собиралась группа по изучению Торы. В 1979 г. образовались группы по изучению Торы и иудаизма под рук. И. Эссас, З. Шахновского, И. Когана и Г. Вассермана. Эссас и Вассерман были идейно близки к ортодоксальному религиозно-политическому движению «Агуддат Исраэль». В 1979 г. в Москве была создана религ. воскресная школа для евр. детей. Осенью 1987 г. появилось неск. самодеятельных евр. орг-ций, объединивших учителей иврита («Союз учителей иврита» во главе с Л. Городецким), а также евр. историков («Еврейское историческое общество» во главе с В. В. Энгелем). В дек. 1989 г. в Москве прошел 1-й съезд евр. орг-ций, на к-ром было принято решение о создании Конфедерации Еврейских организаций и общин СССР (Ваад; председатель М. А. Членов). В янв. 1990 г. на съезде представителей иудейских религ. общин СССР был образован Всесоюзный совет евр. религ. общин (ВСЕРО), а главным раввином избран А. С. Шаевич. В 1989 г. в СССР появляются первые посланники (шлихим) любавичского ребе, а синагога в Марьиной Роще (Москва) становится центром хасидского движения «Хабад-любавич» (раввин Берл Лазар, с 1990). Тогда же появилась 1-я община прогрессивного иудаизма «Гинейни». И. р. в России после 1991 г. В 90-х гг. XX в. количество религ. организаций выросло с 26 (1992) до 114 (1999). Постепенно евр. общины в России стали частью одного из 3 основных направлений в И. Р.- ортодоксального, хасидизма или совр. (реформистского) иудаизма. В 1993 г. как правопреемник ВСЕРО был зарегистрирован Конгресс евр. религ. орг-ций и объединений в России (КЕРООР). Главным раввином был избран раввин Московской хоральной синагоги Шаевич. В КЕРООР вошли общины как классического для России ортодоксального иудаизма, так и хасидские. В 1995 г. хасиды (а позднее и часть ортодоксальных общин) покинули КЕРООР из-за того, что в состав конгресса общин были приняты реформисты, которые с 1993 г. имеют свою централизованную структуру - Объединение религ. орг-ций совр. иудаизма в России (ОРОСИР) (председатель - И. М. Щербань). Раввин З.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

К слову, почему бы на волне переформатирования «специальной» в «священную», кому-то из наших замечательных богословов на тему «богоизбранности» – экстремистской и библейской – не написать популярную статью, причем сделать это в публицистическом ключе, с расчётом на массового читателя. Будет очень даже кстати. Пока ужаленные Павловым хасиды чинили за расследованием расследование , в поисках корней злодеяния взлохмачивали «стариков» Э.Ходоса и М.Назарова, пока усердно шерстили прессу, судорожно цитируя Царьград и Русскую народную линию – по могучей хабадской сети взрывная волна от инфобомбы достигла, наконец, основного пункта назначения – Вашингтона. В конце октября, аккурат перед оглашением результатов выборов в Израиле, стало известно , что президент США Байден позвонил одному из ведущих хасидских лидеров США – Сквирскому ребе Давиду Тверскому, живущему в штате Нью-Йорк и представляющему влиятельных чернобыльских хасидов. Рав Давид Тверский в прошлом встречался с президентом Клинтоном, и пользуется большим уважением среди еврейских общин. Темой разговора была Украина. Как сообщает источник, ребе поблагодарил президента за военную помощь, которая оказывается Украине со стороны США и выразил надежду, что это поможет сохранить еврейские земли и еврейские общины на территории Украины (соответственно под юрисдикцией Хабада). В беседе Байден также заверил ребе, что «дверь его администрации всегда открыта для ортодоксальных евреев». Ну как тут не вспомнить посла России в Вашингтоне Анатолия Антонова с его горячим заявлением о русофобском консенсусе между демократами и республиканцами США? Что Байден, что Трамп – верные слуги самой богатой секты в мире. Могу поспорить, в США победу Нетаньяху на выборах в Израиле будут трактовать как след русских спецслужб. Может быть они и правы, как думаете? Российские дипломаты предпримут все необходимые усилия, чтобы в текущей политической глобальной перетасовке Израиль сослужил России добрую службу. Ну что же, кому-то прилетела счастливая звезда на погон и операцию Павлова можно считать завершённой. Пока библиотека Шнеерсона в России, моя страна может спать спокойно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/ha...

Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско–оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в XIII— XIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в XVII–XVIII вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апофатической М.», аналог «благородному молчанию» буддистов. МОИСЕЙ Моше (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Хасиды были вполне довольны создавшимся положением. Полагая, что цель восстания достигнута, они решили признать законность нового архиерея. Делегация, в которую входили почтенные книжники, отправилась к Алкиму. «Священник из рода Ааронова пришел вместе с войском и не обидит нас», — говорили они. Но, вопреки ожиданиям, Алким обошелся с ними круто. Считая хасидов союзниками Иуды и подстрекателями мятежа, он казнил многих из них. чтобы устранить прочих. Не довольствуясь этим, Алким внушил Никанору мысль арестовать Иуду, с тем чтобы навсегда погасить очаг восстания. Однако Маккавей успел вовремя скрыться. Никанор понял, что может вспыхнуть новая война, и стал требовать выдачи Иуды, грозя в противном случае разрушить Храм и построить на его месте святилище Дионису. Но осуществить угрозу он не успел, так как вскоре получил известие о приближении Маккавея во главе большого войска. Противники сошлись под Бет-Хороном. Слоны уже не помогли сирийцам. В самом начале битвы Никанор погиб, его солдаты обратились в бегство, а Иуда вторично занял Храм. Шел март 160 года. Теперь можно было ожидать, что из Антиохии прибудут новые силы. Маккавей решил на этот раз не останавливаться, пока полностью не свергнет «иго язычников». Он даже отправил послов в Рим, чтобы заручиться поддержкой этого грозного соперника Селевкидов. Алким после гибели Никанора, вероятно, скрылся в Акре; он был уверен, что большинство народа на стороне Иуды. На самом же деле далеко идущие планы вождя не встречали среди иудеев того сочувствия, какого можно было ожидать. У ревнителей Закона преобладали совсем иные настроения. Они все больше склонялись к мысли, что время земных войн вообще прошло, что нужно надеяться не на Рим, а на Мессию, Который скоро явится в освобожденный Иерусалим. Люди не хотели верить, что великая битва за Закон была нужна лишь для создания маленького, пускай и независимого государства. Сама ветхозаветная религия не позволяла им мириться с этим. Только всемирное торжество Правды Божией почиталось достойной целью и предметом упований. Здесь проявился тот духовный максимализм, который не давал Израилю покоя и влек его к безмерному и сверхчеловеческому…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Это не могло не вызвать реакции у тех, кто сохранил здоровое нравственное чутье. Однако их законная тревога привела к вспышке национализма. Блюстители старины, своего рода «латинские хасиды», во всем винили греков и считали, что они растлевают нацию. Главой этой консервативной партии был богатый землевладелец Марк Катон (234 — 149). Герой Ганнибаловой войны, непримиримый враг Сципиона и graeculi (эллинофилов), он сделал борьбу с роскошью и иноземными модами программой всей своей жизни. Занимая важные государственные посты, Катон неизменно выступал против легкомыслия и расслабленности молодого поколения. Он доказывал сенаторам, что наслаждения дурно влияют на людей, что они — «величайшая приманка, влекущая ко злу». Он обрушивался на Сципиона, говоря, что тот «губит истинную римскую простоту, ибо воины, не зная нужды ни в чем, привыкают к удовольствиям и изнеженности»  [ 4 ]. Почитателей Греции Катон клеймил как изменников, а в греках видел источник заразы. Катон хотел учить не только словом, но и делом. С юных лет он избрал для себя правилом «умеренность и простоту». В семейном кругу он хранил домостроевские порядки; живя в имении, он трудился с раннего утра, «охотно довольствуясь нехитрым обедом, холодным завтраком, дешевой одеждой и простым жилищем». Даже от военных трофеев он торопился избавиться как от ненужного хлама. Простой народ уважал Катона за бескорыстие и честность, аристократы же считали его деспотом и скрягой. Бережливость этого рачительного хозяина вызывала насмешки. Надо сказать, что практицизм Катона делал его безжалостным рабовладельцем. Он относился к невольникам как к скоту, а когда они старели — продавал, заявляя, что ему нужны не дармоеды, а крепкие конюхи и волопасы. «Рабы, — по мнению Катона, — должны либо работать либо спать». Словом, этот «рыжий, голубоглазый и злой человек», как называли Катона сатирики, представлял собой чистый тип римского фермера старого закала. И хотя он понимал, что без образования молодежи не обойтись, и писал книги для сына, он во всем старался подчеркнуть свое презрение к иностранной культуре. Катон долго отказывался учить греческий язык, а овладев им, употреблял его крайне редко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Антиоха в тот момент не было в столице, и Менелай, подкупив наместника, внушил ему мысль убить Ония. И вот последний иерарх старого рода принужден был, спасая жизнь, укрыться в языческом святилище, которое считалось неприкосновенным. Он надеялся дождаться там возвращения царя, но наместник выманил оттуда Ония, обещая сохранить ему жизнь, и предательски умертвил. Это произошло в 171 году до н. э. Вернувшийся из похода Антиох был недоволен самоуправством наместника и наказал его, но в конце концов согласился оставить Менелая первосвященником. Однако в Иерусалиме против Менелая и Лисимаха вспыхнуло настоящее восстание. Хасиды требовали изгнания святотатцев. В свою очередь и Ясон, обманутый слухами о гибели Антиоха на войне, явился в город и был принят народом с радостью. Междоусобица разгорелась с новой силой. Отныне Менелай уже мог не сомневаться: народ его ненавидит, и единственная его опора — это царь. Легко вообразить, как эти события отразились на реформе. Все больше иудеев переходило на сторону хасидов. Эллинисты оказались в изоляции: в них видели теперь предателей веры и нации, орудие иноземного угнетения. В 170 году Антиох Эпифан почувствовал себя достаточно сильным и, пользуясь смутами при дворе Птолемеев, выступил в поход против Египта. Римлян он не боялся, зная, что они заняты войной с Македонией. Но хотя Эпифан разбил египетское войско, захватить власть над страной ему не удалось. Решив более тщательно подготовить новый поход, он двинулся обратно. Путь Антиоха лежал через Иерусалим, где все еще бушевали схватки между сторонниками Ясона и Менелая. Последний приветствовал царя как своего избавителя. И действительно, тот расправился с городом беспощадно. Ясон вторично бежал, а Антиох учинил в Иерусалиме зверскую резню. «Он приказал воинам нещадно избивать всех, кто попадется, и умерщвлять всех, кто скрывается в домах. Так совершилось истребление юных и старых, умерщвление мужей, жен и детей, заклание дев и младенцев. В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч… и не меньше чем убитых было продано» (2 Макк 5, 12 — 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Хасиды и их сторонники, разумеется, встретили начинания Ясона крайне враждебно. Их оскорбляло, что иудеи смешиваются с идолопоклонниками, что они посещают гимнасии, которые, как известно, были у греков рассадниками противоестественных пороков. Ревнителям стало известно, что многие юноши, выступая на стадионах, по греческому обычаю, обнаженными, стремятся скрыть следы обрезания. Видимо, и умеренные тоже решили, что Ясон зашел слишком далеко. Точку зрения обеих патриотических партий выразил автор 1-й Маккавейской книги, когда писал: «В те дни вышли из Израиля сыны беззакония и убеждали многих, говоря: пойдем заключим союз с язычниками, окружающими нас, ибо, с тех пор как мы отделились от них, нас постигли многие бедствия. И добрым показалось это в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю, и он дал им право исполнять установления языческие… И сделали себя необрезанными, и продались, чтобы делать зло» (1 Макк 1, 11 — 15). Следовательно, некоторое время грекофилы пользовались поддержкой масс и их противникам было нелегко бороться с Ясоном. Торжественная встреча, которую он устроил в 172 году Антиоху, посетившему Иерусалим, еще более упрочила положение первосвященника. Царь же надеялся, что его тактика даст желаемые результаты и без актов насилия. Пока еще он не затрагивал иудейской религии, полагая, что под воздействием эллинизма она падет сама собой. Неизвестно, как бы в дальнейшем протекала реформа Ясона, если бы из-за интриг ему не пришлось уйти со сцены. Он сам попал в ту же ловушку, которую три года назад приготовил брату. Некий Менелай, посланный в Антиохию отвезти дань, уверил Антиоха, что Ясон не способен выплачивать обещанную сумму. Менелай заявил, что берется доставлять царю большую подать, если его поставят первосвященником. Антиох, заинтересованный как в деньгах, так и в раздорах среди иудеев, утвердил Менелая. В результате такого поворота дел Ясону пришлось скрыться, а Менелаю — изыскивать средства, чтобы сдержать слово, данное Эпифану. Не зная, откуда их взять, он послал своего брата Лисимаха в Иерусалим добыть ценности из казны Храма. Старик Ohuй III, живший на покое в Антиохии, узнав об этом, стал горячо протестовать. С поведением своего брата Ясона он еще мог мириться, но когда архиерейский трон занял авантюрист, даже не происходивший из священнического рода, он больше не желал молчать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Израиль никогда не осуждал радостей жизни. Это доказывает хотя бы Песнь Песней, которая в окончательной форме сложилась в эпоху Второго Храма. Бен-Сира тоже являет собой пример библейского жизнеутверждения. Но бесконтрольная свобода нравов, погоня за наслаждениями и разгул чувственности, воспринятые у греков их подражателями, внушали людям, выросшим на Законе, естественное отвращение. В сущности, это была не сама Греция, но карикатура на нее, воплотившая худшие стороны западного мира. Те торговцы, ремесленники, искатели заработков, которых судьба привела в Иудею, никак не могли достойным образом представлять старую Элладу. Они принесли с собой не то прекрасное, что было создано в век Перикла или Платона, но — поверхностный лоск и семена нравственного разложения. В Иерусалиме в то время даже возникла особая партия грекоманов-эллинизаторов, в основном состоявшая из представителей знати. Аристократы, землевладельцы, откупщики, нажившиеся за счет соотечественников, строили себе роскошные виллы, вводили новшества по примеру греков. Все иностранное представлялось им превосходным, а отечественное — отжившим балластом. Эта тенденция породила беспокойство и ответную реакцию среди людей старого закала. Некоторые из них с целью дать отпор тлетворному влиянию «эпикоросим» образовали братство, или союз, члены которого называли себя хасидаим, то есть благочестивыми [ 9 ]. Хасиды держались сплоченно, их дома и синагоги стали чем-то вроде орденских опорных пунктов. Там они сходились, чтобы взаимно укреплять друг друга в непримиримости. «Дом трои, — говорил хасид-священник Иосе из Цереды, — да будет местом собрания для мудрецов» [ 10 ]. Под «мудрецами» этот предтеча фарисейства разумел, понятно, не светских хакамов, но таких же ревнителей Закона, как он и его товарищи. Хасидов можно сравнить с английскими пуританами и русскими старообрядцами. В своей борьбе за веру они впали в противоположную крайность: начисто отвергали все «мирское» и все идущее от иноплеменников как языческую заразу. Их узость доходила порой до абсурда. Иосе объявил, что для иудея нечиста даже самая почва чужой земли. Это был выпад против диаспоры и тех, кто стремился эмигрировать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Далее он пишет о зависимости понимания Бога Спинозой с введением научного подхода и долгих попыток преодолеть эти последствия в немецкой идеалистической философии: « Спиноза, находившийся под обаянием научного подхода Декарта, ради этого научного подхода лишил традиционного еврейского Бога всего того, что казалось ему антропоморфизмом… Чтобы преодолеть эту абсолютную отчужденность Бога, эту пропасть между Богом и человеком, Кант, Шеллинг и Гегель считают необходимым усмотреть в Боге личностное начало» . Общеизвестно, что известная работа Мартина Бубера «Я и Ты» является одной из основ зарождения «богословия диалога». Об этом неоднократно писал о. Г. Завершинский, цитировавшийся выше. И Ю. А. Шичалин, упоминающий «рассуждения Бубера о том, что хасидизм был своего рода ответом спинозизму» , помогает проследить логическую связь через противопоставление. Хасиды, с их акцентом на эмоциональном постижении Бога вместо рационального, восстанавливают личностный характер Бога. Ю.А. Шичалин описывает это следующим образом: «Если человеку противопоставлен абсолютный Бог, который выступает как некое недосягаемое Оно, …пропасть между ним и человеком не может быть преодолена. Подчеркивая необходимость личного обращения верующего к своему Богу, как к некоему Ты, Бубер именно в этом направлении модифицирует личностный характер Бога… Бог личность потому что… я люблю Его и обращаюсь к нему на Ты» . Поэтому именно молитвенно-мистический аспект богословия и религиозной практики помогает восстановить личностный характер и Бога, и человека. Однако здесь возникает другая проблема. Мировоззрение и Спинозы, и противопоставленных ему хасидов появляются в результате влияния на богословие и философию идей Нового времени, или же эпохи модерна. Сторонники возврата к аутентичному православному богословию эпохи до VIII в. ратуют за возврат к ситуации до-модерна, не учитывая того, что сегодняшний человек живет в ситуации модерна и пост-модерна. Возмущаться введением «новоевропейской " личности " в православную догматику», как это делает Ю. А. Шичалин, означает, кроме всего прочего, игнорировать значимые изменения в сознании современного человека и контекста его бытия.

http://bogoslov.ru/article/5082495

Полагаю, что с продолжением специальной военной операции становится всё более насущным проведение десатанизации Украины, или, как метко выразился глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, её «полной дешайтанизации» " . Генерал-лейтенант Павлов -------------------- За слова о хасидах на Алексея Павлова набросились разгневанные представители крайне специфического и очень влиятельного движения " Хабад-Любавич " . " Главным жизненным принципом любавичских хасидов является превосходство сторонников секты над всеми нациями и народами " ! Ну всё, такое не прощается. " Новые перепевы старых кровавых наветов от имени сотрудника Совета безопасности России представляют собой огромную опасность и поэтому должны вызвать немедленную и однозначную реакцию общества и властей страны " , - объявил главраввин Шломо Дов-Бер Пинхос Лазар, он же Берл Лазар. Российский еврейский конгресс под руководством вице-президента Всемирного еврейского конгресса и мультимиллионера Юрия Каннера выразил солидарность с Лазаром, обратившись в Следственный комитет и московскую прокуратуру с требованием проверить текст спецслужбиста со стажем на предмет возбуждения ненависти по административной (20.3.1 КоАП) или уголовной (статья 282 УК) статье: " Подобные заявления, которые создают в обществе явное негативное отношение к любавичским хасидам, Российский еврейский конгресс считает неприемлемыми и опасными, особенно когда они принадлежат официальному лицу и опубликованы в крупном федеральном СМИ " . К ним присоединился президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Михаил Мирилашвили (российско-израильский миллиардер, член исполкома Всемирного еврейского конгресса, президент петербургского отделения и член бюро президиума РЕК, президент Союза обществ еврейской эстетики и физической культуры " Маккаби " Санкт-Петербурга, России, СНГ и стран Балтии; в прошлом - игорный магнат на постсоветском пространстве, которого в нулевых обвиняли в организации похищения и убийстве двух людей): " Формулировки, которые позволил себе автор статьи, в прошлом веке прикрывали самые страшные преступления против еврейского народа, последствия которых мы чувствуем до сих пор. Нельзя допустить, чтобы люди, придерживающиеся подобных взглядов, беспрепятственно распространяли их в средствах массовой информации. Попытки искажения в массовом сознании представлений об иудаизме — это абсолютно недопустимая практика, которой нет места в современном мире " .

http://ruskline.ru/opp/2022/10/31/sovbez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010