Этому чудному примеру подражать поревновала и игумения Мария. Очень, очень многие в миру бедствуют, а мира не оставляют, и во время жизни не обретают мира для души, потому что не там его ищут, где можно его стяжать, и так живут и умирают во вред своей душе. Келейная обстановка игумении мне понравилась своей простотой, а вместе и изяществом: мебель липовая, весьма красивой формы, наподобие древней русской и расписанная как деревянные чаши. Это очень приятно для глаз, пестро, но прилично по своей простоте русской и совершенно народной, а не иноземной. Пока я сидел у матери Марии, мои спутники всюду выходили и все высмотрели, мастерские и другие учреждения, и очень хвалили. За краткостью времени не мог я всюду побывать, и жалею. Ризницу игумения пожелала сама мне показать: палата, шкафы и все прочее – образцового устроения. Узнавши, что мы пешие, игумения велела заложить карету, и мы поехали на пароход. Выехавши из Костромы в 10 часов, мы прибыли к Бабаевскому монастырю часа в 2 пополудни. Я поехал на монастырских лошадях, меня ожидавших у пристани, а спутники мои отправились пешком: от пристани до монастыря не более ста саженей. Отец-архимандрит Иустин принял меня весьма приветливо как давнишнего и старого знакомого, потому что не раз случалось ему бывать в Угрешской обители и мне – на Бабайках. Потом пришел Петр Александрович Брянчанинов (брат преосвященного Игнатия, жительствовавшего и скончавшегося в Бабаевском монастыре, как я уже упоминал прежде): он занимает келии, в которых жил покойный преосвященный, и ведет жизнь самую тихую и уединенную, совершенно монастырскую. Он был Ставропольским губернатором, имеет чин действительного статского советника, есть у него звезды, но, отказавшись от всех сует житейских и пребывая в монастыре много лет, он не снимает мирской одежды: по внутреннему деланию и образу жизни совершенный инок, а по внешности вполне мирянин. После обеда отец-архимандрит повел меня по монастырю, в котором я не был почти 30 лет, с 1848 года, когда преосвященный Игнатий был еще Сергиевским архимандритом и временно отдыхал в Бабаевском монастыре, где в то время настоятельствовал игумен, отец Феоктист.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

6 июня в Ростове Великом насельники Спасо-Яковлевского мужского монастыря, Петровского мужского монастыря, Борисоглебского мужского монастыря и насельницы Аврамиевого Богоявленского женского монастыря и Рождества Богородицы женского монастыря сдавали зачет по дисциплине «История Русской Православной Церкви». Вместе с членами аккредитационной группы зачет принимал преподаватель курсов, настоятель храма Державной иконы Божией Матери Ростова Великого иерей Димитрий Бузин. Зачет на этой учебной площадке — в Спасо-Яковлевском мужском монастыре сдали девять учащихся: настоятельница Рождества Богородицы женского монастыря игумения Афанасия (Силкина) и одна сестра этой обители, три сестры Аврамиевого Богоявленского женского монастыря, два насельника Спасо-Яковлевской обители, один насельник Борисоглебского монастыря и один насельник Петровского монастыря. После зачета члены комиссии проверили учебно-методическую документацию курсов и ознакомились с библиотечным фондом курсов для монашествующих. В этот же день члены комиссии помолились у мощей святителя Димитрия Ростовского и у чтимых икон Спасо-Яковлевского монастыря. 6 июня во второй половине дня прошла аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих в Богоявленском женском монастыре г. Углича. Зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» на этой учебной площадке сдали три насельницы обители. Об истории Богоявленской обители членам аккредитационной группы рассказала настоятельница монастыря игумения Антонина (Злотникова). Члены комиссии посетили монастырский храм, помолились у Феодоровской иконы Божией Матери, чтимой святыни Богоявленского монастыря г. Углича. 7 июня аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих прошла в Свято-Введенском Толгском женском монастыре близ г. Ярославля. Комиссию тепло встречала в обители игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, она присутствовала и на зачете, который состоялся в Толгском монастыре. Зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» сдали 23 насельницы Толгского женского монастыря, два насельника Николо-Бабаевского мужского монастыря и три насельницы Казанского женского монастыря г. Ярославля. Члены аккредитационной группы присутствовали на зачете, который принимал первый проректор Ярославской духовной семинарии, преподаватель курсов иеромонах Сергий (Барабанов). Всего на этой учебной площадке зачет сдали 28 учащихся курсов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

2578. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Утвердить старшую сестру обители монахиню Веру (Бирюкову) настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 8, 10. -------- 2579. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1998 года: 1. Благословить открытие Бабаевского Свято-Никольского мужского монастыря в пос. Некрасовское Ярославской епархии. 2. Наместником обители утвердить игум. Бориса (Долженко). – 1998, 8, 7. -------- 2580. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Бежецкого Благовещенского женского монастыря, Тверская епархия. – 1994, 7–8, 3. -------- 2581. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие Белогорского Николаевского мужского монастыря в Пермской епархии. – 1991, 5, 7. 2582. ВАРЛААМ, игум. Уральский Афон. – 1994, 3, 96. 2583. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Освободить игум. Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника обители. 2. Утвердить архим. Вениамина (Трепалюка) наместником монастыря. –2000, 2, 12. -------- 2584. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 апреля 1993 года: Благословить открытие Белопесоцкого Троицкого женского монастыря в Московской области. – 1994, 2, 38; 7–8, 2. -------- 2585. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Свято-Благовещенского женского монастыря в г. Вязники Владимирской области. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Серафиму (Старых) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 4, 21. -------- 2586. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Благовещенского женского монастыря при Благовещенском храме г.Красноярска. 2. Утвердить и.о. настоятельницы обители монахиню Варвару (Бортникову). – 1995, 5, 15. 2587. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: 1. Освободить монахиню Варвару (Бортникову) от обязанностей настоятельницы обители. 2. Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 1, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все это я говорю вам одному — он не любит, когда я ему пророчествую что-нибудь больше сознания греховности своей, но это-то состояние и есть основание, с которого никогда не должна сходить душа, и если потерять его, то не только большего не получишь, но погибнет и путь, ведущий к добру». Матушка Арсения тоже занималась строительством нового храма во имя Казанской Божией Матери. Закончен он был 1885 г. и освящен Преосвященным Митрофаном 8 сентября. А 15 сентября архимандрит Иустин освящал придел храма в честь апостолов Петра и Павла. «Гармонический необыкновенно приятный голос отца архимандрита, редкое умение владеть им, а также хорошие голоса его послушников умилили присутствовавших в храме». Архимандрит Иустин скончался 28 января 1890 г. от разрыва сердца. Он погребен в нижней церкви нового соборного храма, в особом ее отделении, под главной входной лестницей. (Храм этот также был уничтожен в 1930-х гг.) «Сегодня сороковой день нашему дорогому другу архимандриту Иустину, — писала игумения Арсения. — Даруй ему, Господи, вечное упокоение со святыми, молитвами владыки Игнатия! Мы молились за упокой его души и поминали его хлеб-солью. Я всю панихиду проплакала. Вспомнился он мне, как живой, и вся его жизнь с девяти лет в стенах монастыря, как в пещи Вавилонской, с молодых лет в должности настоятельской, как мученик и исповедник».   Помимо братии Сергиевой пустыни, а затем Николо-Бабаевского монастыря, находившихся в постоянном непосредственном общении со своим духовным отцом и учителем, к руководству святителя Игнатия Брянчанинова в монашеской жизни прибегали иноки монастырей, входивших в его благочиние, а также некоторых других монастырей. Непосредственное общение с ними случалось во время посещений им их обителей; в другое время — посредством переписки. Особенно стремились иметь Святителя духовным отцом сестры Старо-Ладожского Успенского девичьего монастыря. Монастырь этот находился в 148 верстах от Санкт-Петербурга, на берегу реки Волхова. В кратком очерке состояния этого монастыря на 1856 год святитель Игнатий писал, что в нем 18 монахинь, 26 послушниц, одна определяющаяся в послушницы и 101 проживающая для богомоления. Госпожей Игуменьей в то время была матушка Дионисия, которая «имеет весьма хорошие настоятельские способности: прямотою и добротою своею она привлекла к себе любовь и доверенность сестер, а очевидными успехами в устроении монастыря привлекает внимание и значительные пожертвования мирян». Тем не менее управление этим женским монастырем сопровождалось многими искушениями, в основном из взаимоотношений сестер, их здоровья и жизненных обстоятельств. Письма к ним свидетельствуют об огромном терпении святителя Игнатия, его любви к этим страждущим душам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В этой церкви отправляются ранние Литургии и денноночное чтение Псалтири с поминовением за здравие и за упокой братий и благотворителей монастыря. Поминовение это совершается при гробнице Владыки Игнатия; 3) церковь во имя Успения Божией Матери над святыми вратами, очень небольшая; в ней отправляется богослужение однажды в год;в день храмового праздника. Имевшаяся соборная церковь во имя Иверской Божией Матери, крайне ветхая и тесная, весной 1864 года, с Высочайшего разрешения, при ближайшем участии Преосвященного Игнатия, разобрана и воздвигнут новый величественный храм, по Высочайше утвержденному проекту. Колокольня находится внутри монастыря, против святых ворот. Снабжена она достаточным количеством колоколов, из которых главный имеет до 525 пудов весу. Настоятельские келии, братская трапеза и значительная часть: братских келий помещаются на западной стороне монастыря; в каменном, двухэтажном корпусе, одними окнами в монастырь, а другими–на Волгу. Корпус этот длиной в 50 сажень. Посреди его находятся святые врата, а на оконечностях–башни. На противоположных углах также имеются башни, в которых помещается братия. В верхнем этаже другого корпуса, в 18 саж. длины, устроенного при больничной церкви, и помещался живший на покое Владыка Игнатий. Ограду монастыря с западной стороны составляет упомянутый длинный корпус келий; с южной стороны до половины её–больничная церковь и корпус при ней; с прочих сторон имеется каменная ограда в шесть аршин вышины. Ризница и библиотека монастыря находятся в весьма удовлетворительном состоянии, последняя особенно полна не по обычно монастырскому типу, благодаря заботам об этом Преосвященного Игнатия. Земли пахотной, сенокосной, лесу, по преимуществу, дровяного, также земли неудобной, монастырь имеет до 1000 дес; кроме того, монастырь имеет в г. Костроме каменную часовню, каменный двухэтажный дом, отдаваемый в наем, две каменные лавки, две мукомольные мельницы, аренда с которых и поступает на содержание обители. (Сведения о монастыре более подробно изложены в «отчете о состоянии заштатного общежительного Никольского Бабаевского монастыря, состоящего в управлении Епископа Игнатия на правах епархиального Архиерея за 1866 год ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

83 О. Пахомий – Монах Пахомий (Петр Пахомов), из мещан. Пострижен в монашество в Валаамском монастыре в 1836 г. Правил должность келларя 84 …книгу Преподобного Феодора Студита … – В письме Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Серафиму о положении дел в Валаамском монастыре архимандрит Игнатий сообщал: «…библиотека во внешнем каре, против собора, имеет много редчайших отеческих книг, частию старинной печати, частию письменных . В числе прочих книг углядел я письменный свиток Феодора Студита – это такая редкость, которую в первом монастыре встречаю» (ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Жизнеописание… С. 86). В описи святоотеческих книг библиотеки Валаамского монастыря указаны «Феодора Студийского игумена и исповедника слова огласительные» – в 1/4 д. л., две книги (Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Изд. Валаамского монастыря; 1889. С. 205). 85 …литографированный рисунок Скитской, вновь устроивающейся церкви. – Скорее всего речь идет о рисунке архитектора А. М. Горностаева «Скит Всех Святых», вид с северо-запада, 1848 г 87 в гостинице, которая была бы вне монастыря. – До постройки новой гостиницы (см. примеч. к письму от 12 января 1857 г.), богомольцы останавливались в части южного корпуса внешнего каре, т. е. на территории монастыря 88 Бабаевский монастырь… – Летом 1847 г. архимандрит Игнатий получил отпуск по болезни. Одиннадцать месяцев он провел в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии (см. примеч. к письму от 16 ноября 1861 г.) 91 …г-н ?очт-директор Федор Иванович Прянишников… – Действительный тайный советник. За успешные реформы по почтовому ведомству был награжден орденами Станислава 2-й степени и Анны 2-й степени. С 1841 г. занимал должность директора Почтового департамента. В 1854 г. назначен членом Государственного Совета. Прославился своей благотворительностью. Известен как выдающийся библиофил. Секретарь масонской ложи «Умирающий сфинкс» († 1867) 94 Монах Ефимий Головко – Отставной сенатский регистратор Емелиан Головко. Поступил в Валаамский монастырь в 1842 г., определен в послушники – в 1845-м. Пострижен в монашество в 1848 г. Со времени определения в послушники и до 1852 г. исправлял должность письмоводителя. В 1852 г. рукоположен в иеродиакона, в 1853 – посвящен в иеромонаха. В 1856 г., по собственному желанию, перемещен в Троицкую Сергиеву пустынь. В своих письмах о. Игнатий писал имя монаха – «Ефимий»; в ведомостях Валаамского монастыря указано имя – «Евфимий»

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

98 1/2 коп. Поступление по сумме своей и по сравнению с годичным бюджетом монастыря, особенно –захолустного и провинциального–весьма необычное и мы предполагаем с уверенностью, что крупные жертвы слагались из взносов самого Преосвященного Игнатия и его брата. Употребление этих пожертвований, сродное с тем, какое мы видели по Сергиевой пустыне, также подтверждает, на наш взгляд их происхождение. В отчете Владыки Игнатия сказано: «Кроме содержания братства, рабочих и предоставление пищи посетителям безмездно по обычаю общежитий, деньги, получаемые монастырем, употребляются: 1) на ремонт зданий, вообще очень запущенных и непрочно выстроенных, 2) на учреждение основательного хозяйства, могущего служить важным источником к поддержанию обители, имеющей достаточное количеству земли весьма хорошего качества, но запущенной и требующей значительного расхода для того, чтобы быть ей приведенной в то состояние, при котором получаются хорошие урожаи. Деньги, жертвуемые на построение храма, записывается в особую, имеющуюся на сей предмет книгу, и расходуются строительной комиссией по докладам её, представляемым мне. Вообще, о возобновлении и устройстве монастыря принимается деятельное старание, сообразно скудным средствам, которые: 1) имеет монастырь, 2) доставляются благотворителями и 3) приобретаются заботливостью братии». 440 Письмо Владыки Игнатия к П.А. Брянчанинову от 11 мая 1864 г. (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова). 441 Об этой иконе и других святынях Бабаевского монастыря довольно подробно сказано в вышеупомянутых брошюрах А. Воскресенского. 442 Помимо стороны аскетически–подвижнической, приведшей Петра Александровича Брянчанинова на склоне лет к монашеству, его личность интересна весьма по другим своим индивидуальным проявлениям, в связи с временем, в которое он жил и проходил военную и государственную службу, и с лицами, с которыми он сталкивался в жизни личной и служебной. Сведения о службе П.А. Брянчанинова отмечены в «Приложениях» ко второй части нашей книги, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

161 Восприемником Димитрия Брянчанинова от св. Евангелия был тогдашний Ректор Вологодской семинарии, архимандрит Евтихиан. 162 Руководителем иеродиакона Игнатия в обучении диаконскому служению был знаменитый среди Вологжан в свое время и доселе своей праведной жизнью, юродством и прозорливостью Петропавловский диакон Александр Воскресенский, предсказавший иеродиакону Игнатию, еще ранее монашества, епископство. О Петропавловском диаконе сообщаются достаточные сведения в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», октябрь, стр. 706–723. 163 Вологодская епархия учреждена в 1383 году под названием Пермской; кафедра была первоначально открыта в Устьвыми Яренского уезда, потом в 1492 году перенесена в Вологду. Когда в. Москве 1589 году на место Всероссийской Митрополии собором установлено Патриаршество, тогда тем же собором «в Вологде архиепископии быти учреждено», и Архиепископы Вологодские поставлены степенно первыми между всеми Россйскими Архиепископами. Тогда же во Архиепископа на Вологду рукоположен Московским Патриархом Иовом Иона, бывший Архимандрит Владимиро-Рождественского монастыря; в 1603 г. переведен на Ростовскую митрополию. 164 В брошюре «Описание Вологодского Кафедрального Собора» на стр. 98 значится: «пятнадцатым по счету протоиереем Собора был Виктор Иоаннович Венский с 1822–1841 г., а с 1841 года Василий Иоаннович Нордов. 169 Одно время он был, келейником митрополита Евгения, в те годы, когда этот последний находился в Вологде. 171 Обстоятельства перехода Димитрия Брянчанинова из Семигородной пустыни в Дионисиево-Глушицкий монастырь, а равно и служение иеромонаха Игнатия в должности Строителя Григорие-Пельшемского монастыря при документальном выяснении встречаются некоторые затруднения в виду того, что архив дел Вологодской Духовной Консистории имеет опись начиная лишь с 1839 года, а до этого времени делопроизводство Консистории неупорядочено и почти нет возможности разыскать требуемые дела. 172 Послужной список бывшего настоятеля Лопотова монастыря игумена Игнатия (из бумаг Николо-Бабаевского монастыря). Формул. список о службе Епископа Игнатия за 1856 г. в делах Троице-Сергиевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Издержан на позолоту, на венци святого местного образа. Того ж году с осени прислала старица Анна Вяземская в Богоявленский монастырь вклад десять четей ржи и овса, тож в торговою в костромскую меру, а монастырскую стало. (Л. 55) Того ж дни пожаловал прислал Живоначальная Троицы Павлова монастыря игумен Филарет з братьею книгу Ивана Лествичника письменную в десть, книгу Исаака Сирянина письменную в полдесть, дороги двоелитные восемь аршин, да камка четыре аршина, да ризы, свежие 194 щуки, да вязь сущу: 40 сущин. Из камки зделано оплечье резное да три патрахели, а из дорог зделаны постные ризы, а оплечье на них положено, шито золотом и серебром, шелки куплены на казенные деньги. Того ж дни Корнильева монастыря игумен Макарий с братьею прислал 20 ставчиков братцких, да тарелку большую, да 5 тарелочек малых (Л. 55 об.) деревянных. Да игумен же Макарий прислал от себя по родителех своих Евангелие печатное в десть да Потребничек письменной в четверть. Корнильева монастыря слуга Ияков Кашинцев дал кружку оловянную, держать в ней на вечере святого Богоявления святую воду. Иванова жена Теряева Мая дала в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа сорок четей ржи, да овса пятьдесят четвертей, пшеницы пятьдесят, ячменя десять четей за здравие мужа своего Ивана Никитича, а имя его Павел . Февраля в 4 день Спасской протопоп з дворца (Л. 56) Терентей Петров сын дал по родителях своих Служебник печатной в полдесть. Фераля в 6 день государя царя и великого князя гость Иван да Меньший Фалелеев, дети Прокофьева , дали по родителях своих, в сенаник, Евангелие письменное в полдесть, Апостол печатной в десть, Маргарит печатной же в полдесть да Минею письменную, месяц сентябрь, в полдесть. Того ж дни дал Иев Федоров сын Маврин Служебник московские печати в полдесть. Того ж дни дал Афонасий Черкас Григорьев сын Бабаевского к старому своему вкладу книгу Соборник (Л. 56 об.) в десть, в начале Служба московских чудотворцев Петра, и Алексея, и Ионы, и Псалтырь следованную в полдесть.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

519 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 646, д. 139. Об отводе лесного участка из казенной дачи Карцевой от деревни Кузнецовой Троице- Одигитриевскому монастырю. РГАДА. Ф. 1354, оп. 248, д. Л-27с. Карта межевания лесного участка из казенной дачи Карцевой 1862 г. 520 РГИА. Ф. 796, оп. 144, д. 1070. Об укреплении за Троице-Одигитриевским монастырем земли, жертвуемой коллежским асессором И. И. Верховским. Впоследствии в документах монастыря земли, выделенные правительством из казенной дачи Карцевой, числились как «Царская дача» (в 5 верстах на северо-запад от монастыря), а пожертвование И. И. Верховского – как «Горелая сечь» (смежная с монастырем) [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 700, д. 443, л. 266, 572–577, Лесные владения Зосимовой пустыни. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 697, д. 400, л. 1. О разделении леса Троице-Одигитриевского монастыря на участки]. 521 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 653, д. 99. Дело о земле и строениях, жертвуемых помещицами сельца Голохвастова Наталией Д аниловной Кукс и ее дочерью Елизаветой Тихоновной Новиковой в пользу Троице-Одигитриевского монастыря. Эта деревенька и поныне существует в 3 км на юго-восток от обители. 522 Сын Семена Лонгиновича Лепешкина Василий Семенович завещал в 1861 году в пользу сестер Троице-Одигитриевского монастыря пять тысяч рублей серебром [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 645, д. 124]. Мать инокини Олимпиады (Бахрушиной, впоследствии монахини Алексии) завещала в 1862 году «в монастырь женский к Троице-Одигитрии 500 руб. серебром» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 648, д. 102]. 525 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121. Там же: «Мир вам и обители. По церковному уставу и час вечера принадлежит следующему дню, и потому 40-м днем можно считать 5 сентября. Глаза берегите, употребляя для чтения в помощь глаза сестры. Часто умываться есть предохранение и отчасти лечение глаз. Авг. 25, 1859». 529 Преосвященный Леонид (Краснопевков ; 16.02.1817– 15.12.1876) – епископ Дмитровский и викарий Московский, хиротонисан 26 апреля 1859 года из архимандритов Заиконоспасского монастыря. Одновременно стал настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. Переведен на Ярославскую кафедру с возведением в сан архиепископа летом 1876 года. Скончался, обозревая епархию, в Николо-Бабаевском мужском монастыре, месте упокоения свт. Игнатия Брянчанинова [Женская Оптина. М., 1997. С. 665].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010