо-Бабаевского монастыря и об изъятии его из сферы действий Декрета об отделении церкви от государства, но они посоветовали нам обратиться с прошением прямо к законодателю, то есть в Совет народных комиссаров. Согласно этому указанию и ввиду изъятия из сферы декрета имуществ старообрядческой церкви мы усердно просим Совет народных комиссаров учинить немедленно распоряжение о приостановке действий Климовского волостного совета Костромского уезда по отобранию имущества Николо-Бабаевского монастыря. Если же отобрание совершится, то Николо-Бабаевский монастырь, видный на далекое пространство 776 , придет в разорение и закрытие, а это вызовет несомненно весьма опасное раздражение и волнение в жителях деревень – Басова, Шишелова, Огаркова, пос. Большие Соли, Турова, Крестцово и Костина. Жители данных деревень поголовно в течение пяти столетий находили в Николо-Бабаевском монастыре духовную отраду и ободрение во всех печальных житейских обстоятельствах, особенно веруя в небесное заступничество и помощь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин) Народные комиссары: М. Елизаров, Г. Петровский В. Подбельский Управляющий делами Совета народных комиссаров В. Бонч-Бруевич Секретарь Совета Н.Горбунов Верно: ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 694. Л. 4. Копия. СУ. 1918. 66. Ст. 723. III. 27. Прошение настоятеля Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии архиепископа Серафима (Мещерякова) и монашествующих в СНК РСФСР об отмене реквизиции монастырского имущества 20 апреля 1918 г. В Совет народных комиссаров Настоятеля и старшей братии Николо-Бабаевского монастыря 774 Прошение В пояснение телеграммы от 19 апреля 775 честь имеем сообщить следующее: Согласно Декрету об отделении церкви от государства Климовский Костромского уезда волостной совет приступил к отобранию у Николо-Бабаевского монастыря волжской пристани, гостиницы, рабочих лошадей и племенного рогатого скота. Мы считаем такое действие несправедливым. Николо-Бабаевский монастырь, основанный в начале XV столетия в пустынной местности, не принадлежит к штатным монастырям, то есть получавшим со времен императрицы Екатерины II пособие из Государственного казначейства или из Св. Синода. Все его имущество, то есть все храмы, жилые помещения для братии и рабочих, гостиницы, пристань на Волге, скотный двор и весь мертвый и живой инвентарь устроены и приобретены единственно на добровольные свободные пожертвования усердных богомольцев окружных деревень и путешествующих по Волге. Никогда ни при каких бедственных в жизни этого монастыря обстоятельствах правительство ничем не приходило ему на помощь. Поэтому имущество Николо-Бабаевского монастыря не принадлежит к числу всенародного – оно есть принадлежность только тех умерших и живых слуг, которые свои трудовые рубли и копейки приносили по личным побуждениям в монастырь за молитвы и священнодействия. Таким образом, имущество Николо-Бабаевского монастыря вносим [соотносимо] с имуществом старообрядческих монастырей, освобожденных вопреки декрету от экспроприации кого-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из очерка сего видно, что некоторые монастыри сделали в промежутке времени от 1838 года по 1856 год более приобретений, нежели от основания или восстановления своего по 1838 год. При тщательном изыскании причины сего факта, она отыскивается единственно в способностях, благонамеренности и степени монашеского образования настоятелей. Справедливость требует, чтоб при сем заключении упомянуты были отцы игумены: Дамаскин, Аполлос и Израиль и госпожа игумения Дионисия, как настоятели, возводящие вверенные им обители к особенному благосостоянию с особенными ревностию и успехом. В Святейший Правительствующий Синод. Епископа Игнатия, управляющего заштатным, общежительным Николаевским Бабаевским монастырем Рапорт [ 980 ]. Имею честь представить на благоусмотрение Святейшего Синода отчет о состоянии управляемого мною монастыря за 1863 год. Вашего Святейшества покорнейший послушник Епископ Игнатий. 25 января 1864 года. ОТЧЕТ о состоянии заштатного общежительного Николаевского Бабаевского монастыря за 1865 год Время основания Николаевского Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его, как и во многих российских монастырях, истреблены пожарами. Пожарам подвергался и Бабаевский монастырь, в котором всё строение, за исключением соборной церкви, было деревянное, замененное в начале нынешнего столетия каменным. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала московскому Угрешскому монастырю, основанному Великим Князем Димитрием Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнестись ко временам преемников Донского. Николаевский Бабаевский монастырь, по уставу своему, есть общежительный, а по иерархическому значению — заштатный. Он, подобно прочим заштатным монастырям и пустыням, получает в милостыню по 85 рублей 71 копеек серебром в год. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери, 2) Святителя Николая Чудотворца. При сей иконе имеется частица мощей сего Угодника Божия, хранящаяся в серебряной раке. Икона Святителя обретена на бабайках, то есть на веслах, которые сложены были на реке Волге. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1600.  …г. Сенковскому… — Сенковский О. И. См. сноску 4 (с. 489) к Предисловию. 1601. Рим. 5. 5. 1602. Цар. 19. 12. 1603.  …Колю… — Снессорев Николай Аполлонович. Первый ребенок Аполлона Васильевича и Софии Ивановны Снессоревых. Родился 23 июля 1838 г. в Астрахани. — РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. Л. 50 («Свидетельство о рождении и крещении сына Николая»). Дата смерти не установлена. Трое последующих детей (мальчик и две девочки) умерли в младенчестве. См.: . 1604. Написано из Николо-Бабаевского монастыря (см. сноску 2 (с. 491) к Предисловию), где архимандрит Игнатий находился в отпуске на лечении с июля 1847 г. по май 1848 г. 1605.  …Елизаветы Ивановны… — Егорова Елизавета Ивановна (1810— 1895), старшая сестра С. И. Снессоревой. Жена статского советника Егорова, Обер-провиантмейстера Сибирского корпуса. — ГАВО (Государственный архив Воронежской области). Ф. 29. Оп. 138. Д. 82. Вероятно, после смерти мужа Елизаветы Ивановны сестры жили вместе в Царском Селе. — ИРЛИ. Ф. 540. Оп. 1. См. также # . 1606. Написано из Николо-Бабаевского монастыря. 1607.  …статью «Чаша Христова»… — Архимандрит Игнатий высылает рукопись только что написанного им произведения, которое будет издано отдельной брошюрой: Чаша Христова: Соч. архим. Игнатия, настоятеля Сергиевой пустыни. — СПб.: тип. К. Крайя, 1849. 16 с. См.: Настоящее издание. Т. 1. С. 504–512. 1608.  …«Мой дар друзьям моим»… — Книга под таким названием не была издана. См. сноску 6 (с. 493) к Предисловию. 1609.  …Иосифу Ивановичу… — Так архимандрит Игнатий называл Осипа Ивановича Сенковского. 1610.  Воспоминание о Бородинском монастыре, какое у меня было в душе, такое и вышло на бумагу. — Архимандрит Игнатий имеет в виду публикацию: Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121–122. — Подпись: И. См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 473–475. 1611.  …с сестрицею Вашею… — Егорова Е. И. 1612. Написано из Николо-Бабаевского монастыря. 1613.  Доставив Коле земное счастие… — Сын С. И. Снессоревой по личному распоряжению цесаревича Александра (будущего императора Александра II) был помещен во вторую С. Петербургскую гимназию. См.: . Также: Историческая записка 75-летия СПб. 2-й гимназии. 1–3 ч. Сост. препод. А. В. Курганович и А. О. Круглый. СПб.: тип. Э. Арнгольда, 1894. Ч. 2. (1831–1880). С. 424. Также: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. Л. 36. (Дело о дворянском происхождении рода Снесаревых.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

173 Указ Свят. Синода за 8583 получен нами в числе немногих других бумаг Епископа Игнатия, оставшихся в Николо-Бабаевском монастыре. 174 Так напр., 1) Указом Свят. Синода от 10 мая 1834 г. за 1880 послушник Лопотова монастыря Филипп Семенов Купреянов, из обер-офицерских детей, 26 лет, перемещен в Сергиеву пустынь. 2) Указом Свят. Синода от 31 октября 1838 г., за 6508, определен в Сергиеву пустынь послушник Мезенцев из Кадниковских мещан. 3) Указом С.-Петерб. дух. Консистории от 14 мая 1837 г., за 2373, священник Виктор Авессаломов из Вологодской епархии, Покровской Комельской церкви (родина Игнатия), бывшей в 1832 году в Лопотовом монастыре, вдовый, определен в число братий Троице-Сергиевой пустыни. 4) Такой же характер имеют Указы С.-Петерб. дух. Консистории от 17 октября 1842 г., за 7656 от 22 марта 1843 г, за 215, от 27 апреля 1858 г., за 2212, от 15 июня 1853 г., за 2944. 175 Кроме естественного и ясного хода событий жизни Игнатия Брянчанинова , далее документально обоснованного, это подтверждается и двумя резолюциями Митрополита Филарета на Указе Свят. Синода о перемещении Брянчанинова в Николо-Угрешский монастырь такого содержания: а) от 10 ноября 1833 года, за 418: «Преосвященный учинит распоряжение о введении его в должность и о сдаче ему монастыря и если не произведен, произвесть его в игумена. Консистория истребует из Вологодской его послужной список »; и б), от 22 декабря 1833 года, за 3058–на том же указе и рядом с первой резолюцией: «Не приступая к исполнению, представить сие, когда явится Игумен Игнатий» (Бумаги Епископа Игнатия из архива Николо-Бабаевского монастыря). 176 Дело перемещения Игумена Игнатия представлялось Митрополиту Филарету настолько спешным, что он предписал Епископу Стефану–в случае замедления выдачи из Казённой Палаты прогонных денег игумену Игнатию снабдить его следующими деньгами по чину и по расчету до С.-Петербурга взаимообразно. Вследствие этого, на другой день по получении предложения Митрополита Филарета, 27 ноября 1833 года Епископ Стефан отправил в Лопотов монастырь нарочного с предписанием игумену Игнатию–немедленно, сдав Лопотов монастырь казначею, явиться в Вологду для отправления к Митрополиту Филарету без всякого промедления (Бумаги Епископа Игнатия в архиве Николо-Бабаевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

406 По Высочайшему повелению от 9 ноября 1862 года пенсия была увеличена на пятьсот рублей в год. 407 По отношению к этой новой стадии жизни Преосвященного Игнатия Брянчанинова следует остановить внимание на двух обстоятельствах: а) что побудило его ходатайствовать об увольнении от управления Кавказской епархией, и б) почему он выбрал для конца своей жизни местожительством Николаевский Бабаевский монастырь? – Оба эти обстоятельства определенно уясняются самим Преосвященным Игнатием в рапорте его Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года, за 1186. В рапорте этом Преосвященный Игнатий пишет следующее. – «При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог полупить в течение проведенных мною здесь трех с половиной лет только некоторое облегчение, но вместе чувствую особенный упадок сил. Донося о таком положении моем, я вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Святейшество о оказании мне милостивейшего снисхождения увольнением меня от управления Кавказской епархией и о предоставлении мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии по нижеследующим побуждающим меня к таковому избранию причинам: 1) приобучался я к монашеской жизни в общежительных монастырях и настоятелем сделан первоначально в общежительный монастырь, поэтому имею особенное сочувствие к общежитиям. 2) Братство упомянутого монастыря достаточно для удовлетворения потребностям архиерейского служения. 3) Климат и местность сего монастыря соответствуют слабому здоровью моему, заставляющему меня обращать особенное внимание на место жительства. Удовлетворение сей покорнейшей моей просьбы я сочту величайшим для меня благодеянием». 408 Таким образом, в пределах приведенного прошения, оставление Преосвященным Игнатием Кавказской кафедры объясняется крайним ослаблением его здоровья, а выбор для жительства Николаевского Бабаевского монастыря – приспособленностью этой обители к духовным и телесным потребностям Владыки Игнатия и более приятным Владыке общежительным характером обители. К этому, с точки зрения первого положения, т. е. в отношении оставления Кавказской кафедры, имели немалое значение утомление напряженной и кипучей деятельности трех с половиной лет епархиального управления, боевой характер кафедры и те недоразумения с Высшей церковной властью, которые особенно чувствительны были для Владыки Игнатия по делу о постройке Архиерейского дома, по столкновению с протоиереем Крастилевским и архимандритом Епифанием. Митрополит Филарет Московский , уважая епископа Игнатия за высоту его нравственной жизни, относился к нему без особенного расположения, считая не вполне подготовленным к епархиальному управлению, а уход его с кафедры объясняя желанием иметь лучшую кафедру. 409

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

А что, если смерять эту пропасть?... И начинаю измерять ее скорбью, измерять воздыханиями и рыданиями!.. Еще рыдаю, внезапно изменяется в сердце печаль на восхитительную радость, как будто кто-то говорит моему сердцу: «Непостижимый Благодетель-Бог недоволен Своими благодеяниями; Он еще хочет ввести тебя в небо, соделать причастником наслаждения вечного». Я верю этому: всякого благодеяния, как бы оно ни было велико, можно ожидать от безмерной благости Божией. Верую, – и в тихое, упоительное веселие погружается всё существо моё», читаем мы в одном из писем Архимандрита Игнатия, посланных им из Николо-Бабаевского монастыря. 422 Так под кровом уединённого монастыря отдыхала душа подвижника; вместе с тем отдыхало и набиралось новых сил и его измученное болезнями тело. Этот монастырь стал местом последнего земного пристанища Епископа Игнатия. 423 Вид Николо-Бабаевского монастыря с реки Волги замечательно красив, как по местности, на которой он расположен, так и по монастырским строениям, картинно развернутым вдоль берега Волги. Из за лицевой линии строений виден подавшийся в глубь картины новый, величественный храм Иверской Божией Матери, царящий над общим видом монастыря, своей венценосной главой, высоко возносящейся к небу. Двадцать малых глав и шпицев, её окружающих, соответствуют ей своими размерами. По берегу реки Солоницы, вверх по её течению, несколько отступя от окраины, раскинулась более, чем на полверсты роща дико растущих деревьев, группой вековых дубов примыкающих к южной стороне монастыря. Западная сторона монастыря красиво оттеняется поемными лугами и оживляется обильными источниками ключевых чистейших вод, исторгающихся из недр земли и текущих ручьем в Волгу. На восточной стороне находится монастырская запашка, на северной-расположена двухэтажная гостиница для приема и помещения посетителей монастыря. Гостиница отделяется от стен монастыря улицею десятисаженной ширины. Далее за гостиницей виднеются в том же направлении размещенные другие хозяйственные постройки, пополняющую картину монастыря, раскинувшегося по берегу реки – для наблюдения путника, едущего к монастырю водой со стороны Ярославля или сухопутием с противоположного берега от с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 24 июля 1861 года. Из рапорта в Святейший Синод от 24 июля 1861, 1341 ] При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог получить в течение проведенных мною здесь трех с половиною лет только некоторое облегчение, но вместе чувствую особенный упадок сил. Донося о таком положении моем, я вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Святейшество о оказании мне милостивейшего снисхождения увольнением меня от управления Кавказскою епархиею и о предоставление мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии по нижеследующим побуждающим меня к таковому избранию причинам: 1) Приобучался я к монашеской жизни в общежительных монастырях и настоятелем сделан первоначально в общежительный монастырь, почему имею особенное сочувствие к общежитиям. 2) Братство упомянутого монастыря достаточно для удовлетворения потребностям Архиерейского служения. 3) Климат и местность сего монастыря соответствуют слабому здоровью моему, заставляющему меня обращать особенное внимание на место жительства. Удовлетворение сей покорнейшей моей просьбы я сочту величайшим для меня благодеянием. Письмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 24 июля 1861 [ 1342 ] (О содействии к увольнению на покой) Милостивейший Государь, Граф Александр Петрович! Весьма давно я имел желание вполне уклониться от мира и по полученным мною монашеским воспитанию и направлению, и при созерцании болезненности моей, не обещающей мне долговременной земной жизни. Более и более рассматривая себя, убеждаюсь, что пустынным моим направлением я разошелся с направлением, требуемым служением посреди мира. Вследствие такового рассматривания и давнишнего расположения я посылаю сего дня рапорт в Святейший Синод о моем положении, с прошением увольнения от управления Епархиею и о предоставлении мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской Епархии. Уведомляя Вас о сем, покорнейше прошу милостивого содействия Вашего, чем окажете мне истинное одолжение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ПОСТАНОВИЛИ: Направить на Святую Гору Афон в период с 6 по 13 августа паломническую группу Русской Православной Церкви в следующем составе:  СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Ангелины (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия о преобразовании прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области в Свято-Андреевский мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода во имя святого апостола Андрея Первозванного в селе Андреевка Саракташского района Оренбургской области в Свято-Андреевский мужской монастырь. Утвердить наместником обители иеромонаха Илию (Емпулева) с возложением наперсного креста. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея о преобразовании прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода Казанского собора бывшего Казанского женского монастыря города Ярославля в Казанский женский монастырь. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Михея о благословении на открытие Николо-Бабаевского мужского монастыря в поселке Некрасовское Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Николо-Бабаевского мужского монастыря в поселке Некрасовское Ярославской области для возрождения в нем монашеской жизни. Утвердить наместником обители игумена Бориса (Долженко). СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия о преобразовании Казанского духовного училища в духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/4951290.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010