Удовлетворительнейшее лицо, с : которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфоряк Бабаевского монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году. 429 Он достиг высшего преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, – не был во славе у человеков. Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию запада. Теперь всё искоренилось, осталась личина благочестия; сила иссякла. Может быть кроется где либо, как величайшая редкость, какой либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души. О монашестве о. Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, – по назначению, данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь... По крайней мере в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным. 430 При таком взгляде на состояние монастырей, для Преосвященного Игнатия естественно было – в разрешении вопроса о последнем земном пристанище позаботиться об устроении Своего монастыря соответственно своим взглядам или о выборе из существующих монастырей, наиболее отвечающего его потребностям. По-видимому, для изучившего теоретически и практически монастырскую жизнь и опытно познавшего подвиги иноческого делания было бы удобно обоснование собственного монастыря при ближайшем участии преданных и единомышленных людей. И мечты, о таком монастыре, действительно, были у Преосвященного Игнатия совместно с братом – П.А. Брянчаниновым. Но сам же Преосвященный Игнатий и отказался от этой мысли, как на долгое время отклоняющей от духовной жизни, как можно судить на основании переписки подвижников-братьев. В одном письме к брату Преосвященный Игнатий пишет: «На мысль об учреждении своего нового монастыря, нахожу, что заведение своего монастыря повлечет нас к материальным попечениям, кои будут препятствовать попечению о наших душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В начале августа 1847 года о. Игнатий прибыл в Николо-Бабаевский монастырь и поселился в четырех комнатах мезонина над келлиями настоятеля. «Сколько я ни ездил, – пишет он, – нигде мне не понравилось. Мил, уединен монастырь Угрешский, но мое сердце было к нему чужое. В Бабаевском нравится мне лучше всего: природа необыкновенная, какая-то роскошная, величественная; воздух и воды здоровые». Бабайки (как кратко называли эту обитель) со временем нравились ему все более. «Несколько слов о обители Бабаевской, – пишет о. Игнатий настоятелю Угрешского монастыря. – Ею я очень доволен. Братии до девяноста человек; между ними есть несколько замечательных подвижников. Монастырь общежительный. Богослужение идет очень просто, чинно, благоговейно. Пение по воскресным и праздничным дням – придворное, по прочим дням столповое. Две церкви: холодная и теплая, поместительные; две другие: над Святыми вратами и больничная маленькая... Вне монастыря обширная гостиница для приезжающих. Все строение – каменное. Монастырь стоит на скате отлогого холма, обращен главным фасадом к западу, к Волге и к впадающей в нее речке Солонице. Воздух – чудный; грунт земли – песок и «хрящ», от чего необыкновенная сухость. Здешние иноки сказывают: у них в самую дождливую осень не бывает грязи... Возле самой обители великолепная роща с роскошными дубами. И стоят тут эти великаны, эти старцы, конечно, не одно столетие. Роща дубовая пересекается в полуверсте от монастыря кустарником; за ними роща из елей темно-зеленых. Рядом с рощами тянется от монастыря по берегу Солоницы премилая поляна. Весною покрывают ее воды широко разливающейся Волги... Она дает много прекрасного сена. Когда я приехал сюда, сено было уже убрано, монастырское стадо пасется на поляне... По этой милой поляне – моя прогулка. Хожу под тенью, которую утром далеко расстилает по поляне роща; мои взоры свободно и безотчетливо блуждают всюду, наслаждаются природою, которая здесь особенно мила, нежна... Люблю смотреть на воду, на обширное пространство вод, почерпать оттуда неизъяснимое вдохновение... Из окон моей келлии смотрю на величественную Волгу. Она от монастыря не больше как в ста саженях. Лишь начинаете подъезжать к Волге – вся окрестность радуется, смеется. Видно, что этот край благоденствует. Сама Волга необыкновенно миловидна: она царица между реками! Струи ее – какие-то кроткие, нежные, катятся плавно, но огромною массою... Посмотришь на Волгу, – так и видно, что ее назначение – кормить, обогащать людей, разливать довольство, жизнь, веселие...

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О свт. Игнатии – с. 20. Отд. отт.: Вологда, 1884:833. Ковалевский А. Ф. Игумения Емилия, основательница Верхо-Харьковского Николаевского девичьего монастыря//Душеполез. чтение. – 1885. – Нояб. – С. 283–311; Дек. – С. 385–428. О духовном родстве со свт. Игнатием – с. 385–389. 834 . Валаамский монастырь и его подвижники/Изд. Валаам, монастыря. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: тип. Н. А. Лебедева , 1889. – 334 с.: ил. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители – с. 160:835. Памяти в Бозе почившего настоятеля Николо-Бабаевского общежительного монастыря Костромской епархии отца архимандрита Иустина (Татаринова). – Кострома: Губ. тип., 1890. – 11 с. О свт. Игнатии как воспитателе и духовном руководителе архим. Иустина – с. 3–5, 10:836. Вениамин (Павлов). Речь, произнесенная при погребении Петра Александровича Брянчанинова, бывшего ставропольского губернатора, проживавшего в качестве богомольца 29 лет в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. – СПб.: типолитогр. Д. Семенюка, 1891. – 4 с. О П. А. Брянчанинове как образце глубокого послушания старцу-брату свт. Игнатию. 837 . Пимен (Благово) . Валаамские подвижники/Изд. иждивением Валаам. монастыря. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: тип. Н. А. Лебедева , 1891. – 144 с.: ил. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители – с. 37:838. Корсунский И. Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид//Памяти отца наместника Леонида, A. A. Гатцука, Н. А. Попова и А. А. Котляревского/Имп. Моск. археол. о-во. – М., 1893. – С. 315–348. О духовном влиянии свт. Игнатия на выбор монашеского пути Л. А. Кавелина (архим. Леонида) – с. 317–318, 321:839. Жизнеописание архимандрита Игнатия (Малышева) , бывшего настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. – СПб.: тип. В. В. Комарова, 1899. – 144 с.: портр. О свт. Игнатии как наставнике архим. Игнатия (Малышева) – с. 1–35:840. Лорченко К. Архимандрит Аполлос, настоятель Старо-Ладожского Николаевского мужского монастыря: (Крат. очерк его жизни и деятельности). – СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1900. – 14 с., 1 л. портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В начале 1812 г., именно 11-го января, за слабостью здоровья уволен от ректорской должности. Скончался в Богоявленском монастыре 23 декабря того же года. 16. Лаврентий Бакшевский (1808–1813). О нем скажем после. Благовещенская церковь в Златоустовом монастыре Некоторые из братии Златоустова монастыря сделались настоятелями разных обителей. Напр., игумен москов., упраздненного ныне Крестовоздвиженского монастыря, о. Филипп, произведенный в этот сан в 1771 г., до сего времени занимал казначейскую должность в Златоустовском монастыре, где провел и конец своей жизни (с 1775 г.). Он был сын петербургского дворцового служителя. Еще прежде него, именно в 1742 г., иеродиакон Златоустовский Досифей поставлен был в игумена Николаевского Бабаевского монастыря (Костром. епархии). Сын костромского купца, он 18-ти лет от рождения принял монашество в Богородицком Игрицком монастыре, любил заниматься иконописью, не то писал полууставом, или ноты. В Златоустовом монастыре проводил с 1796 г. «житие смиренное», и вот Господь вознес его! Иеромонах Митрофан 1742 года, сентября 10-го, произведен игуменом в Николаевскую Малицкую пустынь, Тверской епархии. Иеромонах Маркелл сделан строителем Троицкого корочавского (?) монастыря, 1743 г. ноября 8-го. Иеромонах Нифон в марте 1755 г. – строитель Екатерининской пустыни, Московской епархии. На монастырском упраздненном кладбище была палатка над гробами Касимовских царевичей, у которой железная дверь имела 6 пуд. 22 фун. весу 101 . В 1708 г. устроена каменная палатка над гробом боярыни Анны Юрьевны Стрешневой. В монастырской ведомости, поданной в Коллегию экономии 1739 года, значится «палатка кладбищенская, длиною на 5, поперек на 3 саженях». Интересны надписи, высеченные на каменных гробницах и надгробиях, находящихся: а) под Благовещенскою церковью: I. Во имени Творца, Всеспасителя нашего Христа и Всесладчайшего Иисуса, и Всесвятого Духа, в Троице славимого Бога, в несумненной надежде спасения себе, живши в благочестии христианского исповедания, и всяких благих дел во исполнении, даже до исхода последнего издыхания, успе о Господе благоверная боярыня Наталия Алексеевна, боярина Петрова жена Матвеевича Апраксина, князя Алексеева дочь Ивановича Львова, быв с супругом своим боярином Петром Матвеевичем на губернаторстве в Казани, в лето мироздания 7219–1711, января против 30 числа, в 4 часу нощи, в 3 четверти, на память святого Ипполита папы Римского и святых святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о; в супружестве 2 года без 12 дней, всех же лет жития ей от рождества 17 и 5 месяцов и 29 дней, и погребена на сем мест при гробех сродник многими Архиереи, тогож году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Б Бабаевский Николаевский монастырь Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же. Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями. Бабозерская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Письмо, кроме того, говорит о начале нового этапа в биографии будущего Святителя: он подошел к 40-летнему рубежу своей жизни, достижение которого считал необходимым условием для начала публикации написанных им произведений 6 . Через посредничество Софии Ивановны архимандрит Игнатий ищет возможности публикации своих произведений в популярном журнале О. И. Сенковского «Библиотека для чтения» 7 . Он также интересуется мнением известного редактора о литературной стороне предлагаемого для печати «Валаамского монастыря». Сама С.И. Снессорева получила работу переводчицы в журнале «Библиотека для чтения» в 1848 г., но ее знакомство с О. И. Сенковским состоялось, вероятно, гораздо раньше, еще в 1836–1837 гг., когда последний редактировал тома «Энциклопедического лексикона» Плюшара 8 . Тогда София Ивановна вместе с мужем делала переводы для этого издания (тома 13–15). После возвращения ее в Петербург знакомство упрочилось благодаря дружеской поддержке Е. Н. Ахматовой 9 . Снессорева была знакома и дружила с Ахматовой со времени жизни в Астрахани (с 1838 по 1845 г.) 10 , а в Петербурге часто бывала на ее литературных вечерах. Вероятно, именно с этих ахматовских «суббот», где собирались О. И. Сенковский, А. В. Дружинин , А. В. Никитенко, Н. И. Пирогов, А. А. Краевский, В. В. Стасов, В. П. Гаевский и другие литераторы, и началась дружба Софии Ивановны с некоторыми из них. Сразу же после публикации «Валаамского монастыря» у О. И. Сенковского 11 очерк дважды выходит отдельным изданием в той же типографии, где печатался журнал 12 . Следующим произведением архимандрита Игнатия, опубликованным в журнале О. И. Сенковского, было «Воспоминание о Бородинском монастыре». Поводом для его написания послужило посещение в конце июля 1847 г. Спасо-Бородинского монастыря 13 , куда он заехал по дороге к месту лечения: с середины августа 1847 до середины мая 1848 г. архимандрит находился на отдыхе в Николо-Бабаевском монастыре 14 . Уже 18 сентября 1847 г. он пересылает иеромонаху Игнатию 15 , управляющему Сергиевой пустынью на время его отпуска, свое произведение с просьбой: «Прилагаемый при сем конверт запечатав, доставь по надписи. Тут вложена коротенькая брошюрка поэтическая «Воспоминания о Бородинском монастыре». Прочитай. Если напечатают и тебе предоставят несколько листочков, то штук 20 отправь в Бородинский монастырь, несколько ко мне, а прочие раздели по братии и знакомым. А мне бы хотелось, чтоб напечатали» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На следующее утро были совершены две ранние литургии: одна – в храме во имя Апостола Матфея, служил соборно настоятель Перервинского монастыря архимандрит Никодим; другая – несколько позднее, в Казанской церкви при богадельне, служил также соборно настоятель Николо-Бабаевского монастыря архимандрит Иустин. Народу было везде великое множество; молебны, совершаемые в соборе и перед иконой, что на сосне, следовали один за другим почти беспрерывно. В половине десятого начался благовест к поздней литургии, которая должна была одновременно совершаться в соборе и в Успенской церкви; в этой последней соборно служил настоятель Афанасьевского монастыря архимандрит Николай. В соборе совершал богослужение митрополит Макарий в сослужении с преосвященным Алексием и архимандритами. По окончании литургии владыка произнес глубоко назидательное слово, в котором он, в частности, сказал: «Взглянем, наконец, на последние, ближайшие к нам годы вашей обители. Что мы видим? Видим ее процветающей во всем. Число братии ее возвысилось до такой степени, до какой оно едва ли достигало когда-либо прежде. В ней восстановлен древний общежительный порядок и чин. Для желающих большего уединения и высших подвигов устроен особый скит. Материальные средства ее улучшились настолько, что она занимает в этом отношении одно из первых мест между обителями всего нашего края. Святые храмы и другие здания в ней красуются благолепием, а некоторые и великолепием. При ней и на ее средства существуют учебное и благотворительное заведения. Нашлись благочестивые христиане, которые для поддержания и украшения ее не щадили и не щадят своих сокровищ. Божие благословение видимо пребывает над вашей обителью. Благодарите же Господа, столько благодеющего вам; благодарите особенно за то, что Он послал вам в последнее время отца-настоятеля, который столько уже лет с такой неутомимой ревностью и любовью трудился для вверенной ему обители и привел ее в такое цветущее состояние и который, к нашему общему сожалению, по своей тяжкой болезни не мог принять участия в вашем настоящем богослужении, хотя духом, без сомнения, более других участвует в настоящем вашем торжестве. И чем яснее вы видите над собой благоволение Божие, тем усерднее старайтесь соделаться достойными его по своим подвигам. Чем более возвышается внешнее благосостояние вашей обители, тем более заботьтесь о внутреннем ее благосостоянии, то есть о процветании в ней монашества, о строгом исполнении вами ваших обетов, о нравственном возвышении и усовершенствовании ваших душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Леонид прибыл в Алсксандро-Свирский монастырь с Валаама вместе со своим наставником о. Феодором, учеником преподобного Паисия, в 1817 году. О. Феодор, простой монах, но вместе благодатный старец, умер в 1822 году. Старец Леонид много рассказывал о нем послушнику Димитрию, а в 1828 году благословил его написать и житие приснопамятного подвижника. У святителя Игнатия с молодости была одна особенность, любя монашескую жизнь и монастыри как богоустановленные, освященные Господом, он не закрывал глаза на недостатки, происходящие от людей, порожденные их греховностью. Идеал монашеской жизни у него выработался в связи с чтением житий и писаний древних Отцов Востока, знаменитых старцев Патериков, начиная с Антония и Пахомия Великих . Не считая себя способным к такой жизни, заставляя себя смиряться и молчать, он, тем не менее, искал настоящего монашеского жития и очень скорбел, видя вокруг много духовного неустройства. При первых шагах своей иноческой жизни послушник Димитрий встретил несколько авторитетнейших наставников, среди них уже упоминавшегося старца Леонида, архимандрита Феофана Новоезерского, преподобных Моисея и Макария Оптинских , но ни один из них не соответствовал полностью его идеалу. «Я в юности моей, писал святитель Игнатий, не нашел старца, который бы удовлетворил меня; но это можно еще приписать и тому, что я не искал как должно, не умел искать... Удовлетворительнейшее лице, с которым пришлось встретиться, был монах Никандр, просфорник Бабаевского монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году». Первое из известных нам сочинений святителя Игнатия – «Жизнь схимонаха Феодора», написанное в 1828 году в Александро-Свирском монастыре. Отдавая должное великому подвижнику, его приверженности к «умному деланию» (без которою «суетны подвиги телесные»), святитель, тогда послушник Димитрий, не упускал случая получить пользу и от рассмотрения недостатков Старца. Вернувшись из Молдавии в Россию, о. Феодор начал переходить из одного монастыря в другой. В Белых Берегах, где тогда был настоятелем старец Леонид, он способствовал возрождению истинно древнего, пустынного жития. А, например, Палеостровская обитель, куда он был назначен начальством, не понравилась ему, так как ее строитель занимался только одним хозяйством. Отец Феодор не сдержался и поссорился с ним. За самовольный уход из обители он был церковным начальством лишен права носить рясу и камилавку и переведен в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. «И здесь для ссоры нашлась пища», отмечает послушник Димитрий. О. Феодор усмотрел излишние поклоны во время службы, постное масло на трапезе в неположенные дни. И вот он, «стремясь к исправлению таковых упрощений, – пишет жизнеописатель, нарушил общий мир и спокойствие. Чем затмилось в его сердце сияние заповедей Христовых?.. Весь монастырь объяло смущение, и духовное начальство, дабы прекратить беспорядок, принуждено было вывести схимонаха из Валаамского монастыря в Александро-Свирский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

778 Архиепископ Серафим (Мещеряков) являлся настоятелем Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии с 1916 по 1918 г. 779 Темниковая Саровская Успенская мужская пустынь в 1918 г. располагалась в 37 верстах от уездного г. Темникова Тамбовской губ. Монастырь основан в 1692 г. иеромонахом Исаакием в схиме Иоанном, поселившимся здесь после ухода из Арзамасского Введенского монастыря. В 1706 г. в нем был освящен деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. После пожара 1711 г. монастырь был восстановлен. В 1733 г. в монастыре насчитывалось 36 монашествующих. На протяжении XVIII–XIX вв. велось большое строительство: были возведены соборный каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, церковь в честь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы и др. (в целом девять храмов). В 1778–1833 гг. в монастыре подвизался преподобный Серафим Саровский . После октября 1917 г. Саровский монастырь был разорен. В 1920 г. было произведено вскрытие мощей преподобного Серафима, которые позднее были вывезены в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Музей истории религии и атеизма в Ленинграде. В 1927 г. монастырь был закрыт и превращен в трудовую коммуну для детей-беспризорников, позднее – в исправительный лагерь. Одновременно здесь строились промышленные предприятия. С 1946 г. в Сарове помещалось конструкторское бюро по разработке ядерного оружия. С 1992 г. началось возвращение зданий монастыря в ведение Русской Православной Церкви. После обретения мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. они были доставлены в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 2006 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Успенской Саровской пустыни. 780 Челябинский Одигитриевский женский монастырь основан в 1848 г. по инициативе девицы A.M. Полежаевой при поддержке Оренбургской духовной консистории и Челябинской городской думы. В 1854 г. была утверждена община с наделом земли под названием Одигитриевская-Богородичная. Община содержала себя сама. В 1861 г. (по другим данным в 1862) община была преобразована в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей монастырь получал доходы от отдачи в наем принадлежавших ему пустошей пожень, от арендованных им мельниц и рыбных ловлей в соседних реках и от находившегося близ него перевоза через реку Волгу. Братия усердно занималась хлебопашеством и скотоводством. В 1728 году по постановлению Св. Синода Бабаевский монастырь был отрешен от Переяславль-Залесского Николаевского монастыря. В 1739 году, после смерти деятельного и хлопотливого настоятеля настоятеля иеромонаха Галактиона, на «территории монастыря имелись следующие здания: каменная двухэтажная церковь во имя похвалы Пресвятой Богородицы с тремя престолами; две настоятельских кельи о двух апартаментах, и семь келий братских; те и другие каменные, длиной в 24 и шириной в 3,5 сажени; каменные столовая, хлебня, поварня, погреб и два деревянных хлебных амбара; ограда со стороны Волги каменная с пристроенными к ней кельями, а с прочих сторон — деревянная, с тремя деревянными башнями по углам; конюшенный двор с двумя деревянными кельями, столькими же сараями и амбаром. Монастырю, кроме того, принадлежали две часовни: одна — против него на берегу Волги, а вторая в г. Костроме ». До 1742 года монастырь не имел настоятеля и временно находился под управлением казначея, монаха Феодосия, которого сменил до 1743 года назначенный настоятелем игумен Досифей. В настоятельство игумена Гурия, в 1750-х годах, было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божией Матери . Побуждением к установлению этого праздника послужило то обстоятельство, что Гурий, страдавший болезнью ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной в монастырь в 1724 году жителем посада Большие Соли Василием Исаковым. В конце 80-х годов XVIII века князь Григорий Александрович Потемкин принес в дар монастырю часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряном вызолоченном ковчеге, помещенном на блюде, которое поддерживается головой металлического ангела. Г. А. Потемкин имел вокруг Бабаевского монастыря до 12 тысяч душ крепостных крестьян.

http://drevo-info.ru/articles/4995.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010