Хозяйство монастырское поставлено было на рациональных началах; здания все были исправлены или устроены вновь. Чудотворная икона Святителя Николая с 1865 г. стала износиться из монастыря в Ярославль, Кострому и их окрестности. Увеличился приток богомольцев в Бабаевский монастырь, привлекаемых благолепным Богослужением, чудотворными иконами и подвижническим именем Владыки Игнатия. 438 Все это вместе содействовало увеличению и материальных средств обители. Кроме того, личные средства и материальные ценности Владыки Игнатия, а равно и Петра Александровича Брянчанинова пошли на благоустройство обители. Владыка Игнатий свою пенсию в 1500 рублей, другие материальные поступления вносил в кассу обители. Об этом есть отчасти и документальные сведения, отчасти же это подтверждается тем, что в числе скудной, оставшейся после смерти Преосвященного Игнатия, материальной ценности денег не оказалось, а родственникам по плоти он денег не передавал, да и нуждающихся в этом присных по плоти у него не было. 439 Увеличившийся с 1862 г. приток богомольцев в Николо-Бабаевский монастырь и умножения, при личном участии Владыки, материальных средств, вызвали его на заботы о создании нового соборного храма во имя Божией Матери. Ветхая и тесная соборная церковь во имя Иверской Божией Матери весною 1864 года была разобрана и тогда же заложен новый храм по Высочайше утвержденному проекту архитектора, профессора Академии художеств И. И. Горностаева, который руководился, при этом, указаниями Преосвященного Игнатия. Под верховным управлением многоопытного в духовной жизни Архипастыря-подвижника, Николо-Бабаевский монастырь в значительной мере благоустроился и в духовном отношении. Своим высоким духовным авторитетом Преосвященный Игнатий оживил и поднял нравственную жизнь монастырского братства до небывалой, в сравнении с прежним состоянием высоты, сделавшись родоначальником духовной иноческой дружины. К сожалению, нарушение порядка преемственности в назначении настоятелей Николо-Бабаевского монастыря отразилось постепенной утратой духа Игнатиева: лица из других иногда далеких обителей, совершенно не знакомые с настроением и трудами почивающего под сводами Златоустовского храма подвижника-Архипастыря, сосредотачивая преимущественное внимание на хозяйственной стороне монастырской жизни, на настоятельстве Николо-Бабаевского монастыря не удержали на должной высоте духовного наследия, оставленного Игнатием Брянчаниновым .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В воскресные и др. праздники совершались Богослужения в храме при духовном училище участниками курсов, т.к. в числе их были священники и диаконы. Хор певчих и чтецы состояли из курсантов под руководством известного Архиерейского регента и учителя пения на курсах – о. Алексея Сионскаго. Все лекции, критика пробных уроков и другое, более важное, записывалось курсантами в свои тетради для руководства при занятьях. Наша экскурсия в Бабаевский монастырь Изложено 19 Нояб. 1952 г. В Июле месяце Начальством курсов была организована для нас, курсантов, экскурсия на пароходе по р. Волге в Бабаевский монастырь. Путешествие по такой величественной и красивой реке, как Волга, да еще на безплатном пароходе, для нас было очень интересно и радостно. Это был полный отдых для нас при занятьях на курсах. По берегам Волги от города Костромы до Бабаевского монастыря было большое разнообразие: то деревни с посёлками, то заводы с усадьбами, окруженные лиственными деревьями разных пород, то поля со зревшими хлебными злаками, то луга с мягкою и сочною травою, а местами виднелись стога душистого сена, – всё это нас занимало, бодрило и вызывало восхищение! Да, интересно и весело прокатиться на пароходе по Волге в теплый и ясный летний день! Красива и величественна ты, Матушка и Кормилица Волга! Всё, виденное нами с плавучего парохода, произвело на нас незабываемое впечатление и восхищение! Мы радовались, забывались, отдыхали. Некоторые из нас играли на балалайках и некоторые на гитарах, пели песни. Можно было пить чай и др. напитки. Можно было купить булки, чайное печение, конфекты, яблоки и другое. Всему этому погода благоприятствовала. Нашим путешествием на Бабайки руководил секретарь Еп. Виссариона Александр Иванович Крылов, из окончивших Костромскую дух. семинарию, авторитетный человек для духовенства и монашествующих. Поэтому монахи Бабаевского монастыря приняли нас очень гостеприимно и задушевно. Мы хорошо осмотрели монастырь со всеми храмами и достопримечательностями. Также любовались парком монастыря со всеми аллеями, небольшой некой рекой, впадающей в Волгу у монастыря, и др. окрестностями.

http://azbyka.ru/fiction/iz-vospominanij...

Брянчанинов. Из числа глубоко преданных Епископу Игнатию, чтивших его во время жизни в Николо-Бабаевском монастыре и после смерти, следует указать игуменью Московского Страстного монастыря Антонию. Игуменья Антония неоднократно бывала в Бабаевском монастыре, но только уже по смерти Преосвященного Игнатия, который питал к ней при жизни чувство глубокого расположения и уважения. В близких отношениях к Николо-Бабаевскому монастырю во время проживания там Преосвященного Игнатия находился один благочестивый Харьковский помещик – Андрей Феодорович Ковалевский. Считая Преосвященного Игнатия своим Наставником, он глубоко проникся его аскетическим духом и решился удалиться от мира. С этой целью он устроил в своем имении в Змиевском уезде Харьковской губернии иноческую обитель; долгое время это не был самостоятельный монастырь: в нем проживали иноки, присылаемые из Святогорского монастыря. В настоящее время эта обитель уже известна под именем Высочинского Казанского монастыря. А. Ф. Ковалевский хорошо изучив язык славянских богослужебных книг, с любовью занимался писанием акафистов, из которых некоторые уже давно введены с надлежащего разрешения в церковно-богослужебное употребление. 437 Сдав хозяйственную часть монастыря настоятелю и доверенному лицу Архимандриту Иустину с ближайшей известной ему братией, Преосвященный Игнатий углубился в подвиг литературно-аскетический и молитвенный. Но он не был равнодушен к интересам приютившей его обители. В отношении внешнем его заботы о Бабаевской обители выражались в улучшении её материальных средств, особенно личными жертвами, в благоустроении обители при личном руководстве, в опытных указаниях его Петру Александровичу и братии в этом направлении; в отношении внутренней жизни Бабаевской обители, – попечительность святителя Игнатия выражалась в мерах личного влияния на поднятие нравственной жизни монастырского братства. Опытный хозяин-руководитель, возродивший обители и обеспечивший внешние потребности в Лопотовом монастыре и Сергиевой пустыни, Владыка Игнатий через посредство доверенных лиц и здесь достиг экономического и внешнего благоустройства обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

День памяти святителя Игнатия отметят крестными ходами и юбилейными чтениями Москва, 12 мая 2007 г. 13 мая — день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова). В этом году исполняется 140 лет со дня его праведной кончины и 200 лет со дня рождения. 12 мая торжества состоятся в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. Именно эта обитель, для развития и укрепления которой святитель Игнатий положил много сил и трудов, явилась последним его земным пристанищем. Закрытая в советское время, Николо-Бабаевская обитель менее десяти лет назад была возвращена Церкви и ныне нуждается в масштабных восстановительных работах. Иверский собор, построенный чаянием святителя Игнатия (Брянчанинова), был взорван. Пока речь о его восстановлении не идет. Много сил и трудов надо положить, чтобы вернуть монастырю прежнее благолепие. По окончании Божественной литургии в Николо-Бабаевском монастыре состоится открытие экспозиции, посвященной святителю Игнатию. В этот же день по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла на теплоходе «Москва» состоится крестный ход по Волге по маршруту: Ярославль — Николо-Бабаевский монастырь — Диево Городище Ярославль — Введенский Толгский женский монастырь. Около двадцати лет святые мощи святителя Игнатия пребывают в Толгском монастыре, являясь одной из его главных его святынь. На борт теплохода будут взяты ковчег с мощами святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и икона святителя Игнатия с частицей его мощей. Все желающие на любом этапе смогут присоединиться к крестному ходу, сообщает  сайт Ярославской епархии . В Введенском Толгском женском монастыре состоится всенощное бдение, которое будут совершать архипастыри Русской Православной Церкви. В самый день праздника в обители будет совершена Божественная литургия, а по ее завершении вокруг монастыря пройдет крестный ход. Кроме того, 13 мая откроются III детские Игнатьевские чтения. Их организатором является коллектив Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). А в Ставропольской и Владикавказской епархии уще вчера открылись богословские общественно-научные чтения, посвященные 200-летию со дня рождения и 140-летию кончины святителя Игнатия Брянчанинова, передает ИТАР-ТАСС . Она объединяет православные приходы Ставрополья, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии. В юбилейных чтениях участвуют Богословы Московской и Санкт- Петербургской духовных академий, преподаватели и студенты Ставропольского, Доноского, Северо-Осетинского государственных университетов, института Дружбы народов Северного Кавказа, священнослужители, прихожане. В программе чтений - круглые столы по темам " Особенности церковной жизни на Северном Кавказе " , " Межконфессиональный диалог " , " Христианские нравственные ценности в эпоху постмодернизма " . 12 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22028.html

Резолюция: Навести справки. Л. К. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 167. Л. 20. Подлинник. III.48. Письмо VIII отдела НКЮ РСФСР в Управление делами СНК РСФСР о реквизиции имущества Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии 20 июня 1918 г. Управлением делами Совета народных комиссаров в Отдел по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства препровождено при отношении от 12 июня с. г. за 3801 прошение Ни коло-Бабаеве кого монастыря Костромской епархии 856 . По существу прошения отдел сообщает следующее: 1. По Декрету 23 января 1918 г. имущества всех монастырей подлежат переходу в народное достояние, причем декрет не делает никаких различий для штатных и нештатных монастырей. 2. Ссылка просителей на старообрядческие монастыри, будто бы изъятые из сферы действия декрета, ни на чем не основаны, и имущество старообрядческих монастырей также является народным достоянием и подлежит согласно декрету отобранию. Таким образом, отдел не находит оснований для распоряжения Климовскому волостному совету о приостановлении действий по отобранию имущества Николо-Бабаевского монастыря. Зав. Резолюция: Сообщить VIII отделу, что ему необходимо этот ответ послать по штату назначения жалобщика. Также необходимо [проконсультироваться] со всеми предыдущими отделами. Об [этом] присланы решения. 26 июня. В. Б[онч]-Б[руевич]. Помета: Исполнено. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 155. Л. 26. Подлинник; Там же. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 43–44. Копия. III.49. Письмо Управления народными сберегательными кассами в НКЮ РСФСР о вкладах бывшей тюремной церкви г. Мышкина Ярославской губ. 20 июня 1918 г. В Комиссариат юстиции Российской Федеративной Советской Республики г. Москва В Управление государственными сберегательными кассами 857 поступило отношение финансового отдела при Мышкинском совете крестьянских, рабочих и солдатских депутатов о перечислении вкладов, принадлежащих церкви мышкинского тюремного замка, ныне упраздненного, по сберегательным книжкам за 6926/1997 и 6149 на имя комиссариата по охране и учету церковно-монастырского имущества при Мышкинском уездном совете крестьянских и рабочих депутатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брянчанинов, в звании монаха Павла почивший вблизи чтимого брата на кладбище Николаевского Бабаевского монастыря. По трогательному свидетельству сенатора Н.С. Брянчанинова, в праведности Святителя Игнатия был убежден и единственный из сыновей А.С. Брянчанинова, оставшийся в мире, отец Николая Семеновича – Семен Александрович Брянчанинов – брат Владыки. Когда осенью 1862 года Семен Александрович отправлял своих сыновей студентов Николая Семеновича и Александра Семеновича Брянчаниновых в университет, он указал им заехать к дяде в Бабайки, и говорил с сыновьями своими о нём тоном благоговейно-почтительным, как о человеке праведном, прибавляя, при этом, в особое назидание детям в своем отзыве о дяде: «я ручаюсь головой, что он – строгий девственник». И эти назидательные рассказы, эти наставления Семена Александровича Брянчанинова не по фамилии только, но и по духу, а равно и личные впечатления тогдашних студентов при посещении Преосвященного дяди, были столь сильны, глубоки и прочны, что и доныне в почтенном и серьезном возрасте семидесятой жизненной годины одного из свидетелей этого отрадного былого, они живы и жизненны, и вдохновенно и благоговейно воспроизводимые почтительным и достойным племянником Святителя Игнатия сенатором Н.С. Брянчаниновым охватывают душу особым неземным веянием и невольно склоняют нас к посильному суждению о Владыке Игнатии, как о небесном предтече его чтителей, дерзновенно умоляющем Господа, «даровати нам прежде конца, покаяние». П.А. Брянчаниновым внесена на вечное поминовение брата денежная сумма в одну тысячу рублей, которое, согласно письму жертвователя на имя Преосвященного Платона Костромского и Указу Костромской духовной Консистории от 30 сентября 1867 года, за 9556, на имя настоятеля и братии Николо-Бабаевского монастыря, должно совершать по следующему порядку: 1) Имя Преосвященного Епископа Игнатия поминать на проскомидии обеих литургий, на эктениях и литиях ранней литургии и на неусыпаемом чтении Псалтири; 2) каждую субботу отправлять над могилой покойного панихиду сряду после ранней литургии; 3) три раза в году совершать соборные заупокойные поздние литургии в церкви, в которой почивает тело его, с соборными, по окончании литургии, панихидами, а именно – в день рождения его, в день тезоименитства (29 янв.) и (в день кончины).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

435 Но сам лично Преосвященный Игнатий смотрел на свой Бабаевский затвор, как на последнее жизненное пристанище, а свою связь с церковно-общественной жизнью полагал в молитве и своей аскетически литературной деятельности. 436 К этому подвигу молитвы и словесного выражения своих духовно-аскетических сокровищ для блага ближнего и сведена была жизнь Преосвященного Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре: суровый подвиг аскетизма личного, подвиг молитвенный и перенесение скорбей телесной болезненности, заботы о благоустроении и преуспеянии обители, попечение о своем брате подвижнике, памятование о местах своего жизненного служения, усиление переписки в назидание ближним, литературно-аскетическая деятельность, изредка отзвук на доносящиеся в затвор вести внешнего мира, постоянное памятование о смерти и необходимости достойного приготовления к ней, – вот в каком направлении может быть представлено содержание жизни Преосвященного Игнатия Брянчанинова в Николо-Бабаевском монастыре с 16 октября 1861 года по 30 апреля 1867 года. 86-летний старец монах Александр, выполняющий послушание чтения Псалтыри и помянника, при гробнице Владыки Игнатия, жил в Николо-Бабаевским монастыре еще при Святителе Игнатии. В его умилительно-назидательных воспоминаниях встают пред слушателем живые образы в Бозе почивших трудников душеспасительного подвига: самого Владыки Игнатия, его брата – Петра Александровича – в иночестве монаха Павла, сына последнего Алексея Петровича, братии, пришедшей с Владыкой с Кавказа. Преосвященный Игнатий, по воспоминаниям старца, вставал в три часа утра и, после молитвы, когда был здоров, отправлялся на кратковременную прогулку в монастырскую рощу; остальное время пребывал дома, занимаясь молитвой и писанием своих сочинений. В своей жизни отличался строгим воздержанием, бессменно имея в своем столе суп и кашу, в то время, как для паломников и иноков монастыря предлагался более содержательный обед. В обращении – отличался необыкновенной добротой и лаской. Из монастыря почти не выезжал, а все хлопоты по монастырским делам вел П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В другом письме к брату он говорит о значении молитвы: «В настоящее время существенная нужда в правильной молитве, а её то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она–существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению.» (Письмо от 29 января 1865 года). См: «Приложения», стр. 211 и 239. В другом письме он пишет: «О моем уклонении от общественного служения не жалейте и не думайте, что я мог бы в нем принести какую либо пользу. По духу моему я решительно чужд духа времени и был бы в тягость другим. И теперь терпят меня милостиво единственно потому, что нахожусь вдали и в глуши (Письмо к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому, от 4 февр. 1864 г.). 437 Свящ. Григ. Орлов. Игуменья Антония, настоятельница Московских монастырей–Страстного (1861–1871 г.) и Алексеевского (1871–1897 г.), стр. 95–97. 439 В бумагах, принадлежащих родному племяннику Преосвященного Игнатия Н. С. Брянчанинову, имеются следующие ценные, в этом отношении документы: 1) Рапорты настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Архимандрита Иустина со старшей братией от 5 марта, 7 марта, 16 июня и 30 августа 1862 года за 37, 39, 83 и 25, от 14 июля 1864 г. за 122 и от 6 июля 1865 г. за 113–о записи на приход и выражении благодарности за поименованные в рапортах крупные денежные пожертвования на нужды обители, поступившие под разными видами на нужды обители. 2) Отношение Кабинета Его Императорского Величества на имя Преосвященного Игнатия от 8 февр. 1862 г., за 873, об ассигновании ему 3.125 руб. серебром за купленную у него панагию, украшенную бриллиантами,–деньги эти пошли на нужды обители. 3) В отчете о состоянии Николо-Бабаевского монастыря за 1866 год, представленном Свят. Синоду при рапорте Владыки Игнатия от 4 марта 1867 г., за 62, сверх отчетного прихода, в сумме 14.681 руб. 95 3/4 коп, значатся поступившими на приход в 1866 году от разных лиц на созидание строящегося соборного храма 7.854 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Поручая себя Вашим Святительским молитвам, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим послушником   Епископ Игнатий. 20-е декабря 1863-го года Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приношу Вашему Высокопреосвященству мою искреннейшую признательность за выраженное Вами расположение дозволить Попечительству Вашему промен билетов Бабаевского монастыря на наличные деньги, которые при настоящем положении сего монастыря, возникающего из развалин, нужны на сем основании во второй половине наступающего января 1864-го года. Я намерен поручить Настоятелю Бабаевского монастыря явиться к Вашему Высокопреосвященству, при особом отношении от меня для действования по дальнейшему распоряжению Вашего Высокопреосвященства. Поручая себя Вашим Святительским Молитвам, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим слугою   Епископ Игнатий. 24-го декабря 1863-го года   Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Нилу, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому и Кавалеру. Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Препровожденный ко мне ставленник Николай Мухин рукоположен мною во диакона. Извещая о сем Ваше Высокопреосвященство и поручая себя Вашим Святительским Молитвам, с чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорнейшим слугою   Епископ Игнатий. 25 декабря 1863-го года   Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Нилу, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому и Кавалеру. Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приношу Вашему Высокопреосвященству усерднейшее поздравление с наступающим Праздником Праздников и всех Торжеств, приветствуя Вас всерадостным приветствием «Христос Воскресе», и желая Вам всех истинных и совершенных благ от всесильной десницы Всеблагого Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010