Декрет о передаче взаимного страхования от огня строений Духовного ведомства известен как декрет от 16 апреля 1918 г., когда он был принят на 96-м заседании СНК (п. 5). В действительности он вошел в силу после публикации в «Известиях» 13 сентября 1918 г. 774 Николаевский Бабаевский (Николо-Бабаевский) мужской монастырь Костромской епархии (ныне Ярославской епархии). Основан в XIV в. (по другим сведениям в XV в.) в месте, называемом Бабайки, при впадении р. Солоницы в Волгу, на пути от г. Костромы к г. Ярославлю. Первоначально здесь была построена деревянная часовня. В конце XIV в. на этом месте был заложен монастырь; первый деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца был освящен в 1375 г., в 1650 г. он был заменен каменным. В 1764 г. обитель была причислена к сверхштатным. В XVIII в. монастырь имел многочисленные вотчины в Костромской губ. Расцвет монастыря был связан с проживанием на покое в нем в 1861 – 1867 гг. святителя Игнатия (Брянчанинова) . В это время были отремонтированы существовавшие строения и началось возведение соборного храма Иверской Божией Матери (работы были окончены после кончины святителя). В 1919 г. монастырь был официально закрыт. Часть территории была занята детским домом. Братии монастыря удалось зарегистрироваться как приходской общине с. Бабайки. В ведении общины оставались два храма – свт. Николая Чудотворца и свт. Иоанна Златоуста . В 1928 г. община была ликвидирована, храмы переданы под детский дом. В дальнейшем, кроме детского дома, на территории монастыря находились школа сельской молодежи, совхоз и т.д. В 1941–1945 гг. в зданиях монастыря размещался эвакогоспиталь, затем детская колония, санаторий. С 1980-х гг. он подвергался постоянному разрушению. В 1988 г. перед канонизацией из монастыря были вывезены останки святителя Игнатия Брянчанинова и перенесены в Ярославский Толгский монастырь. В 1998 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. 775 19 апреля 1918 г. архиепископ Серафим (Мещеряков) и монашествующие Николо-Бабаевского монастыря послали в СНК телеграмму с просьбой приостановить реквизицию монастырского имущества. В ней говорилось: «Имущество 500-летнего Бабаевского заштатного монастыря Костромской губернии составилось единственно из добровольческих пожертвований богомольцев – ни государственное казначейство, ни склад не дали ни одного рубля. Жители окрестных деревень, недовольные применением декрета, волнуются. Просим приостановить отнятие [у] монастыря гостиницы, пристани волжской, лошадей, рогатого скота. Грозит разорение» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Сенатор Алексей Петрович Брянчанинов – сын Петра Александровича Брянчанинова, брата Епископа Игнатия, бывшего Ставропольского губернатора, впоследствии вслед за чтимым братом ушедшего с губернаторской должности в послушники Николо-Бабаевского монастыря. П.А. Брянчанинов скончался 25 июня 1891 года. 82 лет от роду и погребен на кладбище Николо-Бабаевского монастыря с именем монаха Павла. Глубокий и искренний почитатель Епископа Игнатия с дней детства, П.А. Брянчанинов имеет наиболее близкое к нему духовное отношение, вследствие чего и те материалы. которые собраны его руками, имеют особую ценность для освещения личности Епископа Игнатия. 5 Канцелярия Троице-Сергиевой пустыни содержится в замечательном порядке со времени Игнатия Брянчанинова . Весь канцелярский порядок в Троице-Сергиевой пустыни создан образованным, аккуратным и преданным Игнатию Брянчанинову послушником Троице-Сергиевой обители Павлом Петровичем Яковлевым, который за все время архимандритства Игнатия Брянчанинова вел дела не только по Троице-Сергиевой обители, но и по благочинию монастырей С.-Петербургской епархии. Достойным продолжателем его по канцелярии обители является молодой и симпатичный иеромонах Андроник, в настоящее время, заведующий делопроизводством Сергиевой пустыни. 6 Благодаря сочувственному вниманию Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, и любезности секретаря Ставропольской консистории С.А. Малевинского и администрации Ставропольской семинарии, автор имел возможность во внеприсутственные дни пасхальной седмицы 1914 года ознакомиться с интересующими его данными Кавказской и Черноморской кафедры и Кавказской семинарии. Читать далее Источник: Святитель Игнатий : Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения/[Леонид Соколов]. - В 3 ч. - Репр. воспр. изд. 1915 г. - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002./Ч. 1: Жизнь и личность святителя Игнатия – 417 с.; Ч. 2: Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия. – 408, III с.; Ч. 1: Приложения. – 290 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

После недолгого раздумья Петр решил ехать в Ростов. В дороге ему пришла мысль попытаться поступить еще в один монастырь, на пути от Бабаевского. От станции до этого монастыря ему пришлось идти пешком несколько верст. Дорога шла лесом. Была зима. Легко и привольно шел он по укатанной дороге. Величественные сосны векового бора, как колонны некоего храма, обступили его со всех сторон. Торжественная тишина царила вокруг. Восхищенный красотой зимнего леса, он от полноты души начал петь. Шел и всю дорогу пел все, какие знал на память, церковные песнопения. В монастырь он пришел к вечеру. Переночевав в странноприимной, он на утро, после литургии, предстал перед настоятелем монастыря с просьбой о принятии его в число послушников. Каков же был его ужас, когда он обнаружил, что у него совершенно пропал голос. Это было последствием песнопения в лесу, на морозе. Настоятель, выслушав его просьбу, произнесенную едва слышным шепотом, сказал: «Мне безголосые послушники не нужны…» — И отошел от него. Так неудачно окончилось его путешествие в эту обитель. Значит, не было воли Божией на то, чтобы ему здесь оставаться… Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь находился в самом городе Ростове, на берегу озера Неро. В соборном храме его покоятся под спудом мощи святителя Дмитрия Ростовского . В этом монастыре послушник Петр пробыл два с половиной года. Первоначально он проходил послушание пономаря. Затем был певчим, пел на левом клиросе. Оба эти послушания, в особенности последнее, вполне отвечали высоким потребностям его души. Будучи певчим и имея больше свободного времени, он употреблял его преимущественно на чтение свято-отеческих книг, развивая и усовершенствуя тем самым в себе духовного человека. Живя в Ростове, Петр, между прочим, не прерывал общения со своими друзьями по духу, иноками Николо-Бабаевского монастыря, которые искренне любили его за простой, открытый, всегда веселый характер и нелицемерную доброту. Они часто писали друг другу письма. Возможно, что это и послужило причиной тому, что Петр оставил Спасо-Яковлевский монастырь и возвратился в «Бабайки».

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Слово во вторник двадесять третией недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш Поучение 1-е в Неделю двадесять пятую. О любви к Богу Поучение 2-е в двадесять пятую Неделю. О любви к ближнему Поучение в двадесять шестую Неделю. О лихоимстве Поучение в понедельник двадесять шестой недели. О Царстве Божием Поучение в двадесять седьмую Неделю.Объяснение дневнаго Евангелия «Иисус бе уча на единем от сонмищ в субботу» Поучение в двадесять осьмую Неделю. Объяснение дневнаго Евангелия «Человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи» Поучение в двадесять девятую Неделю. О благодарении и славословии Бога Беседа в понедельник двадесять девятой недели. О чудесах и знамениях Поучение в тридесятую Неделю. О спасении и совершенстве Поучение в тридесять первую Неделю. Объяснение таинственного значения Евангельской повести Поучение в тридесять вторую Неделю. О Закхее Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве Поучение на 54 зачало Евангелия от Луки, читаемое в праздники Божией Матери. О телесном и душевном подвигах Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери ПРИЛОЖЕНИЕ Записки и очерки о состоянии Санкт-Петербургского благочиния Краткий очерк современного состояния монастырей Санкт-Петербургской епархии, Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем Дело о крестьянах помещика Страхова Рапорт епископа Игнатия Брянчанинова из Николо-Бабаевского монастыря Отчет о состоянии заштатного общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Том IV ПРИНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОМУ МОНАШЕСТВУ Часть I. Правила наружного поведения для новоначальных иноков Часть II. Советы относительно душевного иноческого делания Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное ПРИЛОЖЕНИЕ Архипастырские воззвания святителя Игнатия по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости Подстрочные примечания к заметке А. И. Герцена «Во Христе сапер Игнатий»

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отчет составлен и написан собственноручно Владыкой Игнатием и представлен Свят. Синоду от 4 марта 1867 года, за 63: Подлинный отчет хранится в архиве Николо-Бабаевского монастыря. См. также–А. Воскресенский. Николаевский Бабаевский монастырь и святыни его. Кострома 1912 года и А. А.Павловс кий. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и св. местам Российской империи и св. горы Афона. 1907 г, стр. 309–311. 419 «Мне? Ничего не нужно! Что нужно мне? что нужно для убогой души моей, того я просил: просил о увольнении меня в уединение " –писал Архим. Игнатий из Бабаек. 423 Между прочим здесь же написал он ряд писем к некоему иноку Леониду, озаглавленных так: «к иноку, занимающемуся умным деланием»; здесь же написана, не вошедшая в собрание сочинений статья «Бородинский монастырь», которую о. Игнатий написал после посещения этого монастыря. 425 Сведения эти значатся в отчете Владыки Игнатия о состоянии монастыря за 1866 г., стр. 26–27 (Архив Николо-Бабаевского монастыря), Этот порядок соблюдается и до настоящего времени. 429 В этом году Владыка, в сане Архимандрита–Настоятеля Сергиевой пустыни, жил в Бабайках на излечении. 431 Письмо Архим. Игнатия к П.А. Брянчанинову от 14 февр. 1856 года (Из бумаг сенатора Я. С. Брянчанинова); см. «Приложения», стр. 175–177. 433 Письмо от 14 окт. 1862 г. (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова) ,,Приложения», стр. 208. То же в письмах к С. И. Снесаревой. 434 В письме от 22 мая 1857 года Владыка Игнатий писал брату П.А. Брянчанинову: «А мне под конец жизни–куда-нибудь, в тихий край родной России, подальше от Питера, который и по климату и по всему прочему для меня несроден. Впрочем не моя, а Божия воля да будет !» 436 «Для меня общественное служение невозможно» – пишет Владыка Игнатий брату. «Можно быть полезным христианскому обществу из уединения, если в уединение человек призван Богом. «Опыты» никогда не вышли бы такими, какими оказываются ныне, если бы не были плодом уединения. Современная потребность «Опытов» будет ясно усмотрена всеми, понимающими практическую христианскую особливо иноческую жизнь (Письмо от 20 ноября 1862 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Христовых тайн и 1 октября 1829 г., 60-ти лет от рождения, в мире скончал многотрудный свой подвиг. Высокая жизнь отца Евфимия поражала внимательных учеников его. Один из них – впоследствии монах Николо-Бабаевского монастыря (Костром. губ.) отец Иларион – по обстоятельствам отправляясь с Валаама, припав к ногам старца при прощании наедине, просил у него исполнить его последнюю просьбу. «Что хочешь ты?» спросил его отец Евфимий. «Батюшка – сказал ученик – ты скоро жизнь свою кончишь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, несколько помолчав, отвечал: «это выше мер моих». Любящий ревностный ученик продолжал умолять старца: «мне известна твоя жизнь, батюшка – говорил он – и если твое спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастися? Если же ты обретешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня» и они расстались. В день преставления отца Евфимия, отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря на реке Волге; вдруг двери часовни отворились и ему очевидно явился отец Евфимий, взглянул на него и, как бы выражая и за гробом сочувствие к положению ученика, заплакал. Видение скрылось. Почти тридцать лет хранил в тайне отец Иларион утешительное явление ему старца и только за месяц до своего отшествия открыл его в последнем своем письме, от 19-го декабря 1858 года, настоятелю отцу Дамаскину. Пример старца твердо начертался в сердце ревностного ученика: ни убеждения трех настоятелей, ни приказание архипастыря не могли заставить отца Илариона принять на себя священный сан: простым монахом он блаженно почил от многотрудных дел подвижничества. 7. Схимонах Михаил, из духовного звания, в монашество пострижен в Соловецком монастыре и наречен Мельхиседеком; в 1820 году поступил в Валаамскую обитель в число братства и здесь с именем Михаила принял в 1828 году святую схиму. Тридцать пять лет подвизался старец на Валааме, трудясь в разных послушаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мучительное ее состояние она сознавала и искала средств освободиться от него. С этой целью она посещала многие святые места, прославленные чудотворениями. Ныне, по случаю принесения в город Ярославль из Бабаевского монастыря чудотворной иконы святителя Николая, она пожелала принять святой образ в свою квартиру и 13 сентября (1889 г.) послала дочь свою просить иеромонаха, состоявшего при иконе и находившегося по приглашению в соседстве ее жилища, в местности на окраине города, именуемой «Таборы», посетить ее нищенский приют. Сначала, когда несли к ним святой образ, больная была в своем обычном болезненном состоянии – лицо ее исказилось, она поносила ругательствами святую икону и самого угодника Божия. Тогда дочери ее насильно положили ее на землю во встречу вносимой иконе. Как скоро чрез нее перенесена была святая икона, больная вдруг почувствовала, по словам ее, что с нее как бы свалилась какая-то тяжесть; ей стало легко, болезнь совершенно оставила ее, лицо ее изменилось, сделалось радостным, она свободно и с большим умилением молилась во время совершения молебна, затем приложилась к святой иконе, исповедая совершившееся чудо, и с тех пор уже охотно посещает храм Божий, усердно молится и всем пересказывает о своем исцелении. Происшествие это описано по заявлению церковного старосты Ярославского кафедрального собора Михаила Михаиловича Литова, по рассказам Ярославского купца Арсения Григорьевича Смолякова и других жителей города Ярославля. То же подтвердил и состоявший при иконе иеромонах Рафаил, служивший в доме Гусевой молебен; наконец, 24 октября заявила о сем настоятелю Николо-Бабаевского монастыря архимандриту Иустину и сама Гусева, прибыв нарочно для сего из Ярославля в монастырь вместе с возвратившеюся сюда чудотворною иконой, причем она объяснила, что к принятию в свой дом чудотворного образа святителя Николая она была побуждена троекратным явлением ей во сне самого святителя, обещавшего ей избавление от болезни». 2. «Дня за 4 до праздника Рождества Христова 1887 года пришел в Николо-Бабаевский монастырь крестьянин Кост ромской губернии, Буйского уезда, отставной рядовой Филимон Васильев Отвагин, страдавший расслаблением всей правой стороны тела, причем вовсе не мог владеть правой рукой и волочил правую ногу, не имея никакой возможности двигаться свободно и совершая путешествие при помощи постороннего лица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

О результате Ваших сношений и объяснений с г. Рушиным прошу Вас, Владыко, уведомить меня, если можно, без умедления. Между тем, вот еще один вопрос к Вашему Преосвященству. У Вас, в Николо-Бабаевском монастыре, в шестидесятых годах, пребывал на покое, с управлением монастырем, преосвящ. Игнатий Брянчанинов . Есть надобность мне знать, какие были официальные отношения у него с преосвящ. Платоном, а братия Бабаевского монастыря оставалась ли в какой-либо зависимости от Епархиального Начальства; представлялись ли в Консисторию какие-либо отчеты по монастырю, формулярные списки братии и с чьею в них аттестациею о поведении. Для меня требуются эти сведения потому, что в нашем Желтикове монастыре недавно посажен, в качестве Управляющего монастырем, ваш бывший Костромский 320 , а потом Харьковский 321 , Викарий, еписк. Геннадий. В указе, между тем, Св. Синода о наших взаимных с ним сношениях ничего не сказано. Поэтому много обязали бы меня, преосвященнейший, если бы поручили кому-нибудь составить, на основании Консисторских документов, хотя ­ бы краткую записку о помянутых выше отношениях Преосвящ. Игнатия и Бабаевского монастыря к Костромскому Епархиальному Начальству и оную мне прислать.» 9­ получил письмо из Петербурга от А. В. Гаврилова, который писал от 7 числа: «Константин Петрович спрашивал меня, писал ­ли что-нибудь Филарет по поводу обычая брать деньги при исповеди, после причащения при употреблении теплоты и при окроплении причастников св. водою, после Литургии. Я отвечал: нет. Но он уверяет, что читал где-то у Филарета, и хотел спросить о сем Вас 322 . О письмах к Филарету побеседуем в Твери. В среду, 4 февраля, получил приказание заняться составлением указателя ко всем 7 томам. И о сем побеседуем в Твери, с целию уяснить, не следует ли в предполагаемом указателе сделать обстоятельную перечень трудов Филарета, с указанием времени и места выхода их в свет. На днях получил от преосвящ. Геннадия письмо, с жалобою и на Обер-Прокурора и отчасти на Вас. Если не забуду, привезу, с собою. Ни лично, ни письменно никогда не был с ним знаком, и тем удивительнее показалось мне письмо его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Петр Александрович и в этом случае принимал самое деятельное участие во внешнем устроении и украшении монастыря, а матушка Антония помогала ему и архимандриту Иустину в сборе средств на окончание строительства храма в Николо-Бабаевском монастыре. Она сама неоднократно бывала в этом монастыре: приезжала, чтобы поклониться праху чтимого ею святителя Игнатия, а также чтобы послушать певчих и самого архимандрита Иустина. В письме от 23 декабря 1882 г. Петр Александрович, отвечая на полученное от нее письмо, называет его «словом духовного смирения, терпения и преданности воле Божией в постоянно неизменной любви к ближнему, выраженной соболезнованием и сочувствием и к его радостям и к его горям… В этом основании Ваших отношений к ближнему — причина такого общего благоговейно-преданного расположения к Вам всех, кто приведен был Промыслом Божиим к знакомству с Вами». Последнее из обнаруженных в архиве писем Петра Александровича к игумений Антонии написано 13 марта 1889 г.: «Достопочтенная Матушка Игумения Антония! Милостивое письмо Ваше от 20 февраля я имел честь и утешение получить. Душевно благодарю Вас за слово и чувство милости ко мне, выраженные как в благожелательном привете, так и в назидательном примере истинного о Господе единения. Примите мое почтительнейшее поздравление с наступающим храмовым праздником Святой обители Вашей. Батюшка Отец Архимандрит Иустин поручил мне передать Вам его поздравление и искреннейшие благопожелания обретения радости утешения духовного. О. Иустин не нарадуется, что Господь послал нам Епископа монаха. Поручая себя покрову Ваших святых молитв и испрашивая Вашего благодатного благословения, остаюсь с чувством искренней о Господе преданности Вашим неизменным послушником   П. Брянчанинов. Упоминание о Петре Александровиче Брянчанинове имеется в недавно опубликованных дневниковых записях еще одной игумении. Это настоятельница Московского Сретенского монастыря Евгения (в миру Евдокия Семеновна Озерова). 13 октября 1880 г. она записала: «Сегодня были в Алексеевском монастыре. Там встретила нового своего знакомого, Петра Александровича Брянчанинова, брата известного епископа Игнатия (Брянчанинова), окончившего жизнь на покое в Бабаевском монастыре и проходившего подвиг умной Иисусовой молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Всемилостивейшего Государя верноподданнейшим слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 24 июля 1861 года.  Из рапорта в Святейший Синод от 24 июля 1861, 1186 При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог получить в течение проведенных мною здесь трех с половиною лет только некоторое облегчение, но вместе чувствую особенный упадок сил. Донося о таком положении моем, я вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Святейшество о оказании мне милостивейшего снисхождения увольнением меня от управления Кавказскою епархиею и о предоставление мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии по нижеследующим побуждающим меня к таковому избранию причинам: 1) Приобучался я к монашеской жизни в общежительных монастырях и настоятелем сделан первоначально в общежительный монастырь, почему имею особенное сочувствие к общежитиям. 2) Братство упомянутого монастыря достаточно для удовлетворения потребностям Архиерейского служения. 3) Климат и местность сего монастыря соответствуют слабому здоровью моему, заставляющему меня обращать особенное внимание на место жительства. Удовлетворение сей покорнейшей моей просьбы я сочту величайшим для меня благодеянием.  исьмо к Обер-прокурору графу А. П. Толстому от 24 июля 1861 (О содействии к увольнению на покой) Милостивейший Государь, Граф Александр Петрович! Весьма давно я имел желание вполне уклониться от мира и по полученным мною монашеским воспитанию и направлению, и при созерцании болезненности моей, не обещающей мне долговременной земной жизни. Более и более рассматривая себя, убеждаюсь, что пустынным моим направлением я разошелся с направлением, требуемым служением посреди мира. Вследствие такового рассматривания и давнишнего расположения я посылаю сего дня рапорт в Святейший Синод о моем положении, с прошением увольнения от управления Епархиею и о предоставлении мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской Епархии. Уведомляя Вас о сем, покорнейше прошу милостивого содействия Вашего, чем окажете мне истинное одолжение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010