Глава XVI В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. 243 С ним прибыли: управвлявший при нем Кавказским архиерейским домом игумен Иустин, присный духовный сын епископа, ризничий иеромонах Каллист, из послушников Сергиевой пустыни, иеромонах Феофан, состоявший духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома, из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители. Время основания Николо-Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его истреблены многократными пожарами. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского. Николо-Бабаевский монастырь по уставу своему есть общежительный, а по иерархическому значению – заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца, особенно чтимая народом как в городах Ярославле и Костроме, так и во всей окрестной местности. При иконе этой имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в особо устроенной серебряной раке. Местное предание говорит, что частица эта святых мощей святителя пожертвована князем Потемкиным Таврическим, которому в окрестностях монастыря принадлежало более двенадцати тысяч душ крестьян. Князю частица эта прислана была в дар от папы, а князем прислана в обитель через управлявшего его имениями Аладова. Сама же икона святителя обретена на бабайках – веслах, сделанных из цельного бревна, употребляемых на плотах, в кои связываются бревна, сплавляемые по реке на продажу, и которые при вводе плотов в речку Солоницу складывались за ненадобностью близ монастыря на правом берегу речки при впадении ее в реку Волгу. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава X. Поездка в Вологду в 1847 году; Сергиевский архимандрит Игнатий в отпуске живет в Бабаевском монастыре; мое пребывание в Вологде; архимандрит Вологодский Иона В 1847 голу посетил Угрешу Сергиевский архимандрит, отец Игнатий Брянчанинов , который, как я уже говорил, прежде был назначен на Угрешу игуменом и вместо того, по воле Государя Императора Николая Павловича, был вызван в Санкт-Петербург и сделан архимандритом Сергиевским, так что он и не побывал в том монастыре, куда назначался. В 1847 году отец Игнатий, по расстроенному здоровью, стал проситься у Святейшего Синода на покой в Костромскую епархию, в Николо-Бабаевский монастырь, но вместо совершенного увольнения получил только временный отпуск. Проездом через Москву он и заезжал к нам и прогостил у нас несколько дней. В это время приезжала к нам графиня Шереметева Анна Сергеевна (первая жена графа Дмитрия Николаевича), весьма расположенная к отцу Игнатию. В Москве он останавливался в доме Ивана Акимовича Мальцева, возле Рождественки, в Варсонофьевском переулке. В Москве ему сделан самый лестный и радушный прием. Он многократно бывал у владыки, который также не раз его посещал, однажды делал для него обед, на который пригласил все московское почетное духовенство, и вообще владыка обошелся весьма ласково с архимандритом Игнатием. В 1848 году, на третьей седмице великой Четыредесятницы, я отпросился У отца игумена побывать на своей родине, в Вологде, и по пути заезжал к отцу Игнатию, пребывавшему в то время в Бабаевском монастыре. Эта обитель находится почти в равном расстоянии как от губернского города Костромы, так и от Ярославля, в 35 и в 30 верстах, на самом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. Существует местное предание, что основателями Бабаевского монастыря были иноки Угрешские. Верстах в полуторах от Бабаевской обители находится посад Большие Соли, некогда город Повольск (то есть по Волге, Поволжск), и с его землями граничила земля Угрешская. Это были пожни на берегу Волги и Солоницы. Монахи Угрешские, посылаемые для управления имением и называвшиеся поселыциками, жили в Больших Солях, где имели свой двор, или подворье. Деревня, принадлежавшая нашему монастырю, называлась Пахомова; она была на Егорьевской стороне, от посада вниз по реке Солонице. По ревизии 1744 года в этой деревне числилось дворов... а душ 13, которые платили по 1 рублю с души и пользовались всей землей. Около 1500 года Большие Соли были разорены и Угрешские монахи построили себе небольшое убежище на берегу Волги из леса, который им пожертвовали Усольские лесники, сплавлявшие лес вниз по Солонице в Волгу. Это временное местопребывание Николо-Угрешских иноков и послужило основанием Николо-Бабаевского монастыря. При царе Алексее Михайловиче в монастыре было уже более 60 человек братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Б Бабаевский Николаевский монастырь Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же. Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями. Бабозерская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Игуменья Антония получила основательное музыкальное образование в доме родителя своего и затем в пансионе Севенар, где она, как уже говорили, выделялась из всех воспитанниц своею искусною игрою на фортепиано. Давши по поступлении в монастырь, по совету митрополита Филарета обет не прикасаться к клавишам, она всю свою любовь к музыке вложила в церковное пение, горячо интересуясь им до самой своей смерти и прилагая все свои старания к улучшению в подведомых ей монастырях – Страстном и Алексеевском церковного пения. Вступивши в управление Алексеевским монастырем, игуменья Антония застала в нем небольшой хор в 30 человек, мало к тому же обученный. Тяжело было ей слышать в церкви пение такого хора. Возвратившись однажды в келью от преждеосвященной литургии в первый же пост 1871 года, она так была расстроена плохим пением, что плакала. Волнуемая такими чувствами, игуменья Антония немедленно же принялась за устройство монастырского хора. Увеличивши хор хорошими голосами, она пригласила опытного учителя пения И. В. Виноградова и начала совместно с ним обучать своих певчих. Впоследствии ею был приглашен г. Гедике для обучения регентш игре на скрипке. После Виноградова в хору Алексеевского монастыря учительствовали питомцы Московско-синодального хора – Михайловский и Соколов. Зная хорошо музыку и пение, она во все время управления своего Алексеевским монастырем сама пробовала голоса и выбирала нотные песнопения. Любовь к пению и обширные познания в нем послужили причиною того, что знакомые с нею духовные композиторы присылали к ней свои произведения как бы на испытание. Так известный своими композициями бывший Московский викарий, а впоследствии епископ Калужский Александр, препроводивши к матушке при письме от 10 октября 1889 года партитуру одного из канонов, писал: «если вам понравится это, то готов и к другим услугам; кое-что и еще есть». Особенно обширная переписка в том же роде велась матушкой с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. Он также присылал ей партитуры своих произведений, – например при письме от 17 января 1881 года партитуру ирмосов трипеснца, а от 12 марта 1884 года положенный на ноты кондак святому Алексею человеку Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым)/Сост. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 384 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0227-4 Сретенский монастырь продолжает серию церковных календарей, начатую выпуском книг «Год со святителем Иоанном Златоустом», «Год со святым праведным Иоанном Кронштадтским» и «Год с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)». В планах издательства — календари, которые познакомят читателей с жизнью и наследием наставников христианской жизни: «Год со святителем Феофаном Затворником», «Год с Оптинскими старцами» и др.   Житие святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец святителя, Александр Семенович, принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец благоверного великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. Александр Семенович Брянчанинов был усердным прихожанином выстроенного им в селе Покровском храма. Мать епископа Игнатия София Афанасьевна всецело посвятила свою жизнь семье. У Брянчаниновых было четыре дочери и пять сыновей; Димитрий был старшим из детей. Пользуясь всегдашним уважением от братьев и сестер, и не только в силу старшинства, Димитрий не обнаруживал ни малейшего превозношения или хвастовства. По нравственности и уму он был несравненно выше своих лет — и вот причина, почему братья и сестры относились к нему даже с некоторым благоговением, а он в свою очередь сообщал им свои нравственные качества. Родной брат его, Петр Александрович Брянчанинов, наиболее близкий ему по духу из всех членов семьи (двадцать девять лет проживший в Николо-Бабаевском монастыре и скончавшийся с именем монаха Павла), вспоминая время своего детства, рассказывал: «У нас, детей, была любимая игра — бегать взапуски и бороться. Старший брат Димитрий, вместо того чтобы по-детски показывать свое превосходство надо мной, младшим и слабейшим, всегда, напротив, поощрял к неуступчивости и сопротивлению, говоря: " Не поддавайся, защищайся " . Тому же учил он и под старость, в деле духовной борьбы со страстями и их двигателями, духами отверженными».

http://pravoslavie.ru/28887.html

игумен Борис (Долженко) О книге Книга явилась плодом многолетних наблюдений, чтения и осмысления подвига святых отцов и собственного жизненного опыта ее автора – настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии, где провел последние годы жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) . Отец Борис родился в годы советской власти, обрел веру в сознательном возрасте и прошел путь от простого мирянина до игумена. Книга будет особо интересна и полезна тем, кто в наше время заново открывает для себя Православие, – как живое свидетельство современника, прошедшего тем же путем обретения истины и вхождения в Церковь . Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви К читателям Учение Христово до кончины мира останется неизменным, но меняются положение Церкви в обществе, отношение общества к христианским ценностям, меняются люди, их понятия, язык, условия жизни, а главное – «душевная начинка» человека, и неизбежно возникает потребность и даже необходимость взглянуть на учение Христово глазами современника, соотнести с ним новые условия жизни, донести его смысл до изменившихся людей. Поэтому во все времена пастыри Церкви толковали Священное Писание , объясняли церковные правила, каноны, обряды, писали нравственные поучения для своих современников. Цель этой книги – помочь современному христианину найти ответы на трудные вопросы духовной жизни. Если это кому-либо поможет на пути спасения, то и слава Богу! Игумен Борис, Николо-Бабаевский монастырь, 2011 г. Часть 1. Душе моя, душе моя, востани… Ветхий и новый человек В начале своего духовного пути, после обращения к Богу и воцерковления, христианин вдруг замечает внутри себя раздвоение: одна часть его души верует в Бога, жаждет угождать Ему, жить по заповедям Божиим, другая же хочет жить по законам мира сего, иметь земные блага, вкушать мирские удовольствия и наслаждения. Однако эти два пути жизни совместить невозможно, и в человеке начинается внутренняя борьба. Первая часть души на языке Священного Писания именуется «новым человеком», а вторая – «ветхим человеком». Каждый из этих двух «человеков» имеет как бы свое невидимое тело, состоящее из соответствующих желаний, чувств, мыслей, нуждающееся в определенной пище для поддержания своего существования. За ветхим человеком стоят демоны, за новым же – благодать Божия, Ангел Хранитель и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (см. также: О своей жизни, О своем здоровье). Утешительны виды Бабаевского монастыря! – Земля покрыта льдом и снегом – как мертвец, покрытый покровом из серебряного глазета; сельская повсюду простота и обычаи Руси, в которых что-то священное! 396 . ...Мне, кажется, суждено большую часть жизни провести в Петербурге. Если бы, по милости Божией, возвратилась хотя бы малейшая часть моего здоровья и можно бы было сколько-нибудь исправлять свои обязанности, то жизнь в Петербурге еще сносна. Но при постоянном лежании на постели нужен приют более спокойный. Здешнее местечко очень спокойно и уединенно; посетителей почти нет никаких. Воздух и воды чудные. Отец игумен с течением времени получает ко мне и особенную доверенность, и особенное расположение. Братия стараются один перед другим оказывать зависящие от них услуги... 406 . Бабаевский монастырь очень уединен, особенно зимой, а потому здесь ощутительно действуют бесовские брани, но Бог – Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бесовские брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 474 . На этой почте получил отношение из кабинета о выдаче мне в пенсию 3000 рублей серебром из Ярославского казначейства. Мне бы желалось из этих денег дать что-нибудь в монастырь, но и на устройство приюта с мебелью нужно больше этой суммы. Я не выхожу из комнаты и при строжайшей диете чувствую необыкновенное умножение крови. Здешнее уединение очень утешительно, оно производит спасительное влияние на душу, изглаживая мало-помалу воспоминания мирские. Что Богу угодно, то и будет с нами в нынешний трудный век! 480 . Благословен Бог, освободивший тебя от уз мира и дарующий тебе возможность приготовиться покаянием к переходу в вечность. Бабаевский монастырь есть весьма удобное место для такой жизни, с такой целью, с целью приготовления себя в вечность. Монастырь очень уединен не только зимой, но и летом. 492 . Мое здоровье – как и было. То поотдаст, то опять так прижмет, что поневоле начнешь думать о смерти. В моей спальне повесили густые ситцевые занавески, отчего эта келия приняла характер затворнической. Никогда помещением своим я не был так доволен! Иногда взглянешь на мои две комнатки – и они представляются как бы раем. Вообще положение мое на Бабайках самое соответствующее состоянию моего здоровья и душевному настроению, а потому и самое удовлетворительное. Заметно, что оно становится лучше и лучше! Это заставляет предполагать, что мы будем очень спокойны, когда пообживемся да устроимся, когда опасающиеся нас убедятся, что нечего опасаться. 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письма к мирянам Письмо 176. К некоему семейству. Жизнь изменчива, как море. – Любовь к ближнему – величайшее наслаждение, благодарение Богу за дар дружбы В тихом уединении, на берегу величественной Волги, часто вспоминаю Вас, благословенная чета! и Вы – на берегу моря, которое по временам бывает тихо, бывает чисто, как зеркало, а по временам, встревоженное бурею, покрывается мутными волнами, седою пеною. Такова наша жизнь! в ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейскаго моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно – так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо – вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце. Ветхий Завет , как луна, – писания святых Отцов, как звезды. Пишу к Вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать Вам. Мое сердце – с такой же сладостною простотою к Вам, как и Ваше ко мне. Такия отношения – истинное сокровище. Любовь к ближнему – величайшее наслаждение! А то утешает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причина этих отношений – Бог. Он – как говорит Писание, – " святяй и освящаяй всяческая» ( Евр. 2:11 ). Он источник всякаго истиннаго блага, всякаго истиннаго, чистаго наслаждения. Он сохранит меня в Вашей памяти, а Вас в моей. Он даст нам усугубить талант дружбы, полученный от Него же. Вот чего я желаю: желаю, чтоб при вступлении в вечность мы сподобились в сонме благих и верных рабов предстать Господу, сказать Ему: «Ты даровал нам прекрасный талант дружбы, приносим Тебе приобретенный на него другой талант: – талант драгоценный спасения». 2 сентября 1847 Николо-Бабаевский монастырь. Письмо 177. Описание Николо-Бабаевского монастыря. Друзья – благословение Божие Пишу к Вам из уединенной пустыни, в которую, наконец, после продолжительных разъездов я прибыл, и где начинаю лечиться. Дорогу совершил с большим утомлением; два раза возвращалась ко мне петербургская болезнь моя, т.е. отнимались ноги. Теперь идет из них сильнейшая испарина и чувствую некоторое облегчение. Скажу Вам о Бабаевском монастыре, что он мне чрезвычайно нравится во всех отношениях. Местоположение премилое. Какой воздух! Какия воды, какия кристальныя, ключевыя воды! бьют, кипят из горы и в таком количестве, что было бы их достаточно, думаю, для всего Петербурга. Какия рощи с дубами, с вековыми дубами! какия поляны! какая Волга! какая тишина! какая простота! Раскрываю книгу аскетическаго писателя, читаю ее, – вижу, что здесь можно исполнить советы ея на самом деле, между тем, как в Петербурге можно исполнять их только в воображении и желании. Словом сказать: для земнаго странствования моего, в эту минуту, не желал бы другаго, лучшаго приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) 1909 год 1 января Встреча нового года. — Бабаевский блаженный Василий Александрович. — Преп. Елеазар Анзерский. Вот уже и год прошел, да еще с прибавком в три месяца, как мы живем под покровом Царицы Небесной в Ее обители Оптинской. Не видали, как пролетело это время. Новорожденного младенца семьи вечности — 1909 год — встретили всенощным бдением в Казанской церкви благословенной Оптиной. Ходили всей семейкой, разросшейся, благодарение Богу, до одиннадцати душ. Отстояли всенощную до величания великого святителя Василия, приложились после Евангелия к его образу и после четвертой песни канона, около 10 часов вечера, пошли домой. Служба началась в половине седьмого, а конца первого часа и отпуста ранее половины одиннадцатого не дождаться: не всем моим под силу выстаивать до конца такие бдения, да и самому мне грех похвалиться выносливостью к монастырским стояниям, кроме тех, увы, редких случаев, когда, нежданная, негаданная, посетит нечувственное окаменелое сердце небесная гостья — молитвенная благодать Духа Святаго, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая». Ну, тогда стой хоть веки!… К одиннадцати часам вечера пришел к нам иеромонах о. Самуил с двумя клиросными, перекусили кое-чего с нами, выпили чайку и начали в моленной новогодний молебен. Была полночь, а в моленной мы и певчие пели «Бог Господь и явися нам…» Идеальная встреча нового года! Как благодарить за нее Господа? — Крестообразно! — сказал мне как-то, года три назад, в Николо-Бабаевском монастыре на подобный же вопрос один полублаженный, а может быть, и блаженный, некто Василий Александрович, проживавший, в холодной трепанной одежонке, и лето и зиму в омете соломы около монастырского молотильного сарая. — Как? — переспросил я. — Да так, очень просто, — ответил Василий Александрович и осенил себя крестным знамением. — Так и благодарите! — добавил он с милой, детски наивной улыбочкой. Верстах в пяти от монастыря у Василия Александровича было что-то вроде поместья, — дом, надельная и наследственная, родителями благоприобретенная земля, — но он, как говорили мне, до этого не касался, предоставив все во владение семейному своему брату; сам же он был бобыль и довольствовался как жилищем монастырским ометом.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010