И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена. Святой Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда      Урок четвертый: Господь всегда знает, что Он делает, и все, что ни происходит с нами, Он обращает для нашего блага Итак, в IX веке до Рождества Христова официальной религией Израильского царства являлся культ Ваала. Исповедники истинной веры в Бога были гонимы. Слово «ваал», или «баал» имеет семитские корни. Оно переводится как «хозяин» или «господин». Данного идола почитали язычники Хананеи, Финикии, Сирии. В разное время и у разных народов его считали то богом солнца, то плодородия, то воды, то грома. Центр данного культа был в средиземноморском финикийском городе Тире. С помощью Иезавели религия распространилась и в Израильском царстве. Культ Ваала был очень жесток и распутен. К примеру, так как Ваал считался богом-оплодотворителем, рождающим Вселенную, то основой псевдорелигиозного обряда ему были сладострастные оргии. Во время них жрецы культа в экстазе наносили себе порезы на теле, преимущественно на запястье и ладонях. Священное Писание Ветхого Завета говорит о том, что Ваалу приносили человеческие жертвоприношения: убиение собственных детей, сожжение их на огне. В Книге пророка Иеремии читаем: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие… за то, что они… устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (19:3–5). Вот с каким ужасом с Божьей помощью боролся пророк Илия! С ужасом, возведенным в ранг государственного закона. Но Бог поругаем не бывает никогда. Царь Ахав все-таки имел в глубине души страх Божий, подобно Ироду, имевшему также нечестивую жену, но благоговевшему перед святым Иоанном Крестителем, он также благоговел перед святым пророком Илией. Царь и его народ, одурманенные, сбившиеся с пути, уже не знали, где истина, но они хотели ее отыскать. Потому по царскому повелению было устроено своеобразное религиозное состязание между Илией и жрецами Валовыми. Построили рядом два жертвенника: истинному Богу евреев и Ваалу. Было решено: на который жертвенник сойдет огонь с неба и попалит жертву – та религия истинна. На горе Кармил собрался весь народ Израильский. И милосердный Господь в который раз сжалился над несчастными, сбившимися с пути людьми. Конечно, как ни старались жрецы Ваала призывать небесный огонь, у них ничего не получилось.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Из городов северного Ханаана сожжен был один Асор, как сильный город, который, если бы не был сожжен, мог быстро оправиться и сделаться опасным для завоевателей; другие города, построенные на холмах (по-славянски «крапли»), не возбуждавшие таких опасений и пригодные завоевателям при предстоящем расселении в стране, не были сожжены. Нав.11:16 .  Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места [при горе], Нав.11:17 .  от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил. Нав.11:16–17 заключают общее обозрение завоеванной земли, в состав которой входили: 1) южный Ханаан ( «всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гашен и низменные места», ср. Нав.10:40 ); 2) Иорданская долина, примыкающая к ней с запада главная горная возвышенность и приморская равнина ( «равнину, – по-еврейски «гаарава», – и гору Израилеву, и низменные места»). Объяснение названия «гора Израилева» см. в толковании к Нав.11:21 . С юга на север завоеванная земля простиралась «от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской». Под горой Халак, или «горою лысою» (см. Толковая Библия, т. 1-й, с. 98), разумеется большей частью у комментаторов цепь гор, на юг от Мертвого моря, которая тянется параллельно Сеирским горам по западной стороне вади Арава, отделяющих Ханаан от Идумеи. Некоторые, впрочем, отождествляют гору Халак с лежащей на запад от Арава горой Мадера, представляющей совершенно голый утес. Местоположение Ваал-Гада не определено с несомненностью: выбор места для этого города колеблется между известной (в позднейшее время) Кесарией Филипповой, или Баниас, находящейся на южном склоне Ермона и лежащей севернее Хасбейей. То обстоятельство, что в последующее время вместо Баал-Гада обозначением северной границы Израильской земли сделался г. Дан ( Суд.20:1 , 1Цар.3:20 и др.), находившийся близ Кесарии Филипповой (в 4 римских милях), располагает к тому, чтобы именно последнюю признавать местом Ваал-Гада, так как при этой близости обоих городов замена одного другим не производила перемены в направлении пограничной линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, имя, с точки зрения Библии, говорит нечто важное о будущем человека, но о точном смысле пророчества он и сам порой не догадывается. В книге Судей мы читаем историю тучного моавитского властителя по имени Еглон, которое происходит от слова эгель, «телец». Моавитский язык был очень близок к еврейскому (собственно, их можно считать двумя диалектами одного языка), так что значение этого имени понималось одинаково и моавитянами, и евреями, но очень по-разному могло выглядеть его конкретное наполнение. Телец – символ мощи и величия, и царю такое имя подходит как нельзя лучше. Но, с другой стороны, раскормленный телец может быть заколот, что на самом деле и происходит, когда к Еглону приходит израильтянин Аод. Не случайно текст так подробно описывает «технологию» заклания: «Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: У меня есть до тебя слово Божие. Он встал со стула, Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части» ( Суд 3:20–22 ). Действительно, «слово Божие» в данном случае и состояло в том, что имя Телец получило теперь совершенно новое толкование! Переименование может выражать и насмешку. Во многих местах Ветхого Завета мы читаем о языческом божестве по имени Веельзевул (на древнееврейском Баал-зевув, то есть «властелин мух»). По-видимому, это – презрительное прозвище, данное библейским автором предмету поклонения язычников. Сами язычники, вероятно, вместо слова зевув («муха») употребляли близкое по звучанию слово зевул, означающее «высокое жилище». Действительно, божество куда приличнее называть «владельцем небесного дворца», чем «повелителем мух»! Но для евреев было важно развенчать это божество, и перемена имени оказывалась тут действенным способом Слова не бывают случайными – подсказывает нам Библия, – и в особенности это касается имен. У них, конечно же, нет какой-то магической силы, которая могла бы определять судьбу их носителей. Но они могут служить своего рода знаками, помогающими нам разобраться в самой сути вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Нужно сидеть дома в шатрах и не выходить какое-то время на улицу – иначе заедает этот гнус. Вот считали, что этот гнус и насылает Баал Зебуб, или Вельзевул, – в переводе вот так имена до неузнаваемости – и молились ему. Вопросить – выздоровеет ли он от своей болезни? – он и посылает посольство. И на пути в Аккарон это посольство встречает необычайный человек. По описанию Охозия сразу понял, что это Илия. Встречает это посольство Илия и говорит: – Это вы куда направились? – Вот, в Аккарон, вопросить божество. – Разве нет Бога в Израиле, чтобы пророка вопросить Его, что вы идёте туда? А ведь это одно из имён сатаны. Христа ведь тоже обвиняли в чём? Что Он изгоняет бесов силою князя бесовского: силою Веельзевула. Вот, где хула-то была на Духа Святаго. Вот пророк и говорит: так это же что? Это хула. На Святаго Духа. Разве нет пророка в Израиле? Скажите пославшему вас, что на постель, на которую он взошёл, не сойдёт с неё. Умрёт. И, когда это посольство в страхе вернулось и они описали, что за человек, царь сразу понял, что это Илия. И приказал разыскать его и схватить. И вот посылается один пятидесятиначальник, с пятидесятком своим, искать этого пророка. И нашли его, когда он был на горе – на горе Кармил. Вот смотрите 9-й стих: «И послал к нему пятидесятника [вот здесь очень важный текст. И важный текст, вот, в каком отношении:]. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему...» Так это от себя можем : – Эй, ты! Человек Божий! Царь говорит: сойди! И отвечал Илия, и сказал: – Если я – человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба, и попалил его и его пятидесяток за его кощунство. «Эй, ты, человек Божий!», – разве можно так обращаться к пророку? Он воистину человек Божий. А здесь такой цинизм: царь приказывает тебе сойти, ты должен слушаться и мы тебя арестуем сейчас же. Второй пятидесятник – то же самое. Не вразумился примером первого. С таким же: – Эй, ты, человек Божий! Царь говорит: сойди! И то же – та же участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Поведу Тебя, введу Тебя В дом матери моей. Ты будешь меня учить; А я Тебя буду поить ароматным вином, Соком гранатовых яблок моих. Левая рука Его у меня под головою, А правая рука Его обнимает меня. – Заклинаю вас, дщери Иерусалима, Не будите и не тревожьте возлюбленную, доколе хочет. – Писатель Кто сия восходящая от пустыни, Опирающаяся на Возлюбленного своего? – Невеста Я под этой яблонью разбудила Тебя; Там родила Тебя матерь Твоя, Там болезновала родительница Твоя. Положи меня, как печать, к сердцу Своему, Как перстень на руку Свою. Ибо любовь люта, как смерть; Жар ея свиреп, как преисподняя; Стрелы ея, стрелы огненныя; она пламень Божий. Большие воды не могут потушить любви, И реки не зальют ея. Если бы кто давал Все богатство дому своего за любовь, Его отвергли бы с презрением. – Братья невесты Сестра у нас мала, и сосцев еще нет у ней. Что нам будет делать с сестрою нашею В тот день, когда пойдет о ней речь? Если бы она была стена, Мы построили бы на ней башню из серебра; А если бы она была дверь, Мы обложили бы ее доскою кедровою. – Невеста Я стена, и сосцы мои, как башни. Таким образом я стала в очах Его, как нашедшая мир. Виноградник есть у Соломона в Баал-Гамоне. Он вверил сей виноградник стражам; Каждый должен за плоды Его доставлять 1000 сребреников. Виноградник мой, какой есть у меня, предо мною. Тебе, Соломон, тысяча, И двести стрегущим плоды Его! – Жительница садов! Сотоварищи внимают гласу твоему: Позволь и Мне послушать. – Невеста Скорее, Возлюбленный мой! Несись подобно серне, Или оленю юному, По горам благовоний! Глава 4. Текстологические заметки к древним текстам и различным переводам книги Песнь Песней 82 Глава 1 Название книги в славянском, синодальном переводах дается без точного соответствия греческому тексту («Книга Песнь Песней царя Соломона» – слав., «Книга Песни Песней Соломона» – син.). Греческое название, ισμα σμτων, στιν τ Σαλωμων означает «Песнь Песней, что Соломону» (так по Порфирию). Кроме этого названия, составляющего в LXX первый стих, в ватиканском кодексе надпись: ΑΣΜΑ, а в александрийском σμα σμτων.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подпишитесь на наш Телеграм «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут» (Ис 2:17–18). Во время Великого поста существует традиция чтения Книги Исайи — именно в это и только в это время Православная Церковь обращает внимание на Ветхий Завет. Мы выбрали те отрывки, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание Книги Исайи, и исследуем, что из слов пророка можно сегодня примерить на себя. Размышляя о человеческой и Божьей высоте, читаем вторую главу Книги Исайи. Высота как претензия на власть и господство бросает вызов Богу И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. Ис 2:2–3 Пророк Исайя в своих проповедях не раз говорил о высотах — как о высоте Божьей, так и о высотах языческих. Имел он в виду в том числе и вполне конкретные исторические реалии. «Высотами» назывались места, где находились святилища или алтари богов. Собственно, почти каждый холм или гора были в древности священными — там почти наверняка можно было найти если не храм, то какой-нибудь алтарь, посвященный местному божеству. У семитских народов такой местный бог назывался баал — «владелец» или «хозяин». Баалов было много, и жертвы им приносил каждый, кто оказывался на соответствующей территории. Сион, где находился Иерусалимский Храм, в Библии тоже нередко называют высотой, Божьей высотой, высотой Яхве. Ведь Храм тоже был святилищем — святилищем Единого, а Сион оказывался, соответственно, высотой Яхве — истинного Бога. В своей проповеди Исайя противопоставляет гору дома Яхве как Божью высоту другим высотам — высотам баалов, языческих богов. В этом смысле торжество горы дома Божия началось тогда, когда правивший во времена Исайи царь Иудеи Езекия уничтожил в стране все языческие алтари и святилища, утвердив тем самым статус яхвизма как государственной религии.

http://blog.predanie.ru/article/vysota-k...

Анат (Анаис, Танаис, Танит, Тиннит) – молодая богиня любви и войны. В соответствии с некоторыми источниками считалась также дочерью Эля и женой Баала. Отличалась особой кровожадностью, жестокостью и буйством плоти. Под её покровительством находились воины, которые в древних текстах нередко назывались «сынами Анат» 397 . Главным соперником Эля в семье богов был Баал (Ваал) – бог грома, бури и плодородия (см. рис. 44, 45). Имя Баала буквально означает «господин, владыка». Он – представитель второго поколения богов, свергнувший власть отца и творца всего – Эля. Отняв у Эля жён, Баал прогоняет отца «в пропасть хаоса», «к истокам рек». Тем не менее Эль формально продолжает оставаться главой пантеона. Ханаанские мифы награждают Баала рядом красочных эпитетов: Баал-Шамем – «Владыка Небес», Баал-Хаммон – «Владыка Жара», Баал-Кадеш – «Святой Господин», Алийяну-Балу – «Силач Баал», Баал-Хадад – «Владыка Грома», Баал-Зебаб (Баал-Зби) – «Владыка Воинств» 398 . С образом Баала, по-видимому, совпадает образ Мелькарта (букв. «Царь города»). Рис. 44. Баал. Фото автора Яхве и Баал Несмотря на то, что усилиями пророков имя Баала всячески дискредитировалось и «вытравливалось» из религиозного сознания евреев, а поклонение этому богу однозначно не одобрялось (см. Иер.7:9 ), во многих библейских текстах образ данного космического божества сохранился через заимствование и использование основных его характеристик в описании Яхве. Это наглядно можно увидеть на примере текста псалма 28, восходящего, по мнению многих исследователей 399 , к древнему ханаанскому гимну Баалу. В финикийско-угаритских мифах наиболее частыми наименованиями Баала являются «Скачущий на Облаке», «Владыка Воинств», «Владыка Грома», «Владыка Неба», «Владыка Жара», появление которого сопровождается громом, а нередко и мощными землетрясениями: «Баал воссел, как смелый, на горе, Хадад громыхающий, как медведь, на горе своей, Бог Цафон – на горе Могущества. Семь молний он метнул, восемь раскатов грома». (Из поэмы о любви Силача Баала и его сестры Анат)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Несмотря на то что Баал узурпировал верховную власть, он всё ещё не имеет собственного дворца (храма), как остальные боги 407 . Но этот дворец он может построить только с благословения и согласия Эля, который всё равно остаётся формальным главой пантеона. Баал решает прибегнуть к посредничеству и помощи Асират (Ашеры). Богиня идёт к Элю и заверяет его, что отныне Баал «будет давать изобильный дождь» и будет «впредь посылать свой голос в облака». Эль даёт свою санкцию на строительство храма, и Баал теперь может соорудить дворец. Он обращается к Кусар-и-Хусасу, но требует, чтобы построенный дворец не имел окон, поскольку опасается, что через них сможет проникнуть Йамму 408 . Однако в конце концов он всё же соглашается на окна 409 . И Кусар-и-Хусас осуществляет постройку 410 . Баал и Муту После окончания строительства дворца Баал решает сразиться с Муту. Баал направил к нему посланцев сообщить, что отныне он, Баал, один является царём богов и людей, «так что боги могут жить в довольстве, а люди, их большинство на земле, будут вдоволь накормлены». При этом посланцев предостерегают, что им предстоит дойти до края света, где имеются две горы, под которыми находится вход под землю. Приподняв их, они смогут спуститься в царство Муту, где сам Муту восседает на троне в грязи и смраде, но они не должны приближаться к нему, дабы он не поглотил их, подобно тому как он поглотил многие человеческие жизни в результате засухи, вызванной небывалой жарой. Муту отправил посланцев обратно, приказав Баалу явиться к нему, поскольку Баал убил Йамму; теперь его очередь спуститься в подземный мир. Баал приказал своим посланцам сказать Муту: «Приветствую тебя, Муту, сын Илу! Я твой раб, твой навеки». Торжествуя, Муту объявил, что, очутившись в подземном мире, Баал утратит свою силу и будет побежден. Он приказал ему привести с собой сыновей и свиту: ветры, облака и дождь. Баалу ничего не остаётся как согласиться. Перед тем как спуститься в подземный мир, он соединился с тёлкой, и у него появился сын. Баал завернул ребёнка в свою одежду и поручил его Элю 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших дела Господа и во время странствования народа по Аравийской пустыне, явившиеся вновь потомки сынов Израилевых забыли Господа Бога и стали служить богам ханаанских народов Ваалам и Астартам. Ваал, во множественном числе Ваалы (Baalim) отождествляемый с вавилонским Беном (Дан Бил), буквально «Господин» (dominus), ханаанское божество, был олицетворением господства, могущества, производящей силы природы. Применительно к отдельным моментам своего проявления и отдельным областям влияния он получал частные определения и названия. Как стоящий выше всего он назывался Елион, Ваал Тамирал (ср. греч. Ζευς Δημαρους). Как бог неба он назывался Баал Самин. Как бог солнца он назывался Баал Шемеш, или Баал Хамман. Как производительная сила природы он назывался Таммуз (Адон, ср. греч. Αδωνις). Как всепопаляющая сила солнца и как грозный царь вселенной он назывался Баал-Мелех, или Молох, а как бог ветров и погоды – Баал Сефон. Как покровитель города (Тира), он назывался Баал Мелькарт. Как покровитель заветов, он назывался Ваал Берит, как покровитель плодородия – Баал-пеор и проч. Соответственно различным определениям Ваала, народная речь различала как бы многих «Ваалов». Астарта, во множественном числе Астарты (Aschtaroth), вероятно, буквально «Госпожа счастья, плодородия», называемая также Ашера (Счастливая), ханаанское божество, была олицетворением воспринимающей и рождающей силы природы, почему называлась «лицом Ваала» (facies Baali) и соответствовала вавилонской Белите (супруге Вила). Соответственно различным обрядам проявления Ваала, отражением которого была Астарта, как свет луны или Венеры является отражением света солнца, Астарта представлялась иногда богиней счастья и плодородия (ср. греч. Афродита, Венера), иногда же богиней войны и мщения (ср. греч. Артемида, Немезида). Соответственно различным определениям Астарты, народная речь различала многих «Астарт» (ср. Троицкого И. Г. Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время судей, c. 104–124; Пальмова М.С. Идолопоклонство у древних евреев, с. 217–322, Zimmern H. und Winckler H. Die Keilinschriften und das alte Testament, von Eberhard Schrader (1902), II-te Halfte, I-te Liefer, SS. 354–358, 420–432. Iastrow Morris, Die Religion Babyloniens und Assyriens, (1902), SS. 52–55, 61–83, 140–143, 214–218). Уклонение израильтян от веры в истинного Бога и увлечение культами ханаанских народов было неоднократно во время судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее говорится, что Баал сопричёлся мёртвым, но о самом характере смерти ничего не сообщается. После лакуны указывается, что два посланца известили Эля, что они нашли тело Баала. Эль растерзал свои одежды, расцарапал лицо своё и, бия себя в грудь, опустился на землю 412 . Он вопиет в отчаянии: «Баал умер! Что станет с людьми?» Внезапно характер поведения Эля меняется: он начинает действовать чётко и со властью, понимая, что жизнь Вселенной оказывается под угрозой из-за смерти Баала, и потому просит Асират (Ашеру) выбрать одного из их сыновей преемником Баала на царском троне 413 . Богиня выбирает Атара, «Ужасного». Но, сев на трон, тот видит, что трон ему велик, и заявляет, что не может быть царём. Тем временем Анат отправляется на поиски тела Баала. Найдя его, она кладёт его себе на плечи и отправляется на север. Похоронив его, она жертвует много скота для погребального пира. Спустя некоторое время Анат встречает Муту. Схватив его, «она режет его ножом; через сито просеивает его; на огне поджаривает его; мельницей размалывает его; на полях она засеивает его, и птицы поедают его» 414 . Затем Элю кажется, что «жир капает с неба и мёд течёт в водах». Это означает, что Баал вернулся в мир. Эль разражается смехом и объявляет, что будет сидеть и отдыхать, потому что «победоносный Баал жив, Царь Земли существует» 415 . Муту возвращается через семь лет и жалуется на то, как с ним поступила Анат. Он предъявляет претензии богам, что Баал отнял у него власть, и противники начинают борьбу снова. Они бодаются и лягаются, как дикие быки, кусают друг друга, как змеи, пока не валятся на землю. Баал оказывается сверху. Затем богиня солнца Шапаш сообщает Муту предупреждения Эля о том, что продолжать борьбу бесполезно, и Муту подчиняется, признавая верховную власть Баала. Затем Анат получает весть, что впредь царствовать будет Баал, и теперь начинается благословенная эпоха, когда у быка будет «голос газели, а у сокола голос воробья» 416 . §6 Ритуальная практика в Древнем Ханаане Главными местами совершения ритуалов были святилища, которые могли быть двух типов: в городах это были храмы, а за пределами поселений – открытые места, располагавшиеся на горах и возвышенностях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010