Клинописные таблички с текстом поэмы были найдены сэром А.Г. Лейярдом,  Г. Рассэмом и Джорджем Смитом в период с 1848 по 1876 год в Куюнджике (библейская Ниневия) при раскопках дворца и библиотеки Ашшурбанипала (668 – 626 до Р.Х.) 14 .  Однако после открытия Клодом Шеффером руин Угарита (сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12 век до Р.Х.) в местечке Рас-Шамра в 1929 году месопотамские космогонии перестали считаться  основным источником библейского повествования о сотворении мира и уступили пальму первенства угаритским. Среди найденных в Угарите текстов особый интерес представляет так называемый «цикл поэм о Баале и Анат». Он объединяет разнородные по своему содержанию мифы, главными действующими лицами в которых являются бог грома и плодородия Баал и его сестра и жена Анат, вечноюная дева, богиня любви и войны. Анализ этих памятников позволяет  реконструировать представления древних ханаано-финикийцев о происхождении мира. Тексты из Угарита  приблизительно датируются 1400 годом до н.э. 15   Что касается  космогонических представлений Древнего Египта, то их анализ представляет определенную сложность, поскольку существуют несколько самостоятельных космогонических версий, обнаруживающих значительные расхождения 16 . Вышеназванные тексты обнаруживают многочисленные черты сходства с библейским повествованием, однако кажущаяся схожесть библейского повествования о творении и ближневосточных космогонических мифов объясняется отнюдь не слепым заимствованием, а полемической направленностью Священного текста. Налицо прямая полемика с язычеством, в целях которой привлекается языческая же лексика и семантика. Рассмотрим основные языческие стереотипы, с которыми полемизирует Священное Писание. Первый из них – безликий Хаос как причина всего сущего 17 . В начале бытия мира, по представления народов Древнего ближнего Востока, не существовало ничего, кроме бескрайнего водного Хаоса. В Вавилоне это праотец-океан Апсу и его женский антитип Тиамат, в Древнем Египте – темная, неподвижная водная гладь Нун.  Водный хаос ассоциировался древними людьми с беспорядочными силами зла.

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

Между Богом и творением нет никакой органической связи, это не рождение и не эманация, но творческий акт свободно действующей Личности. Следующий этап происхождения мира – теомахия или же борьба богов с хтоническими силами хаоса, в результате которой первобытный космос упорядочивается и приобретает свое окончательное оформление. В Вавилоне это борьба премудрого Эа с грозным праотцем Апсу, которого он усыпляет с помощью магических заклинаний и убивает, а затем космогоническая битва сына Эа Мардука с праматерью Тиамат и ее войском 25 . В цикле поэм о Баале  рассказ о победе Баала над Хаосом вообще является главной темой:  Баал борется и побеждает бога моря Ям, бога смерти Мот,  а также  чудовищ Лотана, Рахава и Таннин 26 . В мифах Древнего Египта мы также находим отголоски первобытной космической битвы. Это, в частности, борьба бога солнца Ра с гигантским змеем Апопом 27 , а также другими врагами, которые чаще всего принимают обличье змей, гиппопотамов и крокодилов. Здесь повествование Бытия особенно ярко контрастирует с языческими космогониями, в которых Универсум возникает из  упорной борьбы бога-творца с хаотическими силами природы. Творческое «да будет!» Бога, приводящее в бытие тварный космос, открывает нам Его Личность как Всемогущего Властителя всего, что уже есть и чему только предстоит появиться. Он безраздельно властвует над природой, и все те ужасные монстры, которые так устрашали воображение древних, являются всего лишь Его творениями и полностью послушны Ему. Отсутствие других божеств и теомахии в первой главе книги Бытия само по себе является очень сильным полемическим средством против мифологий окружавших Израиль народов. Так, tuhom  – это не божественный монстр Тиамат, но аморфное и неуправляемое море, которому Бог дает ограничения ( Иов. 38:8–11 ;  Пс. 103:9 ; Иерем.5:22), а великие морские создания это не хтонические чудовища, а всего лишь звери, созданные «играть» в море (См.  Пс. 103:26 ) 28 ! А божества язычников солнце и луна созданы лишь на четвертый день и даже не упоминаются по имени 29 . Наконец, после победы над Хаосом силы природы уже не противятся верховному богу, который окончательно оформляет первобытный Универсум, воцаряется над ним как верховный правитель и вкушает заслуженный отдых. Так,  бог Вавилона Мардук после победы над Тиамат разделяет ее тело на две части и творит из них небо и землю, затем делает обители для богов, упорядочивает небесные светила,  а напоследок создает человека, чтобы уставшие боги могли наконец отдохнуть 30 . 

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

Российское военное ведомство зафиксировало активизацию движения грузовых автомобилей террористов в районе древнего города 13 февраля. ПРАВМИР. Действия боевиков свидетельствуют об их намерении максимально разрушить памятники древней Пальмиры, сообщает Минобороны России. «На фоне успешного продвижения сирийских войск к Пальмире российскими беспилотными средствами зафиксирована очередная активизация движения грузовых автомобилей террористов в районе древнего города. Это свидетельствует о намерениях ИГИЛ («Исламское государство» – организация запрещена в России – прим.ред.) доставить взрывчатку, чтобы максимально разрушить остающиеся древние архитектурные памятники перед своим отступлением», – сообщает военное ведомство. Кроме того, Минобороны публикует видеодоказательства разрушений древнего римского театра и татрапилона. «Российский беспилотный летательный аппарат в ходе мониторинга города и прилегающих районов Пальмиры в Сирии зафиксировал факт варварского разрушения террористами ИГИЛ фасада римского амфитеатра и тетрапилона — главных достопримечательностей древнего города», – сообщает Минобороны. «На кадрах отчетливо видно, что террористами взорван процениум — центральная часть древнего римского театра — и колонны тетрапилона — прямоугольного здания, возведенного в 270 году нашей эры», – отмечает ведомство. Об очередных разрешениях стало известно 20 января 2017 года. В мае 2015 года, когда ИГ захватило Пальмиру в первый раз, там были разрушены триумфальная арка, храм бога Бэла, храм Баал-Шамин, а также погребальные башни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 октября, 2015 28 марта, 2016 1 апреля, 2016 29 января, 2024 24 января, 2024 21 сентября, 2023 14 марта, 2023 8 февраля, 2023 21 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/minoboronyi-boeviki-na...

Массовые человеческие жертвоприношения финикийцев и их ближайших родственников – карфагенян поражали современников, и описание этих жертвоприношений сохранились у многих греко-римских авторов. В культе карфагенян ведущую роль играл Баал-Хаммон – по-русски: «хозяин-жаровик», − олицетворение солнца. Этакое карфагенское «ясно-солнышко». Стандартным ежегодным приношением Баалу было сожжение, по крайней мере, одного человека в год, если никаких проблем не было. Карфагеняне приносили в жертву и военнопленных. Иногда, по словам Диодора Сицилийского, самых красивых. Иногда и всех разом. Так Ганнибал Магон − не путать с героем 2-й Пунической войны великим Ганнибалом Барка! − после взятия в 408 году до н.э. сицилийского города Гимера, под которым когда-то погиб его дед Гамилькар Магон, принес в жертву тени своего деда 3 000 пленных. Добавляют еще, что после соответствующих пыток. Милые карфагенские нравы! Иногда Баалу приносили в жертву и местных пенсионеров, достигших 70 лет, в целях экономии пенсионного фонд а. Этих милосердно убивали ударом дубины. Но это были все пустяки, легкая закуска для бога. Жертвой благоприятной были для Баала первенцы, мальчики-младенцы, желательно из аристократических семей. «Их сжигали живыми перед изображением божества, и запах их мяса утолял гнев его; звуки труб и флейт покрывали стоны страдальцев» . «Надписи и следы гнусных обрядов воскрешают картины из прошлого Карфагена: неистовые, полубезумные толпы, алчный идол, смрад горящего человеческого мяса, заглушаемый дымом курений... На одном карфагенском памятнике сохранилось изображение жреца, который держит в руках ребенка. Полагают, что он представлен в момент ритуального убийства. Известно, что богатые пуны отдавали вместо своих сыновей рабов или военнопленных. Но это считалось преступлением, да и было доступно далеко не всем. В дни же больших праздников или в годы бедствий людей умерщвляли тысячами. Даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали человеческие жертвоприношения» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/12/...

Рим и Карфаген война за будущее... С четвертого века и вплоть до разрушения Карфагена Сципионом Младшим в 146 году до Р.Х. надписи на стелах с подношением жертв Баалу-Хаммону все чаще начинают соседствовать с подношением богини Танит-Неведомой. Танит Неведомая. И ведь и не скажешь – на вид очень приличная дама Богиня любви и плодородия с возрастом также почувствовала вкус к детям. Просто «священной проституции» дам высшего карфагенского света, и иных форм «священного разврата» было ей явно недостаточно. Описание «священного обряда» сжигания младенцев сохранилось у Диодора Сицилийского: «Карфагеняне приносили в жертву сто детей, публично выбранных из числа первой знати… У них есть медная статуя Кроноса; она протягивает свои полые руки, наклоненные к земле таким образом, что помещенный на них ребенок скатывается и летит в чрево, полное огня» ( Diod., XX, 14, 4–6). Кроносом греки называли Баал-Хаммона. Другое описание этого обряда у Клитарха: «Ребенка они сжигали, в то время как медный Кронос стоял у них с руками, обращенными ладонями к медной жаровне. Когда пламя охватывало рот сжигаемого, то члены тела начинали содрогаться и рот оказывался раскрытым наподобие смеха, пока то, что было простерто на жаровне, не переходило в ничто» . Очевидно, руки идола приводились в движение каким-нибудь хитроумным механизмом способных карфагенских инженеров. В случае опасности число жертв увеличивалось. Так, во время нашествия Агафокла было сожжено 500 младенцев ( Diod., XX, 14). Пытаясь уберечь своих детей, отдельные семьи, рискуя обмануть своего бога, действительно, тайком покупали детей, выращивали и откармливали их, а потом отдавали для жертвоприношения под видом собственных (Diod., XX, 14). Но при разоблачении богохульники сильно рисковали. Принесение в жертву детей считалось великим праздником. Поэтому матери непременно должны были присутствовать с веселым лицом и в нарядной одежде . Такие массовые ритуальные убийства во имя счастья и процветания. Трудно назвать такую религию иначе как сатанизмом в язычестве.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/12/...

Падшему ангелу как врагу человеческого рода в Свящ. Писании и в церковной традиции даются разные имена и прозвища. Демон (δαμων) - злой темный дух. Слово заимствовано из греч. мифологии, где оно используется для наименования некой тайной силы, чаще всего злой ( Homer. Od. 6. 172; 7. 248; 12. 295), но иногда и доброй (Ibid. 9. 381). Демон, согласно античным представлениям, может быть дан в жизни каждому человеку ( Plat. Phaedo. 107d). Сатана (евр.  ; арам.   или  ; сир.  ; ср. араб.   - шайтан) - противник, враг, обольститель. Диавол (διβολος) - клеветник. Имя Вельзевул (Веельзевул) (     - Баал Зевув) имеет ханаанейское происхождение, в 4 Цар 1. 2, 3, 6, 16 это имя бога филистимлян, «божества Аккаронского». В новозаветном словоупотреблении Вельзевул - «князь бесовский» (Мф 12. 24; Мк 3. 22; Лк 11. 15), т. е. тот, кому подчиняются злые силы. Этимологию наименования Велиал (  ; в НЗ Велиар) полностью достоверно установить невозможно; в ветхозаветных апокрифах и в кумран. текстах (напр., «Война сынов Света против сынов тьмы», 1QM 1. 1 и др.) это имя ассоциируется с вождем демонских воинств. В этом же значении оно выступает и в новозаветном тексте: «…какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор 6. 14-15). Черт (рус. черт, чорт; укр., белорус. чорт; словен. crt; чеш., словац. cert; польск. czart. Происходит, по-видимому, из праслав. cbrt - проклятый). Имея дохрист. происхождение, это наименование в слав. мифологии использовалось в применении к злому духу. В христ. времена получило широкое распространение в слав. демонологии. Имя «черт» может обозначать как сатану, так и подчиненных ему злых ангелов. В применении к сатане и остальным темным силам Свящ. Писание использует целый ряд нарицательных имен и прозвищ: лукавый (πονηρς - Мф 6. 13; Лк 11. 4; Еф 6. 16), великий дракон, древний змий ( δρκων μϒας, φις ρχαος - Откр 12. 9), враг (χθρς - Мф 13. 39), противник (ντδικος - 1 Петр 5. 8), дух нечистый (πνεμα κθαρτον - Мк 3. 30), лжец, отец лжи (ψεστης - Ин 8. 44) и др.

http://pravenc.ru/text/171673.html

Милхом (ст. 5) тождествен с Молохом. Еврейское имя Молех – одного корня с мелех, царь, но с гласными слова бошет – позор, поношение (словом бошет верующие израильтяне называли и родственное Молоху божество Ваала, как видно, напр., из изменения имени Иш-баал, муж Ваала, в имя Иш-бошет, муж стыда); божество финикийское и аммонитское, у классиков называемое Кроносом или Сатурном. По идее божество близкое с Ваалом, след. солярное, выражало идею солнца, но только с разрушительной его стороны, также всесокрушающего времени. Статуя Молоха имела голову быка с золотой короной на ней, обширным туловищем и руками для принятия жертв культа, преимущественно детей: ужасное служение Молоху состояло преимущественно в «проведении детей через огонь», у евреев свирепствовало особенно при Ахазе ( 4Цар.16:3 ), при Соломоне культ этот, вероятно, не принимал столь омерзительной формы. Впоследствии юго-западная долина у Иерусалима, так называемая Енномова, Гиннонова, была местом отправления ужасного культа Молоха и потому сделалась образом и синонимом ада, геенны (ср. у Пальмова, цит. соч. 252–272). Хамос, евр. Кемош, греч. Χαμς (ст. 7), ср. ( 4Цар.23:13 ; Иер.48:7 ; Чис.21:29 ) – национальное божество моавитян, называемых посему «народом Хамоса» ( Чис.21:29 ; Иер.48:46 ); в известной надписи моавитского царя Меши он называет себя «сыном Хамоса» (1 с.); почитали Хамоса и аммонитяне ( Суд.11:23–24 ). Вместе с Ваал-Фегором ( Чис.25:5 ) Хамос был обнаружением единого божества; культ Хамоса имел мрачный, жестокий характер, требовал человеческих жертв ( 4Цар.3:27 ); культ Ваал-Фегора, напротив, имел веселый чувственный характер ( Чис.25:1–3 ). По идее, Хамос был солярным божеством, богом солнечного зноя и символом своим имел блестящий каменный диск. 3Цар.11:7 .  Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Высоты и капища названными божествам (см. у Пальмова, 246–252) Соломон построил «на горе, которая пред Иерусалимом», т. е. на Масличной или Елеонской горе ( 2Цар.15:30 ; Зах.14:4 ), в ( 4Цар.23:13 ) названной (по евр. т.) «пагубною горою» гар-гамашхит, греко-слав.: «мосфаф»), т. е. вследствие бывшего здесь идолослужения. По преданию, идолослужение, допущенное Соломоном, происходило на южном холме Елеонской горы, получившем название «горы соблазна».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аль-бордж, на земле, которая поддерживается его корнями, есть изображение самого высшего неба, жилища перворождённого Ормузда (Агура-Маздао) и всемогущих Амшаспантов. В горах же Гималаев и Инду-кху, по словам Ктезия, передающего нам Персидские сказки, живёт Мартихора (человекоубийца), явный символ злых духов, и все враждебные человеку силы, и все чудовища, какие только могла придумать испуганная фантазия Иранцев. Для поклонников Брахмы, Гималаи и Инду-кху есть жилище вечных богов. Там и перворождённый вечности Брахман (старая форма Брахма напоминает Изеда Бахрам, а Брахман Амшаспанта Бахмана 65 , и Индра, начальник духов небесных, и праотец Касьяана и праведники Якшасы. Юг Индии наполнен силами, враждующими против богов. Там Бали, гордый градостроитель Баал (Кушит Вавилонский) и Ракшасы с их начальником Раваной, поработившим небесных богов и принудивших самого Сиву все разрушающего (не Тифон ли?) быть покорным привратником в его волшебном дворце. За горами Инду-кху Индейцы полагают варваров Млечхов, Яванов и прочих; но это только народы, чуждые им по вере, а не по человеческому характеру. В них нет ничего сверхъестественного и фантастического. Это, очевидно, жители земли известной и перешедшие уже из богатого мира басни в простой мир географии. Вся поэзия Индии служит доказательством этого факта, и достаточно прочесть поэму о смерти Кала-Яваны: чтобы в нём убедиться. Вывод из всех наших данных очень ясен. Все слова, напоминающие первоначальную страну Мидийского племени (Арьяна), находятся около западной горной твердыни. Таковы Арияна, Ейран (ныне Гилан), Ма-зсид-иран, Иран (Осетинский) и проч.; тут же земля святого огня, Адербиджан (от атар, первоначальный огонь); тут же целый ряд гор, носящих имя Аль-бордж: от Эльбруса Кавказского до Демавенда считается не менее пяти отдельных глав того же названия и, кажется, оно принадлежало хребту Кавказа и его Дагестанскому и Мазендеранскому продолжениям. Рассказ Вендидада о порядке сотворения земель Иранских слишком поздно сложен, слишком запутан и нелеп, чтобы можно было основать на нём какое бы то ни было мнение; сверх того, он писан уже (даже предполагая, что это рассказ самого Зердушта) Вактрийцем или Согдианцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

401 Даган – божество месопотамского происхождения, широко почитался в верховьях Евфрата. В аккадских списках упоминается как одно из божеств, легитимизирующих завоевания аккадских царей. Но главным ареалом почитания Дагана стала Сирия. Даган – бог плодородия и изобилия, этимология имени которого связана с зерном и злаковыми. Версия, сближающая происхождение его имени с рыбой, восходит к еврейской народной этимологии и потому весьма маловероятна. Встречающиеся изображения Дагана в виде получеловека-полурыбы относятся к позднейшим наслоениям и аналогиям с греческим богом Посейдоном. (См. подробнее: Lluis Feliu. The god Dagan in Bronze Age Syria. Leiden: Brill Academic Publishers, 2003.) 403 В одной из табличек говорится: «Разве я не уничтожил Йамму, любимого Илу? Разве я не уничтожил бога-реку, великого бога? Разве я не заткнул пасть Дракону? Я заткнул ему пасть! Я уничтожил извивающегося Змея, могучего, семиглавого!» (Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 193.) 404 Цитаты угаритских текстов приводятся по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. 405 В другой табличке указывается, что после свержения Баала именно Анат помогла ему победить Йамму и вернуть власть. 406 Ввиду столь сурового и воинственного поведения Анат ей часто придавались мужские атрибуты. Например, статуи Танит в Карфагене представляли собой изображение женской фигуры с большой бородой. 408 Это опасение указывает на способность божественных персонажей к возвращению к жизни, несмотря на их убиение (ср. Муту, Баал). 410 Дворец – это, несомненно, imago mundi. Поэтому его строительство означает процесс формирования мира в его нынешнем модусе. 411 В критической ситуации обнаруживается уранический характер Баала, проявляющийся через уподобление быку, узурпированное им у Эля. 413 Отсутствие у Эля стремления к возвращению власти даже при смерти узурпатора подтверждает идею оскопления верховного бога как способа отстранения его от власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

13. Он снова приказал привести Феликса к себе; когда его привели к Руфину, тот сказал: «Феликс, послушай меня, словно брата своего, и согласись принести жертвы богам, чтобы Дациан возвеличил тебя почестями; ибо и я пришел издалека, но, слушаясь его указов, я обрел богатство и был возвеличен почестями». Святой Феликс ответил ему с большой смелостью: «Если бы ты обещал мне небо со множеством ангелов или сулил красоту рая, никогда бы я не принял твоих обещаний и не склонил бы свой разум к твоим дарам». 14. Услышав это, Руфин приказал связать его тяжелыми цепями и протащить за необъезженными мулами по всем площадям, чтобы израненное тело блаженнейшего изломать на куски. Но с Божьей помощью в теле, хотя и израненном, неизменно пребывала неустрашимая вера. Тогда Руфин вновь приказал отправить его в карцер; когда святой Феликс, сохраняя непоколебимый дух, молился Господу, ему явился юноша, одетый в снежно-белые одежды, и сказал ему: «Не бойся, Феликс, я послан Господом Иисусом Христом, чтобы укрепить тебя во всем». И когда он коснулся его членов, тотчас исцелились раны на его теле. 15. На другой день Руфин, восседая со всеми, вновь приказал привести святого Феликса: «Теперь принеси жертвы нашим бессмертным богам, и ты увидишь, что мы сегодня принесем в жертву животных с великой радостью». И тотчас приказал почтить алтари демонов кощунственным жертвоприношением. Подойдя к алтарям, презренный Руфин начал при всех называть имена демонов пагубными именами: «Взываю к вам, боги: Юпитер, Меркурий, Сатурн, Баал, Аккарон, Минерва, которыми прославлен мир и императоры стяжают славу и господин мой Дациан весьма возвышен. Помогите мне и всем, кто стоит со мной рядом!» Так же возопили и другие. 16. Руфин предложил святому Феликсу: «Согласись поступить так, как сделали мы, чтобы избежать грозящих тебе пыток». Но блаженный Феликс сказал: «О вы, неразумные и ослепленные дьяволом! Откажитесь, несчастные, от истуканов, сделанных вашими руками, которым вы нечестиво поклоняетесь, и познайте Бога живого, сотворшего вас из праха земного, потому что за все творения рук человеческих вы воздадите Богу живому во веки веков». Разозлившись на эти слова, они набросились на него, как встревоженные пчелы, бесновались и пытались отомстить за дерзкие слова убийством. Руфин передал его палачам, чтобы его пытали крючьями и отрывали кожу от плоти, он приказал повесить Феликса вниз головой и ждать его смерти. Когда подвесили святого Феликса, он вскричал: Восстани, Господи, внемли суду моему, Боже мой и Господи мой, и тяжбе моей ( Пс.34:23 )! И висел он с третьего часу до вечера и не чувствовал совсем никакой боли, но утешал его верный Свидетель на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010