Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Житомире осквернена могила ученика основателя хасидизма 22.04.2008 В ночь с 15 на 16 апреля неизвестные злоумышленники сожгли домик над могилой раввина Аарона в Житомире , учителем которого был один из основателей хасидизма Баал Шем Тов. Вандалы также изобразили на стенах свастику и сатанинские символы, сообщает " Агентство еврейских новостей " . В связи с произошедшим запланирована встреча представителей местной еврейской общины с руководством Службы безопасности Украины в Житомирской области. В ноябре прошлого года могила раввина уже подвергалась осквернению. Тогда неизвестными была взломана входная дверь-решетка, внутри и снаружи домика также была нарисована свастика и найдены следы поджога. MIGnews.com/Седмица.Ru Редакция текста от: 22.04.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ Дов Бер Межиричский (1704 или 1710(?), Локачи, ныне Волынской обл., Украина - 1772, Аннополь, ныне Хмельницкой обл., там же), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме, преемник его основателя - Бешта (Исраэля бен Элиезера Баал-Шем-Това ). В юности получил традиц. образование, позднее заинтересовался каббалистическим учением Исаака Лурии и учением Моисея Хаима Луцатто, чьи работы только в виде рукописей были хорошо известны среди польск. мистиков того времени. Д. Б. М. жил как аскет в посте, молитве и крайнем самоограничении, что неблагоприятно сказалось на здоровье. Знакомство с Бештом предположительно произошло в 1758 г. Под его рук. Д. Б. М. оставил аскетический образ жизни и физически окреп. Под влиянием идей Бешта Д. Б. М. стал одним из самых ревностных приверженцев хасидизма. Вел активную религ. деятельность в Ровно и Кореце, позднее переехал в Межирич, к-рый благодаря его проповедям превратился в крупный центр хасидизма. После смерти Бешта в 1760 г. Д. Б. М. был признан большинством хасидов его преемником и стал во главе движения. Он сочетал в себе глубокие религ. познания и умение заинтересовать и вдохновить людей проповедями. Под его духовным рук. хасидизм стал массовым движением. В отличие от Бешта Д. Б. М. был замкнут, практически не общался с людьми, принимая посетителей лишь в субботние дни. Он мало путешествовал и предпочитал читать проповеди в Межириче, куда к нему стекались паломники из др. мест. В дальние общины Д. Б. М. посылал специально подготовленных людей, в результате хасидизм приобрел популярность среди иудеев Украины, Литвы и Польши. Учение Д. Б. М. отражено в изречениях, записанных его учениками, в к-рых идеология хасидизма неск. изменилась под влиянием идей, воспринятых Д. Б. М. из лурианской каббалы. Бог проявляет Себя в творении, к-рое стало Его самоограничением и одним из выражений Его деятельности.

http://pravenc.ru/text/178698.html

е. «Танит лик (проявление) Ваала», а также «Цалам-Ваал» (Саламбо) – «образ Ваала», подобно тому, как в Тире Астарта иногда называлась «Шем-Баал» – «имя Ваала». Здесь, во-первых, мы видим стремление теснее сблизить оба члена божественной двоицы, а следовательно известный прогресс религиозного сознания. Если, с другой стороны, тиро-карфагенский Мелькарт сделался божеством солнца, то его женское дополнение получило характер лунного божества, его подобия ночью, и в то же время покровителя рождения, виновника животворной росы. Интересно также, что женское божество считается проявлением не Мелькарта, а именно Ваала, «господа» вообще. Невольно приходит на мысль апулеева «deorum dearumque facies universa». Кроме этих верховных и всеобщих божеств, кое-где выступают и другие, значения, происхождение и функции которых не всегда ясны. Каждый финикийский корабль был украшен изображением бога-карлика. Одно из этих божеств носило имя «Пуам» – «бог молотка», переделанное греками в «пигмей», «бог с кулак», и вошедшее в состав имени Пигмалиона. Конечно, подобные божества уже вторичного происхождения; значение свое они могли получить только после развития культуры. Трудно сказать что-либо о боге Сакуне, имя которого встречается в сложениях с собственными именами, переводится греками как Гермес и значит «доверенный», «близ стоящий». Что за божество Цед, имя которого также попадается в собственных именах в финикийских надписях в Египте? Телль-амарнские документы из Финикии поражают нас полным отсутствие» упоминания о Ваале даже в виде составной части теофорных имен; зато обильно встречаются в них имена, сложенные с «Адду» или «Адди»; даже царь Библа именуете» Риб-Адди. Этот Адду – бог, почитавшийся и в Ассирии и у арамеев под именем Раммана или Адада; его функция, как бога бури и грома, известная из вавилонской литературы, видна из одного места переписки, в котором о царе египетском говорится, что он «возглашает свой глас с неба, подобно Адду, и вся земля трепещет от его голоса». Что культ этого бога существовал в Тире, можно заключить из упоминания у Филона библского трех тирских богов: Астарты, Зевса Димарунта (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Потусторонности, запредельности Бога, провозглашенной иудаизмом, на периферии противопоставляется Его «посюстороннее» присутствие, не только материализующееся, но и отделяющееся от Него Самого, а потому становящееся возможным объектом теургических или просто магических операций. Это присутствие — Шекина, превращающаяся у каббалистов в женскую ипостась Самого Господа, разлученную с Ним в космической муке изгнания и имеющую воссоединиться с Ним в эсхатологическом событии избавления (гностико–манихейский мотив, наложенный на психологию средневековой еврейской диаспоры). Это «заповедное Имя» Господа — необыкновенно популярный и устойчивый мотив И. М., благодаря которому в средневековье и позднее прослеживаются архаичные представления (выявленные, например, в египетской мифологии) о том, что знание имени божества дает магическую власть над самим божеством. «Заповедное Имя» иногда отождествлялось с тетраграмматоном, т. е. табуированным именем «Яхве», звучание которого было забыто; его представляли себе и как иное, совершенно неведомое речение. Овладев Именем, можно овладеть прерогативой Бога — способностью созидать живое: так, в легендах о големе «заповедное имя», начертанное на лбу глиняного истукана, животворит его, как Господь оживил некогда созданного из глины Адама. «Чудотворец», т. е. наполовину святой, наполовину мастер белой магии особого рода, каким его рисуют многочисленные рассказы о каббалистах и о хасидских цадиках, назывался «баал–шем», т. е. «хозяин имени» (срв. прозвище Бешта, основателя хасидизма, XVIII в.). Эта линия прослеживается на протяжении тысячелетий: магические действия с Именем Бога запрещены еще в ветхозаветной книге Исхода (20:7), но они расцвели пышным цветом на исходе античности и не переставали стоять в центре народных поверий в средние века и позднее. Ибо мифологема Имени служила тому, чтобы впустить через потайной ход изгнанные языческие представления о возможности для смертного получить власть над Богом. К этому же ряду относится понятие «Славы Божьей», т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Появление большого количества хасидских общин, при том что в каждой общине огромное значение придавалось авторитету религиозного лидера (цаддика), способствовало тому, что после смерти Дов Бера (1773) хасидизм стал распадаться на отдельные группы. Рабби Элимелех возглавил хасидов в Лежайске (ныне Польша), Леви Ицхак в 1785 г. создал хасидский центр в Бердичеве, благодаря ученику Исраэля бен Элиезера Менахему Нахуму центр хасидизма возник в Чернобыле. Менахем Мендель основал общину в Витебске, из которой вышел Шнеур Залман из Ляд. В 1797 г. Шнеур Залман, прошедший обучение у Дов Бера, написал кн. «Тания», в которой изложил хасидскую мистику в каббалистических категориях. Ее центральной темой является вопрос о богопознании, который побуждает автора обратиться к «интеллектуалистским» аспектам мистики, не свойственным хасидскому миросозерцанию. Учение Шнеура Залмана получило название Хабад в соответствии с 3 основополагающими категориями мистики «Тании» и 3 звеньями в цепи сфирот - «хохма, бина, даат» (мудрость, понимание, знание). Движение Хабад носит также название любавичского хасидизма. Оппозицию хасидизму возглавил крупнейший авторитет польско-литов. еврейства Илия бен Шломо Залман , известный как Виленский гаон. Еще в 1772 г. во всех синагогах Вильны хасиды были торжественно преданы херему. В этом же году Шломо Залман отказался принять хасидскую делегацию. После выхода книги рабби Яакова сопротивление оппозиции усилилось: в 1794 г. на городской площади в Вильне была сожжена кн. «Цавваат ха-Рибаш» (Завещание рабби Исраэля Баал-Шем-Това). Сторонники Виленского гаона получили от хасидов именование «митнагдим» (противники). После 1810-1815 гг., когда умерли почти все ученики Дов-Бера, раздробленность хасидизма усилилась. Основные его направления определялись династиями религ. лидеров, ибо звание цадика - непререкаемого духовного авторитета общины - в большинстве случаев было наследственным. Основные хасидские династии Подолии вели свое происхождение от рабби Аврахама из Опатова (ныне Опатув, Польша), учившего в Меджибоже, и от рабби Моше Цви из Саврани, учившего в Бендерах. В Киевской губ. и на Волыни возникла династия Тверских (Чернобыль). Ружинско-Садагорская династия и ее ответвления в Галиции и на Буковине ведут начало от рабби Исраэля из Ружина. В Галиции большое значение имела династия Белз, восходящая к рабби Шалому Рокеаху. Большое число влиятельных династий возникло в Польше и Венгрии. Разделившийся на династические ветви хасидизм усилил прозелитическую деятельность, но вместе с тем столкнулся с обостренными внутренними противоречиями, связанными с конфликтами представителей различных династий по обрядовым и идеологическим вопросам.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

(ср. стремление современных приверженцев И. при пользовании европейскими языками, включая русский, избежать полного начертания слова «Бог», заменяя среднюю букву на тире, — «Б–г», «G–d» и т. п., — что само по себе напоминает христианский средневековый обычай писать священные имена с лигатурами, т. н. «титлами»). Наконец, в мистической литературе И. важна тема сокровенного Имени Божия, знание которого дает постижение Бога и власть над стихиями. В таком контексте понятно, почему еврейские чудотворцы (напр., основатель хасидизма) получали прозвание «баал–шем» (букв, «хозяин Имени»). Наконец, центральная молитва иудаизма — «Услышь, Израиль!» (s e ma yisra eZ), библейское (Втор. 6:4–9) исповедание единства Бога не только в смысле теоретического монотеизма, но и прежде всего в смысле Его единственности как предмета преданности (вера понимается в иудаизме прежде всего как преданность): «Услышь, Израиль: Адонаи, Бог наш, — единый Адонаи! И возлюби Адонаи, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей; и да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, у тебя в сердце, и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя по дороге, и ложась, и вставая…» История И. С точки зрения иудаизма началом этой религии должно считаться призвание Богом Авраама и затем исход евреев из Египта, и особенно откровение, данное Моисею на Синае (Декалог, т. е. 10 Заповедей, и другие этические и культовые предписания); именно «Моше [Моисей], учитель наш», по традиционному еврейскому выражению, предстает как основатель иудаизма. Для становления иудаизма важно «вавилонское пленение» (586–538 до н. э.), т. е. разрушение государственности Иудеи вавилонскими завоевателями и насильственное выселение евреев на чужбину; катастрофическая ситуация концентрировала внимание на тех аспектах религии, которые могли быть сохранены в изгнании. Так созревает идея «Писания» как центра всей религиозной жизни, реализующаяся затем в «послепленную» эпоху (с 538 г. до н. э.), когда иудеи под верховенством персов (в 333 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

После общего указания на имеющий проявиться в мире судящий гнев Божий, пророк частнее и определеннее выражается, что первым и главным предметом карательных действий гнева и суда Божия явится Иудея и прежде всего Иерусалим с его жителями. «Прикровенно сказанное поясняет теперь и прямо говорит, что гнев Божественный постигнет колено Иудино и Иерусалим. Говорит, что распрострется на него рука Его, как бы схватывающая и поражающая и подчиняющая их тем, которые скоро ожидаются и будут производить опустошения...» (Св. Кирилл Александр.). Жители Иерусалима, хотя и входят в объем понятия Иудея, однако называются особо ввиду преимущественной их виновности: Иерусалим, бывший центром народной и государственной жизни Иудеев и имевший в себе единственный на земле храм Истинному Богу, в котором Иегова обещал вечно пребывать, принимая молитвы не только членов народа Божия, но и иноплеменников ( 3Цар 8.41–42, 9.3 ; 2Пар 7.15–16 ), в царствование нечестивых царей не только перестал быть средоточием истинной религии и жизни по началам теократии, но и сделался центром и рассадником всех мерзостей идолослужения по всей стране. Потому-то в особенности жителям Иерусалима пророк угрожает наказанием. Далее (ст. 4b-6) пророк частнее указывает форму наказания, причем обнаруживает и перечисляет главные виды преступлений Иудеев против чистоты веры и культа, каковым «исчислением грехов доказана справедливость наказания» (блаж. Феодорит, с. 42). Прежде всего будут уничтожены «остатки Ваала», евр. шеаргаббаал, Vulg. reliquiae Baal, или по слав. Библии «имена Ваалова». LXX: τ ν ματα τσ Βαλ ( τν Βααλιμ, как в код. 95, 182, 240. Τν Βααλειμ – код. 22, 36, 42, 51, 62, 147, 233 у Гольмеса). Очевидно, LXX читали вместо шеар, " остаток» шем, «имя»; и это последнее слово стоит и в некоторых еврейских списках 96, 150, 201 marg. Kennic. Такое колебание в самом еврейском тексте, затем снесение параллельных рассматриваемому месту Соф 1.4 двух пророческих мест – Ос 2.18 (шемот габбеалим) и Зах 13.2 (шемот-гаацабим), а равно и авторитет текста LXX-mu, дают основание отдать здесь преимущество первоначальности чтению греческого перевода пред чтением масоретского текста, тем более что и второй член выражений – баал, в некоторых еврейских кодексах читается как в греческих: габбеалим (96 Кем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11. Мелькнут вдали огни родного дома... Людям поверхностным и порочным милее мелководье человеческой мудрости, нежели пугающая пучина мудрости Христовой. 98 Свт.Николай (Велимирович) 99 По-прежнему сердца и умы передовой интеллигенции Сан-Франциско волновал буддизм, но в Академии востоковедения молодые мыслители уже прокладывали иные тропы в духовных учениях. С их помощью и собственными стараниями Евгений охватил всевозможные философские школы, проник в их самые сокровенные уголки. Он подружился с одним студентом, ортодоксальным евреем, и благодаря ему глубже понял учение хасидов, начал изучать работы современного еврейского философа-традиционалиста Мартина Бубера. О книге Бубера «Затмение Бога» он отзывался так: «С принятой точки зрения это выглядит как точное описание модернизма, причем в его последней стадии». 100 Книга «Я и ты» ему понравилась, но больше всего он ценил «Баал Шем» – рассказ об основателе хасидской секты в Польше и переводы Бубером хасидских духовных новелл и писаний. Еще Евгений почитал Ананду Кумарасвами, выходца из восточной Индии, писавшего об индуизме и некогда дружившего с Геноном. Он заведовал разделом искусства Индии в бостонском Музее изящных искусств, писал книги, в которых выявлял метафизическую суть мирового искусства. Из всех индусских центров в Сан-Франциско Евгений, по-видимому, побывал лишь в одном – в храме веданты, который действовал под эгидой Обществ веданты, основанных примерно в 1900 году Свами Вивеканандой. Однако скоро, прочитав Генона и некоторые иные книги, он понял, что «озападненная веданта» – лишь очередной современный псевдорелигиозный культ. Некоторые знакомые по академии увлеклись суфизмом – мистическим ответвлением ислама . Евгения, далекого от их взглядов, поражало, что суфисты затверживали девяносто девять священных имен Аллаха. Также под влиянием Генона Евгений уважительно относился к христианству как одному из истинных древних учений, что, впрочем, не относилось к протестантизму, не признававшему традиций. Евгений с увлечением читал Макса Пикара, швейцарского еврея, обратившегося в католичество. Тот рисовал современный мир почти так же, как и Генон. На полках у Евгения хранились его книги «Бегство от Бога», «Гитлер в наших душах», «Лицо человечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Поклонялись перед ним в ночи и совершали каждение. Сказано: «За то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие, то есть гору Мориа, где храм, и кадят на нем иным богам, то есть бесам кадят, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари иудейские. Наполнили место сие кровью невинных, то есть кровью человеческих жертв, связанных с культом Ваала. За это и постигнет наказание» (Иер.19,ст.4). И еще там же.  «Священники не говорили, где Господь, и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня. И пророки пророчествовали во имя Ваала»(Иер.2,ст.8). В еврейской энциклопедии написано -  «Баал (Бэл, Ваал) -  имя хананейского, финикийского, может быть, филистимского или другого Бога, часто употребляемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях у греческих, и у римских писателей  в Септуагинте и у Иосифа Флавия». Термин «баал» обычно переводимый как «владыко» в сущности означает «владелец» или «собственник». В этом смысле этот термин употребляется даже и в наше время у нынешних евреев. Очень странное обстоятельство. А ведь что такое печать антихриста, о которой сказано:  «И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их, и на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, ст.16-17). В древности, если кто имел статус раба, то он не имел права ни покупать, ни тем более, продавать. Об этом мы часто говорили. И такому человеку ставили печать на лоб или на руку, что «хозяин» ( баал, владыко, господин) дает ему право что-либо купить или продать. А так как Ваал, баал и его эмиссар приближенные считали себя выше рабских дел, то обладавший печатью для покупки и продажи, реально являлся рабом, вещью, собственностью своего хозяина. Культ Ваала антихриста, культ международного банка, культ ВТО все это разные формы мятежа против власти истинного владыки и господина мира - Бога.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

1Пар.1:46 .  И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив. 1Пар.1:47 .  И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки. 1Пар.1:48 .  И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. 1Пар.1:49 .  И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. 1Пар.1:50 .  И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава. Список царей едомских представляет почти буквальное повторение списка ( Быт.36:31–39 ). Если не считать незначительных особенностей, обусловливаемых различием форм произношения одного и того же имени (Гадад – стих 46 и Пау стих 50 вместо Гадар и Паи ( Быт.36:35,39 ), а также пропусками некоторых прибавок кн. Бытия ( «и был царем в Эдоме» – ( Быт.36:32 ) и «сын Ахбора» – Быт.36:39 ), то более важным различием между списками является отсутствие в кн. Бытия замечания Паралипоменон о смерти последнего царя Гадада (стих 51). Оно объясняется тем, что этот царь был жив в Моисеево время. 1Пар.1:51 .  И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 1Пар.1:52 .  старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон, 1Пар.1:53 .  старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар, 1Пар.1:54 .  старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские. Список старейшин едомских с более полными, чем здесь, введением и заключением встречается в ( Быт.31:40–3 ). Сокращение текста Бытия сделано автором Паралипоменон в том соображении, что добавления известны читателям. Вожди названы по именам их владений; за это ручаются несомненно женские имена Фамна и Агаливама, а равно и имена местностей – Ела, Пинон, Феман. Стоящее перед исчислением старейшин выражение: «и умер Гадад», дает некоторым ученым (Бэрто) право считать их преемниками царей и видеть здесь указание на переход от монархической власти к демократической. Другие (Кейль) допускают совместное правление царей и старейшин.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010