Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БААЛ-ШЕМ-ТОВ (Исраэль бен Элизер; ок. 1700, Окуп - 1760, Меджибож), основоположник хасидизма в Вост. Европе. Род. в бедной евр. семье и рано осиротел; работал помощником учителя в школе, помогал в синагоге; в 18 лет женился, но быстро овдовел и отправился странствовать по Вост. Галиции. Женившись вторично, он поселился в Карпатах и прожил там неск. лет почти в уединении. Ок. 1730 г. Б.-ш.-т. приехал в Тлусту (совр. пос. Толстое, Тернопольская обл.), где стал известен как целитель и чудотворец (баал-шем), излечивающий физические и духовные болезни. В нач. 40-х гг. XVIII в. он переехал в Меджибож (ныне Хмельницкая обл.), где вокруг него собралась группа учеников и откуда он совершал поездки по Подолии и Вост. Галиции, продолжая заниматься целительством. Б.-ш.-т. не оставил после себя никаких рукописных трудов, он также никогда не проповедовал публично и запрещал своим ученикам вести записи его бесед. Только спустя 20 лет после его смерти вышла книга его ученика Якова Иосефа, где он собрал изречения и отрывки из бесед учителя, к-рые содержат кроме его собственных идей, изложенных, как правило, в форме афоризмов и притч, извлечения из агады, этических и каббалистических сочинений (лурианского толка). Центральным моментом в учении Б.-ш.-т. является личность цадика: он не аскет, отрекшийся от мира, а посредник между Богом и человеком, духовный наставник народа, к-рый должен научить человека служить Богу мыслями и делами. Причем не к.-л. особенными подвигами, а повседневными делами - т. н. «служением Богу в материальном мире», потому что Божие присутствие проявляется во всем и везде. Б.-ш.-т. считал, что человеку необходимы любовь к Богу, к народу Израиля и к Торе, он осуждал чрезмерное увлечение как постами и самобичеванием, так и галахической казуистикой и мистическим экстазом. Посредничество цадика между Богом и людьми распространяется и на грешников, т. к. цадик обязан помогать грешникам обратиться к добру и помочь им освободиться от пороков. Для выполнения своего предназначения цадик должен периодически впадать в состояние «двекут», т. е. находиться в общении с высшей сферой Божественного милосердия. Основной путь достижения этого состояния - молитва. Особенно сильный молитвенный экстаз способен вызвать состояние «алият нешама» - «взлет души». По преданию, Б.-ш.-т. неоднократно достигал этого состояния, а во время одного из них даже говорил с Мессией. Лит.: Бубер М. Хасидские предания. Первые наставники. М., 1997; 100 еврейских местечек Украины: Ист. путеводитель. Вып. 2: Подолия. Спб., 2000. Рубрики: Ключевые слова: ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического

http://pravenc.ru/text/77278.html

Вера имеет большое значение в созидании государства, но не подавляющее в созидании народа. В истории были примеры сильных государств, объединяющих людей разных вер в единый народ. Земля очень важна в созидании народа. До его переселения и после его переселения. Земля – это не просто язычество с идолами. Земля, Родина, Отчизна – это язык, культура и характер народа. Горы, равнина, пустыня, оазис, море формируют менталитет нации. Переселение Авраама было связано с началом монотеизма. Земля и влияние соседей способны рождать новые религиозные направления. Например, Восточная Европа породила хасидизм у евреев. Эта культура неразрывно связана с Восточной Европой. Яков Бромберг, историк и публицист, писал: Основатель хасидизма Баал Шем Тов «Таким образом, хасидизм, возникая у самого географического рубежа латинства и православия, сближается с последним в своем теургическом и нравственном идеале назначения праведника в этом мире. Как известно, именно в этом пункте традиция русского старчества столь сильно расходится с крайностями воззрений латинства на монашеский затвор и умерщвление плоти. Учение же основателей хасидизма об обязательности духовной радости о Господе, о слиянии с Божественной субстанцией в молитвенном восторге – также противоположно суровому, отрешенному от реальности творения духу католического монашества. Географическое, ландшафтное окружение основателя хасидизма и его ближайших последователей не напрасно совпадает с местностями, освященными в православии старинной религиозной и культурной традицией. Зародившись в глинистых пещерах у Буковинских Кут, где Израиль Межибужский (Баал Шем Тов) проводил целые месяцы в молитве и размышлениях, новое учение неудержимо влеклось на Восток, через Подолию и Волынь в Киевщину и Белоруссию по тем же дорогам, по которым шли паломники в Киевские Печеры, Почаев и Острог». Если бы, например, у цыган была в наличии ярко выраженная национальная интеллигенция, наверное, в ней тоже нашелся бы мыслитель, похожий на евразийца Якова Бромберга. И он тоже написал бы исследование о формировании цыганской нации Восточной Европой. Хотя цыгане как раз и не объединены единой верой. На Балканах их не касалась смена власти и присущая этой власти религиозность. Религия у них, скорее всего, на втором или даже третьем плане.

http://pravmir.ru/velikoe-pereselenie-na...

Продолжилась кампания уже регулярными радиоэфирами на «Эхе Москвы», в которых давно и строго по расписанию кощунствует Александр Невзоров – бывший патриот, а ныне полоумный богоборец со взором горящим. Через театральные рупоры в околотворческую богему тренд богохульства и глумления над верующими разнесли такие «гиганты Мельпомены», как Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, наплодив целую плеяду таких же пакостников в городах и весях. Ныне же «антиклерикальную» эстафету подхватил телеведущий и бонвиван Иван Ургант на пару с актёром-кулинаром, французским апатридом, а ныне гражданином РФ Жераром Депардье. Жанр, в котором был донесён нужный месседж, – отдельная реприза внутри телепрограммы, в стиле якобы «лёгкого» остроумного стёба. А на самом деле – откровенно пошлого подражания небезызвестным циникам из журнала «Шарли Эбдо». В качестве мишени выбраны, конечно, не основатель ислама и, допустим, не родоначальник хасидизма Исраэль Баал-Шем-Тов. В первом случае – опасно (недавний пример тех же «Шарли» слишком красноречив), а во втором – кто же позволит глумиться над святым! Это вам не христианство, здесь могут и голову, извините, оторвать. Характерно, что мы видим отчётливое «разделение труда» в антицерковной, антихристианской кампании. Для «рукопожатных» работает скучноватый «интеллектуал» Владимир Познер, который свысока публично сомневается, отрицает тысячелетние православные основы русского государства. Он пытается при этом оперировать какими-то аргументами, по форме напоминающими суждения «филозофа», изображает умного собеседника. Его вон даже на канал «Спас» зовут как «уважаемого оппонента». Для «коксующей» богемы есть Богомолов с Собчак, для демшизы – Невзоров. А теперь вот вылупился кощунник и для публики попроще – для обывателя, телезрителя, любящего и смакующего пошловатый юмор. Ещё и популярного некогда француза сюда прицепили вагончиком. Депардье, впрочем, тоже прекрасно ведал, что делает, подыгрывая ведущему. Фото: Thierry Roge/Globallookpress Зная, как устроено телевидение, ни одного раза нельзя поверить в импровизацию. Да и рождественская «фотожаба» с Кейджем была заказана заранее. Саму же репризу расчётливо отыграли в середине передачи: на публику, уже разогретую обычным ургантовским «безобидным» шутовством.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/12/svinst...

Вместе с тем хасидизм был попыткой вывести религиозную жизнь за пределы изучения текстов Танаха и Талмуда, сделать ее доступной не только интеллектуальной элите нации в виде раввинов, но и простому, зачастую малообразованному народу 109 . Знаковой фигурой хасидизма, стоявшей у его истоков, был Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов (1700–1760; другое его имя – Бешт – является акронимом полного имени) – выходец из бедной семьи, трудившийся учителем детей при школе в синагоге (хедере). Затем был шохетом (резчиком, совершающим ритуальный забой скота) и долгое время зарабатывал на хлеб тяжелым физическим трудом. Примерно в 1730 году Исраэль осел в местечке Тлуста (ныне селение Толстое, Залещицкий район, Тернопольская область, Украина). Здесь он стал заниматься медицинской практикой, используя как средства народной медицины, так и оккультные методики (изготовление амулетов, употребление заговоров и заклинаний). Производилось также лечение не только телесных, но и душевных недугов. Кроме того, он получил известность экзорциста. Слава о нем как о чудотворце передавалась в народе из уст в уста. Его удивительные способности объяснялись знанием утраченного имени Божия. И потому Исраэля стали именовать «баалшем», что на иврите буквально обозначает «владеющий именем». Показательно, что сам Баал-Шем-Тов никогда непосредственно не занимался миссией и даже не проповедовал открыто. Более того, он не позволял записывать содержание своих частных бесед с людьми. Однако успех привлек к Исраэлю бен Элиэзеру множество последователей, которые и популяризировали его учение. Центральной мыслью учения Бешта является идея цаддика. Цаддик (с ивр. букв. «праведник») – это харизматический лидер общины. Он не подвижник, пребывающий в самоуглубленном сосредоточении и чуждый скорбей и радостей мира, но, напротив, тот, кто стремится приобщить людей (еврейский народ) к Богу. Основная его задача – наставить человека в служении Творцу (пусть даже этот человек закоренелый грешник), научить его воспринимать всякое дело, хотя бы и рутинное, бытовое, как способ хождения перед Богом, поскольку все, даже самые малозначимые поступки (слова и мысли) иудея должны следовать предписаниям Закона и освящаться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В противовес критикуемому хасидизму литваки акцентировали внимание на интеллектуальной деятельности в религиозной сфере, стремились развивать традиционное еврейское образование, неразрывно связанное с изучением Танаха и Устного Закона, и сегодня многие известные йешивы (религиозные учебные заведения) находятся в руках литваков. Хасидизм (с ивр. хасидут – букв. «праведность») – мистическое движение, возникшее в XVIII в. в Восточной Европе на землях современных государств Украины, Беларуси и Польши. Появление данного направления было во многом обусловлено реакцией на начётнический дух ортодоксального иудаизма и стремлением к живому религиозному чувству, желанием ощутить реальную связь с Богом. Вместе с тем хасидизм был попыткой вывести религиозную жизнь за пределы изучения текстов Танаха и Талмуда, сделать её доступной не только интеллектуальной элите нации в виде раввинов, но и простому, зачастую малообразованному народу. «Раввинизм не смог победить хасидизма, который не только лучшими, но и худшими своими сторонами имел неотразимое, магическое влияние на тёмную массу, не удовлетворённую раввинской „головной верой“» 910 . Семён Дубнов Знаковой фигурой хасидизма, стоявшей у его истоков, был Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов (1700–1760 ; 1760; другое его имя – Бешт – является акронимом полного имени) – выходец из бедной семьи, трудившийся учителем детей при школе в синагоге (хедере). Затем был шохетом (резчиком, совершающим ритуальный забой скота) и долгое время зарабатывал на хлеб тяжёлым физическим трудом. Примерно в 1730 г. Исраэль осел в местечке Тлуста (ныне селение Толстое, Залещицкий район, Тернопольская область, Украина). Здесь он стал заниматься медицинской практикой, используя как средства народной медицины, так и оккультные методики (изготовление амулетов, употребление заговоров и заклинаний). Производилось также лечение не только телесных, но и душевных недугов. Кроме того, он получил известность как экзорцист. Слава о нём как о чудотворце передавалась в народе из уст в уста. Его удивительные способности объясняли знанием утраченного имени Божия. И потому Исраэля стали именовать «баал-шем», что на иврите буквально обозначает «владеющий именем».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иначе говоря, здесь весьма важны экстатические переживания, поскольку именно при их посредстве и реализуется связь Божественного и человеческого. Вообще хасидизм настроен критически в отношении аскетических усилий. Суровые посты и вообще практика самоограничения признается малоэффективной на пути духовного восхождения. Сам Исраэль Баал-Шем-Тов настаивал на том, что самыми главными являются три добродетели: любовь к Богу, любовь к Его народу и любовь к Его Закону. Сегодня самые крупные хасидские общины находятся в Израиле, США и на Украине. Хабад (Хабад-хасидизм или Хабад-Любавич) – движение возникшее во второй половине XVIII в. внутри хасидизма. Название религиозной группы является акронимом еврейских слов, обозначающих ключевые духовные ценности адептов учения, посредством которых осуществляется богопознание и богообщение: хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Перечисленные категории подчёркивают смещение акцентов, произошедшее в связи с появлением данного течения: интеллектуальные переживания потеснили эмоционально-экстатические. Любавичи – село, ставшее местом духовных подвигов лидеров движения. Находится ныне в Рудненском районе Смоленской области Российской Федерации. Основателем хабада почитается раввин Шнеур Залман из Ляд (1745–1813) . Шнеур Залман – личность поистине незаурядная, интеллектуально одаренная. Ещё в подростковом возрасте он демонстрировал хорошее знание Талмуда. В возрасте около 20 лет стал учеником Дова Бера из Межерича, одного из почитаемых хасидских раввинов. Вел крайне аскетический образ жизни. Залман пытался примирить хасидское движение с митнагдим, для чего ездил даже к «Виленскому гаону», однако тот не захотел встречи. Ляды – это деревня в Дубровенском районе Витебской области Беларуси на границе с Россией. В 1797 г. вышло его сочинение «Тания» (с ивр. – «учение»), называемое также «Ликкутей амарим» («Собрание изречений»). Труд стал символической книгой движения и руководством к жизни всякого последователя хабада. В нём излагалась универсальная мировоззренческая концепция, сформировавшаяся под явным каббалистическим влиянием (см. ниже) и носившая очевидный теософский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Показательно, что сам Баал-Шем-Тов никогда непосредственно не занимался миссией и даже не проповедовал открыто. Более того, он не позволял записывать содержание своих частных бесед с людьми. Однако успех привлек к Исраэлю бен Элиэзеру множество последователей, которые и популяризировали его учение. Центральной мыслью учения Бешта является идея цаддика. Цаддик (с ивр. – букв. «праведник») – это харизматический лидер общины. Он не подвижник, пребывающий в самоуглублённом сосредоточении и чуждый скорбей и радостей мира, но, напротив, тот, кто стремится приобщить людей (еврейский народ) к Богу. Основная его задача – наставить человека в служении Творцу (пусть даже этот человек закоренелый грешник), научить его воспринимать всякое дело, хотя бы и рутинное, бытовое, как способ хождения перед Богом, поскольку все, даже самые малозначимые поступки (слова и мысли) иудея должны следовать предписаниям Закона и освящаться им. Это обосновывалось идеей вездеприсутствия Божия, Который пребывает в каждой точке пространства своей Шхиной (с ивр. – букв. «присутствие») – Божественной славой, Божественным светом. Следовательно, не важно, в каком месте ты находишься, сколь почётно твоё положение в обществе и сколь значимые дела ты выполняешь, – главное, чтобы они соответствовали предписаниям Бога. И тогда любое ничтожное дело не будет в принципиальном смысле отличаться от самого великого, поскольку и то, и другое исполнено стремления угодить Творцу. Сам цаддик призван являть пример подобного отношения. Считается, что отличительной чертой цаддика является двекут (с ивр. – букв, «прилипание») – привязанность к Богу, искренняя любовь к Нему, доходящая до самозабвения. Главное средство стяжания двекут – молитва (ср. с ролью суфийского шейха) 911 . Вместе с тем хасидизм наделяет сакральностью такой аспект человеческой жизни, как веселье. В связи с этим акцентируется внимание на значимости трёх субботних трапез, сопровождающихся не только молитвой, но и обильными яствами, употреблением спиртных напитков, песнями и танцами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Хасидизм. Предшественники хасидов в Средние века. Основные этапы истории хасидизма. Роль цадика в жизни хасидов. Лидеры хасидизма: Баал-Шем-Тов, Шнеур-Залман. Появление бреславских хасидов. Философия Хабад. Любавические хасиды. М.-М. Шнеерсон. Современные иудейские религиозные объединения и их лидеры. ФЕОР. КЕРООР. Святые отцы об иудаизме. Христианско-иудейский диалог на Западе и его результаты. Различие позиций Православной Церкви и западного христианства по отношению к христианско-иудейскому диалогу. Основная литература: 1. Максимов Ю. Иудаизм//Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение). 2. История религий в России. Учебник /Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005. 3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению /Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 4. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] //Церковный вестник. 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 , свободный. - Загл. с экрана. 5. Амораи//ПЭ. М., 2001. Т. II. 6. Агада////ПЭ. М., 2001. Т. I. 7. Дозоец Д. П. Гемара//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 568. 8. Иешива//ПЭ. М., 2009. Т. XXI. С. 514-515. 9. Пятецкий Л. М. Галаха//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 305-307. 10. Дозорец Ю. Ю. Гирш//ПЭ. М., 2006. Т. XI. С. 522. Дополнительная литература: 1. Христианско-иудейский диалог: Хрестоматия: Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. 2-е изд., испр., М., 2002. 2. Кураев А., диак. Как делают антисемитом. М., 1998. 3. Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990. 4. Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы (Доклад на международной конференции «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».09.11.09) [Электронный ресурс] /Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа:   http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html , свободный. - Загл. с экрана.

http://bogoslov.ru/article/740746

Это обосновывалось идеей вездеприсутствия Божия, Который пребывает в каждой точке пространства своей Шхиной (с ивр. букв «присутствие») – Божественной славой, Божественным светом. Следовательно, не важно, в каком месте ты находишься, сколь почетно твое положение в обществе и сколь значимые дела ты выполняешь, – главное, чтобы они соответствовали предписаниям Бога. И тогда любое ничтожное дело не будет в принципиальном смысле отличаться от самого великого, поскольку и то, и другое исполнено стремления угодить Творцу. Сам цаддик призван являть пример подобного отношения. Считается, что отличительной чертой цаддика является двекут (с ивр. букв. «прилипание») – привязанность в Богу, искренняя любовь к Нему, доходящая до самозабвения. Главное средство стяжания двекут – молитва (ср. с ролью суфийского шейха) 110 . Вместе с тем хасидизм наделяет сакральностью такой аспект человеческой жизни, как веселье. В связи с этим акцентируется внимание на значимости трех субботних трапез, сопровождающихся не только молитвой, но и обильными яствами, употреблением спиртных напитков, песнями и танцами. Иначе говоря, здесь весьма важны экстатические переживания, поскольку именно при их посредстве и реализуется связь Божественного и человеческого. Вообще хасидизм настроен критически в отношении аскетических усилий. Суровые посты и вообще практика самоограничения признаются малоэффективными на пути духовного восхождения. Сам Исраэль Баал-Шем-Тов настаивал на том, что самыми главными являются три добродетели: любовь к Богу, любовь к Его народу и любовь к Его Закону. Сегодня самые крупные хасидские общины находятся в Израиле, США и на Украине. Хабад (Хабад-хасидизм или Хабад-Любавич 111 ) – движение, возникшее во второй половине XVIII века внутри хасидизма. Название религиозной группы является акронимом еврейских слов, обозначающих ключевые духовные ценности адептов учения, посредством которых осуществляется богопознание и богообщение: хохмá – «мудрость», бина – понимание, даат – «знание». Перечисленные категории подчеркивают смещение акцентов, произошедшее в связи с появлением данного течения: интеллектуальные переживания потеснили эмоционально-экстатические.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Примечательно, что в псалме 17 Яхве описывается схожим образом: он восседает на херувимах (ср. с описанием Баала из поэмы о постройке дворца (I, 12–13): «На керубе восседая, мощно громыхает муж небесный!»), выпускает из ноздрей дым, а из своих уст – огонь, рассеивает по небу молнии (что, несомненно, отсылает к атрибутам ханаанского бога Грома и «Владыки Жара»). Атрибуты громового бога, ниспосылающего дождь, находим, в частности, также в книге Иова ( Иов.38:25–26 ), в книге пророка Амоса (4, 7] и пророка Иеремии (25, 30). Культ Баала был самым распространённым на территории Ханаана. В некоторых районах Сирии он был также известен под своим личным именем Хадад, или Адад («гром»). Этот молодой, сильный и смелый бог считался покровителем многих городов региона. Неслучайно именно с этим божеством связаны многочисленные сюжеты борьбы ветхозаветных пророков за чистоту веры в Израиле. Рис. 45. Баал. Фото автора Баал – одновременно сын Эля, поскольку тот «отец всех богов», и в то же время он именуется сыном космического бога второго ряда – бога сельского хозяйства, дождя и злаков Дагана (Дагона) 400 . Имя этого божества 401 , по одной из версий, означает «колос», по другой, менее вероятной, – «рыба». Библия сообщает, что почитание Дагана было особенно распространено среди филистимлян 402 . Культ Дагана существовал и в Угарите, судя по тому, что один из главных храмов этого города был посвящён данному божеству. Ещё одним важным персонажем ханаанского пантеона был бог Йамму (семитск. ym – «море»). Он – «Князь Моря, Правитель Реки», возлюбленный сын Эля, которому тот завещал свою власть. В одном из текстов он именуется «семиглавым драконом» 403 . У Баала был ещё один брат и соперник – бог Муту («смерть») – божество смерти, владыка подземного царства. Как и все боги, Муту был рождён от Эля. §5 Ханаанская мифология Возвышение Баала Текст, излагающий данный миф, сообщает о том, что Баал и его сподвижники неожиданно напали на Эля (Илу) в его дворце на горе Цафон. В результате «нечто» упало на пол, что обычно интерпретируется как оскопление верховного бога, т. е. лишение его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010