В Йемене вопрос об отношении к каббале также привел к расколу. Традиц. обряд сохранился под названием «Балади» (от араб. «народный»). Сиддур этого обряда «Тиклаль ха-Мефоар» был отредактирован Яхьей бен Йосефом Салихом (Махарис) (1715-1805) (изд.: Jerusalem, 1894; новое изд.: Bene-Berak, 2001; подробнее см.: Bacher W. Der Südarabische Siddur und Jahjâ Sâlih " s Commentar zu Demselben//JQR. 1902. Vol. 14. N 3. P. 581-621; Pozna ski S. Das Gebetbuch nach Jemenischem Ritus//JQR. 1904. Vol. 17. N 1. P. 189-192). Принявшие каббалистические реформы йемениты сформировали направление «Шами» (сирийское). Персид. обряд в Новое время полностью исчез (за исключением неск. кит. общин и общины г. Халеб (Алеппо), молитвенник к-рой под названием «Махзор Арам-Цова» был напечатан в Венеции в 1523-1527 гг.). В XVIII в. среди сефардов появился еще один особый обряд (минхаг Хиды), следовавший указаниям авторитетного каббалиста Хаима Йосефа Давида Азулая бен Ицхака Зерахии (1724-1806), работавшего во многих городах на Ближ. Востоке, а в конце жизни осевшего в Ливорно (Италия). В восточноевроп. хасидизме, несмотря на огромное влияние каббалы, оригинальный лурианский Сиддур не был принят. В среде хасидов на основе ашкеназского обряда были созданы смешанные псевдосефардские формы богослужения. Каждая хасидская династия имела свой вариант Сиддура. Одним из наиболее влиятельных был изданный в Шклове в 1803 г. молитвенник Шнеура Залмана из Ляд (Dem Rebbin " s Siddur). Его использовали любавичские хасиды (их обряд условно также называется «Нуссах Ари», хотя по сути является компиляцией разных традиций). XIX-XXI вв. Издания и переводы Научное изучение и редактирование молитвенников предприняли В. Гейденгейм (1757-1832) (9 томов его «Сефер Керовот» с комментариями и переводом на нем. язык вышли в 1800-1812) и З. Бер (1825-1897) (Seder Avodat Yisrael/Hrsg. S. Baer. Rödelheim, 1868 (на евр. яз.)), к-рые не только систематизировали литургический материал, но и исправили тексты молитв и гимнов с т. зр. грамматики, приблизив их к нормам библейского иврита. Сиддур Гейденгейма был использован реформистскими общинами. Консервативные и реконструкционистские общины создавали свои молитвенники преимущественно на основе герм. изданий XIX в. Похожее фундаментальное издание вышло в Италии под редакцией Самуэля Давида Луццатто (Mahzor kol ha-Shanah... Mavo le-Mahzor ke-Minhag benei Roma. Livorno, 1855/1856). Многие рукописи, литургические комментарии и др. источники были собраны и изданы группой ученых под заглавием «Оцар ха-тефиллот» (Sidur Otsar ha-tefilot. Vilna, 1914). Этот труд впосл. издавался в 2 вариантах - польско-ашкеназском и хасидском (сефардском). Ряд разделов выходили в виде отдельных томов (Пасхальная аггада, Селихот, Кинот и др.).

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Переговоры о досрочном возвращении икон из собрания Музея Андрея Рублева окончились безрезультатно 22 марта, 2011. Редакция " Правмира " Вопрос о сохранности российских музейных ценностей в США не раз в последнее время поднимался в двустороннем диалоге на высоком государственном уровне. Американцы при этом всегда заверяли, что у них никогда ничего не пропадало, поскольку действует специальный закон об иммунитете художественных выставок Попытка российских властей договориться с хозяином частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс) Гордоном Лэнктоном о досрочном возвращении на родину 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева не увенчалась успехом, сообщает Благовест-Инфо . На состоявшихся в понедельник переговорах Лэнктон отказался признать “форс-мажорные обстоятельства”, на основании которых министерство культуры России ранее решило прервать показ этой выставки в США, который изначально планировалось провести до июля нынешнего года. Вернуть домой свое достояние Россия пытается из-за угрозы посягательств на него в США. Они могут возникнуть в свете прошлогоднего постановления американского суда о “возвращении” иудейскому движению “ХАБАД Любавич” исторических книг и документов, известных, как “коллекция Шнеерсона”. Это собрание никогда не принадлежало данной организации и вообще не покидало территорию России; российские власти считают решение федерального суда в Вашингтоне по этому поводу незаконным. Тем не менее, хасиды сразу предупредили, что по истечении “разумного срока” будут добиваться выполнения этого решения любыми доступными им способами. В Клинтоне выставка российских икон, включающая, по словам специалистов, бесценные экспонаты, открылась осенью прошлого года. Трудно понять, почему ее вообще привезли в США уже после судебного вердикта по “собранию Шнеерсона”. Лэнктон свою позицию объясняет тем, что, организуя экспозицию, понес убытки, исчисляемые шестизначными цифрами. Ему, наверное, был бы только на руку спор, который задержал бы иконы в США и привлек бы внимание и к нему, и к его музею. Кстати, для этого бывшего американского бизнесмена, работавшего в Москве, коллекционирование икон поначалу было простым хобби: первый образ он приобрел в качестве экзотического сувенира.

http://pravmir.ru/peregovory-o-dosrochno...

Культура . В кинопрокат могут выходить фильмы либо на украинском, либо с украинским (но не русским) дублированием. Детские фильмы дублируются на украинский на 100 %. Число русских театров к 1997 году сократилось с 44 до 13. И это далеко не все способы замены русской культуры на украинскую. Развитие национальной культуры можно было бы приветствовать, но зачем же вытеснять русскую культуру, которая является родной для миллионов жителей Украины? Впрочем, это вопрос риторический? Стоит ли удивляться, что выросло уже новое поколение украинцев, которые действительно считают Россию своим главным врагом, что украинцы являются единственными наследниками Киевской Руси, а украинское счастье наступит только после исчезновения России. Вот откуда такая ярость на майдане. Вот откуда безчеловечная жестокость к людям Донецка и Луганска (доже безоружным), посмевшим встать на пути к светлому будущему «Незалэжной». Попытки объяснить таким «свидомым» истинное положение вещей безполезны. Тем более, что проект «Украина» принял всемирный характер и весь «цивилизованный» мир встал на сторону несчастной Украины. Хоть как-то вразумляет в данной ситуации только сила, («сопротивление злу силой», по Ильину). Это трагедия, но это реальность. Главным застрельщиком бандеровский революции являются США. Прямое участие в украинских событиях принимают Польша, Германия, Франция, Британия с доминионами, Прибалтика. В информационную и санкционную борьбу на стороне обижаемой Украины против России втянуты десятки стран. НАТО готово использовать любой предлог, чтобы ввести сюда войска для «защиты демократии». Кроме того, свой интерес здесь имеет Ватикан, свой хасиды, свой наднациональные корпорации. Словом, силы мирового масштаба борются за не маленькую, но гордую Украину против упрямых сепаратистов, а в сущности против России. Глядя на такую громаду кажется что нет силы, способной им противостоять. Но вся эта армада топчется в окрестностях Донецка и Луганска уже полгода не в силах преодолеть невидимую границу. Это не российская граница. Это граница Русского Мира. Как видим, тоже могучая сила!

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

В этот период, конечно, продолжали создаваться религиозные тексты. Их обзор можно найти в учебниках Мецгера 164 и Брауна 165 . Во-первых, это те книги, которые не вошли в иудейский библейский канон (по наиболее правдоподобной версии, окончательно зафиксированный на рубеже I и II веков нашей эры), но затем с древнейших времен оказались включенными в рукописи христианской Библии наряду с остальными книгами Ветхого Завета (Товит, Иудифь, Премудрости Соломона и др. 166 ). Во-вторых, это апокрифическая литература: Книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Книги Сивилл и др. 167 Особняком стоят специфические сочинения иудейской общины, жившей в Кумране около Мертвого моря. Знакомство с этими документами дает возможность представить многообразие иудейских верований, воззрений и обычаев. Это разделение проявилось и через возникновение различных течений, которые отличались не только по религиозным мотивам. 6.1.2. Иудейские партии и секты в эпоху Нового Завета В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа, когда Закон интенсивно изучался, дополнялся и комментировался, возникло множество новых религиозных и политических групп. Названия некоторых из них встречаются в Новом Завете, но были и те, которые не упомянуты в Писании, но оказали существенное влияние на религиозный климат Палестины того времени. Хасидеи или хасиды (благочестивые) Это не была организованная группа. Когда греческая культура и религия, чуждые иудаизму, начали с IV века до Р.Х. неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. По-видимому, многие из них впоследствии влились в другие группы 168 . Передавая события борьбы Маккавеев при Ионафане (ок. 145 г. до Р.Х.) Иосиф Флавий делает знаменитое замечание: «В это время существовало среди иудеев три αρεσεις (школы, секты, партии; позднее – «ереси»), которые отличались различным друг от друга мировоззрением. Одна из этих партий называлась фарисейскою, другая саддукейскою, третья ессейскою» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

И. зарекомендовал себя последовательным и непримиримым противником хасидизма - религ. движения в иудаизме, возникшего во 2-й четв. XVIII в. на территориях совр. Польши, Литвы, Украины и Белоруссии, к-рое, с его т. зр., могло привести к расколу в еврействе, как это произошло веком ранее в связи с появлением лжемессии Саббатая Цеви . И., считая хасидов прямыми наследниками саббатианства, использовал свой авторитет для борьбы с ними. Будучи знатоком каббалы, он видел большую опасность для единства веры в идеях о превосходстве мистического знания над галахическим; кроме того, он не принимал изменений в молитвенной практике и обрядах, внесенных хасидскими учителями. В нач. 70-х гг. XVIII в. под влиянием И. в Вильно были закрыты хасидские молельни, книги из них сожжены, а хасиды отлучены от общины. В 1772 г. лидеры виленского еврейства послали во все крупные евр. общины письма, призывавшие поступать с хасидами так же, как это сделали в Вильно, и следить за ними до тех пор, пока они не раскаются. Документ об отлучении хасидов был издан в Вильно в нач. 80-х гг. XVIII в. Город стал центром движения против хасидизма (т. н. митнагдима). Несмотря на неоднократные попытки лидеров хасидов встретиться с И. и объяснить ему свою позицию, он отказывался от общения с ними, объявив их (в частности, раббе Шнеура Залмана) еретиками и пантеистами и призвав благочестивых евреев не заключать браки с хасидками. В свою очередь в хасидской среде распространялись сплетни, порочащие И., в результате чего его жизнь в общине осложнилась. Так, в кон. 80-х гг. XVIII в. по ложному обвинению он был заключен на нек-рое время в тюрьму. И. удостоился наименования Гаон, к-рое носили во 2-й пол. I тыс. по Р. Х. главы раввинских академий в Вавилонии. Аскетизм, скромность и праведность принесли ему еще дно почетное прозвание - Хасид, поскольку именно он, по мнению современников, воплощал идеалы евр. благочестия (хасидут). Св. праведник и мудрец, он стал одним из наиболее влиятельных учителей иудаизма, основоположником и символом литов. («литвацкого») ортодоксального иудаизма, прославившегося в последующие 2 века учителями и подвижниками, к-рые следовали разработанному И. кодексу поведения, нормам и обрядам (т. н. минхаг ха-Гра). В 1808-1812 гг. 3 группы учеников И. с семьями (всего ок. 500 чел.) переселились в Палестину, обосновавшись сначала в Цфате (В. Галилея), затем в Иерусалиме. Назвав себя «прушим» (отделенными, т. е. оставившими все земные блага ради изучения Торы), они стали первыми организованными переселенцами из Европы в Св. землю в Новое время и сыграли значительную роль в истории ее заселения евреями.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Так или иначе, Сафед считается родиной Каббалы, – а значит, и всего позднейшего оккультизма и масонства. Современный Сафед, насчитывающий 18 000 жителей, группируется вокруг центра старого города. Защищенный горными вершинами Верхней Галилеи город в средние века сделался своеобразной «столицей» иудейского интеллектуализма и просвещения. Здесь, как несколько ранее в Тивериаде, концентрировалась после гибели Иерусалима еврейская богословская научная мысль. Здесь в 1563 г. был установлен первый на Ближнем Востоке печатный станок. Здесь составлен «Шулхан Арух» – кодекс ежедневного ритуала правоверного еврея. Неподалеку от города, в деревне Мерон, на склоне одноименной горы, находится могила Симеона Бар-Иохая, одного из почитаемых раввинов, положивших начало научно-эзотерической славе Сафеда. Каждый год, во время религиозного праздника Лаг Ба Омер (примерно через месяц после еврейской пасхи) тысячи иудейских паломников собираются в древний Мерон, к могиле легендарного автора «Зогара». Верхняя Галилея представляет собой суровую горную гряду с множеством ущелий, обрывов и скал. В западной части массива реки стекают к Средиземному морю, в восточной – к Галилейскому. Как часто бывает в горной местности, даже по соседству расположенные селения разделены здесь непреодолимой стеной многовековых религиозных, культурных, языковых барьеров. В Бет-Яане, самом высокогорном селении Израиля, живут друзы, в Кфар-Хасидим, как явствует уже из названия, обитают хасиды, весьма недоброжелательно встречающие любых посетителей. В нескольких километрах находится Босмат-Тивон, городской поселок бедуинов. Попытки приучить их к оседлой жизни приводят к экзотическому симбиозу, когда на одной усадьбе соседствуют современные коттеджи младшего поколения и шатры упорствующих в верности заветам старины родителей. К северу от Рош-Пины дорога идет по древнему «Морскому пути» (Via Maris), соединявшему тысячи лет назад Сирию и Египет. Одной из главных достопримечательностей является здесь Тель-Хазор. Это ханаанский город, упоминаемый еще в древнеегипетских источниках рубежа III–II тысячелетий до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют “верой.” Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с “верой”, а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же “Катехизис сабба-тиан”, сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. “Восход”. 1884. 6). В нем значится, что “мир существует только для верующих” (то есть для них самих) и что “не составляет преступления в глазах Бога — убить верующего, разоблачившего тайны своего учения”. Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно  не блещет этикой (Хасидизм — учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал “Зо-гар”, по которому и гадал. Его учение — обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт “цадиков”, праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. “Восход”, 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. “Они, — говорит их обличитель Яков Эмден, — разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии” (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. “Восход”. 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860—1941) —еврейский историк. Главный труд— “Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени”. В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. “О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе” (С. Дубнов. История хасидского раскола. “Восход.” 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что “между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков” (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://sueverie.net/kabbala.html

Израильский ученый X. Мантель в статье «Хасиды в древности» (1976 , ) утверждает, наоборот, что книга возникла в среде саддукеев, так как у них одних молитва соединялась с омовением 492 . Другие авторы подозревали сектантское происхождение памятника, в ответ на что Л. Уилле перечисляет положительные упоминания Иерусалима в нем (стт. 9:1; 15:8–9; 16:18–19) и называет позицию автора «строго проиерусалимской» 493 . Как представляется, все подобные рассуждения основаны на не вполне корректном приеме заключения от части к целому на основании отдельных стихов, без учета самого целого, которое представляет собой вся книга и на почве структурного анализа которого Т. Крейвен делает более обоснованное заключение: «На самом деле нет оснований утверждать, что автором истории был саддукей, зилот, ессей или фарисей» 494 . В целом поведение Иудифи, которая резко осуждает решение старейшин употребить в пищу освященную десятину во время угрозы голода (ст. 11:13), скорее расходится со сложившейся в начале н.э. иудейской традицией, согласно которой «тяжесть доказательства лежит на отягчающем» (Санхедрин, Тосефта 7:6). Слова из греческой Псалтири – «Бог рассыпал кости человекоугодников (νθρωπαρσκων)» ( Пс 52:6 ) 495 , приравнивающие желающих нравиться (ρσκω) к безбожникам (ср. ст. 2), – могли быть направлены, в зависимости от контекста, в адрес как фарисеев, так и эллинистов. ε. В некоторых случаях филологи находят, что предполагаемый вариант еврейского текста, лежащий в основе греческого перевода, на самом деле является псевдовариантом, т.е. искажением 496 . Э. Нестле указывал на ошибки переводчиков, связанные с арамейским и арабским языком, например 497 : Чис 24:7 ξελεσεται изыдет арам. выходить евр. вытекать προφασζεσθαι оправдываться, искать поводы арам. заниматься евр. исполнять καθαρσαι очистить арам. очищать евр. бить δσει даст араб. давать евр. окутывать δθη дано было араб. данный арам. наступать Однако в тех случаях, когда имеет место употребление редких слов или форм, нельзя с уверенностью говорить об ошибках именно греческих переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Далее Дамасский документ сообщает, что «избранники» двадцать лет «как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, пока Бог не воздвиг им Праведного Учителя» (1,10). Следовательно, он жил в эпоху Антиоха Епифана. Имя этого вождя ессеев осталось неизвестным. Древние историки о нем не упоминают. В кумранских свитках он фигурирует только как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, Единственный Учитель, Праведный Учитель. Титул своего наставника община заимствовала из Кн. пр. Иоиля (см. §26). Во время гонений многие ревнители веры бежали в горы и пустыни, где жили «по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» (2 Макк 5,27). Сам Учитель, как можно понять из намеков, удалился в Сирию, в землю Дамаска. Настроение у беженцев было апокалиптическим. Своей главной целью Учитель считал возвещение скорого пришествия Мессии. Он верил, что Бог «открыл ему все тайны словес рабов Своих — пророков», и искал в Библии признаки, указывающие на близость мессианской эры. В кумранских Гимнах, которые обычно приписывают Учителю, он и сам выступает в качестве пророка: Я Учитель мудрости, я познал Тебя, Боже мой, Духом, который Ты вложил в меня… И Ты сделал из меня как бы отца для сынов милости, Как бы питателя для людей предзнаменования. (XII) От людей, вступавших в общину, требовалось доверие к пророческой харизме Учителя. При этом он не объявлял себя ни чудотворцем, ни Мессией. Напротив, ему были свойственны чувство покаяния и сознание своей немощи: А я — создание из праха, Что я такое? Глина, смешанная с водой… Ты призвал меня по милости Твоей И дал мне прощение ради полноты благодати Твоей. (XII) Маккавейские книги обходят Учителя молчанием; это и понятно. Они написаны во славу мучеников и борцов с языческой тиранией. Хасиды же, хотя сначала поддержали Иуду, но после отошли от него. Оба хасидских течения — фарисеи и ессеи оказались в оппозиции к новой династии Хасмонеев. Ессейские писатели в своих книгах с негодованием говорят о моральном упадке царей-первосвященников, обвиняя их в насилии, ограблении бедняков и во всевозможных пороках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют «верой». Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с «верой», а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же «Катехизис сабба-тиан», сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. «Восход». 1884. 6). В нем значится, что «мир существует только для верующих» (то есть для них самих) и что «не составляет преступления в глазах Бога – убить верующего, разоблачившего тайны своего учения». Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно не блещет этикой (Хасидизм – учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал «Зо-гар», по которому и гадал. Его учение – обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт «цадиков», праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. «Восход», 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. «Они, – говорит их обличитель Яков Эмден, – разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии» (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. «Восход». 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860–1941) -еврейский историк. Главный труд- «Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени». В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. «О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе» (С. Дубнов. История хасидского раскола. «Восход». 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что «между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков» (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010