Баал отнял у Эля жён и вынудил его бежать на край света, «к истокам рек», «в пропасть хаоса» 404 . Эль взывает о помощи к своим чадам. На помощь приходит Йамму и подносит ему крепкий напиток. Эль благословляет его, даёт ему новое имя и объявляет своим преемником, обещая построить ему дворец; и требует, чтобы Йамму прогнал Баала с трона. До нас не дошёл фрагмент текста, в котором говорится о том, как это удалось сделать Йамму. Сообщается, что Йамму, который уже царствует, посылает посланцев к Баалу, обвиняя его в узурпации власти и заявляя о скором его уничтожении. Боги испуганы, но Баал возвышает свой голос и говорит: «Поднимите ваши головы, боги, и я сам устрашу посланцев Йамму!» Сам Эль находится в это время на горе. Там же пребывают и многие боги. Однако, вероятно, это уже не Цафон. Далее указывается, что Эль принимает посланцев и ободряет их, указывая, что Баал – раб Эля и потому должен платить дань Йамму. Но поскольку Баал отказывается подчиниться, то они легко могут победить его. Баал тем не менее готовится к сражению с Йамму. В этом ему помогает Анат 405 . Некое божественное существо Кусар-и-Хусас («Ловкий и Умелый») приносит две волшебные палицы, которые именуются «останавливающий» и «удаляющий» и летают как стрелы. Первая палица попадает Йамму в плечо, но не сбивает с ног. Вторая поражает его в лоб – и «Князь Моря» падает наземь. Баал убивает его, и богиня Асират (Ашера) просит Баала расчленить его тело и разбросать части. В честь победы Баала Анат устраивает пир во дворце, во время которого двери запираются и внутри начинается кровавое побоище. Богиня Анат убивает стражу, солдат, стариков; она ходит по колено в крови и навешивает на себя отрубленные головы и руки своих жертв 406 . После другой лакуны в тексте говорится, что Баал направил к Анат посланцев с дарами. Они извещают богиню, что война ненавистна Баалу, поэтому он призывает её опустить руки, дабы были принесены жертвы для установления мира и плодородия полей. Он передаёт ей также, что сотворит гром и молнию, дабы люди знали о приближении грозы и дождя. Анат соглашается и говорит, что исполнит просьбу своего супруга. Дворец Баала

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Происхождение семитического политеизма, говорит Ренан, хорошо выясняется из анализа имен. В основании почти всех их лежит понятие о высочайшем Божестве и только через недоразумения, которые бывают во всех религиях, общее (generelle) название перенесено было на частные, определенные (bestimmte) божества. El, первоначальное родовое имя для божества, заключающее идею силы, позже сузилось до имени определенного бога. За это говорят имена городов и царей и значительное число собственных имен (nomina propria), которые находят на памятниках и камнях. Ваал первоначально означал единое божественное существо, что видно и из его значения (Господь, Господин), и из члена (la-Baal), который находится перед ним во всех древних памятниках. Сложные: Белитан, Балзамип, Баал-Мелек, Баал-Пеор, Баал-Берит, Малакбел, Баал-Зебуб, Баал-Гад, суть не что иное, как видоизменения одного Баала, обязанные своим существованием разным обрядам и местам культа. Молох вначале не заключал в себе ничего индивидуального, т. е., был общим обозначением Божества. Элион, Рам, Риммон также выражают идею о высочайшем существе. Другие же имена богов, как Цадик – праведный, Кебир – величие, Ациц – сильный, суть просто эпитеты Божества. В большей части семитических имен богов заметно удвоение, так что они суть различные атрибуты одного и того же существа, или синонимы, которые изменяются по городам и племенам. Аналогию этого представляют различные названия Богоматери. Но все Семиты, кажется, вынесли из своей первоначальной родины одно общее имя для Бога, которое может быть есть Eloah. Между тем как это имя, удержавшись у пастушеских Семитов, было у них носителем идеи о едином Боге, у оседлых Семитов другое имя того же существа, – Баал, не имело такой счастливой судьбы и было вовлечено в мифологию. Вообще процесс развития религии у Семитов шел обратным путем, нежели у Арийцев: между тем как у последних каждое божество, вначале частное и резко ограниченное, стремится более и более расшириться, поглотить другие божества и сделаться исключительным божеством; первые, напротив, исходя из понятия о высочайшем Существе, путем обособления доходят до частных божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

1110 Не смешивать с именами патриархов, сыновьями Иакова. Путаница тем более возможна там, где речь не идёт о прижизненных деяниях двенадцати патриархов, их пророчествах или их последующем исполнении, а употреблены собственные имена патриархов в зависимости от контекста как названия колен еврейского народа. 1111 Адони-Везек не является именем и в переводе означает ‘господин Везека’. Характерно, в связи с этим, что РСБ, в отличие от Палеи, не называет Адони-Везека царём (см.: ТБ. Т. 2. С. 153). 1112 Халев – сын Иефонии из колена Иудина (см.: Чис. 13:6 ). Один из 12 соглядатаев земли обетованной, который вместе с Иисусом Навином в награду за верность завету был сохранен Господом, не умер с т. н. «поколением рабов». Этот библейский персонаж являлся важной фигурой в завоёванной Палестине, потребовав от Иисуса Навина в качестве удела Кириаф-Арбу, он же Хеврон (см.: Нав. 14:6–12 ). О передаче Хеврона и говорится в комментируемом отрывке (см.: Суд. 1:20 ). 1113 В действительности имело место обратное; ср.: «И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. И остались Аморреи жить на горе Херес, в Аиалоне и Шаалвиме» ( Суд. 1:34–35 ). Лишь сыновья колена Иосифова помогли одолеть аморреев и сделать их данниками. 1114 Ваал – грецизированная передача еврейского Баал, производное от Балу ‘хозяин’, ‘владыка’. Западно-семитский мифологический персонаж, олицетворявший водно-грозовые явления и производящие силы природы. Был известен под именами Баал-Хадад, Баал-Шемеш, Баал-Хамман, Баал-Зебул (ср.: Вельзевул). Парным женским персонажем его была Астарта (госпожа плодородия), олицетворявшая рождающее земное начало. Баал (Ваал) отождествлялся с Зевсом (МНМ. Т. I. С. 159). 1115 В др.-рус. списках испорченное чтение: Обаче ни судии послушаша, ко сблудиша въслдъ богъ инхъ и склонишас въслдъ отець своихъ и заповди Господн послушаша. Исправлено по LXX и ССБ. 1116 В др.-рус. списках Садомону; исправлено на основе LXX (τος λσεσι) и ССБ ( дубравамъ); см. также коммент. 1032 к русскому переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Кроме того, сын павшего в битве при Гимере Гамилькара Ганон «превращает карфагенян в ливийцев», то есть, по словам русского египтолога Б.А. Тураева , «покоряет туземные племена внутренней части страны, образует африканскую провинцию, защищенную от набегов кочевников рядом укреплений, и отдает ее пунической знати, которая, сев на землю, обрабатывает свои латифундии с помощью рабов» (Тураев, цит. изд., с. 714). В результате существенно улучшилось снабжение метрополии хлебом и другими продуктами питания. Имея ограниченный ресурс для формирования армии, Карфаген стал пополнять ее наемниками из числа туземных ливийцев. С конца V столетия возобновились военные действия на Сицилии против греческих колонистов, продолжавшиеся в течение 70 лет и закончившиеся подписанием мирного договора с полководцем Тимолеоном. Мирная передышка длилась около 20 лет, а затем, при тиране Сиракуз Агафокле, возобновилась война, завершившаяся лишь после смерти Агафокла, в 289 г. Попытка Пирра захватить Карфаген закончилась провалом. В войне с этим бесстрашным кондотьером эллинистического мира союзником Карфагена был Рим. Религия пунийцев была, естественно, в основных чертах идентичной с религией финикийцев и хананеев. Бог именовался словами «Эл», что собственно и является общесемитским словом, обозначающим божество (во множественном числе – Элогим), а также Баал, что значит господин, Милк (царь) или Адон (владыка). Самым почитаемым божеством Тира и Карфагена был Мелькарт, которого в Карфагене именовали Баал Мелькарт и которого греки отождествляли с Гераклом. В слове «Мелькарт» явным образом присутствует «милк», что значит «царь». Первоначально Мелькарт был солнечным божеством, а затем он приобрел также черты покровителя мореплавателей. В Карфагене также почитали Баал-Хаммона, которого греки отождествляли и с Зевсом и с Кроносом, а римляне с Сатурном. Некоторые исследователи считают, что Хаммон был божеством палящего солнца пустыни. Единственным известным женским божеством пунийцев была супруга Баал-Хаммона Тиннит, тождественная с восточнофиникийской Астартой, богиней плодородия и материнства. Греки сближали ее и с Герой, и с Афродитой, а римляне с Юноной Целестис – Небесной. В пунических надписях она обыкновенно обозначается как Тиннит Пене Баал: «пене» в переводе на русский значит «лицо», что позволяет интерпретировать полное имя богини как Тиннит – лик бога. Тиннит была лунным божеством. Когда под влиянием эллинистической культуры пунийцы стали изображать своих богов с антропоморфными чертами, Тиннит представляли в виде крылатой женской фигуры с полумесяцем в скрещенных на груди руках. Вотивные надписи именуют ее «раббат» – великая, иногда «великой матерью». В честь богов пунийцы воздвигали вотивные стелы. Культ западных финикийцев, или пунийцев, в основном был тот же, что и в финикийской метрополии – Леванте и в Ханаане, с его жреческим служением, жертвоприношениями, в том числе и человеческими, в особенности детскими, с храмовой проституцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бэлу, как мужскому, творящему началу, у Финикиян и Вавилонян соответствовало женское начало – Милитта. Моверс в следующих словах изображает противоположность между Бэлом и Милиттой: „она есть богиня благосклонная к жизни и радости, ласковая и благожелательная к человечеству, поэтому называлась bona misericors dea; он, напротив, строгое, мрачное существо, по мифологическому представлению, брюзгливый старик, холодный, ревнивый и жестокий. Ей приносили жертвы под звуки бубнов, погремушек, под смешанный шум тысячи цимбалов и тимпанов и крики беснующихся гаёров и пророчествующих женщин, но весь шум и ликование прекращались мгновенно, как скоро начиналось священное служение ему. Ей были посвящены девицы, которые в честь ее предавались блуду, а ему жрецы, лишенные половой способности. Он наслаждался воплем сжигаемых или о скалы раздробляемых детей, а посвященная ей девица приносила в жертву ей целомудрие“ 119 . Впрочем, можно думать, что только довольно поздно образ Бэла в представлении народном сделался суровым божеством, первоначально же в нем были и светлые стороны. Впоследствии, суровая сторона в характере Бэла выразилась в особом божестве – Молохе, а светлая сторона – в Адонисе и Баале. Баал был общим названием мужского божества у Финикиян и других хамитических и семитических народов. Это имя означало господина, владыку служащего ему человека. Ваал везде, где был почитаем, имел значение бога солнца, как начала и носителя физической жизни, как творческой или производящей и поддерживающей силы природы, которая почиталась истечением из его существа. Это представление было олицетворено позже в Адонисе, который изображал собой весеннее солнце, пробуждающее природу от зимнего сна и производящее пышную растительность. Но Ваал имел значение и разрушающей силы, как Баал – Хамман, т. е. Ваал зноя. Это бог летнего знойного солнца, которое в жарких странах убивает растительную жизнь. Наконец, Ваал, под именем Ваал-Хевана, имел значение зимнего солнца – значение силы, сохраняющей жизнь природы, так как истощенная природа зимой собирается с силами, чтобы вновь производить весной. У Вавилонян было подобное же тройственное деление Бэла. Каждый из этих трех Бэлов, наряду с собой, имел соответствующее его характеру женское божество. К страстному Адонису примыкала похотливая Баалтисса или Милитта; Баал-Молох, Баал-Хамман, по своей двойственной природе, имеет двоякое женское начало: как поедающий огонь, он принимает в подруги себе суровую, жестокую, девственную богиню Мелехет или Астарту, а когда получает характер Адониса, то супругой его делается Милитта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

сорок лет. Правильность этой цифры вызывает некоторые сомнения (тем более, что в Септуагинте сказано только о двадцати годах), поскольку, если бы Илий действительно был судьей в течение сорока лет, то тогда на срок его служения выпадали бы и деяния Самсона (Суд., гл. 13–16), и, возможно, судейское служение тех, кто фигурирует в Суд. 12,8–15 . 4:21–22 Ихавод... отошла слава от Израиля. Имя Ихавод означает «Бесславие» или «Где же слава?». В этом имени присутствует корневая основа, о которой прежде уже упоминалось как об имеющей значение «честь» и «вес» (см. ком. к 2,29). Как явствует из ст. 22, под отошедшей от Израиля славой жена Финееса понимает в первую очередь не дом Илиев, а ковчег Божий, который был «взят» филистимлянами. Глава 5 5 Филистимляне же взяли ковчег Божий. На первый взгляд, описанные в гл. 4 события оканчиваются непоправимой катастрофой. Однако из гл. 5 становится ясно, что на самом деле не Бог Израиля попал в руки филистимлянам, но, напротив, они сами оказались в Его руках. из Авен-Езера. См. ком. к 4,1. в Азот. Один из городов пятиградия филистимлян (см. ком. к 4,1) к югу от Авен-Езера. 5 храм Дагона. Начиная с середины третьего тысячелетия до Р.Х. Дагон почитался одним из верховных божеств не только филистимлянами, но также и другими народами, населявшими Месопотамию, Сирию и Финикию. В связи с тем, что его имя по звучанию сходно с древнееврейским словом, означающим «рыба», Дагона долгое время считали рыбоподобным божеством, покровителем рыбаков. В наше время, однако, более достоверным представляется происхождение его имени от древнееврейского слова, означающего «зерно». Следовательно, Дагон, по всей вероятности, являлся богом плодородия. Он возглавлял пантеон филистимлян, в который также входили богиня Астарта (31,8–10) и бог Баал-Зебул («князь Баал»). Центром почитания последнего был город Екрон. Его имя израильтяне умышленно искажали, превращая в «Баал-Зебуб» («повелитель мух», 4Цар. 1,1–6.16 ; в русском переводе «Веельзевул»). Поклонение Дагону отмечается еще в эпоху Маккавеев (т.е. во втором столетии до Р.Х., 1Мак. 10,83–85 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

е. отождествляли чужих богов со своими,- явление обычное в древнем мире. Арам. религия оседлого периода известна по древним царским надписям (самые древние - кон. IX или нач. VIII в. до Р. Х.), к-рые содержат описание пантеона богов и призывы к ним, а также по данным ономастики. Большая часть арам. имен собственных - теофорные, их анализ показывает, какие божества почитались в арам. царствах. Об арам. религии в эллинистическое и рим. время сообщают античные авторы ( Лукиан «О Сирийской богине» и др.), т. к. в эту эпоху культы нек-рых арам. божеств (в характерном для позднеантичной эпохи синкретическом виде) распространились по всему греко-рим. миру. Верховным божеством арам. религии был бог грозы Хадад, к-рый также назывался Риммой или Рамман (ассир. rammânu - громовержец); в 4 Цар 5. 18 упоминается святилище «дом Риммона» в Дамаске. Постоянный атрибут Хадада - бык (есть изображения, где он стоит на быке или сидит в окружении двух быков), что говорит о наличии параллелей с ханаанейским небесным Баалом (может называться Баал-Шамаин (Шамем)) и хурритским божеством Тешуб . Иногда с Хададом отождествлялся бог грозы Вер, в позднее время - Зевс (Юпитер) . Самое известное святилище Хадада находилось в Иераполе (совр. Манбидж, верхнее течение Евфрата). В арам. религии засвидетельствованы типичные для древневост. религий триады (верховный бог-отец - богиня-мать - младшее божество-сын), где верховным богом чаще всего является Хадад. Так, в Баальбеке (у истока р. Оронт) верховным богом был Баал-Хадад , отождествлявшийся с богом Солнца. Его супругой была Атаргатис, богиня охоты, битвы, морской стихии и плодородия; ее имя составлено из имен богинь Атар ( Иштар ) и Атта (Анат), чьи функции Атаргатис объединяла. Ее священными животными были лев и голубка. Позднее на территории Римской империи она почиталась также под именами Деркето, «Сирийская богиня» (Dea Syra) или Иасура. Ок. II в. до Р. Х. Баальбек был переименован в Гелиополь (Город Солнца), и Баал-Хадад стал со временем почитаться во всей Римской империи как «Юпитер Гелиопольский», а триада приобрела вид Юпитер-Венера-Меркурий.

http://pravenc.ru/text/75826.html

Храм считался одним из наиболее сохранившихся в Пальмире, и был частично восстановлен. 24 августа. ПРАВМИР. Боевики ИГИЛ взорвали древний храм Баал-Шамин в Пальмире. Как сообщил NBC News глава Департамента по музеям и древностям Маамун Абдул Керим, в воскресенье, 23 августа, был взорван храм Баал-Шамин. Баал-Шамин был построен в первом веке нашей эры в честь верховного бога Баала, почитавшегося в Финикии, Ханаане и Сирии. Он считался одним из наиболее сохранившихся в Пальмире, и был частично восстановлен. «Мы постоянно предупреждали – сначала боевики ИГИЛ будут пытать и убивать людей, потом начнут взрывать храмы. Пальмира разрушается у меня на глазах», — прокомментировал произошедшее Абдул Керим. Пальмира, древний сирийский город, «музей под открытым небом», внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Боевики ИГ захватили город в середине мая. Перед отступлением армии сирийским ученым удалось вывезти из города сотни древних статуй и других бесценных артефактов. Город-музей на самом деле варварски разрушается. Напомним, несколько дней назад боевики ИГИЛ казнили «хранителя древностей» Пальмиры Халеда аль-Асада после месяца пыток. 82-летнего ученого жестоко пытали и допрашивали, добиваясь от него информации о местонахождении сокровищ Пальмиры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 декабря, 2015 27 октября, 2015 2 марта, 2017 13 февраля, 2017 20 января, 2017 5 мая, 2016 1 апреля, 2016 28 марта, 2016 23 марта, 2016 17 декабря, 2015 27 октября, 2015 2 марта, 2017 13 февраля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/boeviki-igil-vzorvali-...

Как материально Хамиты понимали половой дуализм в божестве, это показывает священная проституция, которая была у Финикиян, Вавилонян и в храме Юпитера Аммона, основанном Египтянами. – Но с понятием о божестве, как силе рождающей, соединялось представление о нем, как о существе смертоносном и разрушительном. Разрушительная сила природы выражена в страшном Молохе или Тифоне. Баал-Молох означал солнечный жар, который не только действует благодетельно на растительность через теплоту, но и опять разрушает свои создания зноем. Если солнечный жар летом иссушал и губил красоту природы, если цветы и растения блекли, если от зноя воздух наполнялся заразительными испарениями, то Финикияне и Карфагеняне приносили в жертву Молоху своих детей, Египтяне сжигали людей в честь Тифона, Ливиец и Эфиопянин, как и все африканцы выше всего почитавшие солнце, заклинали демона огня, который, по их верованию, поражал их и истреблял их поля. Финикийскому Баал-Молоху или Баал-Хамману соответствовал Адраммелех или Анаммелех у Вавилонян, в жертву которому сжигались дети. Что представление о Молохе было обще всем Хамитам и было у них с самого начала, должно заключать из того, что, по преданию, и Сатурну, т. е. древнему Бэлу, следовательно, первоначальному хамитическому божеству, приносились в жертву дети, поэтому на Молоха нужно смотреть, как на конкретное выражение этой стороны первоначального хамитического божества. Эти жертвы приносились ежегодно в определенный день, и, кроме того, при предстоящих великих предприятиях: напр., при открытии похода, при основании города, наконец, при великих несчастьях. Свидетельства об этом находятся в Священном Писании , у Диодора, Порфирия и других. Диодор, например, передает следующий рассказ. Карфагеняне, раз потеряв сражение в Сицилии, приписали это гневу Сатурна за то, что они перед этим событием тайно стали приносить ему в жертву купленных детей, которые предварительно откармливались; между тем как прежде они приносили в жертву детей из благороднейших фамилий. В возмездие за этот обман были принесены в жертву 200 детей из самых знаменитых домов и, кроме того, еще другие 300, которых также считали утаенными, сами отдались в добровольную искупительную жертву за отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

185 Гистерон-протерон – досл., греч. «последнее первое». Другое название – про- гипантесис. Этот и последующие тропы до синтесиса включительно скорее относятся к фигурам речи, чем к тропам. 186 Гипербола. Это троп усиления значения слова. Пример в русской поэзии: «Раз-дирает рог зевота шире//Мексиканского залива» (В. Маяковский). 187 И с помощью этого тропа не только преувеличивают что-либо, но и преумень-шают. Троп, обратный гиперболе, называется мейосисом (но не литотой!) – «море по колено», «рукой подать» и т. п. Но примеры Исидора мало ему соответствуют. 188 Аллегория – пример из русской литературы: «Не буря соколы занесе чрес поля широкая –//Галици стады бьжать к Дону Великому» («Слово о полку Игореве»). 189 Три полководца Пунических войн – Гамилькар (Абд Мелькарт, «раб Мелькар- та») из рода Барка (финик. «Молния»), сын его Ганнибал (Анни Баал, «Баал милостив») и тот Гасдрубал (Азру Баал, «помощь Баала»), что руководил последнею обороною Карфагена. Пунические войны – войны римлян с карфагенянами сначала за Сицилию, а затем – за Испанию и Африку. В ходе I Пунической войны (264–241 гг.) Карфаген потерял все владения в Сицилии и Сардинии и был принужден заплатить громадную контрибуцию. II Пуническая война (218–201 гг.) знаменита вторжением Ганнибала в Италию, где он чуть было не разрушил Латинский союз и не покончил с Римом, но, оставленный без поддержки родным городом и союзниками, был принужден вернуться в Африку, где потерпел поражение от Сципиона. Карфаген лишился всех владений вне Африки и статуса великой державы. III Пуническая война (149– 146 гг.) привела к полному разрушению Карфагена, обращению его жителей в рабство, а страны – в римскую провинцию. 190 Ирония – перенос значения по противоположности. В русской поэзии: «Вос-питанный под барабаном,//Наш царь лихим был капитаном://Под Австерлицем он бежал,//В двенадцатом году дрожал,//Зато был фрунтовый профессор!» (А. С. Пушкин). 191 Антифраза вообще – это употребление слова в противоположном значении. Русский пример: «В день девятый января шли проведать мы царя.//А уж он нас угостил – напоил и накормил.//Ой ты, батюшка наш царь, ты надежа-государь,//Не забудем мы вовек, сколь ты добрый человек!» (Народи.).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010