В этот день с.-х. опыт советовал всем огородникам в средней полосе России начинать прополку огородов; с этого же времени повсеместно можно было вырывать корневые овощи из гряд на продажу. В деревнях Тульской и смежных с ней губерний с летних Кузьминок выходили на покос. По степи знающие люди принимались с 1 июля искать травы, идущие на краску. 2 июля праздновали чудотворной иконы Божьей Матери «Ахтырская» «Феодотьевская», а 3 июля вспоминали св. епископа Василия Рязанского, совершавшего невиданные чудеса. Через день после летних Кузьминок – Стожары. «Мокей с Демидом в поле стоят, к Марфе (4 июля) навстречу вышли». К этому времени озимые хлеба должны были быть в полном наливе. «На Марфу озими в наливах дошли, батюшка-овес до половины урос: овес в кафтане, а на грече – и рубахи нет» (см.: Андрей Налива). 4 июля празднование Галатской иконы Божией Матери, 5 июля икона Божией Матери «Домостроительница». За Марфиным днем приходил Афанасьев день. «Афанасьев день – месяцев праздник»: в этот день крестьяне смотрели, как ведет себя месяц. Если ясен месяц – к хорошему урожаю, к ладной уборке хлеба. «В шестый день (июля) Сысоев день. Сисой лицем светлеет, в седьмый день Фома Малеин, як снег, белеет», по выражению южнорусского простонародного месяцеслова, записанного Бессоновым. 7 июля – Влахернская икона Божией Матери. 8 июля Каплуневская икона Божией Матери и Ярославская икона Божией Матери. Если к 8 июля – к «летним Прокопам» (Прокопьев день) – примется поспевать черника-ягода, то надо, благословясь, о жнитве думать: время-пора. Существовало предание, что в этот день «является сама собой камаха, красна червец». В старину говорили, что «камаха» заносится ветрами в наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретился, подкатывается в ноги. Кто будет таким счастливцем в этот день, – быть во всем у того полному благополучию круглый год. «Тому камаха в руки дается, кому на роду написано!» В этот же день праздновали верных и любящих супругов Петра и Февронью, затем следовал Панкратий Ягодник – 9-й день страдногрозового месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» . Празднование этой иконе было установлено в 1688 году. Сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, страдала от раны в боку. На молитве она услышала голос: «Почему ты не прибегаешь к общей для всех Целительнице?» И при этом была указана икона Богородицы в храме Преображения, именуемая «Всех скорбящих Радость». Евфимия отслужила там молебен и получила исцеление. Другая икона прославилась в Петербурге. В 1888 году, 23 июля, в часовню ударила молния, разрушила и разбила столб, к которому была прикреплена кружка для пожертвований. Но святыня сохранилась невредимою, а из кружки 12 мелких медных полушек прилепились к иконе: так она с ними и осталась. После на этом месте был выстроен (за Невской заставой у Стеклянного завода) чудный храм, в котором помещена была чудотворная икона. На ней Заступница изображена в полный рост с распростертыми в стороны руками, как бы обнимающими страждущих; внизу направо и налево от Нее больные, бедные, нагие, старые. Ангелы сверху их покрывают. По сторонам главы Богородицы – надписи: «Нагим одеяние», «Больным исцеление». Праздник иконе 24 октября; в С. – Петербурге – 23 июля. АХТЫРСКАЯ икона Божией Матери называется так по имени города Ахтырки Харьковской губернии 52 . Она изображает Божию Матерь молящеюся пред Распятием Спасителя и Сына Ее. Обретена была священником этого города Василием Даниловым в 1739 году, во время кошения им травы на огороде. Три года икона стояла в его доме, а после нескольких чудес от нее была перенесена в храм Покрова Божией Матери. Но против священника началось гонение. Синодом и от царицы Елисаветы было назначено следствие; но оно полностью подтвердило всю правду знамений: отец Василий был освобожден от судебного за ним надзора; и икона, через пять лет после ее обретения, была особым указом объявлена чудотворною. А в скорости совершилось новое знамение. Баронесса, вдова, Елизавета фон Вейдель на пути в С. – Петербург заболела в Ахтырке. Глубоко верующая, она горячо молилась пред святою иконою об исцелении. Но Божия Матерь явилась ей во сне и объявила, что она умрет через пять дней. Болящая со скорбью напомнила Богородице, что у нее две сиротки девочки. Но Заступница сказала: «О детях твоих не заботься: Я буду для них попечительницею». И даже повелела матери раздать все имущество бедным. Раба Божия сообщила все духовнику и повиновалась. В назначенный день она скончалась. А девочки ее были взяты царицею ко двору и в свое время были выданы замуж: одна за графа Панина, а другая за графа Чернышева. В списке чудес это знамение было уже записано под номером 209. Празднуется икона 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Благоволите Ваше Высокопреосвященство принять выражение моего глубочайшего уважения и о Господе Иисусе Христе сыновней преданности и осените молитвенным святительски-отеческим благословением смиренно преклоненную мою главу». Наконец из села Высочиновки писал мне от 15-го числа А.Ф. Ковалевский: «Почтенное письмо ваше от 5-го сего декабря и посылку с книгой и рукописью акафиста П. Б. Троеручице я получил. Приношу Вам усердную мою благодарность за память ваши обо мне и за все милости ваши мни присно являемые не по моему достоинству. Да воздаст Вам за это Господь Бог ! Всегда молю Его о вашем здравии и спасении. Насчет акафиста П. Б. Троеручице в Белобережскую пустынь по предложению вашему отнестись не могу, ибо она уже раз отказала мне на подобное предложение. Владычица указывает сему акафисту иной путь. Я послал его на Афон, в русский Пантелеймонов монастырь. Там был сего лета Сербский Митрополит Михаил 1816 , и Афонцы показали ему сей мой акафист, так как икона эта особенно чтится в Сербии. Митрополиту Михаилу акафист понра- —126— 1883 г. вился, он велел его себе списать и говорил, что будет хлопотать о его издании, чего Афонцы очень желают. Теперь же присланную Вами рукопись с поправками цензора, я тоже посылаю в Афонский Пантелеймонов монастырь и предлагаю им, не угодно ли им будет на том основании, что икона эта Афонская, обитель же их тоже Афонская, представить акафист сей от себя в С-Петербургский цензурный комитет, отцу архимандриту Тихону, и попросить его об одобрении его к печати. И если это последует, то усердно прошу и Ваше Высокопреосвященство оказать милостивое содействие ваше к успешному исходу этого дела, ко славе имени Царицы Небесной. Изданный Афонцами акафист этот скоро станет известен почитателям св. иконы Троеручицы, ибо им более всего и подобствует его издать. Благодарю Вас и за доброе участие ваше в разрешении службы в честь иконы Ахтырской Божией Матери. О разрешении ее мне писал Святогорский отец архимандрит Герман, по просьбе которого я ее написал, и который через брата своего в С-Петербурге живущего, хлопотал о ней в цензуре. Оно давно следовало бы нашей Харьковской епархии иметь эту службу своей главной местной святыни и слава Богу, что теперь это исполнилось, и что именно Вам судил Господь в сем послужить Царице Небесной Ахтырской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При нем же в монастырь поступили пожертвования - 15 т. руб. деньгами и 100 дес. земли. Но важнейшим делом в Бозе почившего была забота о признании св. иконы «Всех скорбящих Радость» чудотворною. Издревле чтимая благоговейными христианами, она привлекала их к себе и в те печальные годы, когда Ахтырский монастырь лежал в развалинах: усердные богомольцы, местные и приходящие из дальних стран России, ежегодно посещали Троицкий храм, в коем она хранилась. Предания о чудесах, явленных иконою «Всех скорбящих Радость» до закрытия монастыря и несколько явлений чудотворной ее силы после его возобновления, чему архимандрит Сергий был очевидцем-свидетелем, вызвали в нем решимость войти с представлением к преосвященному Харьковскому Макарию и просить его ходатайства пред Святейшим Синодом, дабы благоволено было «объявить о ней православным христианам по всей Росии и признать ее за истинно-чудотворную, яко же и многия. Порадоваться успехом этого богоугодного дела не суждено было маститому настоятелю монастыря: уже по кончине его, указом Св. Синода, от 13 февраля 1804 года за 171, преосв. Макарию было предписано представить сведения о событиях чудесных исцелений пред иконою Божией Матери в Троицком Ахтырском монастыре, более замечательных и, по признанию епархиальным начальством, вполне достоверных, помещать в издаваемом при Харьковской семинарии журнале «Духовный Вестник». Из предания, занесенного иноками в летопись монастыря, видно, что икона «Всех скорбящих Радость» привезена была в монастырь каким-то священником еще в первую эпоху его существования. Богоматерь на ней изображена с распростертыми руками. Два предстоящие ей ангела поддерживают с двух сторон над Ее главой корону. Писана икона на деревянной доске, коей длина 3 арш. 3 1/2 верш., ширина 2 арш. З 1/2 верш. Она стоит в южном пределе Троицкой церкви, в киоте. Крестного хода с нею не установлено. При о. Сергии же были открыты давние пещеры. Находящийся при Ахтырском монастыре с первого года его открытия, старец-инок, о. Ксенофонт, был очевидцем этого события.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Седмисвещник (за престолом) деревянный с железными ветвями и тумбою для дарохранительницы, местами вызолоченный. К ветвям были привешены 3 резные, местами позолоченные, местами посеребряные изображения ангелов, из коих средний с крестом и чашею в руках, но теперь они сняты. Пред жертвенником икона Божией Матери со сложенными крестообразно на груди руками, с преклоненной несколько главою пред Распятием (Ахтырская). Местная икона Спасатели Нерукотворенного Образа в древнем басебном окладе. Икона самая поновлена. По левую сторону царских врат икона древняя Владимирской Божией Матери под слюдою. Против левого клироса мученик Дмитрий царевич. Во 2-м ряду над образом Спаса Нерукотворенного древняя икона Казанской Божией Матери, с китайскими камнями в венце. Над образом Дмитрия царевича икона Знамения Божией Матери. В царскик вратах Архангел Гавриил и Дева Мария – резные. Колокольня. Колокольня в монастыре каменная шестиярусная, построенная отдельно от церквей, близь холодного собора к западу, когда и кем неизвестно. Вышина оной с крестом 26 сажен 72 . Бывший под сею колокольнею ледник в 1850 г. уничтожен и вся яма оного забучена камнем с заливкою известью. Все здание колокольни связано снаружи двумя железными обручами. Глава на ней устроена новая из белого железа. В 1853 году колокольня Казанского женского монастыря обновлена была существенным образом. Об этом обновлении в губернских ведомостях сообщалось так: «Величественныя здания Казанского монастыря, начатые в конце прошлого столетия, в последнее время лаяниями благочестивых ревнителей и тщанием нынешней настоятельницы монастыря, игумении Досифеи, были во многом украшены, и исправлены, а именно: в холодном соборном храме исправлены повреждения с устранением оказавшихся по времени трещин и введено отопление по способу генерал-маиора Амосова 73 ; в теплом соборном храме возвышен амвон на семь ступеней, устроен паркетный пол, позолота в церкви вся вновь очищена, и кроме того произведены другия поправки, клонящияся сколько к благолепию, столько же и к поддержанию здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Чупаховка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 2011 и 2012. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Чупаховка Координаты: 50.380016, 34.586248 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм является не только духовной жемчужиной епархии, но и её архитектурной достопримечательностью. В 2011 году было заложено основание колокольни около строящегося храма. 6 октября 2012 года храм освятил епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. На местном кладбище по инициативе главы чупаховского сельского совета Боровенькой Галины Николаевны и при спонсорской помощи директора ПСП «Десна» Кужель Александра Владимировича велось строительство часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовня названа в память о разрушенной Казанской церкви, освящена 4 ноября 2012 года. Из трудов святителя Филарета (Гумилевского): Село Чупаховка На правом берегу реки Груньки и образуемого ею озера. На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской. В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение. Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости. О храмовой Казанской иконе Божьей Матери, на которую помещица Неплюева устроила серебряную вызлащенную ризу, сохраняется предание, будто тогда, как в Москве устоялась на неё шата, что было во время моровой язвы, в том доме, где стояла икона, и в соседних местах, язва не оказывала губительного своего действия. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58022

— Сложно священнику в селе? — Мое детство прошло в сельской местности, так что никаких сложностей в этом смысле не вижу. Трагедией становится разрушение сельского быта, разрушение сельского уклада жизни в принципе. Дети вырастают и не возвращаются обратно домой, а стремятся укрепиться в городе. Они не знают, что делать дома: нет работы. Разрушается уклад жизни, взаимоотношения между поколениями, рвется крепкая когда-то межпоколенческая связь, разрушаются традиции. Это как-то особенно очевидно и болезненно стало видно за последние лет пятнадцать. Резко, в несколько раз, упало количество браков, венчаний. Никогда бы не поверил, если бы мне лет десять назад сказали, что у нас, в России, количество разводов дойдет до таких трагических масштабов! 60-70% разведенных пар — это уже трагедия… Разрушена последняя крепость — семья. А ведь во многом благодаря крепости традиции сохранился народ, люди сберегли веру, сохранили многие церковные святыни на нашей земле. Их в свое время оберегали верующие, прятали, собирались по домам, молились перед ними, а потом, когда пришло время, передали в храмы. — А в ваш храм какие иконы передали? — У нас в храме находится чтимая икона Божией Матери «Ахтырская». Она была обретена в 1816 году и располагалась в главном иконостасе, считалась чудотворной. Когда храм разоряли после 1917 года, многие иконы сожгли. Но эта икона, как и некоторые другие, уцелела. Их спрятали благочестивые прихожане. А потом, когда у нас храм открылся, вернули. Икону Божией Матери «Ахтырская» бабушка, сохранившая ее, приносила сначала в храм на время, чтобы мы помолились перед ней, а потом завещала ее нашей церкви. Другая наша прихожанка, бабушка Лена, помнит, как закрывали храм в соседней деревне — ей было лет восемь-девять. Все иконы вынесли на улицу и свалили в кучу. Кто-то брал и топил печку. Кто-то что-то использовал в хозяйстве. Один пчеловод изготовил из Тихвинской иконы Божией Матери улей. Лена, тогда еще совсем не бабушка, увидела большую икону из иконостаса, метра полтора высотой, — Богоматерь с Младенцем, и у Него — голые ножки. Лена сказала подруге: «Ну как же Он тут лежит, Он же замерзнет». И вдвоем они схватили икону и под крики сторожа: «Куда без спроса!» унесли эту очень тяжелую икону.

http://pravmir.ru/deneg-net-stroit-myi-n...

Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Недремлющее Око " , если не ошибаюсь. http://pravicon.com/icon-543 Добавлено на опознание: 2018-07-23 12:47:55 Владелец: suranenok Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: спасибо большое, очень помогли Добавлено на опознание: 2018-07-22 21:50:45 Владелец: Tim999 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Люди добрые! Помогите опознать икону. Семейная реликвия. Нигде не могу найти подобное... Ответов: 1. Последний ответ: Ахтырская икона Божией Матери. 19 век. Подробнее в разделе: http://pravicon.com/icon-14 Добавлено на опознание: 2018-07-22 20:34:36 Владелец: Sabr123 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона 19 век Ответов: 1. Последний ответ: Богоматерь с Младенцем и св. Иоанном Крестителем «Трех Радостей». 19 век. http://pravicon.com/icon-320 Добавлено на опознание: 2018-07-16 17:23:01 Владелец: Bologoe Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, Икона от прабабушки, Надписей на иконе нет Ответов: 1. Последний ответ: Вспоминайте мужские имена со стороны прабабушки.Её отца (отчество ее), мужа,брата, дяди. И должно помочь. Добавлено на опознание: 2018-07-16 11:05:43 Владелец: oskar Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: На иконе надпись (еле видно): Благословение ...whckoй Горы ...karw Пантелей мо..... Монастырь ка......... Св Т..а [Добавлено 2018-07-17 17:23:17]: Спасибо, да похожа Ответов: 1. Последний ответ: Точно не знаю, но по-моему это Иверская икона Божией матери Добавлено на опознание: 2018-07-09 14:49:20 Владелец: Naumov1973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Покров Пресвятой Богородицы. 19 век. http://pravicon.com/icon-257 Добавлено на опознание: 2018-07-09 14:47:39 Владелец: Naumov1973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Ремонтировали старый дом в Егорьевском районе Ответов: 1. Последний ответ: Икона Господа " Деисус " . Каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя. 19 век. ссылка на раздел: http://pravicon.com/icon-398

http://pravicon.com/unknown/16

Павел Иванович Плиханков родился в казацкой семье под Оренбургом. Служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. 26 декабря 1891 года его произвели в генералы. В этот же день он оставляет все, уходит от мира и вступает в братство Козельской Введенской Оптиной пустыни. Под свое окормление его взял отец Анатолий. Отец Варсонофий оставил богатое литературное наследие: проповеди, толкования на Библию, записи бесед с духовными чадами, скитские летописи, историческое описание монастыря и многое другое. 11 июля 1910 года отец Варсонофий был келейно пострижен в схиму. По наущению врагов Церкви старца перевели в Старо-Голутвин монастырь настоятелем, где он 1 апреля 1913 года скончался 67 лет от роду. Честные останки схиархимандрита Варсонофия покоятся у юго-восточной стены Введенского собора Оптиной пустыни. Ахтырская икона Божией Матери , что в Вознесенской церкви города Козельска. Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: " Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: " Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери " . Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010