538 род Мой, Израиля, и ты будешь вождем над Израилем. — И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хэброн и заключил с ними царь Давир договор (б’рит) в Хэброне пред лицом Ягвэ; и помазали Давида в цари над Израилем. — И пошел царь и мужи его в Иерусалим на Иебусеев, жителей земли. — И взял Давид крепость Сион. — И поселился Давид в крепости и назвал ее градом Давидовым; и строил Давид кругом от вала и внутрь. И пошел Давид далеко и (стал) велик, и Ягвэ Бог Цебаот — с ним. И прислал Хирам царь Тирский послов к Давиду, и кедрового лесу и плотников и каменщиков, и выстроили они дом Давиду. И познал Давид, что утвердил ею Ягвэ царем над Израилем, и что поднял царство его ради народа Своего Израиля» (2 Сам. V, 1-3, 6, 7, 9-12). Давид не искал, подобно Саулу, утвердить и возвысить царство свое для себя истреблением духовной власти и угождением народной толпе. Руководясь в своих действиях указаниями свыше, он только из великого успеха этих действий познал, что Ягвэ утвердил и возвысил его власть для блага Израиля. Но и познавши это, он не перестает обращаться к высшей воле и следовать ее решениям. «И услышали филистимляне, что помазали Давида в цари над Израилем, и поднялись все филистимляне, чтобы изловить Давида; и услыхал Давид и вошел в крепость. А филистимляне пришли и расположились в долине исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, говоря: выходить ли мне на филистимлян, предашь ли их в руку мою? — И сказал Ягвэ Давиду: выходи, ибо отдавая отдам филистимлян в руку твою. — И пошел Давид на Баал-Працим (вершина Прорывов), и поразил их там Давид и сказал: прорвал Ягвэ (ряды) врагов моих пред лицом моим, как прорыв вор; поэтому и наречено имя месту тому Вершина Прорывов (Баал-Працим). И забыли там идолов своих и унес их Давид и мужи его. И еще снова пришли филистимляне и расположились в долине Исполинов (Эмэк-Рефаим). И спросил Давид у Ягвэ, и он сказал: не выступай (прямо), а зайди им в тыл и подойди к ним со стороны тутовых деревьев; и будет, когда услышишь шорох проходящий (буквально: глас шествия — кол цеада) по верхушкам шутовых деревьев, — разом ударь, ибо тогда пойдет Ягвэ пред лицем твоим на поражение полчищ филистимских. — И сделал Давид

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Восора, или Бозра, упомянута в Ис. 34в числе городов идумейских. Развалины его известны под именем Ель-Бузере в Джебале. Быт. 36:34 Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян. Быт. 36:35 И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф. В книге Яшар (II отдел Исход) упомянута ожесточённая вражда между моавитянами и мадианитянами и рассказана причина этой вражды (измена моавитян во время враждебных действий этих двух племён против Гадада, царя Эдома). Впоследствии Моав просил помощи Гадада против Мадиана, и Гадад поразил мадианитян (как в нашем тексте). Migne (les apocryphes T. II, note 1389) указывает на глубокую древность этого отрывка книги Яшар, так как во время движения потомков Израиля в пустыне мадианитяне и моавитяне забыли уже об ожесточённой вражде своей и соединились вместе, чтобы противостоять движению народа израильского ( Чис. 22:4 ). Быт. 36 И умер Гадад, и воцарился по нем Самла из Масреки. Быт. 36:37 И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. Под именем реки почти везде разумеется в Пятикнижии Евфрат. Реховоф при реке, т. е. лежащий на Евфрате, назван, вероятно, так для того, чтобы отличить его от Реховофа-Ира, который по всем данным должен был лежать на Тигре и, быть может, даже составлял лишь часть великого града Ниневии, виденного пророком Ионою (сравни Быт. 10и комментарий к этому стиху). Быт. 36:38 И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. Быт. 36:39 И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нем Гадар [сын Варадов]; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава. Мы выше, в комментарии к Быт. 36:31 , указывали уже, что м. Филарет и другие комментаторы думают, что Гадар (или Гадад по 1Пар. 1:46–47 ) был современником Моисея, что подтверждается и упоминанием жены его и родства его жены. Английская Библия, выражая то же мнение, замечает, что новейшие критики, желающие отнести ко времени царей Израильских начертание Пятикнижия, никак не могут отнести время жития Гадара ко времени царей Израильских, что составляет одно из сильных доказательств, что сам Моисей начертывал Пятикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иероним (Trad. Hebr.), по различным своего времени мнениям, дает ему три значения: а) мски или мулы, б) моря или озера и в) теплые воды. Последнее значение приняли толковник Сирский и Вульгата. Иероним подтверждает оное из финикийского языка, Феодорит (Quaest. m Gen. XCII) из сирского, а между новейшими Михаэлис из арабского (in Supplem). Знатнейшия в сей стране теплые воды суть Каллирройские на восточной стороне Мертвого моря. Сии сыны Аны: Дишон. Не должно почитать повреждением текста, что после слов сии сыны находится одно только имя сына. Сие есть действие простоты слога. Писатель, многократно писав сии сыны, написал так и здесь и не позаботился, что последующее не отвечает сему грамматически. ДИНАСТИИ ИДУМЕЙСКИЕ 31. Сии суть цари, царствовавшие в земле Эдом прежде царствования царей у сынов Израилевых. 32. Бела царствовал над Эдомом в городе, которому имя Дингава. 33. Бела умер и царствовал по нем Иовав, сын Зераха, из Боцры. 34. Умер Иовав, и царствовал по нем Хюшам из земли Теманитян. 35. Умер Хюшам, и царствовал по нем Tagag, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф. 36. Умер Гадад, и царствовал по нем Самла из Масреки. 37. Умер Самла, и царствовал по нем Шаул из Реховофа, что при реке. 38. Умер Шаул, и царствовал по нем Баал–Ханан, сын Ахборов. 39. Умер Баал–Ханан, сьн Ахборов, и царствовал по нем Годар (сын Варадов); имя города его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреды, дочь Ме–Загава. 40. Вот имена старейшин Исавовых по племенам их, по местам, носящим имена их: старейшина Тимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 41. старейшина Аоливама, старейшина Эла, старейшина Пинон, 42. старейшина Кеназ, старейшина Теман, старейшина Мивцар, 43. старейшина Маздиэл, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские, по их поселениям, в земле обладания их. Вот Исав, отец Идумеев. Некоторые утверждают, что сей список правителей идумейских не мог быть написан в сей книге рукою Моисея. Мнение сие основывается на двух причинах: Моисей не мог говорить о царях у сынов Израилевых, которые начались через несколько столетий после него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

(13) (Но) быстро забыли они деяния Его, не дождались совета Его, (14) И страстно возжелали (мяса) в пустыне, и испытывали Б-га в Йешимоне (пустыне). (15) И дал Он им (то, что) просили они, но послал изнурение (мор) душам их. (16) И позавидовали они Мошэ в стане, Аарону, освященному Господом. (17) Разверзлась земля, и поглотила Датана, и покрыла общину Авирама. (18) И загорелся огонь в общине их, пламя спалило нечестивых. (19) Сделали они тельца в Хорэйве и поклонялись литому (идолу), (20) И променяли славу свою на изображение тельца, едящего траву. (21) Забыли они Б-га, спасшего их, совершившего великие (деяния) в Египте, (22) Чудеса – в земле Хама, страшные (деяния) – у Ям-Суфа. (23) И сказал Он, что уничтожит их, (и истребил бы их), если бы Мошэ, избранный Его, (не) стал пред Ним в проломе (вступился за народ), чтобы отвратить ярость Его от истребления (их). (24) И презрели они землю вожделенную, не поверили слову Его. (25) И возроптали они в шатрах своих, не слушали голоса Г-сподня. (26) И поднял Он руку Свою для них (поклялся), что повергнет их в пустыне, (27) И потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам. (28) И прилепились они к Баал Пеору и ели от жертв, (приносимых) мертвецам (идолам). (29) И гневили они (Г-спода) делами своими, и вспыхнул среди них мор. (30) И встал Пинхас, и совершил суд, и прекратился мор. (31) И зачтено это ему в праведность из рода в род, во веки веков. (32) И прогневили они (Г-спода) у вод Меривы, и пострадал Мошэ из-за них, (33) Ибо возмутили они дух его и изрек он это устами своими. (34) Не уничтожили они те народы, о которых говорил им Г-сподь, (35) И смешались они с народами и научились делам их. (36) И служили они идолам их, и стали те для них западней. (37) И приносили они в жертву бесам сыновей своих и дочерей своих. (38) И проливали они кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Кенаана, и осквернялась страна кровью. (39) И оскверняли они себя делами своими и грешили действиями своими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(13) (Но) быстро забыли они деяния Его, не дождались совета Его, (14) И страстно возжелали (мяса) в пустыне, и испытывали Бга в Йешимоне (пустыне). (15) И дал Он им (то, что) просили они, но послал изнурение (мор) душам их. (16) И позавидовали они Мошэ в стане, Аарону, освященному Господом. (17) Разверзлась земля, и поглотила Датана, и покрыла общину Авирама. (18) И загорелся огонь в общине их, пламя спалило нечестивых. (19) Сделали они тельца в Хорэйве и поклонялись литому (идолу), (20) И променяли славу свою на изображение тельца, едящего траву. (21) Забыли они Бга, спасшего их, совершившего великие (деяния) в Египте, (22) Чудеса – в земле Хама, страшные (деяния) – у Ям-Суфа. (23) И сказал Он, что уничтожит их, (и истребил бы их), если бы Мошэ, избранный Его, (не) стал пред Ним в проломе (вступился за народ), чтобы отвратить ярость Его от истребления (их). (24) И презрели они землю вожделенную, не поверили слову Его. (25) И возроптали они в шатрах своих, не слушали голоса Гсподня. (26) И поднял Он руку Свою для них (поклялся), что повергнет их в пустыне, (27) И потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам. (28) И прилепились они к Баал Пеору и ели от жертв, (приносимых) мертвецам (идолам). (29) И гневили они (Гспода) делами своими, и вспыхнул среди них мор. (30) И встал Пинхас, и совершил суд, и прекратился мор. (31) И зачтено это ему в праведность из рода в род, во веки веков. (32) И прогневили они (Гспода) у вод Меривы, и пострадал Мошэ из-за них, (33) Ибо возмутили они дух его и изрек он это устами своими. (34) Не уничтожили они те народы, о которых говорил им Гсподь, (35) И смешались они с народами и научились делам их. (36) И служили они идолам их, и стали те для них западней. (37) И приносили они в жертву бесам сыновей своих и дочерей своих. (38) И проливали они кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Кенаана, и осквернялась страна кровью. (39) И оскверняли они себя делами своими и грешили действиями своими.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

1Пет.3:5 .  Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 1Пет.3:6 .  Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. В подкрепление своего увещания женам-христианкам к подчинению мужьям Апостол указывает на древние, ветхозаветные примеры добродетельных жен, украшавшихся более всего повиновением мужьям своим. Из библейских женщин Апостол особенно выделяет (ст. 6) Сарру, родоначальницу евреев, засвидетельствовавшую свое супружеское почтение и подчинение мужу своему Аврааму самым наименованием его своим господином (евр. баал, греч. κριος), Быт 18:12 . Пример Сарры был особенно внушителен для христианок из евреек, но и христианки из язычниц могли быть названы дочерьми Сарры по духу, как всех христиан Ап. Павел именует детьми Авраама, отца верующих ( Рим 4:16 ). Такое духовное родство христианок с Саррою предполагает и Ап. Петр здесь, когда обусловливает это родство двумя обстоятельствами: а) если делаете добро, и б) не смущаетесь никакого страха: «при украшении, приличном христианкам, убеждает их быть милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей… Такою возвышенною речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, Апостол удерживает и мужей от строгости к ним». 1Пет.3:7 .  Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28 ); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор 7:5 ; 1Тим 2:8–9 ), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. Возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены. 2 . Воздвигните ср. Иер. 6:1 . Посрамис Вилъ: последнее название, в евр. тексте произносимое Бел, а в ассирийско-вавилонских памятниках клинообразного письма Бил, и составляющее видоизменение слова Ваал=Баал, принадлежало главному вавилонскому божеству солнца. Вил посрамился в том смысле, что, не оправдав надежд, возлагавшихся на него его почитателями, не станет с тех пор слыть за великого, могущественного бога. Когда Вавилон будет взят, то халдеи станут думать, что бог их безсилен сохранить их великую столицу (ср. Иер. 10:15 ). Другое название Меродах относилось к идолу, в котором халдеи боготворили планету Юпитера, и произносилось ими Мардук или Марудуку. Меродах провозглашается побежденным в том смысле, что когда халдеи были поражены, поражение это в их глазах было равносильно поражению бога, их надежды (ср. Ис. 37:12 ). Иер. 50:3 3. к нань зыкъ свера, той положитъ землю ег в и не бдетъ живй в ней члвка даже и до скота: подвигншас, идоша. 3. Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там; от человека до скота, все двинутся и уйдут. 4. В те дни и в то время, говорит Господь, прийдут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Господа Бога своего. 5. Въ испытаютъ стез, там бо бративше лица сво и приложатс ко Гд завтомъ вчнымъ, иже не предастс. 5. Будут спрашивать о пути к Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется. 4–5. О слезах, с которыми пойдут сыны израилевы и иудины в Сион, см. под Иер. 31:9 . Грехи, раскаяние в которых означали эти слезы, послужили причиною расторжения союза между Богом и Его народом (ср. Иер. 3:1, 8 ); за них Господь отверг народ Свой от лица Своего (ср. Иер. 7:15 ; 4Цар. 24:20 ). Раскаяние во грехах привлечет к народу снова милость Божию, и так как эта милость будет не только последствием раскаяния, но и действующею причиною нравственного очищения народа: то возстановленный союз имеет пребыть вечным, как вечен Сам всемогущий Бог (ср. Иер. 31:3, 29–31 с толков.). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 50:6–13

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

5. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. 5 . Доме Иакова, народ израильский, рассматриваемый как одно семейство, живущее под одной кровлей. «Светом Господним» названа совокупность заповедей Господних (ср. Притч.6:23 ), вообще учение Божие, не только содержащееся в законе Моисеевом, но и позднее преподававшееся через пророков. стави бо люди сво, домъ зане коже из начала наполнис страна ихъ коже иноплеменниквъ, и чада мнга родишас им. 6. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. 6 . стави бо люди сво, домъ (=евр., греч. Комплют. и Альд.; Ват. и Алекс, τν οκον το σραλ), точнее с евр. отринул, перестал его считать Своим народом, перестал благоволить к Нему и охранять его Своими попечениями. Частица « бо» – букв., перевод евр. Связь этого стиха с предыдущим следующая: народ израильский должен возвратиться на путь исполнения закона Божия, потому что Господь отверг этот народ именно за отступление его от закона, и исполнение заповедей Божиих может возвратить ему Божие благоволение. Частица зан вводит указание причины, почему Господь «отринул народ свой». коже из начала (=с незапамятных времён, – ς=«якоже» указывает на субъективный характер понятия, выражающегося в слове «из начала», – в действительности не «из начала» стали служить израильтяне в стране своей идолам) наполнис страна ихъ коже иноплеменниквъ ( τν λλοφλων=страна иноплеменников). Что волхвования имели место в Израиле рано, – можно заключать из того, что уже в Моисеевом законе ( Исх.22:18 ; Числ.19:26; 20:27 ; Втор.18:10 и сл.) запрещаются различные виды волшебства. Уже в Египте евреи могли познакомиться с искусством волшебным (ср. Исх.7:22; 8:7 ). Земля филистимская в настоящем месте пр. Исаии представляется образцовой страной волшебников: из 4Цар.1:2 известно о существовании в филистимском городе Аккароне оракула Баал-Зебуба, к которому обращались и из израильского царства, которого слава, следовательно, была распространена далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

…в тот день… - . См. комм.к 1:5. …ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». В юридическом аспекте муж может называться ваалом  жены (Быт 20:3. Исх 21:22. Втор 24:4 и др.) . Но называть Ваалом YHWH – двусмысленно, ведь слово баал может использоваться не только как имя нарицательное («господин», «хозяин», «владетель»), но и как имя собственное, имя хананейского божества. Тогда как иш означает просто «муж», и именем собственным быть не может. Называть YHWH Ваалом значит ставить Его в один ряд с ложными богами, в то время как муж – он всегда один и незаменим. Алонсо Шёкель и СикреДиас поясняют, что, называя YHWH мужем , «жена признает Его права, отвечает на Его любовь, аннулирует развод, сформулированный в начале (2:2)» Во времена Осии имя стало слишком отдавать синкретизмом, ассоциироваться с идолопоклонническими культами, и поэтому должно было быть запрещено. Интересно в этой связи вспомнить, что это слово нередко было составной частью в личных именах израильтян. Саул и Давид нарекали своих детей «ваалическими» именами, в которых эта самая составная часть – – указывала не на хананейское божество, а на YHWH. О том, что и во время Осии слово широко использовалось для составления личных имен, свидетельствуют остраконы, найденные при раскопках царского дворца в Самарии. Блаженный Иероним: «Слова Господа имеют следующий смысл: …Я настолько возненавидел имена идолов, что не желаю, по причине двусмысленности и неопределенности, называться даже тем, что может иметь хороший смысл, но предпочитаю называться issi , а не baali , чтобы, говоря одно, не напоминать о другом, и называя мужем, не думать об идоле» . У LXX ваалмой становится множественным Βααλιμ, видимо, в целях синхронизации со следующим стихом. Таргум, как обычно, устраняет супружескую метафору, интерпретируя стих в конкретно-культовом смысле: И будет в тот день, говорит Господь, вы воздадите служение Мне, и не будете больше служить идолам народов. …удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. Ср. Исх 23:13: «Имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих». Чуть выше (2:13) звучал упрек в том, что жена (Израиль) забывала своего мужа (YHWH). В будущем, напротив, забыты будут ложные божества. О свободном от идолов эсхатологическом будущем в послепленной книге пророка Захарии говорится так: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы» (Зах 13:2).

http://bogoslov.ru/article/4784932

Если эти слова тождественны, то непонятно, как верующие в истинного Бога иудеи могли приписывать языческому идолу реальную силу изгонять бесов из одержимых. Скорее всего, евреи, зная демоническую природу идолопоклонства, название аккаронского истукана «баал-зевула» использовали как одно из названий сатаны — “князь Ваала”. Утверждение, что Иисус прибегает к его силе, было особо тяжелой разновидностью клеветы. Клевета в Священном Писании приравнивается к измене и кровопролитию: “Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживое слово” (Ис. 59, 13). В рассматриваемом нами случае ничтожные порочные люди возводили клевету на Владыку вселенной, перед Которым трепетала всякая тварь. Высказывания фарисеев и законников выражали лишь их злобную настроенность. Перевести эти обвинения в юридическую область было невозможно. Затруднение иудейских вождей было в том, что они не находили реального повода к законному осуждению. Поэтому предпринимались попытки уловить Его в каких-либо словах. Об этом пишут все три автора синоптических Евангелий. Св. ап. Лука рассказывает, что фарисеи после обличения Иисусом их лицемерия “начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его” (Лк. 11, 53–54). Св. ап. Марк говорит о такой же попытке после рассказанной Спасителем притчи о злых виноградарях: “И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове” (Ин. 12, 13). На этот раз в целях погубить Иисуса иудеи хотели использовать власть римлян. “Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать нам или не давать” (Мк. 12, 14), — спрашивали они. Коварство фарисеев было очевидно. Отказывающийся платить подать в императорскую казну мог попасть в число непокорных. Ему грозило наказание за сопротивление властям. В Римской империи существовала подушная подать. Плата вносилась римской серебряной монетой — динарием.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010