Никиты великомученика, за Яузой, на Швивой Горке, построена в XVII веке. Приделы: 1) Благовещенья Пресвятой Богородицы; 2) Преподобного Онуфрия Великого и Петра Афонского; 3) Благоверной княгини Ольги. Никиты великомученика, в Старой Басманной, построена в 1517 году, а перестроена в 1751 году. Главный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Рождества Иоанна Предтечи; 2) Великомученика Никиты. Никиты великомученика, в Старых Толмачах, на Кузнецкой улице. Первоначально была построена в 1693 году, а в 1863 году перестроена. Главный храм в честь Сретения Господня. Приделы: 1) Великомученика Никиты; 2) Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Николая Чудотворца, на Пупышах, близ Комиссариата, построена в 1731 году. Главный храм в честь Смоленской иконы Богоматери, Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Здесь находится и сама чудотворная икона Богоматери, прославившаяся в XVII столетии 114 . Николая Чудотворца, Красный звон, в Юшковом переулке, перестроена в 1691 году, возобновлена в 1858 году. Приделы: 1) Зосимы и Савватия; 2) Рождества Пресвятой Богородицы. Николая Чудотворца Явленного, на Арбатской улице. Первоначально построена в 1689 году, а потом в 1846 году перестроена. Приделы: 1) Божией Матери Ахтырская; 2) Покрова Пресвятой Богородицы; 3) Митрофания Воронежского . В сем храме чудотворные иконы: Ахтырской Божией Матери и Святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, у Боровицких ворот (Стрелецкий), построена в 1682 году Приделы: 1) Богоявления Господня; 2) Великомученика Евстафия. Николая Чудотворца, в Подкопаях, близ Солянки, когда первоначально построена, неизвестно, а перестроена и освящена в 1700 году. Приделы: 1) Казанской иконы Божией Матери; 2) Димитрия Ростовского . При сей церкви Антиохийское подворье. Николая Чудотворца, на Курьих ножках, на Молчановке, когда построена неизвестно. Придел во имя Великомученицы Екатерины. Николая Чудотворца, в Драчах, на Содовой улице, близ Сухаревой башни, построена в 1688 году. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Со времени основания А. м. управлялся игуменами. До учреждения штатов и секуляризации монастырских имений в Малороссии в 1786 г. А. м. принадлежало ок. 1547 дес. земли. Крестьяне, проживавшие на монастырских землях, должны были отбывать «послушенство» в пользу мон-ря (обычно 3 дня в неделю). Главной святыней А. м. была находившаяся в юж. приделе Троицкого собора местночтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принесенная в обитель до 1787 г. Летом 1788 г. А. м. был закрыт, насельники переведены в Куряжский муж. мон-рь Харьковской губ. В нояб. 1788 г. Троицкий собор был обращен в приходскую церковь, др. храмы обители разобраны, все имущество мон-ря распродано. При Троицкой ц. была оставлена необходимая церковная утварь, а также чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По ходатайству Харьковского еп. свт. Иннокентия (Борисова) указом имп. Николая I от 31 окт. 1842 г. А. м. был возобновлен со статусом пустынножительного на средства жителей Ахтырки и окрестных помещиков, пожертвовавших 65 дес. земли и 23 тыс. р. 3 июля 1843 г. состоялось открытие мон-ря с участием еп. Иннокентия, военного губернатора Харькова и губернского предводителя дворянства, а также многочисленных паломников. Из Покровского собора Ахтырки крестным ходом в мон-рь принесли чудотворную Ахтырскую икону Божией Матери . Начиная с 24 апр. 1844 г. ежегодно, в субботу Пятидесятницы, совершался крестный ход из города в А. м. с Ахтырской иконой, перенесение иконы обратно в Покровский собор крестным ходом совершалось в день Всех святых. Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал иером. (впосл. архим.) Сергий, трудами к-рого были построены теплый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в братском корпусе, каменный и 3 деревянных братских корпуса. В 1852 г. к Троицкой ц. были пристроены приделы: Благовещения Пресв. Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В А. м. был сооружен храм во имя прп. Сергия Радонежского, вокруг мон-ря возведена каменная ограда с башнями. За монастырской оградой открылись 3 гостиницы для паломников, церковноприходская школа, в авг. 1884 г.- больница и столовая. В монастырском хозяйстве процветало пчеловодство, скотоводство, слесарное, бондарное и сапожное ремесла.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Илейкино. Часовня Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня в деревне Илейкино стоит на месте ключа. Часовня была построенна на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. Святой источник в честь иконы Ахтырской Божией Матери освящён 15 июля 2002 года священниками отцом Константином и отцом Дмитрием. Источник: Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. 2007 В деревне Илейкино на месте ключа стоит часовня, построенная на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная, на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев. Разрушена в советское время. В настоящее время часовня в Илейкино отстроена вновь и приписана к приходу села Луковниково. По материалам издания Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия. Источник был освящен монахами Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в середине XVIII века. В то время в расположенном неподалеку от источника селе Луковниково, относящемся к монастырю, разразился страшный мор. Монахи освятили ключ во имя Ахтырской иконы Божией Матери и заставили жителей деревни пить родниковую воду. Все выпившие воду из святого источника немедленно выздоравливали. С того времени слава чудесные свойства воды из источника Ахтырской иконы пресвятой Богородицы пошла по всей России.

http://sobory.ru/article/?object=22611

Разделы портала «Азбука веры» А.М. Любомудров — научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги «Знамения Божии от святых икон. 1991–1996». Знамения минувших столетий Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого «бесов отгоняти и вся недуги исцеляти». Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону» 1 . Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро – вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего. История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

С давних времён жители города Астрахани, с разрешения монастырского начальства, носили эту святую икону по своим домам для освящения их и молитвы перед нею. Не останавливало их и то, что долгое время не было на это разрешения епархиального начальства, и только в 1893 году Астраханский епископ Павел (Вильчинский) дал на то своё благословение: «отпускать святую икону из обители во всякое время в сопровождении благочестивого иеромонаха с послушником и с подобающей святыне церковной честью». Из других святынь обители можно назвать: Икону «Явление Воскресшего Спасителя апостолам» (Уверение апостола Фомы), которая была раньше главною святынею упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. Эта икона, как и чудотворный образ Покрова Божией Матери, находилась в иконостасе соборного храма Покрово-Болдинского монастыря. Фёдоровская икона Божией Матери, точная копия с чудотворного образа, находившегося в городе Костроме. Икона Божией Матери «Споручница грешных», точная копия с чудотворного образа, находившегося в Николаевской Одриной пустыни, близ города Карачева Орловской губернии. Ахтырская икона Божией Матери, вторая чтимая святыня упразднённого Воскресенско-Болдинского монастыря. В обители находились два креста: восьмиконечный среброзолочёный и четырёхконечный серебряный, со вложенными в них: частицей животворящего древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников – Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Никифора, патриарха Цареградского, великомученицы Евфимии Всехвальной, благоверного князя Михаила Муромского и Преподобного Григория, иконописца Печёрского. Оба креста были вставлены в икону, на которой изображались святые. Был в обители ещё один небольшой образ святого архистратига Михаила с находящимися в нём частицами мощей неизвестных святых. Ежегодно около Преполовения Святой Пасхи, накануне этого праздника или на другой день, из Покрово-Болдинского монастыря направлялся крестный ход на Чумной бугор, находящийся к востоку от обители. Этот крестный ход совершался в память о престольном празднике Воскресенской Болдинской пустыни, присоединённой к Покровскому монастырю в 1823 году.

http://sobory.ru/article/?object=41153

По сторонам горнего места, на особых подставках, расположены следующие иконы: Ахтырская Божия Матерь, в серебряном окладе, XVIII века. Моление Св. Отцев ко Господу богу и Богородицы о всем мире. («Боголюбская Б. М.»), ярославского письма конца XVII века. Большая икона Тихвинская Божия Матери, в богатом серебряном окладе. Вход Господень в Иерусалиме, ярославского письма XVIII века. Покров Пресвятой Богородицы, московского письма XVII века. Спас Нерукотворенный, в серебряной ризе, начала XVIII века. Иверская Божия Матерь, в серебряном окладе. Складень с иконою Божией Матери Казанская, в серебряном окладе, с цатою, украшенною цветными камнями. На скворцах складня изображены Св. Троица, благовещение, рождество Христово, Крещение Господне и Преображение, письмо конца XVII века. В алтаре, на горнем месте, на особом аналогии помещена икона Воскресения Христова, Иерусалимской работы, пожертвованная Патриархом Дамианом в 1909 году. На тыльной стороне иконостаса: Св. Троица под дубом Мамврийским, письмо конца XVI века. Ангел хранитель, современного письма. Три иконы с двунадесятыми праздниками, ярославского письма XVII в., врезанные в новые диски; на одной изображены: Сретение, Крещение, Сошествие Св. Духа на Апостолов и успение; на другой: Благовещение Пресв. Богородицы, рождество Христово, Воскресение и Вознесение Господне и на третьей: Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Введете во храм Пресвятой Богородицы и рождество Пресвятой Богородицы. Деисус поясной, в серебряных венцах. Две иконы: архидиакон Стефан и архидиакон Филипп, обе московского письма XVI века. Большой образ Нерукотворенного Спаса, в серебряной ризе. Казанская Божия Матерь, письмо XVII века. Священномученики Антипа, Тихон и Феодор Тирон, письмо XVII века. В жертвенном отделении: Над жертвенником – икона Воскресения Христова с праздниками, в серебрянкой ризе и окладе, письмо XVII века. Св. Диаконы Лаврентий и Евпл, московского письма XVI века. Над южной входной дверью икона «Святое Отечество», московского письма XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребренике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб святителя был поставлен в алтаре нижней церкви обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом. В 1978 году святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры. Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы. С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу. Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения - в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена. Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

http://sobory.ru/article/?object=14144

История Православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царево- кокшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление» – Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» – Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апр. 1662 плакала Ильинско- Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконописец Иоанн, которому отдана была икона на поправление, имел у себя младенца, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил сею водою больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной силе. Одно из них особенно замечательно по своей исторической достоверности. Жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твоё имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На сие Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать имение по церквам и нищим, дабы творили молитвы о твоём спасении». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находится в Харьковской губернии, в городе Ахтырке, в Соборной Церкви. На сей иконе изображается Божия Матерь, молящаяся пред распятием. 2.07. Пожайская В десяти верстах от города Ковно, на живописном берегу р. Немана, находится Пожайский Успенский мужской монастырь, основание которого относится к 1662–1674 годам. Монастырь устроен на урочище Пожайске, почему и называется Пожайским. Замечательнейшая драгоценность монастыря заключается в чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Пожайскою. Изображение Божией Матери на холсте написано превосходно; на Её лице выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим, прибегающим к Её помощи и заступлению. Икона в овальной золочёной раме находится за левым клиросом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Покровский собор был расписан известным художником Иваном Семенович Саблуковым, который работал в Ахтырке с 1769 по 1771 г.г. По материалам: В. Воллис " К истории строительства Покровского собора " Ахтырская икона Божией Матери была обретена в г. Ахтырка Харьковской губернии 2 июля 1739 г. Священник Василий Данилов, отличавшийся своей праведной жизнью, обнаружил сияющую неземным светом икону в высокой траве во время сенокоса. На иконе была изображена Богородица, молящаяся перед распятым Господом Иисусом Христом. Икона три года хранилась у священника дома. Однажды он увидел сон, в котором Богородица велела омыть свою икону чистой водой. Священник выполнил указание, но той же ночью увидел второй сон. Ему снилось, что он идет к реке, чтобы вылить в неё воду, оставшуюся после омовения иконы. О. Василий услышал голос Божией Матери: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни её, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Священник дал испить воды своей больной дочери, которая сразу же излечилась от лихорадки. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, о. Василий перенес её в Покровскую церковь, где сам служил. Слухи о чудесах, творимых от иконы, быстро разнеслись и дошли до высочайшего двора. В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году, во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х г.г. сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодежи.

http://sobory.ru/article/?object=04966

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010